Комплексное развитие вокалиста в период обучения в ВУЗе
Заказать уникальную дипломную работу- 54 54 страницы
- 61 + 61 источник
- Добавлена 14.05.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Часть 1. Теоретические аспекты профессиональной культуры вокалиста в современной системе преподавания 7
1.1 Совокупность технической и художественно-образной стороны творчества как неотъемлемое единство структуры и содержания исполнительской культуры 7
1.2 Структура певческой деятельности 19
Часть 2. Особенности комплексного развития исполнительской культуры вокалиста в системе ВУЗа 27
2.1 Специфика музыкально-педагогического процесса 27
2.2 Формирование музыкального мышления и духовно-творческих исполнительских качеств вокалиста 45
Заключение 51
Список литературы 54
С обретением устойчивых вокальных навыков темповая палитра может быть расширена до быстрых и очень медленных темпов. Это требует достаточно устойчивых вокальных навыков, а также развития других компонентов структуры певческой деятельности вокалиста.Штрихи. В учебных вокализах авторы указывают штрих, которым необходимо исполнять мелодию. Особое значение в этих упражнениях необходимо уделять тому, как штрихи связаны с характером музыки.Итак, вокализ по классическому вокалу является важным инструктивно-художественным материалом, на примере которого можно научиться воплощению музыкального содержания через богатейшие возможности певческого голоса.От распевок и вокализов можно переходить к исполнению вокальных произведений, постепенно формируя репертуар классического певца. В работе над музыкальным произведением чаще всего много внимания уделяют особенностям певческого звука, дыхания, певческой артикуляции текста и т.п..В свете направления настоящей дипломной работы, необходимо акцентировать, что на этом этапе работы техническая сторона исполнения музыки не должна полностью затмевать художественную. Именно такой методический подход является базовым для формирования комплексного подхода к развитию вокалиста в высшем учебном заведении. В завершении обзора специфики музыкально-педагогического процесса комплексного воспитания вокалиста в Вузе необходимо остановится еще на одном компоненте, вошедшем в структуру певческой деятельности. Это психологические особенности вокалиста, накладывающие отпечаток на его исполнительскую деятельности, на особенности его обучения и концертно-исполнительской деятельности.В педагогической практике опытные педагогик упоминабт о том, чтоб обучение вокалу в зрелом возрасте сталкивается с рядом психологических сложностей, среди которых –стеснение, личностные комплексы относительно звучания голоса, приводящие к зажиму мышц лица, дыхательного и артикуляционного аппарата, горла. Это приводит к неблагоприятным для вокалиста явлениям: качество звука оставляет желать лучшего, появляется быстрая утомляемость вокального аппарата, тембр голоса становится тусклым, неестественным и т.д. Подобный зажим является как следствием неправильного пения, так и отголоском психологического состояния певца. Приступая к обучению, некоторые люди испытывают сильный внутренний страх, связанный с сомнениями в том, что обучение вокалу даст результат. Собственная неуверенность в себе, либо высокая планка, которую вокалист ставит к исполнению музыки, мешает занятиям, делает их менее эффективными. Преодоление психологического барьера становится важной задачей для вокального педагога. Наряду с психологическими приемами, важную роль здесь играет увлечение процессом музыки, погружение в ее художественные возможности. Творческая атмосфера на уроках увлекает студента – вокалиста, и делает занятия намного более продуктивными.Специфика музыкально-педагогического процесса при работе с психологически зажатым вокалистом должна быть ориентирована на такие специальные установки, как:Минимация концертной деятельности. Человек, не готовый к свободному голосоведению в классе, еще более зажмется на сцене, осознавая собственные недостатки. Это спровоцирует лишь усиление комплексов, и отдаляет методическую цель педагога: снятие психологических и мышечных зажимов певца.Выполнение специальных релаксационных упражнений в начале занятия, ориентированных на расслабление голосового и дыхательного аппарата вокалиста.Таким образом, методы и формы работы на уроках вокала, которые были заложены представителями зарубежной и отечественной вокальной школы, сохраняют актуальность вплоть до настоящего времени. Однако, современная исполнительская культура и принципы гуманистически ориентированной педагогики диктуют необходимость пересмотра подхода к их реализации в педагогической практике. Ни один из параметров певческой деятельности вокалиста не должен быть самодовлеющим, и главнейшим ориентиров должно быть художественное исполнение произведение. Рассмотрим специфику формирования музыкального мышления и духовно-исполнительских качеств вокалиста в следующем разделе дипломной работы.2.2 Формирование музыкального мышления и духовно-творческих исполнительских качеств вокалистаВ разделе 1 первой части дипломной работы мы рассматривали теоретические аспекты музыкального мышления, его виды, и дали определение музыкального мышления вокалиста на основе определения психолога Р. Кадырова. Во второй части рассмотрим практические аспекты формирования музыкального мышления вокалиста в период обучения в ВУЗе.Спецификой формирования основ музыкального мышления вокалиста является профессионально-практическая его ориентация. Неоднократно было подчеркнуто, что отрыв технических, исполнительских приемов от художественной стороны приводит к неблагоприятным последствиям. Необходимо отметить, что тоже самое можно сказать и в отношении абсолютизации значения развития музыкального мышления. Если выразительные средства музыки в сознании певца никак не связаны с его профессиональными навыками, приемами вокальной техники, то его исполнительская трактовка оставляет желать лучшего. Вокалист может овладеть в совершенстве техникой, при условии таланта и чуткого педагогического руководства, но при этом его исполнение отличается формальностью, возможно – отсутствием вкуса, оно мало интересно для публики и говорить об интерпретации в этом случае вряд ли возможно. Техническая сторона исполнительского процесса полностью затмевает художественную. Для того, чтобы избежать подобных явлений, необходимо синтезировать развитие музыкального мышления певца с конкретными профессионально-техническими навыками, создавая прочную базу для его комплексного развития.Для формирования музыкального мышления студента в ВУЗе большое значение имеет тщательно продуманный план произведений, которые будут освоены в классе по специальности. Формируя оптимальный репертуар, способствующий достижению поставленных при обучении целей и задач, необходимо соблюдать следующие принципы:Важным требованием является исполнение музыки различных исторических эпох, ознакомление с музыкальной культурой Нового времени, романтизма и XX века в собственном исполнительском процессе. Каждая из эпох в истории мирового музыкального искусства – это своя стилистика, свой образный мир, а также определенный набор технического арсенала певца. Осваивая репертуар, необходимо обращать внимание как на содержание произведения, его выразительные средства, так и профессиональные умения вокалиста, которые необходимы для достижения совершенно звукового результата.Художественное содержание является главным критерием для репертуара певца, оно должно ставить высокую планку для исполнителя, формировать его музыкально-эстетический вкус. В работе над произведением в классе по вокалу необходимо всегда совмещать ориентацию на определенные музыкально-выразительно с осознанием художественной цели, с которой они применены в исполнительской практике.Стилевая грамотность исполнения репертуара. Певец должен подчеркнуть в пении различные черты, присущие данному композитору, времени, эпохе. Для этого необходимо познакомиться с другими сочинениями автора, изучить стилистику произведения в контексте творческого пути. Это оказывает значительное влияние на развитие музыкального мышления студента – вокалиста.В репертуаре начинающего певца должны присутствовать различные по художественному содержанию произведения. Это позволяет показать разные возможности голоса, научиться воплощению различных эмоций, чувств, настроений, типов характера. В практическом освоении репертуара, в живой исполнительской практике наиболее эффективно и плодотворно происходит формирование исполнительской культуры студента – вокалиста и развитие его музыкального мышления.Наряду с развитием музыкального мышления, представляется необходимым сказать о специфике развития духовно-творческих исполнительских качеств вокалиста. В контекстесовременных представлений о музыкальности, необычайно важным является развитие эмоциональности, внутреннего мира музыканта, который впоследствии найдет свое творческое претворение в исполнительской интерпретации. Данный подход основан на развивающем, деятельностно-творческом подходе в образовании, который Эльконина. Педагоги и психологи считают важным для формирования успешной личности такой подход, который обеспечивает установку на личностный рост, формирование умения мыслить, а также адекватно оценивать собственную деятельность. Стимулирование интеллектуальных, волевых и личностно-духовных качеств студента – вокалиста возможно с применением таких методических приемов, как:Введение творческих заданий в практику обучения. По В. Давыдов и Д. Эльконину личность только тогда развивается стремительными темпами, когда все ее жизнь превращается в процесс творчества. Примеров таких творческих заданий может быть множество – спеть романс от лица различных персонажей (самоуверенно или робко, нежно или агрессивно), придумать новый слог для распевки, которую необходимо повторить, закрепить и т.п.Беседа, творческий диалог, в процессе которого педагог может увлечь студента собственным творческим примером. Не посвящая данной форму взаимодействия все занятие, педагог может выделить время на уроке для того, чтобы рассказать о конкурсе, концерте или другом мероприятии, интересном с профессиональной точки зрения. Ведь одним из определяющих факторов для создания творческой инициативы у обучающегося является пример педагога. Если преподаватель дает пример высокой культуры исполнения, глубоких знаний в различных областях искусства, то студент начинает «тянуться», стремится к новым знаниям, пополнению своего творческого, интеллектуального багажа.Прослушивания, классные часы, на которых студенты сами формулируют критерии для оценки исполнения, учатся оценивать друг друга, выносят для себя пользу от прослушивания хорошего исполнения, на которое стоит равняться. анализ музыкально-исполнительской деятельности (на уроке, после концерта или спектакля, просмотра видео и т.п.). Успешный исполнительский опыт выдающихся вокалистов является важнейшей творческой школой для студентов. Осуществляя формирование духовных, личностных качеств студента – вокалиста можно ориентироваться на систему профессионально-значимых качеств, сформулированных в диссертационном исследовании М.В. Поповой:интеллектуальные качества (аналитичность, сосредоточенность, креативность), волевые качества (целеустремленность, ответственность, настойчивость), эмоциональные качества (эмоциональная активность, впечатлительность).Структура значимых личностных качеств вокалиста представлена на рисунке 2:Рис. 2.Схема значимых личностных качеств вокалиста.Творческая, эмоционально-насыщенная атмосфера должна способствовать не только личностному росту, но и комплексному профессиональному становлению вокалиста. Обратим внимание, что все творческие задания, которые были приведены в пример, напрямую взаимосвязаны с развитием профессионального мастерства, вокальной техники. Обращаясь к эмоциональному миру студента, мы делаем это на основе знакомого ему музыкального сочинения. Пробуя реализовать свои актерские качества, студент поет знакомый материал от лица скромницы, или хулигана, агрессивно настроенного военного или любящей матери. Способы реализации данной творческой задачи могут быть различны – это и мимика, и жесты, и конечно – музыкальная интонация. Раскрывая свой эмоциональный мир, студент одновременно ищет в своем вокальном арсенале возможности для передачи того или иного содержания музыки. Во второй главе дипломной работы было показано, как задачи развития музыкального мышления и духовно-личностного воспитания можно совместить с развитием музыкальных способностей и профессиональных качеств. Именно такая методология необходима для комплексного развития студента – вокалиста, для создания базы для его самостоятельной исполнительской деятельности.ЗаключениеВ современной системе преподавания различных дисциплин очевидно стремление к созданию строгой, научно обоснованной методики – педагогической технологии. Аналогичные процессы возникают и в области музыкальной педагогики, хотя пока сложно говорить об унификации принципов, приемов преподавания той или иной дисциплины на различных ступенях обучения. Музыкальное искусство вообще, и исполнительское искусство вокала в частности сложно уложить в строгие рамки. Традиционно, методика преподавания вокала строилась как передача опыта от поколения к поколению, и построена сугубо на индивидуальном обучении. Эта тенденция отчасти сохраняется и по сей день, ведь обучение вокалу – это профессиональный и личностный контакт с преподавателем.Тем не менее, существуют определенные универсальные закономерности вокального обучения, которые не зависят от школы, преподавателя, студента. Эти закономерности можно наблюдать в различных стилевых и национальных условиях. В дипломной работе была осуществлена попытка систематизировать эти закономерности, выявить общие черты и общие проблемы во взглядах на преподавание вокала в ВУЗе.В результате теоретического обзора литературы по музыкальной психологии, психологии и философии, а также на основе ее аналитического обобщения в первой главе дипломной работы было сформулировано определение музыкального мышления вокалиста, осуществлена систематизация структуры певческой деятельности. Рассматривая теорию и практику преподавания в ВУЗе, мы отметили в методике русской школы вокала две ведущие тенденции. Первая связана с тем, что у студента воспитывают основы профессионального мастерства. К ним относятся такие значимые для исполнительской культуры вещи, как работа с голосом, дыханием, артикуляцией. Не менее значимым считаются общие музыкальные способности студента слух, ритм, память. Другая тенденция в методике вокала направлена на развитие музыкально-эстетического вкуса, музыкального мышления, актерских способностей. В двух указанных направлениях выработаны методы, приемы работы, которые могут послужить основой для формирования единой системы преподавания вокала в ВУЗе.Однако в контексте развития современной педагогики, с ее направленностью на комплексное формирование личности и интеграцию различных дисциплин, очевидна необходимость сближения двух тенденций. Для этого необходимо разработать практико-ориентированную и направленную на гармоничное развитие различных сторон вокалиста методологию.В связи с этим во второй главе работы мы обратились к рассмотрению на практике подхода, предполагающего воспитание профессиональных качеств вокалиста в комплексе. Был приведен ряд примеров того, как возможно реализовать в живой педагогической практике принцип единства всех сторон воспитания вокалиста в ВУЗе. Важнейшая основа такого подхода - это осознание главной цели процесса обучения: формирования комплекса певческой деятельности в единстве его компонентов.Одной из проблем обучения в ВУЗе является «отрыв» различных сторон профессиональной работы. На специальности студент работает над совершенствованием голоса и формированием репертуара. Зачастую лишь педагог знает, с какой целью в репертуар введено то или иное произведение. Цель исполнения сочинения, а иногда и его характер, и знания о композиторе и стиле оказываются не востребованными. Абстрактная работа над голосом превращается в самоцель, и после окончания ВУЗа студент оказывается не готовым к самостоятельной работе. Как осуществить интерпретацию своими силами, если при владении голосом нет понимания того, для чего в музыке используются те или иные средства, если нет опыта самостоятельного прочтения произведения? Сделать это чрезвычайно затруднительно. Нужно владеть знаниями о музыке, иметь развитые общемузыкальные способности, и конечно,певческий, исполнительский аппарат. Для этого необходимо совместить различные приемы для формирования технического мастерства певца и его исполнительской культуры, эстетического вкуса, личностных качеств. В дипломной работе на основе достижений современной педагогики развивающего обучения, были показаны пути реализации индивидуально – творческого подхода, что позволило подтвердить основную гипотезу работы.Цель и задачи дипломной работы выполнены.Список литературыАбдуллин, Э.Б. Методика музыкального образования [Текст] / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под общ. ред. М.И. Ройтерштейна. - М.: Музыка, 2006. - 336 с.Акеева, З. Нарушения и восстановительное лечение голоса у вокалистов [Текст] / З. Акеева. - М.: Медгиз, 1985. - 146 с. Ангуладзе, Н. Homocantor: Очерки вокального искусства [Текст] / Н. Ангуладзе. - М.: АГРАФ, 2003. - 244 с. Арановский, М.Г. Мышление, язык, семантика[Текст] / М.Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления. Сб. Ст. Сост. М.Г. Арановский. - М.: Музыка, 1974. - С. 57-71.Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1, 2.[Текст] / Б.В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1971. - 376 с.Багадуров, В.А. Очерки по истории вокальной педагогики / В.А. Багадуров. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. – 268 с.Барсова, Ю.А. Вокально-педагогические принципы М.Ю. Глинки [Текст] / Ю.А. Барсова. – Л.: Музыка, 1967. – 65 с.Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.Библер, В.С. Мышление как творчество (введение в логику мысленного диалога)[Текст]/ В.С. Библер. – М.: Политиздат, 1975. – 399 с.Бочкарева, Л. Что должен знать обучающийся сольному пению [Текст] / Л.И. Бочкарева. - М.: Просвещение, 1987. - 124 с.Брушлинский, А. В. Психология мышления и кибернетика[Текст] / А.В. Брушлинский. - М.: Мысль, 1970. - 190 с.Бучель, В. Технология мембранно-резонансного пения [Текст] / В. Бучель. - М.: Музыка, 2007. - 262 с. Варламов, А. Полная школа пения [Текст] / А.Е. Варламов. - Спб.: Лань, Планета музыки, 2008. - 120 с.Вейс, П.Ф. О трех сторонах творческого музыкального мышления детей. И Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы[Текст] / П.Ф. Вейс / Тезисы VI научной конференции. - М.:НИИ ХВ, 1982. - С 245-247.Виардо, П. Упражнения для женского голоса [Текст] / П. Виардо. - М.: Искусство, 1994. - 214 с.Вишневская Г.П. Галина. История жизни [Текст] / Г.П. Вишневская. – Чимкент: МП «Аурика», 1993. – 576 с. Вопросы вокальной педагогики: Статьи и очерки [Текст] / Сост. Д. Г. Евтушенко. - Вып. 3. - М.: Музыка, 1967. - 152 с.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя[Текст] / ЛС Выготский. Изд. 3-е. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.Гарсиа, М. Школа пения: в 2-х ч. [Текст] / М. Гарсиа. Часть 2. - М.: Музыка, 1956. – 244 с.Глубоковский, М.Н. Гигиена голоса. Для артистов, учителей, любителей пения, ораторов и проповедников [Текст] / М.Н. Глубоковский. – М.: книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 128 с.Горяйнов, Ю.С. Г.Я. Ломакин [Текст] / Г.Я. Ломакин. - Белгород: Везелица, 1993. - 240 с. Григорьев, А. Осознанное пение. Постановка голоса по системе А. Мишуги и М. Микиши [Текст] / А.И. Григорьев. – М.: Музыка, 2003. – 140 с.Давыдов, В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Интор, 1996. – 544 с.Давыдова, Г.Е. Развитие музыкально-эстетического кругозора у будущих драматических актеров на занятиях по дисциплине «Вокальное искусство» [Текст] / Г.Е. Давыдова. Автореф. канд. дис. – Тверь, 2011.Данилюк, А.К. и др. Концепция духовно-нравственного воспитания гражданина России [Электронный ресурс]. URL: http://www.r-komitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn (дата обращения 03.12.2014).Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л. Б. Дмитриев. - 2-е изд. - Москва : Музыка, 1996. – 368 с.Дмитриев, Л. Солисты театра «Ла Скала» о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения [Текст] /Л.Б. Дмитриев. - М.: Молодая гвардия, 2002. - 188 с. Дюпре, Ж. Искусство пения [Текст] / Ж.Дюпре. – М.: Музыка, 1955. – 322 с.Емельянов В. В. Развитие голоса: Координация и тренаж [Текст] / В.В. Емельянов. - Спб.: Лань, 1997.Емельянов, В. Методика координационно-тренировочного этапа вокальной подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе [Текст] / В.В. Емельянов. Автореф. … канд. пед. наук. - Екатеринбург: УрГПУ, 2005. - 22 с.Емельянов, В. О переходе от пения к речи и обратно у актеров музыкальной комедии [Текст] / В.О. Емельянов // Методические указания научно-методического совета по вокальному образованию. - Москва: ЦНМК ГУУЗ МК РСФСР, 1983. - С. 4-8. Емельянов, В. Проблемы формирования и применения вокально-педагогической терминологии [Текст] / В.О. Емельянов // Перспективы развития вокального образования. - Москва: ЦНМК ГУУЗ МК РСФСР, 1984. - С. 73-77. Кадыров, Р.Г. Музыкальная психология [Текст] / Р.Г. Кадыров. Электронные источники, режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=215 (Дата обращения, 15.03.2014).Карелин, В. Новая теория в постановке голоса [Текст] / В.А. Карелин. - Л.: Музыка, 1984. - 128 с.Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта [Текст] / М.В. Кларин. - М.: Знание, 1989. - 80 с.Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание[Текст] / И.С. Кон.- М.: Политиздат, 1984. - 335с.Кравченко, А. Секреты бельканто. Книга для начинающих певцов [Текст] / А.М. Кравченко. - Симферополь: райотдел Крымского комитета по печати, 1993. – 178 с.Левидов И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии [Текст] / И. Левидов. - М.: Искусство, 1939. -160 с.Менабени, А.Г. Методика обучения сольному пению [Текст] / А.Г. Менабени. М.: Просвещение, 1987. – 87 с.Моисеев, Ч. Дыхание и голос драматического актера [Текст] / Ч. Моисеев. - М.: Музыка, 1974. -162 с. Монахов, В.М. От традиционной методики к новой технологии обучения [Текст] / В.М. Монахов. - М.-Тула: Будрус, 1993. - 143 с.Морозов, В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники [Текст] / В.П. Морозов. – М.: Искусство и наука, 2002. – 496 с.Морозов, В.П. Тайны вокальной речи [Текст] / В.П. Морозов. – Л.: Наука, 1967. – 208 с.Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога [Текст] / Г.Г. Нейгауз. – М.: государственное музыкальное издательство, 1958. – 263 с.Олешков, М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации [Текст] / М.Ю. Олешков // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. - Екатеринбург: РГППУ, 2005. - С. 5-19.Петрушин, И.В. Музыкальная психология[Текст] / И.В. Петрушин. – М.: Академический проспект, 2006. – 400 с.Подуровский, В.М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений[Текст] / В.М. Подуровский, Н.В. Суслова. – М.: Владос, 2001. – 320 с.Попова, М.В. Формирование личностных качеств студентов – вокалистов в вузах культуры и искусств [Текст] / М.В. Попова. Автореф. канд. дис. – М., 2008. – 31 с.Проблемы музыкального мышления. Сб. Ст. [Текст] /Сост. М.Г. Арановский. - М.: Музыка, 1974. - 336 с.Прянишников, И.П. Советы обучающимся пению [Текст] / И.П. Прянишников. - Спб.: Лань, 2013. - 144 с.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.Сидорова, М.Б. Формирование профессиональной культуры вокалистов в процессе подготовки в вузе культуры и искусств [Текст] / М.Б. Сидорова. Автореф. канд. дис. – М., 2005. – 32 с.Стоковский, Л. Музыка для всех нас[Текст] / Л. Стоковский. - М.: Сов. композитор, 1963. - 378 с.Стулова, Л.Н. Вопросы вокального воспитания актера драматического театра [Текст] / Л.Н. Стулова. - М.: Искусство, 1974. – 100 с.Фучито, С. Искусство пения и вокальная методика Э. Карузо [Текст] / С. Фучито, Барнет Дж. Бейер. – Спб.: Композитор, 2005. – 56 с.Центр оперного пения Галины Вишневской [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.opera-centre.ru/Шаляпин Ф.И. В двух томах, т.2. [Текст] / Ф.И. Шаляпин. – М.: Искусство, 1960. – 632 с.Шаляпин Ф.И.В двух томах, т.1. [Текст] / Ф.И. Шаляпин. – М.: Искусство, 1960. – 758 с.Эльконин, Д.Б. Избранные труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.Юдин, В.В. Педагогическая технология: Учебное пособие [Текст] / В.В. Юдин. Часть I. - Ярославль: ЯрГПУ, 1997. – 96 с.Юшманов В. Вокальная техника и ее парадоксы [Текст] / В. Юшманов. - СПб.: ДЕАН, 2002. - 128 с.
1. Абдуллин, Э.Б. Методика музыкального образования [Текст] / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под общ. ред. М.И. Ройтерштейна. - М.: Музыка, 2006. - 336 с.
2. Акеева, З. Нарушения и восстановительное лечение голоса у вокалистов [Текст] / З. Акеева. - М.: Медгиз, 1985. - 146 с.
3. Ангуладзе, Н. Homocantor: Очерки вокального искусства [Текст] / Н. Ангуладзе. - М.: АГРАФ, 2003. - 244 с.
4. Арановский, М.Г. Мышление, язык, семантика[Текст] / М.Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления. Сб. Ст. Сост. М.Г. Арановский. - М.: Музыка, 1974. - С. 57-71.
5. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1, 2.[Текст] / Б.В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1971. - 376 с.
6. Багадуров, В.А. Очерки по истории вокальной педагогики / В.А. Багадуров. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. – 268 с.
7. Барсова, Ю.А. Вокально-педагогические принципы М.Ю. Глинки [Текст] / Ю.А. Барсова. – Л.: Музыка, 1967. – 65 с.
8. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
9. Библер, В.С. Мышление как творчество (введение в логику мысленного диалога)[Текст]/ В.С. Библер. – М.: Политиздат, 1975. – 399 с.
10. Бочкарева, Л. Что должен знать обучающийся сольному пению [Текст] / Л.И. Бочкарева. - М.: Просвещение, 1987. - 124 с.
11. Брушлинский, А. В. Психология мышления и кибернетика[Текст] / А.В. Брушлинский. - М.: Мысль, 1970. - 190 с.
12. Бучель, В. Технология мембранно-резонансного пения [Текст] / В. Бучель. - М.: Музыка, 2007. - 262 с.
13. Варламов, А. Полная школа пения [Текст] / А.Е. Варламов. - Спб.: Лань, Планета музыки, 2008. - 120 с.
14. Вейс, П.Ф. О трех сторонах творческого музыкального мышления детей. И Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы[Текст] / П.Ф. Вейс / Тезисы VI научной конференции. - М.:НИИ ХВ, 1982. - С 245-247.
15. Виардо, П. Упражнения для женского голоса [Текст] / П. Виардо. - М.: Искусство, 1994. - 214 с.
16. Вишневская Г.П. Галина. История жизни [Текст] / Г.П. Вишневская. – Чимкент: МП «Аурика», 1993. – 576 с.
17. Вопросы вокальной педагогики: Статьи и очерки [Текст] / Сост. Д. Г. Евтушенко. - Вып. 3. - М.: Музыка, 1967. - 152 с.
18. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя[Текст] / ЛС Выготский. Изд. 3-е. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
19. Гарсиа, М. Школа пения: в 2-х ч. [Текст] / М. Гарсиа. Часть 2. - М.: Музыка, 1956. – 244 с.
20. Глубоковский, М.Н. Гигиена голоса. Для артистов, учителей, любителей пения, ораторов и проповедников [Текст] / М.Н. Глубоковский. – М.: книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 128 с.
21. Горяйнов, Ю.С. Г.Я. Ломакин [Текст] / Г.Я. Ломакин. - Белгород: Везелица, 1993. - 240 с.
22. Григорьев, А. Осознанное пение. Постановка голоса по системе А. Мишуги и М. Микиши [Текст] / А.И. Григорьев. – М.: Музыка, 2003. – 140 с.
23. Давыдов, В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Интор, 1996. – 544 с.
24. Давыдова, Г.Е. Развитие музыкально-эстетического кругозора у будущих драматических актеров на занятиях по дисциплине «Вокальное искусство» [Текст] / Г.Е. Давыдова. Автореф. канд. дис. – Тверь, 2011.
25. Данилюк, А.К. и др. Концепция духовно-нравственного воспитания гражданина России [Электронный ресурс]. URL: http://www.r-komitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn (дата обращения 03.12.2014).
26. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л. Б. Дмитриев. - 2-е изд. - Москва : Музыка, 1996. – 368 с.
27. Дмитриев, Л. Солисты театра «Ла Скала» о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения [Текст] /Л.Б. Дмитриев. - М.: Молодая гвардия, 2002. - 188 с.
28. Дюпре, Ж. Искусство пения [Текст] / Ж.Дюпре. – М.: Музыка, 1955. – 322 с.
29. Емельянов В. В. Развитие голоса: Координация и тренаж [Текст] / В.В. Емельянов. - Спб.: Лань, 1997.
30. Емельянов, В. Методика координационно-тренировочного этапа вокальной подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе [Текст] / В.В. Емельянов. Автореф. … канд. пед. наук. - Екатеринбург: УрГПУ, 2005. - 22 с.
31. Емельянов, В. О переходе от пения к речи и обратно у актеров музыкальной комедии [Текст] / В.О. Емельянов // Методические указания научно-методического совета по вокальному образованию. - Москва: ЦНМК ГУУЗ МК РСФСР, 1983. - С. 4-8.
32. Емельянов, В. Проблемы формирования и применения вокально-педагогической терминологии [Текст] / В.О. Емельянов // Перспективы развития вокального образования. - Москва: ЦНМК ГУУЗ МК РСФСР, 1984. - С. 73-77.
33. Кадыров, Р.Г. Музыкальная психология [Текст] / Р.Г. Кадыров. Электронные источники, режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=215 (Дата обращения, 15.03.2014).
34. Карелин, В. Новая теория в постановке голоса [Текст] / В.А. Карелин. - Л.: Музыка, 1984. - 128 с.
35. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта [Текст] / М.В. Кларин. - М.: Знание, 1989. - 80 с.
36. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание[Текст] / И.С. Кон.- М.: Политиздат, 1984. - 335с.
37. Кравченко, А. Секреты бельканто. Книга для начинающих певцов [Текст] / А.М. Кравченко. - Симферополь: райотдел Крымского комитета по печати, 1993. – 178 с.
38. Левидов И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии [Текст] / И. Левидов. - М.: Искусство, 1939. -160 с.
39. Менабени, А.Г. Методика обучения сольному пению [Текст] / А.Г. Менабени. М.: Просвещение, 1987. – 87 с.
40. Моисеев, Ч. Дыхание и голос драматического актера [Текст] / Ч. Моисеев. - М.: Музыка, 1974. -162 с.
41. Монахов, В.М. От традиционной методики к новой технологии обучения [Текст] / В.М. Монахов. - М.-Тула: Будрус, 1993. - 143 с.
42. Морозов, В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники [Текст] / В.П. Морозов. – М.: Искусство и наука, 2002. – 496 с.
43. Морозов, В.П. Тайны вокальной речи [Текст] / В.П. Морозов. – Л.: Наука, 1967. – 208 с.
44. Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога [Текст] / Г.Г. Нейгауз. – М.: государственное музыкальное издательство, 1958. – 263 с.
45. Олешков, М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации [Текст] / М.Ю. Олешков // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. - Екатеринбург: РГППУ, 2005. - С. 5-19.
46. Петрушин, И.В. Музыкальная психология[Текст] / И.В. Петрушин. – М.: Академический проспект, 2006. – 400 с.
47. Подуровский, В.М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений[Текст] / В.М. Подуровский, Н.В. Суслова. – М.: Владос, 2001. – 320 с.
48. Попова, М.В. Формирование личностных качеств студентов – вокалистов в вузах культуры и искусств [Текст] / М.В. Попова. Автореф. канд. дис. – М., 2008. – 31 с.
49. Проблемы музыкального мышления. Сб. Ст. [Текст] /Сост. М.Г. Арановский. - М.: Музыка, 1974. - 336 с.
50. Прянишников, И.П. Советы обучающимся пению [Текст] / И.П. Прянишников. - Спб.: Лань, 2013. - 144 с.
51. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
52. Сидорова, М.Б. Формирование профессиональной культуры вокалистов в процессе подготовки в вузе культуры и искусств [Текст] / М.Б. Сидорова. Автореф. канд. дис. – М., 2005. – 32 с.
53. Стоковский, Л. Музыка для всех нас[Текст] / Л. Стоковский. - М.: Сов. композитор, 1963. - 378 с.
54. Стулова, Л.Н. Вопросы вокального воспитания актера драматического театра [Текст] / Л.Н. Стулова. - М.: Искусство, 1974. – 100 с.
55. Фучито, С. Искусство пения и вокальная методика Э. Карузо [Текст] / С. Фучито, Барнет Дж. Бейер. – Спб.: Композитор, 2005. – 56 с.
56. Центр оперного пения Галины Вишневской [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.opera-centre.ru/
57. Шаляпин Ф.И. В двух томах, т.2. [Текст] / Ф.И. Шаляпин. – М.: Искусство, 1960. – 632 с.
58. Шаляпин Ф.И.В двух томах, т.1. [Текст] / Ф.И. Шаляпин. – М.: Искусство, 1960. – 758 с.
59. Эльконин, Д.Б. Избранные труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
60. Юдин, В.В. Педагогическая технология: Учебное пособие [Текст] / В.В. Юдин. Часть I. - Ярославль: ЯрГПУ, 1997. – 96 с.
61. Юшманов В. Вокальная техника и ее парадоксы [Текст] / В. Юшманов. - СПб.: ДЕАН, 2002. - 128 с.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические аспекты профессиональной культуры вокалиста рассматриваются в представленной статье?
В статье рассматривается совокупность технической и художественно образной стороны творчества как неотъемлемое единство структуры и содержания исполнительской культуры.
В чем состоит специфика музыкально-педагогического подхода к комплексному развитию исполнительской культуры вокалиста в системе ВУЗа?
В статье описываются особенности развития певческой деятельности и взаимодействия вокалиста с преподавателями вуза, которые специально подготовлены в музыкально-педагогической области.
Что такое исполнительская культура вокалиста в современной системе преподавания?
Исполнительская культура вокалиста - это комплексное развитие, включающее техническую сторону пения (правильное дыхание, тембр и пр.), а также художественно образную сторону (интерпретация и передача эмоций через исполнение).
Какова структура певческой деятельности?
Структура певческой деятельности включает физические и психические аспекты, такие как дыхание, голосовые связки, работа с артикуляцией, а также музыкальность, слуховое восприятие и музыкальное мышление.
Какие особенности комплексного развития исполнительской культуры вокалиста рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются особенности развития вокалиста в системе высшего образования, включая музыкально-педагогический подход, взаимодействие с преподавателями и специализацию в музыкально-педагогической области.
Что включает в себя комплексное развитие вокалиста в период обучения в ВУЗе?
Комплексное развитие вокалиста в период обучения в ВУЗе включает в себя как технические аспекты вокального мастерства, так и развитие художественно-образной стороны творчества. Это означает, что студенты изучают технику вокала, правильное дыхание, артикуляцию и другие технические аспекты, а также развивают свою музыкальность, музыкальный слух, исполнительские навыки и способность передавать эмоции через музыку.
Каким образом технические и художественные аспекты вокального искусства связаны друг с другом?
Технические и художественные аспекты вокального искусства являются неотъемлемой частью друг друга. Вокалисту необходимо обладать техническими навыками для правильного использования голоса, дыхания и артикуляции. Без этого сложно достичь высокого уровня исполнительского мастерства. Однако, технические навыки сами по себе недостаточны для выступления на сцене. Художественные аспекты, такие как музыкальность, выразительность и способность передавать эмоции через пение, также являются ключевыми элементами вокального искусства. Поэтому в процессе обучения в ВУЗе студенты развивают как технические, так и художественные аспекты своего вокального мастерства.
Что входит в структуру певческой деятельности?
Структура певческой деятельности включает в себя несколько основных компонентов. Во-первых, это навыки правильного дыхания и контроля над голосом. Вокалист должен уметь использовать свое дыхание таким образом, чтобы обеспечить долгое и равномерное звучание голоса. Во-вторых, это артикуляция и произношение слов. Вокалист должен четко и понятно передавать текст песни, чтобы аудитория могла понять его выражение и содержание. В-третьих, это музыкальность и интерпретация. Вокалист должен обладать музыкальным слухом и способностью передавать эмоции через свое исполнение. Наконец, в структуру певческой деятельности входит исследование репертуара, работа над выразительностью и создание своего уникального стиля.