Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника и младшего школьника. Методы изучения и возможности развития.
Заказать уникальный доклад- 17 17 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 15.05.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Общая характеристика эмоционально волевой сферы 4
2 Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольника и младшего школьника 7
3 Инструменты диагностики эмоционально-волевой сферы в дошкольном и младшем школьном возрасте 12
4 Направленность развития эмоционально-волевой сферы в дошкольном и младшем школьном возрасте 14
Заключение 16
Библиография 17
Характерные черты структуализованого наблюдения:- Заранее определяется круг наблюдаемых элементов;- Составляется план целостности.Проективные методики.Использование детского рисунка в диагностике является очень информативным для специалиста, но лучше использовать такие методики не отдельно, а в комплексе с другой методикой диагностики.Тест «Несуществующее животное»Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (моторики рисующей доминантной руки, фиксируется в виде графических следов движения в рисунке). Согласно И.М. Сеченову, любое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с представлением, кончается движением. Любая мысль заканчивается движением.Если реальное движение, по какой-либо причине не воплощается, то в соответствующей группе мышц суммируется определенная энергия, которая необходима для формирования ответа - мысли. Так, например, образы и мысли представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в мышцах ног и рук, что оказалось бы необходимо при ответе на страх бегством или защитой.Тестовые методики.Тест Кеттела. Тест Кеттела относится к многофакторным личностным опросникам. Тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят проективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.4 Направленность развитияэмоционально-волевой сферы в дошкольном и младшем школьном возрастеФормирование эмоционально-волевого компонента ребенка дошкольного и младшего школьного возраста предусматривает развитие умений к самоорганизации своей жизни и деятельности, самоограничение некоторых непосредственных стремлений и потребностей. Отсутствие такого умения являются причиной несоответствия между желаемой и реальной поведением, порождает внутренний конфликт личности. Изучение теоретико-методологических и психолого-педагогических аспектов развития эмоционально-волевой сферы личности позволило выявить внутренние факторы, которые влияют на ее развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте: - формирование целостной структуры учебной деятельности, - морально-этическая направленность личности, - развитие мотивационной сферы личности, - развитие процессов внимания и памяти, - адекватная самооценка,- общее развитие личности младшего школьника.Внутренние факторы позволяют определить критерии эмоционально-волевого развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: - мотивационно-целевая ориентация; - сформированность компонентов учебной деятельности; - устойчивость волевого усилия; - эмоциональный тонус учебной деятельности; ъ-выявление волевых качеств.Изучение особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольников и младших школьников дает основание утверждать, что эмоционально-волевой развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста будет более эффективным при условии учета в педагогическом процессе таких внешних факторов:- Позиция педагога по отношению к ребенку - с позиции "над ребенком" переходит в позицию "вместе с ребенком"; формирования классного коллектива на основе морально-этических отношений;- Учета общественного мнения, которое выступает в роли эмоционального заражения;- Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания;- Обеспечение эмоциональным насыщением общей деятельности;- Сохранение и развитие положительных эмоций ребенка;- Создание специальных ситуаций самопознания;- Организация морально-нравственного образования младших школьников;- Обучения младших школьников основ самоорганизации, самовоспитания, стимулирования себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций;- Демонстрация ученикам их продвижения к цели;- Целенаправленная работа по воспитанию волевых качеств детей младшего школьного возраста;- Использование в педагогическом процессе игровых форм.ЗаключениеПодростковый возраст является чрезвычайно важным периодом в развитии человека. Он характеризуется переходом от детского к взрослому сознанию. Это характеризуется как развитием и перестройкой тела, так и изменением в психической деятельности. Изменения ведут к осознанию личности, собственного я, идентификации и самоопределению, то есть способности к ответственности за свои поступки и свою жизнь. Подростковый возраст - это возраст ломки старых конструкций и построения новых: социальных и личностных.Подростковый возраст характеризуется повышенной эмоциональностью, которая проявляется в легкости возбуждения, резких перепадах настроения, амбивалентности чувств. Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного периода обусловлены гормональными и физиологическими процессами. В этот период с легкостью могут возникнуть тревожность, агрессивность, страхи. Итак, будучи социальным существом, ребенок дошкольного и младшего школьного возраста формируется в процессе усвоения системы ценностей. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое усвоения, превращения в личностные взгляды, убеждения, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевом компоненте социальной сферы культуры мышления ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Без целенаправленного развития эмоционально-волевой сферы как единого механизма саморегуляции невозможно становление самосознания личности дошкольника и младшего школьника, его самоорганизации, самоопределения и самоутверждения.Библиография1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания : избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. – Под ред. А. А. Бодалева. – М. :Ин-т практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. – 384 с. 2. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6-ти т. / Л. С. Выготский. – Под ред. В. В. Давыдова. – Т. 2. Проблемы общей психологии. – М. : Педагогика, 1982. – 504 с., ил. 3. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6-ти т. / Л. С. Выготский. – Под ред. А. М. Матюшкина. – Т. 3. Проблемы развития психики. – М. : Педагогика, 1983. – 368 с., ил. 4. Головин С. Ю. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. – Минск :Харвест, 1998. – 622 с. 5. Гримак Л. П. Общение с собой : начала психологии активности / Л. П. Гримак. – Изд. 3-е. – М. : ЛИБРО- КОМ, 2009. – 336 с. 6. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах : [пособие] / В. Г. Крысько. – Минск :Харвест, 1999. – 384 с. 7. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2001. – 511 с.
1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания : избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. – Под ред. А. А. Бодалева. – М. : Ин-т практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. – 384 с.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6-ти т. / Л. С. Выготский. – Под ред. В. В. Давыдова. – Т. 2. Проблемы общей психологии. – М. : Педагогика, 1982. – 504 с., ил.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6-ти т. / Л. С. Выготский. – Под ред. А. М. Матюшкина. – Т. 3. Проблемы развития психики. – М. : Педагогика, 1983. – 368 с., ил.
4. Головин С. Ю. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. – Минск : Харвест, 1998. – 622 с.
5. Гримак Л. П. Общение с собой : начала психологии активности / Л. П. Гримак. – Изд. 3-е. – М. : ЛИБРО- КОМ, 2009. – 336 с.
6. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах : [пособие] / В. Г. Крысько. – Минск : Харвест, 1999. – 384 с.
7. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2001. – 511 с.
Вопрос-ответ:
Какие методы изучения и развития эмоционально волевой сферы существуют?
Существуют различные методы изучения и развития эмоционально волевой сферы у детей. Некоторые из них включают игровые методики, рисование, моделирование, работу с сюжетно-ролевыми играми, а также использование литературы, тренингов и психологических упражнений.
Какие особенности эмоционально волевой сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста?
У детей дошкольного возраста эмоционально волевая сфера еще только формируется. Дети могут проявлять частые изменения настроения, иметь трудности в контроле своих эмоций и поведения. В младшем школьном возрасте эта сфера развивается, но все еще может быть нестабильной. Дети могут испытывать сильные эмоции, реагировать на них непредсказуемо и иметь проблемы с самоконтролем.
Какие инструменты диагностики эмоционально волевой сферы существуют для дошкольников и младших школьников?
Для диагностики эмоционально волевой сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста можно использовать такие инструменты, как анкеты для родителей и педагогов, наблюдение за поведением и эмоциональной реакцией ребенка, проведение интервью и тестов, анализ рисунков и других творческих работ.
Каким должно быть направление развития эмоционально волевой сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста?
Направление развития эмоционально волевой сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста должно быть ориентировано на развитие саморегуляции, социальных навыков, умений управлять своими эмоциями и поведением, а также на развитие эмпатии и понимания своих эмоций и эмоций окружающих.
Что такое эмоционально волевая сфера дошкольника и младшего школьника?
Эмоционально волевая сфера дошкольника и младшего школьника - это совокупность эмоций, чувств, желаний и волевых установок, которые определяют их поведение, отношение к окружающему миру и способность контролировать свои действия.
Какие особенности есть у эмоционально волевой сферы дошкольника и младшего школьника?
У дошкольников и младших школьников эмоционально волевая сфера только начинает формироваться. Они еще не умеют полностью контролировать свои эмоции и волевые усилия, их поведение часто зависит от внешних обстоятельств. Однако постепенно развивается способность к самоконтролю и регуляции эмоций.
Как можно диагностировать эмоционально волевую сферу дошкольника и младшего школьника?
Для диагностики эмоционально волевой сферы дошкольника и младшего школьника можно использовать различные инструменты. Например, наблюдение за их поведением и реакцией на различные ситуации, проведение психологических тестов или бесед с ребенком и его родителями.
Как можно развивать эмоционально волевую сферу дошкольника и младшего школьника?
Для развития эмоционально волевой сферы дошкольника и младшего школьника можно использовать различные методы. Например, игры, упражнения на развитие самоконтроля, тренинги по развитию эмоционального интеллекта и волевых качеств. Также важно обеспечить ребенку подходящую эмоциональную и психологическую поддержку.
Какие методы развития эмоционально волевой сферы рекомендуются для дошкольников и младших школьников?
Для развития эмоционально волевой сферы дошкольников и младших школьников рекомендуется использовать методы, ориентированные на развитие самоконтроля, эмоциональной регуляции и волевых качеств. Например, игры, упражнения на внимание, тренировки на развитие самодисциплины и т.д.
Как можно изучать эмоционально волевую сферу детей дошкольного и младшего школьного возраста?
Изучение эмоционально волевой сферы детей может проводиться с помощью различных методов, таких как наблюдение за их поведением и эмоциональными реакциями, интервьюирование, тестирование. Это позволяет выявить особенности развития эмоционально волевой сферы и определить качества, которые требуют дальнейшего развития.