Особенности общения в юношеском возрасте
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 40 + 40 источников
- Добавлена 20.05.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 6
1.1 Понятие общения в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2 Основные характеристики общения: структура, виды, функции, особенности общения 8
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 14
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 15
1.2 Общая характеристика юношеского возраста 15
2.2 Общение в юношеском возрасте 20
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Обособление - как средство удерживать других на дистанции - позволяет молодым людямсохранить свою индивидуальность на эмоциональном и рациональном уровне общения [24].Стоит отметить, что обособление и общение протекают в тесном единстве между собой, и выражается обособлении в составе более или менее широких общностей: например, А.В.Мудрик указывает, что обособление в 16-17 лет происходит на нескольких уровнях: обособление в составе всей своей возрастной группы; в составе коллективов сверстников; обособление в рамках групп сверстников, приятельских и дружеских, обособление личности внутри коллективов и групп [23, с. 266-275].Таким образом, эти две противоположные тенденции в общении в юношеском возрасте - расширение контактов и стремление к обособлениюосуществляют потребности юношей: в первой - пережить новый опыт, во второй - потребность в индивидуализации и понимании.Юноши и девушки находятся в постоянном ожидании общения - для них важен каждый новый человек. Неформальное общение в юношеском возрасте подчинено поиску наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единства во взглядах, потребность самоутвердиться [12,с.279].Общение со сверстниками, как и в подростковом возрасте, продолжает играть большую роль в жизни юношей и девушек. Дружба еще в подростковом возрасте имеет огромное значение, но юношеская дружба намного интимнее и стабильнее, характеризуется верностью, устойчивостью. Именно в юношеском возрасте друг осознается как alter ego (другой Я), которому можно «излить душу», поделиться своими переживаниями, секретами, ждать взаимопонимание и эмоциональное тепло.Юношеская дружба многообразна: от совместного времяпрепровождения до интимной исповедальности и самораскрытия.Но стоит отметить, что юношеской дружбе зачастую присуще эгоцентричность, то есть собственная потребность в раскрытии своих переживаний ставится выше интереса к переживаниям другого. Отсюда, как считают исследователи, и «взаимная напряженность в отношениях с близкими сверстниками, неудовлетворенность ими».В силу этого в юности так быстро переживаются неудачи в общении [29]. Для юности типична жажда самораскрытия. Но пока молодой человек не нашел себя в практической деятельности, его представление о себе будет неустойчивым. Именно поэтому возникает постоянное желание проверить себя путем проигрывания «чужих» ролей, так называемая «рисовка». Именно поэтому дружба, позволяющая сопоставить собственные переживания с чужими, желание говорить о себе, имеет важное значение в юношеском возрасте [12,с.281].Также необходимо отметить, что в юношеском возрасте молодые люди чувствуют острую потребность в общении не только со своими сверстниками, но и с близкими взрослыми (родители, старшие родственник или друзья), отношения с которыми становятся менее напряженными, чем в подростковом возрасте, хотя и остаются достаточно сложными. Юноши ищут поддержку, понимание, возможность взрослых решить проблемы их самоопределения. Как правило, содержание общения юношей со взрослыми включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, получение информации, связанной с областью интересов молодых людей, вопросы взаимоотношений.Но важно пояснить, что положительное взаимодействие здесь возможно только в условиях сотрудничества, построенного на основе взаимопонимания и взаимоуважения.В этом возрасте важно, как юноша оценивает взрослого. Например, в ранней юности особенности взаимоотношений с учителемопределяются индивидуальными качествами учителей - способностью к пониманию, эмоциональному отклику, к справедливости, а также уровень знаний учителя и качество преподавания.В семье юноши важнейшей основой детско-родительских отношений в этот период становится не только уважение к личности молодого человека, но и вера родителей, близких в его способность справиться с жизненными трудностями.Таким образом, общение в юношеском возрасте имеет значимое значение для формирования и развития его личности, всей его последующей жизни. Главнейшими функциями общения в этом возрасте является то, что этот вид деятельности является важным «каналом получения информации», как вид эмоционального контакта, общение способствует развитию эмоциональной сферы и формированию самоуважения, которое так важно в этом возрасте.Но в юношеский период общение имеет существенные отличия от общения в других возрастных периодах, которые заключаются в двух противоположных тенденциях: расширение сферы общения, для того чтобы пережить новый опыт, самораскрыться, найти поддержку и сочувствие у сверстников, близких взрослых, и его индивидуализации, обособлении, которое осуществляется ради потребности сохранения собственного лица, самоутверждения. Все эти особенности общения порождает немало проблем в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.Положительная функцияобщенияраскрывается только в условиях сотрудничества, построенного на основе взаимопонимания и взаимоуважения. ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕТаким образом, рассмотрев особенности юношеского возраста, приходим к выводу, что этот возрастной период характеризуется формированием самосознания, появлением возможности самовоспитания, возросшей волевая регуляцией, формированием собственного мировоззрения, стремлением к самоутверждению своей независимости, оригинальности.В юношеском возрасте происходит жизненное определение и профессиональное самоопределение человека стремление профессионального самоопределения. Этот период завершения полового созревания и активного формирования зарождающейся сексуальности. В этот период усиливается сосредоточенность на своем внутреннем мире, растет потребность в общении, повышается его избирательность и потребность в уединении.Эти две противоположные тенденции в общении вызывают некоторые сложности во взаимоотношениях как со сверстниками, так и со взрослыми, хотя при всей тяге к самостоятельности, юноши и девушки в этот период остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Но такое взаимодействие возможно только в условиях взаимного сотрудничества, построенного на основе взаимопонимания и взаимоуважения.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, в соответствии с целью и задачами исследования, можносделать следующие выводы:Опираясь на анализ научной литературы по психологии, выяснили, что в отечественной психологии понятие «общение» связывают с категорией «деятельность», и с позиции деятельностного подхода, общение трактуется как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. В современной психологической литературе под общением чаще всего понимается процесс и результат установления контактов между субъектами или взаимодействие их посредством различных знаковых систем.Общение играет важную роль в формировании личности, так как с самого рождения и до последних дней своей жизни человек является участником процесса общения. Общение может воздействовать на те или иные характеристики психических процессов, психических состояний и свойств человека, существенно изменять и перестраивать.Поэтому исследователи указывают на значимость изучения категории общения для общей, возрастной и педагогической психологии.В возрастной психологии особый интерес для исследователей представляет общение в юношеском возрасте, так как общение здесь является одним из значимых видов деятельности, который имеет свою специфику, отличную от общения других возрастных периодов: усиление сосредоточенности на своем внутреннем мире, одновременно растущая потребность в общении, в повышении его избирательности и потребностью в уединении.Эти две противоположные тенденции в общении накладывают отпечаток на характеристику юношеского общения: с одной стороны - расширение сферы общения, за счет готовности юношей к общению, расширению его интересов к миру, и к людям в частности, во все возрастающей потребностью быть принятым людьми, чувствовать уверенность в их признании. А с другой стороны – тенденция к индивидуализации и обособлению, которая характеризуется разграничением природы взаимоотношений, высокой избирательностью в привязанностях, дружбе, любви, повышенной требовательностью к общению «вдвоем» и т.д.Тенденции противоречивости в общении вызывают определенныесложности во взаимоотношениях как со сверстниками, так и со взрослыми, хотя при всей тяге к самостоятельности, юноши и девушки в этот период остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших.Но такое взаимодействие возможнотолько в условиях взаимного сотрудничества, построенного на основе взаимопонимания и взаимоуважения.Таким образом, цель работы достигнута, все задачи решены.Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей работе по данной проблеме, например в проведении экспериментальной работы, чтобы опытным путем подтвердить или опровергнуть гипотезу настоящего исследования.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАнаньев Б. Г. Психология педагогической оценки // Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 2. М., 1980.- 232 с.Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб: Питер, 2001. –288 с.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2005.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 400 с.Божович Л.И. Этапы развития личности в онтогенезе. В кн. Проблемы формирования личности, - М.: Институт практической психологии, 1995. - С. 193 - 224.Выбор молодежью жизненного пути // Под ред. Е. М. Бабосова, М. Х. Титмы. Минск: Наука и техника. 2008. - 13 с.Выготский, Л.С. Педагогическая психология/Л.С.Выготский. – Москва.: ВЛАДОС, 2009. – 335с.Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психол. 2004. № 3.Головин С.Ю. Словарь практического психолога//Общение. – Минск.: Харвест, 1998. Добрович А.Б. Психологический анализ общения учителя и ученика / Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995Зотова Л.Э. Психологические факторы агрессивного поведения старшеклассников: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 188 c.Ермолаева М. В.. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения.— 2-е изд.— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.— 376 с. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2-е изд. 2011. - 783 с.Кобзева О.В. Динамика агрессивности и ее взаимодействия с личностными особенностями в подростковом и юношеском возрастах//диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М., 2006.Кон И.С. Особенности социализации мальчиков и девочек//Вопросы воспитания. Научно-практический журнал, 2010. – № 1(2). – C. 54–58.Кон И.С. Психология старшеклассника/И.С. Кон. – М.: «Педагогика», 1998. – 233 с.Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. Кулагина И.Ю. Возрастная психология/И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2008. – 463 с.Леонтьев А. А. Общение и деятельность общения // Межличностное общение / Сост. и общ. ред. Н. В. Казаринова, В. М. Поголыпи. СПб., 2001.Ломов Б. Ф. Категории деятельности и общения в психологии // Вопросы философии, 1979. - № 8. - С. 34-47.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.[Электронный ресурс] / Б.Ф. Ломов –М.: Логос, 2000.- 279 с.Молодежь в России. 2010: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2010. – 166 с.Мудрик А.В. Современный старшеклассник //Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: ИПП, 1996. - С. 266-275. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2011.- 640 с.Немов Р. Психология. Психология образования / Р. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 496 с.Нечепуренко Т.В. Гендерные различия в проявлениях агрессивности студентов // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М., 2009.Общение // Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А. А. Бодалева. — М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.Психология: Словарь/Под ред. А.В. Петровского, М.С. Ярошевского. М., 1996.Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: МПА, 1995.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с.Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2000. Ремшмидт Т. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. Г.И. Лойдиной / Под ред. Т.А. Гудковой. – М.: Мир, 1994. – 319 с.Секун В.И. Индивидуально-психологические особенности и взаимоотношения студентов / В.И. Секун. – М. : Просвещение, 1996. – 136 с.Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. - 461 с.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 672 с.Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д : «Феникс», 2003. – 544 с.Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки ХХІ века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983.Чернова Г.Р., Слотина Т. В. Психология общения: Учебное пособие. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2006.Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации: Избранные психологические труды /под ред. Е.М. Борисовой. – СПб.: Харвес, 2001. (Серия «Психологи Отечества»).
1. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 2. М., 1980.- 232 с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб: Питер, 2001. –288 с.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2005.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 400 с.
5. Божович Л.И. Этапы развития личности в онтогенезе. В кн. Проблемы формирования личности, - М.: Институт практической психологии, 1995. - С. 193 - 224.
6. Выбор молодежью жизненного пути // Под ред. Е. М. Бабосова, М. Х. Титмы. Минск: Наука и техника. 2008. - 13 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/Л.С.Выготский. – Москва.: ВЛАДОС, 2009. – 335с.
8. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психол. 2004. № 3.
9. Головин С.Ю. Словарь практического психолога//Общение. – Минск.: Харвест, 1998.
10. Добрович А.Б. Психологический анализ общения учителя и ученика / Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995
11. Зотова Л.Э. Психологические факторы агрессивного поведения старшеклассников: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 188 c.
12. Ермолаева М. В.. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения.— 2-е изд.— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.— 376 с.
13. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2-е изд. 2011. - 783 с.
14. Кобзева О.В. Динамика агрессивности и ее взаимодействия с личностными особенностями в подростковом и юношеском возрастах//диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М., 2006.
15. Кон И.С. Особенности социализации мальчиков и девочек//Вопросы воспитания. Научно-практический журнал, 2010. – № 1(2). – C. 54–58.
16. Кон И.С. Психология старшеклассника/И.С. Кон. – М.: «Педагогика», 1998. – 233 с.
17. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.
18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология/И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2008. – 463 с.
19. Леонтьев А. А. Общение и деятельность общения // Межличностное общение / Сост. и общ. ред. Н. В. Казаринова, В. М. Поголыпи. СПб., 2001.
20. Ломов Б. Ф. Категории деятельности и общения в психологии // Вопросы философии, 1979. - № 8. - С. 34-47.
21. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.[Электронный ресурс] / Б.Ф. Ломов –М.: Логос, 2000.- 279 с.
22. Молодежь в России. 2010: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2010. – 166 с.
23. Мудрик А.В. Современный старшеклассник //Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: ИПП, 1996. - С. 266-275.
24. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2011.- 640 с.
25. Немов Р. Психология. Психология образования / Р. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 496 с.
26. Нечепуренко Т.В. Гендерные различия в проявлениях агрессивности студентов // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М., 2009.
27. Общение // Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А. А. Бодалева. — М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.
28. Психология: Словарь/Под ред. А.В. Петровского, М.С. Ярошевского. М., 1996.
29. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: МПА, 1995.
30. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с.
31. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2000.
32. Ремшмидт Т. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. Г.И. Лойдиной / Под ред. Т.А. Гудковой. – М.: Мир, 1994. – 319 с.
33. Секун В.И. Индивидуально-психологические особенности и взаимоотношения студентов / В.И. Секун. – М. : Просвещение, 1996. – 136 с.
34. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. - 461 с.
35. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 672 с.
36. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д : «Феникс», 2003. – 544 с.
37. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки ХХІ века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.
38. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983.
39. Чернова Г.Р., Слотина Т. В. Психология общения: Учебное пособие. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2006.
40. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации: Избранные психологические труды /под ред. Е.М. Борисовой. – СПб.: Харвес, 2001. (Серия «Психологи Отечества»).
Вопрос-ответ:
Что такое общение в психологии?
В психологии общение - это процесс передачи информации, идей, чувств и мыслей между людьми. Оно осуществляется с помощью языка или других средств коммуникации и позволяет людям взаимодействовать и понимать друг друга.
Какие основные характеристики общения?
Основные характеристики общения включают в себя его структуру, виды и функции. Структура общения определяет, как именно передается информация, виды общения - это различные формы взаимодействия (например, говорение, письменное общение), а функции общения - это цели, которые преследуются при коммуникации (например, информационная, эмоциональная или социальная функции).
Какова специфика общения в юношеском возрасте?
Общение в юношеском возрасте имеет свои особенности, связанные с развитием личности и формированием своего я. Молодые люди активно ищут свое место в обществе, стремятся создать свою уникальность и выразить свои эмоции и мысли. Общение становится способом самовыражения и поиска своего места в коллективе.
Какие функции может выполнять общение в юношеском возрасте?
В юношеском возрасте общение может выполнять различные функции. Оно может помогать в освоении социальных навыков, формировании личности, удовлетворении эмоциональных потребностей, создании социальной поддержки, понимании своих чувств и мыслей. Также общение может быть средством самоутверждения и поиска своего места в обществе.
Что такое обособление в контексте общения?
Обособление - это один из способов удерживать других людей на дистанции. В процессе обособления человек намеренно исключает себя из общения, оставаясь в стороне или отвергая общение с другими. Это может быть использовано как защитный механизм или стратегия взаимодействия в определенных ситуациях.
Какие особенности общения встречаются в юношеском возрасте?
В юношеском возрасте происходят значительные изменения в общении. Возникает потребность в установлении новых контактов, формировании личной идентичности и самоутверждении. Часто возникают конфликты и противоречия в коммуникации с родителями и сверстниками. Также характерными особенностями данного возраста являются искренность, открытость и стремление к самовыражению.
Какую роль играет общение в юношеском возрасте?
Общение в юношеском возрасте играет важную роль в социальной адаптации, формировании личности и установлении отношений с окружающими. Через общение молодые люди учатся выражать свои мысли и чувства, а также получают поддержку и одобрение со стороны сверстников, что способствует развитию самооценки и самосознания.
Как обособление помогает удерживать других на дистанции в общении?
Обособление может быть одним из способов сохранить свою индивидуальность и защитить себя от чрезмерного вмешательства других людей. Отстраненность может создавать определенную барьерность, которая помогает установить границы взаимодействия и, таким образом, удерживать других на определенной дистанции.