Север России в сочинениях Английских путешественников

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: История Отечества
  • 21 21 страница
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 25.06.2015
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Русский север в сочинениях английских путешественников 4
Заключение 24
Список источников и литературы 26

Фрагмент для ознакомления

О богатстве традиций народной поэзии Русского Севера свидетельствует и поэтическая повесть «Задонщина», древнейший список которой найден в Кирилло-Белозерском монастыре и относится к 1470 году. Устное народное творчество северной земли XVI века известно такими летописями как Великопермская, Кирилло-Белозерская, Вологодско-Пермская, Устюженский Летописный Свод. Содержание летописей опирается на сказания, бытовавшие в устном виде среди народа. Наиболее известным в устном народном творчестве Русского Севера источником является Устюженский Летописный Свод, который представляет собой общерусский летописный свод, составленный в начале XVI века в городе Устюг, и продолжен местными устюжскими записями. Данный исторический памятник сообщает о событиях в истории русского Севера с 852 года по конец XVI века. В основе Устюженского Летописного Свода лежал Общерусский свод 1494 года. Дополнительные сведения, именовавшиеся устюжскими записями, свидетельствуют о событиях 1218 – 1571 годов. Также стоит отметить, что устюжские записи являются оригинальными известиями местного летописания. Устюжский летописный свод – это ценнейший источник по истории колонизации русского Севера, содержащий богатейший материал о походах отрядов на Двину, в Приуралье и Поволжье. Среди всех летописных источников Устюжский летописный свод содержит наиболее подробные сведения об Оршанской битве 1514 года. Таким образом, недооценивать роль летописания русского Севера просто невозможно.Не менее широко историю русских земель отражают народные песни. Это и песни о борьбе с польско-литовскими завоевателями, и об изгнании интервентов, пытавшихся уничтожить и завоевать территорию Вологды. В период массовых восстаний в XVII веке, талантливые народные певцы бежали на Север и оседали в Вологодских краях. «В северных деревнях гудели дудки и самодельные, похожие на грушу, трехструнные “гудки”, по которым водили луковидным смычком. Плясали и кобенились скоморохи. Они глумились над боярами кособрюхими и высмеивали их лихоимство и спесь, разыгрывали потешные представления, показывая, как челобитчики несут боярам в лукошках “посулы”, потешные сцены, вроде “Шемякина суда”».История России XVII века уже с первых годов характеризуется бурными политическими событиями, связанными со смертью Бориса Годунова и прихода к власти самозванцев. Некоторое время ни внутриполитические проблемы, ни развернувшееся вооруженная польско-литовская интервенция не касались развития северной земли, однако центральная власть в Тушине неоднократно высказывалась о необходимости завоевания этого города. Привлекало их в первую очередь то, что завладев торговым центром севера - Вологдой, они смогут контролировать весь русский Север, а также тот факт, что именно на территории Вологодской земли находилось огромное количество богатых складов товаров английского и русского происхождения. В 1608 году жители Вологды присягнули Лжедмитрию, но введенные безграничные поборы и жестокость по отношению к населению возбудили крайнее недовольство у народа. В связи с этим Вологда и Тотьма отошли от самозванца. Большая заинтересованность северных народов в дальнейшем правлении государством способствовало тому, что постепенно был образован прочный союз северных городов против интервентов во главе с жителями Вологды. В течение нескольких лет северные области неоднократно посылали продовольственную помощь и военные силы Василию Шуйскому и в отряды ополчения Минина и Пожарского. Но как оказалось позднее не побеспокоились о защите своих границ, что привело к трагическим событиям 1612 года, когда бродившие по Северу отдельные шайки поляков напали на город и сожгли его. Город был разорен и практически уничтожен, но, несмотря на все это торговый центр русского Севера нашел силы сравнительно быстро восстановиться и расшириться до прежних размеров. Узнав о разорении Вологды Московское Правительство направило в Вологду сильный отряд, но 18 декабря польско-литовские казацкие отряды под командой пана Голеневского, гетмана Шелковецкого и атамана Головня вновь появились в окрестностях Вологды, пограбили и пожгли Прилуцкий монастырь, убили много монахов, разорили в окрестностях Вологды много сел и деревень и убили массу крестьян. Впоследствии еще в течении нескольких лет отдельные шайки мародеров из остатков армии Лжедмитрия хозяйничали в пределах современных Вологодского и Кадниковского уездов, пока не были окончательно ликвидированы присланными из Москвы воинскими силами. После событий смутного времени и «литовского раззорения» город разорился и опустел. В 1627 году, как пишет проф. Платонов, «в ней на 1000 жилых домов было более 500 пустых, и притом в жилой тысяче только около 300 было признано налогоспособными, остальная же была беднота не пригодившаяся в тягло».Как уже было указано ранее, на рубеже XVI—XVII веков в Вологде побывало большое количество иностранцев, которые оставили множество описаний Вологды. В этих описаниях содержаться ценные наблюдения, которые помогают воссоздать облик старинной Вологды. Английский путешественник Дженкинсон, посетивший Вологду в 1557 году о городе писал следующее: «Это большой город. Дома построены из еловых бревен, соединяемых вместе и закругленных снаружи; они квадратной формы, без каких-либо железных или каменных частей, крыты берестой и лесом поверх ее... На крыши домов они наваливают много земли из опасения пожара, ибо от огня они терпят великие бедствия». Другой английский путешественник Рандольф в своих дневниках делает заметки о том, что Вологда стоит на реке Вологде, которая впадает в Двину. Кроме того англичанин описывает город полностью деревянным, с высокими каменными и кирпичными стенами. Вслед за англичанами в Россию потянулись торговые иноземцы из других государств. С Вологдой торговыми отношениями были связаны голландцы, норвежцы и датчане. Иностранные торговцы проживали в Вологде до тех пор, пока указом царя Алексея Михайловича в середине XVII века всем иностранцам было повелено вести торговлю исключительно в Архангельске. Вернулись иностранные купцы в Вологду при правлении Петра Первого. Помимо европейцев на Вологодской земле были еще одни иностранцы – пленные татары, труд которых использовался при строительстве крепости и собора. Предания говорят об очень тяжелых условиях труда для пленных, таких, что даже местность по каналу из реки Шограша называлась «Татарские горы», так как здесь хоронили смертельно замученных работой пленных татар.Помимо страшных пожаров XVII века в Вологде была отмечена эпидемия чумы, заслонившая жителей русского Севера в 1671 году. Какой именно урон нанесла эпидемия Вологде не известно, но существуют сведения, что в ближайших окрестностях вымирали целыми деревнями. Еще страшнее была эпидемия чумы 1654 года, в память ликвидации которой в Вологде был воздвигнут храм во имя спаса Всемилостливого. Однако, несмотря на столь тяжелейшие невзгоды XVII века город благодаря своему выгодному географическому положению достаточно быстро восстановился, пока основание Петербурга и указы Петра Великого не ограничили его в своих торговых отношениях с Европой. Таким образом, необходимо сделать вывод, что история Русского севера, как в сочинениях иностранных путешественников, так и в работах отечественных историков занимает далеко не малозначительное место. Дело в том, что именно благодаря северным землям о России узнали европейские жители и купцы, которые и стали основным звеном развития торговых отношений между Россией и Европой.ЗаключениеРоссия XVI – XVII веков в сочинениях иностранцев представляет собой огромное поле для исследования и составляет целую библиотеку. Страну, о которой ранее многие даже не догадывались изучали, исследовали, узнавали. Иностранцем было интересно все – от того как одевались и выглядели русские до того как устроено государственное управление в этой огромной стране. Ремесленники, дипломаты, купцы, военные, инженеры – все в тот момент стали в некотором смысле писателями, так как хотели передать впечатления от увиденной России словами, но и оставить после себя заметки своим последователям. Одни восхищались красотой и гостеприимством государства, другие возмущались беспристрастием и жестокостью государя, третьи пытались просто создать этнографическую и географическую карту страны.Многие из писателей, посетивших Россию неоднократно возвращались для наиболее полного и качественного наблюдения. Подобные писатели осуждали отрицательные отзывы о России тех, кто ее не посетил, но поспешил описать ее в своих сочинениях. На мой взгляд, невозможно понять особенности той или иной страны не побывав в ней. В данной курсовой работе мы рассмотрели работы иностранных авторов, которые посвятили их России, в том числе истории русского севера.Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.Одними из первых иностранцев, узнали о существовании такой великой державы как Россия, стали англичане. Весть о существовании великой страны разошлась по всей Европе, что не могло не отразиться в сочинениях западных писателей. Австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн в 1549 году написал книгу на латинском языке под названием «Записки о Московии». Самодержавная форма правления, по словам Герберщтейна, была всеобъемлющей и распространялась абсолютно на все отрасли и сферы жизнедеятельности русского народа.Английский поэт и дипломат Джильс Флетчер в своей работе «Of the Russe Common Wealth», посвященной описанию России собрал все необходимое для того, чтобы читатель смог представить себе и географическое положение, и культурные особенности и особенности государственного управления России.Таким образом, изучив мнения иностранных писателей о государственном управлении в России в XVI – XVII веках, стоит сделать вывод, что тирания, которая была основой власти в стране действительно поражала иностранцев и приводила к созданию сочинений, яро критиковавших и возмущавшихся писателей. Как известно из истории нашего Отечества, простолюдины в те времена были приравнены к рабам в Древнем Риме, что конечно же могло говорить о неразвитости государственного управления в стране. Один человек решает вопросы огромной страны и все ему повинуются – это не укладывалось в головах западных писателей. Но больше всего их поражало, что весь народ даже не пытался противостоять такому беспощадному и жестокому обращению с собой. Поставленная перед нами цель достигнута, актуальность доказана.Список источников и литературыАнглийские путешественники в Русском государстве XVI в./ Пер. Ю.В. Готье. М.,Л., 1937. С. 56Биланчук Р., Нерсесян Л., Преображенский А. История и культура Вологды и вологодская иконопись xiv–xvi веков // Иконы Вологды XIV-XVI веков / Под ред. А. С. Преображенский. — Древнерусская живопись в музеях России. — Москва, 2007. — С. 51–86.Бочаров Г. Н., Выголов П. В., Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск, 1977Гейденштейн Р. Записки о Московской войне 1578-1582. В 5-ти кн. - СПб. 1889. - Кн. 1. Герберштейн Сигизмунд. Записки о Московии. М. МГУ. 1988Головина Н. Кузнец – всем ремеслам отец : копоть в кузнице останется, а народу чудо явится // Вперед. – 2008. – 15 авг.Гура В.В. Вологодский край и его народная поэзия: (История собирания и изучения) // Народное устно-поэтическое творчество Вологодского края: Сказки, песни, частушки / Под ред. В.В. Гура. — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1965. — с. 15Джильс Флетчер Проезжая по Московии. М. Международные отношения. 1991 Кукушкин И. П. Археологические исследования в Вологодском кремле в 1997-2000 годах // Вологда. Краеведческий альманах. Вып 4. — Вологда, 2003.Культура Вологодского края. Рукоделия и ремесла. Учебное пособие – Вологда, 2004 – с. 123Культура Вологодского края. Рукоделия и ремесла. Учебное пособие – Вологда, 2004 – с. 120Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 2000.Морозов А. Ломоносов и культура Русского Севера // Север. — Архангельск, 1949. — №11. — С. 219Олег Стародубцев «Русское церковное искусство Х-ХХ веков», - Сретенский монастырь - 2007 г.Платонов С.Ф. Прошлое русского севера. Изд. Время. 1923 г. - С. 57Путешествие через Московию. Корнелий де Бруин. Пер. с фр. П.П. Барсова – Издание ииператрского общества истории – М.: 1878Путешествие в Московию Рафаэля Барберини в 1565 году // Сын отечества, № 6. 1842Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. МГУ. 1983Россия XVI в. в воспоминаниях иностранцев / Перевод Ю.В. Готье. — Смоленск, 2003Сербина К. Н., Устюжский летописный свод, в сборнике: Исторические записки, т. 20, М., 1946."Чтения в Имп. Общ. Ист. и Древн. Российских при Моск. Университете", М. 1868 г., Кн. I

1. Английские путешественники в Русском государстве XVI в./ Пер. Ю.В. Готье. М.,Л., 1937. С. 56
2. Биланчук Р., Нерсесян Л., Преображенский А. История и культура Вологды и вологодская иконопись xiv–xvi веков // Иконы Вологды XIV-XVI веков / Под ред. А. С. Преображенский. — Древнерусская живопись в музеях России. — Москва, 2007. — С. 51–86.
3. Бочаров Г. Н., Выголов П. В., Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск, 1977
4. Гейденштейн Р. Записки о Московской войне 1578-1582. В 5-ти кн. - СПб. 1889. - Кн. 1.
5. Герберштейн Сигизмунд. Записки о Московии. М. МГУ. 1988
6. Головина Н. Кузнец – всем ремеслам отец : копоть в кузнице останется, а народу чудо явится // Вперед. – 2008. – 15 авг.
7. Гура В.В. Вологодский край и его народная поэзия: (История собирания и изучения) // Народное устно-поэтическое творчество Вологодского края: Сказки, песни, частушки / Под ред. В.В. Гура. — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1965. — с. 15
8. Джильс Флетчер Проезжая по Московии. М. Международные отношения. 1991
9. Кукушкин И. П. Археологические исследования в Вологодском кремле в 1997-2000 годах // Вологда. Краеведческий альманах. Вып 4. — Вологда, 2003.
10. Культура Вологодского края. Рукоделия и ремесла. Учебное пособие – Вологда, 2004 – с. 123
11. Культура Вологодского края. Рукоделия и ремесла. Учебное пособие – Вологда, 2004 – с. 120
12. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 2000.
13. Морозов А. Ломоносов и культура Русского Севера // Север. — Архангельск, 1949. — №11. — С. 219
14. Олег Стародубцев «Русское церковное искусство Х-ХХ веков», - Сретенский монастырь - 2007 г.
15. Платонов С.Ф. Прошлое русского севера. Изд. Время. 1923 г. - С. 57
16. Путешествие через Московию. Корнелий де Бруин. Пер. с фр. П.П. Барсова – Издание ииператрского общества истории – М.: 1878
17. Путешествие в Московию Рафаэля Барберини в 1565 году // Сын отечества, № 6. 1842
18. Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. МГУ. 1983
19. Россия XVI в. в воспоминаниях иностранцев / Перевод Ю.В. Готье. — Смоленск, 2003
20. Сербина К. Н., Устюжский летописный свод, в сборнике: Исторические записки, т. 20, М., 1946.
21. "Чтения в Имп. Общ. Ист. и Древн. Российских при Моск. Университете", М. 1868 г., Кн. I

Вопрос-ответ:

Какие путешественники описывали Север России?

Север России описывали английские путешественники.

В каком монастыре был найден список поэтической повести Задонщина?

Список поэтической повести Задонщина был найден в Кирилло-Белозерском монастыре.

Какие летописи известны для устного народного творчества северной земли XVI века?

Для устного народного творчества северной земли XVI века известны летописи Великопермская, Кирилло-Белозерская, Вологодско-Пермская, Устюженский.

В каком году относится найденный список поэтической повести Задонщина?

Найденный список поэтической повести Задонщина относится к 1470 году.

Чем свидетельствует о богатстве традиций народной поэзии Русского Севера?

О богатстве традиций народной поэзии Русского Севера свидетельствует поэтическая повесть Задонщина и устное народное творчество северной земли XVI века.

О каких традициях народной поэзии на Русском Севере говорится в статье?

В статье говорится о богатстве традиций народной поэзии на Русском Севере, про которые свидетельствует поэтическая повесть "Задонщина" и летописи XVI века.

Какие списки найдены в Кирилло-Белозерском монастыре?

В Кирилло-Белозерском монастыре был найден древнейший список поэтической повести "Задонщина", который относится к 1470 году.

Какие летописи свидетельствуют о устном народном творчестве на Русском Севере XVI века?

Устное народное творчество северной земли XVI века известно по таким летописям, как Великопермская, Кирилло-Белозерская, Вологодско-Пермская и Устюженская.