азербайджан в системе политических отношений в СНГ
Заказать уникальную дипломную работу- 76 76 страниц
- 56 + 56 источников
- Добавлена 23.05.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Место и роль постсоветского пространства во внешней политике Азербайджана 9
1.1 Внешнеполитическая стратегия Азербайджана на современном этапе 9
1.2 Интеграционные процессы в СНГ и участие в них Азербайджана 19
Глава 2. Противоречия Азербайджана с Арменией как фактор дестабилизации политических отношений в СНГ 34
2.1 Причины нагорно-карабахского конфликта 34
2.2 Перспективы урегулирования нагорно-карабахского конфликта 45
2.3 Роль России в урегулировании нагорно-карабахского конфликта 48
Глава 3. Взаимоотношения Азербайджана с Россией на современном этапе и перспективы их развития 53
3.1 Основные этапы российско-азербайджанских политических отношений 53
3.2 Развитие экономических отношений Азербайджана и России 61
3.3 Развитие культурных отношений Азербайджана и России 65
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 72
В июле 2008 года Президент России Д.А. Медведев находился с официальным визитом в Азербайджане. В рамках визита состоялась встреча и переговоры президентов двух государств. По итогам визита было подписано пять документов, из которых наиболее важным является Декларация о дружбе и стратегическом сотрудничестве.
В течении 2008 и 2009 годов Президент Азербайджана совершил несколько рабочих визитов в Россию. Эти визиты были совершены как для проведения, посредничеством России, переговоров с Арменией, также для участия на различных мероприятиях, проводимых как в рамках СНГ, так и на двусторонней основе.
В июне 2009 года Президент России Д.Медведев находился с деловым визитом в Азербайджане. В ходе визита была подписана совместная Декларация, как по Каспийскому морю, так и по завершению основных принципов делимитации государственной границы и разделу водных ресурсов реки Самур между Азербайджаном и Россией. Были подписаны также основные условия купли-продажи природного газа Азербайджана меж-
ду ГНКАР и «Газпромом» России.
В 2010 году Президент Азербайджана совершил ряд деловых визитов в Россию. В числе этих визитов можно отметить визит в январе 2010 года в Сочи, где состоялась трехсторонняя встреча Президентов Азербайджана, России и Армении. На этой встрече была достигнута договоренность о продолжении переговоров в прежнем формате. Очередная встреча глав трех государств состоялась в том же году в июне в Санкт-Петербурге и в октябре в Астрахани.
В сентябре 2010 года состоялся официальный визит Президента России Д.А. Медведева в Азербайджан. Визит Дмитрия Медведева в Азербайджан явился свидетельством как заметно возросшего авторитета России в регионе, так и повышения удельного веса российско-азербайджанских отношений в системе региональной политики в целом. В ходе переговоров Президентов Ильхама Алиева и Дмитрия Медведева значительное внимание было уделено вопросам торгово-экономического сотрудничества двух стран. Одним из итогов визита было подписанное в Баку дополнительное соглашение между Госнефтекомпанией Азербайджана и российским холдингом «Газпром», которое предусматривало увеличение закупок «Газпромом» азербайджанского газа в 2011-2012 годах.
Главной характерной особенностью современного периода могут считаться налаживание Россией экономического сотрудничества на основе региональной политики, постепенный отказ от нецивилизованных политических давлений. В настоящее время лейтмотив евразийской политики России начинают составлять экономические интересы и интересы безопасности. Сотрудничество между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой сегодня базируется на более чем 165 межгосударственных и межправительственных договорах и соглашениях.
Новый этап в отношениях двух государств связан с визитом в Баку Президента Российской Федерации В.В. Путина в августе 2013 года. Данный визит, во-первых, подтвердил, что отношения находятся на высоком уровне, и одновременно дал мощный толчок будущему развитию всесторонних отношений между двумя странами. Во время визита были подписаны: Комплексный план сотрудничества Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства по чрезвычайным ситуациям Азербайджанской Республики на период 2013–2015 гг.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области авиационного поиска и спасания; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о строительстве автомобильного моста через реку Самур в районе пунктов пропуска «Яраг-Казмаляр» (Российская Федерация) – «Самур» (Азербайджанская Республика) через российско-азербайджанскую государственную границу; Программа сотрудничества в гуманитарной сфере между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой до 2015 года.
3.2 Развитие экономических отношений Азербайджана и России
Азербайджан и Россия успешно развивают двустороннее торгово-экономическое сотрудничество. Россия является основным торговым партнером Азербайджана на постсоветском пространстве. На ее долю приходится свыше 50% товарооборота Азербайджана со странами СНГ.
Рост товарооборота России и Азербайджана достиг 47%, приблизившись к отметке 4 млрд. долларов по итогам 2014 года (из них российский экспорт – 3373,2 млн. долларов, российский импорт – 634,9 млн. долларов). Если учесть, что товарооборот России с Грузией крайне мал, а с Арменией, являющейся к тому же военно-политическим союзником России, составляет менее 1,5 млрд. долларов в год, то нетрудно представить значение Азербайджана во всей южно-кавказской политике России.
Логическим продолжением азербайджано-российского экономического сотрудничества является реализация стратегически важного трехстороннего российско-азербайджано-иранского проекта железнодорожного транспортного коридора «Север-Юг», по которому будет транспортироваться до 20 млн. тонн грузов.
Экономические связи двух стран развиваются и по линии регионального сотрудничества. Так, Азербайджан развивает плодотворное сотрудничество с более 70 регионами Российской Федерации.
Новый импульс развитию межрегионального сотрудничества придал визит в Баку заместителя Председателя Правительства Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе А.Г. Хлопонина в октябре 2011 года с расширенной делегацией, в которую входили главы Дагестана, Ингушетии, председатель правительства Карачаево-Черкессии и представители Ставропольского края. В рамках визита были подписаны соглашения между Азербайджанской Республикой и субъектами Российской Федерации о сотрудничестве в торгово-экономическом, культурном, научном и гуманитарном сферах.
В ноябре 2011 года был осуществлен также ответный визит со стороны азербайджанской делегации во главе с министром экономического развития Ш. Мустафаевым в вышеперечисленны субъекты СКФО.
Стоит отметить, что за последние годы со стороны азербайджанских компаний в Россию инвестировано свыше 570 млн. долларов, подписано более 1000 соглашений. В свою очередь, в Азербайджане действует более 500 российских компаний в таких спектрах экономики как ТЭК, автопром, финансы, страховая деятельность, здравоохранение. Важную роль в этом направлении играет проведение ежегодного Азербайджано-российского межрегионального форума с участием деловых кругов двух государств.
Энергетическое сотрудничество играет ключевое значение для российско-азербайджанских отношений в целом. В январе 1996 года был заключен Договор о транспортировке азербайджанской нефти по маршруту Баку-Новороссийск.
В 2009 году в рамках визита делегации ОАО «Газпром» во главе с председателем правления А.Миллером в Баку был подписан контракт купли-продажи природного газа между и Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR) и ООО «Газпром экспорт». В сентябре 2010 года компании подписали дополнение к действующему контракту, согласно которому с 2011 года объемы закупок возросли до 2 млрд. куб. м в год, а с 2012 года стали свыше 2 млрд. куб. м.
Максимальный объем закупки газа контрактом не ограничен. Данный контракт заложил основу для долгосрочного стратегического сотрудничества двух стран в нефтегазовой сфере. Во время рабочего визита Президента Российской Федерации в Баку в августе 2013 года было достигнуто соглашение о создании компанией «Роснефть» и Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (SOCAR) совместного нефтегазового предприятия на паритетной основе для проектов по разведке и добыче нефти и газа в различных странах. Учитывая геополитическое значение трубопроводной дипломатии, важным представляется достигнутое соглашение о совместном использовании ряда трубопроводов и терминалов. Как считает директор Центра политических инноваций и технологий, азербайджанский политолог Мубариз Ахмедоглу, в будущем не исключено участие России в проекте TANAP.
По мнению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, Азербайджан - очень крупный энергетический игрок, поэтому двум странам очень важно вырабатывать согласованные позиции по ряду вопросов. В свою очередь, Ильхам Алиев также подтверждает намерение Азербайджана к углублению сотрудничества с Россией в этой сфере: «Мы страны - производители и экспортеры энергоресурсов. Естественно, наши интересы совпадают. И от активного взаимодействия, координации наших усилий, думаю, будет зависеть очень многое в рамках региональной энергетической проблематики. Мы настроены на решительное сотрудничество, на укрепление взаимодействия с Россией в этом важном направлении экономического и политического развития».
Сотрудничество в военной сфере необходимо также рассмотреть в данном параграфе, так как оно в основном сосредоточено на закупках российских вооружений со стороны Азербайджана.
Закрытие Габалинской РЛС в Азербайджане, вопреки ожиданиям скептиков, не смогло повлиять на отношения между Азербайджаном и Россией, так как в Армавире (Россия) построена новая, более мощная и экономичная по затратам на содержание РЛС.
Азербайджан в последние годы активно закупается новейшим вооружением. В стране также налажено собственное производство оружия, учреждено Министерство военной промышленности. Затраты на вооружение исчисляются миллиардами долларов США. С этой позиции у Азербайджана и России налажено взаимовыгодное сотрудничество. Для России Азербайджан – платежеспособный покупатель на рынке вооружения. Общий объем азербайджано-российского военно-технического сотрудничества на сегодняшний день превышает сумму в 4 млрд. долларов. Азербайджан уже входит в число ведущих стран – покупателей российской техники. Как отмечают стороны, в дальнейшем также взаимовыгодное сотрудничество в этой сфере будет продолжено.
3.3 Развитие культурных отношений Азербайджана и России
С приходом к власти Ильхама Алиева значительно возросла доля гуманитарной составляющей в общем объеме международных связей, вследствие чего в формировании позитивного имиджа Азербайджана активно используется ресурс культурной политики или так называемой культурной дипломатии.
О целенаправленном усилении гуманитарного аспекта во внешнеполитической деятельности государства свидетельствуют как декларация данного факта в многочисленных выступлениях Президента Ильхама Алиева, так и активность Азербайджана в таких организациях как ЮНЕСКО, ИСЕСКО, ТЮРКСОЙ, Совет Европы, Фонд гуманитарного сотрудничества стран СНГ, не говоря уже о разветвлённой сети двусторонних культурных отношений.
Государством за рубежом регулярно проводится комплекс мероприятий, направленных на популяризацию национальной истории и культуры, и способствующих созданию благоприятного образа страны и атмосферы внешнеполитического доверия. Президент Алиев, оценивая работу правительства в этом направлении, отметил: «Мы проводим нашу культурную дипломатию… Мы пропагандируем в столицах мира культуру, историю, искусство Азербайджана… Эта сфера обязательно должна находиться в центре внимания… Наша древняя культура, история, искусство являются нашим национальным достоянием. Мы должны пропагандировать это достояние, преподносить его миру».
Важную роль в реализации культурной дипломатии играют неправительственные организации посредством неофициальной внешнеполитической деятельности, направленной на развитие и улучшение межгосударственных отношений. В этом контексте отдельного внимания требует деятельность Фонда Гейдара Алиева, возглавляемого Первой леди Азербайджана Мехрибан Алиевой. Во многом благодаря международной деятельности Фонда происходит формирование необходимого международного имиджа страны. На сегодняшний день в мире действуют несколько зарубежных представительств Фонда и созданные при поддержке Фонда центры азербайджанской культуры. Среди международных партнёров Фонда – ЮНЕСКО, ИСЕСКО, Программа развития ООН, десятки некоммерческих организаций во многих странах мира.
Фонд Гейдара Алиева имеет довольно широкий спектр деятельности. При поддержке Фонда отреставрирован ряд архитектурных памятников, в том числе Версальский дворец, включенный в Список мирового культурного наследия, Собор Парижской Богоматери XIV века, Кафедральный собор в Страсбурге, Берлинский Замок, разрушенный в годы Второй мировой войны, а также хранящиеся в архивах Ватикана средневековые азербайджанские рукописи. Фонд Гейдара Алиева оказывал помощь в реставрации и восстановлении мечетей и православных церквей, осуществил совместно с фондом «Ор-Авнер» строительство в Баку еврейского образовательного центра. Своей деятельностью Фонд способствует реализации таких задач внешней культурной политики страны, как популяризация азербайджанского языка и азербайджанской культуры, укрепление международного культурного сотрудничества и формировании объективного представления в мире об Азербайджане.
Особое внимание Фонд уделяет развитию гуманитарных отношений Азербайджана и России. При поддержке представительства Фонда в Москве, возглавляемом внучкой Гейдара Алиева Лейлой Алиевой, осуществляется ряд гуманитарных проектов, направленных на развитие двусторонних отношений между государствами. Значительные успехи Фондом достигнуты в развитии региональных связей. Так, за последние годы в городе Астрахань Фондом были сооружены мост дружбы России и Азербайджана, памятники Гейдару Алиеву и Святому равноапостольному князю Владимиру, реконструирована средняя школа №11 имени Гейдара Алиева, открыт детский развлекательный городок. В Азербайджане был торжественно открыт памятник дружбы Баку и Астрахани. За активную деятельность российского представительства Фонда Лейле Алиевой со стороны губернатора Александра Жилкина был вручен орден Святой равноапостольной княгини Ольги III степени.
Итак, гуманитарные связи играют особую роль в укреплении дружественных и добрососедских отношений Азербайджана и России. В рамках последнего визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Баку в 2013 году утверждена межгосударственная программа сотрудничества в этой сфере до 2015 года.
Под патронатом президентов Азербайджана и России проводится ежегодный Бакинский международный гуманитарный форум. Важное место в гуманитарных отношениях занимает русский язык. В Азербайджане существует 335 средних школ и 27 университетов с образованием на русском языке. Число обучающихся на русском языке школьников и студентов превышает 100 тысяч человек. Как отметил Президент И. Алиев: «Это – важный показатель того отношения, которое мы испытываем к русскому языку, к русской культуре, к русской литературе. Все позитивные традиции прошлого в Азербайджане бережно хранятся». Азербайджанская диаспора в России, российская община в Азербайджане выступают в качестве стержня гуманитарного сотрудничества.
Можно с уверенностью констатировать, что сотрудничество в гуманитарной сфере является основой стратегического партнерства Азербайджана и России.
Подводя общий итог, важно заметить, что отношения между двумя странами носят живой, динамичный характер. Не всегда и не во всем позиции совпадают, но происходит постоянный поиск новых точек соприкосновения и взаимовыгодного сотрудничества. По мнению российского исследователя А.В. Лукина, азербайджано-российские отношения основываются на взаимоуважении и стремлении к взаимным компромиссам: «Истинное сотрудничество заключается не в том, чтобы диктовать партнеру свои условия, а в том, чтобы заинтересовать его. При этом обе страны должны быть готовы идти на взаимные уступки для достижения взаимоприемлемых решений ради общей атмосферы партнерства».
На сегодняшний день азербайджано-российские отношения являются важной составляющей региональной и международной политики и представляют собой постоянно развивающийся живой диалог стратегических партнеров, влияющий на ход важнейших процессов как в региональном, так и глобальном масштабах.
Заключение
Азербайджан расположен в регионе, имеющем стратегическое значение в мировой политике и экономике. В географическом отношении это определяется тем, что он обеспечивает наиболее прямую транспортную связь между Центральной Азией и бассейном Черного моря, а также служит связующим сухопутным звеном между крайней юго-восточной частью Европы и Средним, а затем и Ближним Востоком. В экономическом плане регион представляет собой не только мировой перекресток транспортных путей, но и одно из наиболее крупных в мире хранилищ нефти и газа в каспийской его части. В этом контексте, геостратегическое расположение, доступ к каспийским углеводородным ресурсам и независимая внешняя политика определяют растущее геополитическое значение Азербайджанской Республики как ведущего государства региона.
Концептуальные основы внешней политики Азербайджана были сформулированы Гейдаром Алиевым на основе таких базовых принципов, как прагматизм и реализм. Основными приоритетами внешней политики являются обеспечение внешнеполитической, военной и экономической независимости; восстановление территориальной целостности государства. Внешнеполитический курс страны строится на неуклонном соблюдении основополагающих принципов международного права, направлен на обеспечение законных интересов Азербайджана в регионе и на мировой арене путем конструктивного участия в позитивном решении международных проблем. В силу особенностей геополитического положения страны он является сбалансированным и многовекторным.
С началом президентства Ильхама Алиева (с 2003 г.) начался новый этап внешней политики Азербайджана – более гибкой системы взаимоотношений.
Анализ внешней политики показал, что Азербайджан, соблюдая геополитический баланс, успешно развивает сотрудничество с ведущими центрами силы на основе принципа равноправия и взаимоуважения, в том числе и на пространстве СНГ, которое в силу исторического прошлого и геополитического положения остается важным приоритетом.
Для оценки положения Азербайджана в системе политических отношений СНГ было важно обратиться к анализу армяно-азербайджанского конфликта. Исследование процесса нагорно-карабахского урегулирования подтвердило приверженность Азербайджана мирному урегулированию конфликта и его решимость продолжить дипломатические усилия для справедливого и устойчивого решения конфликта на основе норм и принципов международного права. В основе конфликта лежит физическое присутствие армянских вооруженных сил на азербайджанских территориях. Поэтому начало вывода войск укрепило бы стабильность в регионе и положило бы начало сотрудничеству между конфликтующими сторонами.
Можно сделать вывод о том, что продолжение и углубление стратегического партнерства Азербайджана с Российской Федерацией является приоритетом внешней политики Азербайджанской Республики. Государства успешно сотрудничают в политической, экономической, военно-промышленной областях. Основой стратегического партнерства является гуманитарная сфера, важным стержнем которой являются: азербайджанская диаспора в России и российская община в Азербайджане. Российско-азербайджанские отношения играют стабилизирующую роль в регионе Южного Кавказа и Каспийского моря. Экономическое сотрудничество также остается очень важным, особенно в таких областях как энергетика. В последние годы активизируются связи в военной сфере – Азербайджан наращивает закупки российского вооружения.
Подводя общий итог, важно отметить, что внешнюю политику Азербайджана в регионе СНГ отличает предсказуемость и последовательность политического курса, основанного на экономическом и политическом прагматизме; в реализации внешнеполитических задач наряду с энергетической стратегией будет возрастать роль публичной дипломатии Азербайджана как эффективного механизма влияния государства в эпоху глобализации.
Список использованных источников и литературы
Азербайджан может обеспечить участие России в реализации проекта TANAP // URL: http://www.newsazerbaijan.ru/politic/20130723/299158468.html
Ахундова Н. Интервью по случаю 75-летия ДА МИД РФ // Академия мира. 2009. Январь.
Богатуров А.Д., Давыдов Ю.П., Дребенцов В.В. «Славянский фактор»: межславянские отношения в середине 90-х годов. М., 1995. // URL: http://www.auditorium.ru/books/235/gl1.pdf
Бусыгина И. Проблемы современного регионализма применительно к Черноморью // Безопасность России. Черноморский регион. Доклады Института Европы. №37. М., 1997.
Василенко И.А. Формирование имиджевой стратегии России в парадигме «гибкой власти»// Мир и политика. 2012. №06 (69).
Велизаде И. Азербайджано-российские отношения на современном этапе: приоритеты, акценты и реальная политика // Роль России и Турции в системе безопасности Южного Кавказа. Сборник научных статей. Б.: Центр стратегических исследований при Президенте Азербайджанской Республики, 2012.
Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №3.
Власов А. «Опираясь на себя. Азербайджан продолжает накапливать внешнеполитический капитал» // Российская газета. 2012. 25 декабря.
Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова, 21 мая 2013 года // URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6CC54EA79CD2F40344257B72003CF08A
Гаджиев А. Нагорный Карабах – третейское судейство // URL: http://www.caspian.ru/article.php?id=3736
Гасанов А. Современные международные отношения и внешняя политика Азербайджана. Баку: “Zərdabi LTD” MMC, 2013.
Гасанов Камран Низами, оглы. Карабахская проблема - сосредоточие геополитических интересов на Кавказе // Международные отношения на рубеже XX-XXI веков. М., 2007.
Гурова О.Н. Развитие интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств на современном этапе. М., 2008. С. 18.
Документы, подписанные в ходе рабочего визита Президента Российской Федерации Владимира Путина в Азербайджанскую Республику // URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/1508
Ибрагимов И. Внешнеполитическая стратегия Азербайджанской Республики на современном этапе. М., 2014.
Измоденов И. Российско-азербайджанские отношения // URL: http://www.ia-centr.ru/archive/commentse106.html?id=144
Ильхам Алиев и Президент России Владимир Путин выступили с заявлениями // URL: http://ru.president.az/articles/8971
Исмаилов Э.А. Азербайджан и Россия: стратегия сотрудничества. М., 2008.
Караваев А. «И с Западом, и с Востоком» // URL: http://www.ng.ru/dipkurer/2011-10-17/11_azerbaijan.html
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств // URL: http://cis.minsk.by/main.aspx?uid=10182
Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. СПб.: Питер, 1999.
Лавров: Восточное партнерство может нанести ущерб интересам России // URL: http://www.gimalov.ru/164/116.html
Лукин А.В. Россия и государства Южного Кавказа // Роль России и Турции в системе безопасности Южного Кавказа. Сборник научных статей. Б.: Центр стратегических исследований при Президенте Азербайджанской Республики, 2012.
МИД Азербайджана назвал 6 принципов, принятие которых Арменией станет началом работы над всеобъемлющим мирным договором // URL: http://www.1news.az/politics/karabakh/20130523101033357.html
Министр экономического развития Азербайджана Шахин Мустафаев // URL: http://www.1news.az/economy/20120628121425860.html
Мнякина М. Эволюция российско-азербайджанских отношений: успехи и проблемы // URL: http://www.lib.csu.ru/vch/178/015.pdf
Москвин Л.Б. СНГ: тенденции и итоги развития интеграции // URL: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2004/06/23/0000163129/005Moskvin.pdf
Мустафаева Н. Почему Армения не выполняет известные резолюции? // New Baku Post. 2013. 11 сентября.
Назарчук А.В. Глобализация на постсоветском пространстве // URL: http://www.politstudies.ru/politinfo/interconf/4.htm#3
Нуриев Э.И. Азербайджан – активный партнер России // Стратегия России: Ежемесячный журнал. 2008. №10(58). С. 21.
Официальный сайт ОАО «Газпром» // URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2009/october/article69255/
Пашаев Х. «Манифест одного посла. О том, как начиналась дипломатическая миссия Азербайджана в Америке». Баку:Развитие регионов, 2009.
Президент Молдавии: «ГУАМ нежизнеспособен и бесперспективен» // URL: http://regnum.ru/news/1116535.html
Пресс-конференция президентов Российской Федерации и Азербайджанской Республики. Баку, 2013 г. // URL: http://kremlin.ru/transcripts/19030#sel=
Пространственные характеристики трансграничной безопасности: концептуальные контексты // Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России. Под ред. Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова. М., 2002. С. 29-36. // URL: http://www.obraforum.ru/book/chapter1.htm
Реализация железнодорожного проекта «Север-Юг» позволит транспортировать 20 млн. тонн грузов // URL: http://news.iran.ru/news/71825/
Речь Ильхама Алиева на заседании Совета Безопасности ООН 04 мая 2012 г. // URL: http://ru.president.az/articles/4845
Речь Ильхама Алиева на четвертом совещании руководителей органов дипломатической службы, 21 сентября 2012 г. // URL: http://ru.president.az/articles/6304
Речь Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева во время церемонии инаугурации 10 октября 1993 года // URL: http://lib.aliyev-heritage.org/ru/66679364.html
Социально-экономические и политические процессы на постсоветском пространстве: проблемы развития стран СНГ. Под ред. В.И. Дашичева. М.: ЛКИ, 2008.
Троицкий В.А. Формы экономической интеграции государств-участников Содружества независимых государств. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008..
Указ Президента Республики Армения об утверждении 7 февраля 2007 г. Стратегии национальной безопасности Республики Армения // URL: URL: www.president.am
Федеральная таможенная служба // URL: http://customs.ru
Чернявский С.И. 10 лет истории Азербайджана: 2003-2013. М.: ФЛИНТА, 2013.
Швыдкой М. Партнерство с Азербайджаном изменило облик России // Российская газета, 2012. 25 сентября.
Эволюция российско-азербайджанских отношений: успехи и проблемы // Вестник Челябинского государственного университета. Серия 10: Востоковедение. Евразийство. Геополитика. 2009. Вып. 9. № 40 (178).
Юнусов А.С. Азербайджан в начале XXI века: конфликты и потенциальные угрозы. Баку: Адильоглы, 2007.
1993 UN Security Council Resolutions on Nagorno-Karabakh // US Department of State. Archive // URL: http://2001-2009.state.gov/p/eur/rls/or/13508.htm
Armenia, Azerbaijan, and Georgia: Political Developments and Implications for U.S. Interests. DIANE Publishing, 2011. P. 11-13.
Energy and security from the Caspian to Europe: A minority staff report. Committee on Foreign Relations United State Senate, 2012.
General Assembly Adopts Resolution Reaffirming Territorial Integrity of Azerbaijan, Demanding Withdrawal of All Armenia Forces // URL: http://www.un.org/News/Press/docs/2008/ga10693.doc.htm
Joint statement on the Nagorno-Karabakh Conflict, by the Presidents of the OSCE Minsk Group Co-Chair Countries // OSCEOrganization for Security and Co-operation in Europe // URL: http://www.osce.org/mg/102856
Michael P. The Armenia-Azerbaijan conflict: causes and implications. Praeger Publishers, 1998.
National Security Concept of the republic of Azerbaijan. Approved by Instruction No.2198 of the President of the republic of Azerbaijan on 23 May 2007 // URL: http://www.un.int/azerbaijan/pdf/National_security.pdf
UN General Assembly 60th Session. Elections and Appointments. Subsidiary Organs and Other Elections. Membership of the Human Rights Council // URL: http://www.un.org/ga/60/elect/hrc/
Юнусов А.С. Азербайджан в начале XXI века: конфликты и потенциальные угрозы. Баку: Адильоглы, 2007.
Чернявский С.И. 10 лет истории Азербайджана: 2003-2013. М.: ФЛИНТА, 2013.
Власов А. «Опираясь на себя. Азербайджан продолжает накапливать внешнеполитический капитал» // Российская газета. 2012. 25 декабря.
Гасанов А. Современные международные отношения и внешняя политика Азербайджана. Баку: “Zərdabi LTD” MMC, 2013.
Ибрагимов И. Внешнеполитическая стратегия Азербайджанской Республики на современном этапе. М., 2014.
Караваев А. «И с Западом, и с Востоком» // URL: http://www.ng.ru/dipkurer/2011-10-17/11_azerbaijan.htm
Москвин Л.Б. СНГ: тенденции и итоги развития интеграции // URL: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2004/06/23/0000163129/005Moskvin.pdf
Назарчук А.В. Глобализация на постсоветском пространстве // URL: http://www.politstudies.ru/politinfo/interconf/4.htm#3
Троицкий В.А. Формы экономической интеграции государств-участников Содружества независимых государств. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008.
Богатуров А.Д., Давыдов Ю.П., Дребенцов В.В. «Славянский фактор»: межславянские отношения в середине 90-х годов. М., 1995. // URL: http://www.auditorium.ru/books/235/gl1.pd
Гурова О.Н. Развитие интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств на современном этапе. М., 2008.
Мустафаева Н. Почему Армения не выполняет известные резолюции? // New Baku Post. 2013. 11 сентября.
Гаджиев А. Нагорный Карабах – третейское судейство // URL: http://www.caspian.ru/article.php?id=3736
Гасанов Камран Низами, оглы. Карабахская проблема - сосредоточие геополитических интересов на Кавказе // Международные отношения на рубеже XX-XXI веков. М., 2007.
Мнякина М. Эволюция российско-азербайджанских отношений: успехи и проблемы // URL: http://www.lib.csu.ru/vch/178/015.pdf
Нуриев Э.И. Азербайджан – активный партнер России // Стратегия России: Ежемесячный журнал. 2008. №10(58).
Велизаде И. Азербайджано-российские отношения на современном этапе: приоритеты, акценты и реальная политика // Роль России и Турции в системе безопасности Южного Кавказа. Сборник научных статей. Б.: Центр стратегических исследований при Президенте Азербайджанской Республики, 2012.
Измоденов И. Российско-азербайджанские отношения // URL: http://www.ia-centr.ru/archive/commentse106.html?id=144
Исмаилов Э.А. Азербайджан и Россия: стратегия сотрудничества. М., 2008.
Пашаев Х. «Манифест одного посла. О том, как начиналась дипломатическая миссия Азербайджана в Америке». Баку:Развитие регионов, 2009. С. 113.
Речь Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева во время церемонии инаугурации 10 октября 1993 года // URL: http://lib.aliyev-heritage.org/ru/66679364.html
Гасанов А. Современные международные отношения и внешняя политика Азербайджана. Баку: Азербайджан. 2007. С. 260.
Ибрагимов И. Внешнеполитическая стратегия Азербайджанской Республики на современном этапе. М., 2014. С. 29.
National Security Concept of the republic of Azerbaijan. Approved by Instruction No.2198 of the President of the republic of Azerbaijan on 23 May 2007 // URL: http://www.un.int/azerbaijan/pdf/National_security.pdf
Власов А. «Опираясь на себя. Азербайджан продолжает накапливать внешнеполитический капитал» // Российская газета. 2012. 25 декабря.
UN General Assembly 60th Session. Elections and Appointments. Subsidiary Organs and Other Elections. Membership of the Human Rights Council // URL: http://www.un.org/ga/60/elect/hrc/
Речь Ильхама Алиева на заседании Совета Безопасности ООН 04 мая 2012 г. // URL: http://ru.president.az/articles/4845
Караваев А. «И с Западом, и с Востоком» // URL: http://www.ng.ru/dipkurer/2011-10-17/11_azerbaijan.html
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств // URL: http://www.rusarchives.ru/statehood/10-12-soglashenie-sng.shtml
Москвин Л.Б. СНГ: тенденции и итоги развития интеграции // URL: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2004/06/23/0000163129/005Moskvin.pdf
Богатуров А.Д., Давыдов Ю.П., Дребенцов В.В. «Славянский фактор»: межславянские отношения в середине 90-х годов. М., 1995. // URL: http://www.auditorium.ru/books/235/gl1.pdf
Москвин Л.Б. СНГ: тенденции и итоги развития интеграции // URL: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2004/06/23/0000163129/005Moskvin.pdf
Социально-экономические и политические процессы на постсоветском пространстве: проблемы развития стран СНГ. Под ред. В.И. Дашичева. М.: ЛКИ, 2008. С. 60.
Лавров: Восточное партнерство может нанести ущерб интересам России // URL: http://www.gimalov.ru/164/116.html
Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств // URL: http://cis.minsk.by/main.aspx?uid=10182
Гурова О.Н. Развитие интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств на современном этапе. М., 2008. С. 18.
Троицкий В.А. Формы экономической интеграции государств-участников Содружества независимых государств. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2008. С. 143.
Зона свободной торговли ГУАМ // URL: http://www.guam-organization.org/attach/guam-trade_ru.pdf
Повлияют ли соглашения о свободной торговле с ЕС на Азербайджан? // URL: http://www.kaspiy.az/photos.php?id=194
Президент Молдавии: «ГУАМ нежизнеспособен и бесперспективен» // URL: http://regnum.ru/news/1116535.html
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. С. 236.
Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. СПб.: Питер, 1999. С. 65.
Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №3. С. 38.
Пространственные характеристики трансграничной безопасности: концептуальные контексты // Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России. Под ред. Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова. М., 2002. С. 29-36. // URL: http://www.obraforum.ru/book/chapter1.htm
Бусыгина И. Проблемы современного регионализма применительно к Черноморью // Безопасность России. Черноморский регион. Доклады Института Европы. №37. М., 1997. С. 54.
Назарчук А.В. Глобализация на постсоветском пространстве // URL: http://www.politstudies.ru/politinfo/interconf/4.htm#3
Гасанов А. Современные международные отношения и внешняя политика Азербайджана. Баку: “Zərdabi LTD” MMC, 2013. С. 953.
Цит. по: Гасанов А. Современные международные отношения и внешняя политика Азербайджана. Баку: “Zərdabi LTD” MMC, 2013. С. 962.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Том 2. М.: Терра, 2001. С. 589.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Том 2. М.: Терра, 2001.
Там же.
Мустафаева Н. Почему Армения не выполняет известные резолюции? // New Baku Post. 2013. 11 сентября.
Armenia, Azerbaijan, and Georgia: Political Developments and Implications for U.S. Interests. DIANE Publishing, 2011. P. 11-13.
Joint statement on the Nagorno-Karabakh Conflict, by the Presidents of the OSCE Minsk Group Co-Chair Countries // OSCEOrganization for Security and Co-operation in Europe // URL: http://www.osce.org/mg/102856
Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова, 21 мая 2013 года // URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6CC54EA79CD2F40344257B72003CF08A
1993 UN Security Council Resolutions on Nagorno-Karabakh // US Department of State. Archive // URL: http://2001-2009.state.gov/p/eur/rls/or/13508.htm
General Assembly Adopts Resolution Reaffirming Territorial Integrity of Azerbaijan, Demanding Withdrawal of All Armenia Forces // URL: http://www.un.org/News/Press/docs/2008/ga10693.doc.htm
Указ Президента Республики Армения об утверждении 7 февраля 2007 г. Стратегии национальной безопасности Республики Армения // URL: URL: www.president.am
МИД Азербайджана назвал 6 принципов, принятие которых Арменией станет началом работы над всеобъемлющим мирным договором // URL: http://www.1news.az/politics/karabakh/20130523101033357.html
Саргсян и Алиев решили продолжить диалог по урегулированию в Карабахе // URL: http://ria.ru/world/20141028/1030512258.html
Устав ООН.
Чернявский С.И. 10 лет истории Азербайджана: 2003-2013. М.:ФЛИНТА, 2013. С. 122.
Эволюция российско-азербайджанских отношений: успехи и проблемы // Вестник Челябинского государственного университета. Серия 10: Востоковедение. Евразийство. Геополитика. 2009. Вып. 9. № 40 (178). С. 95.
Гаджиев А. Нагорный Карабах – третейское судейство // URL: http://www.caspian.ru/article.php?id=3736
Гасанов Камран Низами, оглы. Карабахская проблема - сосредоточие геополитических интересов на Кавказе // Международные отношения на рубеже XX-XXI веков. М., 2007. С. 32.
Исмаилов Э.А. Азербайджан и Россия: стратегия сотрудничества. М., 2008. С. 119.
Нуриев Э.И. Азербайджан – активный партнер России // Стратегия России: Ежемесячный журнал. 2008. №10(58). С. 21.
Гасанов А. Современные международные отношения и внешняя политика Азербайджана. Баку: “Zərdabi LTD” MMC, 2013. С. 740.
Чернявский С. И. Новый путь Азербайджана. М.: Азер-Медиа, 2002. С. 227.
Федеральная таможенная служба // URL: http://customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=20495&Itemid=1981
Велизаде И. Азербайджано-российские отношения на современном этапе: приоритеты, акценты и реальная политика // Роль России и Турции в системе безопасности Южного Кавказа. Сборник научных статей. Б.: Центр стратегических исследований при Президенте Азербайджанской Республики, 2012.
Реализация железнодорожного проекта «Север-Юг» позволит транспортировать 20 млн. тонн грузов // URL: http://news.iran.ru/news/71825/
Министр экономического развития Азербайджана Шахин Мустафаев // URL: http://www.1news.az/economy/20120628121425860.html
Официальный сайт ОАО «Газпром» // URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2009/october/article69255/
Азербайджан может обеспечить участие России в реализации проекта TANAP // URL: http://www.newsazerbaijan.ru/politic/20130723/299158468.html
Ильхам Алиев и Президент России Владимир Путин выступили с заявлениями // URL: http://ru.president.az/articles/8971
Пресс-конференция президентов Российской Федерации и Азербайджанской Республики. Баку, 2013 г. // URL: http://kremlin.ru/transcripts/19030#sel=
Ахундова Н. Интервью по случаю 75-летия ДА МИД РФ // Академия мира. 2009. Январь.
Речь Ильхама Алиева на четвертом совещании руководителей органов дипломатической службы, 21 сентября 2012 г. // URL: http://ru.president.az/articles/6304
Василенко И.А. Формирование имиджевой стратегии России в парадигме «гибкой власти»// Мир и политика. 2012. №06 (69).
Документы, подписанные в ходе рабочего визита Президента Российской Федерации Владимира Путина в Азербайджанскую Республику // URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/1508
Швыдкой М. Партнерство с Азербайджаном изменило облик России // Российская газета, 2012. 25 сентября.
Лукин А.В. Россия и государства Южного Кавказа // Роль России и Турции в системе безопасности Южного Кавказа. Сборник научных статей. Б.: Центр стратегических исследований при Президенте Азербайджанской Республики, 2012.
2
1. Азербайджан может обеспечить участие России в реализации проекта TANAP // URL: http://www.newsazerbaijan.ru/politic/20130723/299158468.html
2. Ахундова Н. Интервью по случаю 75-летия ДА МИД РФ // Академия мира. 2009. Январь.
3. Богатуров А.Д., Давыдов Ю.П., Дребенцов В.В. «Славянский фактор»: межславянские отношения в середине 90-х годов. М., 1995. // URL: http://www.auditorium.ru/books/235/gl1.pdf
4. Бусыгина И. Проблемы современного регионализма применительно к Черноморью // Безопасность России. Черноморский регион. Доклады Института Европы. №37. М., 1997.
5. Василенко И.А. Формирование имиджевой стратегии России в парадигме «гибкой власти»// Мир и политика. 2012. №06 (69).
6. Велизаде И. Азербайджано-российские отношения на современном этапе: приоритеты, акценты и реальная политика // Роль России и Турции в системе безопасности Южного Кавказа. Сборник научных статей. Б.: Центр стратегических исследований при Президенте Азербайджанской Республики, 2012.
7. Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №3.
8. Власов А. «Опираясь на себя. Азербайджан продолжает накапливать внешнеполитический капитал» // Российская газета. 2012. 25 декабря.
9. Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова, 21 мая 2013 года // URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6CC54EA79CD2F40344257B72003CF08A
10. Гаджиев А. Нагорный Карабах – третейское судейство // URL: http://www.caspian.ru/article.php?id=3736
11. Гасанов А. Современные международные отношения и внешняя политика Азербайджана. Баку: “Zərdabi LTD” MMC, 2013.
12. Гасанов Камран Низами, оглы. Карабахская проблема - сосредоточие геополитических интересов на Кавказе // Международные отношения на рубеже XX-XXI веков. М., 2007.
13. Гурова О.Н. Развитие интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств на современном этапе. М., 2008. С. 18.
14. Документы, подписанные в ходе рабочего визита Президента Российской Федерации Владимира Путина в Азербайджанскую Республику // URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/1508
15. Ибрагимов И. Внешнеполитическая стратегия Азербайджанской Республики на современном этапе. М., 2014.
16. Измоденов И. Российско-азербайджанские отношения // URL: http://www.ia-centr.ru/archive/commentse106.html?id=144
17. Ильхам Алиев и Президент России Владимир Путин выступили с заявлениями // URL: http://ru.president.az/articles/8971
18. Исмаилов Э.А. Азербайджан и Россия: стратегия сотрудничества. М., 2008.
19. Караваев А. «И с Западом, и с Востоком» // URL: http://www.ng.ru/dipkurer/2011-10-17/11_azerbaijan.html
20. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
21. Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств // URL: http://cis.minsk.by/main.aspx?uid=10182
22. Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. СПб.: Питер, 1999.
23. Лавров: Восточное партнерство может нанести ущерб интересам России // URL: http://www.gimalov.ru/164/116.html
24. Лукин А.В. Россия и государства Южного Кавказа // Роль России и Турции в системе безопасности Южного Кавказа. Сборник научных статей. Б.: Центр стратегических исследований при Президенте Азербайджанской Республики, 2012.
25. МИД Азербайджана назвал 6 принципов, принятие которых Арменией станет началом работы над всеобъемлющим мирным договором // URL: http://www.1news.az/politics/karabakh/20130523101033357.html
26. Министр экономического развития Азербайджана Шахин Мустафаев // URL: http://www.1news.az/economy/20120628121425860.html
27. Мнякина М. Эволюция российско-азербайджанских отношений: успехи и проблемы // URL: http://www.lib.csu.ru/vch/178/015.pdf
28. Москвин Л.Б. СНГ: тенденции и итоги развития интеграции // URL: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2004/06/23/0000163129/005Moskvin.pdf
29. Мустафаева Н. Почему Армения не выполняет известные резолюции? // New Baku Post. 2013. 11 сентября.
30. Назарчук А.В. Глобализация на постсоветском пространстве // URL: http://www.politstudies.ru/politinfo/interconf/4.htm#3
31. Нуриев Э.И. Азербайджан – активный партнер России // Стратегия России: Ежемесячный журнал. 2008. №10(58). С. 21.
32. Официальный сайт ОАО «Газпром» // URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2009/october/article69255/
33. Пашаев Х. «Манифест одного посла. О том, как начиналась дипломатическая миссия Азербайджана в Америке». Баку:Развитие регионов, 2009.
34. Президент Молдавии: «ГУАМ нежизнеспособен и бесперспективен» // URL: http://regnum.ru/news/1116535.html
35. Пресс-конференция президентов Российской Федерации и Азербайджанской Республики. Баку, 2013 г. // URL: http://kremlin.ru/transcripts/19030#sel=
36. Пространственные характеристики трансграничной безопасности: концептуальные контексты // Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России. Под ред. Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова. М., 2002. С. 29-36. // URL: http://www.obraforum.ru/book/chapter1.htm
37. Реализация железнодорожного проекта «Север-Юг» позволит транспортировать 20 млн. тонн грузов // URL: http://news.iran.ru/news/71825/
38. Речь Ильхама Алиева на заседании Совета Безопасности ООН 04 мая 2012 г. // URL: http://ru.president.az/articles/4845
39. Речь Ильхама Алиева на четвертом совещании руководителей органов дипломатической службы, 21 сентября 2012 г. // URL: http://ru.president.az/articles/6304
40. Речь Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева во время церемонии инаугурации 10 октября 1993 года // URL: http://lib.aliyev-heritage.org/ru/66679364.html
41. Социально-экономические и политические процессы на постсоветском пространстве: проблемы развития стран СНГ. Под ред. В.И. Дашичева. М.: ЛКИ, 2008.
42. Троицкий В.А. Формы экономической интеграции государств-участников Содружества независимых государств. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008..
43. Указ Президента Республики Армения об утверждении 7 февраля 2007 г. Стратегии национальной безопасности Республики Армения // URL: URL: www.president.am
44. Федеральная таможенная служба // URL: http://customs.ru
45. Чернявский С.И. 10 лет истории Азербайджана: 2003-2013. М.: ФЛИНТА, 2013.
46. Швыдкой М. Партнерство с Азербайджаном изменило облик России // Российская газета, 2012. 25 сентября.
47. Эволюция российско-азербайджанских отношений: успехи и проблемы // Вестник Челябинского государственного университета. Серия 10: Востоковедение. Евразийство. Геополитика. 2009. Вып. 9. № 40 (178).
48. Юнусов А.С. Азербайджан в начале XXI века: конфликты и потенциальные угрозы. Баку: Адильоглы, 2007.
49. 1993 UN Security Council Resolutions on Nagorno-Karabakh // US Department of State. Archive // URL: http://2001-2009.state.gov/p/eur/rls/or/13508.htm
50. Armenia, Azerbaijan, and Georgia: Political Developments and Implications for U.S. Interests. DIANE Publishing, 2011. P. 11-13.
51. Energy and security from the Caspian to Europe: A minority staff report. Committee on Foreign Relations United State Senate, 2012.
52. General Assembly Adopts Resolution Reaffirming Territorial Integrity of Azerbaijan, Demanding Withdrawal of All Armenia Forces // URL: http://www.un.org/News/Press/docs/2008/ga10693.doc.htm
53. Joint statement on the Nagorno-Karabakh Conflict, by the Presidents of the OSCE Minsk Group Co-Chair Countries // OSCEOrganization for Security and Co-operation in Europe // URL: http://www.osce.org/mg/102856
54. Michael P. The Armenia-Azerbaijan conflict: causes and implications. Praeger Publishers, 1998.
55. National Security Concept of the republic of Azerbaijan. Approved by Instruction No.2198 of the President of the republic of Azerbaijan on 23 May 2007 // URL: http://www.un.int/azerbaijan/pdf/National_security.pdf
56. UN General Assembly 60th Session. Elections and Appointments. Subsidiary Organs and Other Elections. Membership of the Human Rights Council // URL: http://www.un.org/ga/60/elect/hrc/
Содержание
Введение
Глава 1. Факторы, определяющие отношения Азербайджана и США
1.1 Историко-политических факторов
1.2 Международные интеграционные процессы
Глава 2. Анализ основных этапа азербайджано-американских социально-экономических отношений в 2000-х,
2.1 Развитие азербайджано-американских социально-экономических отношений на протяжении 2000-х годов,
2.2 этап и перспективы азербайджано-американских отношений
Вывод
библиография
Введение
Проблематика отношений США с прикаспийскими странами, среди которых относится и Азербайджан, на сегодняшний день является одним из наиболее важных в международных отношениях. Прикаспийские государства (Россия, Иран, Азербайджан, Туркменистан и Казахстан), в настоящее время развивается достаточно динамично, чему в немалой степени способствует значительный, по мнению экспертов, запасы углеводородов и био.
В то же время, отсутствие генерируется стратегии прикаспийских государств ставят под угрозу устойчивое развитие региона. Тем не менее, благоприятное геостратегическое положение каспийского бассейна и наличие "большой" нефти и природного газа в соответствии с интересами ведущих мировых держав, в первую очередь, соединенных ШТАТОВ америки и обуславливает укрепление внешних сил в регионе.
регион каспийского моря, отмечен Вашингтоне в 1997 году, зона американских национальных интересов, а является частью "большой игры", выпущенный США в зоне Центральной Азии и на Южном кавказе. Стратегия сша в Каспийском море, без сомнения, является частью их стратегии, большой и угрожают исконным интересам России в регионе. США реализуют свои планы далеко идущие, путем создания цепочки зависимых и проамерикански настроенных государств, к которым относится и Азербайджан.
каспийский регион стал не только центром пересечения интересов самих прикаспийских государств, но и фактически сферой противодействия США и России.
Особое значение имеет изучение отношений между США и Азербайджаном в 2000-е годы, когда наиболее ярко проявились устремления США в глобальной закрепление собственных позиций в регионе. В связи с этим, исследование социально-экономических отношений США с Азербайджаном в начале XXI века, представляется актуальным и значимым.
Степень изученности темы. На эту тему есть целый ряд различных исследований, опубликованных монографий и статей.
Среди общетеоретических и специальных работ, посвященных исследуемой проблематике, необходимо выделить работы, Абдуллаева Е., Беккина Р., Велиева Е., Гетца Р., Гильмутдиновой Д., А. Гордиенко, Гребенникова Е., Караваева А., Куриленко Е., В., Радера К., Рзаева Я., Сарухановой О., Старостина д., Сулейманова М., Тагиева Например, Ткачик М., Шайхутдинова М., Язьковой А. и др.