Возможности метода тестирования в психологическом исследовании самооценки.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 48 48 страниц
  • 47 + 47 источников
  • Добавлена 25.05.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 6
1.1 Самооценка личности: понятие и сущность 6
1.2 Развитие взглядов на природу самооценки в психологии 13
1.3 Условия формирования и развития самооценки личности 20
Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки 29
2.1 Цель, задачи и гипотеза исследования 29
2.2 Методики исследования 30
2.3 Анализ ре анализ результатов исследования 33
3.2 Корреляционный анализ результатов исследования 38
Заключение 41
Список литературы 45
Приложение 48
Фрагмент для ознакомления

На каждой линии написано, что она обозначает. На каждой линии черточкой ( - ) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя. Обработка результатов: обработка проводится по 6 шкалам. Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100мм., в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику.1. По каждой из шести шкал определяется: а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; б) высота самооценки – расстояние в мм от нижней шкалы до знака «-».2. Определяется средняя величина показателей самооценки и уровня притязаний по всем шести шкалам. Средние величины показателей сравниваются с таблицей:Низкий средний высокийУровень притязаний до 60 60-74 75-100Уровень самооценки до 45 45-59 60-100Методика на определение эмоционального уровня самооценки А.В. Захарова. Материал: рисунки для выполнения субтестов представлены в приложении 3. Экспериментатор предъявляет испытуемому рисунок и просит его выполнить задание соответствующего субтеста. Обработка результатов:Субтест №1. Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я-образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги далее пятого заниженную самооценку. Субтест№2. позволяет определить отношение с близкими людьми. При расположении сверху признает превосходство и допускает давление этого человека на себя. Оказывает давление на расположенных внизу, чувствует свое превосходство над ним. Субтест№3. определяет социальную заинтересованность (чувствует ли ребенок себя включенным, принятым в мир людей), а так же степень близости с той или иной категорией людей. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных контактах. Субтест№4. Определение степени эгоцентризма. Для дошкольника характерен высокий эгоцентризм (расположение в самом центре круга). Более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным. Субтест№5. Индивидуализация. Позволяет выявить осознание своего сходства (при указании на левый круг) или своей уникальности (правый круг).2.3 Анализ реанализ результатов исследованияАнализ результатов исследования произведен на основании сводной таблицы результатов исследования, которая находится в приложенииТаблица 1. Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Лесенка» младшие школьникиподросткиt-критерийdfp-уровеньЯ, когда был маленьким4,874,332,3228,000,03Я - сейчас4,934,202,9128,000,01Я, когда вырасту большой5,004,731,4728,000,15Рисунок 1.Как видно из таблицы 1 статистически достоверные различия по показателям исследования самооценки по методике «Лесенка» у младших школьников и подростков данной выборки получены по переменным: Я, когда был маленьким, и Я – сейчас. Показатели младших школьников выше показателей подростков данной выборки.Завышенная самооценка характерна для дошкольников и детей младшего школьного возраста, тогда как самооценка подростков является более адекватной. Обращают на себя внимание низкие показатели по шкале Я-сейчас у подростков данной выборки, то есть подростки имеют о себе сейчас заниженную самооценку.Таблица 2. Сравнительный анализ результатов исследования по методике Дембо-Рубинштейн уровень притязанийуровень притязаниймладшие школьникиподросткиt-критерийdfp-уровеньум8,538,270,6628,000,52характер6,676,600,1628,000,87авторитет9,339,53-0,8728,000,39умелые руки3,933,870,2128,000,83внешность3,933,870,2128,000,83уверенность в себе9,339,53-0,8728,000,39Рисунок 2.Как видно из таблицы 2 статистически достоверные различия по показателям исследования уровня притязаний по методике Дембо-Рубинштейн у младших школьников и подростков данной выборки не выявлены.Самые высокие показатели по переменным уровня притязаний у младших школьников и подростков данной выборки получены по переменным: ум, авторитет, уверенность в себе.Таблица 3. Сравнительный анализ результатов исследования по методике Дембо-Рубинштейн уровень самооценкиуровень самооценкимладшие школьникиподросткиt-критерийdfp-уровеньум9,339,53-0,8728,000,39характер7,477,400,1628,000,88авторитет9,339,53-0,8728,000,39умелые руки4,474,470,0028,001,00внешность3,933,870,2128,000,83уверенность в себе9,339,53-0,8728,000,39Рисунок 3.Как видно из таблицы 3 статистически достоверные различия по показателям исследования уровня самооценки по методике Дембо-Рубинштейн у младших школьников и подростков данной выборки не выявлены.Самые высокие показатели по переменным уровня самооценки у младших школьников и подростков данной выборки получены по переменным: ум, авторитет, уверенность в себе.Показатели уровня притязаний ниже показателей уровня самооценки у младших школьников и подростков данной выборки, что свидетельствует о заниженных требованиях к себе у учащихся данной выборки.Таблица 4. Сравнительный анализ результатов исследования по методике А.В. Захаровой младшие школьникиподросткиt-критерийdfp-уровеньособенности образа я4,733,601,7928,000,08отношения с близкими людьми0,670,471,0928,000,28социальная заинтересованность0,870,601,6728,000,11степень эгоцентризма0,930,137,1028,000,001индивидуализация0,330,73-2,3228,000,03Рисунок 4.Как видно из таблицы 4 статистически достоверные различия по показателям исследования самооценки по методике А.В. Захаровой у младших школьников и подростков данной выборки получены по переменным: степень эгоцентризма, индивидуализация. Показатели младших школьников выше показателей подростков данной выборки по переменной степень эгоцентризма, а показатели индивидуализации выше у подростков данной выборки.У младших школьников данной выборки выражены социальная заинтересованность и более тесные отношения с близкими людьми, более положительное отношение к образу Я. Тогда как подростки данной выборки характеризуются заниженной самооценкой, их отношения с близкими людьми характеризуются давлением сверху (родителями, близким окружением), они чаще чувствуют себя отверженными и не заинтересованы в социальных контактах.3.2 Корреляционный анализ результатов исследованияТаблица 5. Корреляционный анализ результатов исследования Я, когда был маленькимЯ - сейчасумхарактеравторитетумелые рукивнешностьуверенность в себеумхарактеравторитетвнешностьособенности образа яотношения с близкими людьмиЯ, когда был маленьким1,00             Я - сейчас0,651,00            Я, когда вырасту большой0,240,55            ум0,220,131,00           характер-0,16-0,070,501,00          авторитет0,02-0,03-0,21-0,211,00         умелые руки0,170,04-0,360,03-0,111,001,00       внешность0,170,04-0,360,03-0,111,001,00       уверенность в себе0,02-0,03-0,21-0,211,00-0,11-0,111,001,00     ум0,02-0,03-0,21-0,211,00-0,11-0,111,001,00     характер0,01-0,01-0,86-0,670,260,230,230,260,261,00    авторитет0,02-0,03-0,21-0,211,00-0,11-0,111,001,000,261,00   умелые руки-0,21-0,12-0,86-0,610,150,320,320,150,150,850,15   внешность0,170,04-0,360,03-0,111,001,00-0,11-0,110,23-0,111,00  уверенность в себе0,02-0,03-0,21-0,211,00-0,11-0,111,001,000,261,00-0,11  особенности образа я0,230,03-0,03-0,210,18-0,28-0,280,180,180,220,18-0,281,00 отношения с близкими людьми0,180,12-0,05-0,230,18-0,27-0,270,180,180,220,18-0,270,771,00социальная заинтересованность0,550,250,150,00-0,310,470,47-0,31-0,31-0,04-0,310,470,180,23степень эгоцентризма0,340,170,16-0,070,01-0,19-0,190,010,010,060,01-0,190,580,40индивидуализация0,04-0,180,100,050,12-0,11-0,110,120,120,000,12-0,110,130,26Корреляционный анализ результатов исследования показал следующие связи на уровне p<0,05, при r<+1, r>-1: переменная уровень социальной заинтересованности связана прямыми зависимостями на уровне статистической достоверности p<0,05 со следующими переменными:Я – сейчас, уровень притязаний (умелые руки), уровень притязаний (внешность), уровень самооценки (внешность).То есть рост показателей по переменной уровень социальной заинтересованности вызывает рост показателей по переменным:Я – сейчас, уровень притязаний (умелые руки), уровень притязаний (внешность), уровень самооценки (внешность).Можно предположить, что степень близости с той, или иной категорией людей у учащихся данной выборки определяется актуальным образом Я, и прежде всего, характеристиками внешности.ЗаключениеТаким образом, мы можем сделать следующие выводы:Проблема самосознания и самооценки с давних времен интересовали исследователей. Создано значительное количество теорий и концепций, по-разному объясняющих формирование и структуру самосознания и самооценки. Среди них, в зарубежной психологии, это - учения В. Вундта, французской социологической школы, З.Фрейда и другие теории психоанализа, К. Роджерс, У. Джеймс, Ч. Кули, Дж.Мид, К. Левин,К. Роджерс и другие. В зарубежной психологии проявлялся интерес сначала к сознанию, а затем и к самосознанию личности. Развитие «Я-концепции» - наиболее ярко представлена у представителей психоанализа, психоаналитической школы, интеракционизма (К. Рождерс, А. Маслоу, У.Джеймс, Дж. Мид, Ч. Кули).С середины прошлого века также начала формироваться теория воли, где понятие «Я» рассматривается как структурная единица личности.В нашей стране вопросы развития самосознания нашли отражение в работах, статьях, монографиях представителей самых разных отечественных психологических школ Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Зеньковского, И.С. Кона, Л.Н. Леонтьева, Б.Г.Ломова, С.Р. Рубинштейна, Б.В. Зейгарник, А.Г. Спиркина, Е.В. Шороховой, О.Ф. Фроловой, П.И. Чуприковой и др.Выготский Л.С. анализировал проблему развития самосознания в общефилософском плане, решающим моментом развития личности ребенка, по его мнению, является осознание своего «Я». Новым этапом в понимании теории «Я» явились разработки А.Н. Леонтьева и его школы. В отечественной психологии существует два основных подхода в исследовании самооценки: самооценка как структурный компонент самосознания и самооценка как личностное образование.Исследования в области самосознания широко развивались на протяжении нескольких веков и в настоящее время получают широкое распространение в психокоррекционных методиках.Самосознание имеет уровневое строение: - соотнесение знания о себе рамках сопоставления «Я» и «другой»; - соотнесение знания о себе в рамках «Я» и «Я».Компоненты самосознания: Я-образ и самоотношение; самопознания, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегуляция поведения.Самооценка – это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Самооценка характеризует уровень развития у индивида самоуважения, чувства собственной ценности и позитивного отношения к составляющим структуры своего «Я». Самооценка неразрывно связана с такими понятиями как самосознание, уровень притязаний личности, «образ Я», «Я-концепция» и др. Самооценка является многоаспектным психологическим образованием, которое рассматривается в науке как:оценка личности себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей;личностное образование, интегрирующее в определенные системы знания человека о себе, его отношение к себе и представляющее собой особую форму отражения человеком самого себя;компонент самосознания;социальный феномен функционирующий в качестве личностного образования и компонента самосознания.В самооценке выделяют:структурные компоненты – когнитивный и эмоциональный;формы функционирования – целостная (глобальная) и частная;свойства: высокая и низкая самооценка; устойчивая и неустойчивая; стабильная и динамичная; осознаваемая и неосознаваемая;виды – адекватная и неадекватная;временные виды – прогностическая, актуальная, ретроспективная.Выводы1) Статистически достоверные различия по показателям исследования самооценки по методике «Лесенка» у младших школьников и подростков данной выборки получены по переменным: Я, когда был маленьким, и Я – сейчас. Показатели младших школьников выше показателей подростков данной выборки.2) Завышенная самооценка характерна для дошкольников и детей младшего школьного возраста, тогда как самооценка подростков является более адекватной. Обращают на себя внимание низкие показатели по шкале Я-сейчас у подростков данной выборки, то есть подростки имеют о себе сейчас заниженную самооценку.3) Самые высокие показатели по переменным уровня притязаний и уровня самооценки у младших школьников и подростков данной выборки получены по переменным: ум, авторитет, уверенность в себе. Показатели уровня притязаний ниже показателей уровня самооценки у младших школьников и подростков данной выборки, что свидетельствует о заниженных требованиях к себе у учащихся данной выборки.4) Статистически достоверные различия по показателям исследования самооценки по методике А.В. Захаровой у младших школьников и подростков данной выборки получены по переменным: степень эгоцентризма, индивидуализация. Показатели младших школьников выше показателей подростков данной выборки по переменной степень эгоцентризма, а показатели индивидуализации выше у подростков данной выборки.5) У младших школьников данной выборки выражены социальная заинтересованность и более тесные отношения с близкими людьми, более положительное отношение к образу Я. Тогда как подростки данной выборки характеризуются заниженной самооценкой, их отношения с близкими людьми характеризуются давлением сверху (родителями, близким окружением), они чаще чувствуют себя отверженными и не заинтересованы в социальных контактах.Корреляционный анализ результатов исследования показал следующие связи на уровне p<0,05, при r<+1, r>-1: переменная уровень социальной заинтересованности связана прямыми зависимостями на уровне статистической достоверности p<0,05 со следующими переменными:Я – сейчас, уровень притязаний (умелые руки), уровень притязаний (внешность), уровень самооценки (внешность).То есть рост показателей по переменной уровень социальной заинтересованности вызывает рост показателей по переменным:Я – сейчас, уровень притязаний (умелые руки), уровень притязаний (внешность), уровень самооценки (внешность).Можно предположить, что степень близости с той, или иной категорией людей у учащихся данной выборки определяется актуальным образом Я, и прежде всего, характеристиками внешности.Список литературыАбдрахманова В.Г. Зависимость самооценки от интерличного и интраличного сравнения детей. // Вопросы психологии. 1975. №2.Арет А.Я. Очерки по теории самовоспитания. - Фрунзе, 1961.Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1992. Т.13. №5.Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988.Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе.// Вопросы психологии. 1978. №4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 1995. Бороздина Л. В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 1992. Т. 12. № 4.Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М., 1983. Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984.Залученова Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности. // Автореф.дисс. …канд.психол.наук. – М., 1989.Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка. // Избранные психологические труды. Т.1. –– М., 1986.Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. № 1.Захарова А.В. Формирование и становление самооценки. – М., 1990. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.Изард К. Эмоции человека. – М., 1980.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – М., 2002.Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. – М., 1984.Комогорцева Е.Б. Учебное сотрудничество как фактор формирования самооценки школьника. // Новые исследования в психологии. 1990. №2.Кочубей Б.И. Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М., 1988.Краковский А.П. О подростках. – М., 1980.Липкина А.И. Психология самооценки школьника. – М., 1974.Лысенко Н.Н. Соотношение самооценки и объективной оценки волевых качеств личности студента общественника. Теоретические и прикладные проблемы психологического познания людьми друг друга. – Краснодар, 1975.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986.Молчанова О. Н. Динамика самооценки в зрелом и позднем возрасте. // Автореф.дисс. …канд.психол.наук. – М., 1994.Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1984. Мусина И.А. Диагностика уровня тревожности по характеристикам восприятия времени // Дис…канд.психол.наук. – М., 1993.Мясищев В.Н. Психология отношений // избранные психологические труды. – Воронеж, 1995.Неймарк М.З. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Лыбидь., 1990.Ольшанский Д.В. Об экспериментальном изучении структуры самосознания. // Новые исследования в психологии. 1984. №2.Петровский А.В. Социальная психология коллектива. – М., 1978.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000.Реан А.А. «Социально педагогическая психология». – С-Пб., 2001.Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 1975.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – С-Пб., 2000.Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. 1982. №1.Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников // Ученые записки Тамбовского пединститута. 1956. Вып.10.Славина Л.С. Трудные дети. – М., 1988.Словарь практического психолога (сост. Головин С.Ю.). –Минск., 1997.Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989.Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и теологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. / сост. Ханин Ю.Л. – М., 1983.Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьника. – М., 1980.Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. –М., 1994.Фрейд З. Психология бессознательного – М., 1990.Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе. Принцип развития в психологии. – М., 1978.ПриложениеСводная таблица результатов исследования младших школьниковФ.И. лесенкауров.притуров.притуров.притуров.притуров.притуров.притвысот.самвысот.самвысот.самвысот.самвысот.самвысот.самЗахарова группа 1 - младшие шк 2 подросткиЯ, когда был маленькимЯ - сейчасЯ, когда вырасту большойумхарактеравторитетумелые рукивнешностьуверенность в себеумхарактеравторитетумелые рукивнешностьуверенность в себеособенности образа яотношения с близкими людьмисоциальная заинтересованностьстепень эгоцентризмаиндивидуализация115551078338868338501102155598933997943971111315558710441010810541061110415557510551010910651071110515557695599996593010061555859449989549411107155596103310107104310511118155510710331010610331030010915551081044101061034104111010155598955997945971111111555107833886833851110121345989339979439200101315558710441010810541061111141555751055101091065103011015155576955999965941111Сводная таблица результатов исследования подростковФ.И. лесенкауров.притуров.притуров.притуров.притуров.притуров.притвысот.самвысот.самвысот.самвысот.самвысот.самвысот.самЗахарова группа 1 - младшие шк 2 - подросткиЯ, когда был маленькимЯ - сейчасЯ, когда вырасту большойумхарактеравторитетумелые рукивнешностьуверенность в себеумхарактеравторитетумелые рукивнешностьуверенность в себеособенности образа яотношения с близкими людьмисоциальная заинтересованностьстепень эгоцентризмаиндивидуализация124458594499895495110022455961033101071043105110132555107103310106103310300014255510810441010610341041101524359895599794591010162555879559989559201017245576104410109105410300008255575103310109105310410019243585103310108106310710111025559694499795491010111243597955996945930101122555889559969359201001323337810441010710541030000142345779339989639410011525338610331010910431071111

Список литературы
1. Абдрахманова В.Г. Зависимость самооценки от интерличного и интраличного сравнения детей. // Вопросы психологии. 1975. №2.
2. Арет А.Я. Очерки по теории самовоспитания. - Фрунзе, 1961.
3. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1992. Т.13. №5.
4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988.
5. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе.// Вопросы психологии. 1978. №4.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 1995.
7. Бороздина Л. В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 1992. Т. 12. № 4.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М., 1983.
9. Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984.
10. Залученова Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности. // Автореф.дисс. …канд.психол.наук. – М., 1989.
11. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка. // Избранные психологические труды. Т.1. –– М., 1986.
12. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. № 1.
13. Захарова А.В. Формирование и становление самооценки. – М., 1990.
14. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.
15. Изард К. Эмоции человека. – М., 1980.
16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – М., 2002.
17. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. – М., 1984.
18. Комогорцева Е.Б. Учебное сотрудничество как фактор формирования самооценки школьника. // Новые исследования в психологии. 1990. №2.
19. Кочубей Б.И. Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М., 1988.
20. Краковский А.П. О подростках. – М., 1980.
21. Липкина А.И. Психология самооценки школьника. – М., 1974.
22. Лысенко Н.Н. Соотношение самооценки и объективной оценки волевых качеств личности студента общественника. Теоретические и прикладные проблемы психологического познания людьми друг друга. – Краснодар, 1975.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
24. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986.
25. Молчанова О. Н. Динамика самооценки в зрелом и позднем возрасте. // Автореф.дисс. …канд.психол.наук. – М., 1994.
26. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1984.
27. Мусина И.А. Диагностика уровня тревожности по характеристикам восприятия времени // Дис…канд.психол.наук. – М., 1993.
28. Мясищев В.Н. Психология отношений // избранные психологические труды. – Воронеж, 1995.
29. Неймарк М.З. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
30. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Лыбидь., 1990.
31. Ольшанский Д.В. Об экспериментальном изучении структуры самосознания. // Новые исследования в психологии. 1984. №2.
32. Петровский А.В. Социальная психология коллектива. – М., 1978.
33. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000.
34. Реан А.А. «Социально педагогическая психология». – С-Пб., 2001.
35. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 1975.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – С-Пб., 2000.
37. Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. 1982. №1.
38. Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников // Ученые записки Тамбовского пединститута. 1956. Вып.10.
39. Славина Л.С. Трудные дети. – М., 1988.
40. Словарь практического психолога (сост. Головин С.Ю.). –Минск., 1997.
41. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989.
42. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и теологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. / сост. Ханин Ю.Л. – М., 1983.
43. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.
44. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьника. – М., 1980.
45. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. –М., 1994.
46. Фрейд З. Психология бессознательного – М., 1990.
47. Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе. Принцип развития в психологии. – М., 1978.



Вопрос-ответ:

Что такое самооценка личности?

Самооценка личности - это оценка собственного "Я", своих качеств, способностей, достижений и причастности к различным группам и социальным категориям.

Как развивались взгляды на природу самооценки в психологии?

В психологии развивались различные концепции самооценки, включая теорию социального сравнения, теорию самоэффективности и теорию самопредставления. Все эти концепции предлагают свои объяснения процесса формирования и изменения самооценки.

Какие условия влияют на формирование и развитие самооценки личности?

Формирование и развитие самооценки личности зависит от многих факторов, включая воспитание в семье, образование, социальные стандарты, опыт успешных или неуспешных достижений, сравнение с другими людьми и многое другое.

Какая была цель задачи и какую гипотезу проверяло эмпирическое исследование самооценки?

Целью исследования было изучение связи между самооценкой личности и ее социальной активностью. Гипотезой было предположение о положительной связи между высокой самооценкой и активной социальной жизнью.

Какие методики использовались в исследовании самооценки?

В исследовании использовались различные методики, включая опросники, тесты и собственные разработки. Каждая методика позволяла измерить определенные аспекты самооценки, такие как самоуважение, самоэффективность, самопринятие и другие.

Какие теоретические подходы существуют к проблеме исследования самооценки?

Существуют различные теоретические подходы к исследованию самооценки, включая понимание самооценки как психологического понятия и ее сущности, а также взгляды на природу и условия формирования самооценки.

Что такое самооценка личности?

Самооценка личности - это субъективная оценка собственной ценности или степени удовлетворенности собой. Она включает оценку различных характеристик, включая внешность, интеллект, успехи, способности, социальную привлекательность и т. д.

Как развивались взгляды на природу самооценки в психологии?

В психологии существует несколько подходов к пониманию природы самооценки. Одни теории считают, что самооценка формируется в детстве и основана на восприятии оценок окружающих. Другие теории утверждают, что самооценка лежит в основе формирования личности и является врожденной. Еще другие подходы подчеркивают психологическое влияние самооценки на поведение человека.

Каковы условия формирования и развития самооценки личности?

Самооценка личности формируется и развивается под влиянием различных факторов. К ним относятся семейная среда, образование, социальное окружение, культурные и социальные нормы, а также индивидуальные особенности. Важно отметить, что формирование самооценки происходит на протяжении всей жизни и может меняться в зависимости от внешних и внутренних условий.

Какие методики используются в эмпирическом исследовании самооценки?

В эмпирическом исследовании самооценки могут применяться различные методики, включая анкетирование, тестирование, наблюдение, эксперименты и другие методы сбора данных. Каждая методика имеет свои преимущества и ограничения, и выбор конкретной методики зависит от целей исследования и доступных ресурсов.