Социально-культурная работа: традиции и преемственность

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социально-культурная деятельность
  • 21 21 страница
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 05.06.2015
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 2
Глава 1. Характеристика досуга. Формирование досуговых интересов 3
1.1 Категория досуга в ее взаимосвязи с понятиями «социальное время», «свободное время», «культура свободного времени», «культура досуга» 3
1.2 Проблемы формирования досуговых интересов 7
Глава 2. Характеристика социально-культурных процессов в советский и постсоветский периоды 13
Глава 3. Интегративность и преемственность социально-культурной работы 16
Заключение 19
Список литературы 21
Фрагмент для ознакомления

Это размежевание было закреплено в государственных структурах соответствующего типа. Они не просто удвоились, а начали расти в геометрической прогрессии, поскольку каждая из подсистем единой культуры потребовала не только создания научно-методических подразделений, но и колоссального управленческого аппарата, который якобы «управлял» культурой и образованием, а в действительности препятствовал свободному духовному развитию народа. Возник парадоксальный перекос: в управленческих и научно-методических структурах, а также в огромной сети отраслевых организационных институтов культуры и просвещения оказался сосредоточенным непомерно многочисленный кадровый потенциал.
От просвещения и художественной культуры не отставали и другие сложившиеся сферы культурной деятельности: средства массовой информации, международный культурный обмен, народные промыслы и ремесла и т.д. В этих сферах разрастался бюрократический управленческий и научно-методический аппарат.
Огромный монстр, на которого начали автоматически переносить термин «культура» в его откровенно примитивной культурологической трактовке, отнюдь не исчез и сегодня. Он обладает способностью к мимикрии, адаптации к любым потрясениям и даже трансформации для выживания в новом качестве.
Только интеграция просвещения, образования и художественной культуры, культурологии и педагогики (в частности, социальной педагогики) способна вернуть человеку его изначальную роль творца, носителя и хранителя духовных богатств.
Интеграция культурологических и социально-педагогических начал, художественной культуры и просвещения оказывает исключительно мощное по своей эффективности воздействие на весь процесс сохранения, распространения и освоения культурных ценностей. Она позволяет государству прямо или косвенно реализовать гарантированные законодательством права гражданина на приобщение к культурным ценностям, на гуманитарное и художественное образование, как и другие права и свободы человека в области культуры. Она дает возможность осуществлять подлинную гуманитаризацию всей системы образования, на деле воплотить государственный протекционизм (покровительство) в области культуры, искусства, досуга, спорта по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения.
Интегративность и преемственность свойственны не только отраслевым объектам культуры и досуга, но и системе профессиональной подготовки специалистов для учреждений и организаций социально-культурной сферы. 
Таким образом, говоря об интегративной и преемственной, по существу, природе социально-культурной деятельности, можно утверждать, что эта деятельность является одновременно и наукой, и искусством. В качестве предмета научного исследования она органически включает в себя систему теоретических знаний и практических навыков большого круга родственных по направленности наук, предполагает также мастерство и умение специалистов по эффективному применению их на практике.
Заключение
Досуг – центральный элемент культуры, позволяющий личности реализовать свой творческий потенциал и имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи. В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечении.
Культура досуга – это определенная качественная характеристика его использования, показывающая связь досуговой и культурной деятельности, точнее говоря, плотность этой связи. Ее уровень определяется рядом факторов объективного и субъективного плана:

наличием и возможностью выбора вида культурно-досуговой деятельности;
степенью свободы такого выбора, предоставляемого обществом;
развитостью в последнем культуры как целостной системы духовной жизни (что изначально предполагает в качестве своей обязательной предпосылки наличие культуры как целостной системы материальной жизни людей): культурно-досуговыми потребностями, интересами и ценностными ориентациями населения, его различных групп и др.

Структура досугового интереса может быть представлена тремя компонентами:

мотивационный компонент определяет направленность личности на какой-либо вид культурно-досуговой деятельности;
познавательный компонент реализуется отношением субъекта к различным видам досуга, связанными с познавательной деятельностью;
деятельностный компонент обеспечивается за счет включения человека в различные виды культурно-досуговой деятельности.

Интегративность и преемственность свойственны не только отраслевым объектам культуры и досуга, но и системе профессиональной подготовки специалистов для учреждений и организаций социально-культурной сферы.
В современной ситуации быстро происходящих социокультурных сдвигов в стране возникла необходимость резкого повышения критериев требований к качеству профессионального, высшего и среднего социально-культурологического образования. Сегодняшней практикой, как никогда, востребован высокий уровень профессиональной и культурной компетентности специалиста, его способности принимать целесообразные решения в сложных ситуациях, прогнозировать и оценивать социальные последствия своих действий.
Таким образом, говоря об интегративной и преемственной, по существу, природе социально-культурной деятельности, можно утверждать, что эта деятельность является одновременно и наукой, и искусством. В качестве предмета научного исследования она органически включает в себя систему теоретических знаний и практических навыков большого круга родственных по направленности наук, предполагает также мастерство и умение специалистов по эффективному применению их на практике.

Список литературы
Акимова Л.А. Социология досуга: Учебное пособие. – М.:МГУКИ, - М., 2003.
Веблен Т. Теория праздного класса : пер. с англ. – М. : Прогресс, 1984.
Головина Г.В. Досуговая деятельность и культура досуга: функциональный подход // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. – 2012. - №1-2 (53-54).
Головина Г.В. Культура досуга как фактор формирования современного общества // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2010. - №4.
Зборовский Г. Е. Социология досуга и социология культуры: поиск взаимосвязей // Социологические исследования. – 2006. – № 12.
Ильин В. И. Потребление как дискурс: учеб. пособие. – СПб. : Интерсоцис, 2008.
Киселева Т.Г., Красильникова Ю.Д. Социально – культурная деятельность: Учебник. – М.:МГУКИ, 2004.
Комиссарова Е.В. Досуг как объект культурологического исследования // Известия ВолгГТУ. – 2013. – №2.
Современная американская социология. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://socioline.ru/pages/sovremennaya-amerikanskaya-sotsiologiya
Сорокин П. А. Социальное время: опыт методологического и функционального анализа / П. А. Сорокин, Р. К. Мертон // Социологические исследования. – 2004. – № 6.
Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга: Учебное пособие. - М.:МГУКИ, 2008.
Триодин В.Е. Клуб и свободное время / Триодин В.Е.-М.: Профиздат, 1982.
Шарковская Н.В. Феноменологические основания развития социально-культурной активности личности // Вестник МГУКИ - №1- 2008.

Комиссарова Е.В. Досуг как объект культурологического исследования // Известия ВолгГТУ. – 2013. – №2. – С. 40.
Веблен Т. Теория праздного класса : пер. с англ. – М. : Прогресс, 1984.
Современная американская социология. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://socioline.ru/pages/sovremennaya-amerikanskaya-sotsiologiya
Зборовский Г. Е. Социология досуга и социология культуры: поиск взаимосвязей / Г. Е. Зборовский // Социологические исследования. – 2006. – № 12. – С. 58.
Сорокин П. А. Социальное время: опыт методологического и функционального анализа / П. А. Сорокин, Р. К. Мертон // Социологические исследования. – 2004. – № 6. – С. 113.
Ильин В. И. Потребление как дискурс: учеб. пособие. – СПб. : Интерсоцис, 2008. С. 227.
Триодин В.Е. Клуб и свободное время / Триодин В.Е.-М.: Профиздат, 1982.
Шарковская Н.В. Феноменологические основания развития социально-культурной активности личности // Вестник МГУКИ - №1- 2008. – С. 97.
Киселева Т.Г., Красильникова Ю.Д. Социально – культурная деятельность: Учебник. – М.:МГУКИ, 2004. С. 171.
Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга: Учебное пособие. - М.:МГУКИ, 2008. С. 157.
Акимова Л.А. Социология досуга: Учебное пособие. – М.:МГУКИ, - М., 2003.









22

Список литературы
1. Акимова Л.А. Социология досуга: Учебное пособие. – М.:МГУКИ, - М., 2003.
2. Веблен Т. Теория праздного класса : пер. с англ. – М. : Прогресс, 1984.
3. Головина Г.В. Досуговая деятельность и культура досуга: функциональный подход // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. – 2012. - №1-2 (53-54).
4. Головина Г.В. Культура досуга как фактор формирования современного общества // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2010. - №4.
5. Зборовский Г. Е. Социология досуга и социология культуры: поиск взаимосвязей // Социологические исследования. – 2006. – № 12.
6. Ильин В. И. Потребление как дискурс: учеб. пособие. – СПб. : Интерсоцис, 2008.
7. Киселева Т.Г., Красильникова Ю.Д. Социально – культурная деятельность: Учебник. – М.:МГУКИ, 2004.
8. Комиссарова Е.В. Досуг как объект культурологического исследования // Известия ВолгГТУ. – 2013. – №2.
9. Современная американская социология. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://socioline.ru/pages/sovremennaya-amerikanskaya-sotsiologiya
10. Сорокин П. А. Социальное время: опыт методологического и функционального анализа / П. А. Сорокин, Р. К. Мертон // Социологические исследования. – 2004. – № 6.
11. Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга: Учебное пособие. - М.:МГУКИ, 2008.
12. Триодин В.Е. Клуб и свободное время / Триодин В.Е.-М.: Профиздат, 1982.
13. Шарковская Н.В. Феноменологические основания развития социально-культурной активности личности // Вестник МГУКИ - №1- 2008.

Вопрос-ответ:

Что такое досуг и какие интересы он формирует?

Досуг - это свободное время, которое человек проводит вне основной деятельности. Он позволяет человеку отдохнуть, развлечься и развить свои интересы. В процессе досуга формируются различные интересы, такие как спорт, культура, хобби и другие.

Какие проблемы могут возникать при формировании досуговых интересов?

При формировании досуговых интересов могут возникать различные проблемы. Некоторые люди могут испытывать трудности в выборе интересов и не знать, чем им заняться в свободное время. Другие могут столкнуться с ограничениями и не иметь возможности практиковать свои интересы из-за финансовых или других причин. Также возможны проблемы в доступе к соответствующей инфраструктуре или отсутствие поддержки со стороны общества или близких.

Какими были социально-культурные процессы в советский период?

В советский период социально-культурные процессы были ориентированы на создание единой советской культуры и идеологии. Весь досуг и культура свободного времени были организованы и контролировались государством. Были созданы множество культурно-массовых организаций, таких как Дворцы культуры, детские клубы и т.д. Основное внимание уделялось массовым мероприятиям и коллективным формам досуга.

Какие изменения произошли в социально-культурной работе после советского периода?

После советского периода произошли значительные изменения в социально-культурной работе. Государственный контроль снизился, и люди стали иметь больше свободы в выборе своего досуга и развития своих интересов. Появились новые формы и организации для проведения досуга, такие как фитнес-клубы, студии творчества, клубы по интересам и другие. Произошло расширение культурного пространства и появилась возможность более индивидуального и разнообразного досуга.

Что такое досуг и какие досуговые интересы формируются?

Досуг - это свободное время, которое человек проводит вне работы или учебы. Досуговые интересы формируются на основе социокультурных процессов и включают различные сферы деятельности, такие как спорт, искусство, чтение, путешествия и т.д. Каждый человек имеет свои предпочтения и интересы в досуге, которые могут меняться со временем.

Какие проблемы возникают при формировании досуговых интересов?

При формировании досуговых интересов возникают проблемы, связанные с доступностью различных видов деятельности, финансовыми ограничениями, отсутствием информации о возможностях досуга, а также недостатком времени. Кроме того, некоторые люди могут испытывать трудности в выборе и определении своих интересов в досуге.

Какие социально-культурные процессы происходили в советский и постсоветский периоды?

В советский и постсоветский периоды происходили значительные социально-культурные процессы, включающие в себя изменения в образе жизни, ценностях и нормах общества. В советском периоде существовала государственно-ориентированная культура, в то время как в постсоветский период произошли серьезные трансформации в обществе, связанные с переходом к рыночной экономике и демократическим принципам управления.

Что такое преемственность в социально-культурной работе?

Преемственность в социально-культурной работе означает сохранение и передачу традиций и ценностей от одного поколения к другому. Это позволяет обеспечить континуитет в развитии социокультурной сферы, сохранить историческую память и продолжать традиции, которые способствуют формированию и развитию личности каждого человека.

В чем заключается интегративность социально-культурной работы?

Интегративность социально-культурной работы заключается в объединении различных аспектов искусства, спорта, образования и других сфер деятельности в единую систему. Это позволяет создать комплексные программы и проекты, способствующие развитию личности и формированию досуговых интересов у разных групп населения.

Что такое досуг?

Досуг - это свободное время, которое человек проводит внерабочими занятиями, имеющими развлекательный, культурный или спортивный характер.

Как формируются досуговые интересы?

Досуговые интересы формируются под влиянием различных факторов, таких как общественная среда, социальный статус, индивидуальные предпочтения и потребности. Они могут развиваться и изменяться в течение жизни человека.

Какие проблемы могут возникать при формировании досуговых интересов?

Возникают проблемы в формировании досуговых интересов у различных социальных групп, так как доступ к определенным видам досуга может быть ограничен по финансовым, социальным или культурным причинам. Также влияние различных медиа и технологий может повлиять на формирование досуговых интересов.