Мотивы прозы В. Гюго в авторских иллюстрациях
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 05.06.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 4
Глава 1. Творческое наследие В. Гюго 6
1.1. Специфика творческого пути Виктора Гюго 6
1.2. Основные мотивы романного творчества Гюго 10
Глава 2. Взаимосвязь живописи и литературы в прозе Гюго 19
2.1. Специфика живописи о средневековье в соотнесении их с романом «Человек, который смеется» 19
2.2. Париж в живописи и романе «Отверженные» 30
Заключение 36
Список литературы 37
Роскошь их поместий, настолько блистательных, что сравниться могут разве что с Сен-Жерменскимаббатством, отопление каминов целыми дубами или размеры их, сравнимыми разве что с целыми городами никак не идет в сравнение с нищетой людей, вынужденных тайно приезжать в Англию для того, чтобы выживать. Приведенный отрывок рисует перед нами картину утлого суденышка, которое вынуждено приставать к берегам Британии в темное время суток, постоянно рискуя утонуть. Причина всех этих опасных действий одна – желание выжить в то непростое время. По сути, перед намит корабль-призрак – людей этого типа не видят ни честные граждане, ни, тем более, аристократы, которые предпочитают взаимодействовать только с себе подобными. Интересно, что мрачная картина прибытия такого корабля находится и в картинах писателя. Обратимся к самому рисунку.Рис. 2 Корабль в скалахИстория не сохранила для нас датировку данной картины, которая была создана Виктором Гюго, однако, данная картина вполне могла становиться иллюстрацией к прибытию Гуинплена к берегам Англии. Страна встречала его серыми сумерками (в картине перед нами темное небо и наступающая темнота) и огромными скалами, которые грозили утопить утлое суденышко. В целом, картина достаточно мрачна, как и все картины Гюго. Она позволяет передать не только колорит эпохи, но и колорит всего, что происходило в данном романе. Темнота, в которой появляется впервые главный герой – это его судьба, а жестокость стихии – это жестокость людей, которые ради своего развлечения готовы изуродовать ребенка. История жизни Гуинплена – трагическая от начала до конца. Будучи законнорождённым сыном своего отца, лорда Линнея Кленчарли, после смерти родителей он, по приказу короля Иакова II, оказывается лишённым титула и отданным в руки компрачикосов – сообщества бродяг, занимающихся продажей детей, предварительно изуродованных для ярмарочных представлений. После восхождения на престол Вильгельма III, начавшего преследование торговцев детьми, мальчик оказывается брошенным в бухте Портленда.По всем законам реалистического жанра, в котором, по мнению многих литературоведов, и написан роман «Человек, который смеётся», ребёнок должен был бы погибнуть. Но тут в дело вмешивается высшее (романтическое) провидение, под которым Гюго выводит природу (а фактически – Бога), и мальчик не только выживает, но и спасает от смерти девятимесячную девочку. На пути к жизни ребёнка сопровождают сплошные опасности – холод (действие происходит в одну из самых холодных европейских зим), страх (встреча с трупом контрабандиста), смерть (переход через тонкий Портлендский перешеек и постоянная угроза оказаться либо в море, либо в океане), голод, усталость, человеческое равнодушие. Гуинплен преодолевает всё, приобретая в итоге – дом (не слишком большой, но тёплый и уютный), семью (чужую по крови, но родственную по духу), славу (на ярмарочном уровне), деньги (достаточные для того, чтобы не голодать самому и кормить Дею и Урсуса с Гомо), любовь.Вполне естественно, что вряд ли жизнь Гуинплена сопровождали бы радужные картины. Даже Лондон, который в те времена являлся наиболее роскошным городом не становится раем на земле. Он был приветливым для тех, кто имел деньги, но в нашем случае речь идет о несчастной жизни детей, которые вынуждены скитаться в чуждом и жестоком городе. Гюго в данном романе показывает изнанку лондонской жизни. Речь идет здесь о том, что автор стремился подчеркнуть жизнь отверженных – здесь ими становится жертва интриги наследства и слепая девочка. Для них была характерна именно та темная картина, при помощи которой писатель изобразил европейский город. Рис. 3. Изображение европейского городаКонечно, в городе этом достаточно сложно увидеть признаки какого-либо определенного города. Нагромождение домов, угадываемая на горизонте башня с часами и огромные шпили собора становятся не столько фотографической характеристикой определенного средневекового города, но характертистика ощущения от этого города. Это город-чудовище, город-убийца, тот самый паук, который растягивает свои нити и губящий своим спокойствием наименее защищенные слои населения. Это город, прекрасный снаружи, но удивительно гнилой внутри. Гуинплен проходит испытание Лондоном, когда он возвращает свои права. Поражённый низостью высшего общества Гуинплен (в буквальном смысле слова) бежит вниз и, не найдя на прежнем месте «Зелёного ящика», сразу же понимает, что он потерял. Его настоящее имя и жизнь оказались ложью; его уродливая улыбка и игра фигляра – правдой. Как и предсказывал Урсус, истинным счастьем для Гуинплена всегда была одна только Дея, видящая его доброе сердце и любящая его за него самого. Смерть Гуинплена и Деи ставит точку в их отношениях – не имеющих телесного развития на земле, но бесконечно устремлённых в божественный космос.Конец данного романа реализуется возвращением к морю. То, что началось в темных водах там же и заканчивается – «человек, который смеется» оканчивает свою жизнь самоубийством. Гюго хорошо отражает всю дикость нравов английского общества. 2.2. Париж в живописи и романе «Отверженные»Роман «Отверженные» писался достаточно долго – более 20 лет. Он вышел в свет в 1862 г. По своему жанру «Отверженные» становится социально-романтическим романом-эпопеей. В произведении синтезируются романтические тенденции с влиянием достижений критического реализма. Это влияние сказалось в попытке всесторонне осветить образ эпохи, современной Гюго. Если средневековый образ показывается через образы города, то иллюстрации к «Отверженным» речь идето характеристикам людей. Здесь идет речь о жестоком отношении к людям низшего общества (образ семейства Тенардье, угнетающего маленькую Козетту), несправедливость суда (история Жана Вальжана), рисует политические катастрофы (поражение Наполеона при Ватерлоо), революции (восстания французского народа в 30 —40-х годах XIX в.), жизнь различных слоев общества. Каждое большое событие рассматривается с народной точки зрения, что вместе с масштабным воспроизведением эпохи делает роман эпопеей.Гуманизм и демократизм авторской позиции сближают ее с народной точкой зрения. Здесь нужно вспомнить мысль Гюго о том, что искусство — не простое, а концентрирующее зеркало. Писатель полнее всего проявляет себя даже не в многочисленных авторских отступлениях, не в прямых обращениях к читателю, а в самом методе изображения характеров и событий.Это отверженные члены общества: бывший каторжник Жан Вальжан, проститутка Фантина, бедный юноша Мариус, обездоленная маленькая Козетта, бездомный мальчишка Гаврош. Их враги — семья Тенардье, полицейский инспектор Жавер — тоже не занимают видного социального положения. Судьбы героев в самом общем смысле типичны, взяты Гюго из жизни: реальные прототипы были и у Вальжана, и у Фантины, история Мариуса повторяет в ряде черт судьбу молодого Гюго.Но вот автор направляет на обычные судьбы обычных людей концентрирующее зеркало своего таланта — и люди превращаются в героев; события приобретают исключительную философскую значительность, наполняются приключениями, в которых неудача может привести к потере свободы и даже жизни. То, что в действительности существует в единстве, у Гюго тяготеет к полюсам добра и зла. В романе действуют «святые» (епископ Мириэль, Жан Вальжан) и «дьяволы» (Тенардье, Жавер), не уступающие друг другу в масштабах творимого добра или зла.Это связано с представлением Гюго, согласно которому развитие человеческой истории — «путь от зла к добру, от неправого к справедливому, от лжи к истине, от ночи к дню». Такой переход должен произойти во всех сферах: и в социальном бытии человека, и в его сознании.Примечательно, что к данному роману Гюго собственноручно создавал иллюстрации, которые несколько отличаются от традиционных представлениях о героях произведения. Начнем с образа Гавроша. Этот отверженный ребенок, которого несправедливое общественное устройство обрекло на нищету, сумел сохранить в себе удивительную доброту, веселость, любовь к свободе. Он погибает как настоящий герой, помогая восставшим защищать одну из баррикад. Вот как выглядел данный герой в представлении самого автора. Рис. 4. ГаврошПеред нами возникает образ вечновеселого мальчика-плута, который не видит в своем положении ничего плохого. Его волосы всклокочены – за ним некому ухаживать, а лицо постоянно счастливо. Несколько иначе у Гюго выглядит Козетта. Имя девочки стало символом мучеников, которые эксплуатируются взрослыми во Франции. Именно в этом видится суть образа девочки. Рис. 5. КозеттаКозетта была вынуждена жить на содержании чужих людей, которые использовали чужой труд. Козетта и Жан Вальжан отправляются в Париж, где сначала живут в лачуге Горбо, а затем, преследуемые инспектором Жавером и полицейскими, попадают в монастырь бернардинок-бенедектинок. В монастыре Козетта проводит своё оставшееся детство и получает начальное образование.Позднее, во время ежедневных прогулок с Жаном Вальжаном в Люксембургском саду, Козетта замечает молодого студента, Мариуса, и они влюбляются друг в друга. После краха Июньского восстания 1832 года, Мариус один остается в живых. Разыскав Козетту, он делает девушке предложение руки и сердца. В финале книги они женятся. Козетта не знала, кем был на самом деле Жан Вальжан и как звали её собственную мать до последних страниц романа.«Отверженные», как и «Собор Парижской Богоматери», роман о борьбе человека с роком. Здесь показана борьба с «ананке закона». Над законом, воплотившим в себе несправедливое социальное устройство, торжествует высшая справедливость — нравственный закон добра.Выводы по второй главеЕсли говорить о хронотопе романа «Человек, который смеется», то все повествование романа сосредотачивается в двух плоскостях – Портленде, куда прибывают работорговцы с маленьким мальчиком, которому предстоит стать шутом и Лондоном. Оба города изображены в романе достаточно мрачно. Гюго в романах показывает изнанку лондонской и парижской жизни. Речь идет здесь о том, что автор стремился подчеркнуть жизнь отверженных – здесь ими становится жертва интриги наследства и слепая девочка. Для них была характерна именно та темная картина, при помощи которой писатель изобразил европейский город. «Отверженные», как и «Человек который смеется», роман о борьбе человека с роком. Здесь показана борьба с «ананке закона». Над законом, воплотившим в себе несправедливое социальное устройство, торжествует высшая справедливость — нравственный закон добра.ЗаключениеГений Гюго не может вписаться в контекст какого-то определенного вида творчества. Нашему читателю Гюго известен, в первую очередь, как создатель популярных романов, однако, наследие его намного шире и никак не вписывается только в романное творчество. Речь идет здесь как о драматургии, публицистики, поэзии и даже живописи. У Гюго, независимо от того, идет ли речь о средневековье или эпохе французской революции, осуществляется связь между парижской историей и парижской улицей. Политика всегда остается в стороне, но за буржуазией видится все та же аристократия, а за монархией сама история Франции. Отторгать историю нельзя, так как она становится совестью всего того, что происходит в романах. Совесть противопоставлена корысти, мораль противопоставлена предательству. Именно поэтому у Гюго столь полярны представления о героях. Это не схема, это восприятие мира через призму добра. Добро, которое преобразует Жана Вальжана или Квазимодо – это та же действующая сила, это абсолют, который остается всегда важным в процессе развития истории. Если говорить о хронотопе романа «Человек, который смеется», то все повествование романа сосредотачивается в двух плоскостях – Портленде, куда прибывают работорговцы с маленьким мальчиком, которому предстоит стать шутом и Лондоном. Оба города изображены в романе достаточно мрачно. Гюго в романах показывает изнанку лондонской и парижской жизни. Речь идет здесь о том, что автор стремился подчеркнуть жизнь отверженных – здесь ими становится жертва интриги наследства и слепая девочка. Для них была характерна именно та темная картина, при помощи которой писатель изобразил европейский город. «Отверженные», как и «Человек который смеется», роман о борьбе человека с роком. Здесь показана борьба с «ананке закона». Над законом, воплотившим в себе несправедливое социальное устройство, торжествует высшая справедливость — нравственный закон добра.Список литературыВанслов В. В. Эстетика романтизма. М., 1966.Веденина Л. Г. Франция. Лингвострановедческий словарь. М., 1997.Великовский С. И. Умозрение и словесность: Очерки французской культуры. М., 1999.Велисон И. А. К вопросу о сущности и функции романтической символики (на материале творчества Гюго) // Философские науки. М., 1972.Верцман И. Е. Ж.Ж.Руссо и романтизм / И.Е.Верцман // Проблемы романтизма. Вып.2. М., 1971. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989.Веселовский А. Н. Наследие Веселовского А.Н.Исследования / А.Н. Веселовский. СПб., 1992.Волков И. Ф. Основные проблемы изучения романтизма / И.Ф. Волков // К истории русского романтизма. М., 1973.Котляревский H. Девятнадцатый век. Отражение его основных мыслей и настроений в словесном художественном творчестве на западе. -Петербург. 1921.Лавров П. Л. Этюды о западной литературе. M., 1923.Левин Ю. Д. «Поэмы Оссиана» Джеймса Макферсона. Л., 1983.Лансон Г. История французской литературы. Т.2. M., 1898.Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М., 2001.Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.Летурно Ш. Литературное развитие различных племен и народов. -СПб., 1895.Литературное наследие. Т.55 Белинский. 4.1. М., 1948.Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994.Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.Луков В л. А. Предромантизм в поэзии / Вл. А: Луков // X Пуришевские чтения: всемирная литература в контексте культуры / отв. ред. Вл. А. Луков -М., 1998.Луков Вл. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. М., 2006.МакинА .Я. Образ природы в романе Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века» / А.Я.Макин // Вопросы поэтики литературных жанров. Л., 1976. .
1. Ванслов В. В. Эстетика романтизма. М., 1966.
2. Веденина Л. Г. Франция. Лингвострановедческий словарь. М., 1997.
3. Великовский С. И. Умозрение и словесность: Очерки французской культуры. М., 1999.
4. Велисон И. А. К вопросу о сущности и функции романтической символики (на материале творчества Гюго) // Философские науки. М., 1972.
5. Верцман И. Е. Ж.Ж.Руссо и романтизм / И.Е.Верцман // Проблемы романтизма. Вып.2. М., 1971.
6. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989.
7. Веселовский А. Н. Наследие Веселовского А.Н.Исследования / А.Н. Веселовский. СПб., 1992.
8. Волков И. Ф. Основные проблемы изучения романтизма / И.Ф. Волков // К истории русского романтизма. М., 1973.
9. Котляревский H. Девятнадцатый век. Отражение его основных мыслей и настроений в словесном художественном творчестве на западе. -Петербург. 1921.
10. Лавров П. Л. Этюды о западной литературе. M., 1923.
11. Левин Ю. Д. «Поэмы Оссиана» Джеймса Макферсона. Л., 1983.
12. Лансон Г. История французской литературы. Т.2. M., 1898.
13. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М., 2001.
14. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
15. Летурно Ш. Литературное развитие различных племен и народов. -СПб., 1895.
16. Литературное наследие. Т.55 Белинский. 4.1. М., 1948.
17. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.
18. Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994.
19. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.
20. Луков В л. А. Предромантизм в поэзии / Вл. А: Луков // X Пуришевские чтения: всемирная литература в контексте культуры / отв. ред. Вл. А. Луков -М., 1998.
21. Луков Вл. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. М., 2006.
22. МакинА .Я. Образ природы в романе Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века» / А.Я.Макин // Вопросы поэтики литературных жанров. Л., 1976. .
Вопрос-ответ:
Какие мотивы можно найти в прозе В Гюго?
Основные мотивы прозы В Гюго включают темы любви, страсти, справедливости, свободы, социального протеста и неравенства.
Какие мотивы преобладают в романном творчестве В Гюго?
В романном творчестве В Гюго преобладают мотивы борьбы за свободу, протеста против социальной несправедливости, любви и страсти.
Какая связь существует между живописью и литературой в прозе В Гюго?
В прозе В Гюго прослеживается тесная связь между живописью и литературой. Художественные описания иллюстраций в тексте создают атмосферу и дополняют повествование, позволяя читателю визуализировать происходящее.
Какое место в романе "Человек который смеется" занимает живопись о средневековье?
Живопись о средневековье в романе "Человек который смеется" играет важную роль. Она создает атмосферу времени и помогает создать образы героев.
Как изображается Париж в живописи и романе "Отверженные"?
В живописи и романе "Отверженные" Париж изображается как живописный и поживописный город, с его улицами, домами и архитектурой. Описание создает образы частей города и дополняет общее повествование.
Какие мотивы присутствуют в прозе В. Гюго?
В прозе В. Гюго можно выделить различные мотивы, такие как мотивы природы, любви, истории, социальной проблематики и другие.
Какую роль играют иллюстрации в произведениях В. Гюго?
Иллюстрации в произведениях В. Гюго выполняют важную роль, помогая визуализировать описание событий, персонажей и мест действия, а также усиливая эмоциональное воздействие на читателя.
Как связаны живопись и литература в прозе Гюго?
В прозе Гюго между живописью и литературой существует тесная взаимосвязь. Использование элементов живописи в описаниях и метафорах помогает создавать яркие образы и особую атмосферу в произведениях.
Какая роль отводится Парижу в живописи и романе Отверженные?
Париж играет важную роль в живописи и романе Отверженные В. Гюго. Город становится своего рода символом городской бедности, социальных противоречий и неравенства, а также душевных мук и страданий главных героев.
Какая специфика творческого пути Виктора Гюго?
Творческий путь Виктора Гюго отличается множеством специфических черт, таких как сочетание прозы и поэзии, затрагивание социальных и философских вопросов, использование богатых описаний и яркого художественного стиля.