экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги.(Кировкая область).

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая география
  • 36 36 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 06.06.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 4
Глава 1. Экономико-географическое положение (ЭГП) 5
Глава 1. Экономико-географическое положение (ЭГП) 6
Исторические изменения ЭГП региона. 6
Современное ЭГП. 7
Глава 2. Экономическая оценка природных условий и ресурсов. 9
Рельеф. 9
Геологическое строение. 9
Климат. 10
Внутренние воды. 10
Почвенно-растительный покров. 11
Экономическая оценка природных условий проживания. 12
Природные ресурсы. 12
Глава 3. Население 14
Общая характеристика населения. 14
Расселение. Демографический потенциал. 15
Глава 4. Хозяйственный комплекс района тяготения 17
Отрасли промышленной специализации региона. 17
Топливная промышленность. 18
Добыча полезных ископаемых. 18
Металлургия. 18
Машиностроение и металлообработка. 19
Химико-лесной комплекс. 21
Легкая промышленность. 24
Производство и распределение электроэнергии. 25
Агропромышленный комплекс 26
Глава 5 Транспортный комплекс Кировской области 32
Автомобильный транспорт. 32
Железнодорожный транспорт. 33
Речной транспорт. 33
Глава 6. Экологические проблемы Кировской области. 35
Заключение 36
Список использованных источников 37

Фрагмент для ознакомления

За период с 2012 по 2014 годы с государственной поддержкой построено (реконструировано) 8 ферм крупного рогатого скота на 1770 скотомест, 5 объектов по переработке продукции животноводства, приобретено 2,8 тыс. голов сельскохозяйственных животных, создано 69 новых рабочих мест. В 2015 году планируется предоставить гранты 5 начинающим фермерам и 1 фермеру на развитие семейной животноводческой фермы.
В рамках реализации мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Кировской области «Развитие агропромышленного комплекса на 2013 – 2020 годы» в 2014 году социальные выплаты на улучшение жилищных условий получили 52 семьи, в том числе 26 молодых семей и специалистов. Завершен проект комплексной компактной застройки в селе Филиппово Кирово-Чепецкого района. Продолжается строительство жилых домов в рамках комплексной компактной застройки в деревне Парфеновщина Куменского района. В 2015 году реализация мероприятий по улучшению качества жизни в сельской местности будет продолжена.
Среднемесячная заработная плата работников, занятых в сельском хозяйстве области, увеличилась в 2014 году к уровню 2013 года на 19% и составила 15564 рубля. В 2014 году сельхозорганизациями области получено 19 млрд. рублей выручки (131% к уровню 2013 года), прибыли 3,5 млрд. рублей (в 2,1 раза больше). Рентабельность сельскохозяйственного производства составила 18,7% против 10,1% в 2013 году.
На развитие сельского хозяйства в 2014 году было направлено 2,6 млрд. рублей государственной поддержки, в том числе 1 млрд. рублей из областного бюджета. Получателями государственной поддержки являются более 350 сельхозтоваропроизводителей области.
В 2015 году в хозяйствах всех категорий планируется произвести 545 тыс. тонн молока, 82 тыс. тонн скота и птицы на убой, 630 тыс. тонн зерна, 240 тыс. тонн картофеля, 106 тыс. тонн овощей. Индекс производства продукции сельского хозяйства прогнозируется на уровне 100,1%.
Доля пищевой промышленности Кировской области в 2013 году составила 17.2% от объема добавленной стоимости, созданной в обрабатывающих производствах региона. Пищевая и перерабатывающая индустрия Кировской области включает более 400 организаций, в том числе 110 относятся к категории крупных и средних. На предприятиях трудится свыше 9 тысяч человек. Сегодня эта отрасль АПК – один из самых динамичных секторов экономики нашей области. В 2014 году оборот организаций по производству пищевых продуктов увеличился на 11% к уровню 2013 года и составил 25,5 млрд. рублей. Сохраняется тенденция роста производства основных видов пищевых продуктов.
В рамках импортозамещения предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности реализуются инвестиционные проекты, проводится реконструкция, обновляется оборудование. Агропромышленный холдинг «Дороничи» ввел в эксплуатацию производственный комплекс по выпуску готовых блюд «FOOD ZAVOD» с производственной мощностью 100 тысяч готовых обедов в сутки. ООО «Советский Мясокомбинат» установил современное высокотехнологичное оборудование и начал производство сырокопченых колбас и мясных деликатесов. ОАО «Городской молочный завод» г. Кирово-Чепецк производит полутвёрдый сыр «Маасдам Мортон» и отрабатывает технологию изготовления сыра «Пармезан», ЗАО «Кировский молочный комбинат» начато строительство цеха по производству сухого молока мощностью 14 тонн в сутки. Значительные инвестиции в развитие производства направляют ОАО «Производственный холдинг «Здрава», ОАО по производству пива и безалкогольных напитков «Вятич».
Объемы производства сельхозпродукции и их сопоставление с производством в Приволжском Федеральном округе и России в целом представлены в таблице 4.6.
Таблица 4.6.
Расчет коэффициента специализации сельскохозяйственного производства
Продукция, тыс.т. Кировская область ПрФО Россия Коэффициент специализации в ПрФО Валовый сбор зерна 106,3 19815 78136,8 0,48 Сбор льноволокна 2,1 8,8 57,9 4,1 Сбор сахарной свеклы 4357 21851.4 Сбор семян подсолнечника 1008 4800.6 Сбор картофеля 8,0 9227 33260.81 0.27 Сбор овощей 10,0 3542 14583,8 0.13 Производство мяса 42,6 1376 4494,1 0.38 Производство молока 314 10219 32174,9 0.36 Производство яйца, млн. шт. 358,2 9000 35146 0.27 Вывод. Хозяйственный комплекс Кировской области ориентирован преимущественно на вывоз готовой продукции в другие регионы и за рубеж, что обусловливает ее локализацию на крупных транспортных путях. Наиболее развиты отрасли промышленности ориентированные на местные сырьевые ресурсы (химическая, лесная) и привозное сырье (машиностроение, электроэнергетика, частично - химическая промышленность), поставляемое посредством трубопроводного и железнодорожного транспорта. В области высока доля производств, связанных с военно-промышленным комплексом,
Глава 5 Транспортный комплекс Кировской области

В Кировской области освоены практически все виды транспортировки, что позволяет развивать систему международных интермодальных перевозок.
Главный транспортный коридор области – «Транссиб». Основное направление коридора: Владивосток/Находка – Екатеринбург – Киров - Санкт-Петербург.
Обеспеченность региона транспортными путями иллюстрирует таблица 5.1.
Таблица 5.1.
Характеристика транспортных путей региона
Регион Железные дороги, тыс. км Автодороги, тыс. км Водные пути, тыс. км Площадь, тыс. км2 Густота железнодорожных путей км/10000 км2 Густота водных путей км/1000 км2 Густота автодорог км/10000 км2 Кировская область 1,1 13,8 1,8 120,8 9,1 14,9 114 Россия 85,1 755,2 101,7 17075,4 5,0 6,0 44,2 Автомобильный транспорт.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 13,8 тыс. км. Область связана автомобильными магистралями с соседними республиками и областями, а также с другими субъектами Российской Федерации. Завершено строительство участка автомагистрали Северо-Запад – Урал.
Годовой объем перевозимых автотранспортом по территории Кировской области грузов в 2013 году составил около 12,3 млн. т., пассажиров – 133,2 млн. чел.
Наиболее хорошо обеспечены автодорогами центральные (около Кирова) и южные районы области. В то же время северные и восточные районы области с редким населением и слабым развитием промышленности автодорогами обеспечены слабо.
Железнодорожный транспорт.
Основной грузоперевозчик области - Горьковская железная дорога. На территории области располагается Кировское отделение Горьковской железной дороги. Область обеспечена железнодорожным транспортом в средней степени – 17 из 39 районов не имеют железнодорожного сообщения.
Основные направления движения железнодорожного транспорта: Санкт-Петербург – Екатеринбург (через Киров), Москва – Пермь (дорога проходит через Вятские Поляны), Киров-Котлас.
Объем грузов, перевозимых железной дорогой, в 2013 году составил 6.3 млн. т., количество перевезенных пассажиров – 5,9 млн. чел. В структуре грузоперевозок значительный удельный вес занимают топливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится около 20% всех грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы региона вывозятся древесина, продукция лесопромышленного комплекса, нефтепродукты, разнообразная продукция машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных перевозках преобладают древесина, строительные материалы.
Важными узловыми станциями являются Киров, Котельнич.
Речной транспорт.
Протяженность водно-транспортных путей области составляет 1,8 тыс. км. Основной водной транспортной артерией региона является река Вятка. Кроме того, судоходство осуществляется по рекам Чепца и Уржум. Водным транспортом в 2013 году перевезено 364 тыс. тонн грузов, 184 тыс. пассажиров.
Вывод: Кировская область обладает среднеразвитой транспортной сетью, способной обслуживать не только внутрирегиональные, но и межрайонные перевозки. Основу этой транспортной системы составляет Горьковская железная дорога. Значительную роль в транспортном комплексе региона играют также автомобильный и водный транспорт. Для интенсификации экономического развития области, транспортная система, особенно железнодорожная сеть, требует дальнейшего расширения.

Глава 6. Экологические проблемы Кировской области.

Кировская область относится к числу регионов с развитой индустрией, результатом чего является значительное воздействие населения и хозяйства на окружающую среду. Экологическую ситуацию в области Комитет по экологии области расценивает как «стабильно напряженную».
Экологическое воздействие населения и хозяйства области иллюстрирует таблица 6.1.
Таблица 6.1.
Уровень экологического воздействия хозяйств Кировской области
Коэффициент концентрации загрязнения Экологическая плотность населения Корректировочный коэффициент Кср Уровень воздействия населения Балльная оценка воздействия хозяйства (средний балл) 2.0 38.8 1.3 29,8 8,5* * Низкий уровень экологического воздействия отрасли – 5 баллов и менее, высокий – 13-15 баллов.
Уровень воздействия на природную среду населения и хозяйства Кировской области средний. Обусловлено это сравнительно невысокой плотностью населения и небольшим количеством вредных производств на территории региона. Наибольшее воздействие на природную среду региона оказывает химическое и нефтехимическое производство в Кировском и Кирово-Чепецком районах и металлургический завод в Омутнинске, а также добыча фосфоритов Вятско-Камского месторождения открытым способом.
Заключение

На основании проанализированных литературных, картографических и статистических материалов сделаны следующие выводы:
Кировская область – индустриально развитый регион России, хозяйственный потенциал которого ориентирован на обслуживание общероссийских потребностей в продукции машиностроения, химической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, электроэнергетики.
Хозяйство Кировской области ориентировано как на использование собственного сырья для химико-лесного комплекса, так и привозного сырья, значительный объем которого поступает по Горьковской железной дороге.
Кировская область имеет среднеразвитую транспортную сеть с большими перспективами дальнейшего развития, обусловленными потребностью в строительстве и реконструкции транспортных путей, связывающих центральные регионы России с Уралом и Русским Севером. Ведущую роль в грузовых перевозках области играет Горьковская железная дорога.
Транспортная система Кировской области входит в интермодальный транспортный коридор «Траннсиб», что дополнительно повышает роль Горьковской железной дороги в экономике как региона, так и России в целом.
Список использованных источников

Галабурда В.Г. Единая транспортная система. М, «ТРАНСПОРТ», 2001г.
Казанский Н.Н. География путей сообщения. М, «ТРАНСПОРТ»,1999г.
Казанский Н.Н., Галабурда В.Г. Экономическая география транспорта: Учебник для вузов. М,2000г.
Кудрявцев В.А. Управление движением на железнодорожном транспорте: Учебное пособие. М, 2003г.
Лапидус Б.М., Пехтерев Ф.С.. Терешина Н.Н. Регионалистика: Учебное пособие. М, 2002г.
Морозова Т.Г. Регионоведение. М, «ЮНИТИ», 2000г.
Морозова Т.Г. Экономическая география России: Учебное пособие. М, 2001г.
Степанов М.В. Региональная экономика. М, ИНФРА-М, 2001г.
Большой словарь географических названий / Под ред. В.М. Котлякова. М.: У-Фактория, 2003
Официальный сайт Правительства Кировской области www.ako.kirov.ru
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации www.gks.ru
Г.В. Добровольский, И.С. Урусевская География почв. М.: Изд-во МГУ, изд-во «Колос» 2004.
Сайт www.pogoda.ru
Сайт Министерства образования России www.edu.ru (картографические материалы).
Сайт www.kadastr.ru


Официальный сайт Правительства Кировской области www.ako.kirov.ru
Лапидус Б.М., Пехтерев Ф.С.. Терешина Н.Н. Регионалистика: Учебное пособие. М, 2002г.
Официальный сайт Правительства Кировской области www.ako.kirov.ru
Официальный сайт Правительства Кировской области www.ako.kirov.ru
Сайт www.pogoda.ru
Г.В. Добровольский, И.С. Урусевская География почв. М.: Изд-во МГУ, изд-во «Колос» 2004.
Демографический ежегодник России 2013 // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B13_16/Main.htm
Регионы России. Социально-экономические показатели -2014 // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_14p/IssWWW.exe/Stg/d01/03-15.htm
Регионы России. Социально-экономические показатели -2014 // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_14p/IssWWW.exe/Stg/d02/13-07-2.htm
Регионы России. Социально-экономические показатели -2014 // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_14p/IssWWW.exe/Stg/d02/13-07-2.htm
Регионы России. Социально-экономические показатели -2014 // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_14p/IssWWW.exe/Stg/d02/13-07-2.htm
Регионы России. Социально-экономические показатели -2014 // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_14p/IssWWW.exe/Stg/d02/13-07-2.htm
Уничтожение химоружия в области //Официальный портал Правительства Кировской области [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.kirovreg.ru/econom/him/index.php
Лесопромышленный комплекс//Официальный портал Правительства Кировской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kirovreg.ru/econom/forest/
Топливно-энергетический комплекс//Официальный портал Правительства Кировской области [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.kirovreg.ru/econom/energy/
Агропромышленный комплекс//Официальный портал Правительства Кировской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kirovreg.ru/econom/apk
Агропромышленный комплекс//Официальный портал Правительства Кировской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kirovreg.ru/econom/apk
Агропромышленный комплекс//Официальный портал Правительства Кировской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kirovreg.ru/econom/apk
Агропромышленный комплекс//Официальный портал Правительства Кировской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kirovreg.ru/econom/apk
Агропромышленный комплекс//Официальный портал Правительства Кировской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kirovreg.ru/econom/apk
Агропромышленный комплекс//Официальный портал Правительства Кировской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kirovreg.ru/econom/apk
Агропромышленный комплекс//Официальный портал Правительства Кировской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kirovreg.ru/econom/apk/
Регионы России. Социально-экономические показатели -2014 // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_14p/IssWWW.exe/Stg/d03/17-02.htm
Регионы России. Социально-экономические показатели -2014 // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_14p/IssWWW.exe/Stg/d03/17-03.htm
Регионы России. Социально-экономические показатели -2014 // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_14p/IssWWW.exe/Stg/d03/17-01.htm












3

Список использованных источников

1. Галабурда В.Г. Единая транспортная система. М, «ТРАНСПОРТ», 2001г.
2. Казанский Н.Н. География путей сообщения. М, «ТРАНСПОРТ»,1999г.
3. Казанский Н.Н., Галабурда В.Г. Экономическая география транспорта: Учебник для вузов. М,2000г.
4. Кудрявцев В.А. Управление движением на железнодорожном транспорте: Учебное пособие. М, 2003г.
5. Лапидус Б.М., Пехтерев Ф.С.. Терешина Н.Н. Регионалистика: Учебное пособие. М, 2002г.
6. Морозова Т.Г. Регионоведение. М, «ЮНИТИ», 2000г.
7. Морозова Т.Г. Экономическая география России: Учебное пособие. М, 2001г.
8. Степанов М.В. Региональная экономика. М, ИНФРА-М, 2001г.
9. Большой словарь географических названий / Под ред. В.М. Котлякова. М.: У-Фактория, 2003
10. Официальный сайт Правительства Кировской области www.ako.kirov.ru
11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации www.gks.ru
12. Г.В. Добровольский, И.С. Урусевская География почв. М.: Изд-во МГУ, изд-во «Колос» 2004.
13. Сайт www.pogoda.ru
14. Сайт Министерства образования России www.edu.ru (картографические материалы).
15. Сайт www.kadastr.ru

Опубликовано

40

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра "Экономика транспорта"

Курсы

на тему: "Экономико-географическая характеристика Кировской области"

Разработал

студент гр. ЭБА-113

Городилова C. S.

Руководитель:

Никитина Е. Ю.

Новосибирск 2011

Содержание

Введение

Глава 1. Экономико-географическое положение исследуемой территории

Глава 2. Экономическая оценка природных условий и ресурсов

Глава 3. Население и трудовые ресурсы

Глава 4. Экономический комплекс района тяготения

Глава 5. Транспортный комплекс района тяготения

Глава 6. Экологические проблемы района

Вывод

библиография

Введение

Кировская область - область в российской Федерации. Входит в состав Приволжского федерального. Территории Кировской области - 120,4 тыс. кмІ.(7,05%территории Российской Федерации). В Кировской области 18 городов, 39 муниципальных районов (Арбажский, Афанасьевский, Белохолуницкий, Богородский, Верхнекамский, Верхошижемский, Вятско-Полянского, даровской, Зуевский, Кикнурский, Кильмезский, ,-Чепецкий, котельничский, куменский, Лебяжский, Лузский, Малмыжский, Мурашинский, Нагорский, Немский, Нолинский, Омутнинский, Опаринский, Оричевский, Орловский, Пижанский, Подосиновский, Санчурский, Свечинский, Слободской, Советский, Сунский, Тужинский, Унинский, Уржумский, Фаленский, Шабалинский, Юрьянский, Яранский). Самых крупных городов Кировской области, в, в-Чепецк, Вятские Поляны, Котельнич, Слободской, Яранск, Омутнинск. Диссертация посвящена территориальному размещению производительных сил районов тяготения железных дорог Кировской области, установление внутрирайонных и межрайонных транспортных-экономические. Основное внимание в работе уделяется изучению территориально-производственной зоне тяготения дороги Кировской области.

Цель: на основе литературных, статистических и картографических источников составить экономико-географическую характеристику района.

Основные цели: показать современное состояние природных ресурсов; назначенный специализированных составляющих экономики территории; провести анализ экономического комплекса области; изучить особенности демографических процессов. При написании диссертации были использованы данные литературы, материалов статистических, картографических источников, данных интернет-сайтов. Были проведены расчеты на основе статистических данных.