Особенности развития Великобритании на современном этапе
Заказать уникальную курсовую работу- 47 47 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 25.07.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. В духе «Новый лейборизм» и Европейский союз 9
1.1.1988 – 1997 (контекст: новое и старое в британской политике, британское общество и вопрос об интеграции) 9
1.2.Европейская стратегия кабинета Т. Блэра (внешняя политика и инициативы) в отношении ЕС 12
1.3.Европейский союз и британская политика (влияние интеграции на экономику, британскую политику в целом) 24
Выводы первой главы: 26
Глава 2. Правительство конснерваторов 2007 – 2014гг. 28
2.1. Внешняя политика правительства в отношении ЕС 28
2.2. Социально-экономические проблемы ЕС и Великобритания 36
2.3. Перспективы на будущие в отношении ЕС 40
Выводы второй главы 42
Заключение 44
Список литературы 46
Третье изменение - задача защиты безопасности Великобритании стала более сложной в результате появления новых угроз. Четвертое изменение – изменилась природа международных конфликтов. Все эти четыре фактора отвечают на то, чтобы внешнеполитический курс Великобритании стал более предприимчивым и предусмотрительным, подчеркнул новый глава Форин офиса. "Мир стал более глобальным, но одновременно и более двусторонним", – замечал он. "Отношения между индивидуальными странами важны. Для нас это, прежде всего нерушимый союз с Соединенными Штатами, который является нашим самым важным союзником и таковым останется. Наша общая история, ценности и интересы, наши тесно связанные экономики и давняя привычка работать друг с другом на всех уровнях являются гарантом того, что США останутся важнейшим партнером для достижения наших международных целей", – сказал министр. Однако "важны и другие двусторонние отношения". Хейг заявлял, что Лондон преднамерен укрепить, углубляя и расширяя эти связи, чтобы они отвечали задачам XXI века. При этом он замечал, что возникающие региональные группы не являются в сегодняшнем мире чем-то постоянным. Роль отдельных государств от этого не уменьшилась. Сегодня путь к усилению влияния лежит через сеть государств и в рамках динамичных союзов, альянсов и связей, включая неформальные, которые служат жизненно важными каналами влияния и принятия решений и требуют от Великобритании новых форм вовлеченности."Отношения между странами больше не являются монополией глав МИД или премьер-министров, – сказал Хейг. – Существует масса связей между отдельными людьми, гражданскими обществами, бизнесом, группами влияния и благотворительными организациями, которые представляют собой часть отношений между народами и которые быстро развиваются благодаря Интернету", – подчеркивал Хейг.Глава МИД говорил, что Форин офис будет использовать структуры "народной дипломатии", такие как Британский совет, для достижения своих внешнеполитических целей.2.2. Социально-экономические проблемы ЕС и ВеликобританияИзучая первое заседание нового правительства Кэмерон обратился к своему заместителю Нику Клеггу с шуткой: «Кто-то сказал мне вчера, что мы как новый Тони Блэр и Гордон Браун британской политики. Должен сказать, что планка сильно занижена». С правлением Кэмерона идет постоянное сравнение с Блэром, что вполнене случайно: так как для своей партии 43-летний Кэмеронделает для своей партии консерваторов тоже, что Блэр делал для лейбористов в 1997 г., когда вернул партию к власти после 17 лет правления консерваторов. Возращение не было уже таким затруднительным, так как партии консерваторов потребовалось меньше времени, чем лейбористам. Но и результат более скромен. Как всегда в мире большой политики, что часто бывает Кэмерон и Клеггособых симпатий друг к другу не питали. В адрес друг друга были постоянные колкости, и никто не воспринимал друг друга всерьез на политической арене, но политика расставляет свои законы и на сегодняшний моментКэмерон вполиткорректностиназывает себя либеральным консерватором.Мировой финансовый кризис обернулся для страны сильнейшей со времен Второй мировой войны рецессией. Дефицит государственного бюджета в этом году приближается к 13% ВВП — показателю преддефолтной Греции. Падение валового продукта в 2009 г. составило 4,8%, а государственный долг достиг 80% ВВП. В стране 2,5 млн. безработных, сообщает Reuters. В апреле инфляция достигла 3,7%, хотя предыдущее правительство обещало сдержать ее на уровне 2%.Правительству нужно «значительно ускорить сокращение структурного дефицита», отмечает правительственный манифест консервативной партии. Судя по заявлениям нового кабинета министров, уже в 2010 г. для этого придется сокращать государственные расходы на 6 млрд фунтов. Лейбористы предлагали подождать с экономией до 2012-2013 гг. — консерваторы требовали урезать бюджетные траты немедленно. «Покажите мне компанию, которая не могла бы сократить свой бюджет в течение года на 2,8%. Это делается за счет сокращения расходов на наем новых сотрудников, за счет экономии энергии <...> но есть вещи, пенсии, например, которые нельзя сокращать», — объяснил свой подход Кэмерон в интервью FT. Новое правительство обещает сверстать бюджет за 50 дней.В планах правительства помощь семьям с низким и средним достатком за счет существенного роста подоходного налога. Корпорациям, с одной стороны, намереваются повысить ставку налога на прибыль, полученную в результате капиталовложений. С другой — новый кабинет министров намерен отказаться от повышения социальных взносов работодателей, запланированного предшественниками.В банковской сфере запланировано несколько мер: повышение ключевых налогов, усиление контроля за выплачиваемыми в Сити бонусами, кредитования малого бизнеса и формирование независимой контрольной комиссии. Задача этой комиссии — не допустить рискованные инвестиции с использованием средств, полученных банками от простых вкладчиков. Если банки будут рисковать депозитами населения, их бизнес может быть принудительно разделен — между инвестиционным банкингом и ритейлом будет воздвигнута китайская стена. Правда, банкиры в Сити мрачно предрекают, что в этом случае большие универсальные банки просто переместят свои штаб-квартиры в другие страны и британской экономике станет еще хуже.Правительство постигает, что эффективность экономических реформ обеспечивается политической стабильностью в стране. Поэтому консерваторы и либерал-демократы приняли на себя обязательство проработать в коалиции пять лет — до мая 2015 г. Их цель - отдельный закон, в котором за роспуск парламента должно проголосовать не простое большинство парламентариев, а 55%. Кроме этого закон запретит премьеру объявлять выборы без предварительных консультаций с другими партиями. По отмечаниям FT, закон может натолкнутьсяна сопротивление в палате лордов, так как он отменяет универсальный принцип принимаемости закона, если за него голосует простое большинство. Хотя на то, что тори и либерал-демократам удастся продержаться вместе так долго, ставят немногие. «Эта коалиция свела вместе самых ярых сторонников стимулирования расходов с самыми ярыми сторонниками их сильного ограничения, убежденных сторонников единой Европы и ожесточенных евроскептиков», — резюмирует мнения скептиков лорд Эндрю Адонис. «Наступает новая эра в нашей политике, новый старт, новому поколению дан шанс показать, насколько хорошим местом может быть парламент», — заявил Кэмерон на первом заседании нижней палаты 18 мая.«Я думаю, мы все еще обладаем способностью менять мир. Мы хотим быть в нем значимой силой», — изложил Кэмерон в апрельском интервью FT представление о роли Соединенного Королевства в мире. К осени его правительство подготовит новый обзор оборонной стратегии страны, в котором тезис премьера получит развитие. В этом обзоре, считает Кэмерон, «мы должны сосредоточиться на наших сильных сторонах. Мы должны двигаться вперед и отходить от модели мышления времен холодной войны, которая до сих пор влияет на некоторые наши представления».Главным союзником Великобритании остаются США. Это свидетельствуется и на ритуальном уровне: первым иностранным лидером, поздравившим Кэмерона с премьерством, был президент США Барак Обама. В июне британский премьер посетит Вашингтон с официальным визитом, а новый министр иностранных дел страны Уильям Хейг уже это сделал. Тесный характер взаимодействия двух стран в последние годы определяется участием Великобритании в операциях в Ираке и Афганистане, где она держит второй по численности контингент после США. Как ранее говорил Кэмерон, кампанию в Афганистане британские военнослужащие доведут до победного конца.Не изменится и отношение страны к ядерному оружию. Оно необходимо как решающий элемент сдерживания, заявил Кэмерон FT, поэтому находящиеся на вооружении ядерные ракеты Trident будут модернизированы, а не демонтированы, как хотели либерал-демократы.Премьер оставляет за страной право в одиночку начать военные действия против другой страны, как было сделано в 1982 г. во время Фолклендской войны. Однако сейчас сценарии военных конфликтов изменились, признает он, и это должно быть отражено в новом военном обзоре.2.3. Перспективы на будущие в отношении ЕСЧто же касается перспектив, в частности Великобритании в отношении ЕС, то идет соглашение о том, что Европейского Союза нужен, но не согласны в отношении функций, которые непосредственно реализовывает в своих порой действиях Европейский Союз. В Лондоне по сей деньсуществует ряд противоположных взглядов на будущее европейской интеграции.Великобритания пытается вернуть суверенитет государств-членов ЕС.Если рассматривать ситуацию в краткосрочной перспективе, кое-какиеусловиявполне вероятны. Государство заинтересовано в сохранении общего рынка, сокращении расходов Союза и европейской бюрократии. Если же рассматривать проблемы в долгосрочной перспективе, то двойственные цели Великобритании для Европы вынудит двигаться в противоположных направлениях.Лондон хочет возобновить отдельные полномочия национальных правительств в Европейском Союзе. Британское правительство полагает, что европейский проект чересчур далекоушёл от своей первоначальной цели создания европейского общего рынка и в настоящее время это угроза, прежде всего для суверенитета государств-членов. В конце 2011 года Великобритания проголосовала против договора, по которого государства-члены обязаны были уступить больше контроля над национальными бюджетами в пользу ЕС. В середине 2012 года, правительство Кэмерона начало свое исследование, с целью определения какие полномочия должны быть Из Брюсселя отданы обратно к национальным правительствам, а в январе, Кэмеронсообщил, что Великобритания собирается пересмотреть свои отношения с Европейским Союзом, а в 2015 проведется референдум по членству в ЕС после проведения году всеобщих выборов.Есть несколько взглядов на проблему выхода Великобритании из состава Европейского СоюзаГермания это видит так, что с момента начала кризиса в Европе вызывали к усилению европейской интеграции. Берлин полагает, что Брюссель обязанобладать большим контролем над налогово-бюджетной политикой государств-членов в целях предупреждениячрезвычайных дефицитов и неконтролируемым уровнем государственного долга. Великобритания не хочет выхода из Европейского Союза. Не смотря на евроскептический взгляд на ЕС, Великобритания имеет высокую выгоду от доступа к общему рынку, благодаря тому,что примерно половина ее экспорта идет в континентальную Европу.Выгодно еще с той стороны, что Лондон должен иметь кое-какое влияние на принятия решений в Европейском Союзе для того, чтобы реализовать свою геополитическую стратегию. Традиционно обеспокоенная появлением одной континентальной державы в Европе, Великобритании нуждается встратегической необходимости по обеспечению, некоторую степень разобщенности континентальной Европы.Кроме того Великобритания стремится, соблюсти баланс в участии в европейских делах с привилегированным отношениям с Соединенными Штатами.На протяжении последних четырех десятилетий, Лондон применял своё членство в ЕС, чтобы процесс экономической и политической интеграции находился в стадии заморозкив Европе.Проблема Лондона в том, что у него только минимальное влияние на периферийные европейские государства, чья экономика и валюты напрямую связаны с Германией. Евроскептические стороны, таких, как Национальный фронт Франции и недавно созданнаяАльтернатива для Германии значительно оценили позицию Кэмерона о Европейском Союзе.Если рассматривать точку зрения Германии, то очень существенно, что Великобритания остается в рамках Европейского Союза по стратегическим соображениям. Если Великобритания выйдет из Союза, то другие государства –а именно: северно-европейские, у которыхестьблизкие политические отношения с Лондоном –то они вполне могут последовать за ней. Кроме того Германия непосредственно рассматривает Соединенное Королевство как союзника против интересов Средиземноморской Европы, в особенности Франции. К примеру, во время недавних переговоров по бюджету ЕС, Лондон и Берлин стремились к меньшему, но более эффективному бюджету, в то время как периферийные государства стремились к большему количеству расходов в виде субсидий фондов и фондов сплочения. Британские власти согласованы с необходимостью углубления европейского общего рынка и с необходимостью в достижении соглашения о свободной торговле с другими экономическими державами, такими как США и Япония.Чем дольше кризис безработица в Европе задерживается, тем большебудет сопротивление периферии к лидерству Германии - независимо от дипломатических усилий Лондона по реформе ЕС.В долгосрочной перспективе, стратегии Соединенного Королевства в отношении Европейского Союза непримиримы. По результату, Лондон продолжит преследовать свои конкретные цели, несмотря на то, чтоотдельные соглашения будут достигнуты в ближайшей перспективе.Выводы второй главы:Подводя итоги второй главы, следует выразить в следующих моментах, что политика консерваторов нацелена на то, что Великобритания пытается вернуть суверенитет государств-членов ЕСЛондон хочет возобновить отдельные полномочия национальных правительств в Европейском Союзе. Британское правительство полагает, что европейский проект чересчур далеко ушёл от своей первоначальной цели создания европейского общего рынка и в настоящее время это угроза, прежде всего для суверенитета государств-членов. В конце 2011 года Великобритания проголосовала против договора, по которого государства-члены обязаны были уступить больше контроля над национальными бюджетами в пользу ЕС. В середине 2012 года, правительство Кэмерона начало свое исследование, с целью определения какие полномочия должны быть.Желание в пересмотре своих отношений с ЕС вполне оправданы, политика консерваторов отличается от политики либералов, тем самым углубляясь в отношения с РФ и Владимиром ПутинымРазумеется, существует высокая выгода от доступа к общему рынку, благодаря тому, что примерно половина ее экспорта идет в континентальную Европу, это положительный момент в ЕС, отрицательный в том, что то какие идут от него волнения не идет на руку Великобритании, которая все силами желает сохранить свою стабильность не только в денежном эквиваленте, фунты до сих пор так и остались самой стабильной валютой, но по отношению к традициям в политических вопросах.ЗаключениеБеспокойство и неудовлетворенность – непременные условия дальнейшего прогресса»Т.ЭдисонПостроение инновационной экономики уже давно стало одной из главных целей правительства Великобритании. Основными направлениями действующей инновационной политики является создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности, повышение поддержки государственным сектором бизнеса на разных стадиях зрелости, доведение идей до стадии коммерциализации, проведение инноваций в государственном секторе и т.д.В настоящее время в экономике страны наблюдается относительно нестабильная ситуация, и приоритетным для правительства является решение таких макроэкономических проблем, как высокий уровень инфляции и безработицы, сокращение дефицита государственного бюджета и т.д. Тем не менее, реализации инновационной политики и отслеживание ее результатов не уходят на второй план. Урегулирование текущих социально-экономических проблем тесно связано с существующими вызовами в инновационной политики Великобритании, и решение проблем в одной сфере приводит к урегулированию связанных проблем в другой.Анализ действующей инновационной политики Великобритании показал, что, несмотря на все трудности, с которыми она сталкивается сейчас и вызовы, которые могут иметь место в будущем, правительство выполняет все возможное, чтобы данное направление оставалось на повестке дня.Что касается результатов инновационной политики Великобритании, на данной момент нет официальных данных, свидетельствующих о том, были ли достигнуты все поставленные цели и какой вклад внесли в развитие инновационной сферы правительственные программы. Проводимая коалиционным правительством политика имеет как сторонников, так и противников. С одной стороны, проводимые в области сотрудничества ВУЗов и бизнеса программы внесли значительный вклад в повышение инновационного потенциала высшей школы и увеличения доли наукоемких, инновационно-ориентрованных предприятий Великобритании.В ходе написания курсового исследования удалось доказать вынесенную во введении цель, актуальность, теоретическую и практическую значимостьСписок литературы:1. Бирюков П. Н. Международное право. М.: Юрист, 2008. 2. Борко Ю.А. Европейский союз на пороге XXI века. Выбор стратегии развития/под ред. В.Г. Шемятенкова, Ю.А. Борко. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 121 с.3. Борко Ю. А. Что такое Европейский Союз. М.: Деловая литература, 2000. 4. Бусыгина И. М. Региональная политика Европейского Союза и возможности использования ее опыта для России. М.: Новое время, 1999. 5. Буторина О.В. Международные валюты: Интеграция и конкуренция. / О.В. Буторина. М.: Деловая литература, 2003. 6. Валуев А.В. Европейское направление внешней политики Великобритании при «новых лейбористах». – Диссертация канд. ист. наук: 07.00.15. СПб, 2007. 7. Валуев А.В. О роли «конфликта интересов» в формировании европейской политики британских « новых лейбористов» (1997 - 2005 гг.) //Вестник Санкт-Петербургского Университета. 2005. Серия 6. Выпуск 3. С. 112-120.8. Валуев А. В. Основные итоги внешней политики правительств « новых » лейбористов в Великобритании.8. Великобритания. Эпоха реформ/под ред. Ал.А. Громыко. М.: «Весь мир», 2007. 9. Голубович О. Н. Великобритания в ЕС: проблемы эволюции внешнеполитического сотрудничества (1980-е начало 1990-х годов). М.: Право, 1994. 10. Громыко А.А. Политическая модернизация Великобритании. От Вестминстерской к плюральной модели демократии/А.А. Громыко. М.: «Огни ТД», 2005. 11. Громыко А.А. Политический реформизм в Великобритании (1970-1990-е годы)/ Ал.А. Громыко. М.: «Издательский дом ХХI столетие», 2001. 98 с.12. Дайнеко А.Е. Расширение Европейского Союза. М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2004. 13. Девишев И.Б. Особенности политики Великобритании в отношении европейской интеграции:1945-1990-е гг. Диссертация канд. ист. наук: 07.00.03. М., 2008. 14. Европейское право: учебное пособие. М.: Норма, 2007. 15. Журков А. А., Фаминский И. П. Великобритания и проблемы западноевропейской интеграции. М.: Наука, 1979. 16. Западная Европа: политическая и военная интеграция. Под общ.ред. М. И. Бурлакова. М.:Наука, 1984. 17. Западноевропейская интеграция: политические аспекты/ под.ред. Н. С.Кишилова. М.: Наука, 1985. 18. Зидентоп Л. Демократия в Европе. М.: Деловая литература, 2001. 19. Капитонова Н.К. Внешняя политика Великобритании (1979-1990) / Н.К. Капитонова. М.: МГИМО, 1996. 20. Капитонова Н.К. Приоритеты внешней политики Великобритании (1990-1997)/ Н.К. Капитонова. М.:«РОССПЭН», 1999.21. Колосов Г.В. Военно-политический курс Англии в Европе / Г.В. Колосов. М.: Знание, 1984. 22. Кузьмичёва Л.О. Великобритания и европейская интеграция: подход британских лейбористов (1988-2001 гг.). – Диссертация канд. ист. наук. Ярославль, 2002. 18023. Лебедев А.А. Очерки британской внешней политики (60-80-е гг.) / А.А. Лебедев. – М.: Наука, 1988. 123 24. Ломакин В.К. Внешнеэкономическая политика Британии. М.: ЮНИТИ, 2004. 25. Лопатников Д.Л. Экономическая география и регионалистика. М.: Гардарики, 2004. 250 с.26. Ослунд А. Расширение европейского союза: последствия для стран СНГ. М.: Б. и., 2003. 100 с.27. Остапенко Г. С. Британская монархия от королевы Виктории до Елизаветы II: концепция управления и личность суверена. М.: Юнити, 2006. 250 с.28. Очканов С. Позиция Великобритании в отношении европейской интеграции//Сибирский международный ежегодник: Сборник статей кафедры Мировой политики ТГУ. Томск: Изд-во ТГУ, 2006. Вып.2. 312 с.29. Пашковская И. Г. Европейская экономическая и валютная интеграция. М.:АСТ, 2003. 30. Перегудов С.П. Конституционная реформа в Великобритании. Сборник: Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна: ООО «Феникс», 2005. 31. Попов В.И. Маргарет Тэтчер. Человек и политик. Взгляд советского дипломата / В.И. Попов. М., 1991. 32. Потемкина О.Ю. Европейское пространство свободы, безопасности и правопорядка: границы, содержание, механизмы. М.: Б. и., 2002. 56 с.33. Право Европейского Союза. М.: Юристъ, 2004. 34. Расширение ЕС на восток. М.: Наука, 2003..35. Сафонов И.А. Внешнеэкономические связи России со странами Европы в контексте расширения ЕС. М.: Экономика, 2003. 36. Страны Центральной и Восточной Европы на пути в Европейский Союз. М.: Наука, 2002. 37. Стрежнева М. В. Великобритания и Западная Европа: политические аспекты. М.: Наука, 1988. 38. Хесин Е.С. Великобритания / Е.С. Хесин. М.:МЭМО, 2001. 39. Шевцов П.А. Великобритания в Европейском Союзе: специфика подхода к современным проблемам европейского строительства. Диссертация канд. политол. наук: 23.00.04. М.: Политический аспект, 2002. 40. Шеленкова Н.Б. Европейская интеграция: политика и право. М.: НИМП, 2003. 41. Щелокова И. Н. Проблемы европейской Безопасности и политика Англии. М.: Просвещение, 1982. 42. Шемятенков В.Г. Евро: Две стороны одной монеты / В.Г. Шемятенков. М.: Экономика, 1998.Статьи:43.Победы и поражения современной социал-демократии. // Полис, N 3, 2000.44.100-летие британских лейбористов. // Современная Европа, N 4, 2000.45.Труд и власть. Британия в сравнительном контексте. // Современная Европа, N 4. М., 2002.46.Британия восстанавливает свои позиции. Беседа Лорда Хауэлла и Ал.А.Громыко // Современная Европа, N 2, 2003.47.Внешняя политика Великобритании: от империи к "осевой державе". // Космополис, N 1 (11), весна 2005.48.Проблемы перехода Британии от вестминстерской к плюральной модели демократии. // Журнал Выборы, N 4, 2005.49.Всеобщие выборы в Великобритании 2005 года: итоги и последствия. // Сравнительное конституционное обозрение, N 3, 2005.50."Третий путь" - что дальше? // журнал Современная Европа, 2, ИЕ РАН., М., 2006.
2. Борко Ю.А. Европейский союз на пороге XXI века. Выбор стратегии развития/под ред. В.Г. Шемятенкова, Ю.А. Борко. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 121 с.
3. Борко Ю. А. Что такое Европейский Союз. М.: Деловая литература, 2000.
4. Бусыгина И. М. Региональная политика Европейского Союза и возможности использования ее опыта для России. М.: Новое время, 1999.
5. Буторина О.В. Международные валюты: Интеграция и конкуренция. / О.В. Буторина. М.: Деловая литература, 2003.
6. Валуев А.В. Европейское направление внешней политики Великобритании при «новых лейбористах». – Диссертация канд. ист. наук: 07.00.15. СПб, 2007.
7. Валуев А.В. О роли «конфликта интересов» в формировании европейской политики британских « новых лейбористов» (1997 - 2005 гг.) //Вестник Санкт-Петербургского Университета. 2005. Серия 6. Выпуск 3. С. 112-120.
8. Валуев А. В. Основные итоги внешней политики правительств « новых » лейбористов в Великобритании.
8. Великобритания. Эпоха реформ/под ред. Ал.А. Громыко. М.: «Весь мир», 2007.
9. Голубович О. Н. Великобритания в ЕС: проблемы эволюции внешнеполитического сотрудничества (1980-е начало 1990-х годов). М.: Право, 1994.
10. Громыко А.А. Политическая модернизация Великобритании. От Вестминстерской к плюральной модели демократии/А.А. Громыко. М.: «Огни ТД», 2005.
11. Громыко А.А. Политический реформизм в Великобритании (1970-1990-е годы)/ Ал.А. Громыко. М.: «Издательский дом ХХI столетие», 2001. 98 с.
12. Дайнеко А.Е. Расширение Европейского Союза. М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2004.
13. Девишев И.Б. Особенности политики Великобритании в отношении европейской интеграции:1945-1990-е гг. Диссертация канд. ист. наук: 07.00.03. М., 2008.
14. Европейское право: учебное пособие. М.: Норма, 2007.
15. Журков А. А., Фаминский И. П. Великобритания и проблемы западноевропейской интеграции. М.: Наука, 1979.
16. Западная Европа: политическая и военная интеграция. Под общ. ред. М. И. Бурлакова. М.:Наука, 1984.
17. Западноевропейская интеграция: политические аспекты/ под. ред. Н. С.Кишилова. М.: Наука, 1985.
18. Зидентоп Л. Демократия в Европе. М.: Деловая литература, 2001.
19. Капитонова Н.К. Внешняя политика Великобритании (1979-1990) / Н.К. Капитонова. М.: МГИМО, 1996.
20. Капитонова Н.К. Приоритеты внешней политики Великобритании (1990-1997)/ Н.К. Капитонова. М.:«РОССПЭН», 1999.
21. Колосов Г.В. Военно-политический курс Англии в Европе / Г.В. Колосов. М.: Знание, 1984.
22. Кузьмичёва Л.О. Великобритания и европейская интеграция: подход британских лейбористов (1988-2001 гг.). – Диссертация канд. ист. наук. Ярославль, 2002. 180
23. Лебедев А.А. Очерки британской внешней политики (60-80-е гг.) / А.А. Лебедев. – М.: Наука, 1988. 123
24. Ломакин В.К. Внешнеэкономическая политика Британии. М.: ЮНИТИ, 2004.
25. Лопатников Д.Л. Экономическая география и регионалистика. М.: Гардарики, 2004. 250 с.
26. Ослунд А. Расширение европейского союза: последствия для стран СНГ. М.: Б. и., 2003. 100 с.
27. Остапенко Г. С. Британская монархия от королевы Виктории до Елизаветы II: концепция управления и личность суверена. М.: Юнити, 2006. 250 с.
28. Очканов С. Позиция Великобритании в отношении европейской интеграции//Сибирский международный ежегодник: Сборник статей кафедры Мировой политики ТГУ. Томск: Изд-во ТГУ, 2006. Вып.2. 312 с.
29. Пашковская И. Г. Европейская экономическая и валютная интеграция. М.:АСТ, 2003.
30. Перегудов С.П. Конституционная реформа в Великобритании. Сборник: Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна: ООО «Феникс», 2005.
31. Попов В.И. Маргарет Тэтчер. Человек и политик. Взгляд советского дипломата / В.И. Попов. М., 1991.
32. Потемкина О.Ю. Европейское пространство свободы, безопасности и правопорядка: границы, содержание, механизмы. М.: Б. и., 2002. 56 с.
33. Право Европейского Союза. М.: Юристъ, 2004.
34. Расширение ЕС на восток. М.: Наука, 2003..
35. Сафонов И.А. Внешнеэкономические связи России со странами Европы в контексте расширения ЕС. М.: Экономика, 2003.
36. Страны Центральной и Восточной Европы на пути в Европейский Союз. М.: Наука, 2002.
37. Стрежнева М. В. Великобритания и Западная Европа: политические аспекты. М.: Наука, 1988.
38. Хесин Е.С. Великобритания / Е.С. Хесин. М.:МЭМО, 2001.
39. Шевцов П.А. Великобритания в Европейском Союзе: специфика подхода к современным проблемам европейского строительства. Диссертация канд. политол. наук: 23.00.04. М.: Политический аспект, 2002.
40. Шеленкова Н.Б. Европейская интеграция: политика и право. М.: НИМП, 2003.
41. Щелокова И. Н. Проблемы европейской Безопасности и политика Англии. М.: Просвещение, 1982.
42. Шемятенков В.Г. Евро: Две стороны одной монеты / В.Г. Шемятенков. М.: Экономика, 1998.
Статьи:
43.Победы и поражения современной социал-демократии. // Полис, N 3, 2000.
44.100-летие британских лейбористов. // Современная Европа, N 4, 2000.
45.Труд и власть. Британия в сравнительном контексте. // Современная Европа, N 4. М., 2002.
46.Британия восстанавливает свои позиции. Беседа Лорда Хауэлла и Ал.А.Громыко // Современная Европа, N 2, 2003.
47.Внешняя политика Великобритании: от империи к "осевой державе". // Космополис, N 1 (11), весна 2005.
48.Проблемы перехода Британии от вестминстерской к плюральной модели демократии. // Журнал Выборы, N 4, 2005.
49.Всеобщие выборы в Великобритании 2005 года: итоги и последствия. // Сравнительное конституционное обозрение, N 3, 2005.
50. "Третий путь" - что дальше? // журнал Современная Европа, 2, ИЕ РАН., М., 2006.
Вопрос-ответ:
Какие особенности развития Великобритании на современном этапе можно выделить?
Великобритания на современном этапе характеризуется рядом особенностей. В частности, вплоть до 1997 года в стране сложилась политика, базировавшаяся на принципах Нового лейборизма. Этот подход к государственному управлению предполагал смещение фокуса от классовой борьбы к социальной справедливости.
Что такое Новый лейборизм и как он проявился в политике Великобритании?
Новый лейборизм - это политическая концепция, которая стала основой правительственной политики Великобритании с 1997 года. Он основывается на сочетании социал-демократических и либерально-консервативных идей. В рамках этой концепции были проведены реформы в области здравоохранения, образования, международных отношений и экономики.
Какова роль Европейского союза в британской политике?
Европейский союз играет значимую роль в британской политике. Страна постоянно участвует в формировании законодательства и политики ЕС, а также принимает участие в его институциональной и политической жизни. Вопрос об интеграции был особенно актуален в период с 1988 по 1997 годы, когда британские правительства проводили активную политику в отношении ЕС.
Каковы были основные инициативы Великобритании в отношении Европейского союза?
Период с 1988 по 1997 годы был отмечен рядом инициатив Великобритании в отношении Европейского союза. Одной из основных инициатив было развитие более близких отношений между Великобританией и ЕС, включая создание Европейской экономической и валютной унии. Кроме того, Великобритания стремилась укрепить свою роль в ЕС и повлиять на формирование его политики.
Какие особенности развития Великобритании можно выделить на современном этапе?
На современном этапе развития Великобритании можно выделить ряд особенностей. Во-первых, это влияние нового лейборизма и Европейского союза на политическую и социально-экономическую жизнь страны. Во-вторых, большое внимание уделяется вопросам интеграции Великобритании в Европейскую союз.
Какая стратегия была внедрена в Великобритании под руководством Тони Блэра?
Под руководством Тони Блэра в Великобритании была внедрена европейская стратегия, которая включала в себя активное участие в европейской политике и инициативы по отношению к Европейскому союзу. Блэр стремился к более тесному сотрудничеству с ЕС и активной роли Великобритании как члена этой организации.
Какое влияние на экономику Великобритании оказала интеграция в Европейский союз?
Интеграция в Европейский союз оказала значительное влияние на экономику Великобритании. Благодаря членству в ЕС, Великобритания получила доступ к единому рынку и возможность свободной торговли. Это способствовало росту экономики, привлечению иностранных инвестиций и развитию международной торговли.
Какое влияние на политику Великобритании оказала интеграция в Европейский союз?
Интеграция в Европейский союз оказала существенное влияние на политику Великобритании в целом. Членство в ЕС требует согласования законодательства и правил с европейскими партнерами, что влияет на принятие важных политических решений внутри страны. Кроме того, Великобритания активно участвует в процессе формирования общей европейской политики, что также влияет на ее внешнюю политику и позицию на международной арене.
Какие особенности развития Великобритании были на современном этапе?
Особенности развития Великобритании на современном этапе включают в себя внедрение нового лейборизма, интеграцию в Европейский союз и влияние этого на британскую политику и экономику.
Что такое новый лейборизм и как он повлиял на британскую политику?
Новый лейборизм - это идеология, которая была внедрена в Великобритании в период с 1988 по 1997 годы. Эта идеология пропагандировала сочетание социального равенства и рыночной экономики. Она повлияла на британскую политику, в результате чего были реформированы системы здравоохранения, образования и социальной защиты, а также были проведены приватизации государственных предприятий.
Какие были инициативы Великобритании в отношении Европейского союза?
Великобритания активно взаимодействовала с Европейским союзом, предлагая различные инициативы. В частности, кабинет Тони Блэра проводил европейскую стратегию, включающую реформы в социальной политике и поддержку европейских институций. Они также поддерживали инициативы в сфере изменения климата, европейской безопасности и борьбы с международной преступностью.
Как интеграция в Европейский союз повлияла на британскую экономику и политику в целом?
Интеграция Великобритании в Европейский союз имела существенное влияние на ее экономику и политику. Вступление в ЕС привнесло свободу перемещения товаров, услуг, капитала и людей, что имело положительный эффект на экономический рост. Однако, это также возымело свои негативные последствия, такие как конкуренция на внутреннем рынке и потеря некоторых национальных рычагов в политике.