Система учреждений социальной защиты детей-сирот в России: федеральный, региональный и муниципальный уровень

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социология общая
  • 65 65 страниц
  • 55 + 55 источников
  • Добавлена 24.06.2015
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение 3
1.1. Понятие социальной защиты как социального института 6
1.2. Дети-сироты как особый объект социальной защиты 11
1.3. Нормативно-правовое регулирование социальной защиты детей-сирот 14
Глава 2. Особенности функционирования трехуровневой системы социальной защиты детей-сирот в современной России 23
2.1. Роль и функции федеральных органов в организации социальной защиты детей-сирот 23
2.2. Региональная система защиты детей-сирот 32
2.3.Особенности осуществление социальной защиты детей-сирот на местном уровне 46
Заключение 58
Список литературы 61
Фрагмент для ознакомления

Существует также несогласованность п. 5 ст. 19 и ст. 21 Закона об опеке. В первом случае законодатель указывает, что опекун не вправе заключать договор о передаче имущества подопечного в пользование, а попечитель не вправе давать согласие на заключение такого договора, если срок пользования имуществом превышает пять лет. В исключительных случаях заключение договора о передаче имущества подопечного в пользование на срок более чем пять лет допускается с предварительного разрешения органа опеки и попечительства при наличии обстоятельств, свидетельствующих об особой выгоде такого договора, если федеральным законом не установлен иной предельный срок. Из этого положения можно сделать вывод, что опекун может без предварительного разрешения органов опеки и попечительства заключить договор найма или безвозмездного пользования имуществом подопечного на срок не более пяти лет. В то же время в ст. 21 Закона об опеке указано, что опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.В каких случаях должен применяться п. 5 ст. 19, а в каких случаях п. 1 ст. 19, Закона об опеке не указывает (исключением является только доверительное управление имуществом подопечного, поскольку в ст. 23 содержится ссылка именно на ст. 19 Закона об опеке при определении объёма прав по распоряжению имуществом доверительного управляющего).В соответствии с Законом заключение договора об осуществлении опеки и попечительства возможно в случаях создания приёмной семьи, патронатной семьи, в иных случаях исполнения опекуном (попечителем) обязанностей на возмездных условиях. В то же время отсутствуют основания, при наличии которых возможно исполнение обязанностей опекунами (попечителями) на возмездных условиях. Поскольку по-прежнему действует презумпция безвозмездности опеки (попечительства), необходимо указание в законе оснований и условий, по которым возможна возмездная опека (попечительство). Пока же решение принимает только орган опеки и попечительства.В настоящее время, необходимо закрепить требования, предъявляемые к опекунам (попечителям), исполняющим свои обязанности возмездно. Среди таких требований следует указать профессионализм и необходимость обучения, повышения педагогического мастерства. Также необходимо предусмотреть основания, по которым выплата вознаграждения опекуну (попечителю) будет осуществляться из бюджета. Одним из таких критериев может стать невозможность получения доходов от имущества подопечного.Существуют также недостатки законодательной техники при формулировании задач государственного регулирования и задач органов опеки и попечительства. Необходимо предусмотреть в процессуальном законодательстве возможность освобождения опекунов (попечителей) от судебных расходов в случаях их участия в процессе в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и недееспособных граждан. В настоящее время судебные расходы ложатся бременем на опекуна (попечителя).В Законе отсутствуют четкие основания, по которым возможно назначение опекунами (попечителями) нескольких лиц, хотя более удачным решением было бы указание в Законе возможных оснований для назначения подопечному нескольких опекунов, тем более что п. 6 ст. 10 это и предусматривает.Закон предусматривает следующую модель осуществления полномочий несколькими опекунами (п. 8, 9 ст. 10): обязанности по представительству и защите интересов (юридическая опека) осуществляются одновременно всеми опекунами (попечителями). В случае если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей.Обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию (физическая опека) распределяются между опекунами (попечителями) административным актом (возможно, и при назначении опеки) или договором об осуществлении опеки. Если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.Но Закон не указывает требования к форме договора, его существенным условиям, должен ли он согласовываться с органами опеки и попечительства, возможно ли оспаривание условий договора (или административного акта) в суде. Также необходимо, чтобы в удостоверении опекуна было указано, что опека является совместной.Закон об опеке (ст. 16) предусматривает, что выплата вознаграждения может осуществляться: (1) за счет бюджета, (2) за счет доходов от имущества подопечного (максимальный размер вознаграждения в этом случае должен быть предусмотрен Правительством России), (3) за счет средств третьих лиц, (4) вместо выплаты вознаграждения опекуну может быть разрешено безвозмездное пользование имуществом подопечного (определенным договором) в своих интересах. Договор об осуществлении опеки (попечительства) в последнем случае должен содержать состав такого имущества и срок пользования им. В исключительных случаях возможно и безвозмездное пользование жилым помещением, принадлежащим подопечному (удаленность места жительства опекуна и иные обстоятельства), указание на такое право в договоре будет являться основанием для вселения опекуна (попечителя) в жилое помещение.Однако вызывает сомнение отсутствие в Законе указания на возраст несовершеннолетнего подопечного в случае, если выплата вознаграждения осуществляется за счет имущества последнего. Органы опеки и попечительства законом наделены полномочиями по распоряжению имуществом ребенка. Причём договор они заключают не от имени ребенка как законные представители, а от своего имени, но в интересах ребенка.Несомненно, интересы ребенка предполагают необходимость обеспечения (по возможности) его семейного воспитания, в том числе и за плату. Но если ребенку исполнилось 14 лет, в силу ст. 26 ГК РФ он сам совершает сделки с согласия родителей, усыновителей, попечителей. Поэтому возможность органов опеки и попечительства в договоре, субъектом которого 14-летний ребенок не является, распоряжаться имуществом ребенка без его согласия более чем спорна. Вселение в жилое помещение также допускается только с согласия собственника. Законом предусмотрена возможность дачи согласия на пользование жилым помещением, принадлежащим ребенку, органами опеки и попечительства независимо от мнения самого несовершеннолетнего собственника. Возможно, следует всё же предусмотреть, если вознаграждение попечителя уплачивается за счет имущества ребенка, необходимость получения согласия на это самого несовершеннолетнего.Нуждаются в доработке и положения об ответственности опекунов (попечителей), осуществляющих опеку за вознаграждение. Опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда (п. 2 ст. 26 Закона). И если в отношении жизни, здоровья подопечного равные основания привлечения к ответственности вопросов не вызывают, в случае причинения вреда имуществу подопечного необходима дифференциация оснований привлечения к ответственности.По правилам ст. 1064 ГК РФ одним из оснований ответственности является наличие вины причинителя вреда. И если одинаковые основания ответственности за причинение вреда жизни и здоровью подопечного сомнения не вызывают, то насколько справедливым является положение, при котором для опекунов, осуществляющих свои обязанности возмездно и безвозмездно, предусмотрены одинаковые условия ответственности за причинение имущественного вреда, например, из-за плохого управления имуществом подопечного?В гражданском законодательстве безвозмездные обязательства предполагают меньше оснований для привлечения к имущественной ответственности в случае наличия недостатков вещи, например, переданной по договору дарения или ссуды, размер ответственности часто ограничивается возмещением реального ущерба (например, ст. 692–693 ГК РФ). Основаниями для возмещения ущерба является наличие вины в форме умысла или грубой неосторожности.По этим причинам было необходимо предусмотреть в Законе об опеке и попечительстве различные основания ответственности опекунов (попечителей) за причинение вреда имуществу подопечного в зависимости от того, исполняют они свои обязанности возмездно или безвозмездно. Для опекунов (попечителей), исполняющих свои обязанности безвозмездно, следует установить обязанность по возмещению реального ущерба, причиненного подопечному, в случае причинения вреда имуществу подопечного при наличии умысла или грубой неосторожности. Опекуны же, осуществляющие свои обязанности за любое встречное предоставление, должны нести ответственность независимо от формы вины (как за умышленные, так и за неосторожные действия). В то же время при исполнении обязанностей опекуном на профессиональной основе возможно расширение его полномочий по распоряжению имуществом подопечного. Соответственно, следует предусмотреть, что объём прав опекуна определяется ст. 19 Закона.Отсутствие четко разработанной концепции правового регулирования общественных отношений по опеке (попечительству) выражается в отсутствии четких требований, предъявляемых к опекуну (попечителю). В частности, может ли лицо, имеющее погашенную судимость, осуществлять опеку? Следует ли органам опеки и попечительства учитывать морально-этические и деловые качества опекуна?Правоотношения между опекуном (попечителем) и подопечным возникают на основании акта органа опеки и попечительства.В судебной практике часто встречаются решения судов, которые направлены на заключение гражданско–правового договора об опеке и попечительстве. Так, например, приемная семья осуществляет свою деятельность на основании акта органа опеки и попечительства о назначении приемного родителя и договора о приемной семье, к которому применяются нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг. После расторжения трудового договора приемные родители имеют право на заключение с органами опеки и попечительства гражданско-правового договора.Одной из важнейших проблем, затрагивающих имущественные интересы подопечного, является наличие споров, связанных с реализацией права на жилище.Вопросам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в последнее время совершенно обоснованно уделяется много внимания, но, к сожалению, в основном, вне поля зрения исследователей остаются вопросы правового регулирования жилищных отношений с их участием. Жилищный кодекс РФ, принятый Государственной Думой 22.12.2004 г., несомненно, был ожидаемым, и стал новым этапом в развитии жилищного законодательства. Но ни в одном из нормативных актов не определено жилищно-правовое положение опекунов и попечителей. Хотя опекуны и попечители несовершеннолетних граждан согласно ст. 36 ГК РФ обязаны проживать совместно со своими подопечными, а согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов. В качестве кого они вселятся в жилое помещение, которым пользуется подопечный или наоборот, подопечный вселится к опекуну, на каком основании? Какими правами они будут наделены? Вправе ли опекун (попечитель), проживающий на жилой площади подопечного, вселить иных пользователей, например, членов своей семьи? Вправе ли он вселить временных жильцов, поднанимателей? Эти вопросы открыты.Так, в удовлетворении заявления в интересах истца и несовершеннолетней о вселении и нечинении препятствий в пользовании жилым помещением Определением Московского областного суда от 26.01.2004 по делу N 33-569 отказано в части вселения истца в качестве опекуна на оспариваемую жилую площадь, поскольку условия вселения должны быть определены с согласия собственника жилья, а данных о том, что собственники давали согласие на вселение истца как опекуна, не имеется; заявление в части вселения на оспариваемую жилую площадь несовершеннолетней удовлетворено правомерно, поскольку она не являлась временным жильцом.Очевидно, что при вселении опекуна (или попечителя) к подопечному (или наоборот) вселенный приобретает лишь временное право пользования жилым помещением (на период опеки или попечительства). Вселенный является безвозмездным пользователем (в том смысле, что пользование жилым помещением не предполагает встречного удовлетворения), что не освобождает дееспособного совершеннолетнего гражданина от выполнения обязанностей, связанных с пользованием этим помещением.Другая ситуация. Опекун (или попечитель) пользуются жилым помещением на основании договора социального найма и необходимо вселить в это помещение подопечного. Законодатель предусматривает возможность вселения граждан в качестве членов семьи нанимателя (ст. 70 ЖК РФ), в качестве временных жильцов (ст. 80 ЖК РФ) или по договору поднайма (ст. 76–79 ЖК РФ). Иного законодатель не допускает. Учитывая слишком большую разницу в правовом положении временных жильцов, поднанимателей и подопечных, два первых варианта обсуждать не имеет смысла.Остается возможность вселения подопечного в качестве члена семьи нанимателя. Для этого нанимателю, во-первых, придется получить в письменной форме согласие всех членов своей семьи, в том числе и временно отсутствующих (законодатель предусматривает широкий круг членов семьи нанимателя, но, очевидно, речь идет о совершеннолетних и дееспособных членах его семьи, причем проживающих совместно с ним); во-вторых, письменное согласие наймодателя, который вправе запретить вселение, если при этом общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы (ст. 70 ЖК РФ). Эти ограничения не распространяются только на вселение несовершеннолетних детей к их родителям, но не на подопечных. Представим себе такую ситуацию. Опекун – тетя подопечного, с которой проживают двое ее детей, один из которых – несовершеннолетний. Если совершеннолетний член семьи опекуна согласия на вселение подопечного не даст, вселение невозможно. Согласие всех членов семьи нанимателя получено, но возражает наймодатель потому, что после вселения подопечного семья получит право встать на учет как нуждающаяся в жилом помещении. В этом случае вселение подопечного также невозможно. Поскольку не удается решить вопрос с совместным проживанием, вполне возможно, под угрозой окажутся и отношения опеки (или попечительства).Так, например, Определением Нижегородского областного суда от 02.02.2007 по делу № 33-593 В удовлетворении требования о признании несовершеннолетней членом семьи нанимателя, признании права пользования жилым помещением, вселении отказано, так как письменного согласия на вселение данной несовершеннолетней в спорную квартиру наниматель не давал.Отдельное значение в рамках проблемной правоприменительной практики занимают случаи защиты имущественных прав подопечных.Так, например, при расселении жилого дома, попавшего в зону строительства автомобильной дороги, несовершеннолетний ребенок, оставшийся без попечения родителей, не относящийся к членам семьи нанимателя, при наличии данных о лишении его матери родительских прав и отсутствия закрепленного за ним отдельного жилого помещения имеет право на благоустроенное, отдельное жилое помещение в соответствии с нормами предоставления жилья в Санкт-Петербурге по договору социального найма за счет средств федерального бюджета.Отказ органа опеки и попечительства в установлении опеки над несовершеннолетним является правомерным, поскольку площадь жилого помещения кандидата в опекуны недостаточна для принятия в семью еще одного человека, а в случае аренды жилого помещения арендная плата снизит бюджет семьи ниже прожиточного минимума, в связи с чем условия жизни подопечного не будут оптимальными.Непредставление доказательств, подтверждающих наличие между опекуном (заявителем) и опекаемой несовершеннолетней соглашения о приобретении жилого помещения в общую собственность и внесение опекуном собственных денежных средств при покупке данного помещения в целях создания общей собственности, исключает возможность удовлетворения требования о признании жилого помещения опекаемой (после ее смерти) общей совместной собственностью и признании за заявителем права собственности на долю помещения.Правоприменительная практика в русле решений судов о спорах об имуществе подопечного стоит на стороне интересов подопечного.Так, дело по иску о признании недействительным постановления главы местного самоуправления о разрешении от имени несовершеннолетнего на продажу принадлежащей ему двухкомнатной квартиры, признании договора купли-продажи указанной квартиры недействительным, истребовании квартиры направлено на новое рассмотрение, так как вывод суда об истребовании из владения и прекращении права собственности на приобретенную квартиру добросовестного приобретателя противоречит положениям федерального законодательства.Анализ теоретических и практических проблем правоприменения законодательства об опеке и попечительстве выявил множество неурегулированных норм, которые еще предстоит совершенствовать законодателю.ЗаключениеВ настоящее время в Российской Федерации происходит конкретизация разделения обязанностей между федеральным и региональным уровнями управления в целях улучшения защиты прав детей. Основной целью которых, является полное выполнение принятых государственных обязательств, в том числе и по улучшению положения детей.Система средств правовой защиты, по нашему мнению, представлена в лице государственных органов, общественных организаций, юридических и физических лиц, рассматривающих правозащитную деятельность в качестве главной своей функции или одной из функций.Под социальной работой с сиротами понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельному несовершеннолетнему в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах. Основными технологиями работы с подростками девиантного и делинквентного поведения является система мер профилактики и реабилитации.В предупреждении преступности несовершеннолетних участвуют множество субъектов. Они представляют собой единую, связаннуюобщностью целей и задач, систему, включающую комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения, образованием, здравоохранением;органы опеки и попечительства, по делам молодежи, службы занятости, внутренних делВ Москве создана многоуровневая система социальной защиты детей сирот.Управление опеки и попечительства ведет постоянную работу по выявлению, учету и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Входя в систему органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предпринимает меры по профилактике социального сиротства на территории городаПроблема сиротства всегда была и будет одной из самых актуальных и горячо обсуждаемых. Количество детей попадающих в детские дома увеличивается из-за разных причин. Государство активно борется с этой проблемой и старается на всех уровнях максимально уменьшить цифру детей без семьи. Технология индивидуальной профилактической работы эффективна при наличии: сформированного комплекса легитимных методов реализации и оценки изменения ситуации ребенка в процессе работы; нормативно закрепленного положения специалиста – социального педагога, регламентирующего цели, функционал, статус, межведомственные связи, ответственность участников системы профилактики; легитимного, адекватного, оперативного, ответственного взаимодействия субъектов и структур системы профилактики в выявлении и устранении факторов социального неблагополучия несовершеннолетних и оказании помощи ребенку.Анализ реализации функционального алгоритма индивидуальной профилактической работы в двух центрах, в общей системе профилактики позволил достичь следующих результатов: достигнуто улучшение ситуации в 15% случаев, возникли предпосылки для улучшения жизненной ситуации у 18% детей, некоторые улучшения произошли в 30% случаев, ситуация не ухудшилась у 22% несовершеннолетних, ситуация ухудшилась у 15% детей группы риска.Основными задачами социального педагога образовательного учреждения являются социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением. Социальный педагог является равноправным членом педагогического коллектива. Он принимает участие в работе педагогических советов и методических объединений. Учитывая специфический характер социально-педагогической деятельности, режим работы социального педагога должен быть вариативным, гибким. График работы социального педагога утверждается руководителем образовательного учреждения. При составлении графика учитывается время, затраченное на выполнение служебных обязанностей вне учреждения образования. Вопросы оплаты труда, отпуска, социальной защиты специалиста решаются в соответствии с действующим законодательством.Состав несовершеннолетних в социальных детских приютах весьма сложен в социальном и педагогическом плане и отличается от такового в детских домах или школах-интернатах, поскольку: подавляющее большинство детей уже приобщились к курению, систематическому употреблению алкоголя; подавляющее большинство детей находятся в кризисном или пограничном с ним состоянии вследствие социально-психологической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации; почти у всех детей выявлены различные хронические заболевания; многие дети нигде и никогда не учились, у них не сформированы (или утрачены) элементарные социальные и бытовые навыки, не сформирован (или утрачен) опыт жизни в семье; у многих детей отмечена задержка психического развития.Одна из трудностей при реабилитации подростка - его нежелание учиться. Многие подростки никогда не учились в школе или имеют перерыв в учебе от года до пяти лет, они в недостаточной степени владеют навыками мыслительной деятельности. Именно поэтому процесс обучения в детских социальных приютах должен быть организован на строго индивидуальной основе.Список литературыЗаконы и иные нормативные актыВсеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета 1995.- 5 апреляМеждународный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.// Бюллетень Верховного Суда РФ 1994. - № 12Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации // Постановление Верховного Совета РСФСР. Вед. СНД РСФСР и ВС РСФСР 1991. - № 52. Ст. 1865Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Бюллетень международных договоров 2001. - № 3Устав ООН // СПС Консультант плюс 2015: международные актыКонституция Великобритании // [Электронный ресурс]: http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/004/082/4.htm#6Abortion Act UK // [Электронный ресурс]: http://hansard.millbanksystems.com/written_answers/1990/jul/26/abortionЗакон Франции №45-174 от 02 февраля 1945 года (с изменениями и добавлениями) // Защита прав ребенка. Социальныеиюридическиеаспекты. – М.: РБФНАН, 2000. С.89Конституция США, с внесенными в нее поправками. // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Сост. В.Н. Садиков. – М.: ООО ТК Велби, 2002. С.359-368Конституция Российской Федерации 1993 г.// Российская газета 1993. – 25 декабря Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ 1998.- № 31. Ст. 3802Семейный кодекс РФ 1996 г. // СЗ РФ 1996.- № 1. Ст. 16Федеральный закон РФ от 15.11.1997 № 143- ФЗ «Об актах гражданского состояния» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. – № 47. – Ст. 5340ЛитератураВаськин В.В., Мустафин Р.Р. Некоторые вопросы правового регулирования распоряжения имуществом лиц, находящихся под опекой и попечительством // Жилищное право 2010. - № 2. С. 31-36Вишнякова А.В. Комментарий к Семейном кодексу. – М.: Контракт, 2004Горобец В.Д. Права и свободы гражданина под охраной государства (рецензия работы В. Н. Бутылина "Государственно-правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан"). М., 2001. - 177 с.) // Журнал российского права. 2002. N 9. С. 165-167.Гражданское право: Учебник: В 4 т. / Под ред. проф. Е.А. Суханова. М., 2005. Т. 3. Гражданское право: Учебник.// Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. – М.: Проспект, 2007. Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. О.Н. Садикова. М.: Юридическая фирма "Контракт"; ИНФРА-М, 2007. Гражданское право. Под ред. Е.А. Суханова. Т. 1. М. 1999Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. – М.:ГосНИИ семьи и воспитания, 2000Инновационные модели семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Сборник / Под общ. ред. Н.П. Ивановой. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007Каламкарян А.М., Мигачев Ю.И. Международное право.- М.: Эксмо, 2005. Косова О.Ю. Семейное и наследственное право России: учебное пособие. М , 2001. Куропацкая Е. Опека и попечительство в системе защиты прав несовершеннолетних в России и Англии. // Автореферат на соискание ученой степени кю.н. – М., 2009Магдесян, Г. А. Теоретические аспекты гражданско-правового регулирования опеки и попечительства в Российской Федерации :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. -М. ,2009Михеева Л.Ю. Проблема правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства // Автореферат на соискание ученой степени д.ю.н. – Томск, 2003.Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика. М , 2002 Михеева Л.Ю. Опека и попечительство. Правовое регулирование, учебно-практическое пособие. – М., 2009..Немытина М.В. Ювенальная юстиция в России: возможности становления // Защита интересов семьи и прав несовершеннолетних / Под ред. М.В. Немытиной. Самара, 2000. Никитина Е.М. Актуальные проблемы охраны прав детства в современной России: пути решения проблем. // Вопросы ювенальной юстиции 2007 - № 2. С. 31-36Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России. (История и современность). М.,1994 Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1999. Приемные семьи проблемы становления (советы приемным родителям) Самара, 1999. Рахвалова М.Н. Правовое положение опекунов, попечителей и их подопечных как субъектов жилищных правоотношений // Вестник Омского государственного университета 2009 - № 3. С. 238-243Рейн В.А.Социальная защита детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений. – Самара., 2003.Темникова Н.А. «Круглый стол: актуальные проблемы законодательства об опеке и попечительстве» // Вестник Омского университета Серия Право 2009 - № 2. С. 153-156Савельева, Н.М. Правовое положение ребенка в Российской Федерации: гражданско - правовой и семейно-правовой аспекты: дис. … канд. юрид. наук / Н.М. Савельева. – Белгород, 2004. Садовникова М.Н. Механизмы защиты прав несовершеннолетних // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт / Сб. материалов. М., 2002. С. 133-143Томилов А.Ю. Защита интересов недееспособного лица, находящегося под опекой и попечительством в судебном порядке // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 31 (169). Право. Вып. 21. С. 44-47Урумова, Т. О. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми: Актуальные проблемы правового регулирования : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук -М.,2009Цветков В. Развитие договорных форм об опеке и попечительстве в рамках Федерального закона об опеке и попечительстве // Вестник Омского университета 2008 - № 4 С. 116-119Шерстнева Н.С. Опека и попечительство как форма воспитания несовершеннолетних. // Семейное и жилищное право 2007 - № 2. С. 27-29Шершеневич Г.Ф. Курс лекций по семейному праву. М , 1997. Яковлев В.Н., Гоголева В.В. Опека: понятие и правовая природа // Вестник Удмуртского университета - Правоведение 2005 - № 6 (1) С. 115-121Материалы судебной практикиБюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998. N 2. С. 5 – 7Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам (п. 25) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998. N 9. С. 23 - 24.Определение Пермского краевого суда от 27.07.2010 по делу N 33-6380 // СПС Консультант плюс 2011правоотношений // Вестник Омского государственного университета 2009 - № 3. С. 238Определение Московского областного суда от 26.01.2004 по делу N 33-569 // СПС Консультант плюс 2011Определение Нижегородского областного суда от 02.02.2007 по делу N 33-593 // СПС Консультант 2011Определение Санкт-Петербургского городского суда от 11.05.2010 N 5389 // СПС Консультант 2011Определение Санкт-Петербургского городского суда от 17.02.2009 N 1821 // СПС Консультант плюс 2011Определение Санкт-Петербургского городского суда от 26.02.2009 N 2559 // СПС Консультант плюс 2011Постановление президиума Московского областного суда от 12.03.2008 N 204 по делу N 44г-100/08 // СПС Консультант плюс 2011

Список литературы

Законы и иные нормативные акты

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета 1995.- 5 апреля
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.// Бюллетень Верховного Суда РФ 1994. - № 12
3. Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации // Постановление Верховного Совета РСФСР. Вед. СНД РСФСР и ВС РСФСР 1991. - № 52. Ст. 1865
4. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Бюллетень международных договоров 2001. - № 3
5. Устав ООН // СПС Консультант плюс 2015: международные акты
6. Конституция Великобритании // [Электронный ресурс]: http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/004/082/4.htm#6
7. Abortion Act UK // [Электронный ресурс]: http://hansard.millbanksystems.com/written_answers/1990/jul/26/abortion
8. Закон Франции №45-174 от 02 февраля 1945 года (с изменениями и добавлениями) // Защита прав ребенка. Социальные и юридические аспекты. – М.: РБФ НАН, 2000. С.89
9. Конституция США, с внесенными в нее поправками. // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Сост. В.Н. Садиков. – М.: ООО ТК Велби, 2002. С.359-368
10. Конституция Российской Федерации 1993 г.// Российская газета 1993. – 25 декабря
11. Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ 1998.- № 31. Ст. 3802
12. Семейный кодекс РФ 1996 г. // СЗ РФ 1996.- № 1. Ст. 16
13. Федеральный закон РФ от 15.11.1997 № 143- ФЗ «Об актах гражданского состояния» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. – № 47. – Ст. 5340

Литература

14. Васькин В.В., Мустафин Р.Р. Некоторые вопросы правового регулирования распоряжения имуществом лиц, находящихся под опекой и попечительством // Жилищное право 2010. - № 2. С. 31-36
15. Вишнякова А.В. Комментарий к Семейном кодексу. – М.: Контракт, 2004
16. Горобец В.Д. Права и свободы гражданина под охраной государства (рецензия работы В. Н. Бутылина "Государственно-правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан"). М., 2001. - 177 с.) // Журнал российского права. 2002. N 9. С. 165-167.
17. Гражданское право: Учебник: В 4 т. / Под ред. проф. Е.А. Суханова. М., 2005. Т. 3.
18. Гражданское право: Учебник.// Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. – М.: Проспект, 2007.
19. Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. О.Н. Садикова. М.: Юридическая фирма "Контракт"; ИНФРА-М, 2007.
20. Гражданское право. Под ред. Е.А. Суханова. Т. 1. М. 1999
21. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. – М.:ГосНИИ семьи и воспитания, 2000
22. Инновационные модели семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Сборник / Под общ. ред. Н.П. Ивановой. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007
23. Каламкарян А.М., Мигачев Ю.И. Международное право.- М.: Эксмо, 2005.
24. Косова О.Ю. Семейное и наследственное право России: учебное пособие. М , 2001.
25. Куропацкая Е. Опека и попечительство в системе защиты прав несовершеннолетних в России и Англии. // Автореферат на соискание ученой степени кю.н. – М., 2009
26. Магдесян, Г. А. Теоретические аспекты гражданско-правового регулирования опеки и попечительства в Российской Федерации :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. -М. ,2009
27. Михеева Л.Ю. Проблема правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства // Автореферат на соискание ученой степени д.ю.н. – Томск, 2003.
28. Михеева Л.Ю. Опека и попечитель¬ство: Теория и практика. М , 2002
29. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство. Правовое регулирование, учебно-практичес¬кое пособие. – М., 2009..
30. Немытина М.В. Ювенальная юстиция в России: возможности становления // Защита интересов семьи и прав несовершеннолетних / Под ред. М.В. Немытиной. Самара, 2000.
31. Никитина Е.М. Актуальные проблемы охраны прав детства в современной России: пути решения проблем. // Вопросы ювенальной юстиции 2007 - № 2. С. 31-36
32. Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России. (История и современность). М.,1994
33. Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1999.
34. Приемные семьи проблемы становления (со¬веты приемным родителям) Самара, 1999.
35. Рахвалова М.Н. Правовое положение опекунов, попечителей и их подопечных как субъектов жилищных правоотношений // Вестник Омского государственного университета 2009 - № 3. С. 238-243
36. Рейн В.А.Социальная защита детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений. – Самара., 2003.
37. Темникова Н.А. «Круглый стол: актуальные проблемы законодательства об опеке и попечительстве» // Вестник Омского университета Серия Право 2009 - № 2. С. 153-156
38. Савельева, Н.М. Правовое положение ребенка в Российской Федерации: гражданско - правовой и семейно-правовой аспекты: дис. … канд. юрид. наук / Н.М. Савельева. – Белгород, 2004.
39. Садовникова М.Н. Механизмы защиты прав несовершеннолетних // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт / Сб. материалов. М., 2002. С. 133-143
40. Томилов А.Ю. Защита интересов недееспособного лица, находящегося под опекой и попечительством в судебном порядке // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 31 (169). Право. Вып. 21. С. 44-47
41. Урумова, Т. О. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми: Актуальные проблемы правового регулирования : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук -М.,2009
42. Цветков В. Развитие договорных форм об опеке и попечительстве в рамках Федерального закона об опеке и попечительстве // Вестник Омского университета 2008 - № 4 С. 116-119
43. Шерстнева Н.С. Опека и попечительство как форма воспитания несовершеннолетних. // Семейное и жилищное право 2007 - № 2. С. 27-29
44. Шершеневич Г.Ф. Курс лекций по семейному праву. М , 1997.
45. Яковлев В.Н., Гоголева В.В. Опека: понятие и правовая природа // Вестник Удмуртского университета - Правоведение 2005 - № 6 (1) С. 115-121

Материалы судебной практики

46. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998. № 2. С. 5 – 7
47. Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам (п. 25) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998. № 9. С. 23 - 24.
48. Определение Пермского краевого суда от 27.07.2010 по делу N 33-6380 // СПС Консультант плюс
49. правоотношений // Вестник Омского государственного университета 2009 - № 3. С. 238
50. Определение Московского областного суда от 26.01.2004 по делу № 33-569 // СПС Консультант плюс
51. Определение Нижегородского областного суда от 02.02.2007 по делу № 33-593 // СПС Консультант
52. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 11.05.2010 № 5389 // СПС Консультант
53. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 17.02.2009 № 1821 // СПС Консультант плюс
54. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 26.02.2009 № 2559 // СПС Консультант плюс
55. Постановление президиума Московского областного суда от 12.03.2008 № 204 по делу № 44г-100/08 // СПС Консультант плюс

Вопрос-ответ:

Что такое социальная защита детей сирот?

Социальная защита детей сирот - это система оказания помощи и поддержки детям, лишившимся родителей или оставшимся без попечения родителей. Она включает в себя различные меры, направленные на обеспечение физического, психологического и социального благополучия этих детей.

Какие особенности имеют дети сироты?

Дети сироты являются особым объектом социальной защиты, так как они лишены опеки родителей и нуждаются в особой заботе и поддержке общества. У них могут возникать проблемы с адаптацией, образованием, психическим и физическим здоровьем. Поэтому социальная защита детей сирот должна учитывать эти особенности и предоставлять им необходимую помощь.

Какое нормативно-правовое регулирование существует в области защиты детей сирот?

В России деятельность по социальной защите детей сирот регулируется рядом нормативных актов. К основным относятся Закон «О социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», федеральные законы о системе образования и здравоохранения, а также нормативные акты на муниципальном уровне.

Какова роль и функции федеральных органов в организации социальной защиты детей сирот?

Федеральные органы имеют важную роль в организации системы социальной защиты детей сирот. Они разрабатывают нормативно-правовые акты, определяют порядок и условия предоставления помощи детям сиротам, контролируют и координируют деятельность региональных и муниципальных органов.

Какая система функционирует на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в системе социальной защиты детей сирот?

Система социальной защиты детей сирот в России функционирует на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Федеральные органы устанавливают общие принципы и правила организации социальной защиты, региональные органы оказывают оперативную помощь и поддержку детям сиротам, а муниципальные органы обеспечивают на местах реализацию программ и мероприятий по социальной защите.

Что такое система учреждений социальной защиты детей сирот в России?

Система учреждений социальной защиты детей сирот в России представляет собой комплекс организаций и учреждений, созданных на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, с целью обеспечения социальной защиты детей, находящихся без попечения родителей или лишенных родительского попечения. Она включает в себя детские дома, интернаты, приюты, учебно-воспитательные комплексы и другие учреждения, которые предоставляют детям сиротам жилье, питание, медицинское обслуживание и образование, а также создают условия для их социализации и развития.

Какие дети считаются сиротами и почему они являются особым объектом социальной защиты?

Дети считаются сиротами, если они потеряли одного или обоих родителей, либо родители были лишены прав родительства. Дети сироты являются особым объектом социальной защиты, потому что они находятся в уязвимом положении и нуждаются в особой поддержке и защите со стороны общества. Они лишены той опеки и заботы, которую обычно получают дети от своих родителей, поэтому государство и общество берут на себя ответственность за их обеспечение и обеспечение их прав и интересов.

Какое нормативно-правовое регулирование существует в отношении социальной защиты детей сирот в России?

Социальная защита детей сирот в России регулируется рядом законодательных и нормативных актов. Основными документами являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также региональные и муниципальные нормативные акты, которые устанавливают права и обязанности органов, учреждений и работников, занимающихся социальной защитой детей сирот. Эти документы определяют порядок предоставления жилья, питания и медицинского обслуживания детям, а также учебных возможностей и условий для их социализации и развития.