Развитие малого бизнеса на потребительском рынке
Заказать уникальную дипломную работу- 75 75 страниц
- 38 + 38 источников
- Добавлена 09.07.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 4
1. Теоретические основы развития малого бизнеса 6
1.1. Сущность малого бизнеса и его роль в национальной экономике 6
1.2. Критерии и показатели эффективности функционирования малого предприятия на потребительском рынке 13
1.3. Государственное регулирование деятельности малых предприятий 21
2. Анализ развития малого бизнеса на потребительском рынке (на примере ООО «Спортивный мир») 34
2.1. Организационно-экономическая характеристика малого предприятия 34
2.2. Анализ основных показателей эффективности функционирования малого предприятия 37
3. Основные направления совершенствования развития предприятия малого бизнеса ООО «Спортивный мир» 58
3.1. Основные направления по улучшению функционирования малого предприятия 58
3.2. Оценка эффективности предложенных рекомендаций 68
Заключение 75
Список использованной литературы 79
Приложения 83
Среди них следующие: замедление скорости расчетов с дебиторами, оборачиваемости запасов.В целях повышения эффективности и совершенствования деятельности ООО «Спортивный мир» следует осуществить комплекс мероприятий по трем основным направлениям (см. рис. 11):- создание отдела по управлению ресурсами;- управление работой с клиентами;- создание службы контроля качества.Рисунок 11 - Основные направления повышения эффективности деятельности ООО «Спортивный мир»С целью улучшения качества торговых процессов, а также внедрения системы эффективного управления в деятельность ООО «Спортивный мир», необходимым является создание подразделения, занимающегося работой с дебиторами. Называться оно будет Отдел по управлению ресурсами. Необходимость создания такого отдела подчеркивается следующим. В организации, имеющей отдел по управлению ресурсами, все функции, необходимые для эффективного выполнения заказов, объединяются в мощный централизованно управляемый механизм, позволяющий решать задачи практически любой степени сложности ответственно, сложно и профессионально. При этом отдел по управлению ресурсами не подменяет собой соответствующие структурные подразделения. В организационной структуре почти все функциональные области взаимодействуют с ней, обеспечивая оптимизацию деятельности и устойчивость организации. Перед специалистами отдела по управлению ресурсами не стоит задачи по устранению сбоев и разрешению возникающих проблем и конфликтных ситуаций, их функцией является анализ и координация выполнения укрупненных блоков задач. Задача управления на основе грамотного подхода – согласовать потребности в операциях на межфункциональной основе для достижения глобальной цели субъекта хозяйствования в условиях конкурентной среды.Отдел по управлению ресурсами должен тесным образом взаимодействовать с различными функциональными подразделениями субъекта хозяйствования, обеспечивая оптимизацию их деятельности и системную устойчивость компании. Необходимо разграничивать процесс управления заказами от процесса собственно координации. Перед службой по управлению ресурсами ставится задача не разрешения возникающих проблем и конфликтных ситуаций, а их анализ и перераспределение по другим службам компании, не погружение в многочисленные, порой сугубо технические детали процесса выполнения заказа, а координация укрупненных блоков задач. Без имеющегося в структуре управления компанией отдела по управлению ресурсами представленная выше интеграция не представляется возможной. Это препятствует эффективному функционированию организации, делает невозможным ее дальнейшее развитие, что остро ставит вопрос о необходимости реорганизации структуры управления. В отделе по управлению ресурсами будет работать три сотрудника, которые будут набраны из тех отделов, в которых они работали прежде и занимались функциями специалистов по управлению ресурсами.Одним их основных направлений оптимизации эффективности хозяйствования ООО «Спортивный мир» является эффективное взаимодействие с клиентами не только крупными (в организации существует специальный отдел), но также со всеми остальными. В связи с этим, что касается ООО «Спортивный мир», то для него наиболее целесообразно применить следующий план повышения качества работы с клиентами:1) построение системы учета и контроля движения заказов клиентов;2) создание системы планирования заказов клиентов;3) автоматизация процесса управления работой с клиентами.Рассмотрим подробнее способы решения перечисленных задач, а также основные элементы системы управления работы с клиентами.На оптимизацию процесса учета всех клиентов организация понесет расходы в сумме 100 тыс. руб. за разработку консалтинговой компанией дополнений в бухгалтерские регистры с целью получения полной и подробной информации о движении всех заказов клиентов по следующей схеме: получение заказа – предоплата заказа – исполнение заказа – окончательный расчет по заказу. Помимо этого 50 тыс. руб. будет стоить работа программиста за внесение дополнительных настроек в бухгалтерскую программу. В программе будут автоматически формироваться все необходимые данные о сроках формирования заказов, порядке сопоставления поступлений с выставленными счетами, а также будет формироваться вся необходимая информация для управления расчетов с клиентами, в частности реестр «старения» заказа клиента и т.д. Также для осуществления управления клиентской базой необходимо нанять в штат специалиста. В его обязанности будет входить постоянный мониторинг заказов всех клиентов, которые когда-либо обращались в компанию, разработка мероприятий по улучшению работы с ними. Расходы на подбор персонала составят 2 тыс. руб., заработная плата составит 18 тыс. руб. Соответственно в год расходы на содержание специалиста по работе с клиентами составят 350 тыс. руб. (из которых 300 тыс. руб. - заработная плата, премия и страховые взносы и 50 тыс. - прочие расходы (канцтовары и т.д.)). Расходы на оборудование рабочего места составят 100 тыс. руб. (45 тыс. руб. – компьютер, 15 тыс. руб. – офисная техника; 40 тыс. руб. – мебель).Следующим этапом разработки эффективной системы управления работы с клиентами на предприятии в ООО «Спортивный мир» является осуществление планирования поступления заказов.Планирование поступлений будет осуществлять специалист по управлению работой с клиентами. Используя данные, формируемые в системе учета и контроля о среднем времени поступления и исполнения заказа, о средней его стоимости, можно значительно повысить точность планирования поступления заказов от клиентов. Это упрощает процедуру построения движения заказов. На внедрение и развитие системы планирования потребуются вложения в сумме 50 тыс. руб., в частности 15 тыс. руб. на обучение персонала и 35 тыс. руб. на создание и поддержание системы планирования.Следующим, одним из важнейших, элементом системы работы с клиентами является разработка клиентской политики. Процесс управления работой с клиентами невозможен без такой политики. Клиентская политика принимается на год, по истечении которого уточняются цели и задачи, принятые стандарты, подходы и условия. Необходимо обратиться в специализированную компанию. Стоимость разработки клиентской политики составит 70 тыс. руб. Для внедрения и реализации данной политики в организации необходимо провести обучение персонала. Затраты на обучение составят 30 тыс. руб. Расходы на проведение и поддержание клиентской политики составят 24 тыс. в год.В рамках политики по работе с клиентами нужно обязательно предусмотреть стандарты оценки заказов. Таким образом, реализация политики по работе с клиентами потребует расходов не только на создание и внедрение, но и на разработку системы рейтингов контрагентов (100 тыс. руб.) и на разработку и внедрение системы распределения ответственности за работу с клиентами – 200 тыс. руб. (разработка, внедрение в организации, разработка новых должностных инструкций, обучение персонала).Завершающим этапом создания эффективной системы по работе с клиентами является автоматизация управления данной работой.Для ООО «Спортивный мир» целесообразно создавать программу учета и контроля клиентской базы в Access. Этого будет вполне достаточно, чтобы контролировать тысячи клиентов, при этом ежедневно можно контролировать заказы порядка 100 счетов. Очевидно, что, для того чтобы система работала, необходимо постоянно обновлять данные о поступивших заказах. Для полной автоматизации управления работой с клиентами необходимо 380 тыс. руб.:- 290 тыс. руб. - стоимость разработки баз данных;- 90 тыс. руб. – стоимость оплаты программиста для поддержания работы программы ежегодно.Для повышения качества торговой деятельности необходимо в организации создать службу контроля качества. Цели контроля качества для ООО «Спортивный мир»:- определение истинной ценовой стратегии конкурентов для корректировки собственной стратегии организации;- определение потенциала конкурентов (их сильных и слабых сторон) для корректировки собственной стратегии организации;- определение организационных, финансовых, технических и других способов обеспечения конкурентных преимуществ для целей возможной их реализации с помощью эффективной стратегии;- предотвращение потерь от деятельности финансового и материально-технического характера;- анализ причин возникновения разного рода потерь с целью их дальнейшего устранения. Таким образом, в цели службы контроля качества ООО «Спортивный мир»будут входить добыча информации о действиях конкурентов, анализ и предотвращение потерь различного характера. Структура службы контроля будет выглядеть следующим образом (рис. 12).Рисунок 12 - Структура службы контроля качества ООО «Спортивный мир»Задачи службы контроля качества являются вспомогательной информационной функцией дополнения маркетингового анализа для целей стратегического управления в организации.Служба будет подчиняться непосредственно директору ООО «Спортивный мир», а также будет тесно взаимодействовать с отделом технического контроля и отделом продаж.Для организации службы в штат ООО «Спортивный мир» необходимо добавить 3 новые должности: - старший менеджер по контролю качестве, координирующий все вопросы, связанные с осуществлением деятельности направления «контроль качества» и разрабатывающий программу действий;- менеджер по контролю качества, осуществляющий полевые исследования;- менеджер по контролю качества, задачами которого является сбор и анализ информации по вторичным источникам и анализ данных, получаемых от полевика.Целью организации службы контроля качества для ООО «Спортивный мир» является создание информационной базы для разработки рекомендаций по созданию общей стратегии развития организации. Определим требования к новым сотрудникам. Старший менеджер: возраст – от 25 лет; высшее образование (техническое + маркетинг или экономика); опыт работы от 3 лет в сфере исследований; опыт аналитической работы; уверенная жизненная позиция и подкрепленные амбиции; умение найти подход к каждому сотруднику и умение работать в команде; умение обучать сотрудников, знание подходов и методик исследования конкурентов; умение работать с большими объемами информации.Менеджер (полевик): возраст – от 21 года; опыт работы – от 1 года; высшее или незаконченное высшее образование; возможен прием на работу студентов старших курсов (5-6 курс); опыт работы или очень хорошее знание принципов, методов и подходов технического и экономического анализа; умение работать в команде; обучаемость; активная жизненная позиция.Менеджер (аналитик): возраст – от 23 лет; высшее образование (техническое + маркетинг или экономика); аналитические способности; знание методов обработки данных; опыт работы – от 2 лет; умение работать с большими объемами информации; умение работать в команде; обучаемость.В отделе по управлению ресурсами будет работать три сотрудника, которые будут набраны из тех отделов, в которых они работали прежде и занимались функциями специалистов по управлению ресурсами.Заработная плата работников останется на прежнем уровне.По предлагаемым направлениям повышения эффективности разработан комплекс мероприятий.Так, мероприятия, направленные на создание отдела по управлению ресурсами,представлены в табл. 13.Таблица 13Затраты по созданию отдела по управлению ресурсами ООО «Спортивный мир»№п/пМероприятияСрок реализацииОтветственный/исполнительЗатраты, тыс. руб.1 Оснащение кабинета для работников отдела (ремонт на 100 тыс.руб., покупка оборудования на 108,8 тыс.руб.)Ноябрь 2014 годаДиректор 208,82 Повышение квалификации сотрудников отдела по управлению ресурсами (52 тыс.руб. в год на человека)Ноябрь 2015 годаДиректор 156Итого затрат, вт.ч.:--364,8- капитальные (на покупку основных фондов)--108,8- управленческие--256Таким образом, затраты на проведение мероприятий по созданию отдела по управлению ресурсами ООО «Спортивный мир» составят 364,8 тыс.руб. в год.На совершенствование системы управления клиентской базой потребуется проведение следующих затрат (табл. 14).Таблица 14Мероприятия по совершенствованию работы с клиентамиООО «Спортивный мир»№п/пМероприятияСрок реализацииОтветственный/исполнительЗатраты, тыс. руб.123451Оптимизация системы учетаНоябрь 2014 годаДиректор 1502Прием на работу Ноябрь 2014 годаДиректор 300 (расходы на оплату труда и страховые взносы)3Подбор персоналаНоябрь 2014 годаДиректор 24Прочие расходы (канцтовары и т.д.)Ноябрь 2014 годаДиректор 505Оборудование рабочего местаНоябрь 2014 годаДиректор 100Продолжение таблицы 14123456Создание системы планированияНоябрь 2014 годаДиректор 507Разработка и внедрение клиентской политикиНоябрь 2014 годаДиректор 1248Разработка рейтинга контрагентовНоябрь 2014 годаДиректор 1009Создание системы распределения ответственностиНоябрь 2014 годаДиректор 20010Автоматизация управления Ноябрь 2014 годаДиректор 400Итого затрат, в т. ч.:--1476- капитальные (на покупку основных фондов)--100- управленческие--1376Следовательно, на организацию мероприятий по управлению работой с клиентами ООО «Спортивный мир» потребуется 1476 тыс.руб.Для реализации проекта по внедрению службы контроля качества необходимо определить годовой бюджет на все планируемые мероприятия и единовременные затраты на организацию работы новых сотрудников (табл. 15).Таблица 15Мероприятия по созданию службы контроля качестваООО «Спортивный мир»№ п/пМероприятиеСрок реализацииОтветственный/исполнительЗатраты, тыс. руб.123451Подбор персонала (3 человека)Ноябрь 2014 годаДиректор нет2Оборудование отдела (3 новых места), в т.ч.:Ноябрь 2014 годаДиректор 1122.1приобретение мебели для оборудования рабочих мест, в т.ч.Ноябрь 2014 годаДиректор 32- стол (3 шт.х4500 р.)Ноябрь 2014 годаДиректор 13,5- кресло (3 шт.х2500р.)Ноябрь 2014 годаДиректор 7,5- шкаф (1 шт.х7500 р.)Ноябрь 2014 годаДиректор 7,5- стеллаж (1 шт.х3500 р.)Ноябрь 2014 годаДиректор 3,5Продолжение таблицы 15123452.2приобретение компьютеров в сборе (2 шт.х22300р. и 1 шт.х23400 р.)Ноябрь 2014 годаДиректор 682.3приобретение оргтехники и телефонии, в т.ч.:Ноябрь 2014 годаДиректор 12- принтер (3 шт.х3200 р.)Ноябрь 2014 годаДиректор 9,6- телефон (3 шт.х800)Ноябрь 2014 года2,43Заработная старшего менеджера (1 чел.х20 000 р.)Ежемесячно204Заработная плата менеджеров (2 чел. по 15 000 р.) Ежемесячно305Проведение исследованийЕжегодно1006Амортизация, в т.ч.Ежегодно33- мебель (стр.2.1*1/5)Ежегодно6,4- компьютер (стр. 2.2*1/3)Ежегодно22,6- оргтехника и телефония (стр.2.3*1/3)Ежегодно47Приобретение расходных материалов (2 пачки бумаги по 200 р.+ картридж для принтера 1400 р.+ папки и канцтовары около 200 р.)Ежемесячно28Отчисления с заработной платы ((стр.3+стр.4)*30%)Ежемесячно159Страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний ((стр. 3+стр.4)*0,5%)Ежемесячно0,25Итого затрат, в т. ч.:--1052- капитальные (на покупку основных фондов)--112- управленческие--940Таким образом, разработан комплекс мероприятий по трем основным направлениям: совершенствование системы управления работой с клиентами; создание отдела по управлению ресурсами; создание службы контроля качества. Затраты на все мероприятия представлены в табл. 16.Таким образом, затраты на проект мероприятий по повышению эффективности деятельности ООО «Спортивный мир» составят 2892,8 тыс. руб.Таблица 16Затраты на проект мероприятий по ООО «Спортивный мир»МероприятияСумма затрат, тыс. руб.Создание отдела по управлению ресурсами364,8Управление работой с клиентами1476Создание службы контроля качества1052ИТОГО2892,8Необходимо провести оценку показателей эффективности представленных мероприятий.3.2. Оценка эффективности предложенных рекомендацийПо расчетам согласно изучению деятельности перспективных предприятий отрасли, после организации отдела по управлению ресурсами (мероприятие №1) в организации происходит рационализация ресурсного снабжения, это приводит неизбежно к росту выручки минимум на 2,5% [23, с.87]. Таким образом, прогнозируемая выручка будет равной:379610*102,5/100 = 389100 тыс.руб.Общая сумма себестоимости (включая управленческие и коммерческие расходы) повысится, она будет равной:С общ = Впрогн. * ДС/В + Рк + (Ру + 256),где С общ - общая сумма себестоимости (включая управленческие и коммерческие расходы), тыс. руб.;Впрогн. – прогнозируемая выручка от продаж, тыс. руб.;ДС/В – доля себестоимости в выручке, тыс. руб.; ДС/В = 182328 / 379610 = 0,48;Рк, Ру – соответственно, коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб.С общ = 389100 * 0,48 + 46010 + 34120 + 256 = 267154 тыс. руб.В таблице 17 представлены показатели до и после внедрения мероприятий по созданию отдела по управлению ресурсами.Таблица 17Технико-экономические показатели эффективности мероприятий по созданию отдела по управлению ресурсами ООО «Спортивный мир»№ппНаименованиепоказателяФормула расчетаДопроведениямероприятийПосле внедрениямероприятийИзменения+/-%123456=5-47=6/4*100%1Выручка (без НДС), тыс.руб.-37961038910094902,52Себестоимость (включая управленческие и коммер-ческие расходы), тыс.руб.-26245826715446961,83Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.руб.-3524035348,8108,80,34Численность работающих, чел.-2323-0 ,05Прибыль от продаж, тыс.руб.стр.1 – стр.211715212194647944,16Рентабельность производства, %стр.5/стр.2*100%44,6445,651,012,37Рентабельность продаж, %стр.5/cтр./1*100%30,8631,340,481,68Производительность труда, тыс.руб. стр.1/cтр.41650,481691,7441,262,59Фондоотдача, руб./руб.стр.1/стр.310,7711,010,242,2Таким образом, данные мероприятия по созданию отдела по управлению ресурсами организации позволят повысить выручку от продаж на 2,5% и увеличить прибыль от продаж ООО «Спортивный мир» на 4,1%, что приведет к росту рентабельности продаж на 0,48% и рентабельности производства на 1,01%.Несмотря на серьезные затраты на разработку системы управления работой с клиентами ООО «Спортивный мир», планируется, что такая система позволит повысить объемы реализации товароворганизации на 1,5%. Оценим экономическую целесообразность предлагаемой системы управления.Выручка составит 385304,15 тыс. руб. (379610 тыс. руб. * 1,015). Сумма общей себестоимости (включая управленческие и коммерческие расходы) будет равной: 385304,15 *0,48 + 46010 + (34120 + 1376) = 266452 тыс. руб.Соответственно прибыль от продаж составит 118852,15 тыс. руб. (385304,15 - 266452). В таблице 18 представлены показатели до и после внедрения мероприятия.Таблица 18Технико-экономические показатели эффективности мероприятийпо разработке системы управления работой с клиентамиООО «Спортивный мир»№ппНаименованиепоказателяЕд.изм.ДопроведениямероприятийПосле внедрениямероприятийИзменения+/-%123456=5-47=6/4*100%1Выручка (без НДС), тыс.руб.-379610385304,155694,151,52Себестоимость (включая управленческие и коммерческие расходы), тыс.руб.- 26245826655240941,63Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.руб.-35240353401000,34Численность работающих, чел.-232414,35Фонд оплаты труда, тыс.руб.-53960542603000,66Прибыль от продаж, тыс.руб.стр.1-стр.2117152118752,151600,151,47Рентабельность производства, %стр.6/стр.2*100%44,6444,55-0,09-0,28Рентабельность продаж, %стр.6/стр.1*100%30,8630,82-0,04-0,139Производительность труда, тыс.руб.стр.1/стр.41650,481667,9817,51,110Фондоотдача, руб./руб.стр.1/стр.310,7710,900,131,2Таким образом, данное мероприятие по управлению работой с клиентами предприятия позволит повысить выручку от продаж на 1,5% и увеличить прибыль от продаж ООО «Спортивный мир» на 1,5%, что приведет к небольшому снижению рентабельности продаж на 0,04% и рентабельности производства на 0,09%.По итогам 2013-13 гг. по данным директора ООО «Спортивный мир» 10% потенциальных клиентов отказались от заказа товаровв организации ввиду некоторых некачественных услуг и товаров и ушли к конкурентам.При этом 2% среди «потерянных» клиентов высказали желание вернуться в ряды покупателей при изменении системы контроля качества. •По нашему мнению, разработанный в работе проект мероприятий по созданию службы контроля качества сможет вернуть «потерянных» клиентов обратно в клиентскую базу ООО «Спортивный мир». Ввиду этого предполагается рост продаж товаров минимум на 2% в 2014 году (за счет возвращения клиентов). Определим, как скажется на выручке ООО «Спортивный мир» внедрение разработанных мероприятий при пессимистичном сценарии (т.е. при минимальном росте продаж на 2%). Выручка после мероприятия составит: 379610 х 1,02 = 387202,2 тыс.руб.Управленческие расходы вырастут на 964 тыс.руб. (согласно данным табл. 14).Сумма общей себестоимости (включая управленческие и коммерческие расходы) составит: 387202,2 • 0,48 + 46010 + (34120 + 940) = 266927,1 тыс. руб.В табл. 19 представлены показатели до и после внедрения мероприятий.Таблица 19Технико-экономические показатели эффективности мероприятийпо созданию службы контроля качества ООО «Спортивный мир»№ппНаименованиепоказателяЕд.изм.ДопроведениямероприятийПосле внедрениямероприятийИзменения+/-%123456=5-47=6/4•100%1Выручка (без НДС), тыс.руб.-379610387202,27592,22,02Себестоимость (включая управленческие и коммерческие расходы), тыс.руб.-262458266927,1 4469,11,73Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.руб.-35240353521120,34Численность работающих, чел.-2326313,05Фонд оплаты труда, тыс.руб.-53960547648041,56Прибыль от продаж, тыс.руб.стр.1-стр.2117152120275,13123,12,77Рентабельность производства, %стр.6/стр.2•100%44,6445,060,420,98Рентабельность продаж, %стр.6/стр.1•100%30,8631,060,200,69Производительность труда, тыс.руб.стр.1/стр.41650,481661,8111,330,710Фондоотдача, руб./руб.стр.1/стр.310,7710,950,181,7Таким образом, данное мероприятие по созданию службы контроля качества ООО «Спортивный мир» позволит повысить выручку от продаж на 2% и увеличить прибыль от продаж ООО «Спортивный мир» на 2,7%, что приведет к росту рентабельности продаж на 0,2% и рентабельности производства на 0,42%.Технико-экономические показатели эффективности проекта всех мероприятий по ООО «Спортивный мир» представлены в табл. 20.Таблица 20Прогнозные технико-экономические показатели эффективностиООО «Спортивный мир»№ппНаименованиепоказателяФормула расчетаДопроведениямероприятийИзменение показателя после реализации комплекса мероприятий 1Изменение показателя после реализации комплекса мероприятий 2Изменение показателя после реализации комплекса мероприятий 3ПослевнедрениямероприятийИзменения+/-%123456789=8-47=8/4•100%1.Выручка (без НДС), тыс.руб.-37961094905694,157592,2402386,3522776,356,02.Себестоимость (включая управлен-ческие и коммерческие расходы), тыс.руб.-262458469640944469,1275717,113259,15,13.Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.руб.-35240108,810011235560,8320,80,94.Численность работающих, чел.-2301327417,4Продолжение таблицы 20123456789=8-47=8/4•100%5.Фонд оплаты труда, тыс.руб.-5396003008045506411042,06.Прибыль от продаж, тыс.руб.стр.1-стр.211715247941600,153123,1126669,259517,258,17.Рентабельность производства, %стр.6/стр.2•100%44,641,01-0,090,4245,941,302,98.Рентабельность продаж, %стр.6/стр.1•100%30,860,48-0,040,2031,480,622,09.Производительность труда, тыс.руб.стр.1/стр.41650,4841,2617,5011,331719,669,124,210.Фондоотдача, руб./рубстр.1/стр.310,770,240,130,1811,320,555,1Проект представленных выше мероприятий позволит усовершенствовать деятельность ООО «Спортивный мир» и добиться следующих финансовых показателей:- выручка компании увеличится на 6%;- прибыль от продаж вырастет на 8,1%;- рентабельность продаж увеличится на 0,62%;- производительность труда повысится на 4,2%;- фондоотдача основных средств компании возрастет на 5,1%.Следовательно, деятельность малого предприятия ООО «Спортивный мир» станет эффективнее, и оно сможет улучшить свое положение на потребительском рынке.ЗаключениеВ рамках данной выпускной квалификационной работы были рассмотрены вопросы повышения эффективности развития малого бизнеса на потребительском рынке.На основе представленной в работе информации можно сделать выводы.Малое предпринимательство, вне всяких сомнений, играет значимую роль в экономическом развитии каждой страны. Целый ряд экономических, производственно-технических, организационно-управленческих, социально-психологических и политических факторов характеризуют насущную необходимость и эффективность малого предпринимательства для страны.Государственное регулирование малого предпринимательства относится к важнейшим задачам, которые стоят перед государством; они призваны содействовать ускоренному развитию малого предпринимательства в интересах стабилизации социально-экономического положения в обществе и достижения целевых установок национальной экономики. Мировой опыт говорит и о том, что без государственной поддержки развитие малого предпринимательства в стране идет замедленным темпом.В современных условиях российский малый бизнес переживает сложный и внутренне противоречивый затянувшийся этап формирования. Происходит устройство системы государственного регулирования малого предпринимательства в РФ по образцу стран Запада с учетом общеэкономических особенностей развития России. Во всех странах с рыночной экономикой развита система статистического учёта и анализа деятельности всех субъектов экономической деятельности и конечно сектора МСП во всём его многообразии. Только при наличии объективной информации об экономической деятельности можно проводить взвешенную государственную политику социально-экономического развития.В качестве основного инструмента государственного регулирования малого предпринимательства в РФ, который направлен на его поддержку, выступают целевые программы, куда включается полный комплекс научно-исследовательских, социально-экономических, организационно-хозяйственных, производственно-технических и других мероприятий, которые направляются на решение одной или нескольких задач хозяйства страны.Эффективность представляет собой результативность, достигнутую на основе применения тех или иных ресурсов или затрат, на основе принципа достижения наибольших результатов при наименьших ресурсах или затратах. Она выражает рациональность использования информационных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.Для принятия правильных управленческих решений в части совершенствования организации хозяйственной деятельности малого предприятия, определения мер по повышению эффективности работы организации, следует проводить комплексный анализ. Для чего определяются и анализируются обобщающие показатели эффективности хозяйствования (ресурсоотдача, затратоотдача и т.д.), а также частные показатели эффективности использования основных фондов, оборотных средств и трудовых ресурсов и т.д.Эффективность - сложная экономическая категория, которая, с одной стороны, зависит от полученного результата, а с другой – от размера применённых экономических ресурсов или произведённых затрат. Вследствие этого целесообразно определять эффективность хозяйственной деятельности путем сопоставления полученного результата (эффекта) с величиной ресурсов или затрат.Объектом исследования является торговая компания ООО «Спортивный мир», которая расположена в г. Клин Московской области, представляет собой малое предприятие (объем выручки до 400 млн.руб., численность работников менее 30 чел.).Проведенный анализ основных показателей эффективности деятельности субъекта хозяйствования ООО «Спортивный мир» свидетельствует о следующем: увеличение показателей прибыли и рентабельности говорит о росте конкурентоспособности торговой деятельности. Темп роста совокупных ресурсов ниже темпа роста выручки от продаж, следствием чего является повышение ресурсоотдачи в отчетном периоде на 0,21 руб./руб. Ресурсоотдача в отчетном году составила 3,19 руб./руб., что больше по сравнению с 2013 годом на 0,21 руб./руб., это составляет 7,1%. Такая же картина прослеживается в соотношении темпов роста прибыли и совокупных ресурсов. Так, возрастание прибыли от продаж в качестве прибыли от основной деятельности субъекта хозяйствования почти на 24,6% при росте суммы совокупных ресурсов на 14,2% оказало положительное влияние на динамику ресурсорентабельности, ее повышение в 2014 г. по сравнению с 2013 г. составило 0,21 руб./руб., или 27,8%. Это положительно характеризует эффективность финансово-хозяйственной деятельности ООО «Спортивный мир». Такой же вывод можно сделать, анализируя с использование затратного подхода положительную динамику показателя затратоотдачи и затраторентабельности.Частные показатели эффективности использования отдельных видов экономических ресурсов характеризуют постепенное увеличение эффективности экономического потенциала ООО «Спортивный мир» в будущем. Эффективное использование основных фондов характеризуется ростом отдачи основных фондов ООО «Спортивный мир» на 6,9%, а также показатель фондорентабельности увеличился на 40% и составил в отчетном периоде 3,32 руб./руб. Также отмечается прирост показателей повышения эффективности использования трудовых ресурсов: повышение средней выработки на 16,9% при одновременном росте средней заработной платы на 1%. При этом было неэффективным использование оборотных средств, в частности, замедление оборачиваемости дебиторской задолженности и запасов.Коэффициент использования склада не изменился, т.е. 91,1% непосредственно занято хранящимися заказами. При этом положительной оценки заслуживает показатель своевременности доставки, который снизился на 0,5 дней в 2014 г. Также уменьшение в 2014 г. количества страховых случаев на 3 ед. позволяет говорить о повышении эффективности торговых процессов организации малого бизнеса.Для повышения эффективности деятельности ООО «Спортивный мир» необходимо улучшить политику работы с клиентами и создать отдел качествав организации.Проект мероприятий позволит усовершенствовать деятельность ООО «Спортивный мир» и добиться следующих показателей:- прибыль от продаж вырастет на 8,1%;- рентабельность продаж увеличится на 0,62%;- производительность труда повысится на 4,2%;- фондоотдача основных средств компании возрастет на 5,1%.Следовательно, деятельность ООО «Спортивный мир» на потребительском рынке станет эффективнее.Список использованной литературыГражданский кодекс РФ. Части 1-4 по состоянию на 01.06.2014 г. – М.: Омега-Л, 2014. – 478с.Федеральный закон от 06 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // справочно-правовая система «Консультант-плюс».Приказ Минэкономразвития России «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallbusiness/support/doc20130424_06.Муниципальная программа муниципального образования «Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области» «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Сергиево-Посадском муниципальном районе на 2014-2018 годы» // http://www.sergiev-posad.net/documents/detail/4713/.Бобылева А.З. Управление в условиях неустойчивости финансово-экономической системы. Стратегия и инструменты. – М.: Издательство Московского Университета, 2013. – 368с.Валдайцев С.В., Молчанов Н.Н., Пецольд К. малое инновационное предпринимательство: Учебное пособие. – М.: проспект, 2014. – 536с.Вихорева О. М. Стимулирование малого предпринимательства: анализ зарубежного и российского опыта. - М., 2012. – 130 с.Горфинкель В.Я. Малый бизнес: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2012. – 336с.Гражданкина Е.В. Экономика малого предприятия. – М.: РОСБУХ, 2013. – 144с.Гусева И.Л. Кредитование малого бизнеса: российские реалии и зарубежный опыт // Банковское кредитование. – 2011. – № 2. – С. 43-57.Дикинс Д., Фрил М. Предпринимательство и малые фирмы. – М.: Гуманитарный центр, 2014. – 448с.Ендовицкий Д.А., Рахматуллина Р.Р. Малое предприятия 5 в 1. – М.: Рид Групп, 2011. – 320с.Карпова Т. П. Совершенствование системы налогообложения как фактор развития малого предпринимательства. - М., 2011. - 260 с.Колесов В. П. Международная экономика: Учебник. /В. П. Колесов, М. В. Кулаков. – М.: Экономика, 2013. – 402с.Кочановский М. В. Развитие институциональной среды малого бизнеса. – НН: ВВАГС, 2012. – 68с.Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник. – М.: Инфра-М, 2013. – 384с.Малухов К. М. Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства в России. - М.: АРГОС, 2013. - 200 с.Медведев А.П. Малый бизнес: с чего начать, как преуспеть. – СПб.: Питер, 2011. – 318с.Мировая экономика: Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред. В. П. Колесова, М. Н. Осьмовой. – М.: Флинт, 2013. – 368с.НДП «Альянс Медиа» // www.allmedia.ru.Раицкий К.А. Экономика предприятия. Учебник. - М.:Экономика, 2011. – 698.Чапек, В.Н. Экономика малого предпринимательства / В.Н. Чапек, М.К. Атаев, Ю.Т. Елоев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 186с.Швандар, В.А. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учебное пособие В.А. Швандар, В.Я. Горфинкель. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 495с.Шеремет, А.Д. Малый бизнес: учебно-практическое пособие / А.Д. Шеремет. – М.: Инфра-М, 2011. – 569с.Широков Б.М. Малый бизнес. Финансовая среда предпринимательства. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 496с.Экономика организации. /Под ред. проф. О.В. Волкова. - М.: Инфра-М, 2013. – 201с.Экономика предпринимательства/ под ред. Кушлина В.И., Половинкина П.Д. и др. - М.: Владос, 2013. – 276с.Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства // http://www.nisse.ru.Баглацкий Е.В. Инновационный ресурс эффективности производства // http://www.kapital-rus.ru/index.php/article/177920.Васильева Н.А., Сухорукова А.М. Экономическая и социальная эффективность производства в России // http://www.uecs.ru/uecs42-422012/item/1411-2012-06-18-05-36-06.Королев В.И., Королев С.В. Стратегия повышения эффективности издержек производства фирмы // http://www.mevriz.ru/articles/2011/6/1082.html.Основные направления повышения эффективности производства // http://u-f.ru/articles/Osnovnyie_napravleniya_povyisheniya_effektivnosti.html.Попов А.В. Основы эффективности производства // http://avaerp.com/press/effect_production.Суслов Н.В. Институциональное развитие и эффективность использования ресурсов // www.hse.ru/data/05/819/1235/suslov.doc.Федеральная служба государственной статистики // http:// www.gks.ru.Центр поддержки предпринимательства Сергиево-Посадского муниципального района // http://www.mb-sp.ru/support/finance/sergiev_posad/.Эффективность и факторы развития реальной экономики России за 12 лет // http://solex-un.ru/reviews/itogi-4h-let-energoeffektivnosti/ekonomika-rossii-za-12-let.Small business administration // http :// www . s - ba .gov / aboutsba / sbaprograms / sbir / index . html.Приложения
1. Гражданский кодекс РФ. Части 1-4 по состоянию на 01.06.2014 г. – М.: Омега-Л, 2014. – 478с.
2. Федеральный закон от 06 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // справочно-правовая система «Консультант-плюс».
3. Приказ Минэкономразвития России «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallbusiness/support/doc20130424_06.
4. Муниципальная программа муниципального образования «Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области» «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Сергиево-Посадском муниципальном районе на 2014-2018 годы» // http://www.sergiev-posad.net/documents/detail/4713/.
5. Бобылева А.З. Управление в условиях неустойчивости финансово-экономической системы. Стратегия и инструменты. – М.: Издательство Московского Университета, 2013. – 368с.
6. Валдайцев С.В., Молчанов Н.Н., Пецольд К. малое инновационное предпринимательство: Учебное пособие. – М.: проспект, 2014. – 536с.
7. Вихорева О. М. Стимулирование малого предпринимательства: анализ за¬рубежного и российского опыта. - М., 2012. – 130 с.
8. Горфинкель В.Я. Малый бизнес: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2012. – 336с.
9. Гражданкина Е.В. Экономика малого предприятия. – М.: РОСБУХ, 2013. – 144с.
10. Гусева И.Л. Кредитование малого бизнеса: российские реалии и зарубежный опыт // Банковское кредитование. – 2011. – № 2. – С. 43-57.
11. Дикинс Д., Фрил М. Предпринимательство и малые фирмы. – М.: Гуманитарный центр, 2014. – 448с.
12. Ендовицкий Д.А., Рахматуллина Р.Р. Малое предприятия 5 в 1. – М.: Рид Групп, 2011. – 320с.
13. Карпова Т. П. Совершенствование системы налогообложения как фактор развития малого предпринимательства. - М., 2011. - 260 с.
14. Колесов В. П. Международная экономика: Учебник. /В. П. Колесов, М. В. Кулаков. – М.: Экономика, 2013. – 402с.
15. Кочановский М. В. Развитие институциональной среды малого бизнеса. – НН: ВВАГС, 2012. – 68с.
16. Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник. – М.: Инфра-М, 2013. – 384с.
17. Малухов К. М. Развитие системы государственной поддержки ма-лого предпринимательства в России. - М.: АРГОС, 2013. - 200 с.
18. Медведев А.П. Малый бизнес: с чего начать, как преуспеть. – СПб.: Питер, 2011. – 318с.
19. Мировая экономика: Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред. В. П. Колесова, М. Н. Осьмовой. – М.: Флинт, 2013. – 368с.
20. НДП «Альянс Медиа» // www.allmedia.ru.
21. Раицкий К.А. Экономика предприятия. Учебник. - М.:Экономика, 2011. – 698.
22. Чапек, В.Н. Экономика малого предпринимательства / В.Н. Чапек, М.К. Атаев, Ю.Т. Елоев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 186с.
23. Швандар, В.А. Малый бизнес. Организация, экономика, управле-ние: учебное пособие В.А. Швандар, В.Я. Горфинкель. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 495с.
24. Шеремет, А.Д. Малый бизнес: учебно-практическое пособие / А.Д. Шеремет. – М.: Инфра-М, 2011. – 569с.
25. Широков Б.М. Малый бизнес. Финансовая среда предпринимательства. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 496с.
26. Экономика организации. /Под ред. проф. О.В. Волкова. - М.: Ин-фра-М, 2013. – 201с.
27. Экономика предпринимательства/ под ред. Кушлина В.И., Поло-винкина П.Д. и др. - М.: Владос, 2013. – 276с.
28. Национальный институт системных исследований проблем пред-принимательства // http://www.nisse.ru.
29. Баглацкий Е.В. Инновационный ресурс эффективности производства // http://www.kapital-rus.ru/index.php/article/177920.
30. Васильева Н.А., Сухорукова А.М. Экономическая и социальная эффективность производства в России // http://www.uecs.ru/uecs42-422012/item/1411-2012-06-18-05-36-06.
31. Королев В.И., Королев С.В. Стратегия повышения эффективности издержек производства фирмы // http://www.mevriz.ru/articles/2011/6/1082.html.
32. Основные направления повышения эффективности производства // http://u-f.ru/articles/Osnovnyie_napravleniya_povyisheniya_effektivnosti.html.
33. Попов А.В. Основы эффективности производства // http://avaerp.com/press/effect_production.
34. Суслов Н.В. Институциональное развитие и эффективность использования ресурсов // www.hse.ru/data/05/819/1235/suslov.doc.
35. Федеральная служба государственной статистики // http:// www.gks.ru.
36. Центр поддержки предпринимательства Сергиево-Посадского му-ниципального района // http://www.mb-sp.ru/support/finance/sergiev_posad/.
37. Эффективность и факторы развития реальной экономики России за 12 лет // http://solex-un.ru/reviews/itogi-4h-let-energoeffektivnosti/ekonomika-rossii-za-12-let.
38. Small business administration // http :// www . s - ba .gov / aboutsba / sbaprograms / sbir / index . html.
Вопрос-ответ:
Какова роль малого бизнеса в национальной экономике?
Малый бизнес играет важную роль в национальной экономике. Он является двигателем экономического роста и развития. Малые предприятия создают новые рабочие места, способствуют инновациям, укрепляют конкуренцию и улучшают качество товаров и услуг.
Какие критерии и показатели можно использовать для оценки эффективности малого предприятия на потребительском рынке?
Для оценки эффективности малого предприятия на потребительском рынке можно использовать следующие критерии и показатели: уровень прибыли, оборачиваемость активов, доля рынка, уровень удовлетворенности клиентов, срок окупаемости инвестиций и другие.
Как государство регулирует деятельность малых предприятий?
Государственное регулирование деятельности малых предприятий осуществляется через различные меры поддержки и стимулирования. Это могут быть субсидии, льготы по налогообложению, кредитные программы, обучение и консультации для предпринимателей, а также создание специальных институтов и организаций, которые помогают развитию малого бизнеса.
Какова организационно-экономическая характеристика малого предприятия ООО "Спортивный мир"?
ООО "Спортивный мир" является малым предприятием, специализирующимся на продаже спортивных товаров. Организационная структура предприятия включает в себя руководителя, отделы по закупкам, продажам, маркетингу и обслуживанию клиентов. Экономическая характеристика включает данные о выручке, затратах, прибыли, оборачиваемости активов и других показателях эффективности.
Какие основные проблемы и вызовы могут возникнуть при развитии малого бизнеса на потребительском рынке?
При развитии малого бизнеса на потребительском рынке могут возникнуть такие проблемы и вызовы, как ограниченный доступ к финансам, конкуренция с крупными компаниями, сложности в поиске квалифицированных сотрудников, нестабильность рынка и быстро меняющиеся требования клиентов.
Какова роль малого бизнеса в национальной экономике?
Малый бизнес играет важную роль в национальной экономике. Он способствует созданию новых рабочих мест, развитию региональной экономики, повышению уровня жизни населения. Также малые предприятия способствуют разнообразию товаров и услуг, а также конкуренции на рынке.
Какие критерии и показатели эффективности функционирования малого предприятия на потребительском рынке существуют?
Существует ряд критериев и показателей эффективности функционирования малого предприятия на потребительском рынке. К ним относятся: уровень прибыли, рентабельность, доля рынка, уровень конкурентоспособности, уровень удовлетворенности потребителей, уровень инновационности и др.
Каким образом государство регулирует деятельность малых предприятий?
Государство осуществляет регулирование деятельности малых предприятий через различные механизмы. К ним относятся: создание специальных программ и мер поддержки малого бизнеса, предоставление финансовых кредитов и гарантий, упрощение административных и налоговых процедур, разработка правовых актов, стимулирующих развитие малого бизнеса.
Какова организационно-экономическая характеристика ООО "Спортивный мир"?
ООО "Спортивный мир" - это малое предприятие, занимающееся продажей спортивных товаров и услуг. Компания имеет небольшой штат сотрудников, но обладает широкой сетью розничных магазинов по всей стране. Организация внедряет инновационные технологии, активно использует интернет-торговлю и оказывает дополнительные услуги, такие как консультации тренеров и оформление клубных карт. Компания успешно конкурирует на рынке и имеет высокий уровень удовлетворенности потребителей.
Какова роль малого бизнеса в национальной экономике?
Малый бизнес играет значительную роль в национальной экономике. Он способствует созданию новых рабочих мест, развитию технологий, инноваций и конкуренции. Малые предприятия также способствуют укреплению среднего класса, повышению уровня жизни и уменьшению социальной напряженности в обществе.