Реализация конкурентного потенциала образовательных организаций в условиях глобализации экономического пространства

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Мировая экономика
  • 117 117 страниц
  • 58 + 58 источников
  • Добавлена 03.07.2015
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Теоретические и методические основы изучения конкурентного потенциала образовательных организаций в условиях глобализации экономического пространства 6
1.1. Конкуренция и конкурентный потенциал в условиях глобализации экономического пространства 6
1.2. Доверительные блага образовательных услуг как объект конкуренции 17
1.3. Методы анализа конкурентного потенциала 30
2. Характеристика и анализ конкурентного потенциала К(П)ФУ в условиях глобализации экономического пространства 36
2.1. Краткая характеристика К(П)ФУ 36
2.2. Анализ конкурентного потенциала К(П)ФУ в условиях глобализации экономического пространства 56
2.3. Факторы развития конкурентного потенциала К(П)ФУ в условиях глобализации экономического пространства 63
3. Направления совершенствования конкурентного потенциала К(П)ФУ 69
3.1. Опыт реализации конкурентного потенциала зарубежных образовательных организаций 69
3.2. Комплексный анализ полученных результатов 89
3.3. Мероприятия по повышению реализации конкурентного потенциала К(П)ФУ 101
Заключение 109
Список литературы 112

Фрагмент для ознакомления

Членами DAAD являются около 230 вузов и 130 студенческих коллективов.
В России организация ведет работу через московское представительство и два информационных центра – в Санкт-Петербурге и Новосибирске – и помимо программ, полностью финансируемых немецкой стороной, реализует несколько двусторонних проектов с российскими коллегами: «Михаил Ломоносов», «Николай Вавилов», «Иммануил Кант».
Программы DAAD предназначены для представителей широкого спектра специальностей, ступеней обучения и академической карьеры: студентов-специалистов, бакалавров и магистров, аспирантов и молодых ученых, журналистов.
Для студентов, интересующихся немецкой системой образования, существует возможность совершения ознакомительной поездки в Германию, включающей посещение нескольких университетов. Для студентов-германистов и тех, кто изучает немецкий язык, выделяются специальные стипендии, покрывающие расходы на обучение на летних курсах языка, либо на обучение в течение семестра в немецком университете. Молодые люди, желающие пройти обучение на магистерских программах в немецких университетах, также могут претендовать на получение стипендии DAAD. Важно отметить, что DAAD не оказывает непосредственную помощь в поиске программы и при зачислении в вуз.
Кандидат должен предоставить в организацию документы, подтверждающие его заинтересованность в обучении и зачислении в университет.
Особое место в программах DAAD занимает материальная поддержка желающих обучаться за рубежом немецких граждан и продвижение в других странах изучения Германии и немецкого языка. DAAD реализует такие проекты, как приглашение в Германию иностранных преподавателей и командировки немецких преподавателей за рубеж; создание и обеспечение деятельности Центров немецких исследований в зарубежных университетах (существуют в восьми университетах США и Канады); развитие международного межуниверситетского сотрудничества. Активная деятельность DAAD по продвижению немецкого образования, языка, культуры и искусства дополняется усилиями множества различных фондов и организаций.
Отдельно следует упомянуть о деятельности Института им. Гёте, имеющего 147 представительств в 83 странах мира: именно представительства Института предлагают наиболее качественные курсы немецкого языка, организуют экзамены на уровень владения им, а также проводят множество культурных мероприятий, способствующих улучшению имиджа Германии.
Практика развития конкурентного потенциала ВУЗов в страх Европы остается одной из ключевых идей Болонского процесса. В Коммюнике Конференции министров высшего образования Европейских стран (28–29 апреля 2009 г., Левен и Лувен-ля-Нев) «Болонский процесс 2020 - Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии» отмечается, что «мобильность студентов, начинающих исследователей и преподавателей повышает качество исследовательских программ и способствует академической и культурной интернационализации европейского высшего образования. Мобильность важна для личного развития и возможности трудоустройства, она воспитывает уважение к многообразию и другим культурам. Она поощряет лингвистический плюрализм и тем самым укрепляет многоязычные традиции европейского пространства высшего образования и усиливает сотрудничество и конкуренцию между учреждениями высшего образования.
Таким образом, мобильность должна стать критерием европейского пространства высшего образования»
В странах ЕС действуют разнообразные программы по поддержке развития реализации конкурентного потенциала зарубежных образовательных организаций в таких сегментах рынка, как:
высшее образование (Erasmus, Erasmus Mundus) - как для студентов, так и для профессорско-преподавательского состава;
высшее образование/наука (Marie Curie, мобильность через сети превосходства и технологические платформы);
высшее образование   - бизнесу (Erasmus);
профессиональное обучение и ученичество (Leonardo);
предпринимательство (Erasmus для предпринимателей);
образование второго уровня/среднее (Comenius);
обучение взрослых (Gruntdvig);
область культуры (Программа мобильности в сфере культуры);
волонтерство (Программа для молодежи «Youth») и гражданское общество («Гражданственность» — «Citizenship»).
Для поддержки развития реализации конкурентного потенциала зарубежных образовательных организаций в учебных планах предусматриваются «окна мобильности», или «свободное пространство», которые могут быть использованы для обучения за границей или приема на обучение иностранных студентов.
Показатели развития конкурентного потенциала зарубежных образовательных организаций в вузе используются в качестве индикаторов для поддержки качества-проведения внешней аккредитации, одной из предпосылок для увеличения исходящей мобильности является совершенствование процедуры признания обучения за рубежом.
Европейский союз ввел в 2014 г. новую программу развития конкурентного потенциала ВУЗов - ERASMUS для всех, в отличие от оригинальной программы ERASMUS, новая политика сотрудничества Евросоюза в области образования и подготовки кадров до 2020 г. должна охватывать все уровни образования, а также сотрудничество с участием стран, не входящих в ЕС.
В целом ряде документов, связанных с  Болонским процессом, подчеркивается важность устранения препятствий на пути реализации конкурентного потенциала зарубежных образовательных организаций и предлагаются соответствующие рекомендации. Среди этих документов особое место занимает Доклад Экспертного форума по проблемам мобильности «Предоставление возможностей учебной мобильности для каждого». (Экспертный форум был создан по инициативе Франции в 2008 г. для анализа ситуации и разработки рекомендаций по расширению мобильности студентов и молодежи из государств Евросоюза.)
Целью работы экспертов стало изучение того, каким образом ЕС может, основываясь на уже достигнутых успехах программы Erasmus, расширить реализацию конкурентного потенциала образовательных организаций не только в университетском секторе, но и, например, среди молодых предпринимателей и творческих работников, а также в таких секторах, как профессиональное обучение, образование для взрослых и добровольная деятельность.
Эксперты сформулировали основные условия и меры по развитию реализации конкурентного потенциала образовательных организаций на базе академической мобильности.
Для того чтобы добиться быстрого роста, было предложено сделать мобильность приоритетом при среднесрочном обзоре финансовых перспектив. Более того, Европейская комиссия должна включить мобильность во все соответствующие программы, в первую очередь в структурные фонды и программу научных исследований и разработок.
Комиссия и страны-участницы должны работать совместно, с использованием открытого метода координации, над устранением барьеров на пути мобильности, определением целей для международной мобильности, обеспечением качества. Еврокомиссия и страны-участницы должны работать с регионами, европейскими группами компаний, фондами и европейскими профессиональными ассоциациями, поддерживающими развития конкурентного потенциала ВУЗов.
Для удовлетворения значительно возрастающих потребностей в финансировании новых планов необходимо увеличивать отчисления на программы мобильности ЕС, увеличивать фонды ЕС (в основном структурные фонды), а также задействовать государственные и региональные источники и поступления от бизнеса.
В эти планы должен быть также вовлечен и бизнес, необходимо увеличить мобильность между предприятиями, а также между бизнесом, образованием, профессиональным обучением и наукой.
Одним из центральных элементов такой стратегии является расширение возможностей для изучения второго и третьего европейского языка в рамках развития конкурентного потенциала ВУЗов. Для этого потребуется совершенствование преподавания иностранных языков во всех областях образовательной системы, а также придание более значительного статуса знанию языков при подготовке мероприятий мобильности. Особая необходимость в усилении преподавания иностранных языков возникает в сфере профессионального образования и подготовки кадров.
Значительно возросшее взаимодействие европейских культур между собой и с остальным миром, с их способностью адресоваться к миллионам граждан, по мнению экспертов, поможет создать Европу, которая использует собственное творческое многообразие и вооружает своих граждан способностью вести межкультурный диалог в глобальном мире.
Планы реализации конкурентного потенциала образовательных организаций, обозначенные Форумом, могут быть достигнуты к 2020 г. при условии, что ежегодно мобильность будет достигать чуть более 6 % университетских студентов, 3,5 % инструкторов профессиональной подготовки, 0,45 % учащихся школ и чуть более 1 % молодых людей, занятых в добровольных мероприятиях, связанных с развития образовательной деятельности в рамках глобального простанства.
Чтобы достичь этих целей и задач, эксперты предложили пакет срочных реформ имеющихся программ развития конкурентоспособности на глобальном рынке: 
Erasmus,
Leonardo,
Comenius,
Grundtvig,
Marie Curie .
Эти программы развития конкурентного потенциала образовательных организаций применяются для упрощения процедур и вовлечения участников из образовательных учреждений, из бизнеса, а также представителей местных и региональных властей, а также пути и средства для дальнейшего развития европейского пространства образования и мобильности.
Европейский Союз много инвестировал в развитие потенциала высших учебных заведений в странах Восточного Партнерства, в основном с помощью программы Темпус, направленной на модернизацию высшего образования в странах-соседях, которые не являются членами Европейского Союза.
С начала 90-х годов в рамках этой программы было профинансировано более 360 проектов (100 по программе Темпус IV), причем их общий бюджет, выделенный ЕС, составил 218 миллионов евро. Кроме того, программа Эразмус Мундус, цель которой – поддержка мобильности и улучшение привлекательности Европы как места получения образования, также оказала структурное влияние на институции Восточной Европы.
Следующее поколение программы Европейского Союза будет и далее поддерживать деятельность по развитию потенциала в странах Восточного Партнерства. Европейская Комиссия выступила с идеей предложить странам-соседям специальное направление деятельности.
Это даст возможность объединить сотрудничество в области развития потенциала и включенную в проекты мобильность для студентов и сотрудников ради обеспечения влияния мобильности не только на отдельных лиц, но и на развитие потенциала высших учебных заведений.
Перед Европейским Союзом стоит задача подготовить новое поколение европейцев, готовых к новым глобальным вызовам, обладающих глубоким чувством европейской идентичности, открытости и сотрудничества. Вот почему мобильность в образовательной сфере должна стать обязательным опытом европейца. Возможность мобильности должна быть предоставлена всем молодым жителям Европы.
До 2020 г. численность молодых людей в Европе в возрасте от 16 до 29 лет уменьшится с 90 до 81 миллиона, то есть на девять миллионов или, 10 %, что окажет серьезное влияние на образование, экономику и общественную жизнь европейских стран. В то же время произойдут еще более значительные технологические изменения, возрастет мировая конкуренция, включая борьбу за талантливых специалистов.
Таким образом, можно констатировать усиления работы по развитию реализации конкурентного потенциала образовательных организаций в сторону подготовки Европы к этой конкуренции и по предоставлению молодым людям возможностей учиться и развивать свои способности.
Действия по развитию реализации конкурентного потенциала образовательных организаций направлены на то, как сделать международную мобильность базовым элементом развивающегося общества знаний и неотъемлемой характеристикой более конкурентоспособной и привлекательной Европы.
В качестве долгосрочной цели было предложено сделать учебную мобильность в ЕС правилом для всех молодых европейцев во всех формах образования и неформальной деятельности, включая добровольную и общественную работу.
В 2015 г. возможностями международной мобильности должны воспользоваться по меньшей мере 30 % представителей молодого поколения, а в 2020 г. по меньшей мере 50 %.Это будет означать расширение существующих программ мобильности, в которых в настоящее время задействовано до 300 тыс. человек в год.
В 2015 г. эта цифра должна составлять 1 млн 800 тыс. человек, а в 2020 г. должна вырасти до 2 млн 900 тыс. человек. Физическая международная мобильность во всех областях должна быть дополнена виртуальной мобильностью - налаживанием контактов и созданием сетей между школами, учреждениями и группами.
Развитию реализации конкурентного потенциала образовательных организаций способствует принятое в 2011 г. решение об исключении возрастных ограничений для участников программ мобильности (ранее такие программы были доступны только для возрастной группы от 16 до 35 лет). Это особенно актуально в связи с необходимостью дополнительных усилий для совершенствования системы обучения взрослых.
Одним из перспективных механизмов в этой сфере реализации конкурентного потенциала образовательных организаций является программа Grundtvig, предназначенная для учащихся, преподавателей, инструкторов и других участников процесса обучения взрослых, а также для учебных учреждений, организаций и других структур, которые предлагают и облегчают возможности такого обучения.
Образовательные центры для взрослых, консультативные и информационные службы, неправительственные организации, предприятия, исследовательские центры и высшие учебные учреждения могут сотрудничать друг с другом в рамках межнациональных товариществ, европейских проектов и систем. Кроме того, все участники процесса обучения взрослых могут принять участие в мероприятиях, призванных повысить мобильность образования.
Программа Grundtvig состоит из 4 подпрограмм:
Grundtvig 1: Европейские проекты сотрудничества и курсы Grundtvig.
Grundtvig 2: Сотрудничество обучающихся.
Grundtvig 3: Пособия на обучение преподавателей для взрослых.
Grundtvig 4: Сети сотрудничества Grundtvig и семинары.
Необходимым условием развития программ обучения для взрослых является международное сотрудничество, участниками которого становятся различные заинтересованные стороны. Опыт многих стран показывает, что наиболее актуальными формами сотрудничества, которые распространяются и на обучение взрослых, являются:
интернациональные институциональные соглашения;
зарубежные кампусы;
мобильность/обмен студентами;
изучение интернациональных культурных аспектов в рамках учебного плана;
международные факультеты;
международные сетевые связи;
международные проекты развития;
исследовательское сотрудничество;
приглашенные иностранные ученые (visitingscholars);
совместные ученые степени;
совместная деятельность за рамками учебного плана;
предоставление программ для зарубежного использования.
В рамках Конференции министров Европейского пространства высшего образования (Бухарест, Румыния, 26–27 апреля 2012 г.) были разработаны дополнительные меры по развитию реализации конкурентного потенциала образовательных организаций в европейском пространстве высшего образования на период до 2020 г.
Таким образом, развитие реализации конкурентного потенциала образовательных организаций приобретает все большее значение в обеспечении глобальных перспектив, повышении гражданской активности и обеспечении выпускников адекватным сочетанием знаний, навыков и компетенций, которые позволяют более эффективно отвечать на вызовы национального, регионального и глобального уровней. Анализ положений документов по проблемам развития реализации конкурентного потенциала образовательных организаций разработанных в последние годы в рамках Болонского процесса, позволяет сделать следующие выводы:
Существенно меняются акценты в понимании развития реализации конкурентного потенциала образовательных организаций и его целей. Реализация конкурентного потенциала образовательных организаций включает не только привлечение отдельных лиц для достижения образовательных и исследовательских целей, но и взаимодействие между предприятиями, а также между бизнесом, образованием, профессиональным обучением и наукой.
Наряду с развитием реализации конкурентного потенциала образовательных организаций активно развирается учебная мобильность, а так же предполагается расширение обменов в сфере культуры и волонтерской деятельности. В соответствии с новыми подходами к развитию конкурентного потенциала образовательных организаций, мобильность представляется ключевым компонентом процессов совместного обучения, творчества, трудовой и общественной жизни и осуществляется как в физической, так и в виртуальной формах.
Академическая мобильность как часть развития конкурентного потенциала образовательных организаций должна стать правилом для всех молодых европейцев, во всех формах образования и неформальной деятельности, включая добровольную и общественную работу.
Перспективы развития реализации конкурентного потенциала образовательных организаций на базе мобильности в европейских странах предполагают ее распространение на все уровни образования: от школьного обучения до образования взрослых. Речь идет о расширении возможностей для организации обменов между школьными классами в Европе, включая меры, которые помогут учащимся школ в их подготовке к будущей мобильности в качестве студентов университетов, например, летние университеты для учащихся старших классов в определенных предметных областях. Для развития этих инициатив предполагается установление связей между школами, участвующими в программах Comenius и Erasmus.
Одним из центральных элементов новой стратегии реализации конкурентного потенциала образовательных организаций является расширение возможностей для изучения второго и третьего европейского языка.
Наряду с образовательными возможностями, основу плана создания более мобильной Европы составляют культурные обмены.

3.2. Комплексный анализ полученных результатов

Проведем сравнение с конкурирующими образовательными организациями. Для определения воспользуемся результатами Национального рейтинга университетов за 2014 г.
Таблица 9
Часть ТОП-15 сводного рейтинга университетов 2013/2014 учебный год.
Место в рейтинге 2013/2014 Сокращенное наименование вуза Наименование вуза Итоговая оценка балл. 1 МГУЛомоносов Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова 1000 2 СПбГУ Санкт-Петербургский государственный университет 840 3 МИФИ Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» 822 4 МФТИ Московский национальный исследовательский физико-технический институт (государственный университет) 821 5-6 РУДН Российский университет дружбы народов 785 5-6 НГУ Новосибирский национальный исследовательский государственный университет 785 7 МГТУБауман Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана – Национальный исследовательский университет 766 8 ТГУ Национальный исследовательский Томский государственный университет 732 9 ТПУ Национальный исследовательский Томский политехнический университет 714 10 СПбГПУ Санкт-Петербургский национальный исследовательский государственный политехнический университет 677 11-12 МИСиС Национальный исследовательский технологический университет МИСиС 665 11-12 К(П)ФУ Казанский (Приволжский) федеральный университет 665 13 УрФУЕльцин Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина 661 14 СФУ Сибирский федеральный университет 628 15 ВШЭ Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 608
Как видно из рейтинга основным конкурентом является МИСиС, а близкими СПбГПУ, ТПУ, УрФУЕльцин и СФУ.
Провеем оценку конкурентоспособности продукции таких производителей как:
МИСиС
К(П)ФУ
СПбГПУ
ТПУ
УрФУЕльцин
СФУ
В качества параметральных показателей используем следующие:
уровень маркетинга продвижения предоставляемых образовательных услуг;
качество образовательных услуг;
доступность ресурсной базы;
научная деятельность;
финансовая деятельность;
привлечение иностранных преподавателей и студентов;
инвестиционная привлекательность;
образовательные технологии, уровень квалификации профессорско-преподавательского состава.
Для сравнения и определения значимости критериев составим таблицу 8, в которой будем сравнивать исследуемые ВУЗы по их важности попарно, устанавливая в каждой паре наиболее важный.
В таблице 10 расчета коэффициентов значимости частных критериев конкурентного потенциала в условиях глобализации экономического пространства методом парного сравнения численные значения предпочтений определялись методом экспертных оценок. В качестве экспертов привлекались аспиранты К(П)ФУ согласившиеся принять участи в оценке.
Коэффициент значимости (весомости) рассчитывается по формуле:

(4)


Здесь в числителе – сумма предпочтений по строке; в знаменателе – общая сумма предпочтений.
Для сравнительной оценки конкурентного потенциала в условиях глобализации экономического пространства ВУЗов использован метод баллов. Для сравнительной оценки принята десятибалльная шкала с наименьшим значением равным нулю и наибольшим значением равным десяти.

Таблица 10
Расчет коэффициентов значимости частных критериев конкурентного потенциала в условиях глобализации экономического пространства методом парного сравнения
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 ∑ Ранг Коэффициент значимости 1 0 0.6 0.7 0.7 0.8 0.5 0.6 0.9 4.8 1 0.171 2 0.4 0 0.6 0.7 0.8 0.4 0.4 0.8 4.1 4 0.146 3 0.3 0.4 0 0.5 0.8 0.4 0.4 0.8 3.6 5 0.129 4 0.3 0.3 0.5 0 0.7 0.3 0.4 0.8 3.3 6 0.119 5 0.2 0.2 0.2 0.3 0 0.3 0.2 0.5 1.9 7 0.07 6 0.5 0.6 0.6 0.7 0.7 0 0.4 0.7 4.2 3 0.15 7 0.4 0.6 0.6 0.6 0.8 0.6 0 0.8 4.4 2 0.157 8 0.1 0.2 0.2 0.2 0.5 0.3 0.2 0 1.7 8 0.06 28 1 Примечание: «Ранг» - место, занимаемое критерием конкурентного потенциала в условиях глобализации экономического пространства.

Построим графики зависимости баллов, выставляемых по выбранным критериям, от значений выбранных критериев.
На рисунке 4 представлено сравнение по критерию: уровень маркетингового продвижения предоставляемых образовательных услуг.
Как видно из рисунка видно что по данному параметру конкурентного потенциала в условиях глобализации экономического пространства для К(П)ФУ основными конкурентами являются:
СПбГПУ
МИСиС

Рисунок 4. График зависимости балла от выбранного критерия: уровень маркетинга продвижения предоставляемых образовательных услуг
Примечание на рисунке:
1-МИСиС
2- К(П)ФУ
3-СПбГПУ
4- ТПУ
5-УрФУЕльцин
6-СФУ


На рисунке 5 представлено сравнение по критерию: уровень качества предоставляемых образовательных услуг.
Как видно из рисунка видно что по данному параметру конкурентного потенциала в условиях глобализации экономического пространства для К(П)ФУ основными конкурентами являются:
СПбГПУ
МИСиС


Рисунок 5. График зависимости балла от выбранного критерия: качество образовательных услуг
Примечание на рисунке:
1-МИСиС
2- К(П)ФУ
3-СПбГПУ
4- ТПУ
5-УрФУЕльцин
6-СФУ

На рисунке 6 представлено сравнение по критерию: доступность ресурсной базы образовательных услуг.
Как видно из рисунка видно что по данному параметру конкурентного потенциала в условиях глобализации экономического пространства для К(П)ФУ основными конкурентами являются:
СПбГПУ
ТПУ


Рисунок 6 График зависимости балла от выбранного критерия: доступность ресурсной базы
Примечание на рисунке:
1-МИСиС
2- К(П)ФУ
3-СПбГПУ
4- ТПУ
5-УрФУЕльцин
6-СФУ

На рисунке 7 представлено сравнение по критерию: научная деятельность ВУЗа.
Как видно из рисунка видно что по данному параметру конкурентного потенциала в условиях глобализации экономического пространства для К(П)ФУ основными конкурентами являются:
СПбГПУ.
МИСиС.
При этом К(П)ФУ является лидером по данному параметру.


Рисунок 7 График зависимости балла от выбранного критерия: научная деятельность
Примечание на рисунке:
1-МИСиС
2- К(П)ФУ
3-СПбГПУ
4- ТПУ
5-УрФУЕльцин
6-СФУ

На рисунке 8 представлено сравнение по критерию: уровень финансовой деятельности.
Как видно из рисунка видно что по данному параметру конкурентного потенциала в условиях глобализации экономического пространства для К(П)ФУ основными конкурентами являются:
СПбГПУ
УрФУЕльцин.
При этом К(П)ФУ является одним из аутцайдеров по данному параметру


Рисунок 8 График зависимости балла от выбранного критерия: финансовая деятельность
Примечание на рисунке:
1-МИСиС
2- К(П)ФУ
3-СПбГПУ
4- ТПУ
5-УрФУЕльцин
6-СФУ

На рисунке 9 представлено сравнение по критерию: уровень привлечение иностранных преподавателей и студентов.
Как видно из рисунка видно что по данному параметру конкурентного потенциала в условиях глобализации экономического пространства для К(П)ФУ основными конкурентами являются:
СПбГПУ
МИСиС.
При этом К(П)ФУ является одним лидером по данному параметру


Рисунок 9 График зависимости балла от выбранного критерия: привлечение иностранных преподавателей и студентов
Примечание на рисунке:
1-МИСиС
2- К(П)ФУ
3-СПбГПУ
4- ТПУ
5-УрФУЕльцин
6-СФУ

На рисунке 10 представлено сравнение по критерию: уровень инвестиционной привлекательности.
Как видно из рисунка видно что по данному параметру конкурентного потенциала в условиях глобализации экономического пространства для К(П)ФУ основными конкурентами являются:
СПбГПУ
УрФУЕльцин.


Рисунок 10 График зависимости балла от выбранного критерия: инвестиционная привлекательность
Примечание на рисунке:
1-МИСиС
2- К(П)ФУ
3-СПбГПУ
4- ТПУ
5-УрФУЕльцин
6-СФУ

На рисунке 11 представлено сравнение по критерию: образовательные технологии, уровень квалификации профессорско-преподавательского состава
Как видно из рисунка видно что по данному параметру конкурентного потенциала в условиях глобализации экономического пространства для К(П)ФУ основными конкурентами являются:
МИСиС
СПбГПУ
СФУ.

Рисунок 11 График зависимости балла от выбранного критерия: образовательные технологии, уровень квалификации профессорско-преподавательского состава
Примечание на рисунке:
1-МИСиС
2- К(П)ФУ
3-СПбГПУ
4- ТПУ
5-УрФУЕльцин
6-СФУ


По результатам графиков построим таблицу 11 балльной оценки сравниваемых ВУЗов по уровню конкурентного потенциала в условиях глобализации экономического пространства методом парного сравнения
.
Таблица 11
Балльная оценка конкурентного потенциала ВУЗов в условиях глобализации экономического пространства методом парного сравнения

Параметр Коэффициент значимости балла Количество баллов № 1
СПбГПУ № 2
СФУ № 3
ТПУ № 4
МИСиС № 5
К(П)ФУ № 6
УрФУЕльцин 1 0.171 2.1 6.2 7.5 1.2 2.1 1.7 2 0.157 9.3 7.6 7.6 8 8 8 3 0.15 4.8 1.8 1.2 7.5 6.5 7.6 4 0.146 4.4 7 7.3 1.6 2 1.6 5 0.129 4.5 8.5 9.6 4.8 4.4 4 6 0.119 1.5 1.1 0.8 5.6 6.7 6.2 7 0.07 9.2 5.1 4 7.6 6 8.3 8 0.06 3.8 0.7 2 7.5 8.1 7

Рассчитаем показатель качества вариантов с помощью формулы
(5)
где - коэффициент значимости критерия,
- количество балов ВУЗа по данному критерию.
Расчет:


Таким образом, получаем, что наилучшими качествами конкурентного потенциала ВУЗов в условиях глобализации экономического пространства методом парного сравнения обладают ВУЗы:
СПбГПУ
МИСиС
К(П)ФУ занимает третью позицию.
В связи с проведением мониторинга конкурентного потенциала К(П)ФУ в условиях глобализации экономического пространства можно выделить следующие приоритетные направления развития:
средний балл единого государственного экзамена (образовательная деятельность);
объем НИОКР К(П)ФУ в расчете на одного НПР (научно-исследовательская деятельность);
численность иностранных студентов К(П)ФУ (международная деятельность);
доходы К(П)ФУ от образовательной деятельности из иностранных источников (международная деятельность);
отношение среднего заработка НПР в К(П)ФУ к средней заработной плате по экономике региона (финансово-экономическая деятельность);
количество персональных компьютеров в расчете на одного студента К(П)ФУ (инфраструктура).


3.3. Мероприятия по повышению реализации конкурентного потенциала К(П)ФУ

Основными перспективами повышения реализации конкурентного потенциала К(П)ФУ являются:
1. Принятие стратегии экспорта К(П)ФУ образовательных услуг на региональном и национальном уровне с определением целей, приоритетов, средств и ресурсов.
2. Информационная поддержка экспорта образовательных услуг К(П)ФУ в англоязычном пространстве Интернета.
3. Изменение принципа распределения квот среди иностранных граждан для обучения в российских вузах. Квоты должны выделяться для обучения в основном в магистратуре и аспирантуре, а также для краткосрочных стажировок (до года), таким образом, в Россию приедут уже достаточно взрослые и мотивированные люди. В большинстве ведущих университетов мира соотношение между количеством обучающихся в бакалавриате и на послевузовских программах, как правило, в пользу последних. В целом ряде европейских стран эта тенденция также четко прослеживается. Так, в Германии более 60% от общего количества студентов очной формы составляют обучающиеся на послевузовских формах обучения; во Франции -56,8%. Для сравнения: в России в настоящее время доля иностранцев, обучающихся по очной форме, составляет в магистратуре - 5,9%, в аспирантуре-3,4%, в докторантуре - 0,1 % (в отдельных вузах цифры существенно ниже).
4. Распределение квот по странам должно быть обосновано маркетинговыми исследованиями, исследованиями уровня жизни, конкурентоспособности национальной системы образования и др. Привлекательными специальностями для обучения в К(П)ФУ продолжают оставаться математика, физика, химия. Результаты конкретных исследований образовательных рынков отдельных стран должны доводиться практического применения в деятельности по продвижению К(П)ФУ на рынке.
5. Несмотря на изменения в миграционном законодательстве сохраняются сложности с работой для иностранцев, например до сих пор не решен вопрос с возможностью преподавательской работы для иностранных аспирантов, его решение позволит поднять конкурентные позиции К(П)ФУ.
6. Необходимо чтобы к 2020 г. К(П)ФУ имел качественные образовательных программ на английском языке, для развития экспортного потенциала образовательных услуг К(П)ФУ.
7. Для привлечения иностранных студентов необходимо разработать стандарты качества предоставляемых образовательных услуг К(П)ФУ, в том числе в социально-бытовой сфере, это позволит обеспечить для иностранных студентов простой доступ к библиотечным фондам и современным информационным ресурсам; дать возможность бесплатно пользоваться Интернетом на территории К(П)ФУ; расширять спектр дисциплин, преподаваемых в К(П)ФУ на иностранных языках и т.д.
На этом фоне были бы полезны и даже необходимы более активные и последовательные меры по укреплению конкурентной позиций К(П)ФУ в странах АТР, в частности в Китае, тем более, с учетом того, что КНР является крупнейшим поставщиком студентов для обучения в другие страны, а также заметного улучшения двухсторонних отношений.
Стимулами интернационализации деятельности К(П)ФУ на китайском направлении являются следующие:
быстрое развитие образовательного рынка КНР, хотя он еще не до конца сформирован и на нем есть свободное пространство, в том числе для участия К(П)ФУ;
важнейшая роль, которую играет образование в процессе формирования Евразийского экономического союза и укреплении позиций России в АТР.
Как уже отмечалось, в последние годы одним из факторов, существенно влияющих на рост конкурентного потенциала образовательных услуг К(П)ФУ, становится язык преподавания (обучения). В рамках повышения конкурентного потенциала К(П)ФУ предполагается, что благодаря государственной поддержке к 2020 г. доля курсов, читаемых на иностранных языках (прежде всего на английском), должна достигнуть в К(П)ФУ не менее 20%, а инфраструктура, бытовые условия будут улучшены. Все это должно привести к увеличению доли К(П)ФУ на мировом рынке образовательных услуг, поднятие в рейтингах: в национальном на уровень 5-6 места, а в рейтинге QS до 470-480.
В настоящее время доля образовательных программ на английском языке в К(П)ФУ составляет незначительную часть от общего числа.
Создание условий для обучения по выбору наряду с русским языком на основных европейских языках и, в первую очередь, на английском, может существенно расширить контингент зарубежных студентов К(П)ФУ, в том числе из стран дальнего зарубежья. Основные направления действий должны стимулировать собственные кадры к преподаванию на иностранном языке, повышению их квалификации за рубежом, привлечению иностранных специалистов, включая менеджеров в сфере образования. Кроме того, требуется пополнение библиотечных фондов англоязычной литературой, а также перевод отечественных изданий.
Как показывает опыт разработки и реализации стратегий продвижения образовательных услуг, наиболее эффективно эту задачу можно решить путем создания специального агентства и сети его представительств в разных странах мира. Зарубежный опыт показывает, что такому агентству, возможно, также передать весь набор функций по популяризации русского языка и культуры, включая администрирование экзаменов на уровень знания русского языка, организацию выставок, книжных ярмарок, кинофестивалей, проведение тематических встреч и дискуссий. Вместе с тем возможен и вариант создания отдельной организации для выполнения этих целей, как было сделано в Германии, где существуют DAAD и Институт им. Гёте, и во Франции, где недавно были созданы агентства CampusFrance и CulturesFrance.
Предлагается под эгидой К(П)ФУ сформировать такое агентство
В компетенцию такого агентства должно входить:
Распространение информации о возможностях прохождения для иностранцев обучения и стажировок в России в К(П)ФУ, включая проведение презентаций в зарубежных вузах; организация и участие в образовательных выставках; консультирование иностранных абитуриентов.
Разработка и организация мероприятий, способствующих повышению интереса к К(П)ФУ:
проведение среди разных целевых групп конкурсов и олимпиад;
повышение квалификации преподавателей русского языка за рубежом;
организация в вузах циклов встреч с представителями российской интеллектуальной, творческой, экономической и политической элиты; экспертная оценка и поддержка существующих за рубежом курсов изучения России, а также проводимых исследований, включая написание дипломных и докторских работ.
Администрирование стипендиальных и грантовых программ российского правительства, предпринимательского сообщества и К(П)ФУ:
распространение информации;
помощь в подготовке документов;
возможно, централизованный сбор заявок и организация их изучения российскими и зарубежными экспертами;
помощь получателям грантов в подготовке их визита в Россию и по прибытии в страну;
обеспечение своевременности денежных выплат;
оценивание успешности программ.
Выполнение посреднической и координационной роли в процессе налаживания институциональных связей между К(П)ФУ и зарубежными образовательными учреждениями с целью формирования долгосрочных партнерств и сотрудничества по таким аспектам образовательного процесса, как обмен студентами, преподавателями и исследователями, организация программ двойных дипломов, проведение трансграничных исследований, выездных школ и конференций.
Зарубежный опыт показывает, что такому агентству, возможно, также передать весь набор функций по популяризации русского языка и культуры, включая администрирование экзаменов на уровень знания русского языка, организацию выставок, книжных ярмарок, кинофестивалей, проведение тематических встреч и дискуссий. Вместе с тем возможен и вариант создания отдельной организации для выполнения этих целей, как было сделано в Германии, где существуют DAAD и Институт им. Гёте, и во Франции, где недавно были созданы агентства CampusFrance и CulturesFrance.
В свете перспективы интернационализации российского образования ведущие российские вузы должны объединяться в консорциумы для осуществления таких проектов, как проведение международных многоуровневых исследовательских проектов, реализация магистерских программ, целевой группой которых будут в том числе и иностранцы, в этой вязи К(П)ФУ может выступит в качестве «стержневой организации» такого консорциума.
Условия современной информационной и потребительской экономики таковы, что исключительную важность приобретает деятельность по позиционированию К(П)ФУ в мировом образовательном пространстве, «брендинг» федерального унивеситета. К работе над этим аспектом продвижения «российского измерения» в образовании следует отнестись с особым вниманием. Реальными же основаниями создания такого бренда должны стать мощный интеллектуальный потенциал К(П)ФУ.
В числе конкретных мер по повышению привлекательности образования в К(П)ФУ стоит выделить такие инициативы:
Постоянное улучшение материально-технической базы К(П)ФУ. С этой целью необходимо провести инвентаризацию и сертификацию учебных помещений, лабораторий, библиотек, общежитий и последующую работу над улучшением инфраструктуры.
Повышение квалификации сотрудников К(П)ФУ с целью преодоления возможных административных барьеров при прохождении иностранцами обучения и сотрудничестве с зарубежными коллегами.
Финансовое и административное обеспечение привлечения в К(П)ФУ специалистов из-за рубежа, включая как работающих за границей соотечественников, так и иностранных граждан. Это должно расширить возможности интернационализации К(П)ФУ.
Материальное обеспечение создания в К(П)ФУ программ, читаемых на английском языке, которые способны значительно расширить целевую аудиторию потенциальных покупателей образовательных услуг.
Обеспечение распространения новейших достижений российской науки за рубежом, в частности, оказание поддержки инициативам по публикации исследователями К(П)ФУ статей в зарубежных реферируемых журналах.
Обеспечение своевременной и полной реализации основных положений Болонского процесса и распространение за рубежом информации о степени интернационализации К(П)ФУ. Особое внимание стоит уделить такому аспекту, как признание за границей дипломов К(П)ФУ и периодов обучения.
Особое внимание необходимо уделять молодым исследователям из-за рубежа.
Планируется реализовать следующие факторы развития конкурентного потенциала К(П)ФУ в условиях глобализации экономического пространства:
30 постоянных мегагрантов (ученых мирового уровня).
100 приглашенных исследователей высокого уровня.
500 новых позиций постдоков 5000 публикаций в год в базах Scopus и WoS.
50% НПР имеют опыт работы за рубежом.
100 исследовательских лабораторий мирового уровня, возглавляемых. ведущими зарубежными учеными.
200 современных учебных практикумов .
Доля иностранных студентов, аспирантов и НПР – выше 10% .
Внутренние стимулирующие программы поддержки НПР и обучающихся и их мобильности.
Снижение контингента и оптимизация оргструктуры университета.





Заключение

В современной экономической ситуации, характеризующейся высоким уровнем глобализационных рисков и неопределенности, ужесточением конкуренции при одновременном наличии тенденции к кооперации, смещением акцентов на оказание услуг, ростом ценности неощутимых активов и прежде всего человеческого капитала и его инновационной составляющей, изменяются требования, предъявляемые к конкурентоспособности вузов.
Определяя конкурентные преимущества образовательной организации через анализ эффективности её деятельности, рационально использовать целевой подход. Выстраивание системы функционирования организации и чёткое представление всех процессов её деятельности позволит выявить внешние и внутренние показатели эффективности. Число таких показателей может быть несколько десятков, но, конечно, для каждой организации они свои. Анализ потенциала, предполагает рассмотрение следующих вопросов:
являются ли услуги образовательного учреждения основанными только на стандартах или оказываются с учётом индивидуальных требований потребителя;
какие целевые ориентиры имеют потребители услуг, а какие - сама организация;
что является промежуточными этапами на пути достижения поставленных индивидуальных целей и целей образовательной организации;
насколько достигнутые цели будут соответствовать перспективам развития общества и его требований к образованию;
насколько показатели достижения промежуточных и конечных результатов строгие или подверженные изменениям.
Анализ программ развития и отчетов по ним, сопоставление с реальными достижениями лидирующих университетов мира показывают, что общими проблемами развития конкурентного потенциала К(П)ФУ являются:
относительно низкое качество знаний абитуриентов (в основном средний балл ЕГЭ - менее 60%);
недостаточный контингент обучающихся по программам магистратуры и аспирантуры по приоритетным направлениям модернизации экономики;
недостаточная востребованность научных разработок университетов реальным сектором экономики в прорывных научно-технологических направлениях, в том числе из-за отсутствия необходимой проработки на стадиях проектного, опытно-экспериментального цикла, сертификации и экономической оценки;
недостаточная эффективность мер, принимаемых университетами для обновления и развития кадрового потенциала, в том числе в части повышения научной
продуктивности и публикационной активности научно-педагогических работников;
недостаточная активность в развитии международного сотрудничества и активного позиционирования вуза в международном академическом пространстве.
В связи с проведением мониторинга конкурентного потенциала К(П)ФУ в условиях глобализации экономического пространства можно выделить следующие приоритетные направления развития:
средний балл единого государственного экзамена (образовательная деятельность);
объем НИОКР К(П)ФУ в расчете на одного НПР (научно-исследовательская деятельность);
численность иностранных студентов К(П)ФУ (международная деятельность);
доходы К(П)ФУ от образовательной деятельности из иностранных источников (международная деятельность);
отношение среднего заработка НПР в К(П)ФУ к средней заработной плате по экономике региона (финансово-экономическая деятельность);
количество персональных компьютеров в расчете на одного студента К(П)ФУ (инфраструктура).
Планируется реализовать следующие факторы развития конкурентного потенциала К(П)ФУ в условиях глобализации экономического пространства:
30 постоянных мегагрантов (ученых мирового уровня).
100 приглашенных исследователей высокого уровня.
500 новых позиций постдоков 5000 публикаций в год в базах Scopus и WoS.
50% НПР имеют опыт работы за рубежом.
100 исследовательских лабораторий мирового уровня, возглавляемых. ведущими зарубежными учеными.
200 современных учебных практикумов .
Доля иностранных студентов, аспирантов и НПР – выше 10% .
Внутренние стимулирующие программы поддержки НПР и обучающихся и их мобильности.
Снижение контингента и оптимизация оргструктуры университета.

Список литературы

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.
Анисовец, Т. А. Экономика образования и образовательного учреждения: учебно-методическое пособие (компендиум) - СПб.: отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2012. - 100 с
Ащеулов Н.А. Мобильность ученых как механизм включения России в мировое научное сообщество // Инновации. - 2010. - N 3. - C.7-11.
Арефьев А.Л. Деятельность иностранных фондов и организаций в области образования и науки в России: социологический анализ. - М.: Центр соц. прогнозирования, 2006. - 320с.
Баяндин Н.И. Мониторинговая система ведения конкурентной разведки для предприятий малого бизнеса / Н.И.Баяндин, В.С.Кретов // Гуманит. науки в Сибири. - 2013. - N 1. - С.25-28.
Безрукова Е. Образование, наука и бизнес: мультимедийное объединение // Нац. проекты. - 2011. - N 10. - С.30-35.
Бердашкевич А.П. Социально-правовые основы интеграции образования и науки / А.П.Бердашкевич, Н.И.Булаев // ЭКО. - 2006. - N 10. - С.117-125.
Бобков В. Образование и наука: адекватны ли они задачам модернизации? // Экономист. - 2010. - N 10. - С.57-70.
Болл Р. Научная коммуникация будущего: от книжной информации до решения проблем // Международный форум по информации. - 2012. - Т.37, N 4. - С.6-9.
Брызгалина Е.В. Наука и образование: современные тренды в глобальном мире // Философия образования. - 2012. - N 6 (40). - С.11-20.
Булюбаш Б. Нарратив между наукой и образованием // Знание - сила. - 2009. - N 1. - С.15-21.
Володарская Е.А. Динамика имиджа науки в процессе развития исследовательских умений студентов // Психол. журнал. - 2008. - N 1. - С.14-31.
Валтман Л. Глобализация науки в километрах / Л.Валтман, Р.Я.В.Тейссен, Н.Я. ван Эк // Международный форум по информации. - 2011. - Т.36, N 2. - С.3-10.
Ветцель С. Совместные научные исследования российских и германских ученых в области возобновляемых источников энергии / С.Ветцель, Е.Соломин // Альтернативная энергетика и экология. - 2011. - N 11. - С.82-88.
Галичнн, В. А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития / В. А. Галичнн. - М. : Издательский дом «Дело»- РАНХиГС. 2015. - 60 с.
Гусев А. Университетская наука в России: перенос западной модели и возможные риски // Общество и экономика. - 2013. - N 9. - С.141-164.
Данилова Д. Силки на туриста / при участии А.Веселова, Е.Соловьевой, А.Смирновой // Русский репортер. - 2013. - N 10. - С.46-55.
Дежина И.Г. Интеграция науки и образования: оценка работы научно-образовательных центров в ведущих российских университетах // Alma mater = Вестн. высш. школы. - 2008. - N 7. - С.20-23.
Дежина И.Г. Международное научное сотрудничество России // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2010. - N 2. - С.28-37.
Иванов В.В. Концептуальные основы формирования единого научно-технологического пространства Беларуси и России / В.В.Иванов, А.В.Марков // Вестн. Рос. акад. наук. - 2011. - Т.81, N 10. - С.915-920.
Игнатущенко Е.И. Участие России и Германии в формировании Европейского научно-исследовательского пространства // Инновации. - 2012. - N 2. - С.66-72.
Интеграция российских ученых в международное научное сообщество: сб. науч. тр. / под ред. И.И.Елисеевой и др. - СПб.: Наука, 2009. - 231с.
Изотов Д.А. Перспективы интеграции науки и образования на Дальнем Востоке в условиях модернизации научно-исследовательского сектора России // Инновации. - 2012. - N 9. - С.89-96.
Интеграция науки и образования. Информационная культура и креативный потенциал общества и личности: материалы междунар. науч. конф., Краснодар, 4-7 сентября 2008 г. / ред.-сост. Васькова Н.И. и др. - Краснодар: КГУКИ, 2008. - 531с.
Карлина Т. Структура организации и конкурентные преимущества // Пробл. теории и практики управл. - 2012. - N 6. - С.76-84.
Качалин В.В. Культура конкуренции // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2011. - N 7. - С.26-32.
Костина Г. Магелланов запах открытия // Эксперт. - 2012. - N 24. - С.62-67.
Котилко В.В. Экономическое развитие Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств в инновационной и научно-технической сферах // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - N 21. - С.19-31.
Кузнецов О.Г. Информационная война как метод конкуренции / О.Г.Кузнецов, Н.Н.Потрубач // Микроэкономика. - 2011. - N 6. - С.208-210.
Кумар Н. Маркетинг как стратегия. - М.: Претекст, 2008. - 342 с.
Ламбен Ж.Ж., Шулинг И., Чумпитас Р. Менеджмент, ориентированный на рынок. Учебник. СПб.: Питер, Лидер, 2010. - 720 с
Левинсон Дж.К. Партизанский маркетинг: простые способы получения больших прибылей при малых затратах. - М.: ЭКСМО, 2009. 400 с.
Лукша О.П. Инфраструктура поддержки проектов международного научно-технического сотрудничества России и ЕС: состояние и перспективы / О.П.Лукша, Г.Б.Пильнов, А.Э.Яновский // Инновации. - 2013. - N 4. - С.79-85.
Маршакова И.В. Научное сотрудничество России со странами ЕС: библиометрический анализ // Вестн. Рос. акад. наук. - 2010. - Т.80, N 2. - С.124-130.
Механик А. Симметричный ответ // Эксперт. - 2011. - N 3. - С.46-50.
Молодин В.И. Интеграция науки и образования для подготовки специалистов XXI века / В.И.Молодин, М.Ю.Черевикина // ЭКО. - 2007. - N 6. - C.140-155.
Петров В.В. Интеграция науки и образования в условиях модернизации российского общества // Философия образования. - 2012. - N 1(40). - С.64-70.
Пушкарев Ю.В. Взаимодействие науки и образования в системе современного вуза: методологический анализ проблемы / Ю.В.Пушкарев, Е.А.Пушкарева // Философия образования. - 2012. - N 6(40). - С.132-137.
Ракитов А.И. Наука, образование и супериндустриальное общество: реалистический проект для России // Вопросы философии. - 2009. - N 10. - С.60-69.
Рутенберг Д. Создание условий формирования конкурентного рынка // Экон. стратегии. - 2011. - N 10. - С.94-95.
Сурма И.В. Социально-экономические рейтинги как современный инструмент конкурентной борьбы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). - 2013. - N 2. - С.89-109.
Тарануха Ю. Глобальная конкуренция: истоки и последствия // Экономист. - 2014. - N 11. - С.58-72.
Тейн Г.Брэдли Д. Торговые войны: Битва за успех на прилавках и онлайн = Store Wars. — М.: Альпина Паблишер, 2013. - 315 с
Усик Н. Конкурентная среда: управление процессом ее формирования в России // Пробл. теории и практики управл. - 2008. - N 3. - С.52-59.
Фасхиев, Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия / Х.А. Фасхиев, Е.В. Попова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - N 4. - С. 18-24
Чешков М. Россия в мире и в сфере научного знания // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2011. - N 4. - С.108-112.
Шаповалов В.А. Сетевое научно-технологическое сотрудничество университетов, академической науки и бизнеса // Ученый совет. - 2011. - N 2. - С.42-46.
Шугуров М.В. Международно-правовой принцип свободы научных исследований и глобализация научно-технологического прогресса // Рос. юстиция. - 2012. - N 2. - С.17-21.
Юревич А.Е. К проблеме оценки вклада российской социогуманитарной науки в мировую // Вестн. Рос. акад. наук. - 2011. - Т.81, N 7. - С.613-625.
Buhm A., Davis D., Meares D. Global Student Mobility 2025. Sydney: Idp Education, 2010.432 p.
Guidelines for Quality provision in cross-Border Higher Education. [Электронный ресурс] URL: http://www.oecd.org/dataoecd/27/51/35779480.pdf
Making learning mobility an opportunity for all / Report of the high level expert forum on mobility. [Электронный ресурс] URL: http://ec.europa.eu/education/doc/2008/mobilityreport_en.pdf
Mobility for Better Learning. Mobility strategy 2020 for the European Higher Education Area (EHEA): EHEA Ministerial conference, Bucharest, Romania, 26-27 April 2012 [Электронный ресурс] URL: http://www.ehea.info
Project atlas: trends and global data 2011 // Institute of International Education [Электронный ресурс] URL: http://www.iie.org/en/Research-and-Publications/~/media/Files/Services/ProjectAtlas/Project-Atlas-Trends-and-Global-Data-2011.ashx
Лэм Квини. Национальная политика в области мобильности в Европе. [Электронный ресурс] URL: http://www.ihe.nkaoko.kz/archive/274/2461.
Предложения по содействию молодежной мобильности с целью получения образования. [Электронный ресурс] URL: http://register.consilium.europa.eu/pdf/en/11/st09/st09036.en11.pdf
Приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы государствам-членам по академической мобильности. № R (95) 8 от 02 марта 1995 г, Страсбург. [Электронный ресурс] URL: http://5legko.com/ru/rekomendatsiya-gosudarstvam-akademicheskoi-mobilnosti

Карибов А. Постиндустриальные перспективы развития конкуренции и монополии // Власть. - 2012. - N 8. - С.76-79.
Рутенберг Д. Создание условий формирования конкурентного рынка // Экон. стратегии. - 2011. - N 10. - С.94-95.
Рутенберг Д. Создание условий формирования конкурентного рынка // Экон. стратегии. - 2011. - N 10. - С.94-95.
Карибов А. Постиндустриальные перспективы развития конкуренции и монополии // Власть. - 2012. - N 8. - С.76-79.
Карибов А. Постиндустриальные перспективы развития конкуренции и монополии // Власть. - 2012. - N 8. - С.76-79.
Порфирьев Б. Атмосфера и экономика // Россия в глобальной политике. - 2010. - Т.8, N 3. - С.170-183.
Субботин А.К. Гиперконкуренция и эффективность управления: анализ экономики стран-лидеров современного мира: взгляд из России. - М.: URSS, 2012. - 115с.
Субботин А.К. Гиперконкуренция и эффективность управления: анализ экономики стран-лидеров современного мира: взгляд из России. - М.: URSS, 2012. - 116с.
Субботин А.К. Гиперконкуренция и эффективность управления: анализ экономики стран-лидеров современного мира: взгляд из России. - М.: URSS, 2012. - 1120с.
Алиев З. Конкурентоспособность в эпоху глобализации // Власть. - 2009. - N 2. - С.34-37.
Алиев З. Конкурентоспособность в эпоху глобализации // Власть. - 2009. - N 2. - С.34-37.
Алиев З. Конкурентоспособность в эпоху глобализации // Власть. - 2009. - N 2. - С.34-37.
Алиев З. Конкурентоспособность в эпоху глобализации // Власть. - 2009. - N 2. - С.34-37.
Клековкин Л.И. Системный подход к пониманию конкурентоспособности как фактор устойчивого развития экономики // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - N 17. - С.32-38.
Валтман Л. Глобализация науки в километрах / Л.Валтман, Р.Я.В.Тейссен, Н.Я. ван Эк // Международный форум по информации. - 2011. - Т.36, N 2. - С.3-10.
Анисовец, Т. А. Экономика образования и образовательного учреждения: учебно-методическое пособие (компендиум) – СПб.: отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2012. – 19 с
Ракитов А.И. Наука, образование и супериндустриальное общество: реалистический проект для России // Вопросы философии. - 2009. - N 10. - С.60-69.
Брызгалина Е.В. Наука и образование: современные тренды в глобальном мире // Философия образования. - 2012. - N 6 (40). - С.11-20.
Анисовец, Т. А. Экономика образования и образовательного учреждения: учебно-методическое пособие (компендиум) – СПб.: отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2012. –20 с
Анисовец, Т. А. экономика образования и образовательного учреждения: учебно-методическое пособие (компендиум) – СПб.: отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2012. –24 с
Иванов В.В. Концептуальные основы формирования единого научно-технологического пространства Беларуси и России / В.В.Иванов, А.В.Марков // Вестн. Рос. акад. наук. - 2011. - Т.81, N 10. - С.915-920.
Изотов Д.А. Перспективы интеграции науки и образования на Дальнем Востоке в условиях модернизации научно-исследовательского сектора России // Инновации. - 2012. - N 9. - С.89-96.
Материала Отчета результатах самообследования К(П)ФУ за 2014 г. с.3
Интеграция науки и образования. Информационная культура и креативный потенциал общества и личности: материалы междунар. науч. конф., Краснодар, 4-7 сентября 2008 г. / ред.-сост. Васькова Н.И. и др. - Краснодар: КГУКИ, 2008. - 531с.
Галичнн, В. А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития / В. А. Галичнн. - М. : Издательский дом «Дело»- РАНХиГС. 2015. - 20 с.
Mobility for Better Learning. Mobility strategy 2020 for the European Higher Education Area (EHEA): EHEA Ministerial conference, Bucharest, Romania, 26–27 April 2012 [Электронный ресурс] URL: http://www.ehea.info
Ащеулов Н.А. Мобильность ученых как механизм включения России в мировое научное сообщество // Инновации. - 2010. - N 3. - C.7-11.
Интеграция российских ученых в международное научное сообщество: сб. науч. тр. / под ред. И.И.Елисеевой и др. - СПб.: Наука, 2009. - 111с.












38

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.
3. Анисовец, Т. А. Экономика образования и образовательного учреждения: учебно-методическое пособие (компендиум) - СПб.: отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2012. - 100 с
4. Ащеулов Н.А. Мобильность ученых как механизм включения России в мировое научное сообщество // Инновации. - 2010. - N 3. - C.7-11.
5. Арефьев А.Л. Деятельность иностранных фондов и организаций в области образования и науки в России: социологический анализ. - М.: Центр соц. прогнозирования, 2006. - 320с.
6. Баяндин Н.И. Мониторинговая система ведения конкурентной разведки для предприятий малого бизнеса / Н.И.Баяндин, В.С.Кретов // Гуманит. науки в Сибири. - 2013. - N 1. - С.25-28.
7. Безрукова Е. Образование, наука и бизнес: мультимедийное объединение // Нац. проекты. - 2011. - N 10. - С.30-35.
8. Бердашкевич А.П. Социально-правовые основы интеграции образования и науки / А.П.Бердашкевич, Н.И.Булаев // ЭКО. - 2006. - N 10. - С.117-125.
9. Бобков В. Образование и наука: адекватны ли они задачам модернизации? // Экономист. - 2010. - N 10. - С.57-70.
10. Болл Р. Научная коммуникация будущего: от книжной информации до решения проблем // Международный форум по информации. - 2012. - Т.37, N 4. - С.6-9.
11. Брызгалина Е.В. Наука и образование: современные тренды в глобальном мире // Философия образования. - 2012. - N 6 (40). - С.11-20.
12. Булюбаш Б. Нарратив между наукой и образованием // Знание - сила. - 2009. - N 1. - С.15-21.
13. Володарская Е.А. Динамика имиджа науки в процессе развития исследовательских умений студентов // Психол. журнал. - 2008. - N 1. - С.14-31.
14. Валтман Л. Глобализация науки в километрах / Л.Валтман, Р.Я.В.Тейссен, Н.Я. ван Эк // Международный форум по информации. - 2011. - Т.36, N 2. - С.3-10.
15. Ветцель С. Совместные научные исследования российских и германских ученых в области возобновляемых источников энергии / С.Ветцель, Е.Соломин // Альтернативная энергетика и экология. - 2011. - N 11. - С.82-88.
16. Галичнн, В. А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития / В. А. Галичнн. - М. : Издательский дом «Дело»- РАНХиГС. 2015. - 60 с.
17. Гусев А. Университетская наука в России: перенос западной модели и возможные риски // Общество и экономика. - 2013. - N 9. - С.141-164.
18. Данилова Д. Силки на туриста / при участии А.Веселова, Е.Соловьевой, А.Смирновой // Русский репортер. - 2013. - N 10. - С.46-55.
19. Дежина И.Г. Интеграция науки и образования: оценка работы научно-образовательных центров в ведущих российских университетах // Alma mater = Вестн. высш. школы. - 2008. - N 7. - С.20-23.
20. Дежина И.Г. Международное научное сотрудничество России // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2010. - N 2. - С.28-37.
21. Иванов В.В. Концептуальные основы формирования единого научно-технологического пространства Беларуси и России / В.В.Иванов, А.В.Марков // Вестн. Рос. акад. наук. - 2011. - Т.81, N 10. - С.915-920.
22. Игнатущенко Е.И. Участие России и Германии в формировании Европейского научно-исследовательского пространства // Инновации. - 2012. - N 2. - С.66-72.
23. Интеграция российских ученых в международное научное сообщество: сб. науч. тр. / под ред. И.И.Елисеевой и др. - СПб.: Наука, 2009. - 231с.
24. Изотов Д.А. Перспективы интеграции науки и образования на Дальнем Востоке в условиях модернизации научно-исследовательского сектора России // Инновации. - 2012. - N 9. - С.89-96.
25. Интеграция науки и образования. Информационная культура и креативный потенциал общества и личности: материалы междунар. науч. конф., Краснодар, 4-7 сентября 2008 г. / ред.-сост. Васькова Н.И. и др. - Краснодар: КГУКИ, 2008. - 531с.
26. Карлина Т. Структура организации и конкурентные преимущества // Пробл. теории и практики управл. - 2012. - N 6. - С.76-84.
27. Качалин В.В. Культура конкуренции // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2011. - N 7. - С.26-32.
28. Костина Г. Магелланов запах открытия // Эксперт. - 2012. - N 24. - С.62-67.
29. Котилко В.В. Экономическое развитие Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств в инновационной и научно-технической сферах // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - N 21. - С.19-31.
30. Кузнецов О.Г. Информационная война как метод конкуренции / О.Г.Кузнецов, Н.Н.Потрубач // Микроэкономика. - 2011. - N 6. - С.208-210.
31. Кумар Н. Маркетинг как стратегия. - М.: Претекст, 2008. - 342 с.
32. Ламбен Ж.Ж., Шулинг И., Чумпитас Р. Менеджмент, ориентированный на рынок. Учебник. СПб.: Питер, Лидер, 2010. - 720 с
33. Левинсон Дж.К. Партизанский маркетинг: простые способы получения больших прибылей при малых затратах. - М.: ЭКСМО, 2009. 400 с.
34. Лукша О.П. Инфраструктура поддержки проектов международного научно-технического сотрудничества России и ЕС: состояние и перспективы / О.П.Лукша, Г.Б.Пильнов, А.Э.Яновский // Инновации. - 2013. - N 4. - С.79-85.
35. Маршакова И.В. Научное сотрудничество России со странами ЕС: библиометрический анализ // Вестн. Рос. акад. наук. - 2010. - Т.80, N 2. - С.124-130.
36. Механик А. Симметричный ответ // Эксперт. - 2011. - N 3. - С.46-50.
37. Молодин В.И. Интеграция науки и образования для подготовки специалистов XXI века / В.И.Молодин, М.Ю.Черевикина // ЭКО. - 2007. - N 6. - C.140-155.
38. Петров В.В. Интеграция науки и образования в условиях модернизации российского общества // Философия образования. - 2012. - N 1(40). - С.64-70.
39. Пушкарев Ю.В. Взаимодействие науки и образования в системе современного вуза: методологический анализ проблемы / Ю.В.Пушкарев, Е.А.Пушкарева // Философия образования. - 2012. - N 6(40). - С.132-137.
40. Ракитов А.И. Наука, образование и супериндустриальное общество: реалистический проект для России // Вопросы философии. - 2009. - N 10. - С.60-69.
41. Рутенберг Д. Создание условий формирования конкурентного рынка // Экон. стратегии. - 2011. - N 10. - С.94-95.
42. Сурма И.В. Социально-экономические рейтинги как современный инструмент конкурентной борьбы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). - 2013. - N 2. - С.89-109.
43. Тарануха Ю. Глобальная конкуренция: истоки и последствия // Экономист. - 2014. - N 11. - С.58-72.
44. Тейн Г.Брэдли Д. Торговые войны: Битва за успех на прилавках и онлайн = Store Wars. — М.: Альпина Паблишер, 2013. - 315 с
45. Усик Н. Конкурентная среда: управление процессом ее формирования в России // Пробл. теории и практики управл. - 2008. - N 3. - С.52-59.
46. Фасхиев, Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия / Х.А. Фасхиев, Е.В. Попова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - N 4. - С. 18-24
47. Чешков М. Россия в мире и в сфере научного знания // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2011. - N 4. - С.108-112.
48. Шаповалов В.А. Сетевое научно-технологическое сотрудничество университетов, академической науки и бизнеса // Ученый совет. - 2011. - N 2. - С.42-46.
49. Шугуров М.В. Международно-правовой принцип свободы научных исследований и глобализация научно-технологического прогресса // Рос. юстиция. - 2012. - N 2. - С.17-21.
50. Юревич А.Е. К проблеме оценки вклада российской социогуманитарной науки в мировую // Вестн. Рос. акад. наук. - 2011. - Т.81, N 7. - С.613-625.
51. Buhm A., Davis D., Meares D. Global Student Mobility 2025. Sydney: Idp Education, 2010.432 p.
52. Guidelines for Quality provision in cross-Border Higher Education. [Электронный ресурс] URL: http://www.oecd.org/dataoecd/27/51/35779480.pdf
53. Making learning mobility an opportunity for all / Report of the high level expert forum on mobility. [Электронный ресурс] URL: http://ec.europa.eu/education/doc/2008/mobilityreport_en.pdf
54. Mobility for Better Learning. Mobility strategy 2020 for the European Higher Education Area (EHEA): EHEA Ministerial conference, Bucharest, Romania, 26-27 April 2012 [Электронный ресурс] URL: http://www.ehea.info
55. Project atlas: trends and global data 2011 // Institute of International Education [Электронный ресурс] URL: http://www.iie.org/en/Research-and-Publications/~/media/Files/Services/ProjectAtlas/Project-Atlas-Trends-and-Global-Data-2011.ashx
56. Лэм Квини. Национальная политика в области мобильности в Европе. [Электронный ресурс] URL: http://www.ihe.nkaoko.kz/archive/274/2461.
57. Предложения по содействию молодежной мобильности с целью получения образования. [Электронный ресурс] URL: http://register.consilium.europa.eu/pdf/en/11/st09/st09036.en11.pdf
58. Приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы государствам-членам по академической мобильности. № R (95) 8 от 02 марта 1995 г, Страсбург. [Электронный ресурс] URL: http://5legko.com/ru/rekomendatsiya-gosudarstvam-akademicheskoi-mobilnosti

Вопрос-ответ:

Какова роль конкурентного потенциала образовательных организаций в условиях глобализации экономического пространства?

Конкурентный потенциал образовательных организаций играет важную роль в условиях глобализации экономического пространства. Он позволяет учреждениям образования выделиться на фоне других и привлечь больше студентов и инвестиций. Благодаря конкурентному потенциалу образовательные организации могут создавать уникальные образовательные программы, привлекать опытных преподавателей и использовать современные технологии обучения.

Какие методы можно использовать для анализа конкурентного потенциала образовательных организаций?

Для анализа конкурентного потенциала образовательных организаций можно использовать различные методы. Например, метод SWOT-анализа позволяет выявить сильные и слабые стороны учреждения, анализировать возможности и угрозы внешней среды. Другой метод – анализ конкурентной среды – позволяет изучить особенности конкурентной борьбы в образовательной сфере и выявить потенциальных конкурентов. Кроме того, можно провести анализ спроса на образовательные услуги и исследование потребностей рынка.

Что такое доверительные блага образовательных услуг и почему они являются объектом конкуренции?

Доверительные блага образовательных услуг – это такие характеристики образовательных организаций, которые не могут быть полностью проверены или оценены потребителями до покупки или использования услуг. Например, это может быть качество преподавания, репутация учреждения, уровень подготовки выпускников и другие факторы. Из-за этого доверительные блага становятся объектом конкуренции – образовательные организации стремятся создать репутацию и установить доверие у потребителей.

Какие теоретические и методические основы изучения конкурентного потенциала образовательных организаций существуют?

Теоретические и методические основы изучения конкурентного потенциала образовательных организаций включают в себя анализ конкуренции и конкурентного потенциала в условиях глобализации экономического пространства, изучение доверительных благ образовательных услуг в качестве объекта конкуренции, а также применение различных методов анализа конкурентного потенциала.

Что такое конкуренция и конкурентный потенциал в условиях глобализации экономического пространства?

Конкуренция в условиях глобализации экономического пространства - это ситуация, когда различные образовательные организации конкурируют между собой за привлечение учащихся и ресурсов. Конкурентный потенциал образовательных организаций в этом контексте - это их способность создавать и эффективно использовать конкурентные преимущества, такие как качество образовательных услуг, уровень профессионализма преподавателей и доступность обучения.

В чем заключается роль доверительных благ образовательных услуг в конкуренции между образовательными организациями?

Доверительные блага образовательных услуг играют важную роль в конкуренции между образовательными организациями. Потребители образования, то есть учащиеся и их родители, оценивают и выбирают образовательную организацию в основном на основе ее репутации, качества предоставляемых образовательных услуг и рекомендаций от других пользователей. Поэтому обеспечение высокого уровня доверительных благ является важным фактором успеха в конкуренции.

Какие методы анализа конкурентного потенциала могут быть использованы?

Для анализа конкурентного потенциала образовательных организаций могут быть использованы различные методы, такие как SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз), анализ портеровских индустрий и пяти сил Конкуренции, анализ рынка образовательных услуг и конкурентной среды, а также анализ потребностей и предпочтений учащихся и их родителей.

Какова роль конкуренции в условиях глобализации экономического пространства для образовательных организаций?

В условиях глобализации экономического пространства конкуренция играет важную роль для образовательных организаций. Конкуренция стимулирует улучшение качества образовательных услуг, появление новых технологий и методик обучения, а также способствует развитию инноваций и повышению эффективности образовательных программ.

Какие объекты конкуренции относятся к доверительным благам образовательных услуг?

К доверительным благам образовательных услуг относятся репутация образовательной организации, качество преподавательского состава, аккредитация образовательных программ, уровень учебной базы и другие факторы, которые влияют на выбор студентов.

Какие методы анализа конкурентного потенциала применяются в исследованиях образовательных организаций?

Для анализа конкурентного потенциала образовательных организаций применяются такие методы, как SWOT-анализ, анализ рынка образовательных услуг, анализ конкурентов, анализ потребностей и предпочтений студентов, анализ ресурсов и возможностей образовательной организации и другие.

Какие особенности имеет конкурентный потенциал образовательных организаций?

Конкурентный потенциал образовательных организаций определяется их способностью привлекать студентов, обеспечивать высокое качество обучения, предоставлять современные методики обучения и использовать передовые технологии. Важными особенностями конкурентного потенциала являются также гибкость и адаптивность организации к изменениям внешней среды и спроса на образовательные услуги.

Как глобализация экономического пространства влияет на развитие конкурентного потенциала образовательных организаций?

Глобализация экономического пространства создает новые возможности и вызовы для развития конкурентного потенциала образовательных организаций. С одной стороны, она позволяет организациям привлекать студентов из разных стран, расширять международное сотрудничество и участвовать в проектах обмена опытом. С другой стороны, глобализация также усиливает конкуренцию со стороны иностранных образовательных организаций и требует от них адаптации к новым требованиям и стандартам.