Госудавственное и муниципальное управление.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 36 36 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 01.07.2011
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1.ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКТРИНЫ И МОДЕЛИ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: ПОИСК ОПТИМАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.Модели президентства в зарубежных странах
1.2. Функционирование института президентства за рубежом
Глава 2ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТА
2.1.Функции института президента РФ
2.2.
2.3Полномочия института президента РФ
Сравнительный анализ президентов РФ
20
Глава 3.ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА РФ

Заключение
Список использованной литературы




Фрагмент для ознакомления

Только в 2010 г. подобным образом продолжили политическую карьеру бывшие главы Орловской, Кировской, Волгоградской областей, республик Якутия, Коми и Чувашия, Ямало-Ненецкого АО и др.
Компромиссные решения о делегировании бывших руководителей регионов в Совет Федерации зачастую были призваны продемонстрировать готовность новых губернаторов к конструктивному взаимодействию со сложившимися на подведомственных территориях группами интересов. Особенно актуальна подобная стратегия демонстративной лояльности была для гу- бернаторов-«варягов», не имеющих налаженных связей с представителями местной элиты.
Стоит обратить внимание на то, что в целом за время президентства Д.А.Медведева число сенаторов - бывших глав субъектов Федерации возросло: в настоящее время их 10, тогда как занявших посты в СФ ранее - 6. Рост числа региональных лидеров в составе верхней палаты объясняется ускорением ротации губернаторского корпуса в рамках президентского курса на повышение эффективности управления. Состав глав регионов значительно обновился, при этом часть его представителей в соответствии с достигнутыми при смене власти неформальными договоренностями получила возможность трудоустройства в Совете Федерации.
Таким образом, уже в течение долгого времени Совет Федерации остается своеобразным «элитным клубом», членство в котором позволяет контролировать значимый объем ресурсов, и местом трудоустройства ушедших со своих постов чиновников и влиятельных бизнесменов. Подобную негативную репутацию (с точки зрения качественного исполнения функции представительства интересов регионов на федеральном уровне) поможет преодолеть лишь полномасштабная реформа Совета Федерации.
Во-вторых, отсрочку преобразований и установление «переходного периода» при реформировании Совета Федерации можно рассматривать как уступку, соответствующую политическим интересам действующего председателя палаты Сергея Миронова. Речь идет о том, что возможность контролировать деятельность палаты долгое время выступала не только важным «рычагом» усиления его личного политического влияния (по инициативе председателя был проведен ряд внутренних реформ СФ, в результате которых личное влияние С.Миронова на принятие решений существенно возросло), но и основой для формирования административного ресурса партии «Справедливая Россия».
Теоретически реализация предложенной Д.А.Медведевым реформы Совета Федерации может изменить «расклад» политических сил в регионах за счет роста влияния законодательных собраний и муниципальных ассамблей. В большинстве случаев де-факто это означает усиление доминирующих позиций «Единой России» (партия занимает большинство мест в легислатурах и местных советах). Однако на практике соотношение сил будет определяться спецификой региональных политических режимов, тем более что установленный порядок выдвижения представителей регионов в СФ оставляет губернаторам широкий «коридор возможностей».
Согласно новым нормам, одобрение 2/3 депутатского корпуса для внесения кандидатуры от главы региона на пост сенатора более не требуется. Замысел реформы предусматривает регулярную ротацию кадров: после каждых выборов законодательного собрания новый состав депутатов будет выдвигать и нового представителя в «верхнюю» палату, а каждый вновь наделяемый полномочиями глава региона должен назначить и нового представителя в Совете Федерации.
Реформа института полномочных представителей президента в федеральных округах объективно востребована: основные задачи, поставленные перед полпредами в 2000 г., на данном этапе либо выполнены, либо теряют актуальность.
Напомним, указ об учреждении 7 федеральных округов (Центральный, Северозападный, Северо-Кавказский (позже переименован в Южный), Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный) был подписан в мае 2000 г. [13].
Округа представляют собой территориальные объединения, в пределах которых осуществляют свои полномочия полпреды президента (назначены также в мае 2000 г.).
В начале 2010 г. был подписан указ президента о создании восьмого - Северо-Кавказского - федерального округа.
Функциональные обязанности полпредов определялись следующим образом.
Первая функция полпредов - организация контроля за соблюдением норм федерального законодательства, а также за реализацией федеральных программ.
В законодательной части эту функцию полпреды выполнили к 2003 г. (лишь руководству Татарстана во главе с Минтимером Шаймиевым с помощью судебной волокиты удалось затянуть процесс внесения поправок в нормативные акты субъекта до 2004 г.).
Возвращение ряда регионов в общефедеральное конституционное пространство было, скорее, технической процедурой, поскольку национальные элиты, например, Татарстана или Башкирии в полной мере не являлись сторонниками сепаратизма. Угроза нарушения территориальной целостности России была ликвидирована еще в начале 90-х годов, и единственной проблемной территорией, с этой точки зрения, долгое время оставалась Чеченская Республика.
Новый федеральный закон, устанавливающий порядок разграничения полномочий и предполагающий трехлетний срок на приведение договоров в соответствие с федеральным законодательством, был принят еще в 1999 г.
Это автоматически нивелировало многие важные полномочия региональных властей (прежде всего, в республиках), которые входили в противоречие с нормами российского права.
Таким образом, речь шла лишь о проведении в жизнь уже существующих конституционных положений, что зачастую не удавалось достигнуть федеральной власти на предыдущих этапах.
Вторая функция полпредов - осуществление контроля за политической ситуацией в регионах для поддержания стабильности и урегулирования внут- риэлитных конфликтов. Однако в этой сфере эффективности использования предоставляемых Центром ресурсов добиться не удалось.
Параллельно с полпредами в регионах был создан институт главных федеральных инспекторов, довольно слабый как по составу, так и по ресурсному обеспечению. Именно на главных федеральных инспекторов должна была бы лечь основная часть работы по контролю над ситуацией в регионах. Но эффективно решать эти задачи они не могли. Более того, возник целый ряд новых конфликтов: между полпредами и губернаторами (например, в Свердловской области - между губернатором Эдуардом Росселем и «президентским наместником» Петром Латышевым), а также между представителями президента в федеральных округах (формально полпреды входят в структуру администрации президента) и чиновниками администрации главы государства. Их содержание определяло стремление администрации сделать полпредов подчиненными фигурами. Это ярко проявилось, в частности, при выборе кандидатур на губернаторские посты.
Третьей основной функцией полпредов до недавнего времени выступало согласование кандидатур для назначения на должности федеральных государственных служащих и иные должности, если назначения осуществляются президентом, правительством или федеральными органами исполнительной власти.
Ключевой аспект в данной сфере - участие в назначении губернаторов, правда, реальная политическая роль полпредов зачастую оказывалась формальной. Вначале полпредам удалось оказывать влияние на принятие кадровых решений, однако в дальнейшем большинство региональных лидеров, стремясь достичь собственные политические цели, придерживалось стратегии подтверждения лояльности Центру: губернаторы предпочитали досрочную постановку перед президентом вопроса о «доверии». Это объективно усилило роль Администрации главы государства и снизило политическое влияние полпредств в регионах.
Функциональное содержание работы полпредств с момента проведения федеративной реформы В.В.Путина изменилось. Инициативы президента в сфере изменения порядка наделения полномочиями руководителей субъектов РФ отводят ведущую роль при выдвижении кандидатур политическим партиям, тем самым лишая полпредов функции участия в этом процессе.
Утрата кадровой функции ослабила институт. Частично компенсировать статусные потери могут новые обязанности по осуществлению контроля за работой региональных администраций по преодолению последствий экономического кризиса в сфере занятости (борьба с ростом безработицы). Насколько сильным окажется на практике этот приобретенный осенью прошлого года ресурс влияния, на данном этапе судить преждевременно. Остальные же направления работы полпредств, с которыми изначально связывалась необходимость федеративной реформы, более не актуальны



























Глава 3. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА РФ

Несмотря на то, что в работе поддерживается мысль о том, что актуальные проблемы «правильного» места Президента РФ в системе разделения властей, определения оптимального круга президентских полномочий, противодействия его «вторжению» в компетенцию других государственных органов и т.д., которые формально относятся к предмету конституционного права, практически неразрешимы собственно конституционно-правовыми средствами. В рамках конституционного права следует произвести определенные изменения, способные скорректировать ситуацию и направить эволюцию института президентства РФ в направлении перехода России в следующую фазу конституционного цикла, характеризующуюся компромиссной моделью управления.
В качестве таких возможных корректировок, которые могут противостоять неограниченному усилению Президента РФ, следует рассмотреть фактический (а не формальный) переход к модели ответственного Правительства, для которого возможны три различных сценария, анализируемые в работе. При этом наиболее приемлемым из них предполагается срединный вариант, который подразумевает, что Президент формирует Еще одним способом корректировки, следует выделить разработку законодательства, в том числе и уголовного, в направлении придания ответственности Президента РФ характера реально действующего механизма. Большинство из рассматриваемых вариантов корректировки вектора эволюции института президентства РФ касаются внеконституционной составляющей, что позиционируется как наиболее рациональный и мягкий путь.
Конституция РФ 1993 г. в целом является юридическим документом, предоставляющим достаточно возможностей для различных вариантов развития через использование «гибкости», абстрактности, универсальности, (а иногда и слабой проработанности) норм и конструкций. Вектор развития здесь во многом зависит от подходов Конституционного Суда РФ и Федерального Собрания РФ, выступающих, каждый в своей сфере, основными интерпретаторами Конституции. Достаточно привести пример толкования Конституционного Суда РФ в отношении возможности Президента РФ трижды вносить в нижнюю палату парламента одну и ту же кандидатуру на пост Председателя Правительства РФ, придавшее нейтральным положениям Конституции РФ характер инструмента давления Президента на парламент, а самой процедуре фактически фиктивный характер. Во-вторых, - изменения норм Конституции РФ, не согласующиеся с общей тенденцией конституционного развития и не учитывающие российских традиций управления и внеинституциональных факторов, изначально неэффективны и не позволяют корректировать ситуацию, а напротив, увеличивают разрыв между правом и политикой. И, в- третьих, - даже рациональные изменения конституционных положений, необходимые для сближения правовой и политической реальности и совершенствования института президентства РФ, являются инструментом ограниченного пользования, поскольку в сложившейся ситуации Президент РФ, образно выражаясь, - это «заложник» действующей Конституции. Любые попытки ее изменить рассматриваются как угроза демократии и попытки узурпации власти. Наглядный пример, иллюстрирующий два последних предположения, - вопрос о сроке полномочий и ограничении пребывания на посту двумя сроками подряд.
Следует детализировать и интерпретировать конституционные положения о Президенте РФ, а также урегулировать основы правового статуса органов, обеспечивающих осуществление Президентом РФ своих полномочий. Основной целью предлагаемого закона должно стать создание четкой законодательной основы для взаимодействия Президента РФ с органами законодательной, исполнительной и судебной власти, органами прокуратуры и иными государственными институтами, а также регламентация нормотворческой деятельности главы государства. Кроме того, закон должен систематизировать массив президентских полномочий. Проект закона предполагается состоящим из трех основных разделов, посвященных: 1) основам конституционно-правового статуса Президента РФ, 2) полномочиям Президента РФ и 3) органам, обеспечивающим деятельность Президента РФ. Как представляется, такое деление в наибольшей мере соответствует полному и последовательному отражению института и позволяет достаточно легко сориентироваться в содержании нормативного акта.





















Заключение

Институт президентской власти в России является новым и неоднозначно воспринимается в российском обществе. Данная работа посвящена анализу основных моделей института президентства в современном мире, рассмотрению зарубежных правовых доктрин и направлена на поиск оптимальной формы организации данного института в Российской Федерации.
На Россию, как и на многие из указанных стран, оказала огромное влияние французская модель - полупрезидентской республики, при которой: президент избирается всеобщим голосованием; располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от парламента и правительства; наряду с президентом действует правительство, возглавляемое премьер- министром, которое ответственно перед парламентом; президент призван объединять все ветви государственной власти, способствовать их согласованному и эффективному функционированию.
В юридической науке, такая модель нередко вызывает возражения. Так, например, Л.А. Окуньков отмечает, что концентрация полномочий государственной власти в руках президента отнюдь не свидетельствует об оптимальности конституционного выбора. Напротив, возрастают соблазны единоличной власти, присущие человеческой природе. А расчет только на особый управленческий талант и государственный ум может привести к трагическим последствиям... все это дает основания для переосмысления официальных достоинств избранной формы правления [8, с.132]. Российскую «полупрезидентскую»





Список использованной литературы

Грачев А. Горбачев. - М., 2001.
Горбачев М. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. - М., 1986.
Конституция Российской Федерации. М.: Ось-89, 2009.
Конституции зарубежных государств. М.: БЕК. 2007
Кувалдин В. Россия политическая. М.: Мысль, 2008.
Кудряшов К.В. Основные правовые доктрины и модели института президентства в зарубежных странах: поиск оптимальной модели для Российской Федерации // Вестник Ставропольского государственного университета .- 2006. - №44. – С. 171-178.
Макфол М. Опасности затянувшегося переходного периода // Pro et Contra. 2009. - № 4. - С. 184188.
Окуньков Л.А. Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. - М.,2009.
Политико-административное управление // Под общ. ред. В.С.Комаровского, Л.В.Сморгунова. М.: РАГС, 2007.
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Известия. 2000. 8 июня.
Роуз Р. Россия как общество песочных часов: Конституция без граждан // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. - 2005. - № 3. - С. 16
Темнов В.Е. Форма государства // Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. - М.: Юрист, 2010.
Указ Президента РФ 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» // http://document.kremlin.ru/doc.asp7IDa001937
ФЗ о выборах Президента РФ // http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=70288
Хелман Дж. Конституции и экономическая реформа в переходный период // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. - 2006. - № 2. - С. 79.
Холмс С. Когда отсутствие государства означает отсутствие свободы // Губерния. - 2007. - №3. - С. 17.
Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. - М.: Артикул, 2009.
Lipset M. The first new nation: The United States in historical comparative perspective. - New York, 1963.
Nichols T. The Russian presidency: Soc. a. politics in the Second Russ. Rep. Basingstoke (Hants) London; Mac Millan, Cop., 2009.



Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 2005. С. 492.
Лукьянова Л.Б. Становление президентуры Российской Федерации. М., 2007. С. 184.
История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М., 2003. С. 94.
Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» (одобрен СФ ФС РФ 16.01.2002) // "Собрание законодательства РФ", 04.02.2002, № 5, ст. 375.
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ред. от 07.03.2005) // "Собрание законодательства РФ", 04.06.2001, № 23, ст. 2277.












3

Список использованной литературы

1.Грачев А. Горбачев. - М., 2001.
2.Горбачев М. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. - М., 1986.
3.Конституция Российской Федерации. М.: Ось-89, 2009.
4.Конституции зарубежных государств. М.: БЕК. 2007
5.Кувалдин В. Россия политическая. М.: Мысль, 2008.
6.Кудряшов К.В. Основные правовые доктрины и модели института президентства в зарубежных странах: поиск оптимальной модели для Российской Федерации // Вестник Ставропольского государственного университета .- 2006. - №44. – С. 171-178.
7.Макфол М. Опасности затянувшегося переходного периода // Pro et Contra. 2009. - № 4. - С. 184¬188.
8.Окуньков Л.А. Конституционное законода¬тельство России / Под ред. Ю.А. Тихомиро¬ва. - М.,2009.
9.Политико-административное управление // Под общ. ред. В.С.Комаровского, Л.В.Сморгунова. М.: РАГС, 2007.
10.Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Известия. 2000. 8 июня.
11.Роуз Р. Россия как общество песочных часов: Конституция без граждан // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. - 2005. - № 3. - С. 16
12.Темнов В.Е. Форма государства // Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. - М.: Юрист, 2010.
13.Указ Президента РФ 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента РФ в феде¬ральном округе» // http://document.kremlin.ru/doc.asp7IDa001937
14.ФЗ о выборах Президента РФ // http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=70288
15.Хелман Дж. Конституции и экономическая реформа в переходный период // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. - 2006. - № 2. - С. 79.
16.Холмс С. Когда отсутствие государства означает отсутствие свободы // Губерния. - 2007. - №3. - С. 17.
17.Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. - М.: Артикул, 2009.
18.Lipset M. The first new nation: The United States in historical comparative perspective. - New York, 1963.
19.Nichols T. The Russian presidency: Soc. a. politics in the Second Russ. Rep. Basingstoke (Hants) London; Mac Millan, Cop., 2009.

Вопрос-ответ:

Какие существуют модели президентства в зарубежных странах?

В зарубежных странах существует несколько моделей президентства, включая президентскую республику, полупрезидентскую республику и парламентскую республику.

Как функционирует институт президентства за рубежом?

Институт президентства за рубежом функционирует в соответствии с конституционными полномочиями президента, которые могут включать исполнительную, законодательную и представительную функции.

Какие функции имеет институт президента РФ?

Институт президента РФ выполняет разнообразные функции, включая представительные, наблюдательные, административные и командующие функции. Он также участвует в формировании правительства и принимает решения по вопросам безопасности и обороны страны.

Какие полномочия имеет институт президента РФ?

Институт президента РФ имеет широкий спектр полномочий, включая право назначать и увольнять членов правительства, заявлять законопроекты, принимать решения о войне и мире, назначать судей и т.д.

Как можно повысить эффективность деятельности президента РФ?

Повышение эффективности деятельности президента РФ может быть достигнуто путем усовершенствования системы контроля и баланса власти, улучшения коммуникации между президентом и другими ветвями власти, а также совершенствования законодательной базы

Какие модели президентства существуют в зарубежных странах?

В зарубежных странах существуют различные модели президентства. Например, в США президент является исполнительной властью и имеет широкие полномочия. В Франции президент осуществляет исполнительную, законодательную и судебную власть. Есть и другие варианты: президент как орган коллегиального управления, президент с ограниченными полномочиями, президент с сильной роли в системе разделения властей и др.

Как функционирует институт президентства за рубежом?

Институт президентства за рубежом функционирует по-разному в каждой стране, в зависимости от принятой модели президентства. Президент осуществляет исполнительные полномочия, представляет страну на внутреннем и международном уровне, формирует правительство и выступает в качестве главы государства. Однако, конкретные функции и полномочия президента могут отличаться в разных странах.

Какие функции и полномочия имеет институт президента РФ?

Институт президента РФ имеет различные функции и полномочия. Президент является главой государства и олицетворяет его интересы. Он осуществляет исполнительную власть, назначает на должности и освобождает от них высших должностных лиц, ведет переговоры и заключает международные договоры, является верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ и т.д.

Какие проблемы возникают при повышении эффективности деятельности президента РФ?

При повышении эффективности деятельности президента РФ возникают различные проблемы. Некоторые из них включают недостаточное контролирование полномочий президента, слабое взаимодействие с другими органами государственной власти, неэффективность процесса принятия решений, низкая ответственность президента перед обществом и т.д. Решение этих проблем требует комплексного подхода и согласованной работы всех участников политического процесса.

Какие модели президентства существуют в зарубежных странах?

В зарубежных странах существуют различные модели президентства, такие как президентская республика, полуконституционная монархия и парламентская республика.

Какие функции выполняет институт президента РФ?

Институт президента РФ выполняет такие функции, как глава государства, верховный главнокомандующий Вооруженными Силами, гарант Конституции и защитник прав и свобод граждан.

Как можно повысить эффективность деятельности президента РФ?

Для повышения эффективности деятельности президента РФ можно улучшить координацию между исполнительной, законодательной и судебной властью, укрепить систему контроля и баланса власти, развивать гражданское общество и поддерживать диалог с общественностью.