Камерно-инструментальная музыка Моцарта

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Музыка
  • 19 19 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 29.06.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика творчества Моцарта 4
Глава 2. Периодизация творчества Моцарта 7
Глава 3. Камерно-инструментальная музыка Моцарта 11
Заключение 18
Список использованной литературы: 19
Фрагмент для ознакомления

Интересным является то, что в сонатном аллегро у Моцарта довольно часто после экспозиции следует не разработка, а фантазия с новыми темами. Явно, что творческий размах композитора не умещается в пределах только что выкристаллизовавшейся формы.Квартетный стиль Моцарт усвоил с такой же поразительной легкостью, как и симфонический. О моцартовских квартетах его современники говорили, что они «предназначаются людям со стальными музыкальными нервами». Всего Моцарт написал 23 квартета, и не без основания утверждал, что искусству написания квартетовон научился у Гайдна. Смелостью используемых приемов, особенностью в использовании хроматизмов и необычайными гармоническими ходами, не характерными для того времени, Моцарт значительно опередил свою эпоху, став предвестником нового музыкального искусства. Такая смелость воображения соединяется у него с единственной в своем роде пластикой формы. Ярчайшим достижением в квартетной музыке Моцарта является вступительная часть до-мажорного квартета, с ее терпкими задержаниями, а так же, и финалы квартетовсоль-мажор и ми-бемоль-мажор, в которых невероятная грация сочетается с совершенным голосоведения. В остальной камерно-инструментальной музыке Моцарта необходимо отметить, в качестве типичной для него особенности, любовь к изысканным струнно-духовым или чисто духовым ансамблям. Среди ансамблей с фортепиано лучшим признается фортепианный квартет соль-минор, проникнутый скорбным настроением, как все композиции Моцарта, написанные в этой тональности.В некоторых произведениях для фортепиано Моцарт является как бы старшим братом Бетховена. К таким произведениям относятся, например, соната-фантазия до-минор, которая является глубоко трагическим произведением, две небольшие четырехручные и малоизвестные не искушенным слушателям фантазии фа-минор, которые были предназначены для часов с музыкальным боем. Форма фортепианного концерта у Моцарта приближена к симфонической. Значительная роль в них отведена солирующему инструменту, при максимально полном использовании оркестра. Всего Моцарт написал 27 фортепианных концертов. Начиная с пятого, написанного в 1773 году, и ставшего первым оригинальным концертом, поскольку предыдущие четыре являлись переработкой сонат Шоберта, Моцарт вводит сопоставление двух тем. Наряду с фортепианными концертами Моцартом была написана серия из семи скрипичных концертов и ряд концертов для различных духовых инструментов.В 1789 году был написан квинтет для кларнета, двух скрипок, альта и виолончели ля-мажор, названный "Штадлер-квинтетом". Написан этот квинтет в Вене, премьера его состоялась 22 декабря 1789 года на благотворительном концерте. Квинтет имеет ярко выраженные черты концертного жанра. Уже в начальных тактах первой части Allegro Моцартом четко разделяется состав квинтета на аккомпанирующую струнную группу и солирующий кларнет. Линеарность солирующего голоса, сопоставленная с гармонической аккордовой слитностью струнной группы и постоянные переклички между ними - все это является атрибутами концертного стиля. Во второй части, медленномLarghetto, аккорды струнных еще ярче выделяют плавную, напевную тему солирующего инструмента. Далее следует галантный менуэт с двумя трио.Allegrettoconvariazioni - тема с вариациями. К основной теме, имеющей ритмичный и моторный характер, добавляется размашистая мелодия у кларнета. Развитие темы приводит к тому, что в третьей вариации тема уже с трудом узнаваема–на, поскольку она как бы "замаскирована" чужим мелодическим движением и обилием форшлагов. В конце, тема возвращается в своем первозданном виде.В 1775 году в Мюнхене Моцарт пишет сонату для фагота и виолончели си-бемоль-мажор. Написана она была для барона Таддеуса фон Дюрница, который был музыкантом-любителем, фаготистом и пианистом.Соната состоит из трех частей, первая - Allegro в сонатной форме, разработка в ней отсутствует. Начинается первая часть веселой, немного бравурной темой. Через связующую партию с разнообразными секвенциями композитор подготавливает слушателя к побочной партии. Тема побочной партии более певуча и протяжна, а ход от уменьшенногок мажорному трезвучию придает теме несколько просительный характер. Вторая часть представляет собойнеторопливое и степенное Andante, сочетающее в себе выразительность духового инструмента, схожего с человеческим голосом, и богатую басовую линию виолончели. Моцарту удалось найти равновесие между двумя инструментальными линиями, которому присуща не только совершенная гармоничность, но и яркое ощущение собственного достоинства. Финал написан в форме Rondo с тремя эпизодами. В этой части Моцарт раскрывает все богатство виртуозных средств, которыми обладал фагот в его эпоху, вплоть до новейших усовершенствований этого инструмента.Март 1784 год ознаменован написанием квинтета для фортепиано, гобоя, кларнета, валторны и фагота ми-бемоль-мажор. Он был написан в Вене и исполнен 1 апреля этого же года в одной из музыкальных "Академий". Квинтет имел большой успех у публики, и Моцарт заметил: "Это лучшее, что я написал в своей жизни". Квинтет состоит из трех частей. Первая часть представляетсонатноеAllegromoderato с обширным медленным вступительным разделом Largo. Основной раздел написан в умеренно быстром темпе, музыкальная ткань насыщена мелкой техникой и филигранными мелизмами. Темы главной и побочно партий написаны в сходном настроении, а краткая разработка построена на обыгрывании секвентных мотивов из главной партии. Вторая часть - Larghettoотличается разнообразной орнаментацией. Финал - Allegretto являет собой немного легомысленное рондо. Здесь нет той манерности и изощренности, что была в тематизме первой части, но мелодическое движение ускорено, а настроение не лишено лукавства.В целом, в камерно-инструментальном жанре, Моцартом написано:26 струнных квартетов;7 струнных квинтетов;Квинтеты для струнных и духовых инструментов;2 фортепианных квартета;8 фортепианных трио;42 скрипичных сонаты;19 фортепианных сонат;4 фантазии;15 вариационных циклов;Менуэты, рондо.ЗаключениеВ заключение можно сделать следующие выводы. Моцарт работал во всех жанрах музыкального искусства (опера, симфоническая музыка, камерно-вокальные и камерно-инструментальные жанры). Самые значительные и яркие произведения были созданы им в венский период, в последнее десятилетие его жизни.Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено ансамблями различных составов, от дуэтов до квинтетов.Среди камерно-инструментальных произведений особенно выделяют струнные квартеты, самыми значимыми из которых являются шесть квартетов, посвященных Гайдну.Камерные произведения Моцарта отличались особой глубиной, лиризмом и философским содержанием. Список использованной литературы:Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск II, М.: Музыка, 1995 г.Аберт Г. В.А. Моцарт, М.: Просвещение, 1987 г.Вудфорд П. Иллюстрированные биографии великих музыкантов: Моцарт, Екатеринбург.: Урал Ltd, 1999 г.Чичерин Г.В. Моцарт, СПб.: Ленинград, 1973 г.Творческие портреты композиторов, М.: Просвещение, 1990 г.

Список использованной литературы:
1) Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск II, М.: Музыка, 1995 г.
2) Аберт Г. В.А. Моцарт, М.: Просвещение, 1987 г.
3) Вудфорд П. Иллюстрированные биографии великих музыкантов: Моцарт, Екатеринбург.: Урал Ltd, 1999 г.
4) Чичерин Г.В. Моцарт, СПб.: Ленинград, 1973 г.
5) Творческие портреты композиторов, М.: Просвещение, 1990 г.

Вопрос-ответ:

Каковы особенности творчества Моцарта?

Особенности творчества Моцарта включают в себя богатую музыкальную фантазию, мастерство в работе с различными музыкальными формами, изящное и эмоциональное использование гармонии и мелодии, а также необыкновенно высокий уровень техники.

В чем заключается периодизация творчества Моцарта?

Периодизация творчества Моцарта заключается в разделении его творческой карьеры на разные эпохи в соответствии с изменениями в его стиле и характере композиций. Грубо говоря, можно выделить ранний период, созревающий период и зрелый период творчества Моцарта.

Что можно сказать о камерно инструментальной музыке Моцарта?

Камерно инструментальная музыка Моцарта отличается изысканностью и элегантностью. В нее входят такие жанры, как сонаты, симфонии, квартеты, трио и другие композиции для небольших инструментальных ансамблей. Моцарт стремился к идеальному балансу звуков и гармонии, что делает его камерную музыку уникальной и неподражаемой.

Какие особенности можно отметить в сонатном аллегро Моцарта?

Особенностью сонатного аллегро Моцарта является фантазийная структура, в которой новые темы вводятся после экспозиции, а не в разработке. Это свидетельствует о творческом размахе композитора и его стремлении выйти за рамки традиционной формы. Такой подход обогащает музыкальное содержание и придает его произведениям индивидуальность.

Какой стиль квартета Моцарта можно отметить?

Моцарт усвоил и совершенствовал квартетный стиль, который отличается изысканностью взаимодействия инструментов, тщательной проработкой мелодии и особым вниманием к контрапункту. В его квартетах можно найти прекрасное сочетание эмоциональности и технического мастерства, что делает их поистине великими произведениями искусства.

Какая специфика камерно-инструментальной музыки Моцарта?

Камерно-инструментальная музыка Моцарта характеризуется своей элегантностью, интимностью и грациозностью. Она написана для небольших ансамблей, таких как сонаты для фортепиано с сопровождением скрипки или виолончели, или квартеты для струнных инструментов. Моцарт умел мастерски сочетать мелодичность, гармонию и конструкцию в своих камерных произведениях, создавая прекрасные образцы жанра.

Как Моцарт подходил к композиции камерно-инструментальной музыки?

Моцарт относился к своим произведениям камерно-инструментальной музыки с особым вниманием и любовью. Он внимательно работал над строением и тематическим материалом каждого произведения, создавая гармоничные и сложные композиции. Он также был известен своей способностью превосходно играть на клавесине и скрипке, что позволяло ему писать для этих инструментов с большой экспертностью.

Каким образом Моцарт расширял форму камерно-инструментальной музыки?

В своих произведениях Моцарт часто использовал различные формальные приемы, чтобы расширить обычную структуру камерно-инструментальной музыки. Например, он иногда добавлял фантазию с новыми темами после экспозиции в сонатах. Таким образом, он демонстрировал свою творческую свободу и способность к экспериментам в рамках установленной формы.