Процессуальный порядок защиты избирательных прав и права на участие в референдумах граждан РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Гражданский процесс
  • 50 50 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 30.06.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1 Эволюция правоотношений в сфере защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации 8
1.1. Понятие защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации 8
1.2. Историко-правовой анализ законодательства в сфере защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации 14
Глава 2 Анализ законодательства предусматривающего право граждан на защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации 19
2.1. Нормативное регулирование избирательного законодательства. 19
2.2. Производство по делам о защите избирательных прав и 27
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации 27
2.3. Перспективные направления развития избирательного законодательства 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Фрагмент для ознакомления

Совершенствование деятельности избирательных комиссий в части порядка рассмотрения ими заявлений (жалоб) участников избирательного процесса.
В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных правˏ и права на участие в референдумеˏ граждан Российской Федерации» процедура рассмотренияˏ избирательнымиˏ комиссиямиˏ заявленийˏ (жалоб) кандидатов, избирательныхˏ объединений на нарушениеˏ законодательства о выборах в целомˏ урегулирована. Тем не менееˏ интересы объективности, гласностиˏ избирательного процесса и законности принимаемых решенийˏ требуют установления и соблюденияˏ специальных правилˏ принятия решения по даннымˏ вопросам. К таким правилам можноˏ отнести: 1) обеспечение равныхˏ возможностей представленияˏ объяснений и доказательствˏ заявителем и предполагаемымˏ нарушителем; 2) возложениеˏ на избирательнуюˏ комиссию, чьи действия обжалуются, обязанностиˏ доказать законностьˏ принятого ею решения; 3) исследованиеˏ вины предполагаемогоˏ нарушителя в совершении соответствующихˏ действий;
развернутая мотивировкаˏ принимаемого по заявлению (жалобе) решенияˏ избирательнойˏ комиссии с изложением исследованныхˏ обстоятельств, доказательств и результатов их оценкиˏ комиссией. Разумеется, изложенныеˏ требования несколько усложнят работуˏ избирательныхˏ комиссий, однако будутˏ способствовать принятиюˏ комиссиямиˏ более взвешенных решенийˏ и облегчат защиту позицииˏ комиссии в суде.
Правовое регулирование предвыборной агитации, ведущейся с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20 ФЗ «О выборахˏ депутатов Государственнойˏ Думы Федеральногоˏ Собрания Российскойˏ Федерации»3 - первый федеральныйˏ закон о выборах, в которомˏ предусмотрены правилаˏ предвыборной агитации для сетевых средствˏ массовойˏ информации. Сетевыеˏ издания, являющиеся видом СМИ (статья 2 Закона Российскойˏ Федерации «О средствах массовойˏ информации»), урегулированыˏ по аналогии с печатными средствамиˏ массовой информации, используемымиˏ для проведения предвыборнойˏ агитации, с особенностями, вытекающимиˏ из способа распространенияˏ информации данными СМИ, а также особенностямиˏ начала и окончанияˏ агитационного периода в них. Следовало бы приветствоватьˏ включениеˏ соответствующего правовогоˏ регулирования в Федеральныйˏ закон «Об основных гарантияхˏ избирательных прав и права на участие в референдуме гражданˏ Российской Федерации», а следовательно, и в иные законодательныеˏ акты о выборах.
Необходимо отметить, что остаютсяˏ не охваченными специальнымиˏ правовыми нормами иныеˏ формы интернет-активности кандидатов, избирательныхˏ объединений, избирателей, такиеˏ как электронная почта, социальные сети, форумы и т. п. Вместе с тем в настоящее времяˏ нет ясности, как именно в отношенииˏ указанных средств коммуникацииˏ должен быть соблюденˏ баланс свободыˏ выражения мнений и общественного интересаˏ в создании равных условий предвыборнойˏ агитацииˏ для всех соответствующихˏ участников избирательногоˏ процесса.
Полноценное использование возможностей технических средств подсчета голосов и комплексов электронного голосования.
Как известно, процесс голосования может быть облегченˏ с помощьюˏ технических средствˏ подсчета голосовˏ (комплексы обработкиˏ избирательных бюллетеней (КОИБ), которые рассчитаны на использованиеˏ традиционных бумажных избирательных бюллетенейˏ и реализуют функцию подсчетаˏ голосов избирателей) и комплексовˏ для электронного голосования (КЭГ формируютˏ избирательныйˏ бюллетеньˏ на экране терминала и реализуютˏ функции обеспечения голосованияˏ избирателей и подсчета их голосов).
До 2012 года порядок использованияˏ технических средств в значительной мере носилˏ экспериментальный характер. Правовоеˏ регулирование их примененияˏ на уровне законодательныхˏ актов былоˏ минимальным, а его основная часть содержалась в актах ЦИК России. В законе имелосьˏ ограничениеˏ на количество избирательныхˏ участков, на которых возможно использованиеˏ технических средств (1 % от общегоˏ числа участков), а также предписывалсяˏ принудительныйˏ контрольныйˏ (ручной) подсчет голосовˏ избирателей на участках, где использовалисьˏ техническиеˏ средства. С 2012 года эти два ограничения сняты, однакоˏ правовое регулирование по-прежнемуˏ осуществляетсяˏ подзаконными по своей правовойˏ природе актами ЦИК России.
Тем не менее отдельные нормыˏ Федерального закона «Об основныхˏ гарантиях избирательныхˏ прав и права на участие в референдумеˏ граждан Российскойˏ Федерации» до сих пор не адаптированыˏ к использованию комплексовˏ для электронного голосования. Так, например, п. 9 ст. 69 указанного Федерального закона закрепляет правоˏ избирательной комиссии, а ряд других норм - право суда назначитьˏ повторныйˏ подсчет голосов избирателейˏ без учета конкретного способаˏ голосования избирателей, что, очевидно, не может быть практическиˏ реализовано в случаеˏ использования комплексов для электронногоˏ голосования. Кроме того, принцип тайного голосованияˏ не позволяетˏ обжаловать некоторые сбои в работеˏ комплексов для электронногоˏ голосования, например если устройствоˏ самовольно заменяет кандидата, за которого отдаетсяˏ голос, другим кандидатом.
Необходимы следующие шаги: 1) значительное расширениеˏ процедурных правилˏ непосредственноˏ в Федеральном законе «Об основных гарантияхˏ избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российскойˏ Федерации»; 2) реализация комплексаˏ мер по обеспечениюˏ доверия и контролю за КОИБ и КЭГ. Этотˏ комплекс мер должен обязательно включатьˏ опубликование исходногоˏ кода программного обеспеченияˏ (ПО) этих устройств (что позволитˏ провести независимую проверкуˏ специалистами на предметˏ программных ошибокˏ и наличия уязвимостей), а также даватьˏ возможность проверки, какаяˏ именно версия ПО функционирует на конкретномˏ устройстве в любой момент времени (это обеспечитˏ уверенность, что ПО конкретногоˏ устройства находится в эталонномˏ виде, то есть не изменено злоумышленникамиˏ и не является устаревшейˏ версией).
Эти шаги необходимы, так как электронное голосование обеспечивает радикальноˏ лучшиеˏ возможности для информированияˏ избирателя о кандидатах, избирательныхˏ объединенияхˏ непосредственноˏ в момент голосования, страхует его от ошибочно заполненногоˏ избирательногоˏ бюллетеня, позволяетˏ применять трудоемкие, с точкиˏ зрения подсчета голосов, но весьма точныеˏ избирательные системы, а следовательно, содержитˏ потенциал для популяризации институтаˏ выборов в целом.
Установление на федеральном уровне перечня избирательных систем и соответствующих методик распределения депутатских мандатов.
Представляется разумнымˏ предложение5 установить широкий, но исчерпывающий переченьˏ избирательных систем, которые могутˏ применяться на выборах в Российской Федерации, а также соответствующиеˏ им методики распределения депутатских мандатов. Это позволит: 1) обеспечитьˏ полноту правовогоˏ регулирования в частиˏ процедурных моментов распределенияˏ депутатскихˏ мандатов; 2) устранить возможные внутренниеˏ противоречия в методикахˏ распределенияˏ депутатских мандатов; 3) обеспечить соответствие такихˏ методик требованиямˏ Конституцииˏ Российской Федерации и принципамˏ избирательного права; 4) создатьˏ основу для проведенияˏ выборов в отсутствие законаˏ субъекта Российской Федерации о соответствующемˏ виде выборов. При этом будет неизбежно решенˏ вопрос о региональныхˏ группах, которые могут предусматриваться в структуреˏ списков кандидатов. В настоящее время в Федеральномˏ законе «Об основных гарантияхˏ избирательных правˏ и права на участиеˏ в референдуме граждан Российскойˏ Федерации» возможностьˏ определить региональные группыˏ кандидатов упоминается толькоˏ мимоходом в считанныхˏ положениях указанного Федерального закона, даже безˏ легального определения содержания данногоˏ термина; вместеˏ с тем в определенном случае отсутствие региональнойˏ группы можетˏ привести к отказу в регистрацииˏ списка кандидатов.
Установление «страховочных норм» на случай отсутствия или неполноты закона субъекта Российской Федерации о соответствующем виде выборов.
Федеральный закон «Об основных гарантияхˏ избирательных прав и права на участиеˏ в референдуме граждан Российской Федерации» носитˏ рамочный характер, то есть в ряде случаеˏ содержит отсылки к инымˏ федеральным законамˏ о выборах, законам субъектов Российскойˏ Федерации, уставам муниципальных образований, которые должныˏ содержать правовоеˏ регулирование, относящеесяˏ к соответствующемуˏ виду выборов. Поскольку соответствующийˏ правовой акт можетˏ отсутствовать, быть неполнымˏ или его отдельные положения могутˏ бытьˏ признаны недействующимиˏ в связи с их противоречиемˏ требованиям актов, обладающихˏ большейˏ юридической силой, необходимо, чтобы во всехˏ случаях такого рода отсылок Федеральныйˏ законˏ предусматривалˏ правовое регулирование, которое действовалоˏ бы в случае отсутствия необходимыхˏ положений в актеˏ о конкретном видеˏ выборов.
Данный подход использованˏ в Законе Иркутской области от 11 ноября 2011 года № 116 ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутскойˏ области», но гораздоˏ продуктивнее было бы реализоватьˏ данныйˏ подходˏ на уровне федеральногоˏ законодательства. Это позволило бы Федеральному законуˏ «Об основных гарантияхˏ избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российскойˏ Федерации» болееˏ полно выполнитьˏ свою главную задачуˏ - установить гарантии правˏ участниковˏ избирательного процесса в этой сфере.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основу правового регулирования избирательных правˏ гражданˏ в Российской Федерации составляют нормы, закрепляющие переченьˏ конституционно гарантированныхˏ прав и свобод. Граждане обладаютˏ не только субъективнымиˏ гражданскими, но и субъективнымиˏ публичными правами. Статья 32 Конституции РФ закрепила правоˏ гражданˏ Российской Федерации участвовать в управлении деламиˏ государства как непосредственно, так и через своихˏ представителей. Граждане Российской Федерации имеютˏ правоˏ избирать и бытьˏ избранными в органыˏ государственнойˏ власти и органы местногоˏ самоуправления, а также участвовать в референдуме. Реализация этихˏ правˏ нашлаˏ свое законодательное закрепление в Федеральномˏ законе Об основных гарантиях избирательных прав и праваˏ на участие в референдуме граждан Российской Федерации.  Специфика избирательных прав состоит в том, что, относясьˏ к группеˏ политических и свобод граждан, они в то же времяˏ неразрывно связаныˏ с некоторыми личными и социально-экономическими правами граждан, а также обременяютсяˏ набором определенных ограничений, присущимˏ сугубоˏ политическим правам, например, наличием гражданства, достижением совершеннолетия и т.д.  Гарантии избирательных прав граждан и права на участиеˏ в референдуме, установленные Конституцией РФ, нормамиˏ избирательного законодательства, предполагаютˏ осуществление правилˏ и процедур, обеспечивающихˏ реализацию избирательных прав и праваˏ на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Конституционноˏ закрепленным и гарантированным являетсяˏ правоˏ граждан обжаловать в суд решения и действияˏ (бездействие) органовˏ государственной власти, органовˏ местного самоуправления, общественных объединенийˏ и должностных лиц, а также решенияˏ и действия (бездействие) ˏ комиссий и их должностных лиц, нарушающиеˏ избирательныеˏ права граждан и право на участие в референдуме.  Реализация норм избирательного законодательства о защитеˏ избирательных прав граждан обеспечивается в процессеˏ избирательныхˏ правоотношений, которые опосредуютˏ повседневную практическуюˏ реализацию конституционногоˏ права граждан избирать и бытьˏ избранными в органыˏ государственной власти и органы местногоˏ самоуправленияˏ и производны от соответствующего конституционно-правовогоˏ отношения, развивают и дополняют его. Именно в рамкахˏ избирательных правоотношений создаются предпосылкиˏ для осуществления избирательных прав граждан. Содержаниеˏ избирательных правоотношений представляет собой, преждеˏ всего, субъективные права и юридические обязанностиˏ их участников.  В избирательном процессе неизбежно происходят нарушенияˏ субъективных прав граждан и иных участниковˏ избирательныхˏ правоотношений и далеко не всегдаˏ исполняются юридическиеˏ обязанности субъектами этихˏ правоотношений. Это обусловливаетˏ необходимостьˏ их судебной защиты, гарантированной конституционно. Нормыˏ о судебной защите избирательных прав граждан содержатсяˏ в Конституции РФ, в целом ряде федеральных законов, а такжеˏ более чемˏ в 69 актах субъектов Российской Федерации, регламентирующихˏ избирательный процесс. Кроме того, нормы регламентирующиеˏ порядокˏ производства по деламˏ о защите избирательных прав и праваˏ на участие в референдумеˏ граждан Российской Федерации, содержатсяˏ в главе 26 новогоˏ ГПК РФ.  Особенности судебной защиты избирательных правˏ неразрывноˏ связаныˏ со спецификой избирательныхˏ правоотношений, в частности, с тем, что граждане вступаютˏ в правоотношения, главным образом, с государственнойˏ властью, точнее - с административной функцией этойˏ власти в лице различных органов. Это накладывает свой отпечатокˏ на особенности судебной защиты избирательных прав, в которойˏ соединены как публично-правовые, так и частноправовыеˏ начала. Собственно, эта специфика является первой причинойˏ проблем, возникающих в судебной практике по делам, связанным с рассмотрением избирательныхˏ споров.  Вторая масштабная причина в указанной сфереˏ связана с множественностью источников правового регулированияˏ избирательныхˏ правоотношений в целом и права субъектовˏ этихˏ отношений на судебную защиту. Принятые в разноеˏ времяˏ законодательные акты, развивающие конституционныйˏ принцип о правеˏ граждан избирать и быть избранными, далекоˏ не всегдаˏ отражаютˏ реалии политической жизниˏ страны, порой используютˏ различный терминологическийˏ аппарат, закрепляют разный механизмˏ защиты нарушенныхˏ прав и т.д. Учитывая, что в российскойˏ политической жизниˏ перемены происходят значительно быстрее, чем в правовойˏ сфере, проблемы правового регулирования правоотношений, возникающих в этой жизни, в том числе в избирательныхˏ кампаниях,  вполне объяснимы.  Достаточно сказать, что ключевое для анализируемой сферыˏ понятиеˏ избирательные права, определяемоеˏ в основополагающемˏ же Федеральном законе об основныхˏ гарантиях избирательныхˏ прав, содержит неполный переченьˏ прав и свобод граждан в избирательныхˏ правоотношениях. Нет в данном Законе и иных федеральных законах, действующих в сфере избирательных отношений, и однозначногоˏ понимания терминологии, связанной с судебнойˏ защитойˏ избирательныхˏ прав и права на участиеˏ в референдуме гражданˏ Российской Федерации; по-разномуˏ определяется способ обращенияˏ в суд при возникновенииˏ избирательного спора (жалоба, заявление); наконец, неоднозначно осуществляется отнесение избирательныхˏ споров к конкретной сфере правового регулированияˏ (административно-правовые, публичные правоотношения).  Определенную ясность в имеющуюся проблематикуˏ законодатель внес, существенно скорректировав нормы новогоˏ Гражданскогоˏ процессуального кодекса РФ. В немˏ избирательные правоотношенияˏ однозначно отнесены к сфереˏ публичных, что дает основанияˏ рассматриватьˏ соответствующие споры в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений. Учтенаˏ законодателемˏ и такая особенность избирательных споров, как присутствие в нихˏ субъективного элемента, обусловливающего право граждан на судебнуюˏ защитуˏ субъективных прав. Значительно уточнены и в то же времяˏ дифференцированы сроки обращения субъектовˏ избирательныхˏ правоотношений в суд и сроки рассмотренияˏ заявлений по делам, возникающих их избирательныхˏ споров. Дифференцированыˏ и возможные решения, принимаемыеˏ судами по указанным спорам, приняты меры по упорядочениюˏ исполнения решений судом и т.д. Однако пока сложно судитьˏ о том, насколько эффективными являютсяˏ данные нормы, поскольку судебная практика пока не наработана, отсутствуютˏ еще руководящие указания высших судебных инстанцийˏ на этот счет и т.д.  Без сомнения, позиция законодателя, изложенная в нормахˏ ГПК РФ, должна найти отражение в законодательствеˏ о выборах в частиˏ судебнойˏ защиты избирательных правˏ граждан. Необходимымˏ представляется внесениеˏ единообразие в это законодательство в частиˏ терминологии, определения механизмов судебной защиты нарушенныхˏ или оспариваемых прав, более четкого разграничения полномочийˏ между судебными органами и избирательными комиссиями. Без этогоˏ проблемы применения существующих норм в сфереˏ судебной защитыˏ избирательных прав граждан не могут бытьˏ разрешены. Учитываяˏ же частоту и постоянство выборовˏ в России, количество участвующихˏ в них субъектовˏ (потенциально это все население страны, имеющее правоˏ участвовать в выборах), эти меры будут способствоватьˏ совершенствованию степени защищенности конституционногоˏ праваˏ граждан избирать и быть избранными, а такжеˏ максимальнойˏ реализации принципа судебной защитыˏ нарушенных прав.  Как известно, степень демократичности государства, статусˏ его какˏ государства правового определяется тем, насколькоˏ обеспечена в немˏ судебная защита прав и законных интересовˏ граждан. Россия, провозгласившая себя правовымˏ демократическим государством, уже в силу этого обязанаˏ совершенствовать свое избирательноеˏ законодательствоˏ и неразрывно связанные с ним нормы о судебнойˏ защите избирательных прав граждан. 













СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Ануфриеваˏ Н. П. Проблемы избирательного кодексаˏ России / Н. П. Ануфриева // Конституционное и муниципальноеˏ право. - 2011. - № 7. - С. 27-32.
Арбитражныйˏ процесс / учебник под ред. В.В. Яркова (6-е издание). М., Инфотропикˏ Медиа, 2014.
Арбитражныйˏ процесс / учебник под ред. М.К. Треушникова. М., Городец, 2011.
Бекяшевˏ К. А., Бекяшев Д. К. Международное публичноеˏ право: сборникˏ документов / К. А. Бекяшев, Д. К. Бекяшев. - М. : БЕК, 2009. - 1200 с.
Боброваˏ Н. А. 20 лет и 20 недостатков Конституцииˏ России / Н. А. Боброва // Конституционноеˏ и муниципальноеˏ право. - 2013. - № 3. - С. 33-37.
Боннер А.Т., Фурсов Д.А. Историяˏ развитияˏ отечественнойˏ гражданской процессуальнойˏ мысли/ Историяˏ юридических наукˏ в России. Под ред. академикаˏ РАН О.Е. Кутафина. М.: МГЮА. 2009. С. 101 - 155.
Боннер А.Т., Фурсовˏ Д.А. История развитияˏ отечественнойˏ гражданскойˏ процессуальной мысли/ Историяˏ юридических наукˏ в России. Под ред. академика РАН О.Е. Кутафина. М.: МГЮА. 2009. С. 101 - 155.
Выступлениеˏ Председателя ЦИК России В. Е. Чурова 21 февраляˏ 2014 г на 17 конференции государств-участниковˏ Протокола Китоˏ (Ассоциация избирательных органов странˏ Южной Америки) // Режимˏ доступа - [Электронный ресурс]: http://www.cikrf.ru/news/relevant/2014/02/21/02.html.
Гражданскийˏ процесс / учебник под ред. В.В. Яркова (9-е издание). М., Инфотропик Медиа, 2014.
Гражданскийˏ процесс / учебник под ред. М.К. Треушникова. М., Статут, 2014.
Гражданскийˏ процесс: апелляция, кассация, пересмотрˏ в порядкеˏ надзора. Учебное пособие. Под ред. В.В. Блажеева, Е.Е. Уксусовой. М.: МГЮА. 2014.
Гражданское процессуальное право России / углубленныйˏ курсˏ под ред. С.Ф. Афанасьева. М., Юрайт, 2013.
Громошина Н.А. Гражданский процесс: 10 лет ГПКˏ и эволюцияˏ судебной реформы // Материалы всероссийскойˏ научно-практическойˏ конференции "Судебная реформаˏ и правосудиеˏ в России: эволюция, проблемыˏ и тенденции", Вологда, Вологодскийˏ областной суд, 2012.
Гукасянˏ Р.Е. Избранные труды по гражданскомуˏ процессу. М.: Проспект. 2008.
Докладˏ Уполномоченного по правам человекаˏ в Российскойˏ Федерации за 2012 год // Режимˏ доступа - [Электронный ресурс] : http://ombudsmanrf.org/doklady/5381.
Докладˏ Уполномоченного по правамˏ человека в Российскойˏ Федерации за 2011 года // Российскаяˏ газета. - 2012. - 6 марта.
Жилинˏ Г.А. Правосудие по гражданскимˏ делам М.,2010.
Жуйковˏ В.М. Общаяˏ концепция развитияˏ процессуальногоˏ законодательства // Концепция развитияˏ россискогоˏ законодательства / под. ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова М., 2010
Колюшинˏ Е. И. Выборы и избирательноеˏ право в зеркалеˏ судебныхˏ решений: монография / Е. И. Колюшин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма: ИНФРА-М, 2012. - 384 с.
Малешин Д.Я. Гражданскаяˏ процессуальная системаˏ России. М., 2011. Малыхин Д.В. Гражданскаяˏ процессуальнаяˏ норма. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005.
Молчановˏ В.В, Основы теорииˏ доказательствˏ в гражданскомˏ процессуальном праве: Учебноеˏ пособие. М., 2012
Обзорˏ поступающих обращений в Конституционныйˏ Суд Российскойˏ Федерации // Режим доступа - [Электронныйˏ ресурс]: http://www.ksrf.ru/ru/Treatments/Pages/Statistic.aspx.
Осокинаˏ Г.Л. Гражданскийˏ процесс. Общая часть. М.: Норма. 2013.
Ответˏ Центральной избирательнойˏ комиссии Российскойˏ Федерации на обращение судьиˏ Конституционного Судаˏ Российскойˏ Федерации Ю. Д. Рудкина от 12.07.2013 № 1191 // Режим доступа - [Электронныйˏ ресурс] : http://www.cikrf.ru/news/relevant/2014/01/13/03.html.
Политическиеˏ партии в Российскойˏ Федерации. 2013 годˏ / [Т. В. Вагина, С. В. Васильев, М. Х. Гусева и др.] // Режим доступа - [Электронный ресурс] : http://www.cikrf.ru/politparty/biluten/vipusk_2_.pdf.
Списокˏ зарегистрированныхˏ политическихˏ партий // Режим доступа - [Электронныйˏ ресурс] : http://minjust.ru/ru/nko/gosreg/partii/spisok.
Уксусоваˏ Е.Е. Оспариваниеˏ нормативныхˏ правовыхˏ актов в сфереˏ гражданской судебнойˏ юрисдикции / Журналˏ российского права. 2009. № 3.
Электоральный рейтингˏ политических партий: Всероссийскийˏ центр изученияˏ общественного мнения // Режим доступа - [Электронныйˏ ресурс] : http://wciom.ru/unparliamentary-parties.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Значение, предмет и задачи конфликтологии // Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 1999. С. 81.
Политическая наука : словарь-справочник / Сост. проф. полит. наук. И.И. Санжа- ревский. М., 2010. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/1128#Избирательное право.
Большой юридический словарь / Сухарев А.Я., Крутских В.Е., Сухарева А.Я. М.: Инфра-М, 2003. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/14265.
Денисов С.А. Конституционная девиантология и деликтология // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 1.
Никулин М.И. Интеграция психологии в деликтологию // Юридический мир. № 3. 2008. С. 32-36.
Дерюга А.Н. О соотношении административной деликтологии и криминологии // Журнал российского права. № 2 (170) 2011 г. С. 82-88.
Бекяшев К. А., Бекяшев Д. К. Международное публичное право : сборник документов / К. А. Бекяшев, Д. К. Бекяшев. - М. : БЕК, 2009. - 1200 с.
Боброва Н. А. 20 лет и 20 недостатков Конституции России / Н. А. Боброва // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 3. - С. 33-37.
Ануфриева Н. П. Проблемы избирательного кодекса России / Н. П. Ануфриева // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - № 7. - С. 27-32.
Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2012 год // Режим доступа - [Электронный ресурс] : http://ombudsmanrf.org/doklady/5381.
Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2011 года // Российская газета. - 2012. - 6 марта.
Российская газета. 2002. 15 июня.
Колюшин Е.И. Судебная защита избирательных прав граждан. М., 2005.
В российской юридической литературе рассматривалась возможность квалификации такого типа обращений в суд, как "экстраординарных административных исков" (см.: Рязановский В.А. Единство процесса. С. 26, 30).









1

1. Ануфриеваˏ Н. П. Проблемы избирательного кодексаˏ России / Н. П. Ануфриева // Конституцион¬ное и муниципальноеˏ право. - 2011. - № 7. - С. 27-32.
2. Арбитражныйˏ процесс / учебник под ред. В.В. Яркова (6-е издание). М., Инфотропикˏ Медиа, 2014.
3. Арбитражныйˏ процесс / учебник под ред. М.К. Треушникова. М., Городец, 2011.
4. Бекяшевˏ К. А., Бекяшев Д. К. Международное публичноеˏ право: сборникˏ документов / К. А. Бекяшев, Д. К. Бекяшев. - М. : БЕК, 2009. - 1200 с.
5. Боброваˏ Н. А. 20 лет и 20 недостатков Конституцииˏ России / Н. А. Боброва // Конституционноеˏ и муниципальноеˏ право. - 2013. - № 3. - С. 33-37.
6. Боннер А.Т., Фурсов Д.А. Историяˏ развитияˏ отечественнойˏ гражданской процессуальнойˏ мысли/ Историяˏ юридических наукˏ в России. Под ред. академикаˏ РАН О.Е. Кутафина. М.: МГЮА. 2009. С. 101 - 155.
7. Боннер А.Т., Фурсовˏ Д.А. История развитияˏ отечественнойˏ гражданскойˏ процессуальной мысли/ Историяˏ юридических наукˏ в России. Под ред. академика РАН О.Е. Кутафина. М.: МГЮА. 2009. С. 101 - 155.
8. Выступлениеˏ Председателя ЦИК России В. Е. Чурова 21 февраляˏ 2014 г на 17 конференции государств-участниковˏ Протокола Китоˏ (Ассоциация избирательных органов странˏ Южной Америки) // Режимˏ доступа - [Электронный ресурс]: http://www.cikrf.ru/news/relevant/2014/02/21/02.html.
9. Гражданскийˏ процесс / учебник под ред. В.В. Яркова (9-е издание). М., Инфотропик Медиа, 2014.
10. Гражданскийˏ процесс / учебник под ред. М.К. Треушникова. М., Статут, 2014.
11. Гражданскийˏ процесс: апелляция, кассация, пересмотрˏ в порядкеˏ надзора. Учебное пособие. Под ред. В.В. Блажеева, Е.Е. Уксусовой. М.: МГЮА. 2014.
12. Гражданское процессуальное право России / углубленныйˏ курсˏ под ред. С.Ф. Афанасьева. М., Юрайт, 2013.
13. Громошина Н.А. Гражданский процесс: 10 лет ГПКˏ и эволюцияˏ судебной реформы // Материалы всероссийскойˏ научно-практическойˏ конференции "Судебная реформаˏ и правосудиеˏ в России: эволюция, проблемыˏ и тенденции", Вологда, Вологодскийˏ областной суд, 2012.
14. Гукасянˏ Р.Е. Избранные труды по гражданскомуˏ процессу. М.: Проспект. 2008.
15. Докладˏ Уполномоченного по правам человекаˏ в Российскойˏ Федерации за 2012 год // Режимˏ доступа - [Электронный ресурс] : http://ombudsmanrf.org/doklady/5381.
16. Докладˏ Уполномоченного по правамˏ человека в Российскойˏ Федерации за 2011 года // Российскаяˏ газета. - 2012. - 6 марта.
17. Жилинˏ Г.А. Правосудие по гражданскимˏ делам М.,2010.
18. Жуйковˏ В.М. Общаяˏ концепция развитияˏ процессуальногоˏ законодательства // Концепция развитияˏ россискогоˏ законодательства / под. ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова М., 2010
19. Колюшинˏ Е. И. Выборы и избирательноеˏ право в зеркалеˏ судебныхˏ решений: монография / Е. И. Колюшин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма: ИНФРА-М, 2012. - 384 с.
20. Малешин Д.Я. Гражданскаяˏ процессуальная системаˏ России. М., 2011. Малыхин Д.В. Гражданскаяˏ процессуальнаяˏ норма. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005.
21. Молчановˏ В.В, Основы теорииˏ доказательствˏ в гражданскомˏ процессуальном праве: Учебноеˏ пособие. М., 2012
22. Обзорˏ поступающих обращений в Конституционныйˏ Суд Российскойˏ Федерации // Режим доступа - [Электронныйˏ ресурс]: http://www.ksrf.ru/ru/Treatments/Pages/Statistic.aspx.
23. Осокинаˏ Г.Л. Гражданскийˏ процесс. Общая часть. М.: Норма. 2013.
24. Ответˏ Центральной избирательнойˏ комиссии Российскойˏ Федерации на обращение судьиˏ Конституционного Судаˏ Российскойˏ Федерации Ю. Д. Рудкина от 12.07.2013 № 1191 // Режим доступа - [Электронныйˏ ресурс] : http://www.cikrf.ru/news/relevant/2014/01/13/03.html.
25. Политическиеˏ партии в Российскойˏ Федерации. 2013 годˏ / [Т. В. Вагина, С. В. Васильев, М. Х. Гу¬сева и др.] // Режим доступа - [Электронный ресурс] : http://www.cikrf.ru/politparty/biluten/vipusk_2_.pdf.
26. Списокˏ зарегистрированныхˏ политическихˏ партий // Режим доступа - [Электронныйˏ ресурс] : http://minjust.ru/ru/nko/gosreg/partii/spisok.
27. Уксусоваˏ Е.Е. Оспариваниеˏ нормативныхˏ правовыхˏ актов в сфереˏ гражданской судебнойˏ юрисдикции / Журналˏ российского права. 2009. № 3.
28. Электоральный рейтингˏ политических партий: Всероссийскийˏ центр изученияˏ общественного мнения // Режим доступа - [Электронныйˏ ресурс] : http://wciom.ru/unparliamentary-parties.

Вопрос-ответ:

Какие существуют способы защиты избирательных прав и права на участие в референдумах граждан РФ?

В настоящее время существуют различные способы защиты избирательных прав и права на участие в референдумах граждан РФ. Это может включать обращение в суд, обращение к избирательной комиссии, участие в публичных акциях и протестах, а также обращение к правозащитным организациям.

Каков исторический анализ законодательства в сфере защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ?

Исторически законодательство в сфере защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ претерпело значительные изменения. Сначала защита этих прав осуществлялась в основном через суды, но со временем были разработаны специальные законы и механизмы защиты, такие как создание избирательных комиссий и проведение мониторинга выборов.

Какие организации и структуры помогают гражданам РФ в защите их избирательных прав и права на участие в референдуме?

Граждане РФ могут обратиться за помощью в защите своих избирательных прав и права на участие в референдуме к различным организациям и структурам. Это могут быть правозащитные организации, избирательные комиссии, политические партии, а также оппозиционные и гражданские движения.

Какие противозаконные действия могут угрожать избирательным правам и праву на участие в референдумах граждан РФ?

В процессе выборов и референдумов могут возникать различные противозаконные действия, которые могут угрожать избирательным правам и праву на участие граждан РФ. Это может быть подкуп избирателей, фальсификация результатов голосования, препятствие в участии в выборах и другие нарушения избирательного процесса.

Какие последствия могут быть для нарушителей избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ?

Нарушители избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ могут нести различные ответственности за свои действия. Это могут быть административные штрафы, уголовные наказания, а также аннулирование результатов выборов или их повторное проведение в случае выявления серьезных нарушений.

Какой порядок защиты избирательных прав и права на участие в референдумах установлен гражданам РФ?

Гражданам РФ установлен процессуальный порядок защиты избирательных прав и права на участие в референдумах. Этот порядок включает в себя ряд правовых механизмов, которые гарантируют реализацию и защиту этих прав.

Какие права охраняются в сфере защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ?

В сфере защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ охраняются следующие права: право граждан на равенство перед законом в сфере избирательных прав и права на участие в референдуме, право граждан на доступ к информации о выборах и референдуме, право граждан на свободу участия в выборах и референдуме, право граждан на защиту избирательных прав и права на участие в референдуме.

Какой историко-правовой анализ законодательства в сфере защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ?

Историко-правовой анализ законодательства в сфере защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ показывает, что данная область правоотношений в России развивалась и совершенствовалась на протяжении длительного времени. Были приняты несколько законов, которые направлены на улучшение гарантий защиты этих прав для граждан. Также в ходе историко-правового анализа можно выявить определенные тенденции и особенности, которые характеризуют данную сферу правовых отношений.

Какие правовые механизмы обеспечивают защиту избирательных прав и права на участие в референдумах граждан РФ?

Защита избирательных прав и права на участие в референдумах граждан РФ обеспечивается с помощью следующих правовых механизмов: осуществление мониторинга и контроля за проведением выборов и референдумов, доступность и открытость информации о выборах и референдумах, обжалование недействительности выборов и референдумов, возможность обратиться в суд для защиты своих избирательных прав и права на участие в референдуме.

Что такое защита избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации?

Защита избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации - это комплекс мер, предусмотренных законодательством, направленных на обеспечение возможности граждан участвовать в выборах и референдумах, а также обеспечение соблюдения их избирательных прав.

Какой историко-правовой анализ законодательства в сфере защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации был проведен?

В статье проведен историко-правовой анализ законодательства в сфере защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Были рассмотрены основные шаги эволюции правоотношений в данной сфере и изменения, происходящие в законодательстве с течением времени.