Подготовка и взаимодействие судий на плащадке в мини-футболе
Заказать уникальную дипломную работу- 52 52 страницы
- 50 + 50 источников
- Добавлена 10.08.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПИ МЕТОДИКИ СУДЕЙСТВА МИНИФУТБОЛА 4
1.1. Требования подготовки арбитров 4
1.2. Личностные качества арбитров, основные рекомендации судьям 9
1.3. Практическая реализация общих положений 17
1.4. Практические инструкции для судьи и помощников 26
1.5. Взаимодействие в бригаде арбитров 30
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 42
2.1. Организация исследования 42
2.2. Методы исследования 43
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 46
ВЫВОДЫ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
Отдельно надо остановиться на эпизодах, когда что-то не получилось или кому-либо из членов бригады требовалась поддержка, но она не была оказана вовремя. Это необходимо, чтобы в будущих совместных играх постараться избегать подобных ситуаций, научиться понимать друг друга с полуслова и полу-взгляда на поле, приобрести общий опыт судейства и сделать еще один шаг в своем росте и развитии не только как отдельные судьи, но и как бригада в целом.
Схематично подготовка бригады к игре и анализ могут выглядеть так:
Взаимодействие арбитров основано на :
постоянном передвижении, обеспечивающем указанное ранее расположение, с тем, чтобы просматривать пространство между игроками, участвующими в единоборствах, а также контролировать действия всех игроков, находящихся как на площадке, так и в «технических зонах», осуществляя контроль за мячом при любых ситуациях
- строгом выполнении функций Правила V, а именно:
если судья и 2-ой судья одновременно фиксируют нарушения Правил, но мнения о том, какую команду нужно наказать расходятся, то решение судьи является приоритетным
необходимости того, что сигналы и жесты, применяемые арбитрами, были четкими и понятными хронометристу и 3-ему судье и строго соответствовали тем жестам, которые приведены в Правилах игры
- четком и точном выполнении своих обязанностей хронометристом и3-им судьей, которые изложены в Правилах.
Для иллюстрации этих положений приведем практические примеры.
В одной из игр Чемпионата России по мини-футболу (футзалу) 2-ой судья, находясь ближе к линии ворот, свистком зафиксировал взятие ворот. Судья в это же самое время подает звуковой сигнал и фиксирует нарушение правил со стороны атакующей команды. Согласно Правила V приоритет в принятии решения, в случае разногласия между арбитрами, принадлежит судье. Это пример нечеткого и методически неправильного взаимодействия арбитров.
Чтобы избежать подобных ситуаций 2-ой судья, не подавая звукового сигнала, должен сделать ускорение к центру, таким образом выражая свое мнение по данному эпизоду и оставляет право окончательного принятия решения о взятии ворот (или фиксации нарушения со стороны атакующей команды) судье. Если мяч забит без нарушения Правил, гол засчитывается, а если с нарушением, то гол не засчитывается [46].
Другой пример из матчей Чемпионата России: один из арбитров в непосредственной близости от боковой линии свистком останавливает игру. Но жесты его не четкие и не выразительные, поскольку 3-ий судья воспринимает это, как аккумулированный фол и отображает его на табло. После паузы судья словами и дополнительной жестикуляцией показывает, что мяч сначала пересек боковую линию, и только потом произошло игровое столкновение футболистов.
Это также пример неправильного взаимодействия между арбитрами на площадке и официальными лицами за судейским столиком.
Хронометрист и 3-ий судья не должны отвлекаться от игры и чтобы не создавать конфликтные ситуации, не имеют права комментировать в микрофон действия арбитров на площадке по принятым ими решениям в ходе матча, а строго выполнять свои обязанности согласно Правилам игры.
V. Техника судейства единоборств.
С момента начала игры оба арбитра обязаны обеспечить четкое соблюдение Правил играющими командами. Среди нарушений Правил игры, наиболее часто встречаются те, которые связаны с борьбой за мяч.
Для правильной оценки нарушений Правил в борьбе за мяч арбитры должны следовать следующим принципам:
контролировать действия всех игроков на площадке - для этого судьи должны располагаться лицом к игре так, чтобы все игроки находились между ними.
просматривать пространство между игроками, участвующими в единоборстве за мяч, т.е. всегда находиться в «профиль» к игровому моменту. Такое расположение арбитров по отношению к борющимся за мяч игрокам достигается за счет их постоянного движения лицом к игре с использованием различных видов бега: приставными шагами, спиной вперед и т.д.
Оценка нарушений Правил в борьбе за мяч
Арбитры должны руководствоваться простым но достаточно эффективным принципом:
- если между борющимися за мяч игроками нет зазора, значит имеется контакт, а если есть контакт, то судья должен определить - произошло нарушение Правил или нет.
Единственным критерием оценки нарушения Правил (в тот момент когда мяч находится в игре) является то, кто первым сыграл в мяч, не нарушив перед этим Правил игры. Если перед тем, как сыграть в мяч (или не сыграв в мяч вовсе) игрок совершит одно из нарушений, описанных в Правиле 12 (толчок, задержка руками, задержка корпусом, захват и т.д.), то он должен быть наказан согласно Правил игры.
Алгоритм оценки единоборств
В каждой игровой ситуации арбитры обязаны правильно разобраться и оценить ее возможное развитие, которое бы не противоречило Правилам игры.
Оценка игрового эпизода - это последовательность действии, которые характеризуются ниже.
При единоборстве арбитру следует определить, что было первоначально - игра в мяч или физический контакт с соперником?
На этот вопрос арбитры должны лично давать квалифицированный ответ.
Если в мяч, то арбитру необходимо оценить : мяч в игре или нет?
Здесь от арбитров требуется предельное внимание при выходе мяча из игры, особенно аспорных ситуациях.
В процессе игры постоянно используются технические приемы отбора мяча, которые подразделяются на разрешенные и запрещенные Правилами игры.
При выполнении запрещенного технического приема при игре в мяч арбитру необходимо определить, был ли умысел при его выполнении или нет.
При определении умысла арбитр должен четко понимать, что применена несоразмерная, не представляющая необходимости сила в борьбе за мяч или умышленно выполненный технический прием представляет опасность и не дает возможности сопернику овладеть мячом или препятствует достижению им цели, а также мешает воспользоваться принципом преимущества.
После того, как выполнен запрещенный Правилами технический прием (или действие), арбитру необходимо сделать паузу (не более 2-3 секунд) с тем, чтобы определить использовать ли принцип преимущества или необходимо остановить игру.
Если преимущества нет, то игру следует остановить, руководствуясь следующими обстоятельствами: был ли запрещенный технический прием (действие) умышленным или нет.
Если действие (технический прием) умышленно - то без всяких колебаний арбитр обязан вынести дисциплинарные санкции игроку -нарушителю.
Если в момент нарушения преимущество есть, то дисциплинарные санкции нарушителю выносятся сразу посла остановки игры. Если игрок «сыграл» в соперника, то арбитру необходимо оценить ситуацию: был ли мяч в игре или не в игре.
Умышленное (преднамеренное) действие, это значит:
- нет реальной возможности сыграть в мяч ( или эта возможность слишкоммала ).
- грубым приемом лишает соперника возможности овладеть мячом,занять выгодное положение, чтобы забить гол или оскорбляет его.
- симулирует нарушение, т.е. пытается обмануть арбитра, показывая,что против него якобы было совершено нарушение или имитируетполучение травмы и т.п.
- игрок использует чрезмерную силу или проявляет жестокость поотношению к сопернику, не борясь за мяч, т.е. действует агрессивно.
Неумышленные действия по отношению к сопернику могут быть например такие: столкнулся по инерции, пытался сыграть в мяч, но немного опоздал, столкнулся с соперником не видя его и т.п.
Ниже приводятся схемы, с помощью которых можно в точном соответствии с Правилами игры, проанализировать и оценить любую игровую ситуацию.
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования
Исследование проводилось в период с 1 сентября 2013 по 27 мая 2015г (когда) во время тренировочных занятий в (где проводится)
Проводилось 4 этапа:
Первый этап (сентябрь - ноябрь 2013 года) исследования предполагал обобщение и анализ имеющейся литературы на данную тему, после изучения которой, была разработана методика, включающая в себя специальные упражнения на воспитание физических способностей, которая была составлена на основе изученного материала по развитию физических качеств футбольных судей для улучшения взаимодействия.
На втором этапе (когда) было проведено тестирование для выявления уровня физических способностей в контрольной и экспериментальной группах, которые были сформированы из выбранных для исследования судей и имели сходную физическую подготовку, до проведения эксперимента..
Целью третьего этапа (январь 2014 - март 2015 года) исследования было проведение педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент, суть которого состояла в развитии физических качеств футбольных судей, проходил в (где). Экспериментальная группа составила 10 человек. Педагогический эксперимент состоял в использовании средств развития физической работоспособности в комплексах по общему развитию физической подготовки в экспериментальной группе с тем, чтобы улучшить показатели в сравнении с контрольной группой.
После завершения эксперимента было проведено повторное тестирование для определения уровня физических способностей, а так же для выявления эффективности применяемой методики построения тренировочного процесса с использованием разработанных комплексов, а так же средств после проведенного педагогического эксперимента.
На четвертом этапе (когда) была проведена математико-статистическая обработка данных, и написание выпускной квалификационной работы.
2.2. Методы исследования
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ научно-методической литературы
2. Метод контрольных испытаний
1. Анализ литературных источников позволил конкретизировать цель, задачи, гипотезу, подобрать методы исследования. Всего было изучено и проанализировано 50 работ по теме выпускной квалификационной работы.
2. Метод контрольных испытаний заключается в проведении контрольных тестов после определенного периода подготовки для определения уровня специальной силовой выносливости.
Действия футбольного арбитра характеризуются особенностями его двигательной активности во время игры, для которой характерна постоянная смена перемещения по футбольному полю, которое арбитр выполняет с разной скоростью. Постоянная смена не только скорости, но и направления движения требуют от арбитра ловкости и выносливости, разнообразной техники передвижений, так как двигательная деятельность арбитра должна соответствовать действиям футболистов во время игры. В последние годы футбол стал более атлетическим, постоянно повышается уровень физической и функциональной подготовленности футболистов, позволяет игрокам поддерживать высокий темп игры, участвовать в силовом единоборстве.
В связи с этим, для того, чтобы правильно принимать решения, находясь при этом на оптимальном расстоянии от игрового момента, арбитру необходимо иметь высокий уровень развития двигательных качеств и, прежде всего, скорости, выносливости и координации.
В педагогическом эксперименте приняли участие 10 арбитров возрасте 20-36 лет разной квалификации два арбитра высшей категории, четыре арбитра второй категории и четыре арбитра третьей категорий. Мы предположили, что механизмом, характеризующим взаимодействие судей, есть общее физическое состояние арбитра. То есть, общие физические показатели могут свидетельствовать об эффективности взаимодействия судей на поле.
Перед экспериментом, в начале подготовительного периода, арбитры прошли тестирование основных физических качеств: скорости, выносливости, ловкости.
Скоростные способности определяют по результатам бега на 40 м с высокого старта, ловкость - челночным бегом 2x15 м с оббеганием 2-х стоек. Для определения уровня развития скоростной выносливости использовали 12-минутный бег - Тест Купера (табл. 1).
Данные, полученные в результате исследования, подверглись математической обработке и последующему анализу.
Мы рассчитали среднее арифметическое значение для неупорядоченного ряда измерений, которое вычисляют путем суммирования всех измерений и деления суммы на число измерений по формуле:
=,
где –сумма всех значений xi, n – общее число измерений.
Арбитр Скорость Ловкость Выносливость Я-ий А. 6,2 с 6,0 с 3100м Б—ий Б. 6,2 с 6,0 с 3090 м Л-ий Н. 6.6 с 6,1с 2750 м М-хО. 6,7 с 6,1 с 2700 м Б—ра Б. 6,.9с 6,2 с 2600 м П-ий В. 6.6 с 5,9 с 2900 м Х-укС. 6,8 с 6,2 с 2800 м В-икСт. 6.6 с 6,0 с 2800 м М-ов О. 6.6 с 5,9 с 2900 м Ц-ов О. 6,8 с 5,9 с 2850 м Среднее значение 6,6 6,03 2849
Таблица 1. Показатели физической подготовленности арбитров в начале эксперимента
Результаты показали, что показатели физической подготовленности арбитров в начале подготовительного периода были низкими. Наилучшие результаты арбитры получили из таких испытаний, как сила и гибкость.
Результаты тестирования показывают, что арбитрам нужно больше внимания уделять развитию таких качеств, как скорость и выносливость. В случае сформированности высоких физических показателей судьи взаимодействие между ними будет осуществляться эффективнее, поскольку в таком случае судья не потеряет в своей внимательности и наблюдательности в связи с быстрой утомляемостью по ходу матча.
Нами разработана и предложена программа физической подготовки футбольных арбитров, где значительное внимание уделено работе на скорость и выносливость.
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
На первом этапе подготовительного периода складывается общая база функциональной подготовки, где основными были аэробные упражнения (кроссы, Фартлек, спортивные игры, тренажеры).
На втором этапе подготовительного периода занятия носили анаэробный характер, т.е. скоростно-силовой (старты, рывки, ускорения из различных положений, различной длины, прыжковые упражнения и т.д.).
На третьем этапе подготовительного периода основой подготовки была игровая практика арбитража, тестирование в условиях учебно-тренировочных сборов.
Вместе с аэробной и анаэробной работой уделяли внимание технике передвижения (бег приставными шагами, спиной вперед, различные развороты, изменение направления движения).
В конце подготовительного периода повторно проведено тестирование всех арбитров. Полученные данные показали, что все арбитры повысили показатели физической подготовленности (табл. 2)
Фамилия Скорость Ловкость Выносливость Я-ий А. 5,7 с 5,5 с 3350 м Б-ий Б. 5,7 с 5,6 с 3340 м Л-ийП. 5,8 с 5,8 с 3200 м М-хО. 5,8 с 5,8 с 3200 м Б-ра Б. 5,9 с 5,8 с 3190 м П-ий В. 5,7 с 5,5 с 3250 м Х-ук С. 5,7 с 5,7 с 3190 м В-икСт. 5,8 с 5,6 с 3200 м М-овО. 5,8 с 5,5 с 3250 м Ц-овО. 5,8 с 5,7 с 3200 м Среднее значение 5,77 5,65 3237
Таблица 2. Показатели физической подготовленности арбитров после эксперимента
ВЫВОДЫ
Футбол сейчас одна из самых массовых игр в мире. По данным Международной федерации футбольных ассоциаций, которая объединяет более 208 стран, этим видом спорта занимается сегодня более миллиарда людей этого профессиональный уровень футбольных арбитров имеет существенное социальное значение.
Современному футболу присущи исполнительная и скоростная мастерство игроков, стремительные изменения игровых ситуаций с направленностью команд на атаку, физическое и тактическое противостояние, что требует от арбитров существенного повышения функциональных возможностей, физической, профессиональной подготовки и стрессоустойчивости. В то же время, арбитраж в футболе приобретает особое значение в связи с тем, что в его основе лежит субъективная, личностная оценка ситуации и принятие немедленного окончательного решения, что приводит владения ими устойчивыми профессиональными навыками судейства и соответствующими профессионально важными качествами.
Рассмотрев в своей работе основные составляющие подготовки футбольных арбитров, можно сделать следующие выводы:
• существующие методики подготовки футбольных арбитров акцентированы на двух ее составляющих: теоретической и психологической;
• причины ошибочных действий футбольных арбитров возникают, чаще всего, вследствие недостаточного уровня физической подготовленности к соревновательной деятельности из-за текущего функционального состояния, неправильно выбранной позиции, запаздывающей оценки игровых ситуаций;
• физическая подготовка футбольных арбитров должна предусматривать использование средств и методов в соответствии с рангом проводимых соревнований и индивидуальных особенностей арбитра.
Физическая деятельность футбольного арбитра обуславливается особенностями его двигательной активности во время матча, для которой характерна постоянная смена интенсивности работы.
Для того, чтобы арбитр мог правильно оценить различные игровые ситуации, ему нужно находиться рядом с ними. Умение арбитра занять оптимальную позицию при оценке игрового эпизода - это не только свидетельство уровня квалификации и показатель отличной физической подготовки, подтверждение высокой двигательной активности.
Для структуры и содержания физической подготовки судей характерные много общих признаков с физической подготовленностью футболистов, однако развитие отдельных качеств имеет для судей важное значение, чем для футболистов. Качества, которые являются значимыми и в большей степени определяют физическую подготовленность судей, - это скорость и выносливость.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абдула А. Б. Исследование ошибочных решений арбитров различной квалификации во время футбольного матча // Слобожанский научно-спортивный вестник. - 2010. - № 2. - С. 71-73.
Айрапетьянц, Л.Р. Спортивные игры (техника, тактика, тренировка) / Л.Р. Айрапетьянц, М.А. ГодикТашкент: Изд-во им. Ибн-Сины, 1991. 156 с.
Алексеев В.М. Физиологические аспекты футбола: Лекция для студентов и слушателей. - М.,1986. - 34 с.
Андреев С.Н. Мини-футбол. - М.: Физкультура и спорт, 1978. -111с.
Андреев, С.Н. Мини-футбол: метод, пособие / С.Н. Андреев, В.С. Левин. - Липецк: Арес, 2004. 496 с.
Андреев, С.Н. Футбол - твоя игра / С.Н. Андреев; М.: Просвещение, 1989. 144 с.
Андреев, С.Н. Футбол в школе / С.Н. Андреев; М: Просвещение, 1986. 144 с.
Арестов ЮМ., Годик М.А. Подготовка футболистов высших разрядов. Учебное пособие для слушателей ВШТ. - М: ГЦОЛИФК, 1980. -127 с.
Будогосский А. Д. Организационно-педагогические аспекты построения процесса профессиональной подготовки футбольных арбитров начальной категории: автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 111.00.08 / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Москва. 2008. - 26 с.
Вихров К. Л. Компаньен футбольного арбитра. Киев. Комби ЛТД. - 2006. - 150 с.
Вихров К. Л. Подготовка футбольного арбитра. - Киев: Здоров'я, 1987. - 198 с.
Вихров К.Л. Футбол в школе. Учеб.-метод. пособие. - К.: Рад. шк., 1990.-192 с.
Готовцев П.И., Дубровский В.И. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 32 с.
Еднак В. Особенности физической подготовки футбольных арбитров в подготовительном периоде годичного цикла тренировки // Физическое воспитание, спорт и культура здоровья в современном обществе - 2012. - № 2(18). -С. 281-284.
Зеленцов А.М., Лобановский В.В. Моделирование тренировки в футболе. - Киев: Здоровье, 1985.
Зеленцов А.М., Лобановский В.В., Ткачук В.Г., Кондратьев А.М. Тактика и стратегия в футболе. - Киев: Здоровье, 1989. - 190 с.
Иванченко В.А. Использование лекарственных растений //Медицинские средства восстановления спортивной работоспособности. - М.: Госкомспорт СССР, 1987. - С. 118-136.
Качании, Л. Тренировка футболистов / Л. Качани, Л. Горский. - Братислава : Шпорт, 1984. 288 с.
Костюченков В.В., Бахрах И.И. Применение фармакологических средств восстановления //Средства восстановления в спорте. - Смоленск: Смядынь, 1994. - С. 122-151.
Круцевич Т.Ю. Методы исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе физического воспитания. -К.: Олимпийская литература, 1999. -232 с.
Кузнецов Ю. Ф. Спортивное судейство в футболе в XXI веке. Теория и практика физической культуры. 2000. -№ 7. - С. 34-38.
Кузьмин М. А. Психологические факторы судейской деятельности в футболе: дис. ... канд. пед. наук / М. А. Кузьмин. - СПб, 2004. - 172 с.
Кулалаев П. М. Начальная подготовка футбольных арбитров. Волжский. 2006. - 165 с.
Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта: Пер. с венг. - М.: Радуга, 1982. - 399 с.
Лаптев А.Л. Режим футболиста. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 1985.-80 с.
Лисенчук А.Г., Лоос В.Т., Догадайло В.Г. Тактика футбола. -К.: Здоровье, 1991.-88 с.
Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 1988. - 349 с.
Монаков, Г.В. Техническая подготовка футболистов / Г.В. Монаков ; М.: Офест, 1995. 128 с.
Мотылянская Р.Е., Ерусалимский Л.А. Врачебный контроль при массовой физкультурно-оздоровительной работе. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 97 с.
Оливова В. Люди и игры: У истоков современного спорта /Пер. с чешского. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 240 с.
Платонов В.М., Булатова М.М. Физическая подготовка спортсмена. - К.: Олимпийская литература, 1995. - 320 с.
Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - К.: Олимпийская литература, 1997. - 583 с.
Правила игры в футбол ; М.: Астрель, 2001. 112 с.
Правила игры и универсальное руководство для судей /Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 64 с.
Правила игры и универсальное руководство для судей /Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 64 с.
Романенко А.Н. Тренировка футболиста / А.Н. Романенко, О.Н. Джус, И.Е. Догадин ; Киев: Здоровье, 1984. 261 с.
Романенко А.Н., Джус О.Н., Догадин М.Е. Книга тренера по футболу. - К.: Здоровье, 1988. - 253 с.
Самчук А., Питын М. / Весомость факторов влияния в профессиональной деятельности арбитра в футболе // Молодая спортивная наука Украины - 2010. - № 1. - С. 273-277.
Спирин А. Н. Судейство: взгляд на проблему / А. Н. Спирин, А. П. Будогоский. — М. : Общероссийская ассоциация "Центр — "Футбольный арбитр", 2003. - 273 с.
Спирин, А.Н. Футбол. Правила игры. Вопросы и ответы / А.Н. Спирин, А.Д. Будогосский ; М: Олимпия Пресс, 2005. 272 с.
Спортивные игры. Техника, тактика, обучение: учебник / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова; М.: АСАЭЕМ1А, 2001. 520 с.
Сушков М.П. Ваш друг - «Кожаный мяч» / М.П. Сушков, М.Б. Розин, Ю.С. Лукашин; М.: Физкультура и спорт, 1983. 168 с.
Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 224 с.
Футбол / под ред. М.С. Полишкиса, В.А. Выжгина ; М.: Физкультура, образование и наука, 1999. 254 с.
Футбол. Правила игры. М. : Терра-Спорт, 2004. 71 с.
Футбол: учебник для физ. ин-тов / под ред. П.Н. Казакова ; М. : Физкультура и спорт, 1987. 256 с.
Цирик, Б.Я. Футбол / Б.Я. Цирик, Ю.С. Лукашин ; М. : Физкультура и спорт, 1988.207 с.
Чанади, А. Футбол. Стратегия / А. Чанади ; М. : Физкультура и спорт, 1981.208 с.
Чанади, А. Футбол. Техника / А. Чанади ; М. : Физкультура и спорт, 1978.256 с.
Чанади, А. Футбол. Тренировка / А. Чанади ; М. : Физкультура и спорт, 1985.256 с.
44
2. Айрапетьянц, Л.Р. Спортивные игры (техника, тактика, тренировка) / Л.Р. Айрапетьянц, М.А. ГодикТашкент: Изд-во им. Ибн-Сины, 1991. 156 с.
3. Алексеев В.М. Физиологические аспекты футбола: Лекция для студентов и слушателей. - М.,1986. - 34 с.
4. Андреев С.Н. Мини-футбол. - М.: Физкультура и спорт, 1978. -111с.
5. Андреев, С.Н. Мини-футбол: метод, пособие / С.Н. Андреев, В.С. Левин. - Липецк: Арес, 2004. 496 с.
6. Андреев, С.Н. Футбол - твоя игра / С.Н. Андреев; М.: Просвещение, 1989. 144 с.
7. Андреев, С.Н. Футбол в школе / С.Н. Андреев; М: Просвещение, 1986. 144 с.
8. Арестов ЮМ., Годик М.А. Подготовка футболистов высших разря¬дов. Учебное пособие для слушателей ВШТ. - М: ГЦОЛИФК, 1980. -127 с.
9. Будогосский А. Д. Организационно-педагогические аспекты построения процесса профессиональной подготовки футбольных арбитров начальной категории: автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 111.00.08 / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Москва. 2008. - 26 с.
10. Вихров К. Л. Компаньен футбольного арбитра. Киев. Комби ЛТД. - 2006. - 150 с.
11. Вихров К. Л. Подготовка футбольного арбитра. - Киев: Здоров'я, 1987. - 198 с.
12. Вихров К.Л. Футбол в школе. Учеб.-метод. пособие. - К.: Рад. шк., 1990.-192 с.
13. Готовцев П.И., Дубровский В.И. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 32 с.
14. Еднак В. Особенности физической подготовки футбольных арбитров в подготовительном периоде годичного цикла тренировки // Физическое воспитание, спорт и культура здоровья в современном обществе - 2012. - № 2(18). -С. 281-284.
15. Зеленцов А.М., Лобановский В.В. Моделирование тренировки в фут¬боле. - Киев: Здоровье, 1985.
16. Зеленцов А.М., Лобановский В.В., Ткачук В.Г., Кондратьев А.М. Так¬тика и стратегия в футболе. - Киев: Здоровье, 1989. - 190 с.
17. Иванченко В.А. Использование лекарственных растений //Медицинские средства восстановления спортивной работоспособности. - М.: Госкомспорт СССР, 1987. - С. 118-136.
18. Качании, Л. Тренировка футболистов / Л. Качани, Л. Горский. - Братислава : Шпорт, 1984. 288 с.
19. Костюченков В.В., Бахрах И.И. Применение фармакологических средств восстановления //Средства восстановления в спорте. - Смоленск: Смядынь, 1994. - С. 122-151.
20. Круцевич Т.Ю. Методы исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе физического воспитания. -К.: Олимпийская литература, 1999. -232 с.
21. Кузнецов Ю. Ф. Спортивное судейство в футболе в XXI веке. Теория и практика физической культуры. 2000. -№ 7. - С. 34-38.
22. Кузьмин М. А. Психологические факторы судейской деятельности в футболе: дис. ... канд. пед. наук / М. А. Кузь¬мин. - СПб, 2004. - 172 с.
23. Кулалаев П. М. Начальная подготовка футбольных арбитров. Волжский. 2006. - 165 с.
24. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта: Пер. с венг. - М.: Радуга, 1982. - 399 с.
25. Лаптев А.Л. Режим футболиста. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 1985.-80 с.
26. Лисенчук А.Г., Лоос В.Т., Догадайло В.Г. Тактика футбола. -К.: Здоровье, 1991.-88 с.
27. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 1988. - 349 с.
28. Монаков, Г.В. Техническая подготовка футболистов / Г.В. Монаков ; М.: Офест, 1995. 128 с.
29. Мотылянская Р.Е., Ерусалимский Л.А. Врачебный контроль при массовой физкультурно-оздоровительной работе. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 97 с.
30. Оливова В. Люди и игры: У истоков современного спорта /Пер. с чешского. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 240 с.
31. Платонов В.М., Булатова М.М. Физическая подготовка спортсмена. - К.: Олимпийская литература, 1995. - 320 с.
32. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - К.: Олимпийская литература, 1997. - 583 с.
33. Правила игры в футбол ; М.: Астрель, 2001. 112 с.
34. Правила игры и универсальное руководство для судей /Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 64 с.
35. Правила игры и универсальное руководство для судей /Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 64 с.
36. Романенко А.Н. Тренировка футболиста / А.Н. Романенко, О.Н. Джус, И.Е. Догадин ; Киев: Здоровье, 1984. 261 с.
37. Романенко А.Н., Джус О.Н., Догадин М.Е. Книга тренера по футболу. - К.: Здоровье, 1988. - 253 с.
38. Самчук А., Питын М. / Весомость факторов влияния в профессиональной деятельности арбитра в футболе // Мо¬лодая спортивная наука Украины - 2010. - № 1. - С. 273-277.
39. Спирин А. Н. Судейство: взгляд на проблему / А. Н. Спирин, А. П. Будогоский. — М. : Общероссийская ассоциация "Центр — "Футбольный арбитр", 2003. - 273 с.
40. Спирин, А.Н. Футбол. Правила игры. Вопросы и ответы / А.Н. Спирин, А.Д. Будогосский ; М: Олимпия Пресс, 2005. 272 с.
41. Спортивные игры. Техника, тактика, обучение: учебник / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова; М.: АСАЭЕМ1А, 2001. 520 с.
42. Сушков М.П. Ваш друг - «Кожаный мяч» / М.П. Сушков, М.Б. Розин, Ю.С. Лукашин; М.: Физкультура и спорт, 1983. 168 с.
43. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 224 с.
44. Футбол / под ред. М.С. Полишкиса, В.А. Выжгина ; М.: Физкультура, образование и наука, 1999. 254 с.
45. Футбол. Правила игры. М. : Терра-Спорт, 2004. 71 с.
46. Футбол: учебник для физ. ин-тов / под ред. П.Н. Казакова ; М. : Физкультура и спорт, 1987. 256 с.
47. Цирик, Б.Я. Футбол / Б.Я. Цирик, Ю.С. Лукашин ; М. : Физкультура и спорт, 1988.207 с.
48. Чанади, А. Футбол. Стратегия / А. Чанади ; М. : Физкультура и спорт, 1981.208 с.
49. Чанади, А. Футбол. Техника / А. Чанади ; М. : Физкультура и спорт, 1978.256 с.
50. Чанади, А. Футбол. Тренировка / А. Чанади ; М. : Физкультура и спорт, 1985.256 с.
Вопрос-ответ:
Какие требования предъявляются к подготовке арбитров в мини футболе?
Подготовка арбитров в мини футболе должна соответствовать определенным требованиям, включающим знание правил игры, физическую подготовку и психологическую стойкость.
Какие личностные качества должны обладать арбитры в мини футболе?
Основные рекомендации для арбитров в мини футболе включают такие личностные качества, как объективность, независимость, авторитетность, коммуникабельность и умение принимать решения в сложных ситуациях.
Как применять общие положения при практической реализации в судействе мини футбола?
При реализации общих положений в судействе мини футбола судьи должны учитывать различные аспекты игры, такие как справедливость, беспристрастность, следование правилам и умение контролировать игровой процесс.
Какие инструкции судьям и помощникам предусмотрены для практической работы на плащадке?
Судьям и помощникам в мини футболе предоставляются практические инструкции, в которых содержится информация о различных судейских решениях, таких как сигналы, знаки и правила техники судейства.
Как происходит взаимодействие в бригаде арбитров на плащадке?
Взаимодействие в бригаде арбитров на плащадке в мини футболе осуществляется в рамках четкого распределения ролей и обязанностей каждого судьи, учета мнений и решений других членов бригады, а также соблюдения командного духа и взаимопомощи.
Какие требования предъявляются к подготовке арбитров в мини футболе?
Требования к подготовке арбитров в мини футболе включают не только знание правил игры, но и физическую подготовку, мастерство и опыт работы на плащадке. Арбитры должны быть готовы к принятию сложных решений в быстром темпе игры и обладать хорошей реакцией.
Какие личностные качества должны иметь арбитры в мини футболе?
Арбитры в мини футболе должны обладать такими личностными качествами как честность, справедливость, толерантность, независимость и внимательность. Они также должны быть коммуникабельными и уметь контролировать эмоции на плащадке.
Какие практические инструкции судьям и помощникам приводятся в статье?
В статье приводятся практические инструкции судьям и помощникам, включающие в себя рекомендации по освещению событий на плащадке, порядок использования карточек и другие аспекты судейства. Также указывается, каким образом спорные ситуации должны разрешаться судейской бригадой.
Какое взаимодействие должно быть в бригаде арбитров?
В бригаде арбитров должно быть гармоничное взаимодействие, основанное на доверии и сотрудничестве. Каждый член бригады должен выполнять свою роль согласно задачам и правилам, чтобы обеспечить эффективное судейство матча. Взаимодействие должно быть прозрачным и координированным.
Какие методы и организация исследования используются в статье?
В статье используются методы исследования, такие как анализ статистических данных, наблюдение за игровыми ситуациями и сбор информации о работе судей на плащадке. Исследование проводится с использованием различных инструментов и техник для получения объективной оценки работы судей в мини футболе.