Формирование умений самоорганизации и самоконтроля в процессе самостоятельной работы студентов по иностранному языку

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Методика преподавания
  • 63 63 страницы
  • 48 + 48 источников
  • Добавлена 19.07.2015
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение 3
Глава 1. Общие представления о развитии самостоятельности и самоконтроля 7
1.1. Психолого-педагогические основы развития самостоятельности и самоконтроля 7
1.2. Основные направления в развитии самостоятельности 25
1.3. Модель развития самостоятельности школьников на основе метода проектов 35
Глава 2. Экспериментальное исследование развития самостоятельности 43
2.1. Диагностика самостоятельности и самоконтроля 43
2.2. программа развития самостоятельности на занятиях по английскому языку 47
Таблица 2. 52
Характеристика проектов по развитию художественно-эстетической компетенции 52
2.3. Анализ полученных результатов 53
Список литературы 57

Фрагмент для ознакомления

Позже высказанные идеи будут оценены, и из них можно будет выбрать наиболее интересную. Идеи записываются произвольно, по всему полю доски. Если вести запись в виде колонки - одну мысль за другой, - то такое расположение предполагает, что идеи, оказавшиеся в списке выше, являются более важными, чем те, которые записаны ниже [11, с. 111]. Если предстоит работа с иностранным языком (для коммуникативных проектов), на данном этапе уделяется внимание работе над темой цикла (овладению лексикой, грамматическими образцами, аудированию и чтению текстов по теме, активизацию материала в упражнениях) отмечает A.B. Курова [11].Таким образом, этап запуска проекта включает в себя:•определение социальной потребности, определение проблемы;•выбор и формулирование темы проектной работы;•выработка образа конечного продукта и требований к нему;•выдвижение первоначальных идей и выбор лучшей идеи;•формулирование положений гипотезы, цели и задач проекта;•формирование проектной группы.Остановимся подробней на выборе темы проекта. Выбор темы проекта - самый важный момент в организации проектной деятельности. Используя готовую формулировку темы, учитель рискует не встретить интерес к этой теме у школьников и не обеспечить достаточный уровень консультирования по содержанию темы. Тема, придуманная совместно - мощный, мотивирующий фактор для успешной работы над проектом. Чтобы самостоятельно придумать тему проектной работы, исследователи предлагают следующие способы.На этапе планирования:•разрабатываются план и структура исследования;•определяются и распределяются учебные задачи;•устанавливаются сроки выполнения и представления результатов (конечные и промежуточные);•составляется программа и календарный план проведения необхо-димых исследований;•расписывается последовательность выполнения проектной работы;•распределяются «роли» каждого члена группы, распределяется ответственность за выполнение конкретной части проекта;•выбирается руководитель (координатор) группы [11].На организационно-исследовательском этапе учащиеся работают согласно разработанному планированию:•изучают источники и литературу по теме;•собирает и обрабатывают информацию, (источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет);•готовят выводы и сопоставляют их с поставленными задачами и положениями гипотезы;•оформляют результаты исследования и готовят отчет [11]. Работа на данном этапе может потребовать от преподавателя составления серии заданий при работе над проектом в классе. Сложность заключается в том, что предметники могут не иметь сведений о формах и методах научных исследований, присущих конкретной области знаний и даже в рамках своей профессиональной деятельности не всегда имеют возможность вести научную работу. Поэтому от учителя потребуются дополнительные затраты времени на подготовку к руководству проектной работой.Существует мнение, что работа по выполнению творческих проектов сравнима с деятельностью конструкторов и потому «правильное оформление технической документации научит школьников грамотно мыслить и отражать свои предложения в текстовой и графической документации» [35].Этап представления результатов включает в себя следующие элементы:•подготовку результатов работы к презентации;•публичную презентацию проектной работы;•анализ работы, проделанной в течение проектного периода;•оценку работы проектной группы в целом и каждого участника [11].На. постпроектном этапе работа, как правило, направлена на закрепление и упрочение результатов приобретенных знаний, необходимую коррекцию навыков и умений, закрепление и дальнейшее развитие стратегий ре-чаевого общения, учебных стратегий и умений, поддержание потребности и интереса к самостоятельной творческой деятельности [11].Таким образом, мы выделили основные методические положения работы над проектом на занятиях: основные этапы, специфику каждого из этапов, выбор темы и работу после окончания проектов.Глава 2. Экспериментальное исследование развития самостоятельности2.1. Диагностика самостоятельности и самоконтроляДля подтверждения нашей гипотезы были проведено экспериментальное исследование, которое состоит из трех этапов. Исследование проходило на базе МОУ СОШ № 45, в 9 «А» классе. Этапы эксперимента:1. Изучение специальной литературы, подборка методики и практического материала для проведения констатирующего эксперимента.2. Проведение констатирующего эксперимента.3. Подобрать средства формирования самостоятельности у студентов на занятиях по иностранному языку4. Обобщение результатов констатирующего и контрольного эксперимента и анализ полученных результатов исследования.Структура методики эксперимента: работа проводилась в три этапа. На первом из этих этапов реализовывалась знакомство с детьми, привыкание к ним. Вторым этапом становилась организация экспериментальной работы. Третий этап – анализ полученных результатов.Цель – теоретически обосновать возможности занятия по английскому языку как условия развития самостоятельности учениковДля достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи: 1. Выявить уровень развития самостоятельности уучеников2. Провести экспериментальное исследование;4. Проанализировать результаты исследования.В эксперименте принимали участие 20 учениковДля исследования самостоятельности учеников нами были сконструированы две методики на основе традиционных заданий написания эссе и составление топика. Традиционные занятия позволяли при помощи наблюдения и общения выявить характеристики самостоятельности. Рассмотрим методы исследования: 1. Учащимся предлагалось создать при помощи текста сообщение о своих увлечениях. Свободная тема помогает проявить фантазию. После этого предлагается ответить на вопросы, рассказать о том, о чем был создан текст. Оборудование: лист бумаги, ручка. Проведение процедуры. преподаватель приглашает к написанию текста, вовлекает в совместные действия. Сначала предлагается продумать текст,а затем охарактеризовать то, что происходитОценка выполнения: А) критерии :характер взаимодействия с преподавателем, самостоятельность мышленияотношение к текстуинтерес и характер действий с текстомизбирательность в речевых элементахБ) баллы:1 балл – не может справиться с заданием2 балла - включается в разговор, интерес к заданию поверхностный, выполняет процессуальные действия, нужна помощь;3 балла - включается в разговор, просит помощи4 балла – реализует все идеи сам . По результатам исследования данные суммировались и делались выводы о развитии самостоятельности группы .Вторая методика – конструирование звучащей речиЦель: выявить возможность описания в звучащей речи, самостоятельность выбора. Оборудование:предоставляется 20 минут и задание рассказать о своей мечте .Проведение процедуры:ученику предлагаетсярассказать о своей мечте, при этом отмечается интерес к деятельности, характер действий при написании, речь и языковые выборыОценка выполнения: А) критерии :характер взаимодействия с группой и преподавателем, отношение к заданиюинтерес и характер действий, самостоятельность выполнения упражнений избирательность в вербальных средствахБ) баллы:1 балл – не может справиться с заданием2 балла - включается в разговор, интерес к заданию поверхностный, выполняет процессуальные действия, нужна помощь;3 балла - включается в разговор, просит помощи4 балла – реализует все идеи сам . Первым пунктом стало изучение самостоятельности учеников в ходе составления топика и эссе в экспериментальной и контрольной группе (дети произвольно были поделены на 2 группы). В ходе проведения ряда методик выяснилось, что студенты формируют свою деятельность не одинаково. Проанализировав данные, мы пришли к выводу, что детиэкспериментальной группы обладают в большей степени снижением самостоятельности в обоих вариантах, что обнаруживается в неумении организовывать учебные задания. Показатели описания учеников контрольной группы существенно выше, чем показатели экспериментальной группы. При сравнении диаграмм становится понятно, что развитие самостоятельности экспериментальной группы требует коррекционных действий. На диаграмме 1 представлены результаты подсчета баллов по контрольной группе, на диаграмме 2 представлены результаты подсчета балов по экспериментальной группе.Рисунок 1- Анализ уровня сформированности самостоятельности у контрольной группыРисунок 2 - Анализ уровня сформированности в группе экспериментальнойОчевидно, что показатели самостоятельности в группе экспериментальной по обоим параметрам достаточно низкие. На основании полученных данных был проведен формирующий эксперимент на занятиях по английскому языку на основании методов проектов. Развитие велось по двум направлениям – по развитию самоорганизации и по развитию самоконтроля. 2.2. программа развития самостоятельности на занятиях по английскому языкуСтановление системы развития самостоятельности - процесс, имеющий большую историю. Обязательным условием развития самостоятельности, становится развитие навыков и знаний о различных упражнениях иностранного языка, о способах реализации их на практике. Обучение самоорганизации и самоконтролю реализуется через следующие задачи:освоение образовательных программ; получение достойного образования в интересах личности, общества и государства;умственное, эмоциональное и физическое развитие личности;формирование общей культуры развития детей; формирование потребностей к саморазвитию и самоопределению;создание условий для осознанного выбора и последующего освоения образовательных программ.Деятельность реализуется на основании следующих направлений деятельности: Развивающее направление. Внедрение и разработка новых технологий развивающего обучения и воспитания с целью развития механизма самостоятельности внутри каждого учащегося. Системное изучение личностных психофизических особенностей воспитанника, способствующее накоплению количественных показателей для определения содержания и основных направлений работы. Создание необходимых условий для полноценного становления, настройка на решение проблем педагогическими методами. Воспитательное направление. Формирование механизмов продуктивного общения с целью овладения основным диапазоном моделей коммуникативного поведения, личностное развитие.В условиях доброжелательной поддержки, творческой атмосферы, ситуации успеха стабилизируется эмоциональная сфера, что является условием полноценного развития личности.В основе социально-педагогической работы с детьми лежит сложная, специально организованная система мер, направленная на разыитие художественно-эстетической копетенции. В связи с тем, что мы понимаем развитиесамостоятельности как целенаправленный и управляемый процесс, способствующий общему развитию на занятиях, то работа по ее развитию определяется следующими принципами, в наибольшей степени отвечающими потребностям и возможностям учеников:-гуманизма. Предполагает отношение к учащемуся как к высшей ценности, цели, а не средству воспитания; безусловное принятие ребенка, любовь и уважение к нему, его правам и свободам, веру в него, терпимость к его недостаткам, безусловный отказ от морального и физического насилия по отношению к нему.-создания «живой среды». Включает в себя создание специальных условий организации и содержания жизнедеятельности учреждения.-успеха. В период обучения создаются ситуации успеха, достижения, которые укрепляют его веру в себя, помогают нейтрализовать тревожные ожидания.-поэтапности в решении задач развития студентов.Цель и принципы позволили нам смоделировать необходимые условия социально-педагогической работы по формированию самостоятельности:1.Наличие целостного пространства, позволяющего осуществить комплексную и системную работу. Социально- педагогическое пространство имеет специфические организационные и содержательные возможности, позволяет осуществлять работу последовательно (по этапам), что соответствует потребностям ребенка.2.Реализация индивидуального подхода к процессу социально- педагогического развития (выбор содержания и форм развития, соответствующих потребностям конкретного ребенка, концентрация внимания специалистов и воспитателей на его проблемах).3. Контроль эффективности социально-педагогической работы на протяжении всего процесса развития ребенка. Внесение изменений в программу пазвития.Актуальность реализации данной работы по условлена все возрастающими запросами современного общества в плане самостоятельности воспитанников, для их саморазвития и самообразования.При разработке программы, мы исходили из следующих представлений: «Программа – это разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий, имеющий определенное содержание и направленный на достижение конечной цели» [37, 317-321]. «Программа – нормативно-управленческий документ, отражающий план и содержание деятельности педагога, учреждения, объединения и целого региона. Образовательная программа – документ, содержащий основные цели и задачи педагогической деятельности, средства, методы, технологии их реализации» [30, 92]. Нами были разработаны и подобраны цель и задачи; принципы работы, план занятий; краткое описание предлагаемой новой информации; перечень необходимых для занятий форм, методов и материалов для проведения исследования.Целью программы становится становится развитие самостоятельности учеников, в основе которой лежит творческая активность, развитие навыков критического мышления и выработка поведения, позволяющее критически осмыслять все происходящее в жизни и делать выводы по необходимости правильного поведения. Неотъемлемой частью программы является создание спокойной, эмоционально и позитивно окрашенной атмосферы общения, в которой новые навыки изучаются, апробируются на практике и применяются в жизни, т.е. внутренне перерабатываются и проверяются во взаимодействии со сверстниками и другими значимыми лицами. Внутренняя переработка, также известная под названием критического мышления, и проверка, часто называемая практикой, являются принципиально важными условиями, содействующими формированию и закреплению определенных навыков.Данная программа рассчитана на 6 месяцев. В программе выделяются следующие этапы – диагностический, прогностический и аналитический, которые отвечают за последовательность реализации развития. Разработка задач работы педагога была осуществлена с учетом традиционного подхода к формирвоанию дошкольника и требований ФГОС ВО.Социально-педагогическая деятельность должна основываться на следующих показателях [13]:- комплексное воздействие,- принцип адресности указывает на то, что данная программа должна быть направлена на каждого отдельно взятого ученика, сучетом его индивидуальных особенностей,- массовости осуществления работы – развитие правильного поведения в группах,- позитивной подачи информации,- сведения к минимуму негативных последствий,- заинтересованности всех участников деятельности, уделения внимания всем,- планирования правильного подхода к деятельности.Организация обучения в процессе становления самостоятельностисоздается в соответствии с воспитательными и образовательными задачами и должна соответствовать принципам, а именно: культуросообразности; поликультурности; полихудожественности; партисипативности; диалога; стабильности; природоцелесообразности; динамичности и т.д.Развитие самостоятельности будет осуществляться по следующим направлениям (таблица 1).Таблица 1.Развитие художественно-эстетической компетенцииМеханизм влияния на становление самостоятельностиОбразовательное пространство становления самостоятельностишкольникиПедагогический коллективНасыщение среды образовательными услугами, что задает дошкольнику ситуацию выбораОсуществление выбора происходит за счет пробы сил через включение его в разные виды деятельности, в разные виды творческих упражненйиОбеспечение интеграции дополнительных образовательных услуг лингвистического циклаРазвитие технологии и мотивации выбора, что обеспечивает навыккритериального отбора, самоанализ, умение принятия решенияЗнакомство с творческими видами деятельности, развитие интересаИнформирование ирекламированиетворческих ""видовдеятельности,использованиевозможностейсемейной педагогикиПсихолого- педагогическое сопровождение, что обеспечивает регулирование и целесообразность выбора, условияПознание своих способностейИндивидуальное консультирование, работа в малых группах, наставничество, помощь и поддержка на всех этапахДля осуществления поставленных целей и задач программы нами были реализованы проекты из серии, адаптированные к уровню развития языковых навыков учащихся. К тому же проекты построены с учетом с постепенного нарастания доли развития самостоятельной работы студентов. Таблица 2.Характеристика проектов по развитию художественно-эстетической компетенцииНаНазвание проектаФокус проекта1. рассказ о любимом праздникеВыработка требований к проекту, этап выдвижения идей и на выбор лучшей идеи.Необычные изобретенияЭтап планирования и организации работы над проектом.3. Английский – путь в международное общение Этап организационно- исследовательской работы. Распределение ролей и контроль над ходом выполнения объема работ4. Полезные устройстваРазвитие презентационных навыков.В серии проектов, первое занятие - «Рассказ о любимом празднике» для учеников, имеющих минимальный опыт работы с проектами, направлен на формирование умений: выдвигать требования к проекту, генерировать идеи и выбирать одну наиболее удачную в соответствии с требованиями; подразумевает полный контроль со стороны преподавателя, так как учащиеся не обладают структурно-компонентными умениями самостоятельной работы и обладают низкой компетенцией, а потому нужно осуществлять максимальный контроль. Фокус второго индивидуального проекта «Необычные изобретения» для учащихся, имеющих минимальный опыт работы с проектами и осознающих это - направлен на обучение планированию работы и мониторингу выполнения; предполагает усиленный контроль со стороны преподавателя, так как умения саморегуляции у учащихся только формируются. Третий- (групповой, среднесрочный) проект «Английский - окно в мир» сфокусирован на обучении учащихся организации работы с помощью различных исследовательских методов работы, распределение ролей и контроль хода выполнения объема работ; предназначен для студентов, обладающих некоторым опытом проектной деятельности, однако еще не осознающих это, поэтому контроль учителя ослабевает постепенно. Четвертый (индивидуальный, краткосрочный) проект, «Полезные устройства» знакомит с особенностями ,презентации-готового продукта перед аудиторией на английском языке и развивает умение не только создавать предмет, но и презентовать его; предназначен для учеников, уже обладающих достаточными знаниями и опытом проектной деятельности, но еще не уверенных в своих силах, поэтому работа происходит в присутствии преподавателя, который помогает рассказу. Таким образом: работу по формированию самостоятельности необходимо строить в соответствии с общедидактическими принципами (концентрированность, центричность, тематическая ориентация). 2.3. Анализ полученных результатовУже на формирующем этапе исследования было выявлено, что учащиеся стали намного самостоятельнее и справлялись с заданием без помощи преподавателя. Показатели самостоятельной работы экспериментальной группы и группы контрольной стали почти одинаковыми, при этом, у группы экспериментальной они существенно возросли. На рисунке 4 представлены результаты подсчета баллов по контрольной группе, на рисунке 5 представлены результаты подсчета балов по экспериментальной группе.Рисунок 4 - Показатели самостоятельности контрольной группы Рисунок 5- Результаты исследования самостоятельности экспериментальной группыОчевидно, что показатели самостоятельности в группе экспериментальной по обоим методикам существенно возросли. Таким образом, нами была подтверждена гипотеза о том, что самостоятельность детей существенно возрастает при правильно организованных условиях на занятиях технологии. ЗаключениеАнализ литературных источников по проблеме развития самостоятельности показал что, что эта тема актуальна и значима в настоящее время. Проблема развития самостоятельности по праву может считаться одной из самых актуальных в педагогике. Развитие самостоятельности необходимо потому, что оно лежит в основе умственных качеств личности, что проявляется впоследствии в развитии ее инициативности и креативности суждений. Развитие самостоятельности на уроках иностранного языка имеетсвое значение не только как деятельность учебная, но и как деятельность развивающая, в которой реализовываются различные знания, мыслительные операции, а также практические умственные действия, которые необходимо освоить учащимся. Продуктивная деятельность детей, в большинстве своемотражательная, это не только средство развлечения, но и средство актуализации знаний об окружающем мире, средство развития студента. Работу по формированию самостоятельности необходимо строить в соответствии с общедидактическими принципами (концентрированность, центричность, тематическая ориентация). Исследование осуществлялось, как уже говорилось ранее, в три этапа – контрольный, формирующий и констатирующий. Констатирующий эксперимент был направлен на выявление уровня компетенции на начальном этапе эксперимента. Формирующий этап был направлен на коррекцию и развитие компетенции. На контрольном этапе делался промежуточный вывод о том, насколько адекватными были предпринятые меры по развитию. Окончательно делать выводы об успешности работы можно будет через длительный этап времени. Анализ проведенного исследования позволил установить, что правильно организованная программа развития приводит к развитию самостоятельности студентов. Только тогда, когда будет осуществляться целенаправленная работа, когда каждый шаг будет согласован, можно говорить о самостоятельности. Список литературыАбрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — 4-е изд. - М.: Академический проект, 2013. — 704 с.Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. A.A. Бодалева. — М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 2012-384 с.Афиногенов A.M., Сахарова О.П. Научно-исследовательская и проектная работа московских школьников. — М.: МИОО, 2011, — 85 с.Барамзина С.А. Активизация учебной деятельности школьников в условиях личностно ориентированного обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Киров, 2014. - 20 с.Безукладников К.Э. Самостоятельная работа учащихся начальных классов в кабинете английского языка во внеурочное время: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2012. — 16 с.Белоцерковская Н.В. Развитие самостоятельной деятельности младших школьников при формировании иноязычной речи (при углубленном обучении английскому языку): Дисс.канд. пед. наук. — Якутск, 2010. — 185 с.Беспалъко В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. — М.: Педагогика, 2011. -160 с.Бехтерев В.М. Объективная психология. - М: Наука, 2012. — 480 с.Бондарев П.Б., Курочкина В.Е. Проектная деятельность учителя: Учебное пособие под общ. ред. П.Б. Бондарева — Краснодар: Изд-во Гимназии № 71,2012.-85 с.Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М: Просвещение, 2012. — 195с.Виноградова Н.Ф. Начальная школа сегодня и завтра: Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта для первого звена школы. - М.: Вентана-граф, 2014. — 28 с.Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе // Начальная школа. — 2011.- №9. — С. 10-15.Возрастная и педагогическая психология: Уч. пособие для пединститутов / Под ред. A.B. Петровского. - М.: Просвещение, 2011. - 288 с.Волжина О.Б. Метод проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2014 — 20 с.Выготский JT.C. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН, 2011.-500 с.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - 3-е изд., испр. и доп. -М.: ЧеРо, 2014.-240 с.Громыко Ю.В. Построение общественной практики средствами образования // Вопросы психологии. — 2011.- № 5. — С. 37 - 48.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 2012.-240 с.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 2011. — 544 с.Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. — М, 2010. — 299 с.Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Советская педагогика. — 1961.- № 8. — С.32-42.Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педву- зов.-М.: ВЛАДОС, 2010. - 432 с.Дин P.Howtobeagoodpresenter: Материалы ежегодной летней конференции издательского дома «Пирсон Эдюкейшн»: Доклады и выступления. М.: Пирсон, 2010. - 128 с.Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / Сост. В.А. Ротенберг; под общ. ред. E.H. Медынского. - М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.Добролюбов H.A. Избранные педагогические произведению М.: Изд-во АПН РСФСР, 2011. - 735 с.Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. — 2013. - №5. — С. 38-41.Дьюи Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2010. — 285 с.Дьяченко В.К. Технология разноуровнего обучения при переходе к коллективному способу обучения // Начальная школа. - 2011. - №12 — С.9-13.Евдокимова ЕС. От проектной культуры учреждения к проектной культуре ребенка // Модернизация управления образовательным учреждением: Методическое пособие / Под ред. В.В. Серикова, Т.В. Черниковой. — М.: АПКиПРО, 2014. - 162 с.Егоров С.Ф. Проблема активности и самостоятельности учащихся в русской дидактике начала XX века (до 1917 г.) // Советская педагогика. - 2011.- №1. -С. 86-93.Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. - М.: Учпедгиз, 2011.-239 с.Жуковский И. В. Проект - гарант совместных действий // Учитель. — 2013.-№3.-С. 60-64.Загороднюк В.П. Грамотно оформлять документацию к школьным проектам // Школа и производство. — 2013. - № 6. — С. 64-65.Землянская E.H. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. - 2014. - № 9. - С. 55-58.Землянская. E.H. Учебные проекты в экономической подготовке школьников // Народное образование. — 2014. - №1. — с. 163-171.Землянская E.H. Управление начальной школой. М.: Педагогический поиск, 2012. - 284 с.Землянская Е.Н, Чугреева М.К. Родители — лишь консультанты и помощники// Учитель. — 2011. - № 5. — С. 5-8.Землянская E.H. Чугреева М.К. Учебные проекты младших школьников: Роль родителей // Начальное образование. — 2011. - №5. — С. 31-34:Землянская E.H., Чугреева М.К. Новые педагогические технологии в профессиональной подготовке учителя / Труды всероссийской научно- практической конференции «Профессиональная подготовка учительства: история, теория и практика». Пенза, 2012. — 460 с.Зимняя И.А.Компетентностная парадигма результатов современного образования: Доклад на президиуме РАО 13.02.2008.Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры. — М.: Правда, 2012. — 654 с.Капитонова Т.А. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников: Автореф. дис.канд. пед. наук. — Саратов, 2011. — 20 с.Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Педагогика. — 2012.-№7.-С. 73-84.Кашкарова Н.В. Цикл творческих проектов // Классный руководитель. - 2014. - № 7. - С. 30-35.Килпатрик У.-Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. JL: Брокгауз-Эфрон, 1925. — 285 с.Киричко Н.Шацкий и зарубежная педагогика // С.Т. Шацкий, 1878 - 1934.-М., 2011.-С. 100-103.Кларин В.М. И.-Г. Песталоцци: подвижник педагогики // Педагогика. — 2011. -№1.- С. 44-49.Комарова Т. С. Коллективное творчество дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2013. — 128 с. Серия «Программа воспитания и обучения в детском саду».

Список литературы

1) Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — 4-е изд. - М.: Академический проект, 2013. — 704 с.
2) Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. A.A. Бодалева. — М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 2012-384 с.
3) Афиногенов A.M., Сахарова О.П. Научно-исследовательская и проектная работа московских школьников. — М.: МИОО, 2011, — 85 с.
4) Барамзина С.А. Активизация учебной деятельности школьников в условиях личностно ориентированного обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Киров, 2014. - 20 с.
5) Безукладников К.Э. Самостоятельная работа учащихся начальных классов в кабинете английского языка во внеурочное время: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2012. — 16 с.
6) Белоцерковская Н.В. Развитие самостоятельной деятельности младших школьников при формировании иноязычной речи (при углубленном обучении английскому языку): Дисс.канд. пед. наук. — Якутск, 2010. — 185 с.
7) Беспалъко В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. — М.: Педагогика, 2011. -160 с.
8) Бехтерев В.М. Объективная психология. - М: Наука, 2012. — 480 с.
9) Бондарев П.Б., Курочкина В.Е. Проектная деятельность учителя: Учебное пособие под общ. ред. П.Б. Бондарева — Краснодар: Изд-во Гимназии № 71,2012.-85 с.
10) Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М: Просвещение, 2012. — 195с.
11) Виноградова Н.Ф. Начальная школа сегодня и завтра: Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта для первого звена школы. - М.: Вентана-граф, 2014. — 28 с.
12) Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе // Начальная школа. — 2011.- №9. — С. 10-15.
13) Возрастная и педагогическая психология: Уч. пособие для пединститутов / Под ред. A.B. Петровского. - М.: Просвещение, 2011. - 288 с.
14) Волжина О.Б. Метод проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2014 — 20 с.
15) Выготский JT.C. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН, 2011.-500 с.
16) Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - 3-е изд., испр. и доп. -М.: ЧеРо, 2014.-240 с.
17) Громыко Ю.В. Построение общественной практики средствами образования // Вопросы психологии. — 2011.- № 5. — С. 37 - 48.
18) Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 2012.-240 с.
19) Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 2011. — 544 с.
20) Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. — М, 2010. — 299 с.
21) Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Советская педагогика. — 1961.- № 8. — С.32-42.
22) Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педву- зов.-М.: ВЛАДОС, 2010. - 432 с.
23) Дин P.Howtobeagoodpresenter: Материалы ежегодной летней конференции издательского дома «Пирсон Эдюкейшн»: Доклады и выступления. М.: Пирсон, 2010. - 128 с.
24) Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / Сост. В.А. Ротенберг; под общ. ред. E.H. Медынского. - М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
25) Добролюбов H.A. Избранные педагогические произведению М.: Изд-во АПН РСФСР, 2011. - 735 с.
26) Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. — 2013. - №5. — С. 38-41.
27) Дьюи Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2010. — 285 с.
28) Дьяченко В.К. Технология разноуровнего обучения при переходе к коллективному способу обучения // Начальная школа. - 2011. - №12 — С.9-13.
29) Евдокимова ЕС. От проектной культуры учреждения к проектной культуре ребенка // Модернизация управления образовательным учреждением: Методическое пособие / Под ред. В.В. Серикова, Т.В. Черниковой. — М.: АПКиПРО, 2014. - 162 с.
30) Егоров С.Ф. Проблема активности и самостоятельности учащихся в русской дидактике начала XX века (до 1917 г.) // Советская педагогика. - 2011.- №1. -С. 86-93.
31) Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. - М.: Учпедгиз, 2011.-239 с.
32) Жуковский И. В. Проект - гарант совместных действий // Учитель. — 2013.-№3.-С. 60-64.
33) Загороднюк В.П. Грамотно оформлять документацию к школьным проектам // Школа и производство. — 2013. - № 6. — С. 64-65.
34) Землянская E.H. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. - 2014. - № 9. - С. 55-58.
35) Землянская. E.H. Учебные проекты в экономической подготовке школьников // Народное образование. — 2014. - №1. — с. 163-171.
36) Землянская E.H. Управление начальной школой. М.: Педагогический поиск, 2012. - 284 с.
37) Землянская Е.Н, Чугреева М.К. Родители — лишь консультанты и помощники// Учитель. — 2011. - № 5. — С. 5-8.
38) Землянская E.H. Чугреева М.К. Учебные проекты младших школьников: Роль родителей // Начальное образование. — 2011. - №5. — С. 31-34:
39) Землянская E.H., Чугреева М.К. Новые педагогические технологии в профессиональной подготовке учителя / Труды всероссийской научно- практической конференции «Профессиональная подготовка учительства: история, теория и практика». Пенза, 2012. — 460 с.
40) Зимняя И.А.Компетентностная парадигма результатов современного образования: Доклад на президиуме РАО 13.02.2008.
41) Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры. — М.: Правда, 2012. — 654 с.
42) Капитонова Т.А. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников: Автореф. дис.канд. пед. наук. — Саратов, 2011. — 20 с.
43) Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Педагогика. — 2012.-№7.-С. 73-84.
44) Кашкарова Н.В. Цикл творческих проектов // Классный руководитель. - 2014. - № 7. - С. 30-35.
45) Килпатрик У.-Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. JL: Брокгауз-Эфрон, 1925. — 285 с.
46) Киричко Н.Шацкий и зарубежная педагогика // С.Т. Шацкий, 1878 - 1934.-М., 2011.-С. 100-103.
47) Кларин В.М. И.-Г. Песталоцци: подвижник педагогики // Педагогика. — 2011. -№1.- С. 44-49.
48) Комарова Т. С. Коллективное творчество дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2013. — 128 с. Серия «Программа воспитания и обучения в детском саду».

Вопрос-ответ:

Как можно развить у студентов умения самоорганизации и самоконтроля?

Умения самоорганизации и самоконтроля у студентов могут быть развиты через использование методов проектной деятельности и самостоятельной работы, которые активизируют их мыслительные процессы и способствуют формированию навыков планирования, организации времени, контроля за своими действиями и результатами.

Какие педагогические основы лежат в основе развития самостоятельности и самоконтроля?

Основой развития самостоятельности и самоконтроля являются психолого-педагогические методы, которые способствуют формированию у студентов мотивации к самостоятельной работе, развитию их критического мышления, обучению планированию, постановке целей и контролю за своими действиями.

Какова модель развития самостоятельности у школьников на основе метода проектов?

Модель развития самостоятельности у школьников на основе метода проектов представляет собой поэтапное формирование навыков самостоятельного изучения материала, разработки и реализации проектов, анализа полученных результатов и оценки своей деятельности. Это помогает развить учебную мотивацию, а также умение планировать свою работу и контролировать ее ход.

Как проводилась диагностика развития самостоятельности у студентов?

Диагностика развития самостоятельности у студентов проводилась с использованием различных методик и инструментов, включая анкетирование, наблюдение и анализ их самостоятельной работы. Были выявлены основные проблемы, с которыми студенты сталкиваются в процессе самостоятельной работы, и разработаны рекомендации по их преодолению.

Какие основные направления есть в развитии самостоятельности?

Основные направления в развитии самостоятельности включают формирование у студентов навыков планирования и организации своей работы, развитие их самоконтроля и умения анализировать свои действия и корректировать их в соответствии с поставленными целями. Также важно создание стимулирующей обстановки, которая мотивирует студентов к самостоятельной работе и развитию их творческого потенциала.

Какими методами можно развивать самоорганизацию и самоконтроль студентов по иностранному языку?

Развитие самоорганизации и самоконтроля студентов по иностранному языку можно осуществлять через использование метода проектов, который позволяет студентам самостоятельно определять цели и задачи работы, планировать свои действия и контролировать их выполнение. Также можно применять различные педагогические методы, такие как метод «живого языка», коммуникативные игры и задания, которые способствуют развитию активности и самостоятельности студентов.

Как с помощью метода проектов формируется самостоятельность у студентов в изучении иностранного языка?

Метод проектов является эффективным инструментом формирования самостоятельности у студентов. Он позволяет студентам самостоятельно выбирать тему проекта, определять цели и задачи работы, планировать и организовывать свои действия. В процессе работы над проектом студенты развивают умение самостоятельно и систематически собирать и анализировать информацию, делать выводы и представлять результаты своей работы. Таким образом, метод проектов способствует развитию самостоятельности и самоконтроля у студентов.

Какие основные направления в развитии самостоятельности обозначены в статье?

В статье обозначены основные направления в развитии самостоятельности. Одно из них - формирование у студентов умения самоорганизации, которое включает определение целей и задач, планирование и контроль выполнения работы. Другое направление - развитие навыков самоконтроля, то есть умения осуществлять анализ и оценку своей деятельности. Важным аспектом развития самостоятельности является также умение самостоятельно и систематически собирать и обрабатывать информацию, делать выводы и представлять результаты своей работы.

Каким образом проводилась диагностика развития самостоятельности у студентов?

Диагностика развития самостоятельности у студентов проводилась с помощью различных методик и инструментов. В частности, использовался опросник, который позволял определить уровень самостоятельности и самоконтроля у студентов. Также проводилось наблюдение за работой студентов, анализ и оценка их деятельности, а также собирание и анализ результатов проектов, выполненных студентами. Все эти методы позволяли получить информацию о развитии самостоятельности у студентов и оценить эффективность применяемых педагогических подходов и методов.

Какие основные представления о развитии самостоятельности и самоконтроля представлены в статье?

Статья рассматривает психолого-педагогические основы развития самостоятельности и самоконтроля у студентов, а также основные направления и модель развития самостоятельности на основе метода проектов.