особенности управления дошкольным образовательным учреждением в условиях перехода на ФГОС ДО
Заказать уникальную дипломную работу- 64 64 страницы
- 89 + 89 источников
- Добавлена 21.07.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Педагогический процесс в ДОУ: технологии психолого-педагогического сопровождения в условиях внедрения ФГОС ДО 7
1.1.Теоретический обзор современных нормативно-правовых документов в области дошкольного образования 7
1.2.Оценка качества образования в ДОУ 18
Глава 2. Практическая часть 29
2.1.Направления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ 29
2.2. Анализ существующих проблем организации образовательного процесса в ДОО 41
2.3. Особенности проектирования образовательного процесса в ДОО 50
Заключение 59
Список литературы 64
Внедрение в образовательный процесс федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) требует тщательного анализа педагогической деятельности в каждом конкретном ДОУ, причем возрастает роль повышения квалификации кадров, т.к. именно от этого зависит развитие дошкольного образования, как в содержательном, так и в организационно-управленческом аспекте. Введение в действие ФГОС ДО предполагает наличие у педагогов компетенций, необходимых для успешной разработки и последующей реализации названного документа.
Цель
Обеспечить организационно-методическим сопровождением педагогов на пути перехода к ФГОС ДО
Задачи
Наметить пути обновления образовательного процесса в ДОУ с учётом введения ФГОС дошкольного образования
Расширить представления о существующих формах организации образовательной деятельности.
Изучить аспекты образовательной среды, акцентировать внимание педагогов на психолого-педагогических требованиях к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО.
Расширить представления педагогов ДОУ о формах социального партнерства ДОУ с родителями.
Познакомить с содержанием коррекционной работы и/или инклюзивного образования в рамках образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
Обеспечить условия для осуществления информационно-методического взаимодействия между участниками проекта.
Мероприятия, направленные на реализацию проекта
Методические мероприятия, направленные на практическое освоение ФГОС ДО (семинары-практикумы, обучающий семинар, деловая игра, круглый стол, мастер-класс, проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми).
Мониторинг уровня профессиональной компетентности потребителей по данной теме.
Предоставление практического материала на электронных носителях и в форме публикаций.
Результат
У педагогов ДОУ расширятся представления о существующих формах организации образовательной деятельности
Педагоги будут обеспечены информационно-методическим инструментарием по внедрению ФГОС ДО.
Заместителем заведующего по ВМР разработаны критерии объективной оценки соответствия образовательной деятельности ДОУ требованиям Стандарта.
Педагоги ДОУ будут знатьнормативную базу введения ФГОС ДО в образовательную практику, инновационные формы организации образовательной деятельности, обеспечивающие реализацию ФГОС ДО.
Педагоги ДОУ будут уметь работать с нормативно-правовыми документами.
Педагоги ДОУ будут владетьметодами проектирования и моделирования образовательного процесса в ДОУ.
Педагоги ДОУ обладатьпрофессиональными компетенциями, помогающими выстраивать свою профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога ДОУ.
Сроки и этапы реализации
1 этап. Организационно-подготовительный (ноябрь2015 г. - январь 2016 г.)
2 этап. Основной (февраль 2016 г. – март 2016 г.)
3 этап. Заключительный (апрель 2016 – май 2016 г.)
Система организации контроля за исполнением проекта
Контроль в рамках проекта осуществляет заведующий ДОУ, специалисты управления образования города.
Ресурсное обеспечение проекта
Материально-техническое (наличие нормативных документов ФГОС ДО, сборников, компьютер)
Трудовые ресурсы (имеющийся инновационный опыт исполнителей проекта, мотивированность и теоретическая подготовленность педагогов, привлечение специалистов, занимающихся повышением квалификации кадров)
Информационные ресурсы (имеется выход в Интернет, стационарная исотовая телефонная связь, электронная почта, официальный сайт ДОУ)
СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
ПЕРВЫЙ ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Время проведения: декабрь 2015 г. - январь 2016 г.
На данном этапе разрабатывается план, отбирается содержание проекта, определяется творческая группа проекта. Проводится корректировка плана работы ДОУ на год, в него включаются мероприятия по проекту.
Цель: определить организационно-содержательную базу реализации проекта.
Задачи:
Изучить объективную потребность педагогов ДОУ с целью формирования информационного массива по организации образовательного процесса ДОУ в режиме введения ФГОС ДО.
Конкретизировать план пилотной площадки ДОУ Детский сад в рамках практико-ориентированного образовательного проекта «Методическое сопровождение педагогов ДОУ на пути перехода к ФГОС дошкольного образования».
Разработать содержание тематического плана теоретических и практико-ориентированных мероприятий для педагогов.
Создать оптимальные условия для функционирования ДОУ в статусе опорного ОУ, разработатьнормативно-правовую документацию (положения, должностные инструкции исполнителей проекта, поэтапный план реализации проекта др.).
ВТОРОЙ ЭТАП – ОСНОВНОЙ
Время проведения: февраль 2016 г. – март 2016 г.
Основное внимание направлено на реализацию поставленных задач; предполагает активное взаимодействие участников проекта посредством практико-ориентированного сотрудничества через мероприятия: семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы, мастер-классы, проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов - участников проекта по внедрению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательный процесс.
Задачи:
Создать эффективную систему методической помощи по обеспечению практической деятельности педагогов в вопросах введения ФГОС ДО.
Обогатить профессиональную компетентность педагогов в области современных технологий реализации ФГОС ДОв образовательном процессе детского сада.
Разработать систему управленческих действий, опосредующих успешность освоения участниками проектной деятельности содержания плановых семинаров и внедрения методических рекомендаций в работу ДОУ.
Организовать профессиональный диалог о путях реализации содержания ФГОС ДО.
Представить опыт работы по формам организации совместной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Предполагается, что педагогам в ходе реализации проекта будет представлена возможность для обмена мнениями и опытом работы по заявленной теме, обсуждения выдвинутых вопросов. На начальной и заключительной ступенях данного этапа проводится мониторинг с целью определения уровня профессиональной компетентности педагогов, их готовности к реализации ФГОС ДО в образовательном процессе ДОУ, определение наличия позитивной динамики в профессиональном росте.
ТРЕТИЙ ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Время проведения: апрель 2016–май 2016 г.
Исполнители проекта анализируют результаты проведенной работы, оформляют итоговую документацию. Анализ динамики изменения профессиональной компетентности педагогов. Руководитель проекта предоставляет материалы на экспертный совет.
Цель: мониторинг результатов реализации проекта и анализ эффективности проектной деятельности команды исполнителей проекта.
Задачи:
Разработать систему мониторинговых процедур по результатам деятельности исполнителей и участников проектной деятельности.
Провести анализ выявленных результатов реализации данного проекта.
Сформировать информационно-методический пакет из наработанных материалов по внедрению ФГОС ДО в деятельность ДОУ. Подготовить документацию по результатам выполненного проекта (методические рекомендации).
Таблица 6. План работы городской пилотной площадки ДОУ
Сроки проведения Мероприятия
(темы, формы работы) Форма проведения Декабрь 2015-
январь 2016 Разработка проектной заявки, согласование с департаментом образования, разработка плана, определение команды исполнителей проекта, отбор содержания проекта, подбор диагностического инструментария для отслеживания результатов работы по этапам Заседания творческой группы Февраль 2016 Обновление образовательного процесса в ДОУ с учётом введения ФГОС дошкольного образования семинар Апрель 2016 Формы проведения образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
Мастер-класс, открытые просмотры Октябрь 2016 Аспекты образовательной среды, их реализация в ДОУ семинар Декабрь 2015 Социальное партнерство ДОУ с родителями, как ресурс реализации первого уровня образования круглый стол с участием разных учреждений города Февраль 2016 Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования в рамках образовательной деятельности ДОУ семинар Март 2016 Психолого-педагогические требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО
выставка-ярмарка по созданию предметно-пространственной среды в ДОУ В течение 2015-2016 г.г. Подготовка методических рекомендаций для педагогических и руководящих работников ДОУ по внедрению ФГОС ДО. Заседания творческой группы Май
2016 Подготовка итогового отчета по проекту. Проведение мониторинга эффективности мероприятий проекта Заседания творческой группы
4.Ожидаемые результаты:
У педагогов ДОУ расширятся представления о существующих формах организации образовательной деятельности
Педагоги будут обеспечены информационно-методическим инструментарием по внедрению ФГОС ДО.
Заместитель заведующего по ВМР разработает критерии к объективной оценки соответствия образовательной деятельности ДОУ требованиям Стандарта.
Педагоги ДОУ будут знатьнормативную базу введения ФГОС ДО в образовательную практику, инновационные формы организации образовательной деятельности, обеспечивающие реализацию ФГОС ДО.
Педагоги ДОУ будут уметь работать с нормативно-правовыми документами.
Педагоги ДОУ будут владетьметодами проектирования и моделирования образовательного процесса в ДОУ.
Педагоги ДОУ обладатьпрофессиональными компетенциями, помогающими выстраивать свою профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога ДОУ.
5.Риски реализации проекта:
Трудности преодоления старых стереотипов профессиональной деятельности педагогов
Недостаточное финансирование и техническое оснащение проекта (ИКТ)
Образовательные потребности педагогов могут превышать возможности методического сопровождения
6.Дальнейшее развитие проекта:
Обобщение и распространение опыта по реализации проекта в дальнейшем будет способствовать расширению взаимодействия между ДОУ, позволит выявить и транслировать инновационный опыт. Произойдет обновление форм взаимодействия всех участников проекта.
Заключение
Японский педагог И. Такаси говорил: «Миссия воспитателя - быть полномочными представителями ребенка перед лицом общества». И добавлял: «Выступая как доверенное лицо ребенка, воспитатель в этом качестве получает право на доступ в его внутренний мир».
Этот постулат заложен в требованиях к кадровым условиям реализации ООП, следовательно, изменяется роль взрослого в ДОУ. Возможности и компетенции педагога - это одна из ключевых точек стандарта. В документе указаны компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту.
По итогам работы мы определили на сегодняшний момент следующие «точки кризиса»:
реализация учреждениями дополнительных образовательных программ без лицензии;
реализация дополнительных образовательных программ на платной и бесплатной основе в рамках основной образовательной деятельности;
не разработаны локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и воспитанниками и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних воспитанников;
не обеспечена открытость и доступность информации через официальный сайт образовательного учреждения в сети «Интернет»;
сайты не содержат необходимую информацию в соответствии с действующим законодательством об образовании;
в договоре об образовании не указаны основные характеристики образования, в том числе вид образовательной программы, форма обучения, срок освоения (продолжительность обучения);
образовательный ценз педагогических работников не соответствует требованиям законодательства;
ООП ДО учреждения не утверждена и не введена в действие приказом руководителя, отсутствуют приказы об отмене ООП, разработанной на основе ФГТ;
структура ООП ДО, реализуемой в учреждении не соответствуют действующему законодательству об образовании;
организация предметно-развивающей среды не соответствует установленным требованиям;
не обеспечено функционирование внутренней системы оценки качества дошкольного образования;
низкий уровень методического и психологического сопровождения образовательного процесса в рамках реализации ООП ДО учреждения.
Считаем, что данные проблемные вопросы должны стать и для ДОУ, и для МОУО тем пунктиром, который направит и систематизирует работу в рамках ФГОС ДО.
Как же действовать в такой сложной ситуации для ДОУ?
Первый шаг - провести анализ созданной образовательной среды в ДОУ на предмет оценки готовности введения стандарта, определить проблемные моменты («точки кризиса», «точки роста») и пути их решения в рамках работы по ФГОСам. Разработать и утвердить «дорожные карты» введения ФГОС в учреждениях, где обязательно должны быть отражены сроки приведения локальных нормативных актов, материально-технического обеспечения, должностных инструкций работников ДОУ в соответствие с требованиями ФГОС ДО.
На этом этапе важна роль МОУО в организационном и методическом сопровождении деятельности ДОУ.
Второй шаг - привести в соответствие с требованиями ФГОС ДО нормативно-правовую базу учреждения.
В соответствии с ч.2, ч.3 ст.30, ч.6 ст.45, ч.3. ст.47, ч.5 ст. 54 № 273-ФЗ образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие:
правила приема;
режим занятий (образовательной деятельности) воспитанников;
порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и родителями (законными представителями) воспитанников;
порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения;
основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг;
доступ педагогических работников к информационно -телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
МОУО разрабатывает методические рекомендации по внесению изменений в локальные нормативные акты, но это не означает, что специалисты разрабатывают шаблоны всех документов и направляют их в учреждения, а учреждения, вписав название, утверждают, не читая, и самое главное - положения документа остаются только на бумаге.
В соответствии с ч.1 ст. 12 № 273-ФЗ содержание образования в учреждении определяется основной образовательной программой, разработанной с учетом примерных образовательных программ и соответствующей ФГОС. ФГОС содержит требования к структуре образовательной программы ДО и ее объему (2-ой раздел).
Отсюда и определяем шаг третий - привести в соответствие с указанными требованиями структуру действующей в учреждении основной образовательной программы.
В ДОУ должен быть издан распорядительный акт о прекращении реализации ООП ДО в соответствии с ФГТ с 31.12.2013 и введении в действие ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО с 09.01.2014.
На уровне МОУО следует обеспечить методическое сопровождение деятельности ДОУ по разработке к 01.09.2014 ООП ДО.
Часть ООП, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ, разработанных ими самостоятельно. Эта часть программы может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий и сложившихся традиций на территории и в ДОУ.
Четвертым шагом станет проведение МОУО мониторинга учета потребности в подготовке повышения квалификации и переподготовки педагогических и учебно-вспомогательных работников ДО с учетом введения ФГОС ДО. На уровне муниципалитета должна быть разработана и запущена модель непрерывного педагогического образования, оказания адресной помощи ДОУ, педагогическим и руководящим, учебновспомогательным работникам по введению ФГОС ДО.
Пятый шаг - разработка графиков поэтапного укрепления МТБ ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС. Необходимо уже сейчас установить требования к приему муниципальных дошкольных образовательных учреждений к новому учебному году, обеспечивающих в соответствии с ФГОС условия безопасного образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников.
Одним из принципов реализации ООП в соответствии с ФГОС является принцип открытости, отсюда сформулируем и шестой шаг в деятельности МОУО по введению ФГОС - организационное обеспечение и финансовая помощь в разработке сайтов ДОУ. На уровне учреждения в соответствии со ст. 29 № 273-ФЗ должен быть утвержден документ по работе с официальным сайтом в сети Интернет.
Седьмым шагом будет разработка муниципальной системы оценки качества дошкольного образования, показателей эффективности деятельности МДОУ.
Необходимо помнить, что право на осуществление образовательной деятельности по основным и дополнительным образовательным программам появляется только после получения лицензии.
Такой подход, на наш взгляд, позволяет максимально отразить специфику управления ДОУ, обеспечивает возможность на основе полученных мониторинговых данных проектировать систему методической помощи и поддержки в условиях обновления системы дошкольного образования для профессиональной деятельности на качественно новом уровне, отвечающем требованиям времени.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 г., утвержденная Указом Президента РФ от 01.06. 2012 г №761
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. № 1662-р)
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013 №94/2013-03
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект)
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (проект)
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программ дошкольного образования» (проект)
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении примерной формы договора об образовании при приеме детей на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (проект)
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель) (проект)
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2011 г. № 1034)
Долгосрочная целевая программа «Развитие образования в Московской области на 2013-2015», утвержденная постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012 №1071/32
Региональная стратегия действий в интересах детей в Московской области на 2013-2017 годы (проект)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»
Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23 ноября 2009 года № 655
Приказ Минобрнауки России от 20.07. 2011 № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Минобрнауки России (приказ от 27.10.2011 № 2562)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2012 г. N 107 г. Москва "Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения"
Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. №28-51-513 /16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 30.07.2007 года № 03-1883 «О методических рекомендациях по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007-2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 31.01.2008 года № 03-133 «О внедрении различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения»
Письмо Министерства образования и науки России от 25.11.2009 г. №03-2397 «О стимулировании внедрения современных моделей дошкольного образования»
Алексанина Н. С. Инновационная деятельность в образовании // Мир образования – образование в мире. № 4. М.: Издательский дом Российской академии образования (РАО), 2006
Алиева, Э. К ФГОС дошкольного образования: шаг за шагом/ Эвелина Алиева // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2014. - № 4. - С.25-26.
Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно – методическое пособие.- СПб.: ООО Издательство Детство – пресс, 2011
Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста// Пед. технологии.-2010.- №2
Бережнова О.В.,Тимофеева Л.Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы.- М.: Цветной мир, 2013
Бережнова, О. В. ФГОС дошкольного образования: основные положения/ О. В. Бережнова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - № 5. - С.32-40.
Березка, Т. Основная образовательная программа: часть, формируемая участниками образовательных отношений: опыт работы / Т. Березка, Т. Панова, В. Миленко // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. - С.4-13.
Богославец Л.Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2012
Босякова, С. Н. Организационно-педагогические мероприятия по введению ФГОС ДО: уровень дошкольной образовательной организации / С. Н. Босякова, С. В. Подольная. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2014. - № 5. - С.4-13
Васюкова Н.Е. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 4-5 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2012
Васюкова Н.Е. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 5-6 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2012
Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: Детство-пресс, 2010
Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М, 2010
Доронова Т.Н. Стратегия согласия //Обруч.- 2012. № 2
Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы /авт.- сост. Л.В. Шмонина, О.И. Зайцева. Волгоград: Учитель, 2011
Истоки: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Л.А.Парамоновой.- М.: Сфера, 2011
Как разработать основную общеобразовательную программу дошкольного образования / Под общ. Ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига, 2011
Как разработать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. / Под общ. Ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига, 2011
Королева, С. В. Моделирование процесса управления качеством в дошкольной образовательной организации / С. В. Королева // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 1. - С.31-34. - Библиогр.: с. 34
Лебедева С.С. Проблемы управления инновационным ДОУ в условиях социального партнерства - СПб.: Детство-Пресс, 2011
Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. - Юрайт, 2013
Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания.- М.: ИЦ Академия, 2012
Микляева Н.В. Конструктор образовательной программы детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2012
Микляева Н.В. Социальное партнерство детского сада с родителями. –М.: ТЦ Сфера, 2013
Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Толстикова С.Н. Детский сад Будущего: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010
Микляева, Н. В. Методы воспитания и обучения в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования: альтернативная классификация / Н. В. Микляева // Современный детский сад. - 2014. - № 4. - С.36-43.
Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теориии к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010
Никольская О.Д. Социально-педагогическое партнерство как фактор повышения качества дошкольного образования: теоретическое обоснование //Вестник ОГУ. – 2008. № 10
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2008
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Е.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд. - М.: Мозаика – Синтез, 2012
Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии.- М.: ИЦ Академия, 2012
Петрова, И. В. Механизмы реализации ФГОС с позиций непрерывности образовательного процесса в системе муниципальной методической службы: [опыт работы Краснокаменского района Забайкальского края] / И. В. Петрова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2013. - № 9. - С.35-39. - Библиогр.: с. 39
Письменская, И. А. Организация сетевого взаимодействия в рамках оптимизации образовательного процесса дошкольной образовательной организации И. А. / Письменская, Е. Ю. Полякова, Г. В. Янгулова // Методист. - 2014. - № 7. - С.66-68.
Планирование в современном ДОУ. Методическое пособие под ред Н.В. Микляевой.- М.: ТЦ Сфера, 2013
Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования - М.: Издательский центр «Академия», 2008
Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ Сост. Н.В. Нищева.- СПб, Детство – Пресс, 2010
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»// под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой.-М.: Цветной мир, 2012
Рубцов В.В., Юдина Е.Г.Современные проблемы дошкольного образования //Психологическая наука и образование.- 2010. № 3.
Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008
Сертакова Н.М.Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей.- М.: Детство-Пресс, 2013
Синицина, И. А. Организация образовательного процесса для детей 5-7 лет в условиях перехода на новые стандарты/ И. А. Синицина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2012. - № 3 (31). - С.120-122.
Система аудита качества образования в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Московский центр качества образования, 2012
Скоролупова О.А. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения. – М.: «Издательства Скрипторий 2003», 2008
Скоролупова, О. А. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования: организация внедрения в ДОО/ О. А. Скоролупова. //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2014. - № 3. - С.6-19
Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. пособие – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Айрис – пресс, 2010
Счастливый ребенок. Программа воспитания и обучения дошкольников по образовательным областям/ нау.рук. С.А.Козлова.-М.: Школьная пресса, 2011
Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В. Региональный опыт создания инновационных форм организации дошкольного образования. // Детский сад: теория и практика , 2011
Трифонова, Т. А. Особенности организации предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении / Трифонова Т. А., Полякова Е. Ю. // Методист. - 2014. - № 5. - С.66-68.
Успех. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/(Н.О. Березина, И.А. Бурлакова, Е.Н. Герасимова; науч. ред. А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н.В. Федина).-М.: Просвещение, 2011
Факирска Й.Д. Изменение форм или разумное использование современных образовательных технологий в детском саду// Современный детский сад.-2011.- №1
Федина Н.В. Перечень требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. - №2
Федина Н.В. Требования к результатам освоения программ дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. - №3
Федина Н.В. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: история вопроса и проблемы разработки// Образование старших дошкольников в преемственности с начальной школой как стратегическое направление развития образования России: Сборник материалов Всероссийской научно – практической конференции, 4-5 июня 2008 г., Москва. М.: АПКиППРО, 2008
Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования.- М.: ИЦ Академия, 2013
Шукшина, С. Е. Организация процесса математического развития дошкольников с учетом положений ФГОС ДО / С. Е. Шукшина // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. - 2014. - № 5. - С.4-12
Интернет-ресурсы
Министерство образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru
Министерство образования Московской области http://mo.mosreg.ru
Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru Федеральный образовательный портал. Каталог ресурсов по педагогике, воспитанию и обучению детей дошкольно-школьного возраста.
Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания http://www.niisv.ru
Давыдов В.В., Кудрявцев Т.В. «Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней» http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1997/971/971003.htm
www.metodiki.ru. Содержит разделы психологии, дошкольного воспитания, дополнительного образования, управления образованием, внеклассной работы.
http://tanja-k.chat.ru/ - Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений.
http://edu.rin.ru/preschool/index.html - Дошкольное образование.
http://www.kindereducation.com - Дошколенок.
http://ivalex.vistcom.ru/ - Все для детского сада.
http://detsad-journal.narod.ru/index.htm - Детский сад от А до Я.
http://www.detskiysad.ru/ - Детский сад.ру.
Телегин М.В.: Традиционное обучение и воспитание в инновационном детском саду: казнить нельзя, применять // Детский сад от А до Я. 2011. №4. Электронный ресурс: http://mtelegin.ru/tradition/detsad
29
Нормативно-правовые акты
1. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 г., утвержденная Указом Президента РФ от 01.06. 2012 г №761
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. № 1662-р)
3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
4. Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013 №94/2013-03
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект)
6. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (проект)
7. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программ дошкольного образования» (проект)
8. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении примерной формы договора об образовании при приеме детей на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (проект)
9. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель) (проект)
10. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2011 г. № 1034)
11. Долгосрочная целевая программа «Развитие образования в Московской области на 2013-2015», утвержденная постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012 №1071/32
12. Региональная стратегия действий в интересах детей в Московской области на 2013-2017 годы (проект)
13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»
14. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23 ноября 2009 года № 655
15. Приказ Минобрнауки России от 20.07. 2011 № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
16. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Минобрнауки России (приказ от 27.10.2011 № 2562)
17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2012 г. N 107 г. Москва "Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения"
18. Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. №28-51-513 /16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»
19. Письмо Министерства образования и науки РФ от 30.07.2007 года № 03-1883 «О методических рекомендациях по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007-2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»
20. Письмо Министерства образования и науки РФ от 31.01.2008 года № 03-133 «О внедрении различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения»
21. Письмо Министерства образования и науки России от 25.11.2009 г. №03-2397 «О стимулировании внедрения современных моделей дошкольного образования»
22. Алексанина Н. С. Инновационная деятельность в образовании // Мир образования – образование в мире. № 4. М.: Издательский дом Российской академии образования (РАО), 2006
23. Алиева, Э. К ФГОС дошкольного образования: шаг за шагом/ Эвелина Алиева // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2014. - № 4. - С.25-26.
24. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно – методическое пособие.- СПб.: ООО Издательство Детство – пресс, 2011
25. Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста// Пед. технологии.-2010.- №2
26. Бережнова О.В.,Тимофеева Л.Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы.- М.: Цветной мир, 2013
27. Бережнова, О. В. ФГОС дошкольного образования: основные положения/ О. В. Бережнова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - № 5. - С.32-40.
28. Березка, Т. Основная образовательная программа: часть, формируемая участниками образовательных отношений: опыт работы / Т. Березка, Т. Панова, В. Миленко // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. - С.4-13.
29. Богославец Л.Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2012
30. Босякова, С. Н. Организационно-педагогические мероприятия по введению ФГОС ДО: уровень дошкольной образовательной организации / С. Н. Босякова, С. В. Подольная. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2014. - № 5. - С.4-13
31. Васюкова Н.Е. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 4-5 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2012
32. Васюкова Н.Е. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 5-6 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2012
33. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: Детство-пресс, 2010
34. Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М, 2010
35. Доронова Т.Н. Стратегия согласия //Обруч.- 2012. № 2
36. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы /авт.- сост. Л.В. Шмонина, О.И. Зайцева. Волгоград: Учитель, 2011
37. Истоки: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Л.А.Парамоновой.- М.: Сфера, 2011
38. Как разработать основную общеобразовательную программу дошкольного образования / Под общ. Ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига, 2011
39. Как разработать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. / Под общ. Ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига, 2011
40. Королева, С. В. Моделирование процесса управления качеством в дошкольной образовательной организации / С. В. Королева // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 1. - С.31-34. - Библиогр.: с. 34
41. Лебедева С.С. Проблемы управления инновационным ДОУ в условиях социального партнерства - СПб.: Детство-Пресс, 2011
42. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. - Юрайт, 2013
43. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания.- М.: ИЦ Академия, 2012
44. Микляева Н.В. Конструктор образовательной программы детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2012
45. Микляева Н.В. Социальное партнерство детского сада с родителями. –М.: ТЦ Сфера, 2013
46. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Толстикова С.Н. Детский сад Будущего: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010
47. Микляева, Н. В. Методы воспитания и обучения в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования: альтернативная классификация / Н. В. Микляева // Современный детский сад. - 2014. - № 4. - С.36-43.
48. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теориии к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010
49. Никольская О.Д. Социально-педагогическое партнерство как фактор повышения качества дошкольного образования: теоретическое обоснование //Вестник ОГУ. – 2008. № 10
50. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2008
51. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Е.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд. - М.: Мозаика – Синтез, 2012
52. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии.- М.: ИЦ Академия, 2012
53. Петрова, И. В. Механизмы реализации ФГОС с позиций непрерывности образовательного процесса в системе муниципальной методической службы: [опыт работы Краснокаменского района Забайкальского края] / И. В. Петрова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2013. - № 9. - С.35-39. - Библиогр.: с. 39
54. Письменская, И. А. Организация сетевого взаимодействия в рамках оптимизации образовательного процесса дошкольной образовательной организации И. А. / Письменская, Е. Ю. Полякова, Г. В. Янгулова // Методист. - 2014. - № 7. - С.66-68.
55. Планирование в современном ДОУ. Методическое пособие под ред Н.В. Микляевой.- М.: ТЦ Сфера, 2013
56. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования - М.: Издательский центр «Академия», 2008
57. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ Сост. Н.В. Нищева.- СПб, Детство – Пресс, 2010
58. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»// под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой.-М.: Цветной мир, 2012
59. Рубцов В.В., Юдина Е.Г.Современные проблемы дошкольного образования //Психологическая наука и образование.- 2010. № 3.
60. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008
61. Сертакова Н.М.Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей.- М.: Детство-Пресс, 2013
62. Синицина, И. А. Организация образовательного процесса для детей 5-7 лет в условиях перехода на новые стандарты/ И. А. Синицина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2012. - № 3 (31). - С.120-122.
63. Система аудита качества образования в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Московский центр качества образования, 2012
64. Скоролупова О.А. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения. – М.: «Издательства Скрипторий 2003», 2008
65. Скоролупова, О. А. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования: организация внедрения в ДОО/ О. А. Скоролупова. //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2014. - № 3. - С.6-19
66. Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. пособие – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Айрис – пресс, 2010
67. Счастливый ребенок. Программа воспитания и обучения дошкольников по образовательным областям/ нау.рук. С.А.Козлова.-М.: Школьная пресса, 2011
68. Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В. Региональный опыт создания инновационных форм организации дошкольного образования. // Детский сад: теория и практика , 2011
69. Трифонова, Т. А. Особенности организации предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении / Трифонова Т. А., Полякова Е. Ю. // Методист. - 2014. - № 5. - С.66-68.
70. Успех. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/(Н.О. Березина, И.А. Бурлакова, Е.Н. Герасимова; науч. ред. А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н.В. Федина).-М.: Просвещение, 2011
71. Факирска Й.Д. Изменение форм или разумное использование современных образовательных технологий в детском саду// Современный детский сад.-2011.- №1
72. Федина Н.В. Перечень требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. - №2
73. Федина Н.В. Требования к результатам освоения программ дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. - №3
74. Федина Н.В. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: история вопроса и проблемы разработки// Образование старших дошкольников в преемственности с начальной школой как стратегическое направление развития образования России: Сборник материалов Всероссийской научно – практической конференции, 4-5 июня 2008 г., Москва. М.: АПКиППРО, 2008
75. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования.- М.: ИЦ Академия, 2013
76. Шукшина, С. Е. Организация процесса математического развития дошкольников с учетом положений ФГОС ДО / С. Е. Шукшина // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. - 2014. - № 5. - С.4-12
Интернет-ресурсы
77. Министерство образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru
78. Министерство образования Московской области http://mo.mosreg.ru
79. Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru
Федеральный образовательный портал. Каталог ресурсов по педагогике, воспитанию и обучению детей дошкольно-школьного возраста.
80. Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания http://www.niisv.ru
81. Давыдов В.В., Кудрявцев Т.В. «Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней» http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1997/971/971003.htm
82. www.metodiki.ru. Содержит разделы психологии, дошкольного воспитания, дополнительного образования, управления образованием, внеклассной работы.
83. http://tanja-k.chat.ru/ - Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений.
84. http://edu.rin.ru/preschool/index.html - Дошкольное образование.
85. http://www.kindereducation.com - Дошколенок.
86. http://ivalex.vistcom.ru/ - Все для детского сада.
87. http://detsad-journal.narod.ru/index.htm - Детский сад от А до Я.
88. http://www.detskiysad.ru/ - Детский сад.ру.
89. Телегин М.В.: Традиционное обучение и воспитание в инновационном детском саду: казнить нельзя, применять // Детский сад от А до Я. 2011. №4. Электронный ресурс: http://mtelegin.ru/tradition/detsad
Министерство образования Республики Коми
ГАОУ ДПО (пк) С РК
"Коми республиканский институт развития образования"
Факультет менеджмент в образовании
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Управление начальной школой в условиях перехода на ФГОС
Дисциплины "Система образования"
Сыктывкар, 2011
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы управления начальной общеобразовательной школы
1.1 Понятие и содержание управления образовательным учреждением
1.2 Современные требования к обеспечению условий внедрения ФГОС
1.3 Особенности управления начальной комплексной школе в условиях перехода на ФГОС
Глава II. Система управления МОУ "НОШ № 6" в условиях перехода на ФГОС
2.1 Характеристика МОУ "НОШ № 6"
2.2 Анализ системы управления МОУ "НОШ № 6"
2.3 Система управления МОУ "НОШ № 6" в условиях внедрения и реализации ФГОС
Вывод
Список литературы
Введение
Модернизация образования является одним из приоритетных направлений государственной политики в российской Федерации. Шагом в реализации идей модернизации российского образования стала президентская Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [9], определены пять основных направлений развития общего образования: "Содержание образования. Обновление образовательных стандартов", "Система поддержки талантливых детей", "Развитие учительского потенциала", "Современная инфраструктура школы" и "Формирование культуры здоровья учащихся".
Новых вызовов времени порождает принципиально иные требования к образованию, его результаты и, следовательно, требует внедрения нового поколения стандартов. Разработаны Российской академией образования, Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее-ФГОС) [7], определили новый общественный статус стандарта. ФГОС является механизмом реализации как конституционного права каждого ребенка на получение общего образования, так и ответственности всех субъектов национальной образовательной системы за соблюдение этого права. Выбор юридического статуса ФГОС представляет собой систему требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям его осуществления на всей территории Российской Федерации. Новые ФГОС, отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала советской школы, не только смещает акцент на формирование у ученика личностных созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход: