Самосознание и Я-концепция

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 27 27 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 14.01.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Определения самосознания и Я-концепции
Глава 2. Содержание самосознания
Глава 3. Структура самосознания
Заключение
Список используемой литературы


Фрагмент для ознакомления

Несовпадение Я-концепции человека и его внешних проявлений (внешнего экспрессивного Я) может быть следствием как сознательного, умелого сокрытия человеком своего Я в соответствии с ситуацией общения, так и неточности, неадекватности, трудностей в осознании им своих отдельных характеристик, обусловленных индивидуальными различиями по степени легкости, адекватности и уровню развития самосознания.
В немногочисленных психологических работах специально рассматривается соотношение между когнитивной и самоотношенческой составляющими Я-концепции. В одних работах усматривается влияние самоотношения на когнитивный компонент самосознания или реорганизующее влияние отношенческого и конативного компонентов одной из разновидностей Я-концепции на ее когнитивную, содержательную структуру. Согласно другим исследованиям, когнитивный компонент оказывается определяющим в соотношении «когнитивный компонент – самоотношение». В.В. Столин усматривает связь между самоотношением и знанием о себе в феноменальном плане, субъективно как следствие с причиной; а связь между самоотношением к себе и поведенческим компонентом – в функциональном плане, как выражение в общении и деятельности субъекта стабильной стратегии в отношении себя самого. Специфика связи между знанием о себе и самоотношением обусловлена уровнем самосознания. Для индивидного уровня когнитивный и самоотношенческий компоненты связаны через оценку содержания когнитивного компонента (черты) с точки зрения его социальной желательности, а оценочным основанием выступает потребность субъекта в общении (принадлежности и признании). Для личностного самосознания характерен иной способ связи самоотношения и знания о себе – через соотнесение, оценку собственных черт или Я в целом с собственными же целями и мотивами, выражающими потребность в самореализации, через соотнесение наличных мотивов и целей с исходной потребностью в самореализации. Соотнесения в личностном самосознании осуществляются в форме внутреннего диалога, а само установление соответствия мотивов и черт, мотивов и потребностей и т.п. не есть одноразовый акт, а длительный процесс, иногда на протяжении жизни.
В общем плане связь самопознания и самоотношения (или когнитивного и самоотношенческого компонентов) устанавливается на разных уровнях самосознания через оценку содержания когнитивного компонента. Различие в характере связи на разных уровнях самопознания обнаруживается через содержание оценочных оснований, точнее, через стоящие за ними различные по содержанию потребности и мотивы. Если оценка и реализует связь между когнитивным и самоотношенческими компонентами самосознания, то, следовательно, когнитивный компонент является определяющим в этой связи, так как для оценивания необходимо наличие его предмета, который и включен в содержание когнитивного компонента самосознания.
Заключение
Таким образом, самосознание позволяет человеку, отражая внешний мир, выделять себя в нём, осознавать своё отношение к этому миру и себя в своих отношениях с окружающими, познавать собственный внутренний мир, переживать и определенным образом оценивать его. Самосознание – это сознавание субъектом самого себя, осознание своей идентичности независимо от телесных и психических изменений во времени, главное условие к выработке собственной Я-концепции.
Благодаря самосознанию человек воспринимает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя.
Самосознание начинает формироваться уже на ранних этапах онтогенеза, что некоторые исследователи связывают с моментами первого использования ребёнком местоимения «Я» и узнавания своего отражения в зеркале (так называемая стадия зеркала по Ж. Лакану). Как отмечал Ж. Пиаже, центральной задачей первого года жизни является отделение себя в качестве субъекта действия от своего окружения – «операция», закладывающая основу самосознания.
Самосознание личности в различных его проявлениях – результат развития и становления личности в условиях, которые по-разному сказываются для каждого. Процесс развития личности предполагает постоянную трансформацию самооценки, самоуважения, самочувствия человека, другими словами – динамику его самосознания.
Список используемой литературы
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977. – С. 172.
Батурин Н.А. Оценочная функция психики. СПб., 1998.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.
Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. № 4. 1992. Т. 13. – С. 99 – 101.
Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496 с.
Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ. – Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2004.
Джемс У. Психология. / Под ред. Л.А. Петровской. – М.: Педагогика, 1991.
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995.
Козиев В.Н. Структура и содержание профессионального самосознания учителя. // Психологические проблемы развития профессионального сознания педагога-практика. – М.: АПН РСФСР, 1972.
Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание. – М.: Изд-во полит. Лит-ры, 1984.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 томах. Т. 2. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1983.
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999.
Макарова И.В. Психология: конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 237 с.
Маслоу А.Г. Психология бытия. – М.: Ваклер, 1997.
Миронова Т.Л. Структура и развитие профессионального самосознания. М., 1999.
Миронова Т.Л. Структура и развитие профессионального самосознания. – М., 1999.
Мясищев В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней человека. // Психология сознания. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. – С. 56 – 63.
Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. – Ереван: АН Армянской ССР, 1988.
Общая психология / под ред. Тугушева Р.Х. и Гарбера Е.И. – М.: Эксмо, 2007. – 560 с.
Общая психология, под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005. – 232 с.
Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М.: МГУ, 1991.
Психология, под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 660 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. – М.: Педагогика, 1989. – 328 с.
Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси: Мецниереба, 1989.
Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М.: МГУ, 1989.
Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М.: Политиздат, 1972.
Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.
Хорни К. Невроз и развитие личности. – М.: Смысл, 1998.
Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977.
Шибутини Т. Социальная психология. Ростов н/Д: Феникс, 1998.
Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.
Психология, под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – С. 87.
Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М.: Политиздат, 1972.
Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.
Козиев В.Н. Структура и содержание профессионального самосознания учителя. // Психологические проблемы развития профессионального сознания педагога-практика. – М.: АПН РСФСР, 1972. – С. 36 – 45.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 томах. Т. 2. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1983.
Миронова Т.Л. Структура и развитие профессионального самосознания. М., 1999.
Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977.
Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. – Ереван: АН Армянской ССР, 1988.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 томах. Т. 2. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1983.
Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. – М.: Педагогика, 1989.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 томах. Т. 2. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1983.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977. – С. 172.
Мясищев В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней человека. // Психология сознания. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. – С. 61.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. – М.: Педагогика, 1989.
Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М.: Политиздат, 1972.
Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.
Общая психология, под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005. – С. 138.
Батурин Н.А. Оценочная функция психики. СПб., 1998.
Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. № 4. 1992. Т. 13. – С. 99 – 101.
Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.
Там же.
Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. – М.: Педагогика, 1989.
Джемс У. Психология. / Под ред. Л.А. Петровской. – М.: Педагогика, 1991.
Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание. – М.: Изд-во полит. Лит-ры, 1984.
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995.
Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.
Шибутини Т. Социальная психология. Ростов н/Д: Феникс, 1998.
Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание. – М.: Изд-во полит. Лит-ры, 1984.
Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси: Мецниереба, 1989.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.
Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977.
Миронова Т.Л. Структура и развитие профессионального самосознания. – М., 1999.
Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание. – М.: Изд-во полит. Лит-ры, 1984.
Там же.
Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М.: МГУ, 1991.

Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.
Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М.: МГУ, 1991.
Там же.
Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977.
Там же.
Миронова Т.Л. Структура и развитие профессионального самосознания. – М., 1999.
Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание. – М.: Изд-во полит. Лит-ры, 1984.
Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ. – Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2004.
Хорни К. Невроз и развитие личности. – М.: Смысл, 1998.
Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. – Ереван: АН Армянской ССР, 1988.
Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.
Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М.: МГУ, 1991.
Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977.
Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977.
Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.
Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси: Мецниереба, 1989.
Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.
Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М.: Политиздат, 1972.
Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.
Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977.
Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М.: Политиздат, 1972.
Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977.
Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.
Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977.
Там же.
Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999.
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999.
Шибутини Т. Социальная психология. Ростов н/Д: Феникс, 1998.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.
Маслоу А.Г. Психология бытия. – М.: Ваклер, 1997.
Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание. – М.: Изд-во полит. Лит-ры, 1984.
Шибутини Т. Социальная психология. Ростов н/Д: Феникс, 1998.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.
Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание. – М.: Изд-во полит. Лит-ры, 1984.
Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. – Ереван: АН Армянской ССР, 1988.
Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.
Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ. – Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2004.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.
Шибутини Т. Социальная психология. Ростов н/Д: Феникс, 1998.
Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. – М.: Валгус, 1997.
Там же.
Шибутини Т. Социальная психология. Ростов н/Д: Феникс, 1998.
Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М.: МГУ, 1989.
Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.
Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.












27

Список используемой литературы
1.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977. – С. 172.
2.Батурин Н.А. Оценочная функция психики. СПб., 1998.
3.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.
4.Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. № 4. 1992. Т. 13. – С. 99 – 101.
5.Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496 с.
6.Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ. – Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2004.
7.Джемс У. Психология. / Под ред. Л.А. Петровской. – М.: Педагогика, 1991.
8.Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995.
9.Козиев В.Н. Структура и содержание профессионального самосознания учителя. // Психологические проблемы развития профессионального сознания педагога-практика. – М.: АПН РСФСР, 1972.
10.Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание. – М.: Изд-во полит. Лит-ры, 1984.
11.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 томах. Т. 2. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1983.
12.Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999.
13.Макарова И.В. Психология: конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 237 с.
14.Маслоу А.Г. Психология бытия. – М.: Ваклер, 1997.
15.Миронова Т.Л. Структура и развитие профессионального самосознания. М., 1999.
16.Миронова Т.Л. Структура и развитие профессионального самосознания. – М., 1999.
17.Мясищев В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней человека. // Психология сознания. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. – С. 56 – 63.
18.Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. – Ереван: АН Армянской ССР, 1988.
19.Общая психология / под ред. Тугушева Р.Х. и Гарбера Е.И. – М.: Эксмо, 2007. – 560 с.
20.Общая психология, под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005. – 232 с.
21.Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М.: МГУ, 1991.
22.Психология, под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 660 с.
23.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. – М.: Педагогика, 1989. – 328 с.
24.Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси: Мецниереба, 1989.
25.Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М.: МГУ, 1989.
26.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М.: Политиздат, 1972.
27.Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.
28.Хорни К. Невроз и развитие личности. – М.: Смысл, 1998.
29.Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977.
30.Шибутини Т. Социальная психология. Ростов н/Д: Феникс, 1998.
31.Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.

Вопрос-ответ:

Что такое самосознание и Я концепция?

Самосознание и Я концепция - это понятия, связанные с осознанием и пониманием себя как индивида. Самосознание - это способность человека осознавать свою собственную сущность, свои мысли, эмоции и действия. Я концепция - это представление о самом себе, включающее в себя как осознанные, так и неосознанные аспекты личности.

Что рассматривается в Главе 1 "Определения самосознания и Я концепции"?

В Главе 1 рассматриваются различные определения самосознания и Я концепции. Авторы исследуют различные научные подходы к пониманию этих понятий и объясняют их значение в контексте психологии человеческого сознания.

Что изучается в Главе 2 "Самосознание"?

В Главе 2 изучается самосознание как особая психологическая характеристика человека. Авторы рассматривают различные аспекты самосознания, такие как самовосприятие, самооценка, самоконтроль и другие. Также рассматриваются факторы, влияющие на формирование и развитие самосознания.

Что изучается в Главе 3 "Структура самосознания"?

В Главе 3 изучается структура самосознания и его элементы. Авторы исследуют, какие компоненты составляют самосознание, такие как "Я-концепция", "Я-идеализация", "Я-актуализация" и другие. Они обсуждают взаимосвязь между этими компонентами и их влияние на самопонимание человека.

Какие источники использовались при написании? Пожалуйста, предоставьте список используемых источников.

Вот список используемой литературы: [список используемых источников]. Авторы данной работы опирались на результаты исследований в области психологии и философии, а также на работы других ученых и специалистов в данной области.

Что такое самосознание и Я концепция?

Самосознание - это способность человека осознавать и воспринимать себя как индивида, отличного от окружающих его людей. Я-концепция представляет собой представление о себе как об индивиде, со своими уникальными чертами, характеристиками и ролями.

Что обсуждается в главе 1 "Определение самосознания и Я концепции"?

В данной главе рассматриваются различные определения самосознания и Я-концепции, а также роли, которые они играют в формировании личности и взаимоотношений с окружающими.

О чем говорится в главе 2 "Самосознание"?

В главе 2 рассматривается понятие самосознания более детально. Здесь обсуждаются его компоненты, процессы формирования и развития самосознания.

Что изучается в главе 3 "Структура самосознания"?

Глава 3 посвящена анализу структуры самосознания человека. Здесь рассматриваются различные аспекты, такие как самооценка, самопредставление, саморегуляция и другие элементы самосознания.

В чем может быть причина несовпадения Я концепции человека и его внешних проявлений?

Несовпадение Я-концепции человека и его внешних проявлений может быть следствием как сознательного и умелого сокрытия своего Я в соответствии с ситуацией общения, так и индивидуальных различий в осознании своих характеристик и трудностей в их точном выражении.