библиотека в культурной среде общества

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Библиотековедение
  • 28 28 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 06.09.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. БИБЛИОТЕКА: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ОТЛИЧИЯ………………...6
2. БИБЛИОТЕКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И ЕЕ ФУНКЦИИ……………………………………………………………………….11
3. КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА БИБЛИОТЕКИ КАК РЕСУРС ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕСТВА………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..28



Фрагмент для ознакомления

Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его нравственной самодисциплины и социальности»[6].
В связи с этим возникает естественный интерес к культурной среде самой библиотеки, ее составляющим. В библиотековедческой литературе не удается обнаружить определений этого понятия, которое между тем является базовым термином наук обществоведческого цикла.
«Толковый словаь обществоведческих терминов» (1999) определяет культурную среду так - это «бесчисленное разнообразие предметов, вещей, знаний, ценностей, идеалов, отношений, окружающих человека всю его жизнь»[7].
В культурологии культурная среда - это «совокупность социально-культурных объектов, связанных с созданием и распространением культурных ценностей (научные и учебные заведения, культурно-просветительские учреждения, художественные промыслы и так далее), а также стиль и характер культурных взаимоотношений людей, культурно-бытовые условия и духовнонравственная атмосфера в обществе» [8].
Итак, из вышесказанного следует: культурная среда - это совокупность условий, способствующих успешному развитию, саморазвитию и самореализации личности.
Аналогично понятиям «культурная среда» образуются и другие понятия: «социальная среда», «научная среда», «правовая среда», «библиотечная среда», «семейная среда», «обучающая среда» и так далее. А как они соотносятся с культурной средой?
Социологи считают культурную среду и культурную деятельность атрибутами человеческого общества, так как она не может отсутствовать в условиях общества, так же как она не возникает без присутствия человека социального. Социальная среда в социологической энциклопедии - это «объективные условия существования человека в обществе и одновременно фактор и основание его социализации. Выделяют макросреду (социальную структура общества) и микросреду (трудовой коллектив, семью, школу). Микросреда - это опосредующее звено между обществом и индивидом» [9].
Следовательно, культурная и социальная среда взаимосвязаны. Все другие среды не существуют вне социальной и культурной среды и являются ее проявлением, например: среда по виду группы - семейная, учебная, трудовая, спортивная, военная, профессиональная (педагогическая, библиотечная и так далее); по способу воздействия на сознание - правовая, нравственная, эстетическая, научная; по отношению человека к среде - позитивная, безразличная, негативная и так далее.
Естественно, центр культурной среды общества - это ее творец - человек созидающий. Культура - это способ самореализации человека. Самореализация человека - это в первую очередь стремление найти и утвердить смысл жизни относительно окружающей среды. Культурная среда для человека - «смысловой мир», который вдохновляет, сплачивает людей в сообщество и передается из поколения в поколение, определяет способ бытия и мироощущения людей.
Необходимо заметить, что органичный и неотъемлемый элемент культурно-социальной среды - библиотечная среда. Библиотечная среда по М. Я. Дворкиной: это совокупность определенных составляющих внутренней среды библиотеки: информационная, материальная, эмоционально-психологическая, культурная, экологическая. «Библиотечная среда есть все окружение работника и пользователя в библиотеке» [10].
Но если структура внутренней библиотечной среды представлена достаточно конкретно, то такой конкретности нет в отношении внешней библиотечной среды. М. Я. Дворкина выделяет внешнюю (макросреду) библиотеки. Но это требует отдельного изучения и подтверждения.
Здесь рассмотрена больше внутренняя библиотечная среда. Итак, согласно определению М. Я. Дворкиной, объем этого понятия охватывает библиотеку в целом. Однако оно неоднородно, в нем, наряду с другими, есть культурная составляющая. То есть культурная среда библиотеки. Учитывая смысл термина «культура» как сферы творчества, мира созданных человеком материальных и духовных ценностей, ценностного отношения человека к окружающему миру, под культурной средой библиотеки понимают особый гуманистический стиль и интеллигентный характер взаимоотношений библиотекарей и пользователей, духовно-нравственную, творческую атмосферу и культурные (комфортные) условия общения.
Для доказательства выдвинутого определения можно сослаться на мнение М. Я. Дворкиной о том, что «характер общения отражает степень культуры, духовности библиотечной среды» [10], а также на предложенную А. В. Соколовым формулу интеллигентности, включающую образованность, креативность, гуманизм, альтруизм, толерантность, служение культуре, которой должен отвечать Библиотекарь как субъект культуры [11]. Возможно, подобное представление о культурной среде идеалистично и не характерно для всякой библиотеки.
Однако сегодня необходимо сформировать именно такую среду библиотеки, притягивающую людей, предлагающую им то, что они оценят. Это актуально в эпоху усиления индивидуалистических настроений, разобщения людей в современном мире, с одной стороны, возрастающей международной миграции - с другой, что приводит к взаимодействию (противодействию) различных культур, традиций и верований.
Людям со смешанной идентичностью приходится адаптироваться к поликультурным обществам, так как именно они имеют место в современном обществе. Способствовать этому может библиотека, создавая пространство межкультурного диалога, обслуживая всех членов общества без дискриминации по культурному, языковому, социальному признаку.
Культурная среда библиотеки, кроме межличностных контактов, будет выявлять себя и в таких традиционных культурно-досуговых формах как: музыкальные вечера, кинопросмотры, художественные выставки и так далее, а также через предметное пространство (комфортный, функциональный интерьер). В таком случае культурная среда имеет пересечение и с материальной, и с эмоционально-психологической составляющей библиотечной среды.
Соотношение рассмотренных понятий можно представить в виде графика: культурная среда в структуре макро- и микросреды библиотеки:
 
Рисунок 1. Культурная среда в структуре макро- и микросреды библиотеки
Все элементы культурной среды библиотеки взаимосвязаны между собой. Однако они не самодостаточные, автономные: появляясь и развиваясь в определенной культурной среде, внешней по отношению к ней, библиотека, как и другие институты общества, естественно, испытывает ее влияние. Библиотека в свою очередь оказывает и определенное обратное воздействие на культурную среду общества как активный посредник между обществом и общекультурным наследием человечества, запечатленным в документах.
Итак, внутренняя среда библиотеки - это системой микросред, одна из которых - культурная среда как особый духовно-материальный феномен, открытый и абсолютно доступный для представителей любых сообществ, обратившихся в библиотеку, и потому дающий ей преимущество перед другими социальными институтами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня роль культуры в системе общественного развития очень актуальна. Российская экономика требует перехода на новый инновационный тип развития.
А это возможно через повышение интеллектуального уровня людей, то есть культурной среды, позволяющей осознать цели и ориентиры развития общества. Без влияния культуры, как решающего воздействия на формирование личности человека, невозможно его гармоничное развитие.
Сегодня положение в области социокультурной политики и духовного воспитания не совсем благополучное: вымываются национальные духовные традиции, деградирует культурное сознание подрастающих поколений. Культура, особенно молодежная, утрачивает общекультурные и духовные характеристики, становится агрессивной относительно внешнего мира и старших поколений.
Специалисты и эксперты считают, что ситуация с пониманием актуальных социальных функций культуры, проектированием ее предстоящих задач существенно усложняется в связи со следующими событиями:
- переходом наиболее развитых обществ от индустриальной стадии технологического развития к постиндустриальной (информационной);
- процессами глобализации;
- созданием общепланетарного информационного поля;
- многомиллионными внутренними и внешними миграциями, ставшими нормой современной жизни;
- изменением социальной и национальной структуры населения;
- увеличением объема коммерческого сектора в сфере культуры;
- процессом постепенного преобладания «экранной культуры» над «книжной» и так далее.
Смысл культурной политики - не только в сфере управления духовным наследием, а в ее гуманистическом аспекте – создании условий для духовного роста человека. «Истинный показатель цивилизованности - не уровень богатства... не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной» (Эмерсон Р.).
А культура - это одно из величайших социокультурных явлений в истории человечества. Благодаря культуре идет расширение интеллектуального, геокультурного пространства, включение национальной культуры в систему мировой культуры и так далее. Здесь уместна фраза Ф.М. Достоевского: «культура спасет мир».
Деятельность библиотек напрямую связана с культурной политикой.
Как утверждает выдающийся российский историк и литературовед, просветитель и гуманист Дмитрий Лихачев: «Если в результате какой-нибудь разрушительной катастрофы с лица земли исчезнут все центры образования и культуры, если на свете не останется ничего, кроме библиотек  - у мира и человечества будет возможность возродиться».
В век информатизации удержать развитие информационного общества на правильном, конструктивном пути – задача многих социальных институтов.
Библиотека как стабильная, исторически сложившаяся система может и должна активно включиться в формирование информационного общества и занять свою нишу в общем процессе информационного обеспечения населения. То есть в современном обществе библиотека должна претерпеть существенные изменения в содержании своих социокультурных функций, не забывать о социальной ответственности за качество выполнения своей общественной миссии.
Таким образом, библиотека сегодня - это феномен культуры, являющийся средством социализации личности. Она аккумулирует и сохраняет произведенные ценности и информационные ресурсы, одновременно обеспечивая их доступность и распространение.
Сущность библиотечной профессии – информационная, но место библиотекаря в профессиональной структуре общества зависит от того, какой вектор является в конкретный момент времени приоритетным для государства (культура (культурное просвещение) – образование – идеология (политика, религия)), что позволяет называть библиотечную профессию социально-информационной и рассматривать ее позиции в профессиональной структуре общества в группе информационных специалистов.
Итак, цель данной работы достигнута: проанализирована библиотека в культурной среде общества с помощью следующих задач:
определено понятие, особенности, отличия библиотеки;
рассмотрена библиотека как социальный институт и ее функции;
охарактеризована культурная среда библиотеки как ресурс поликультурного общества.











СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Федоров А.А. Введение в теорию и историю культуры: словарь. М., 2005. -С 161.
Лихачев Д.С. Культура как целостная среда//Новый мир, 1994.- №8.
Харламов В.И. Библиотечная история на страницах универсальных и отраслевых энциклопедий: От прошлого к будущему // История библиотек: Исслед., материалы, документы… СПб.,1996. Вып. 1. - С. 5-24.
Театральная энциклопедия (под ред. А. П. Маркова).  М.: Советская энциклопедия, 1961-1965.  Т. 5.
Самохина М.М. Библиотека как социальный институт и ее функции// Библиотека и общество в России 90-х годов ХХ века. Рос. гос. б-ка для слепых, Библ. благотв. фонд. М., 1994. – С.12-18.
Лихачев Д. С. Прошлое - будущему: ст. и очерки. - Л. : Наука, 1985. - 575 с.
Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. - СПб. : Лань, 1999. - 528 с.
Культура и культурологи: словарь / сост. и ред. А. И. Кравченко. - М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2003. - 928 с.
Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2. Н-Я / Нац. обществ. науч. фонд. - М.: Мысль, 2003. - 861 с.
Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность: лекции. - М.: Профиздат, 2003. - 44 с.
Соколов А. В. Диалоги с постсоветской гуманитарной интеллигенцией. - СПб. : БАН, 2006. - 584 с.











28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федоров А.А. Введение в теорию и историю культуры: словарь. М., 2005. -С 161.
2. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда//Новый мир, 1994.- №8.
3. Харламов В.И. Библиотечная история на страницах универсальных и отраслевых энциклопедий: От прошлого к будущему // История библиотек: Исслед., материалы, документы… СПб.,1996. Вып. 1. - С. 5-24.
4. Театральная энциклопедия (под ред. А. П. Маркова). М.: Советская энциклопедия, 1961-1965. Т. 5.
5. Самохина М.М. Библиотека как социальный институт и ее функции// Библиотека и общество в России 90-х годов ХХ века. Рос. гос. б-ка для слепых, Библ. благотв. фонд. М., 1994. – С.12-18.
6. Лихачев Д. С. Прошлое - будущему: ст. и очерки. - Л. : Наука, 1985. - 575 с.
7. Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. - СПб. : Лань, 1999. - 528 с.
8. Культура и культурологи: словарь / сост. и ред. А. И. Кравченко. - М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2003. - 928 с.
9. Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2. Н-Я / Нац. обществ. науч. фонд. - М.: Мысль, 2003. - 861 с.
10. Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность: лекции. - М.: Профиздат, 2003. - 44 с.
11. Соколов А. В. Диалоги с постсоветской гуманитарной интеллигенцией. - СПб. : БАН, 2006. - 584 с.

массовое зрелище в культурной жизни общества

Содержание

Введение

Степень разработанности проблемы

Методологические основы исследования

Объект и предмет исследования

Цель и задачи исследования

Научная новизна исследования

Апробация работы

Структура работы

Введение


Актуальность темы исследования.

Исторически массовое зрелище активизировало культурной жизни общества, актуализируя основные смысложизненные ценности. Особое значение анализ зрелищ имеет для теории культуры, поскольку позволяет рассматривать все ее элементы, постоянно передаваемые традицией и возобновляемые в каждом поколении, а также новые ее элементы, нынешнюю эпоху и тенденции, стремления, проблемы. Шоу - это явление, которое может возникнуть только там, где существуют постоянные культурные традиции. Кроме того, зрелище служит поводом для осмысления будущего, создания образца идеального общественного состояния, видения перспектив развития культуры. Стол шоу накапливает энергию коллектива, организует социальный опыт личности, формирует ее творческую воображение1.

Расширение массового зрелища в современной культуре, это также делает актуальным анализ этого явления для философии культуры. Традиционные праздничные ритуалы, обряды теперь стали театрализованными представлениями, где доминантой всего действия является функция эстетическая, досуга, развлечений и отдыха. Казалось бы, что сегодня человечество сталкивается с игрой ренессанс: конкурсы, шоу всякие, казино, игры, программы на экране. Однако, символическое содержание игры деградируют, ибо конкурсы, тв-шоу, праздники и ритуалы, часто носят формальный характер, торговых или социально-политических целей, не способствуют росту духовности. Возникновение новых перспектив в культуре предполагает, что зрелище будет играть немаловажную роль возвышения и утверждения духовности, поддерживая традиции и ценности, выражая состояние обновления и возрождения культуры. Герменевтика, с точки зрения духовно-нравственных смыслов и ценностей театрализованных представлений позволяет философии культуры, наметить перспективы утверждения вечных ценностей.