Потенциальные опасности транспортного шума

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: ОБЖ
  • 40 40 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 28.10.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Основные понятия о шуме 5
1.1. Физическая природа шума, основные характеристики 5
1.2. Влияние шума на человека и окружающую среду 11
2. Основные источники шума и шумовые характеристики 16
3. Транспортный шум 24
3. Меры по снижению уровня шума 33
3.1.Звукопоглощающие конструкции, экраны, выгородки 33
3.2. Селитебные территории городов и населенных пунктов 34
Заключение 38
Список использованной литературы 39

Фрагмент для ознакомления

В пределах санитарно-защитных зонвозможно размещать экранирующие здания нежилого назначения с допустимым уровнем шума 55—60 дБ.Такие дома-экраны имеют достаточно высокие шумозащитные свойства. Особенно эффективно используются протяженные здания типа торговых рядов. Они способны снизить транспортный шум на 20—30 дБА и надежно защитить внутриквартальную территорию. Здания-экраныхорошо подходят для устройства в них гаражей, мастерских, приемных пунктов предприятий бытового обслуживания, столовых, кафе, ресторанов, ателье, парикмахерских и т.д. Непригодны они для таких целей, как размещение в них аптек, библиотек и другие учреждений, в которых уровень шума не должен превышать 40 дБА.В России примерно 35 млн. человек (или 30% городского населения) подвержены воздействию транспортного шума, превышающего нормативы. Шумовое воздействие — одна из наиболее острых экологических проблем современности: более половины населения Западной Европы проживает в районах с уровнем шума 55—70 дБ.Дивергенция — распространение звуковой волны от источника в свободном пространстве (см. рис. 3). В случае транспортного шума существует сферическая и цилиндрическая дивергенция.Рисунок 3. Распространение шума в застройке1- источник шума; 2 – жилые дома; 3 – жылые дома с замкнутым дворовым пространством.Способ планировки и застройкипримагистральных территорий существенно влияет на уровень проникновения транспортного шума в квартал. В связи с этим площадь территории дискомфорта и численность населения, проживающего на этой территории, колеблется в пределах 96—40 %.Когда рассматривают комплекс вопросов позащите окружающей среды, иногда упускают из вида неблагоприятное воздействие шума, инфразвука и вибрации на жизнедеятельность человека. Между тем, шумовое загрязнение окружающей среды выросло в серьезную проблему. Уровень городского шума увеличивается в среднем за каждые 5—10 лет на 5—10 дБ. Большая опасность для здоровья населения кроется в ультразвуке и инфразвуке. Даже относительно низкие уровни инфразвука могут вызвать довольно серьезные заболевания. Возникновение нервных болезней городскогонаселения обусловлено именно инфразвуками, которые способны проникать сквозь самые толстые стены.В условиях массовой застройки примагистральных территорий многоэтажными протяженными зданиями для защиты населения от транспортного шума необходимо строить специальные типы жилых домов. Окна спален и большинства жилых комнат должны быть ориентированы в сторону дворового пространства, а окна общих комнат без спальных мест, кухонь, лестнично-лифтовых узлов, веранд и галерей — в сторону магистральных улиц. Сохранению тишины в доме способствует не только правильная планировка квартир, но также устройство шумозащитных звуконепроницаемых окон, имеющих тройное остекление и высокую степенью герметизации с специальными переплетами. Хорошо изолируют шум из соседних помещений массивные стены и звукоизолирующие плиты.С. А. Солдаткина и О. С. Черкасский провели экспериментальное исследование по изучению длительного (в течение трех месяцев) воздействия транспортного шума 80 дБ А. Они установили учащение сердцебиений на 30 уд/мин на первой неделе и к концу первого месяца испытаний. Физиологические исследования выявили изменения в центральной нервной и сердечно-сосудистой системах.Окружающая природная и социальная среда под давлением бурно развивающейся автомобилизации испытывают нарастающее негативное воздействие от строительства и эксплуатации транспортных сооружений (автострад, дорог, транспортных развязок). Как результат - увеличение издержек общества, которые выражаются в таких формах, как уменьшение биоразнообразия, повышение риска гибели людей и животных в ДТП, их отравление в результате загрязнения атмосферного воздуха, воды, почвы, повышение уровня транспортного дискомфорта, психологические стрессовые ситуации для населения от дорожной аварийности, транспортных заторов, транспортного шума, вибрации, ландшафтного загрязнения снижение рекреационной способности ландшафтов.С помощью анализа шумовой карты можно сделать выводы о том, что именно постоянный рост автомобильного парка при недостаточной пропускной способности городской дорожной сети и отсутствии благоустройства и изоляции микрорайонов и кварталов от проникающего транспортного шума создают основу роста шумового фона города. 3. Меры по снижению уровня шума3.1.Звукопоглощающие конструкции, экраны, выгородкиЗвукопоглощающие конструкции (подвесные потолки, облицовка стен, кулисные и штучные поглотители) используются при снижении уровня транспортного шума на рабочем месте и в зоне постоянного пребывания человека в производственных и общественных зданиях. Площадь звукопоглощающих облицовок и количество штучных поглотителей находят в результате специальных расчетов.Штучные поглотители применяютпри недостаточной для требуемого снижения транспортного шума облицовке, а также как эквивалент звукопоглощающего подвесного потолка, при невозможности его устройство или малой эффективности (например, при большой высоте производственного помещения, при наличии таких конструкций, как мостовые краны, световые и аэрационные фонари).Как обязательные мероприятия по снижению шума и обеспечению оптимальных акустических параметров помещений звукопоглощающие конструкции должны применяться:в шумных цехах производственных предприятий;в машинных залах вычислительных центров;в коридорах и холлах школ, больниц, гостиниц, пансионатов и т. д.;в операционных залах и залах ожидания железнодорожных, аэро-и автовокзалов;в спортивных залах и плавательных бассейнах;в звукоизолирующих кабинах, боксах и укрытиях.Экраны, устанавливаемые между источником шума и рабочими местами персонала (не связанного непосредственно с обслуживанием данного источника), следует применять для защиты рабочих мест от прямого звука. Применение экранов достаточно эффективно только в сочетании со звукопоглощающими конструкциями. 3.2. Селитебные территории городов и населенных пунктовПланировку и застройку селитебных территорий городов, поселков и сельских населенных пунктов следует осуществлять с учетом обеспечения допустимых уровней транспортного шума по разделу 6 настоящих норм и правил.Расчетные точки на площадках отдыха микрорайонов и групп жилых домов, на площадках детских дошкольных учреждений, на участках школ и больниц следует выбирать на ближайшей к источнику шума границе площадок на высоте 1,5 м от поверхности земли. Если площадка частично находится в зоне звуковой тени от здания, сооружения или какого-либо другого экранирующего объекта, а частично в зоне действия прямого звука, то расчетная точка должна находиться вне зоны звуковой тени.Расчетные точки на территории, непосредственно прилегающей к жилым домам и другим зданиям, в которых уровни проникающего шума нормируются разделом 6 настоящих норм и правил, следует выбирать на расстоянии 2 м от фасада здания, обращенного в сторону источника шума, на уровне 12 м от поверхности земли; для малоэтажных зданий - на уровне окон последнего этажа.На стадии разработки технико-экономического обоснования и генерального плана населенного пункта с целью снижения воздействия транспортного шума на селитебную территорию следует применять следующие меры:функциональное зонирование территории с отделением селитебных и рекреационных зон от промышленных, коммунально-складских зон и основных транспортных коммуникаций;трассировку магистральных дорог скоростного и грузового движения в обход жилых районов и зон отдыха;дифференциацию улично-дорожной сети по составу транспортных потоков с выделением основного объема грузового движения на специализированных магистралях;концентрацию транспортных потоков на небольшом числе магистральных улиц с высокой пропускной способностью, проходящих по возможности вне жилой застройки (по границам промышленных и коммунально-складских зон, в полосах отвода железных дорог);укрупнение межмагистральных территорий для отдаления основных массивов застройки от транспортных магистралей;создание системы парковки автомобилей на границе жилых районов и групп жилых домов;формирование общегородской системы зеленых насаждений.На стадии разработки проекта детальной планировки небольшого населенного пункта, жилого района, микрорайона для защиты от шума следует принимать следующие меры:при расположении небольшого населенного пункта вблизи магистральной дороги или железной дороги на расстоянии, не обеспечивающем необходимое снижение шума, использование шумозащитных экранов в виде естественных или искусственных элементов рельефа местности: откосов выемок, насыпей, стенок, галерей, а также их сочетание (например, насыпь + стенка). Следует учитывать, что подобные экраны дают достаточный эффект только при малоэтажной застройке;для жилых районов, микрорайонов в городской застройке наиболее эффектным является расположение в первом эшелоне застройки магистральных улиц шумозащитных зданий в качестве экранов, защищающих от транспортного шума внутриквартальное пространство.В качестве зданий-экранов могут использоваться здания нежилого назначения: магазины, гаражи, предприятия коммунально-бытового обслуживания; однако эти здания, как правило, имеют не более двух этажей, в силу чего их экранирующий эффект невелик. Наиболее эффективны многоэтажные шумозащитные жилые и административные здания.В качестве шумозащитных жилых зданий могут быть:здания со специальным архитектурно-планировочным решением, предусматривающим ориентацию в сторону источника шума (магистрали) подсобных помещений квартир (кухни, ванные комнаты, санузлы), внеквартирных коммуникаций (лестнично-лифтовые узлы, коридоры), а также не более одной комнаты в квартирах с тремя жилыми комнатами и более;здания с шумозащитными окнами на фасаде, обращенном в сторону магистрали, обеспечивающими требуемую защиту от шума;здания комбинированного типа - со специальным архитектурно-планировочным решением и шумозащитными окнами в комнатах, ориентированных на магистраль.Шумозащитные здания должны проектироваться и привязываться с обязательным учетом требований инсоляции и нормативного воздухообмена, т. е. здания со специальным планировочным решением непригодны для застройки северной стороны улиц с широтной ориентацией. Шумозащитные окна должны иметь вентиляционные устройства, совмещенные с глушителями шума. Последнее требование не относится к зданиям с принудительными системами вентиляции или кондиционирования воздуха.Для обеспечения максимального эффекта экранирования шумозащитные здания должны быть достаточно высокими и протяженными и располагаться возможно ближе к источнику шума. Они должны располагаться на минимальном расстоянии от магистральных улиц и железных дорог с учетом градостроительных норм и звукоизоляционных характеристик наружных ограждающих конструкций.Во внутриквартальном пространстве в зонах, близких к поперечным осям зданий первого эшелона застройки, следует располагать здания детских дошкольных учреждений, школ, поликлиник, площадки отдыха.В зонах, расположенных напротив разрывов в зданиях первого эшелона застройки, следует располагать предприятия торговли, общественного питания, учреждения коммунально-бытового обслуживания, связи и т. п.Шумозащитные экраны для повышения их эффективности должны устанавливаться на минимально допустимом расстоянии от автомагистрали или железной дороги с учетом требований по безопасности движения, эксплуатации дороги и транспортных средств.Материалы для строительства экранов-стенок должны быть долговечными, устойчивыми к воздействию атмосферных факторов и выхлопных газов.Звукопоглощающие материалы, используемые для облицовки экранов, должны обладать стабильными физико-механическими и акустическими характеристиками, быть био- и влагостойкими, не выделять вредные вещества.ЗаключениеРазвитие транспорта, промышленности обусловливает шумовое загрязнение среды современного города, проявляющееся в превышении естественного уровня шума, изменении спектра шума, появлении новых частот звуковых колебаний, не характерных для окружающей среды.Фактически любые звуки, генерируемые неприродными источниками, могут рассматриваться как шумовые, поскольку подобные источники отсутствовали в период эволюции человека.Шумовое загрязнение снижает производительность труда, вызывает различные заболевания. Шум губительно действует не только на слуховой аппарат, но и на центральную нервную систему человека, работу сердца, служит причиной многих других заболеваний. Одним из наиболее мощных источников шума являются вертолеты и самолеты особенно сверхзвуковые.Проведение инженерно-технических и организационных мероприятий позволяет минимизировать негативное воздействие шума. Проблема городского шума является сегодня актуальной экологической проблемой. В связи с этим, разработка инженерных решений данной проблемы в каждом конкретном городе представляется особенно важным и перспективным направлением.Список использованной литературыНормативные актыЗащита от шума: СНиП 23-03-2003г. - СПб: ДЕАН, 2004. - 457с.МР 2.1.10.0059-12. Оценка риска здоровью населения от воздействия транспортного шума.Учебники и монографииБезопасность жизнедеятельности/ Э.А. Арустамов. - М.: Дашков и К, 2003. - 493с.Ветошкин А. Г. Теоретические основы защиты окружающей среды. М., Высшая школа, 2009.Воробьев А.Е. Человек и биосфера. Глобальное изменение климата. - М.: РУДН, 2006. ч. 2. 912с.Диамант Р. Предотвращение загрязнения окружающей среды. М., Стройиздат. 1979.Коробкин В. С. Экология. Ростов н/Дону. Изд. Феникс, 2013.Кравчун П.Н, Генерация и методы снижения шума и звуковой вибрации. - М.: МГУ, 2002. - 182с.Куклев Ю.И. Физическая экология. - М.: Высш. шк. 2001. - 357с.Курдюмов В.И. Проектирование и расчет средств обеспечения безопасности. - М.: Колос, 2005. - 216с.Курс инженерной экологии /под ред. проф. Мазура И. И. М., Высшая школа. 2010. С.Лакмин А.М. Общая гигиена с основами экологии человека. - М.: Медицина, 2004. - 463с.Медицинская экология / Королев А.А. - М.: Academia, 2003. - 189с.Новиков Г. Л. Санитарная охрана окружающей среды современного города. Л., Медицина. 1978. Окружающая среда и человек. Уч. пос.для студентов ВУЗов. М., Высшая школа. 1999. Охрана окружающей среды. Уч. пос. М., Стройиздат. 1987. С.49Пашин В.Ф. Экология для инженера, М.: Изд. дом "Ноосфера", 2001 - 282с.Промышленно-транспортная экология. Уч. для ВУЗов. М., Высшая школа. 2009.Прутков Б. Г. Защита примагистральных территорий от транспортного шума//Преобразование городской среды: Проблемы охраны и оздоровления.— М., 1978. С.98.Самолюк Е.П. Борьба с шумом и вибрацией в промышленности. - Киев: Высш. шк., 2001. - 166с.Транспорт и окружающая среда. Уч. Богбяс М. М. Савич Е. Л. М., Технопринт. 2003. Экологический риск - М.: Логос, 2005. - 167с.Экология. /Под ред. проф. Денисова. М., ИКП МарТ. 2010. С.Экология. Транспортные сооружения и окружающая среда. Уч. пос. для ВУЗов. Трофименко Ю. П. и др. М., Академия. 2006.Периодические источникиВасильев А.В. Снижение шума транспортных потоков в условиях современного города//Экология и промышленность России - 2004. №6-с.7-41.Воздействие шума ультразвука на орган зрения//Медицина труда и промышленная экология. - 2001-№-с.34-38.Тупов В.Б. Средства и способы уменьшения шумов воздействия объектов энергетики на окружающий район.// Энергетик - 2000-№6-с. 18-19.Физические факторы и стресс / Г.А.Суворов и др. // Медицина труда и промышленная экология. - 2002-№ 8-с. 1-4.

Нормативные акты
1. Защита от шума: СНиП 23-03-2003г. - СПб: ДЕАН, 2004. - 457с.
2. МР 2.1.10.0059-12. Оценка риска здоровью населения от воздействия транспортного шума.

Учебники и монографии
3. Безопасность жизнедеятельности/ Э.А. Арустамов. - М.: Дашков и К, 2003. - 493с.
4. Ветошкин А. Г. Теоретические основы защиты окружающей среды. М., Высшая школа, 2009.
5. Воробьев А.Е. Человек и биосфера. Глобальное изменение климата. - М.: РУДН, 2006. ч. 2. 912с.
6. Диамант Р. Предотвращение загрязнения окружающей среды. М., Стройиздат. 1979.
7. Коробкин В. С. Экология. Ростов н/Дону. Изд. Феникс, 2013.
8. Кравчун П.Н, Генерация и методы снижения шума и звуковой вибрации. - М.: МГУ, 2002. - 182с.
9. Куклев Ю.И. Физическая экология. - М.: Высш. шк. 2001. - 357с.
10. Курдюмов В.И. Проектирование и расчет средств обеспечения безопасности. - М.: Колос, 2005. - 216с.
11. Курс инженерной экологии /под ред. проф. Мазура И. И. М., Высшая школа. 2010. С.
12. Лакмин А.М. Общая гигиена с основами экологии человека. - М.: Медицина, 2004. - 463с.
13. Медицинская экология / Королев А.А. - М.: Academia, 2003. - 189с.
14. Новиков Г. Л. Санитарная охрана окружающей среды современного города. Л., Медицина. 1978.
15. Окружающая среда и человек. Уч. пос.для студентов ВУЗов. М., Высшая школа. 1999.
16. Охрана окружающей среды. Уч. пос. М., Стройиздат. 1987. С.49
17. Пашин В.Ф. Экология для инженера, М.: Изд. дом "Ноосфера", 2001 - 282с.
18. Промышленно-транспортная экология. Уч. для ВУЗов. М., Высшая школа. 2009.
19. Прутков Б. Г. Защита примагистральных территорий от транспортного шума//Преобразование городской среды: Проблемы охраны и оздоровления.— М., 1978. С.98.
20. Самолюк Е.П. Борьба с шумом и вибрацией в промышленности. - Киев: Высш. шк., 2001. - 166с.
21. Транспорт и окружающая среда. Уч. Богбяс М. М. Савич Е. Л. М., Технопринт. 2003.
22. Экологический риск - М.: Логос, 2005. - 167с.
23. Экология. /Под ред. проф. Денисова. М., ИКП МарТ. 2010. С.
24. Экология. Транспортные сооружения и окружающая среда. Уч. пос. для ВУЗов. Трофименко Ю. П. и др. М., Академия. 2006.

Периодические источники
25. Васильев А.В. Снижение шума транспортных потоков в условиях современного города//Экология и промышленность России - 2004. №6-с.7-41.
26. Воздействие шума ультразвука на орган зрения//Медицина труда и промышленная экология. - 2001-№-с.34-38.
27. Тупов В.Б. Средства и способы уменьшения шумов воздействия объектов энергетики на окружающий район.// Энергетик - 2000-№6-с. 18-19.
28. Физические факторы и стресс / Г.А.Суворов и др. // Медицина труда и промышленная экология. - 2002-№ 8-с. 1-4.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет транспортный шум в нашей жизни?

Транспортный шум играет значительную роль в нашей жизни. Он может повлиять на наше здоровье и благополучие, а также на окружающую среду. Шум от автомобилей, поездов и самолетов может вызывать стресс, снаружи шум может привести к загрязнению воздуха и нарушению экологического равновесия.

Какова физическая природа шума?

Шум - это нежелательные звуковые колебания, которые могут воздействовать на организм человека и окружающую среду. Он обладает различными характеристиками, такими как амплитуда (громкость), частота (высота звука) и продолжительность. Физической основой шума являются колебания воздуха или других сред передачи звука, которые порождаются различными источниками, включая транспортные средства.

Как шум влияет на человека и окружающую среду?

Шум может оказывать негативное влияние на здоровье человека и окружающую среду. Он может вызывать стресс, утомляемость, нарушения сна, концентрации и памяти, а также повышение артериального давления и проблемы с сердечно-сосудистой системой. Кроме того, шум может привести к загрязнению воздуха и повреждению экосистем, что может иметь серьезные последствия для животных и растений.

Какие меры существуют для снижения уровня транспортного шума?

Для снижения уровня транспортного шума существуют различные меры. Одной из них является использование звукопоглощающих конструкций, таких как экраны и выгородки, которые могут снизить распространение звука и защитить окружающую среду от негативного воздействия шума. Также важным является размещение селитебных территорий городов и населенных пунктов вне зон повышенного транспортного движения. В пределах санитарно-защитных зон также возможно размещение экранирующих зданий нежилого назначения, которые могут служить дополнительной защитой от шума.

Какие основные понятия связаны с шумом?

Основные понятия, связанные с шумом, включают физическую природу шума и его характеристики. Физическая природа шума связана с колебаниями воздуха, которые создают звуковые волны. Характеристики шума включают его интенсивность, частоту и продолжительность.

Как шум влияет на человека и окружающую среду?

Шум может оказывать негативное влияние на здоровье человека, вызывая стресс, повышение артериального давления, нарушение сна и концентрации. Он также может негативно влиять на животный и растительный мир, вызывая нарушение их развития и поведения.

Какие основные источники транспортного шума существуют?

Основными источниками транспортного шума являются автомобили, поезда, самолеты и мотоциклы. Они производят шум как от двигателей, так и от колесного контакта с дорогой.

Какие меры можно предпринять для снижения уровня шума от транспорта?

Для снижения уровня шума от транспорта можно использовать звукопоглощающие конструкции, такие как экраны и выгородки. Также можно рассмотреть возможность размещения жилых зон вдали от источников шума и создания санитарно-защитных зон.

Где можно размещать экранирующие здания, чтобы снизить уровень шума?

В пределах санитарно-защитных зон можно размещать экранирующие здания, которые будут защищать жилые зоны от транспортного шума. Это позволит создать более комфортные условия проживания для населения.

Какой вред может причинять транспортный шум?

Транспортный шум может негативно влиять на здоровье человека, вызывая стресс, снижая концентрацию, повышая сонливость. Он также может приводить к нарушению сна, слуховым и сердечно-сосудистым заболеваниям. Кроме того, транспортный шум оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на флору и фауну.

Какие источники являются основными источниками транспортного шума?

Основными источниками транспортного шума являются дороги, железные дороги, аэропорты и порты. Шумовые характеристики каждого источника могут отличаться в зависимости от типа и количества транспорта, скорости движения и других факторов.