Народный суверенитет в конституционном праве России.
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 22.04.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Понятие и сущность народного суверенитета
2. Народный суверенитет и формы власти народа
3. Народный суверенитет и суверенитет государства
Заключение
Список использованной литературы
Эти формулировки особенно важны для понимания российского федерализма. Они не оставляют сомнения в том, что на территории Федерации не может быть каких-либо иных суверенитетов, что субъекты Федерации, даже имеющие статус государства, могут рассматриваться только как обладающие самостоятельностью в пределах своих полномочий. Данный постулат соответствует ст. 73 Конституции РФ, которая предоставляет субъектам Федерации "всю полноту государственной власти", за исключением вопросов, отнесенных к ведению Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Конституция Российской Федерации связывает государственный суверенитет Российской Федерации, ее конституционно-правовой статус и полномочия, а также конституционно-правовой статус и полномочия субъектов Российской Федерации (в частности республик) не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлением единого многонационального российского народа - единого и единственного носителя и единственного источника власти в Российской Федерации. Единый народ Российской Федерации реализуя принцип равноправия и самоопределения народов, приняв в 1993 году Конституцию РФ, установил суверенную государственность России как исторически сложившееся государственное единство в ее настоящем федеративном устройстве.
Положение о "верховенстве на всей территории Российской Федерации" не может означать ничего другого, как установление безусловного приоритета федеральных актов высшей юридической силы в случае их расхождения с конституциями (уставами) и законами субъектов РФ. Российский федерализм - это не многовластие, а ясное разделение полномочий единой по своей природе власти между Федерацией и ее субъектами. В ст. 5 в связи с этим закрепляется положение о государственной целостности и единстве системы государственной власти.
Закрепляя принцип целостности территории Российской Федерации, Конституция дает ясно понять, что отделение каких-либо частей территории от Российской Федерации противоречило бы Конституции и вызвало бы соответствующие меры по обеспечению целостности государства. Это диктуется тем, что в силу длительного развития России как единого государства, создания единого экономического пространства с участием всех народов, изменений национального состава населения в сторону смешения этносов любая часть территории России не может рассматриваться как собственность одной нации. Сепаратизм противоречит ценностям правового государства и интересам самих народов, тормозит экономический и социальный прогресс, который в наше время возможен только в условиях максимальной интеграции народов. Эти положения выражают волю всего многонационального народа России, принявшего данную Конституцию.
Важный аспект суверенитета - неприкосновенность территории. Распространение суверенитета РФ на всю ее территорию означает, что государственная территория является пространственным пределом распространения государственной власти РФ. Территориальное верховенство государственной власти выражается в том, что в пределах территории РФ не допускается иной власти, которая могла бы существовать наряду с нею или вне ее контроля.
Заключение
На основании проведенного исследования сделаны следующие выводы:
В Конституции РФ понятие "народный суверенитет" не закреплено.
Исследователями в понятие "народный суверенитет" вкладывается осуществление народом власти самостоятельно, единолично и исключительно в собственных интересах (независимо от каких бы то ни было социальных сил).
Народный суверенитет осуществляется через формы власти народа. Предусмотренная Конституцией РФ реализация суверенитета народа через органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляется как прямо, так и косвенно. Она носит многоплановый характер и гарантируется закрепляемыми в Конституции РФ правами граждан, а также соответствующими полномочиями выборных органов государства.
Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении.
Суверенитет государства является вторичным и исходит из суверенитета народа. Народ является создателем и носителем суверенитета государства, волеизъявление народа порождает государственную власть. В то же время народ выступает как своеобразный гарант государственного суверенитета.
Список использованной литературы
Нормативные акты
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г.).
Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" / Собрание законодательства Российской Федерации от 23 мая 2005 г. N 21 ст. 1919 (ред. ФЗ от 4 октября 2010 г. N 263-ФЗ).
Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" / Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 27 ст. 2710 (ред. ФКЗ от 24 апреля 2008 г. N 1-ФКЗ).
Специальная литература
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов.- 6-е издание, изм. и доп.-М.: Норма, 2007.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: ТК Велби, 2008.
Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - М.: Эксмо, 2010.
Левакин И.В. / Субъектность народа Российской Федерации // Гражданин и право, 2007, № 6.
Хевсаков В.В. / Многонациональный народ Российской Федерации как субъект непосредственной демократии // Гражданин и право, 2007, № 7.
Чиркин В.Е. / К 15-летию Конституции РФ // Гражданин и право, 2008, № 12.
Шарифов М.Ш. / Сравнение форм суверенитета: конституционно-правовой анализ // Конституционное и муниципальное право, 2009, № 19.
Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. - М., 2005.
Чиркин В.Е. / К 15-летию Конституции РФ // Гражданин и право, 2008, № 12.
Левакин И.В. / Субъектность народа Российской Федерации // Гражданин и право, 2007, № 6
Хевсаков В.В. / Многонациональный народ Российской Федерации как субъект непосредственной демократии // Гражданин и право, 2007, № 7.
Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - М.: Эксмо, 2010. С.52
Левакин И.В. / Субъектность народа Российской Федерации // Гражданин и право, 2007, № 6.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов.- 6-е издание, изм. и доп.-М.: Норма, 2007. С.106-107.
Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - М.: Эксмо, 2010. С.52
Баглай М.В. Указ.работа. С.109-110.
Шарифов М.Ш. / Сравнение форм суверенитета: конституционно-правовой анализ // Конституционное и муниципальное право, 2009, № 19.
Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - М.: Эксмо, 2010. С.60
Чиркин В.Е. / К 15-летию Конституции РФ // Гражданин и право, 2008, № 12.
Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - М.: Эксмо, 2010. С.61
Шарифов М.Ш. / Сравнение форм суверенитета: конституционно-правовой анализ // Конституционное и муниципальное право, 2009, № 19.
Хевсаков В.В. / Многонациональный народ Российской Федерации как субъект непосредственной демократии // Гражданин и право, 2007, № 7.
Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. - М., 2005. С.173-176.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Указ. работа. С.131.
18
Нормативные акты
1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г.).
2.Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" / Собрание законодательства Российской Федерации от 23 мая 2005 г. N 21 ст. 1919 (ред. ФЗ от 4 октября 2010 г. N 263-ФЗ).
3.Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" / Собрание законодательства Рос-сийской Федерации от 5 июля 2004 г. N 27 ст. 2710 (ред. ФКЗ от 24 апреля 2008 г. N 1-ФКЗ).
Специальная литература
1.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов.- 6-е издание, изм. и доп.-М.: Норма, 2007.
2.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: ТК Велби, 2008.
3.Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - М.: Эксмо, 2010.
4.Левакин И.В. / Субъектность народа Российской Федерации // Гражданин и право, 2007, № 6.
5.Хевсаков В.В. / Многонациональный народ Российской Федера-ции как субъект непосредственной демократии // Гражданин и право, 2007, № 7.
6.Чиркин В.Е. / К 15-летию Конституции РФ // Гражданин и право, 2008, № 12.
7.Шарифов М.Ш. / Сравнение форм суверенитета: конституционно-правовой анализ // Конституционное и муниципальное право, 2009, № 19.
8.Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. - М., 2005.
Вопрос-ответ:
Что такое народный суверенитет?
Народный суверенитет – это принцип политической системы, согласно которому власть и суверенитет принадлежат народу, который осуществляет свою волю через выборы и участие в политических процессах.
Какую роль играет народный суверенитет в России?
В России народный суверенитет является основополагающим принципом конституционного права. Это означает, что все властные органы и должностные лица получают свою легитимность от народа и должны действовать в его интересах.
Чем отличается народный суверенитет от суверенитета государства?
Народный суверенитет – это принцип, согласно которому народ обладает всей властью и принимает важные решения через выборы и голосования. Суверенитет государства – это его право и способность независимо решать внутренние и внешние вопросы без вмешательства других государств.
Может ли народный суверенитет существовать в рамках федерации?
Да, народный суверенитет может существовать в рамках федерации. В российском конституционном праве ясно закреплено, что субъекты Федерации обладают самостоятельностью, но не суверенитетом. Это означает, что они подчиняются законодательству Федерации и не имеют права выхода из состава России.
Какие принципы предполагает народный суверенитет?
На основе народного суверенитета предполагается равенство граждан перед законом, свобода выбора и выражения своей политической воли, соблюдение прав и свобод каждого человека, ответственность властных структур перед народом.
Что такое народный суверенитет?
Народный суверенитет - это принцип, согласно которому власть и политическое решение должны быть основаны на воле и интересах народа. Это означает, что народ имеет право самостоятельно определять свою политическую систему, выбирать своих представителей и участвовать в принятии решений, касающихся его жизни и будущего.
Как народный суверенитет связан с формами власти народа?
Народный суверенитет и формы власти народа тесно связаны между собой. Формы власти народа могут быть различными - представительской демократией, прямой демократией или комбинацией этих форм. Однако в любом случае они базируются на принципе народного суверенитета, то есть на признании права народа выражать свою волю и участвовать в принятии решений.
Как связаны народный суверенитет и суверенитет государства?
Народный суверенитет и суверенитет государства являются взаимосвязанными концепциями в конституционном праве России. Суверенитет государства означает его независимость и самостоятельность в принятии решений на своей территории. Однако, в рамках российского федерализма, суверенитет государства ограничен принципом народного суверенитета. То есть, на территории России не может быть каких-либо других суверенитетов, кроме суверенитета народа. Даже субъекты Федерации, имеющие статус государства, рассматриваются только как обладающие самостоятельностью в пределах федеральных законов и конституции.