Исследование имиджа товарной марки

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Маркетинговое исследование
  • 45 45 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 13.11.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие имиджа 7
1.1. Сущность имиджа 7
1.2. Свойства имиджа 13
1.3. Субъекты формирования имиджа 14
1.4. Методы и методики исследования имиджа торговой марки 18
Глава 2. Исследование имиджа марки чипсов Pringles 24
2.1. Цель исследования 24
2.2. Осведомленность молодежи о марке чипсов PRINGLES 29
2.3. Степень употребления чипсов PRINGLES 32
2.4. Имидж марки PRINGLES 37
2.6. Восприятие эмблемы марки Pringles 40
Основные выводы 41
Заключение 42
Список используемой литературы 44

Фрагмент для ознакомления

Данные анкетного опроса обрабатываются с помощью компьютерной программы – MS Excel. Результаты анализа представлены в виде таблиц, диаграмм. Они должны подтвердить основную рабочую гипотезу исследования и дать возможность сформулировать выводы, характеризующие оценку потребителями имиджа чипсов торговой марки PRINGLES.
2.2. Осведомленность молодежи о марке чипсов PRINGLES

Респондентам задавался вопрос: «НАЗОВИТЕ НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНУЮ ВАМ МАРКУ ЧИПСОВ». Этот вопрос предполагал спонтанное припоминание марок чипсов без подсказки. По степени известности среди молодежи марки чипсов распределились следующим образом (табл.1, рис.4)*.

Рис.4. Наиболее известные марки чипсов (спонтанное припоминание)

Таблица 1.
Наиболее известные марки чипсов (спонтанное припоминание)
Назовите наиболее известную вам марку чипсов Всего (%) Мужской пол (%) Женский пол (%) Pringles 31.75 13 18.75 Lays 28.31 14.55 13.76 Ruffles 13 4.8 8.2 Estrella 11.4 5.6 5.8 Chitos 2.7 1.1 1.6 Другое 12.84 6.31 6.53
Как видно, марка чипсов Pringles находится на первом месте, Lays занимает второе место. Отсюда следует, что основным конкурентом Pringles на рынке чипсов является именно эта марка. Причем, интересно отметить, что чипсы Lays предпочитают в основном лица мужского пола, а Pringles — женского. Это объясняется тем, что фирма выпускает диетические чипсы, это привлекает покупательниц.
Следующий вопрос (по подсказке) должен был выявить, какая из предложенных марок чипсов наиболее известна потребителям (табл. 2, рис.5)18

Таблица 2.
Наиболее известные марки чипсов (припоминание по подсказке)
Какие марки чипсов из нижеперечисленных вам наиболее известны Всего (%) Мужской пол (%) Женский пол (%) Pringles 50.6 18.9 31.7 Lays 46.2 18.2 28 Estrella 28.8 9 19.8 Ruffles 26.2 9.3 16.9 Chitos 11.4 4 7.4

Рис 5. Наиболее известные марки чипсов (припоминание по подсказке)
Если результаты спонтанного припоминания марок чипсов свидетельствуют о том, что марка Pringles является наиболее известной среди потребителей, то и припоминание по подсказке показывает, что Pringles занимает первое место в сознании потребителей, хотя опять же видно, что основным конкурентом является Lays.
Частота приобретения чипсов Pringles
Из опрошенных 66.4% ответили, что покупают чипсы Pringles, причем 41.3% из них — лица женского пола (табл. 3).
Из рис.6 наглядно видно, что большинство (61.4%) покупает чипсы Рringles нерегулярно, от случая к случаю.
Таблица 3.
Частота приобретения чипсов Pringles
Частота покупки чипсов Pringles Всего (%) Мужской пол (%) Женский пол (%) Никогда 19.9 9.3 10.6 Иногда 61.4 24.6 36.8 Один раз 6.1 2.4 3.7 Регулярно 11.6 4.5 7.1

Рис 6. Частота приобретения чипсов Pringles.

Следует отметить, что девушки являются более регулярными покупательницами, чем молодые люди (7.1% против 4.5%).

2.3. Степень употребления чипсов PRINGLES

Мотивы приобретения являются по сути одним из главных вопросов, поскольку дают информацию о том, насколько точно производители угадали мотивацию потребителей.
Далее приводятся ответы на вопрос: «ЕСЛИ ВЫ ПОКУПАЕТЕ ЧИПСЫ PRINGLES, ЧТО ВАС В НИХ ПРИВЛЕКАЕТ?» (табл. 4, рис.7).

Рис.7. Причины покупки чипсов Pringles.
Таблица 4.
Причины покупки чипсов Pringles

Причины покупки чипсов Pringles Всего (%) Мужской пол (%) Женский пол (%) Цена 2.7 1.6 1.1 Качество и приятный вкус 54.5 18.5 36 Удобная упаковка 34.9 13.2 21.7 Утоляют голод 16.9 6.6 10.3 Хорошо использовать в сочетании с другими продуктами и напитками 30.2 15.9 14.3 Повышается вкус к жизни 0.5 0.5 0 Объем упаковки 1.6 0.5 1.1 Не ломаются 2.7 0.8 1.9 Если такие ответы, как качество и приятный вкус, а также удобная упаковка, не являются неожиданными, поскольку именно эти качества старались подчеркнуть производители в своей продукции, то ответ «хорошо использовать в сочетании с другими продуктами и напитками» может являться тем фактором, который может поспособствовать увеличению продаж чипсов Pringles, если, например, подчеркивать в рекламе эту уникальную черту чипсов Pringles. Однако, следует обратить внимание на тот факт, что только 2.7% назвали побуждающим мотивом к покупке цену чипсов. Это, с одной стороны, может быть положительным моментом, поскольку означает, что лишь незначительный процент потребителей руководствуется при покупке ценой (в противном случае, как это будет показано далее, потребитель отвернулся бы от чипсов Pringles), с другой стороны, это говорит о том, что потребители не находят цену чипсов привлекательной, что должна учесть компания при разработке ценовой политики.
Также можно отметить, что потребители явно не оценили в чипсах Pringles то, что они не ломаются. Если вспомнить историю разработки чипсов Pringles, это качество было заложено как одно из основных.
Респонденты назвали следующие причины неупотребления ими чипсов Pringles (табл. 5, рис.9) 18

Рис.9. Причины неупотребления чипсов Pringles.

Таблица 5.
Причины неупотребления чипсов Pringles.
Причины, по которым вы не покупаете чипсы Pringles Всего (%) Мужской пол (%) Женский пол (%) Неприемлимая цена 60.8 26.7 34.1 Неудовлетворительное качество 8.5 5.6 2.9 Просто не люблю чипсы 5.5 2.1 3.4 Считаю вредным для здоровья (фигуры и т.д.) 12.2 2.6 9.6 Неудобная упаковка 5 3.4 1.6 Покупаю чипсы других марок 30.4 11.9 18.5 Много подделок 1 0.5 0.5 Быстро надоедают чипсы одной марки 0.5 0 0.5
Помимо основных вышеуказанных причин, почему молодые люди не употребляют чипсы, можно выделить и такие основания, как:
1) неудовлетворенность качеством, упаковкой;
2) вкусовые приверженности потребителей.
Интересно отметить, что неудовлетворенность качеством и упаковкой в большей мере проявляют представители сильной половины, тогда как девушки больше беспокоятся о своем здоровье и фигуре.
Также можно отметить и то, что некоторые потребители недовольны подделками чипсов. Хотя такой процент невелик, это может испортить представление потребителей о чипсах Pringles. Следует отметить и большой процент предпочитающих чипсы других марок (30.4%). Можно предположить две причины этого: вкусовые пристрастия респондентов и активные действия конкурентов (например, таких, как Lays, что было отмечено выше). Если на вкусовые предпочтения потребителей повлиять сложнее, поскольку требуются длительные технологические разработки, то действия конкурентов можно проанализировать и выработать политику отвоевания рынка. Предпочтение чипсов других марок прямо вытекает из тех причин, которые были названы потребителями, т.е., неприемлемая цена, неудобство упаковки и т.д.

2.4. Имидж марки PRINGLES

По мнению большинства опрошенных (70%) Pringles считается молодежной маркой. Также для характеристики имиджа марки респондентам был предложен вопрос на ассоциативное восприятие чипсов Pringles. Результаты приведены в таблице 6.
По данным исследования имеется следующее приоритетное направление восприятия марки Pringles:
По мнению самой молодежи, Pringles не только молодежная марка, но и марка, которая подходит для любого возраста.
Таблица 6.
Ассоциативное восприятие потребителей
Ассоциативное восприятие чипсов Pringles Всего, (%) Чипсы Pringles хорошо поесть в кругу друзей, на дискотеке, в баре 35.7 Чипсы Pringles годятся только в качестве закуски 15.1 Чипсы Pringles - еда для роллеров 4.5 Человек любого возраста и положения может любить чипсы Pringles 36.2 Чипсы Pringles - это “круто” 11.6 Не считаю для себя приемлемыми чипсы Pringles, так как они не соответствуют моему имиджу 4 С удовольствием возьму чипсы Pringles в дорогу, на пикник 31 Чипсы Pringles повышают мне настроение 9.5 Чипсы Pringles любят все мои друзья 9.8 Чипсы Pringles - обыкновенная жареная картошка 6.3 Чипсы Pringles ассоциируются у меня только с телевизионной рекламой 9 Чипсы Pringles можно купить, чтобы попробовать, что это такое, но не более этого 5.6 Куплю, если буду очень голодным, а ничего не окажется под рукой 8.2 2.5. Преимущества и недостатки марки чипсов PRINGLES.

Основными преимуществами чипсов Pringles являются упаковка и качество продукта. К прочим преимуществам относится:
- приятный вкус;
- многообразие видов;
- большое количество ломтиков в упаковке;
- сытность;
- обилие рекламы.
На рис.10 показаны варианты ответов на вопрос: «КАКИЕ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ПРЕИМУЩЕСТВА У ЧИПСОВ PRINGLES ПО-СРАВНЕНИЮ С ЧИПСАМИ ДРУГИХ МАРОК?».

Рис.10. Преимущества чипсов Pringles.
К основным недостаткам относится высокая цена. Среди прочих недостатков можно выделить:
- неприятный вкус порошка;
- неудобная упаковка;
- большой размер ломтиков;
- качество;
- несоответствие эмблемы на упаковке продукту (рис.11).
Рис.11. Недостатки чипсов Pringles

2.6. Восприятие эмблемы марки Pringles

Респондентам был предложен открытый вопрос на ассоциации с эмблемой чипсов Pringles (на рисунке специально не было указано название марки). По полученным результатам: около 20% опрошенных узнали эмблему чипсов Pringles, а сама эмблема вызвала ассоциации с картошкой и чипсами, а также с телевизионной рекламой чипсов Pringles. Около 12% респондентов выразили недовольство эмблемой чипсов, поскольку она ассоциируется с «обжорой», «колобком», «баварским пивоваром», «лицом кавказской национальности». 40% считают, что эта эмблема больше подходит для пива, кондитерских изделий, сыра. У 20% эта эмблема вызвала ассоциацию с улыбкой, довольством, сытостью. У 8% респондентов эмблема не вызвала никаких ассоциаций.
Полученные результаты говорят о том, что образ чипсов Pringles недоработан. Хотя все-таки большинство респондентов и узнало эмблему марки чипсов Pringles, что говорит об эффективном воздействии рекламы, которая достаточно широко осведомила потребителя о марке, однако она не смогла полностью войти в соответствие тому образу, который сформировался у потребителя. Эмблема чипсов Pringles ассоциируется не с картошкой, а с такими несвязанными с чипсами предметами как «баварский пивовар».

Основные выводы

Марка чипсов Pringles заняла прочное место в сознании своих основных потребителей, т.е. молодежи.
Марка является одной из самых употребляемых и популярных из-за приятного вкуса, удобства упаковки и т.д. Поскольку рекламная компания ставила своей целью подчеркнуть именно эти свойства чипсов Pringles, то можно сказать, что положительный образ марки успешно создан.
Причиной снижения продаж является цена и предпочтение покупателями других марок (причина этого предпочтения тесно связана с ценой).
Имидж, сложившийся в представлении потребителя, достаточно соответствует телевизионной рекламе (т.е. молодежная марка, которую можно взять с собой на природу, поесть в кругу друзей).
Однако эмблема Pringles, по мнению молодежи, не соответствует образу чипсов и более подходит для хлебобулочных изделий или пива.







Заключение

В данной работе представлена попытка теоретического обоснования реализации имиджа в рекламе, формирования образа, а также приведены примеры из практики некоторых рекламных кампаний.
Также в работе была сделана попытка выделить и проанализировать основные принципы создания имиджа, учитывая в первую очередь особенности психологического и эстетического восприятия информации. Область имиджмейкинга наиболее остро нуждается, на мой взгляд, в теоретическом обосновании принципов ее действенности. На сегодняшний день существует множество научных трудов по психологии, теории и эстетике рекламы; формирование образа же, как раздел теории Public Relations, недостаточно проработан. Специалисты по психологии, социологии и другим общественным наукам лишь недавно стали обращаться к этой теме, да и сами рекламисты больше полагаются на собственный опыт и интуицию.
Таким образом, теория имиджмейкинга остается областью субъективных оценок, где удачные находки, по большей части носят случайный характер, а не являются результатом специальных знаний.
Роль имиджмейкера, как правило, играют профессиональные психологи. Наука создания образа требует комплексного подхода. PR-профи, работающий над проблемой имиджа, должен обладать смешанными знаниями в области психологии, дизайна, журналистики и даже физиологии человека; либо это должна быть команда творчески мыслящих специалистов.
В данной работе представлен вариант возможного обоснования объектов и методов формирования образа.
Особое внимание уделено психологическим аспектам создания имиджа. Так же отмечена важность Public Relations, как средства эффективной массовой коммуникации. Значению PR и в частности имиджмейкингу не всегда уделяется должное внимание, в связи с чем, взаимодействующие субъекты терпят моральные и материальные убытки.
Из всего вышесказанного ясно, что работа по созданию положительного имиджа - не одно или несколько отдельных мероприятий, а вся система деятельности фирмы. В конечном счете, имидж определяется качеством, ценой, доступностью товара, надежностью его послепродажного обслуживания, историей фирмы и, конечно, рекламой.
Можно считать доказанной огромную роль рекламы в современном бизнесе, и в создании и поддержании имиджа фирмы. То, что без рекламы любой фирме, работающей на внутреннем или внешнем рынке, не добиться большого успеха и то, что реклама — процесс, который необходимо тщательно изучать для того, чтобы успешно применять его на практике.












Список используемой литературы

А. Никитина. В копилку имиджа. – М.: Бизнес, 2011.
Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR. М.: Глоссарий, 2013.
Блажнов Е.А. Public Relations. Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. М., 2012.
Ульяновский А.В. Мифодизайн рекламы. СПб., 2011.
Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы Паблик рилейшнз, - СПб: Питер, 2013.
Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. – Образ в системе психической регуляции деятельности. – М. – 2010.
Социальная психология / Под ред. С. Московичи. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2012.
Э.П. Утлик // Имиджелогия – 2011: Актуальные проблемы социального имиджмейкинга. – М., 2010.
Коммуникационный менеджмент: учебное пособие / под ред. В.М. Шепеля. - Москва: Гардарики, 2013.
И. Сохина. Как формируется корпоративный менеджмент. – М.: Азбука имиджа, 2011.
Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий). – М: ТК Велби, Проспект. – 2013.
Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие для вузов / Е. Б. Перелыгина. — М.: Аспект Пресс, 2012.
Е.В. Ромат. Реклама. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002.
Современная реклама/перевод с англ., общая ред. проф. Феофанова/. – М.: Издательский дом Довгань, 2012.
Ries, A. & Trout, J. (1986), Positioning: The Battle for your Mind, McGraw Hill, London.

В. Лушова. - Журнал "Практический маркетинг" - №9 2012.
www.effcon.ru
Блажнов Е.А. Public Relations. Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. – М, 2011.
Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы Паблик рилейшнз, - СПб: Питер, 2012
[effcon.ru]
Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы Паблик рилейшнз, - СПб: Питер, 2012
Интеракционизм (interactionism; interpretivism; от англ. interaction — «взаимодействие») — методологический подход, объединяющий нескольких различных направлений в общественных науках:
Символический интеракционизм
Социальный конструктивизм
Этнометодология
[effcon.ru]
Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. – Образ в системе психической регуляции деятельности. – М. – 2010.
Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — термин, используемый в нескольких, довольно сильно друг от друга отличающихся контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.
Социальная психология / Под ред. С. Московичи. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2013.
Ульяновский А.В. Мифодизайн рекламы. СПб., 2011.
Э.П. Утлик // Имиджелогия – 2006: Актуальные проблемы социального имиджмейкинга. – М., 2011.
Коммуникационный менеджмент: учебное пособие / под ред. В.М. Шепеля. - Москва: Гардарики, 2013.
Социальная психология / Под ред. С. Московичи. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2012.
В. Лушова. - Журнал "Практический маркетинг" - №9 2012.
18 В. Лушова. - Журнал "Практический маркетинг" - №9 2012.
18В. Лушова. - Журнал "Практический маркетинг" - №9 2012 .
18 В. Лушова. - Журнал "Практический маркетинг" - №9 2012.
18 В. Лушова. - Журнал "Практический маркетинг" - №9 2012.












2


2

Список используемой литературы

1. А. Никитина. В копилку имиджа. – М.: Бизнес, 2011.
2. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR. М.: Глоссарий, 2013.
3. Блажнов Е.А. Public Relations. Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. М., 2012.
4. Ульяновский А.В. Мифодизайн рекламы. СПб., 2011.
5. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы Паблик рилейшнз, - СПб: Питер, 2013.
6. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. – Образ в системе психической регуляции деятельности. – М. – 2010.
7. Социальная психология / Под ред. С. Московичи. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2012.
8. Э.П. Утлик // Имиджелогия – 2011: Актуальные проблемы социального имиджмейкинга. – М., 2010.
9. Коммуникационный менеджмент: учебное пособие / под ред. В.М. Шепеля. - Москва: Гардарики, 2013.
10. И. Сохина. Как формируется корпоративный менеджмент. – М.: Азбука имиджа, 2011.
11. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий). – М: ТК Велби, Проспект. – 2013.
12. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие для вузов / Е. Б. Перелыгина. — М.: Аспект Пресс, 2012.
13. Е.В. Ромат. Реклама. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002.
14. Современная реклама/перевод с англ., общая ред. проф. Феофанова/. – М.: Издательский дом Довгань, 2012.
15. Ries, A. & Trout, J. (1986), Positioning: The Battle for your Mind, McGraw Hill, London.

16. В. Лушова. - Журнал "Практический маркетинг" - №9 2012.
17. www.effcon.ru

Вопрос-ответ:

Какова сущность имиджа товарной марки?

Сущность имиджа товарной марки заключается в образе, представлении, впечатлении, которое потребитель формирует о данной марке в своем сознании.

Какие свойства имиджа товарной марки можно выделить?

Среди свойств имиджа товарной марки можно выделить его уникальность, дифференцированность, согласованность, ассоциативность, узнаваемость и конкурентоспособность.

Какие методы и методики можно использовать для исследования имиджа торговой марки?

Для исследования имиджа торговой марки могут применяться такие методы и методики, как анкетирование, фокус-группы, индивидуальные интервью, анализ социальных сетей и медиа-пространства, а также использование техники проективных методов.

Каковы основные выводы из исследования имиджа марки чипсов Pringles?

Основными выводами из исследования имиджа марки чипсов Pringles являются высокая осведомленность молодежи о данной марке, значительная степень употребления чипсов Pringles, положительное восприятие имиджа марки, а также хорошая узнаваемость и позитивное отношение к эмблеме марки Pringles.

Какую цель преследовало исследование имиджа марки чипсов Pringles?

Целью исследования имиджа марки чипсов Pringles было определение осведомленности молодежи о данной марке, степени употребления чипсов Pringles, анализ имиджа марки среди молодежи и восприятия ее эмблемы.

Что такое имидж и для чего он нужен?

Имидж - это образ, представление, которое люди связывают с конкретной товарной маркой. Он помогает создать уникальность и узнаваемость бренда, а также влияет на восприятие и выбор потребителей.

Какие свойства имиджа могут быть у товарной марки?

Среди свойств имиджа товарной марки можно выделить такие как престижность, инновационность, надежность, доступность, социальная ответственность и другие. Эти свойства могут варьироваться в зависимости от конкретного бренда и его позиционирования на рынке.

Какие субъекты участвуют в формировании имиджа торговой марки?

Субъектами формирования имиджа торговой марки могут быть сама компания-производитель, потребители, конкуренты, СМИ и другие влиятельные стороны, которые могут оказывать влияние на формирование образа бренда.

Какие методы и методики используются для исследования имиджа торговой марки?

Для исследования имиджа торговой марки могут применяться различные методы и методики, такие как анкетирование, глубинное интервью, фокус-группы, анализ средств массовой информации и интернет-ресурсов, маркетинговые исследования и др. Все они позволяют выявить особенности восприятия и оценки бренда потребителями, а также оценить его позиционирование на рынке.

Что можно сказать об имидже марки чипсов Pringles?

Исследование имиджа марки чипсов Pringles показало, что она пользуется высокой осведомленностью среди молодежи. Значительная часть опрошенных потребителей употребляет эти чипсы и связывает с ними положительные ассоциации, такие как вкусность, качество и удобство упаковки. Также, эмблема марки вызывает положительное восприятие и легко узнаётся потребителями.

Что такое имидж товарной марки?

Имидж товарной марки - это представление, воспринимаемое потребителями об определенной марке товаров или услуг. Он включает в себя ассоциации, представления и впечатления, которые вызывает марка у потребителей.