Труд, занятость и безработица в Ленинградской области
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 27.11.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВСТУПЛЕНИЕ 3
1. БЕЗРАБОТИЦА КАК МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА 4
1.1. Рынок труда и особенности его функционирования 4
1.2. Социально - экономическая суть и формы проявления занятости 8
1.3. Безработица, сущность и классификация 12
2. БЕЗРАБОТИЦА КАК СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 14
2.1. Анализ основных тенденций занятости, труда и безработицы в Ленинградской области. 14
2.2. Государственное регулирование безработицы 20
3. ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯМИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Таким образом, в результате кризисных явлений экономики, проявляется несоответствие спросу рабочей силы и ее предложения. При таких условиях формируется явление безработицы. Без исключения сезонного фактора безработица в России в марте 2014 составила 5,4%. Данный показатель является достаточно низким и обусловливается спецификой российской экономики. Эффективность государственного регулирования безработицы в значительной мере зависит от соотношения активных и пассивных методов влияния на уровень занятости. Данные методы призваны стимулировать производительность труда, повышения конкурентоспособности предприятия, увеличения благосостояния граждан.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯМИ
Особенностью настоящего времени в российской экономике является ситуация при которой старая структура производства не может адаптироваться к меняющимся условиям, а сильное влияние кризиса, может усилить глубину рецессии. Спад производства пока не компенсируется увеличением новыми модернизированными заводами. Частный капитал продолжает накапливаться в сфере обращения и финансовом секторе, поскольку инвестиции в промышленность чревато высоким риском и низким уровнем доходности.
Важная роль в регуляции ситуации на региональном рынке труда играют органы местного самоуправления. Администрация района (города) в сотрудничестве с региональной службы занятости в качестве представителя Федеральной службы заботиться о развитии региональной программы занятости, формирование финансово-кредитного механизма влияния на количество рабочих мест, в формирование миграционной политики, организации общественных работ и т.д.
Чтобы повысить спрос на труд необходимо принять следующие меры:
• развивать производительные мощности регионов;
• развитие новые формы хозяйствования;
• разрешить нестандартные формы занятости;
• организовать общественные работы;
• стимулирование развития производства в результате увеличится покупательная способность населения.
• субсидировать занятость (особенно для уязвимых групп населения, таких как молодежь, инвалиды, одинокие матери и т.д.);
• льготные кредиты и финансирование создания новых рабочих мест на предприятиях, активно участвующих в реализации территориальных программ занятости;
• сокращения бюджетных выплат и социальной страховые взносы на временных и подсобных работников и т.д.
Увеличение предложения рабочей силы способствуют такие мероприятия, как:
- Изменения в трудовом законодательстве, расширение возможностей трудоустройства;
- Расширение сферы профессиональной подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации;
- Миграционная политика для привлечения рабочей силы в регионе;
- Информирование общественности о наличии вакантных рабочих мест и организации соответствующей рекламы;
- Разработка специальных программ, которые повышают конкурентоспособность отдельных групп населения.
Как деятельности, направленной на сокращение предложения рабочей силы, являются [9]:
- Миграционная политика в регионе;
- Сокращение рабочего времени,
- Применение неполной занятости;
- Увеличение срока подготовки с отрывом от производства и увеличение количества обучаемых в этой форме;
- Повышение пенсий, поощрять ранний выход на пенсию;
- Интеграция в международный рынок труда и т.д.Кроме того, существует целый ряд эффективных методов, которые были разработаны для борьбы с различными типами безработицы.
Общим для всех типов мер по безработице:
- Создание новых рабочих мест;
- Создание бирж труда и других служб трудоустройства.Меры по борьбе с безработицей:
- Совершенствование информационной системы рынка труда;
- Создание специальных служб для этого.Меры по борьбе с структурной безработицей:
- Создание возможностей для переподготовки и переквалификации безработных;- Принятие протекционистских мер, чтобы защитить рынок.- Социальная защита уязвимых слоев населения;
- Борьба с преступностью.
С технологической безработицей:
- Обучение сотрудников;
- Развитие технического прогресса в реализации его результатов.
С циклической безработицей:
- Стабилизационная политика;
- Создание дополнительных рабочих мест со стороны государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок труда как экономическая категория выражает совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи специфического товара – рабочей силы. Механизмы функционирования рынка труда отображают взаимодействие спроса и предложения на рабочую силу, которые уравновешивают ее ценой – заработной платой. Главным регулирующим инструментом рыночного распределения рабочей силы является ценовой механизм. Как рыночная цена, заработная плата уравновешивает спрос и предложение рабочей силы.
Безработица – это явление, органически связанное с рынком труда. По определению Международной организации труда - безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Механизмы функционирования рынка труда отображают взаимодействие спроса и предложения на рабочую силу, которые уравновешивают ее ценой – заработной платой. Главным регулирующим инструментом рыночного распределения рабочей силы является ценовой механизм. Как рыночная цена, заработная плата уравновешивает спрос
и предложение рабочей силы.
Уровень экономической активности отражает часть экономически активного населения, в общем, его количестве. Занятость экономически активного населения в современной развитой экономике имеет разные формы своего отображения. Эффективное управление рынком труда требует разработки механизма регулирования различных форм и видов безработицы, способного сократить напряженность и масштабы ее социально-экономических последствий.
Рынок труда Ленинградской области имеет некоторые отличия по сравнению с российским. Стоит отметить, что уровень безработицы здесь несколько ниже в силу развитости делового сектора, что обусловлено не в последнюю очередь развитостью туристического региона. Уровень экономически активного населения с 2005 года имеет положительную динамику, в то время как уровень безработицы – отрицательную. Также необходимо указать, что уровень занятости напрямую зависит от уровня развития экономики. На сегодняшний день уровень безработицы является низким, однако в условиях геополитического кризиса можно прогнозировать незначительное увеличение безработицы, на уровне 0,6% к концу текущего года
Необходимо создавать новые и развивать уже существующие службы занятости, биржи труда, осуществляющие посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы. Можно провести ужесточенную политику протекционизма, чтобы мотивировать российское производство создавать конкурентоспособные товары, финансировать слабо развитые районы страны, содействовать мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах как важнейший метод обеспечения занятости населения.
В результате выполненной работы, было проведено исследование рынка труда, и такого явления, как безработица, а также их влияние на основные социально-экономические аспекты государства. Результаты исследования отображают реальное положение вещей на рынке труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс РФ, СЗРФ от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301, 29 января 1996 г. N 5 ст. 410, 3 декабря 2001 г. N 49 ст. 4552.
2. Ананьев А.А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике // Вопросы экономики. – 2005. – №5 – С. 16-17.
3. Базилевич В. Д. Политэкономия: Учебник. – Знания-Прес, 2010. – 615с.
4. Балацкий Е. Россия: проблема безработицы в переходный период // Проблемы теории и практики управления. – 2005. – №1 – С. 11-13
5. Варламова Н. Конституционный статус социальноэкономических прав // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2000. № 1 (30). С. 145.
6. Вукович Г.Г., Магомедов К.У. Развитие южно-российских регионов в условиях активизации их социально-трудовой компоненты // Экономика устойчивого развития. 2012. № 11. С. 154-158.
7. Берлин Л.В., Вукович Г.Г. Региональные аспекты управления трудом // Экономика устойчивого развития. 2012. № 11. С. 44-48.
8. Денисова И. Рынок труда: меняется ли модель. Режимдоступа: http://www.forbes.ru/mneniya-column/krizis/250715-rynok-truda-menyaetsya-li-model
9. Карташева А., Кубишин Е. Ситуация на рынке труда: направления развития // Экономист. – 2005. – №12. – С. 3-6.
10. Кашепов А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России // Вопросы экономики. – 2005. – №5. – С. 13-16.
11. Четвернина Т. Безработица в России (официальная оценка и реальные масштабы) // Проблемы теории и практики управления. – 2005. – №12. – С. 16-18.
12. Рофе, А.И. Экономика труда : Учебник для ВУЗов / А.И. Рофе, В.Т. Стрейко, Б.Г. Збышко / Под ред. проф. А.И. Рофе. - М. : Издательство «МИК», 2000. - 248 с. - С. 76.
13. Соболева, И. Масштабы безработицы в России и способы ее
измерения / И. Соболева, Т. Четвернина / / Вопросы экономики. - 1999. - № 11. - С. 99-113. - С. 100.
14. Смирнов C. Финансирование политики занятости на основе страховых принципов: Задачи на будущее // Человек и труд. 2000. № 9. С. 29
15. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/
statistics/efficiency/#.
4
Рынок труда
Как экономическое явление является системой экономических механизмов, общественных норм и правил, которые регулируют движение рабочей силы и ее использование
Как экономическая категория выражает совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи специфического товара – рабочей силы
Предприниматели
Покупатели - работодатели
Субъекты ценообразования на рынке труда
Государство
Профсоюзы
Товар - рабочая сила
Продавцы – наемные работники
Субъекты рынка труда
Достигается максимально возможным использованием совокупного трудового потенциала страны
Полнота занятости
Достигается полным и рациональным использованием трудового потенциала страны
Эффективность занятосты
Ограниченость ресурсов труда
Эффективная занятость выступает результатом эффективного распределения трудовых ресурсов, которое удовлетворяет потребности общественного производства в количестве и качестве рабочей силы и обеспечивает максимальный объем.
Типы занятости
Фактическая занятость фиксирует результат распределения ресурсов труда. В условиях рынка фактическая занятость характеризуется также элементами эффективного и неэффективного распределения рабочей силы.
Виды занятости
Эффективная занятость
Продуктивная занятость
Полезная занятость
Полная занятость
Рациональная занятость
Институциональная
Безработица ожидания
Структурная
Циклическая
Миграционная
Фрикционная
Малая циклическая
Большая циклическая
Финансовая
Естественная
Конверсионная
Хроническая
Добровольная
Вынужденная
Безработица
- Выплата выходного помощи и помощи по безработице;
- стипендии в период переподготовки и повышения квалификации;
- неоплаченные отпуска;
- досрочное оформление пенсий по возрасту
- переподготовка и повышение квалификации;
- содействие в поиске работы;
- содействие предприятиям в заполнении вакансий;
- стимулирование новых рабочих мест;
- организация общественных работ;
Содействие мобильности рабочей силы
Активные
Пассивные
Методы влияния на уровень занятости
1. Гражданский кодекс РФ, СЗРФ от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301, 29 января 1996 г. N 5 ст. 410, 3 декабря 2001 г. N 49 ст. 4552.
2. Ананьев А.А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике // Вопросы экономики. – 2005. – №5 – С. 16-17.
3. Базилевич В. Д. Политэкономия: Учебник. – Знания-Прес, 2010. – 615с.
4. Балацкий Е. Россия: проблема безработицы в переходный период // Проблемы теории и практики управления. – 2005. – №1 – С. 11-13
5. Варламова Н. Конституционный статус социальноэкономических прав // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2000. № 1 (30). С. 145.
6. Вукович Г.Г., Магомедов К.У. Развитие южно-российских регионов в условиях активизации их социально-трудовой компоненты // Экономика устойчивого развития. 2012. № 11. С. 154-158.
7. Берлин Л.В., Вукович Г.Г. Региональные аспекты управления трудом // Экономика устойчивого развития. 2012. № 11. С. 44-48.
8. Денисова И. Рынок труда: меняется ли модель. Режимдоступа: http://www.forbes.ru/mneniya-column/krizis/250715-rynok-truda-menyaetsya-li-model
9. Карташева А., Кубишин Е. Ситуация на рынке труда: направления развития // Экономист. – 2005. – №12. – С. 3-6.
10. Кашепов А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России // Вопросы экономики. – 2005. – №5. – С. 13-16.
11. Четвернина Т. Безработица в России (официальная оценка и реальные масштабы) // Проблемы теории и практики управления. – 2005. – №12. – С. 16-18.
12. Рофе, А.И. Экономика труда : Учебник для ВУЗов / А.И. Рофе, В.Т. Стрейко, Б.Г. Збышко / Под ред. проф. А.И. Рофе. - М. : Издательство «МИК», 2000. - 248 с. - С. 76.
13. Соболева, И. Масштабы безработицы в России и способы ее
измерения / И. Соболева, Т. Четвернина / / Вопросы экономики. - 1999. - № 11. - С. 99-113. - С. 100.
14. Смирнов C. Финансирование политики занятости на основе страховых принципов: Задачи на будущее // Человек и труд. 2000. № 9. С. 29
15. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/
statistics/efficiency/#.
Вопрос-ответ:
Какой механизм регулирует рынок труда?
Механизм регулирования рынка труда включает в себя различные факторы, такие как спрос и предложение труда, заработная плата, государственная политика, социальные программы и т. д. Они влияют на уровень занятости и безработицы, а также на условия труда и заработную плату.
Какова суть безработицы и какие бывают ее формы?
Суть безработицы заключается в отсутствии работы у лиц, способных и желающих работать. Основные формы безработицы это структурная, циклическая и фрикционная безработица. Структурная безработица связана с несоответствием навыков и квалификации работников требованиям рынка труда. Циклическая безработица происходит в периоды экономического спада. Фрикционная безработица связана с поиском работы после увольнения или окончания обучения.
Какие основные тенденции занятости и безработицы можно выделить в Ленинградской области?
В Ленинградской области можно наблюдать снижение уровня безработицы и увеличение уровня занятости. За последние годы были проведены меры по активизации трудовой деятельности, созданию новых рабочих мест и развитию предпринимательства. Это позволило улучшить ситуацию на рынке труда в регионе и сократить количество безработных.
Какое влияние оказывает государство на регулирование рынка труда?
Государство играет важную роль в регулировании рынка труда через различные механизмы. Оно разрабатывает и внедряет программы поддержки занятости, предоставляет социальные льготы и пособия безработным, создает условия для развития предпринимательства и привлечения инвестиций. Государственная политика направлена на снижение уровня безработицы и обеспечение устойчивой занятости населения.
Каковы основные причины безработицы в Ленинградской области?
Одной из основных причин безработицы в Ленинградской области является недостаток предложения рабочих мест. Это связано с сокращением производства в некоторых отраслях экономики, а также с переходом к более современным технологиям, которые требуют меньшего количества рабочей силы. Кроме того, недостаток инфраструктуры и низкая заработная плата также являются факторами, влияющими на безработицу.
Каковы формы проявления занятости в Ленинградской области?
В Ленинградской области есть различные формы проявления занятости. Одна из наиболее распространенных форм - это занятость в промышленных предприятиях, где люди работают на производственных линиях или выполняют сложные технические операции. Также много людей занято в сфере услуг, например, в торговле, образовании, здравоохранении. Кроме того, есть люди, занятые в сельском хозяйстве и рыболовстве.
Какое состояние рынка труда в Ленинградской области в настоящее время?
В настоящее время рынок труда в Ленинградской области остается сложным. Предложение рабочих мест ограничено, что ведет к высокому уровню безработицы. Одновременно, спрос на неквалифицированную рабочую силу невелик, что делает поиск работы еще более сложным. Однако в некоторых отраслях, таких как информационные технологии и сфера услуг, наблюдается рост спроса на квалифицированных специалистов.
Какое регулирование безработицы осуществляется государством в Ленинградской области?
Государство предпринимает ряд мер по регулированию безработицы в Ленинградской области. Одна из таких мер - это создание рабочих мест через государственные программы развития и поддержки малого и среднего бизнеса. Также государство осуществляет обучение и переквалификацию безработных лиц для повышения их шансов на трудоустройство. Кроме того, вводятся стимулирующие меры, такие как субсидии на создание новых рабочих мест или льготы для работодателей, предоставляющих работу безработным.
Что такое безработица и как она регулирует рынок труда?
Безработица - это состояние, когда люди, способные и готовые работать, не могут найти подходящую работу. Она регулирует рынок труда путем создания конкуренции между работодателями и работниками. В условиях высокой безработицы, работники готовы принимать низкооплачиваемые работы, тогда как в условиях низкой безработицы, работодатели вынуждены предлагать более выгодные условия, чтобы привлечь работников.
Как проявляется занятость и какие формы ее существуют?
Занятость проявляется в том, что люди занимаются оплачиваемым трудом. Формы занятости могут быть различными - это могут быть постоянные или временные работы, полная или частичная занятость, работа на предприятии или предпринимательская деятельность.
Каковы основные тенденции занятости и безработицы в Ленинградской области?
Анализ показывает, что в Ленинградской области наблюдается рост занятости и снижение уровня безработицы. Это связано с развитием экономики региона и появлением новых рабочих мест. Однако, несмотря на положительные тенденции, все еще существуют проблемы с низкой заработной платой и социальной защищенностью работников.
Как государство регулирует безработицу в современной России?
Государство регулирует безработицу в России через реализацию различных программ и мер, направленных на поддержку занятости. Это может быть предоставление субсидий и льгот предприятиям, создание рабочих мест в образовательных и социальных учреждениях, проведение профессиональной подготовки и переобучения безработных, а также предоставление пособий по безработице.