Формирование традиций трэвэл-журналистики на советском ТВ на примере клуба кинопутешествий
Заказать уникальную курсовую работу- 44 44 страницы
- 37 + 37 источников
- Добавлена 01.12.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА КАК ОСОБЫЙ ВИД ЭКРАННОГО ТВОРЧЕСТВА 5
1.1 Зарождение и развитие культурно-просветительских программ на российском телевидении 5
1.2 Трэвел-журналистика: понятие, отличительные черты 16
1.3 Роль ведущего в программах о путешествиях 22
ГЛАВА 2. ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА НА СОВЕТСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ 26
2.1 Краткая характеристика программ о путешествиях на советском экране 26
2.2 Особенности передачи «Клуб путешественников» 32
2.3 Специфика авторского подхода в создании программы 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Таким образом, культурно-развлекательные передачи на советском телевидении, хотя и отвечали идеям пропаганды, все же пользовались большой популярностью у зрителей. Во многом, конечно, это было связано с недостаточностью зрительного видеоряда, попросту отсутствовал выбор. Но это не единственная причина. Передачи были успешны еще и потому, что в их производстве принимали участие талантливые журналисты и авторы. Они являлись профессионалами в своей области, знали вопрос «изнутри». Кроме того, в программах были кадры, которые показывали жизнь в других местах, городах. С их помощью советский гражданин совершал увлекательное путешествие в неизведанный мир.2.2 Особенности передачи «Клуб путешественников»«Клуб путешественников» — советская и российская телевизионная программа, посвященная популяризации туризма и путешествий. Была в телевизионном эфире с 18 марта 1960 года и сначала носила название «Клуб кинопутешествий». С 1991 по 2003 годы программа выходила на Первом канале. За это время вышло более 2000 выпусков. Передача была занесена в «Книгу рекордов Гиннесса» в связи с тем, что являлась старейшей программой российского телевидения.Первым ведущим программы был Владимир Шнейдеров. Потом в течение 30 лет (с 1973 года) программу вел врач и знаменитый путешественник Юрий Сенкевич. После смерти ведущего программа закрылась в октябре 2003 года.Постоянным спецкорреспондентом с 1977 по 1992 год был Станислав Покровский (годы жизни: 1939—2012). Гостями передачи были такие знаменитые исследователи, как Тур Хейердал, Фёдор Конюхов, Жак-Ив Кусто, БернгардГржимек, Гарун Тазиев, Карло Маури, Бруно Вайлатти, Жак Майоль, ЯцекПалкевич, Владимир Чуков и другие.Программа получила ряд международных и национальных премий («ТЭФИ» (1997 год), «Хрустальный глобус»).С 1988 по 1991 год на втором канале Центрального телевидения Гостелерадио СССР транслировалась с сурдопереводом.Альманах кинопутешествий-советский киножурнал, выпускался в 1960-1990 годах. Все выпуски делились, в основном, на 4 сюжета по 4-5 минут, общей продолжительностью 20 мин. Как правило 3 первых сюжета рассказывали о нашей стране, а последний сюжет рассказывал о зарубежных континентах и странах.Он транслировался в кинотеатрах перед показом как своего рода вступительная часть к фильму.Первые шаги телепередачи «Клуб кинопутешествий» привлекли к экранам миллионы зрителей не только потому, что в выпусках передачи можно было увидеть дальние страны, о которых слышали по радио или от редких соотечественников, посещавших вожделенную «заграницу». Просто в студии собирались люди, увидеть и услышать рассказы которых (не обязательно о дальних странах) хотел каждый любознательный человек.И не только города, страны, континенты, народы их традиции и обычаи привлекали зрителей к экранам. В передачах участвовали люди известные всей стране: журналисты, писатели, учёные, полярники. Например, в одну из программ был приглашен известный исследователь Иван Дмитриевич Папанин. В ходе передачи он очень увлекательно рассказывал о том, что с ним происходило, при этом не переставая жестикулировать: «Однажды ночью как долбанёть, мы из палатки выскочили, а льдину нашу к такой-то матери на куски разорвало. И три медведя пришли. Небось, ёлки-палки, думали чем-то полакомиться. Ширшов, который знал меня как снайпериста-динамовца кричить: Митрич! Стреляй! …»Конечно относительно «паркетной съемки» и постоянных передач, пропагандирующих советских образ жизни и рассказывающие о роли партии в жизни общества, появление в кадре такого эмоционального человека было большой редкостью и большой радостью для советского телезрителя. Непринужденность обстановки, разговорная речь создавала неповторимую почти домашнюю атмосферу, выделяя тем самым программу среди массы других передач.Рассказы участников Клуба, будь то повествование о поездке по Туманному Альбиону или о плавании на судне науки «Витязь» по маршруту Миклухо-Маклая неизменно приводили аудиторию в восторг, о чем свидетельствует громадное количество писем, присланных в редакцию. И не потому, что видеть этого раньше не приходилось. Интересные люди, высокие профессионалы, блестящие интеллектуалы привлекали, на них хотелось равняться, учиться у них.Особенностью программы также стало, что в ней впервые за историю советского телевидения ведущий «вышел из студии». Режиссёр, редактор, кинооператор и Юрий Александрович отправились в Чаткальский заповедник с геологами Узбекистана. Верхом, по узким тропинкам вдоль скальных стен над бешеным кипящим Чаткалом, первая экспедиция «Клуба» пробиралась в самый живописный район заповедника. После этого события поток писем в редакцию увеличился вдвое. Ведущего звали во все уголки страны.С каждой передачей всё интересней были рассказы о приключениях, экспедициях. Туристы-водники привозили из своих путешествий фильмы о прохождении, казалось бы, непроходимых порогов. С замиранием сердца зрители смотрели, как плоты входят в бушующую воду, исчезают, а затем снова появляются и следуют дальше.амочная скважина в мир, открытая В.А.Шнейдеровым, расширялась. В «Клубе» появлялось больше материалов о дальних зарубежных пределах: корреспонденты Гостелерадио, работавшие в разных странах, присылали свои работы в «Клуб». Это была отдушина, где можно было с симпатией говорить о стране пребывания. Ведь в новостийных программах и выпусках передач международной редакции корреспонденты обязаны были подходить к освещению зарубежья с позиций классовой борьбы. А в «Клубе» можно было восторгаться достопримечательностями страны, традициями и обычаями людей, с которыми каждый день корреспонденты встречались на улицах, поговорить о памятниках литературы и искусства.В студийных разговорах собеседником корреспондентов Гостелерадио был путешественник, известный всему миру, друг Великих Кусто и Хейердала. Великие путешественники прошлого столетия считали своим долгом время от времени быть гостями Ю.Сенкевича и его 150-миллионной аудитории. Жак-Ив Кусто привозил новые фильмы о своих последних открытиях в океанских глубинах.Знаменитый ныряльщик, рекордсмен мира по погружению в океанскую бездну на одном вдохе Жак Майоль (он опускался без акваланга на глубину 110 метров) рассказывал в «Клубе» о своей дружбе с дельфинами. Знаменитейший французский вулканолог Гарун Тазиев в нескольких заседаниях «Клуба» представил серию своих фильмов «Встречи с дьяволом» — о работах на извергающихся вулканах.Тимоти Северин реконструировал древние мифы и легенды. Он совершил плавание по пути Синдбада-морехода, путешествовал дорогами крестоносцев, на китайской джонке повторил несколько плаваний мореходов Поднебесной. На копии эллинской галеры «Арго» Тимоти и его спутники — «новые аргонавты» — отправились, как и герои Эллады в Колхиду, за золотым руном. В этом приключении принимали участие и Сенкевич со съёмочной группой «Клуба путешественников».В «Клубе путешественников» впервые появились приключения Феди Конюхова. Его первая кругосветка на яхте «Кароанна», одиночный лыжный переход к Северному полюсу создали ему ореол путешественника-одиночки, который Фёдор носит по сей день. Впервые в передачах«Клуба путешественников» народ увидел работы наших археологов в Афганистане , когда в районе Шебергана были найдены восемь захоронений кушанских царей. 24 тысячи золотых украшений редкой ювелирной работы передали наши учёные в государственный музей Кабула.Руководитель экспедиции — доктор исторических наук Виктор Иванович Сарианиди на одном из заседаний«Клуба» показал муляжи некоторых особенно ценных находок. Судьба этого клада удивительна. Несколько раз сообщалось, что золото похищено то в результате разбойного нападения, то в результате нападения талибов, действовавших по приказу зловещего одноглазого муллы Омара. Потом оказалось, что и на самом деле нападения были, но благодаря сообразительности сотрудников музея, золотые редкости удалось сохранить.Таким образом, программа «Клуб путешественников» была во всем уникальной. Непринужденные «живые» диалоги, редкие кадры, удивительная режиссёрская съемка, а также гости в студии делали ее одной из самых востребованных передач на советском телевидении.2.3 Специфика авторского подхода в создании программыПри создании программ, которые были определены нами как трэвел-журналистика, особенное место занимает ведущий, который часто может выступать и автором передачи. Несомненно, что подход к созданию контента будет отличаться в силу взглядов и мировоззрения того или иного автора, а также той аудитории, для которой предназначена передача. Поэтому индивидуальный подход, с одной стороны, обеспечивает специфику программы и ее непохожесть на другие, а, с другой стороны, является визитной карточкой журналиста и всего канала, на котором осуществляется вещание.Тележурналист формирует свой стиль, образ, согласно определенным принципам, правилам, вкусам, в соответствии с собственным представлениями о том, что такое полноценная в духовном и нравственном отношении личность, о роли этой личности в обществе. Для журналиста в силу таких осложняющих обстоятельств, сопутствующих его профессии, как популярность или даже слава, очень важно не опуститься до «дурного своеобразия», претензии на оригинальность, элементарного желания выделиться в пустяках, ничтожных мелочах, не усмотреть именно в этом проявление творческой свободы.Личность, выступающая по телевидению, проявляет свое отношение к той или иной проблеме. Совпадение позиций личности информатора и источника информации не обедняет, а обогащает информацию, так как аудитория знает: мнение, высказанное телеведущим, выражает нечто большее, чем мнение одного человека. Создав принципиально новую форму общения, люди расширили его границы до невиданных масштабов. В структуре, содержании и формах телевизионного общения не могут не отражаться особенности и черты действующего политического устройства того или иного государства. «При этом общение как таковое сохранило в структуре своих процессов последовательные этапы психологической переработки воспринимаемой людьми информации».Тележурналист (равно, как и журналист вообще) находится в точке пересечения двух взаимонаправленных и взаимопреобразующих потоков: массовой информацией и зрительской аудиторией. Он опосредует на экране передаваемые факты, события, явления. Личностные качества тележурналиста накладываются на весь характер вещания. При этом речь идет только об осмыслении информации, но ни в коем случае не о восприятии и отражении ее сути - они должны быть адекватными и объективными. Проблема личности на ТВ - это «проблема влияния на зрителя особой документально-образной системы телевизионного воздействия. Вопрос о личности на телеэкране - это вопрос, первостепенный для функционирования и развития ТВ». Вообще, касаться творчества современных авторов трудно, так как представляется сложным назвать сопоставимого по силе воздействия названным титанам отечественной журналистики. Постоянно происходит их ротация и зритель не успевает зафиксировать их. Можно выделять не столько авторские программы, сколько авторский подход таких журналистов как В.Познер, В.Соловьев, Л.Парфенов и др. Однако, будучи реализованными в специфической среде ток-шоу, они неизбежно теряют часть своей харизматичности из-за отторжения жанром авторского стиля. Здесь могут преобладать потребности собранной аудитории, спонсоров передачи и др.Безусловно, в создании любой передачи одна из ведущих ролей принадлежит режиссёру. Именно он является тем связующим звеном, который способен осуществить взаимодействие всех частей картины. Главной задачей режиссера является творческая организация всех взаимосвязанных элементов, и не важно, спектакль это, художественный или документальный фильм или же рекламный ролик. Готовое произведение должно стать единой целой гармоничной субстанцией. Кроме того, творческий замысел должен поддерживать и весь коллектив в целом. Станиславский называл общую идейную целеустремленность и стилистическое единство «сверхзадачей спектакля».Любая история должна строиться на конфликте. Конфликт - это ключевое слово драмы. Драма занимается только действиями людей по отношению друг к другу, поэтому конфликт всегда оказывается в центре нашего внимания. Любую эмоциональную или интеллектуальную ценность в драме мы получаем только через конфликт персонажей. Поступки людей в драме обычно по своей сути конфликтны. А если окажется, что конфликт скрыт или слаб, автор фильма его находит и развивает. Юрий Сенкевич также обладал своим собственным стилем при ведении передачи. Во-первых, нельзя не отметить его научные знания, которыми он умело апеллировал в беседе с приглашенным гостем. Однако диалог двух исследователей не выглядел навязчивым, поскольку обсуждаемые темы касались многих людей. Не следует забывать также, что советский человек не был искушен разнообразием программ, особенно в той их части, которые предлагали к просмотру пейзажи отдаленных уголков земли. Поэтому зритель завороженно следил за каждым словом, чтобы уловить самое главное.Заметим также и манеру разговора ведущего «Клуба путешественников». Спокойный размеренный ритм создавал необходимую атмосферу последовательного основательного рассказа.ЗАКЛЮЧЕНИЕТелепрограммы, шоу, документальные фильмы, а также публикации в печатных средствах массовой информации географической тематики, которые в современной системе журналистского знания принято называть трэвел-журналистикой, являются примерами глобальных медиапродуктов. Каждый из таких медиапродуктов носит на себе тот или иной отпечаток политических, идеологических или других условий производства. Так, программы создаются согласно формату телепрограммы, образу ведущего, изначальному замыслу презентации иностранной культуры и имеющимся финансовым ресурсам. Повествователь в трэвел-программе, как правило, подчеркивает опыт индивидуального удовольствия от путешествия на уровне индивида, группы или нации в целом, пренебрегая при этом более широкими аспектами, связанными со страноведением: политическими, социальными и экономическими проблемами и проблемами международных отношений. Современные коммерциализированные развлекательные и научно-популярные передачи демонстрируют неадекватность действительности. Жанр научно-популярной трэвел-документалистики не отвечает своей задаче презентации образов иностранных этносов.Выход на мировой рынок национальных телепередач и их адаптаций, т.е. процесс глобализации с его неотъемлемой коммерциализацией средств массовой информации, изменил спрос аудитории с проблемной расследовательской журналистики, на легкую развлекательную журналистику. Как правило, трэвел-шоу из-за специфического формата не аналитичны. Основной причиной является то, что критика в отношении внутренних вопросов политики или экономики в различных странах равнозначна подрыванию туристического бизнеса; показ спорных и шокирующих кадров и обсуждение запретных тем является слишком рискованным предприятием для телекомпании (или страны в целом), так как туризм и международная политика тесно взаимосвязаны. Кроме того это может отбить интерес в финансировании у рекламодателей. Отсюда вытекает проблема формирования стереотипов и популяризации определенных туристических маршрутов.Из-за господства инфотейнмента некоторые традиционные принципы журналистики, например аналитичность, уходят в прошлое. Серьезная, качественная журналистика о туризме в традициях научно-популярного вещания СССР уступила место на телеэкране современному гибридному инфотейменту.Культура постмодернизма предлагает современному человеку компромисс в его различных проявлениях. Поп-арт уравнивает в своей значимости и ценности элитарное искусство и искусство общества потребления, современная музыка представляет собой смешение всевозможных стилей, a на телевидении и в журналистике такое явление, как инфотейнмент, находит этот компромисс между информацией и развлечением. Современная культура обнаруживает традиционную парадигму понятий уже давно недействительной, отсутствие единого канона, стиля оборачивается возникновением множества субкультур, подчас весьма микроскопических.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАльперина С. В круге Светы // http://www.rg.ru/printable/2006/09/21/sorokina.htmlАнненков Ю. П. Театр до конца / публ., вступ. текст и примеч. Е. И. Стру-тинской // Мнемозина: док.и факты из истории отеч. театра ХХ века: ист. альм. / сост. и науч. ред. В. В. Иванова. — М., 2010. —№ 2. Багиров Э., Кацев И. В поисках телевиде11Ия//Искусство кино. -1966. - №6. Богданова С. Феномен инфотейнмента или о превращении информации в развлечение на телевидении // Прикладная культурология: Калейдоскоп идей: сб. ст. / под ред. И. Г. Хангельдиевой, Н. Г. Чаган. – М. : Изд. дом Междунар. ун-та в Москве, 2010. Борецкий Р.А. В Бермудском треугольнике ТВ. М., 1998. Грицанов А. А. Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом, 1999. — Электронный ресурс [http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/645/КУЛЬТУРА]Дважды Герой Советского Союза, вице-адмирал СССР, долгое время командовавший ГлавсевморпутёмЕгоров В. Телевидение: Страницы истории. М., 2004Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М. 1999. Жирков Г.В. Просветительская функция журналистики: историко-типологический аспект // СМИ в современном мире. Материалы науч.-практ. конф. — СПб., 2003. Зверева Н.В. Прямой эфир: В кадре и за кадром. М., 2012. С. 51К 2030 году число международных туристов достигнет 1,8 миллиарда человек // http://www.rcb.ru/news/97547/Князева М.Л. Проблематика СМИ. — М., 2012. Конрад Н. Октябрь и филологически науки.// Новы мир. - 1971. - М 1. Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества: Учеб.пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2011. Мельник Г.С. МаssMedia: психологические процессы и эффекты. М, 1996. Мельник Г.С. Психология профессионального общения в журналистике. М., 2001. Муратов С. А. Телевидение впоиска телевидения. М., 2001. Новиков В. Сергею Капице вручена «ТЭФИ» за личный вклад в развитие российского телевидения // Полит.ру. — 2008. — Электронный ресурс [http://www.polit.ru/news/2008/09/26/kapitsa/]Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь Ожегова. — М., 1949-1992. — Электронный ресурс [http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/25446]Официальный сайт Первого канала — http://www.1tv.ru/projects/si=22Пиотровский А. Кинофикация искусств. Л., 1929Показаньева И.В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства // Медиаскоп. — 2013. — №3. — http://www.mediascope.ru/node/1385Роженцова О.В. Культурно-просветительские программы отечественного телевидения: традиции и новаторство. / Дисс… к.ф.н. — М., 2006. Сенкевич Ю. Вас можно назвать гидом? // Телевидение и радиовещание.-1980. - №11. Сорокин В.Н. Массовые коммуникации и массовая культура. // Российская массовая культур конца XX века. Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. — Электронный ресурс — http://anthropology.ru/ru/texts/gathered/masscult/index.htmСтаниславлева В.Н. Советский очерк о зарубежных странах в 50−70 годы. М., 1979.Суворова С.П. Реализация просветительной функции журналистики в современных общероссийских газетах / Дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил.наук. — М., 2006. Телевизионная журналистика. М., 2002. Телерадиоэфир/ Под ред. Я.Н. Засурского. — М., 2005. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей. – М., 2008. Черемушкина И.К. Имидж в смысловом пространстве культуры. Волгоград, 2011. Шестаков В.П. Мифологи XX века: Критика теории и практики буржуазно «массово культуры». М., 1988. Ясперс К. Духовная ситуация времени, //Хрестоматия по истории философии. М., 2001. Cocking B. Travel Journalism / Journalism Studies. 10:1. 2009. P. 54−68.Hanusch F. The Dimensions of Travel Journalism / Journalism Studies. 11:1. 2010. Merriman E. Soft News, the Rise of Critical Journalism, and How to Preserve Democracy / EDGE. Spring Quarter. 2003.
2 Анненков Ю. П. Театр до конца / публ., вступ. текст и примеч. Е. И. Стру-тинской // Мнемозина: док. и факты из истории отеч. театра ХХ века: ист. альм. / сост. и науч. ред. В. В. Иванова. — М., 2010. —№ 2.
3 Багиров Э., Кацев И. В поисках телевиде11Ия//Искусство кино. -1966. - №6.
Вопрос-ответ:
Что такое трэвел журналистика?
Трэвел журналистика - это особый вид экранных творческих работ, который посвящен путешествиям и открытиям. Это жанр, который появился на российском телевидении и с каждым годом становится все популярнее. Трэвел журналистика представляет собой специальные программы и серии, которые позволяют зрителям узнавать о различных уголках мира, исследовать новые культуры и традиции, узнавать о достопримечательностях различных городов и стран.
Какие были первые культурно просветительские программы на российском телевидении?
Первые культурно просветительские программы на российском телевидении появились ещё в советское время. Одной из самых известных таких программ был "Вокруг Света", который выходил на экраны с 1965 по 1989 год. Эта программа посвящалась путешествиям в разные страны и рассказывала о культуре, истории и природе различных уголков мира.
В чем отличие трэвел журналистики от других жанров на ТВ?
Отличительной чертой трэвел журналистики является ее фокус на путешествия и исследования разных мест. Это жанр, который позволяет зрителям узнать о других культурах, истории, архитектуре и природе разных городов и стран. В отличие от традиционных новостей или развлекательных программ, трэвел журналистика предлагает глубинную информацию и имеет целью просветить и расширить кругозор зрителей.
Какую роль играет ведущий в программах о путешествиях?
Ведущий в программах о путешествиях играет очень важную роль. Он является главным героем, который ведет зрителей по своим путешествиям и рассказывает о достопримечательностях и интересных местах, которые он посещает. Ведущий должен быть харизматичным, обладать эрудицией и интересными рассказами, чтобы зрители могли увлечься его историями и сопереживать его приключениям.
Что такое трэвел журналистика?
Трэвел журналистика - это особый вид экранных творческих работ, связанных с путешествиями и рассказами об интересных местах. В рамках таких программ дается информация о разных странах и их культуре, показываются уникальные природные и архитектурные объекты.
Как зародились и развивались культурно просветительские программы на российском телевидении?
Зарождение и развитие культурно просветительских программ на российском телевидении началось с появления первых телевизионных станций в СССР. Изначально такие программы были ориентированы на просвещение зрителей, предоставляя им информацию о культурных событиях, исторических местах и музеях. По мере развития телевидения, в программы стали включать и сюжеты о путешествиях, формируя новый жанр - трэвел журналистику.
Каковы отличительные черты трэвел журналистики?
Отличительными чертами трэвел журналистики являются уникальность рассказов и образов, использование графических эффектов и специальных технологий для погружения зрителя в атмосферу места, о котором рассказывается. Также важным элементом является прямое общение ведущего с зрителем, создавая ощущение личного путешествия.
Какую роль играет ведущий в программах о путешествиях?
Ведущий играет важную роль в программах о путешествиях. Он является главным рассказчиком и проводником зрителя через разные места и события. Ведущий не только дает объективную информацию и факты, но и делится своими впечатлениями, эмоциями и собственными историями о путешествиях. Он создает своеобразную атмосферу, которая помогает зрителю почувствовать себя частью приключения.
Каковы особенности трэвел журналистики на советском телевидении?
Трэвел журналистика на советском телевидении была своеобразным жанром, отличавшимся особой эстетикой и стилистикой. Программы о путешествиях были ориентированы на просветительство и формирование культурных ценностей у зрителей. Вместо коммерческого подхода, основной акцент делался на изображение исторических, природных и культурных достопримечательностей, а также на восхищение красотой окружающего мира.
Какие тревел-программы были популярны на советском телевидении?
На советском телевидении популярностью пользовались тревел-программы, такие как "Клуб кинопутешествий", "Неизведанная планета", "Путешествие в историю".