Методика проведения занятий по художественной гимнастики
Заказать уникальную дипломную работу- 80 80 страниц
- 55 + 55 источников
- Добавлена 22.12.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1..Морфофункциональные характеристики дошкольников 5
1.2..Художественная гимнастика как средство развития физических качеств 10
1.3..Физическое развитие детей с помощью художественной гимнастики 17
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Задачи исследования 29
2.2. Методы исследования 30
2.3. Организация исследования 31
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
3.1. Констатирующий этап эксперимента 34
3.2..Общая структура занятия художественной гимнастики для дошкольников 36
3.3..Разработка методики проведения занятий по художественной гимнастике 44
3.4. Анализ результатов исследования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Сегодн
Детей второго и третьего года обучения, готовых физически, можно обучать более сложным акробатическим упражнениям: стойке на лопатках, мосту, кувырку вперёд, назад через плечо, колесу, переворотам вперёд и назад и т.д.Упражнения статического и динамического характеров чередуются, что позволяет уменьшить утомляемость и повышает интерес к занятиям. Большое место в гимнастике уделяется прыжкам, которые занимают немаловажную роль. Прыгучесть – одно из основных качеств, которое надо развивать не только для дальнейших занятий гимнастикой, но и для общей физической подготовленности. Большая доступность этих упражнений в различных условиях позволяет широко применять их в различных частях занятия и при различных способах организации детей.При выполнении упражнений, связанных с развитием прыгучести лучше всего использовать игровой и соревновательный методы (прыгнуть на возвышение, перепрыгнуть через верёвочку, достать высоко подвешенный предмет и др.)Богатые своей вариативностью прыжковые упражнения являются прекрасным средством всестороннего развития и совершенствования не только координации, но и скоростно – силовых способностей.И ещё очень важные упражнения в висах и упорах. Это сложные элементы гимнастики, особенно для дошкольников.На занятиях дети второго года обучения начинают овладевать такими видами упоров как: сидя, присев, лёжа, а также с упором рук или ног о скамейку.Для висов используется гимнастическая стенка, с обязательной подстраховкой ребёнка. Осваивая висы и упоры, у ребёнка формируются навыки владения своим телом. Программа построена таким образом, что введение изучаемых блоков происходит постепенно по мере взросления обучающихся, начиная с двух первых блоков в 1-ый год обучения и заканчивая четырьмя блоками на 3 году обучения, где совершенствуется материал основ хореографической пластики и ритмики, далее вводится работа с предметами, начинаются занятия акробатикой, при этом материал, изученный в предыдущий год, в последующем повторяется, углубляется и расширяется. Особенностью проведения занятий в спортивно-оздоровительных группах является также то, что содержание предлагаемого материала не имеет четких границ. На занятии сочетаются все виды деятельности: хореография, ритмика, партерная гимнастика и т.д. В дальнейшем добавляется постановка гимнастических комбинаций, сложнокоординационные акробатические элементы. На каждом занятии умело сочетается материал из всех блоков, причем темы чередуются не механически, а соединяются органично и пронизаны единым педагогическим замыслом. В связи с этим, занятия в спортивно-оздоровительных группах группах проходят в интегрированной форме, объединяющей теоретический материал и практику. Это объясняется тем, что введение теоретических понятий через практику способствует лучшему усвоению материала.3.4. Анализ результатов исследованияХудожественная гимнастика тесно связана с балетом, и благодаря этой связи вырабатывается культура и четкая координация движений, их выразительность, пластика, грация, чувство ритма и артистичность.Классическая хореография не только улучшает растяжку и развивает гибкость, но и включает в себя силовые нагрузки. А ее положительные результаты проявляются и повседневной жизни - это прямая спина, развернутые плечи, поднятый подбородок.Акробатика научит точно ориентироваться в пространстве, разовьет вестибулярную устойчивость и навык самостраховки, ребенок станет смелым и решительным. Развивается память, это обусловлено необходимостью запоминать большой объем движений сложных по структуре и технике исполнения.Таблица 6. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этаповНазвание тестаУсредненный результат для группы на констатирующем этапеУсредненный результат для группы на контрольном этапеБег на 30 м со старта (сек)7,46,9Бег на 10 м с шага (сек)2,42,1Прыжок в длину с места (см) (Сила)101113Прыжок в высоту (см)Комплексная оценка2123Статическое равновесие (сек).5264Наклон вперед (индивидуально) (Гибкость)30% ладонями, 70% пальцами80% ладонями30% пальцамиТри кувырка вперед, с (Координация)8,27,6Рисунок 1. Сравнительные результаты для временных показателей тестовРисунок 2. Сравнительные результаты для линейных показателей тестовРисунок 3. Относительный прирост результатов тестирования по сравнению с первоначальными.Как мы видим все показатели физического развития улучшились после проведения разработанной программы тренировок. Наилучший результат наблюдался в испытании на гибкость, также высокими показателями отличались результаты теста на равновесие, ловкость. При этом, мы видим, что прирост координации получился сравнительно небольшим, что наталкивает на мысль о необходимости включения в программу дополнительных упражнений на координацию.Полученные в ходе эксперимента результаты свидетельствуют о выраженном положительном влиянии методики художественной гимнастики оздоровительной направленности на динамику показателей здоровья, физического и психического развития, физической подготовленности детейдошкольного возраста и ее преимуществе по сравнению с применяемыми в практике работы ДОУ типовой и вариативными программами по дошкольному физическому воспитанию.Художественная гимнастика способствует эстетическому воспитанию ребенка, воспитывает вкус, учит чувствовать музыку, психологически раскрепощаться. Девочки обретают неповторимое умение преподнести себя - улыбка, разворот плеча, наклон головы и каждый жест, у гимнасток всегда прекрасная гордая осанка, красивая фигура, пластичные, красивые движения. Одновременно с физическим происходит и творческое развитие ребенка.С практической точки зрения программа, предложенная нами показала себя как логичная и емкая, по оценке специалистов она содержала все необходимые элементы и упражнения для развития детей данного возраста. Таким образом, мы считаем разработанную программу ценным методическим средством для развития детей дошкольного возраста методом художественной гимнастики.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основе анализа научно-методической литературы мы выяснили, что физическое воспитание детей дошкольного возраста рассматривается как приоритетное направление деятельности ДОУ, а поиск путей повышения его эффективности является актуальной научной проблемой.В работе дана характеристика художественной гимнастики как средства физического воспитания детей дошкольного возраста.Современный уровень развития художественной гимнастики требует длительной, кропотливой и упорной работы, направленной на развитие специальных физических качеств (гибкости, силы, прыгучести, быстроты, выносливости), владения техникой многообразных и сложных упражнений без предмета и с предметом, развитие специфических способностей (пластичности, танцевальности, музыкальности, выразительности). В связи с этим начальную подготовку в художественной гимнастике целесообразно рассматривать как период создания прочной двигательной базы для дальнейшего специализированного технического совершенствования.Было показано, что подготовка детей дошкольного возраста по художественной гимнастике включает в себя следующие виды упражнений: общеразвивающие упражнения, выполняемые в соответствии со спецификой художественной гимнастики (связь движений с музыкой, слитность, целостность, округлость, волнообразность, пружинность); стилизованные виды передвижений и их сочетания; упражнения без предмета (волны, равновесия, повороты, прыжки); элементы акробатики; элементы хореографии (партерный экзерсис, отдельные элементы классического, народного, бального, современного танцев, пластики и ритмики); упражнения с предметами (мячом, обручем, скакалкой); элементы пантомимы.Анализ современных отечественных программ дошкольного образования позволил определить, что средства гимнастики занимают одно из основных мест в содержании физического воспитания детей дошкольного возраста, благодаря широкому выбору упражнений различной направленности, позволяющих оказывать разностороннее воздействие на организм; осуществлению избирательного влияния на различные звенья опорно-двигательного аппарата; точному дозированию физической нагрузки. Анализ научных работ и публикаций в периодической печати позволил выявить перспективные направления совершенствования физического воспитания дошкольников на основе внедрения в практику работы ДОУ средств художественной гимнастики.В работе обозначены основные педагогические условия, обеспечивающие оздоровительную направленность художественной гимнастики в процессе реализации задач дошкольного физического воспитания. Рассмотрены методические подходы для обучения дошкольников упражнениям художественной гимнастики оздоровительной направленности.Нами был разработан цикл занятий по художественной гимнастике в ДОУ, включающих комплекс из общеразвивающих упражнений, упражнений на гибкость, прыгучесть, акробатику и хореографию. Его эффективность была подтверждена при помощи проведения основных упражнений (нормативов) физической подготовки для данного возраста (увеличение показателей от 7-ми до 170%). Наибольшая эффективность выявлена для развития гибкости.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАнисимов, В.В. Дидактический материал по физическому воспитанию учащихся начальных классов и воспитанников дошкольных учреждений / В. В. Анисимов. - М.: Просвещение, 1993. - 53 с.Аршавская, Э. И. Физиология и физкультура (О физиологических основах физ. воспитания в различные периоды) / Э. И. Аршавская, В. Д. Розанова. - М. : Знание, 1968. - 234 с. Боброва Г. Искусство грации. – Изд. « Детская литература», 1986 г.,Вавилова, Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать : пособие для воспитателя детского сада/ Е. Н. Вавилова. - М.: Просвещение, 1983. -144 с.Варшавская Р.Л. Об истоках / Р.А. Варшавская // Поэзия движения / Р.А. Варшавская. Ю.И. Шишкарева, Т.Т. Варакина |и др.|. — Ленинград, 1987. - С. 5-28.Вильчковский, Э. С. Педагогические основы процесса формирования двигательной подготовленности детей 3-7 лет дис.. .докт. пед. наук / Вильчковский Эдуард Станиславович. - Киев, 1989. — 394 с.Вильчковский, Э. С. Развитие двигательных функций у детей / Э.С. Вильчковский. - Киев : Здоровье, 1983. - 122 с.Винер И.Л. История возникновения, современное состояние и перспективы развития художественной гимнастики / И.А. Винер, Л.Л. Карпенко // Художественная гимнастика / Л.А. Карпенко, И.А. Винер, Р.Н. Терехина [и др.|. - М., 2003. - С. 3-13.Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л. В. Волков. - Киев : Олимпийская литература, 2002. - 293 с.Гимнастика. Под ред. А. М. Шлемина, А. Т. Брыкина. М., 1979, с. 2–10.Гимнастика. Под ред. А. Т. Брыкина. М., 1971, с. 3–17.Григорьев А.Е. Развитие видов гимнастики со спортивной направленностью: методические разработки / А.Е. Григорьев. — М.: ГЦОЛ ИФК, 1984. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Ю. А. Ермолаев. - М.: Высшая школа, 1985. — 384 с.Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман. Т.И. Осокина. - М., Просвещение, 1972. -315 с.Клодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно - методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Гном-пресс, Новая школа, 1998.Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль : Академия развития, 1997. - 240 с.Корлякова СВ., Денисова О.В. Рекомендации по разработке и требования к утверждению учебных программ дополнительного образования детей. Методическое пособие. - Екатеринбург: Объединение «Дворец молодёжи», 2001.Кудрявцев В.Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет. - М., 1998.Лайзане, С.Я. Физическая культура для малышей / С.Я. Лайзане. - М Просвещение, 1987.— 72 с.Латохина, Л.И. Как быть здоровым душой и телом / Л.И. Латохина Дошкольное воспитание. - 1999.-Ы 10. — С.12-14.Лебедева, Н.Т. Профилактическая физкультура для здоровых детей / Н. Т. Лебедева. - Минск : МИН Госжономплана РЬ, 1993. — 150 с.Лемешева. С. Г. Формирование осанки и комплексное развитие способностей детей 5-6 лет средствами художественной гимнастики [Текст]: автореф. дисс.... канд. пед. наук: 13.00.04 / Лемешева Светлана Геннадьевна; Хабаровск, 2000. — 20с.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М. : Политиздат, 1977.-285 с.Лескова, Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду / Г.П.Лескова, П.П. Буцинская, В.И. Басюкова . - М.: Просвещение, 1981. - 160 с.Лисицкая Т.С. Ритм + пластика.– М.: Физкультура и спорт, 1987рЛисова Т.М. Основы спортивной акробатики для дошкольников: Методические рекомендации в помощь воспитателям физкультуры и оздоровительной работы. - Курган, 2003.Лях, В.И. Основные закономерности взаимосвязей показателей, характеризующих координационные способности детей и молодежи: попытка анализа в свете концепции Н.А. Бернштейна / В.И Лях // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 2. — С. 20-25.Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. - М.: АРКТИ, 1997.Методика проведения занятий по художественной гимнастике с детьми 5-6 лет. Методическая разработка для тренеров. - М.: РГАФК, 2001.Назарова О.М. Методика проведения занятий но художественной гимнастике с детьми 5-6 лет: Методическая разработка для тренера. - М.: 2001.-39 с.Найпак В.Д. Начало пути/В.Д. Найпак//Гимнастика— 1985. — Вып. 1,— С. 57-61.Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера / Н.Г. Озолин. - М.: АСТ Астрель, 2003.-850 с.Педагогические аспекты возникновения художественной гимнастики как специфической системы физического воспитания: методические рекомендации / [сост. Е.В. Бирюк, Н.Л. Овчинникова]. - К.: КГИФК, 1990. - 29 с.Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 5-6 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2000.Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет / Л.И. Пензулаева. - М.: Просвещение, 1983. - 123 с.Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет / Л.И. Пензулаева. - М.: Просвещение, 1988. - 143 с.Подвижные игры. Практический материал. / Л.В. Былеева, И.М. Коротков, Р.В. Климкова, Е.В. Кузьмичева. - М. : Спорт Академ. Пресс. 2002. - 279 с.Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. - М.: Просвещение, 1989. – 175 с.Спортивная гимнастика. Под ред. М. Л. Украна. М., Физкультура и спорт, 1971, с. 3–6.Старт: Программа для инструктора по физическому воспитанию детей 3-7 лет // Дошкольное образование. - 1997.Теория и методика гимнастики. Под ред. В. И. Филипповича. М., 1971, с. 7–19.Теория физического воспитания. Под ред. А. Д. Новикова и Л. П. Матвеева. М., 1967, т. I, с. 5–30.Урбах, В.Ю. Статистический анализ в биологических исследованиях / В.Ю. Урбах. - М.: Медицина, 1975. - 208 с.Фейгин С.Л. Развитие систем гимнастики в новое время / С.Л. Фейгин. — Москва—Ленинград: Физкультура и спорт, 1940. — 72 с.Физическое воспитание детей дошкольного возраста (Развитие некоторых основных движений и физических качеств) / под ред. Кистяковской М.Ю. — М. : Педагогика, 1978. - 160 с.Физическое воспитание детей дошкольного возраста теория и практика // Сб. научн. трудов. - Челябинск : Урал1 АФК, 2001. — 160 с.Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. / Г.Ю.Юрко. В.П.Спирина, Р.Г. Сорочек, З.С.Уварова. Изд. 2-е. — М.: Медицина. 1978.-248 с.Филиппова, С.К. К вопросу о программах физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ / С.К. Филиппова // Дошкольное воспитание. - 1999. - N 12. - С 5-12.Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - СПб.: «Детство-Пресс», 352 с., ил. 2007.Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Фитнес - Данс» - СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 384 с.Художественная гимнастика: учебник / под общ. ред. Л. А. Карпенко (Текст]. — М.: ВФХГ, 2003. — 382 с.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1.План-конспект тренировочного занятия группы дополнительного образования по художественной гимнастике на тему «Подведение к художественной подготовке»№Название упражнения/содержание упражненияДозировкаОрганизационно – методические указанияВводная часть1.2.3.Построение в шеренгу.1 фрагмент – упражнения по «кругу»:1 серия – спортивные виды ходьбы и бега (с носка, на носках, на пятках, в приседе, бег, бег с высоким подниманием бедер, с захлестыванием голени);Внимание на построениеОсновная часть1.2.3.4.Упражнения на развитие прыгучести:1«Болото» Прыжком толчком двумя ногамиПрыжком с толчка одной ногойПрыжком , «касаясь»2 По камням:прыжок толчком двумя ногамипрыжком попеременно3 По горам (две скамейки – подвесные мостики):ходьба на полу пальцахпрыжки через скамейкупрыжки в высоту через барьер.4.Через бурлящую реку (скакалками на полу обозначается река):прыжок в «шпагат»прыжок в «кольцо»по1 кругу5 минПедагог выдаёт письмо с нужной информацией. В письме : членам команд надо пробраться через болото, по камням, по горам, через бурлящую реку и пройти в здание , минуя сигнализацию.Заключительная часть3. Итоги урока30 с.Отметить детей оценками4.Организованный выход из зала в колонну по одному10 сПриложение 2.План-конспект тренировочного занятия группы дополнительного образования по художественной гимнастике на тему «Развитие физических качеств средствами ритмической гимнастики и акробатики»Тип урока: учебно-тренировочный.Цель: способствовать укреплению здоровья учащихся, развития основных физических качеств; формировать у них устойчивую мотивацию к заботливого отношения к своему здоровью; повышать интерес к занятиям физическими упражнениями.Задача: познакомить с понятием осанка; разучить комплекс ритмической гимнастики; усовершенствовать технику выполнения акробатических упражнений, упражнений на гимнастической скамейке; способствовать развитию силовых качеств, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости.Инвентарь: спортивные маты, гимнастические скамейки, скакалки, мешочки с солью, свисток.Технические средства обучения: мультимедийная система, магнитофон.Место проведения: спортивный зал.№Название упражнения/содержание упражненияДозировкаОрганизационно – методические указанияВводная часть1.2.3.Построение в шеренгу.Общеразвивающие упражнения:– различные виды ходьбы: на носках, на пятках, высокий шаг, в полуприседе, в приседе;– различные виды бега: с высоким подниманием бедра, сгибая голень назад;– острый шаг;– перекатный шаг;– различные движения руками;– наклоны.5 минОрганизация занимающихся, мобилизация их к предстоящей работе, подготовка к выполнению упражнений основной части урока.Основная часть1.2.3.4.а) у опоры:– позиции ног;– поднимание на носки в сочетании с наклонами, приседаниями и полуприседаниями;– волна;– полуприседания (деми плие), приседания (гран плие) с различными движениями руками в сочетании с волнами, наклонами;– выставление ноги на носок вперед, назад, в сторону (батман тандю);– махи ногой на 45 градусов вперед, назад, в сторону (батман жэтэ);– круги носком ноги по полу (рон де жамб пар терр) в сочетании с наклонами;– упражнения на растягивание из исходного положения нога на опоре в сочетании с наклонами и полуприседаниями;– махи (гран батман);– удержание ноги;– прыжки по 1, 2, 5-й позициям.б) на середине.1. Стоя на месте:– позиции рук;– волны и взмахи руками;– целостная волна;– наклоны: вперед, назад, в стороны (из различных исходных положений);– высокое равновесие на носке одной, другую назад, руки в стороны;– поворот на 360 градусов на одной, другая согнута вперед.2. В движении:– соединение упражнений: равновесие с поворотом;– махи с продвижением вперед;– круглый полуприсед, волна с продвижением вперед;– подскоки с продвижением вперед;– прыжки на двух с продвижением вперед;– скачок;– открытый прыжок;– прыжок шагом.3. Танцевальные упражнения.а) Танцевальные шаги:– приставной шаг;– шаг польки;– шаг галопа;– шаг вальса (в сторону, с поворотом).б) Танцевальные связки:– шаг польки, подскоки;– шаг галопа, прыжки на двух вверх;– шаг вальса в сторону, шаг вальса с поворотом.5 мин5 мин5 мин5 мин5 минОзнакомление детей со структурой тренировки, тренер следит за правильным выполнением элементов, выполняет коллективную работу над ошибками.Заключительная часть3. Итоги урокаа) Упражнения на развитие гибкости:– наклоны;– гимнастический мост;– «складки»;– «кольцо»;б) упражнения на растяжку:– выпады;– продольный шпагат;– большие махи.в) Упражнения на развитие равновесия:– равновесие на двух, стоя на носках, руки вверх;– равновесие на носке одной, другую назад на 60 градусов, руки в стороны;– «волна» вперед и назад в стойку на носках.г) Упражнения на развитие координации:– на согласование движений рук и ног.4. Специальные упражнения художественной гимнастики для выработки пластики, выразительности, женственности:– различные движения руками, сопровождающиеся движениями головы;– волны и взмахи;– танцевальные шаги.5. Упражнения на связь элементов художественной гимнастики с музыкальным сопровождением: танцевальные шаги, танцевальные связи, упражнения у опоры.10 минНеобходимо снизить нагрузку с помощью упражнений на расслабление, на растягивание.Отметить детей оценками4.Организованный выход из зала в колонну по одному10 сПриложение 3.План-конспект тренировочного занятия группы дополнительного образования по художественной гимнастике на тему «Развиваем гибкость»Тип урока: учебно-тренировочный.Цель: способствовать укреплению здоровья учащихся, развития основных физических качеств; формировать у них устойчивую мотивацию к заботливого отношения к своему здоровью; повышать интерес к занятиям физическими упражнениями.Задача: познакомить с понятием осанка; разучить комплекс ритмической гимнастики; усовершенствовать технику выполнения акробатических упражнений, упражнений на гимнастической скамейке; способствовать развитию силовых качеств, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости.Инвентарь: спортивные маты, гимнастические скамейки, скакалки, мешочки с солью, свисток.Технические средства обучения: мультимедийная система, магнитофон.Место проведения: спортивный зал.№Название упражнения/содержание упражненияДозировкаОрганизационно – методические указанияВводная часть1.2.3.Построение в шеренгу.Игра «Кто раньше выстроится»Стойки «Смирно», «Вольно»,«Парадный шаг»Внимание на построениеОсновная часть1.2.3.4.Ходьба.«Веселый зайчик».Легкий бег, руки согнуты в локтях иприжаты к туловищу, кисти свободностряхиваются.«Зайчик устал»Ходьба с подниманием рук вперед- Вверх, свободное опускание вниз.Перестроение в кругУпражнения на месте«Стройная березка»В. п .- о.с;1-2 стойка на носках, руки черезстороны вверх;«Ветер дует - лес колышет»В. п .- ноги врозь, руки вверх .;А. «Легкий ветер»1 - наклон влево;2 - наклон вправо; Б. «Сильный ветер»1-2 - наклон влево;3-4 - наклон вправо «Ветер стих»1-2 - руки свободно двигаются влево;3-4 - руки свободно двигаютсявправо.«В цирке»В. п.- о.с;1-2 - полуприсед 2 аплодисменты владони;3-4 - п.п.«Скалолаз»В. п.- руки вперед .;1-4 - «переступания» ладонями напредставлений стенке ладонями вверх5-8 - то же самое вниз«Жирафчик»В. п.- ноги врозь, руки заспину .;1-2 наклон вперед прогнувшись; 1-2 наклон вперед прогнувшись; Из-4 в.п. «Уточки» И. п. - Руки на пояс; 1-2 согнуть правую ногу, локти назад; 3-4 п.п .;5-8 то же самое, что 1-4, но с другой ногиИгра - «Кто гибкий» И. п. - Ноги врозь, руки на пояс; 1-4 - наклон назад рукамидотянуться до коленок; 5-8 п.п.Зр Зр20с.30 с 6-8р6-8р4-6ракцентироватьвнимание насоблюдениеправильнойосанкиС приподнятойголовой,правильнойосанкой,разведеннымиплечами,подтянутымживотом,широким махомрук, прямая нога свытянутымноскомвыноситсявперед.Спина прямая, бегна носках.вдохпротяжнопроизносите звукф _ф _у_у_увыдохВдох, руки внизчерез стороны,выдохНоги в коленяхне сгибатьне менятьположение рукне менятьположение рукпятки неотрывать отпола, спинаровная.Внимание на постав;Председатель поднять,спинапараллельнополуНосок правой у колена Ноги в коленях не сгибать Маховые движения. Ноги в коленях не сгибать.Маховые движения. Ноги в коленях не сгибать, пальцы не расцеплять.Заключительная часть1.Перестроение в шеренгу по одному30 с2.Упражнения под музыку. Релаксация.- Медленный и глубокий вдох через нос, задержав дыхание, считаем до пяти;- Медленно выдыхая воздух из легких через рот и нос, считаем до пяти;- Делаем два вдоха и выдоха в своем обычном ритме;- Повторяем цикл.3.5 минВыполнять на месте3. Итоги урока30 с.Отметить детей оценками4.Организованный выход из зала в колонну по одному10 сПриложение 4.План-конспект тренировочного занятия группы дополнительного образования по художественной гимнастике на тему «Формируем осанку»Тип урока: учебно-тренировочный.Цель: способствовать укреплению здоровья учащихся, развития основных физических качеств; формировать у них устойчивую мотивацию к заботливого отношения к своему здоровью; повышать интерес к занятиям физическими упражнениями.Задача: познакомить с понятием осанка; разучить комплекс ритмической гимнастики; усовершенствовать технику выполнения акробатических упражнений, упражнений на гимнастической скамейке; способствовать развитию силовых качеств, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости.Инвентарь: спортивные маты, гимнастические скамейки, скакалки, мешочки с солью, свисток.Технические средства обучения: мультимедийная система, магнитофон.Место проведения: спортивный зал.№Содержание урокаДозировкаМетодические указания1. Подготовительная часть (10 мин)1.Построение, приветствие30 сВ одну шеренгу, проверить готовность учеников к уроку2.Сообщение задач урока, инструктаж по безопасности жизнедеятельности на уроке.30 сВсе учащиеся выполняют требования учителя по выполнению упражнений.3.Измерение ЧСС за 6 с10 с80-90 уд. / Мин обратите внимание на учащихся с повышенной частотой сердечных сокращений.4.Беседа «Что такое правильная осанка». Проверка правильности осанки3 минПоказать на мультимедийной доске слайды5.Строевые упражнения: повороты на месте1 минВыполняем с утяжелителями (мешочками с солью) на голове. Следим за правильной осанкой и выполнением упражнения.6.Ходьба и ее разновидности:˗ на носках, руки на пояс;˗ на пятках, руки за головой;˗ на внешней стороне стопы, руки на поясе;˗ на внутренней стороне стопы, руки на поясе.2 минДля профилактики плоскостопия.В колонну по одному, дистанция 2 шага, следить за осанкой7.Бег в свободном темпе1 мин 50 сВ колонну по одному. Следить за работой рук и интервалом бега8.Ходьба с выполнением упражнений на восстановление дыхания, 1˗2руки вверх; 3˗4 руки вниз, выдох30 сДелать полный вдох и выдох9.Перестроение учеников из колонны по одному в 4 шеренги30 сПоворотом влево в движении2. Основная часть (25 мин)1.Упражнения под музыку. Комплекс ритмической гимнастики. Учитель объясняет, что упражнения по ритмической гимнастике можно ввести в утреннюю зарядку, потому что они укрепляют мышцы, способствуют развитию координации движений, поднимают настроение.5 минОбратить внимание на правильное выполнение упражнений. Следить за амплитудой движений2.Измерение ЧСС за 6 сек10 с.110-140 уд. / Мин обратите внимание на учащихся с повышенной частотой сердечных сокращений.3.Распределение по отделениям, краткий инструктаж по выполнению задач, техника безопасности и правила страхования1 минМетод круговой тренировки. Назначить инструкторов каждой группы. Переход на новое место тренировки по свистку.4.Работа по «станциям»:Станция 1. Акробатические упражнения.Группировки и перекаты:1. Исходное положение - Л.д. Руки в гору - упор присев - группировка в приседе - упор присев - встать, руки вверх.2. Лежа на спине, руки в гору - группировка, лежа на спине, сгибая одну и две ноги.3. Упор сидя - группировка сидячие, лечь на спину, руки в гору, перекат налево кругом - группировки, лежа на спине - перекат в упор сидячие - группировка, сидячие - п.п.Стойка на лопатках:1. Сидящие ставить руки на поясницу,ладони к спине;2. Стойка на лопатках с согнутыми ногами, с опорой на руках;3. Стойка на лопатках из положения сидя;4. С упора присев перекат назад в стойку на лопатках - перекатом вперед, упор присев3 минВо время группировки следить, чтобы колени плотно подтягиваться к груди, голову наклонить вперед, локти прижать к туловищу.Во время выполнения перекатов пытаться последовательно касаться опоры отдельными частями тела без переворачивания через голову.Таз поднять от пола как можно выше. Руки подставить ладонями под спину, локти сведены ближе друг к другу, ноги вертикально, тело прогнутое, опирается на голову.Станция 2. Комплекс упражнений на гимнастической скамейке.1. Подтягивание на гимнастической скамейке лежа на животе.2. Подтягивание по гимнастической скамейке посменно работая руками.3. Ходьба на носках, руки в стороны по гимнастической скамейке с содержанием мешочка с солью на голове.3 минОбратить внимание на работу рук и дыхания. Ноги в коленях не сгибать.Следим за правильной осанкой и выполнением упражнения.Станция 3. Подъем туловища из положения лежа1. Лечь на ровную поверхность, ноги согнуть в коленях под прямым углом, расстояние между ступнями 30 см, пальцы рук соединены за головой. 3 минОтталкиваться от мата локтями запрещается. Поднимание туловища - выдох, опускание - вдох.Станция 4. Прыжки1. Прыжки на двух ногах, вращая скакалку вперед3 минВзаимопомощь во время счетаУборка места занятия. Перестройка в колонну по 250 с.Эстафета «Преодоление полосы препятствий»1 этап. Подтягиваться по гимнастической скамейке лежа на животе. Прыжки через скакалку. Ходьба в глубоком приседе.2 этап. Бег по гимнастической скамейке на носках руки в стороны. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от пола.3 этап. Ходьба по гимнастической скамейке с содержанием мешочка с солью на голове переступая через кубики.6 минСоревновательный метод. Техника выполнения упражнений на каждом этапе.3. Заключительная часть (5 мин)1.Перестроение в шеренгу по одному30 с2.Упражнения под музыку. Релаксация.- Медленный и глубокий вдох через нос, задержав дыхание, считаем до пяти;- Медленно выдыхая воздух из легких через рот и нос, считаем до пяти;- Делаем два вдоха и выдоха в своем обычном ритме;- Повторяем цикл.3.5 минВыполнять на месте3.Измерение ЧСС за 6 с.20 сКонтроль за восстановлением4. Итоги урока30 с.Отметить детей оценками5.Организованный выход из зала в колонну по одному10 сПриложение 5.План-конспект тренировочного зачетного занятия группы дополнительного образования по художественной гимнастике Задача:1. Воспитывать чувство ритма, пластики, красоты движений, чувство коллективизма при выполнении комплекса упражнений по шейпингу2. Закрепить навыки выполнения изученных упражнений по акробатике, прыжкам через скакалку, элементов художественной гимнастики, упражнений на тренажерах.3. Способствовать развитию качеств:• двигательных: силы, гибкости, координации движений, ловкости;• морально-волевых: силы воли, настойчивости, дружбы, смелости.Место проведения: спортивный залИнвентарь: гимнастические обручи, скакалки, секундомер, тренажеры для пресса, гимнастические маты№з/пСодержание и структураДозировкаОрганизационно˗методическое обеспечениеІПодготовительная часть1. Построение, приветствие, техника безопасности, задачи урока15′1′в одну шеренгуИзмерение ЧСС за 10″20″4. Упражнения для формирования осанки:- Ходьба на носках, руки на пояс;- Ходьба на пятках, руки за головой.20″в движении, в обход слева;следить за осанкой;спину держать ровно6. Бег- Трусцой;- С забрасыванием голени назад;- С высоким подниманием бедра;- Спиной вперед.20″дистанция 1-2 м.;в среднем темпе;Разновидности прыжков20″по 10-12 прыжковУспокаивающие упражнения20″дыхание глубокое, движения руками вверх-внизКомплекс общеразвивающих упражнений на месте6′перестроение в 4 колонны.Комплекс упражнений на гибкость6′сидя на полуИзмерение ЧСС за 10″20″ІІОсновная частьI. Круговая тренировка1. Акробатическая комбинация: равновесие на одной ноге - два кувырка вперед - стойка на лопатках - два кувырки назад в полушпагате.25′15′групповой метод1. Упражнения на тренажерах:- Поднимание ног до угла 90º- Поднимание туловища в сед- Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине3х103х103х10Норматив – прыжки через скакалку4х502. Элементы художественной гимнастики: обороты гимнастического обручаИзмерение ЧСС за 10″30″ІІ. Шейпинг10′лежа на гимнастических матахфронтальный методІІІЗаключительная частьПостроение5′в одну шеренгуУпражнения на восстановлениев движении, в обход слева, дыхание глубокое, движения руками вверх-внизИзмерение ЧСС за 10″30″Подведение итогов урокавыделение лучших учеников, оценкиДомашнее заданиеа). поднимание туловища в сед 3 х 10б). прыжки через скакалку 4х50в). комплекс ритмической гимнастики6. Прощание и организованный выход из зала
2. Аршавская, Э. И. Физиология и физкультура (О физиологических основах физ. воспитания в различные периоды) / Э. И. Аршавская, В. Д. Розанова. - М. : Знание, 1968. - 234 с.
3. Боброва Г. Искусство грации. – Изд. « Детская литература», 1986 г.,
4. Вавилова, Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать : пособие для воспитателя детского сада/ Е. Н. Вавилова. - М.: Просвещение, 1983. -144 с.
5. Варшавская Р.Л. Об истоках / Р.А. Варшавская // Поэзия движения / Р.А. Варшавская. Ю.И. Шишкарева, Т.Т. Варакина |и др.|. — Ленинград, 1987. - С. 5-28.
6. Вильчковский, Э. С. Педагогические основы процесса формирования двигательной подготовленности детей 3-7 лет дис.. .докт. пед. наук / Вильчковский Эдуард Станиславович. - Киев, 1989. — 394 с.
7. Вильчковский, Э. С. Развитие двигательных функций у детей / Э.С. Вильчковский. - Киев : Здоровье, 1983. - 122 с.
8. Винер И.Л. История возникновения, современное состояние и перспекти¬вы развития художественной гимнастики / И.А. Винер, Л.Л. Карпенко // Художественная гимнастика / Л.А. Карпенко, И.А. Винер, Р.Н. Терехина [и др.|. - М., 2003. - С. 3-13.
9. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л. В. Волков. - Киев : Олимпийская литература, 2002. - 293 с.
10. Гимнастика. Под ред. А. М. Шлемина, А. Т. Брыкина. М., 1979, с. 2–10.
11. Гимнастика. Под ред. А. Т. Брыкина. М., 1971, с. 3–17.
12. Григорьев А.Е. Развитие видов гимнастики со спортивной направленно¬стью: методические разработки / А.Е. Григорьев. — М.: ГЦОЛ ИФК, 1984.
13. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Ю. А. Ермолаев. - М.: Высшая школа, 1985. — 384 с.
14. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман. Т.И. Осокина. - М., Просвещение, 1972. -315 с.
15. Клодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно - методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Гном-пресс, Новая школа, 1998.
16. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль : Академия развития, 1997. - 240 с.
17. Корлякова СВ., Денисова О.В. Рекомендации по разработке и требования к утверждению учебных программ дополнительного образования детей. Методическое пособие. - Екатеринбург: Объединение «Дворец молодёжи», 2001.
18. Кудрявцев В.Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет. - М., 1998.
19. Лайзане, С.Я. Физическая культура для малышей / С.Я. Лайзане. - М Просвещение, 1987.— 72 с.
20. Латохина, Л.И. Как быть здоровым душой и телом / Л.И. Латохина Дошкольное воспитание. - 1999.-Ы 10. — С.12-14.
21. Лебедева, Н.Т. Профилактическая физкультура для здоровых детей / Н. Т. Лебедева. - Минск : МИН Госжономплана РЬ, 1993. — 150 с.
22. Лемешева. С. Г. Формирование осанки и ком¬плексное развитие способностей детей 5-6 лет средствами художественной гимнастики [Текст]: автореф. дисс.... канд. пед. наук: 13.00.04 / Лемешева Светлана Геннадьевна; Хабаровск, 2000. — 20с.
23. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М. : Политиздат, 1977.-285 с.
24. Лескова, Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду / Г.П.Лескова, П.П. Буцинская, В.И. Басюкова . - М.: Просвещение, 1981. - 160 с.
25. Лисицкая Т.С. Ритм + пластика.– М.: Физкультура и спорт, 1987р
26. Лисова Т.М. Основы спортивной акробатики для дошкольников: Методические рекомендации в помощь воспитателям физкультуры и оздоровительной работы. - Курган, 2003.
27. Лях, В.И. Основные закономерности взаимосвязей показателей, характеризующих координационные способности детей и молодежи: попытка анализа в свете концепции Н.А. Бернштейна / В.И Лях // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 2. — С. 20-25.
28. Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. - М.: АРКТИ, 1997.
29. Методика проведения занятий по художественной гимнастике с детьми 5-6 лет. Методическая разработка для тренеров. - М.: РГАФК, 2001.
30. Назарова О.М. Методика проведения занятий но художественной гимнастике с детьми 5-6 лет: Методическая разработка для тренера. - М.: 2001.-39 с.
31. Найпак В.Д. Начало пути/В.Д. Найпак//Гимнастика— 1985. — Вып. 1,— С. 57-61.
32. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера / Н.Г. Озолин. - М.: АСТ Астрель, 2003.-850 с.
33. Педагогические аспекты возникновения художественной гимнастики как специфической системы физического воспитания: методические рекоменда¬ции / [сост. Е.В. Бирюк, Н.Л. Овчинникова]. - К.: КГИФК, 1990. - 29 с.
34. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 5-6 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2000.
35. Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет / Л.И. Пензулаева. - М.: Просвещение, 1983. - 123 с.
36. Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет / Л.И. Пензулаева. - М.: Просвещение, 1988. - 143 с.
37. Подвижные игры. Практический материал. / Л.В. Былеева, И.М. Коротков, Р.В. Климкова, Е.В. Кузьмичева. - М. : Спорт Академ. Пресс. 2002. - 279 с.
38. Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. - М.: Просвещение, 1989. – 175 с.
39. Спортивная гимнастика. Под ред. М. Л. Украна. М., Физ-культура и спорт, 1971, с. 3–6.
40. Старт: Программа для инструктора по физическому воспитанию детей 3-7 лет // Дошкольное образование. - 1997.
41. Теория и методика гимнастики. Под ред. В. И. Филиппови¬ча. М., 1971, с. 7–19.
42. Теория физического воспитания. Под ред. А. Д. Новикова и Л. П. Матвеева. М., 1967, т. I, с. 5–30.
43. Урбах, В.Ю. Статистический анализ в биологических исследованиях / В.Ю. Урбах. - М.: Медицина, 1975. - 208 с.
44. Фейгин С.Л. Развитие систем гимнастики в новое время / С.Л. Фейгин. — Москва—Ленинград: Физкультура и спорт, 1940. — 72 с.
45. Физическое воспитание детей дошкольного возраста (Развитие некоторых основных движений и физических качеств) / под ред. Кистяковской М.Ю. — М. : Педагогика, 1978. - 160 с.
46. Физическое воспитание детей дошкольного возраста теория и практика // Сб. научн. трудов. - Челябинск : Урал1 АФК, 2001. — 160 с.
47. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. / Г.Ю.Юрко. В.П.Спирина, Р.Г. Сорочек, З.С.Уварова. Изд. 2-е. — М.: Медицина. 1978.-248 с.
48. Филиппова, С.К. К вопросу о программах физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ / С.К. Филиппова // Дошкольное воспитание. - 1999. - N 12. - С 5-12.
49. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - СПб.: «Детство-Пресс», 352 с., ил. 2007.
50. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Фитнес - Данс» - СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 384 с.
51. Художественная гимнастика: учебник / под общ. ред. Л. А. Карпенко (Текст]. — М.: ВФХГ, 2003. — 382 с.
Вопрос-ответ:
Какие материалы использовались в литературном обзоре?
В литературном обзоре были использованы различные источники, включая научные статьи, книги и публикации по теме исследования.
Какие морфофункциональные характеристики дошкольников рассматривались в исследовании?
В исследовании рассматривались такие морфофункциональные характеристики дошкольников, как рост, вес, объем грудной клетки, сила мышц, гибкость и координация движений.
Какую роль играет художественная гимнастика в развитии физических качеств детей?
Художественная гимнастика играет важную роль в развитии физических качеств детей. Она способствует развитию гибкости, силы, выносливости, координации движений и эстетического восприятия.
Какими методами проводилось исследование?
В исследовании использовались методы антропометрии, функциональных тестов, педагогического эксперимента, анкетирования и статистического анализа данных.
Как организовывалось исследование?
Исследование было организовано путем формирования группы детей, проведения занятий по художественной гимнастике, измерения морфофункциональных характеристик, проведения тестов и анкетирования, а также обработки и анализа полученных данных.
Какие морфофункциональные характеристики у дошкольников обсуждаются во второй главе статьи?
Во второй главе статьи обсуждаются морфофункциональные характеристики дошкольников.
Какова роль художественной гимнастики в развитии физических качеств детей?
Художественная гимнастика является средством развития физических качеств детей.
Каким образом художественная гимнастика способствует физическому развитию детей?
Художественная гимнастика способствует физическому развитию детей путем определенных упражнений и учебных программ.
Какие задачи ставились перед исследованием в третьей главе статьи?
В третьей главе статьи ставились задачи анализа результатов исследования.
Какими методами исследования были получены результаты во второй главе статьи?
Во второй главе статьи результаты были получены с использованием определенных методов исследования.
Какие характеристики дошкольников рассматриваются в первой главе исследования?
В первой главе исследования рассматриваются морфофункциональные характеристики дошкольников.
Какова цель использования художественной гимнастики в развитии физических качеств детей?
Цель использования художественной гимнастики в развитии физических качеств детей заключается в развитии координации, гибкости, силы и выносливости у детей, а также формирование осанки и пластики движений.