взаимное страхование
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 15.12.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
I. Теоретические аспекты организации взаимного страхования……………5
1.1. Экономическая сущность, принципы и особенности организации взаимного страхования………………………………………………………...5
1.2. Исторические периоды развития взаимного страхования на мировом уровне………………………………………………………………………….11
1.3. Основные виды обществ взаимного страхования на мировом рынке страховых услуг……………………………………………………………….18
II. Взаимное страхование на примере Международной группы Морских клубов взаимного страхования –International Group of P&I Clubs………25
2.1. Общая характеристика Международной группы Морских клубов взаимного страхования –International Group of P&I Clubs……………….25
2.2. Стандартные условия страхования и перечень страхуемых рисков International Group of P&I Clubs……………………………………………32
2.3. Предпосылки развития P&I Клубов на территории Российской Федерации……………………………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………37
Список использованных источников и литературы:………………………38
9. Страхование ответственностиP&I ClubsТаблица 1Основные финансовые показатели P&I ClubsВиды страхованияСтраховые взносы, (представлены страховые взносы, учтенные методом начислений, по договорам прямого страхования) ( в млн. долл.)201220132014Темп роста 2014 г. к 2012 г.Отклонение2014 года к 2012 году (+,-)Страховые взносы, ВСЕГО43337046119142716698,56-62041.Добровольное страхование - всего31148033128129286994,02-18611в том числе:Страхование жизни14939015608914909199,79-299Страхование иное, чем страхование жизни:1620907519214377888,70-18312- личное страхование (кроме страхования жизни)490513372752088106,19+3037- имущественное380366802761766162,38+23730-ответственности75003734382992439,89-450792.Обязательное страхование121890129910134297110,17+12407Из анализа табл. 1 можно сделать следующие выводы: страховые взносы P&I Clubsс 2012 года по 2014 год уменьшились на 6204 млн. рублей (144%).Взносы добровольного страхования в общей сумме уменьшились с 2012 года по 2014 год на 186111 млн. рублей (5,98%).В том числе, по страхованию жизни на 299 млн. руб. (0,21%). По страхованию иному, чем страхование жизни - на 18312 млн. руб.(11,30%). В том числе, взносы в личное страхование увеличились с 2012 года по 2014 год на 3037 млн. руб. (6,19%), что является положительной тенденцией в деятельности. В 2014 году прирост страховых премий Группы составил 37,8% по отношению к предыдущему году. За 2014 год количество клиентов Группы возросло на 22,9%. Годы2012 2013 2014 2012 2013 2014 2012 2013 2014Рис. 10. Динамика основных показателей по поступлениям страхования жизни, стоимости нового бизнеса и количеству клиентов за 2012-2014 годыТаблица 2Темп роста основных финансовых показателей P&I Clubs, млн. долл. СШАПоказателиТемп роста 2014 год к 2012 году, %Активы124,18Денежные средства136,28Депозиты в банках2638,01Доля перестрахования в резерве незаработанной премии155,31Доля перестрахования в резерве убытков2183,78Инвестиционная собственность100,12Основные средства166,08Обязательства 124,75Резерв незаработанной премии91,48Резерв убытков235,77Кредиторская задолженность76,79Капитал104,15Непокрытый убыток1485,06Самым большим увеличением можно считать такие показатели, как депозиты в банках, доля перестрахования в резерве убытков и непокрытый убыток, что говорит о недостаточной оборачиваемости страховых средств в компании.Стандартные условия страхования и перечень страхуемых рисковInternationalGroupofP&IClubsОсновной целью «InternationalGroupofP&IClubs» является урегулирование претензий по рискам P&I, когда сумма претензий превышает 5 млн. долл. США.Стандартные условия страхования изложены в Правилах клуба. Как правило, перечень страхуемых рисковвключает риски оплаты сумм, которые судовладелец обязуется выплачивать в покрытие:• убытков, вызванных причинением вреда жизни и здоровью членам экипажа, пассажирам, лицам, осуществляющим грузовые операции и другим лицам как на борту судна, так и внеего;• компенсации расходов спасающих жизнь пассажиров застрахованного судна;• компенсации членам экипажа в связи с потерей работы вследствие фактической или конструктивной гибели судна;• расходов и возмещение ущерба третьих лиц, понесенных вследствие столкновения между застрахованным и любым другим судном;• обязательств по возмещению ущерба или выплате компенсации в связи с гибелью или повреждением плавучего или неподвижного имущества на суше или воде;• убытков, расходов и издержек, возникших вследствие утечки, сброса нефти или любого другого загрязняющего вещества;• убытков за утрату, недостачу, повреждение груза, возникающее из-за упущений судовладельца или его агентов и контракторов в части погрузки, размещения, перевозки, выгрузки и сдаче груза, а также из-за немореходности или непригодности для данной перевозки введенного в клуб судна, включая дополнительные расходы по распоряжению поврежденным грузом;• убытков, связанных с подъемом, удалением, уничтожением затонувшего судна, груза и имущества при условии, что эти убытки и расходы относятся к его ответственности по закону;• штрафов, наложенных на застрахованное в клубе судно судебными органами или компетентными властями;• расходы по предотвращению и уменьшению убытков, расследованию обстоятельств страхового случая и судебные издержки.В правилах Группы или по договоренности сторон при страховании ответственности обычно устанавливаются нижние пределы возмещения, так называемые вычеты - безусловная франшиза.Из страхового покрытия всегда исключаются убытки, причиненные непосредственно умышленными действиями или бездействием страхователя. В правилах Группы оговаривается и право на инспекции введенных в Группу судов, и в случае если судовладелец, не устраняет выявленные замечания, судно может быть выведено из страхования.Набор страхуемых рисков Группы широк и включает такие риски, как ошибки, неправомерные действия или упущения самого члена клуба и его служащих, неумышленное неисполнение контракта, мошенничество служащих, штрафы, юридические расходы и т. п.Клуб обычно представляет дифференцированное покрытие для следующих групп членов:1) судовладельцам, работающим операторами смешанных перевозок;2) экспедиторам или другим транспортным организациям и брокерам, не имеющим судов, представляющих услуги транспортных операторов смешанных перевозок;3) терминальным операторам, стивидорным компаниям;4) портовым властям и администрациям;5) арендаторам контейнеров и другого транспортного оборудования.Кроме стандартных перечней рисковых ситуаций, Правила Группы включают ещё и дополнительные. В стандартные риски включены:• ответственность за утрату и повреждение груза;• ответственность за упущения и ошибки служащих;• ответственность перед третьими лицами по случаям причинения вреда, включая ущерб от загрязнения окружающей среды;• ответственность по штрафам;•расходы по предотвращению и уменьшению убытков, расследованию обстоятельств страхового случая и судебные издержки;• расходы по уничтожению, карантину или дезинфекции;К дополнительным рискам, которые также могут быть покрыты Группой, относятся:• гибель или повреждение собственного или арендованного оборудования;• военные риски, риски гражданских волнений, забастовок, террористических актов;• ответственность судовых агентов; •другие.Предпосылки развития P&I Клубов на территории Российской ФедерацииПринято считать, что развитие рынка страхования ответственности судовладельцев происходит циклично, причем каждый цикл длится 10 лет. Начало первого цикла обычно относят к 1968 г. В 1968 г. мировая экономика была на подъеме. Товарооборот мировой торговли, а вместе с ним и количество судов, занятых в торговле, росли. С 1965 до 1975 г. тоннаж судов, застрахованных в Клубах взаимного страхования, утроился, достигнув 300 миллионов БРТ. Суда принимались на страхование по весьма низким ставкам премии, часто без экономического обоснования. В результате Клубы один за другим вынуждены были значительно повышать и дополнительные, и вступительные взносы.Во время следующего цикла до 1988 г., ситуация повторилась. В период с 1979 до 1982 г. вступительные взносы росли в среднем на 20% при относительной стабильности дополнительных взносов. Затем последовал период затишья в связи с общим застоем в мировой торговле, судоходстве и соответствующим снижением сумм претензий. К концу цикла 1987 г., вновь отмечен рост вступительных и дополнительных взносов до 40-50%. Период 1988 - 1990 г. характеризуется резким ростом окончательных дополнительных взносов, начиная с 1991 г. до настоящего времени доминирует весьма мягкий рынок страхования ответственности судовладельцев. Объемы мировой торговли и судоходства падают. Значительно снижаются суммы претензий. Вступительные и дополнительные взносы увеличиваются медленно. Многие Клубы накапливают значительные резервы. Набор рисков, принимаемых Клубами на страхование расширяется по мере возникновения новых видов ответственности судовладельцев. Клубы предоставляют два вида страхования:Класс 1: страхование ответственности судовладельцев.Это страхование покрывает 7 основных видов ответственности: — за груз (повреждение, полная гибель, недоставка, недостача);— за столкновение с плавучими и стационарными объектами;—за загрязнение окружающей среды;— перед членами команды;— перед третьими лицами за смерть и причинение вреда здоровью;— за столкновения с другими судами;— прочие, не указанные выше виды ответственности.Класс 2 включает: фрахт, демередж (1) и юридические расходы.Исходя из существующего количества судов в России, а также учитывая масштаб задач поставленных Президентом перед судостроительной отраслью России по вопросам возрождения торгового флота и особенно в части строительства российских судов по транспортировке нефти и газа, P&I Клубов будет несколько.При создании P&I Клубов возникает целесообразность учета характерного для России территориального аспекта. Предлагается следующая организация российских P&I Клубов:Северный P&I Клуб;Дальневосточный P&I Клуб;Балтийский P&I Клуб. Все российские P&I Клубы должны войти в Международную группу P&I Клубов и стать ее органичной частью.В предлагаемой системе взаимного страхования объектом страхования являются судам состоящие на учете в Российском морском регистре судоходства.Рис. 11.Система управления российского P&I КлубаДля судов речного класса, состоящих на учете Российского Речного Регистра, численностью 28,7 тыс. единиц (самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн; суда смешанного (река-море) плавания; паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях) участие в предлагаемой системе взаимного страхования на базе морских P&I Клубов обременительно с экономической точки зрения. Это требует создания отдельного P&I Клуба, филиалы которого территориально привязаны к внутренним водным бассейнам России. В настоящее время российским судовладельцам необходима действенная поддержка государства для создания российского P&I Клуба, состоящая в формировании непротиворечивой, направленной на перспективу развития, правовой базы. В случае создания таких национальных взаимных страховых организаций они должны составить конкуренцию российским коммерческим страховым структурам. ЗаключениеНа сегодняшний день в Российской Федерации такой вид страхования, как взаимноенедостаточно развито, но имеет колоссальный потенциал. Об этом свидетельствует зарубежная статистика: из 10 крупнейших в мире страховых фирм 6 являются обществами взаимного страхования.В современных зарубежных системах страховой защиты взаимное страхование в ряде страховых отраслей занимает ведущее место. Например, в Западной Европе насчитывается более 2000 обществ взаимного страхования. В Японии общества взаимного страхования занимают около 90% рынка страхования жизни. Сбор страховой премии обществами взаимного страхования по крупнейшим страховым рынкам мира составляет 42 – 70% всех страховых платежей. Взаимное страхование присутствует практически в каждой развивающейся или развитой стране. Оно стало международным явлением. Количество ОВС достаточно велико: около 2 тысяч в США, более 500 в Нидерландах и Швеции, более 100 в Великобритании, Франции и Дании.Таким образом, во всем мире общества взаимного страхования лидируют по объему собираемых страховых платежей и обслуживаемых страхователей, особенно граждан.В результате проведённого исследования выяснилось, что возможными основными направлениями адаптации зарубежного опыта взаимного страхования к российским условиям в настоящее время должны стать: 1. Увеличение платёжеспособности и финансовой устойчивости ОВС за счет формировании минимального первоначального фонда; 2. создание льготных условий при организации ОВС в части их необязательного лицензирования; 3. установление гарантийного резерва.Список использованных источников и литературыФедеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 286-ФЗ "О взаимном страховании" Дадьков В.Н. Взаимное страхование в условиях страхового рынка РФ.: Дис. Канд. экон. наук: 08.00.10: Москва, 2002 193 с. Дадьков В.Н. Формирование отраслевых систем взаимного страхования и перспективы их развития: Дис. Канд.экон.наук: 08.00.10 Москва 2007 г. Страхование: учебное пособие / Под ред. проф. В.И. Рябикина - М.: Экономист, 2013Третьяков К. Взаимное страхование как защита малого и среднего бизнеса / К. Третьяков// Промышленные ведомости№3.Турбина К. Е. Взаимное страхование / К. Е.Турбина, В. Н.Дадьков. – М.: Анкил, 2007. – 344 с.Пешкова Х.В. Место Федерального фонда обязательного медицинского страхования в бюджетном устройстве России / Медицинское право, № 1, 2013.Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие / МГИМО. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012.Логвинова И.Л. Взаимное страхование в России: особенности эволюции. – М.: Финансы и статистика, 2014. Логвинова И. А. Личное взаимное страхование/ И. А. Логвинова// Страховое дело№7. Бадюков В.Ф., Козлов А.В. Основы страхования для бакалавров. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2014. Электронный ресурс: http://economy-lib.com/razvitie-vzaimnogo-strahovaniya-v-rossii#ixzz3r5DsSuRz
2. Дадьков В.Н. Взаимное страхование в условиях страхового рынка РФ.: Дис. Канд. экон. наук: 08.00.10: Москва, 2002 193 с.
3. Дадьков В.Н. Формирование отраслевых систем взаимного страхования и перспективы их развития: Дис. Канд.экон.наук: 08.00.10 Москва 2007 г.
4. Страхование: учебное пособие / Под ред. проф. В.И. Рябикина - М.: Экономист, 2013
5. Третьяков К. Взаимное страхование как защита малого и среднего бизнеса / К. Третьяков// Промышленные ведомости№3.
6. Турбина К. Е. Взаимное страхование / К. Е.Турбина, В. Н.Дадьков. – М.: Анкил, 2007. – 344 с.
7. Пешкова Х.В. Место Федерального фонда обязательного медицинского страхования в бюджетном устройстве России / Медицинское право, № 1, 2013.
8. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие / МГИМО. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012.
9. Логвинова И.Л. Взаимное страхование в России: особенности эволюции. – М.: Финансы и статистика, 2014.
10. Логвинова И. А. Личное взаимное страхование/ И. А. Логвинова// Страховое дело№7.
11. Бадюков В.Ф., Козлов А.В. Основы страхования для бакалавров. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2014.
12. Электронный ресурс: http://economy-lib.com/razvitie-vzaimnogo-strahovaniya-v-rossii#ixzz3r5DsSuRz
Взаимное страхование - это взаимный обмен рисками между участниками страхования, которая не преследует цели извлечения прибыли.
Формой осуществления взаимного страхования является Общество Взаимного Страхования.
Общества взаимного страхования (ОВС) - это организационная форма объединения страховых интересов, участники которого одновременно выступают в качестве страховщика и страхователя.
Отличительной чертой взаимного страхования является бесприбыльный, или некоммерческий, характер операций и однородность состава участников общества взаимного страхования.
Предметом деятельности общества является страхование имущества, гражданской ответственности и рисков членов общества. Участник ОВС является страхователем. Свою долю в созданном страховая компания в фонде определяется размером внесенного им пая, а остальной коллектив ОВС выступает в качестве страховщика каждого из его участников.
как правило, ОВС выполняет все операции за счет фонда страхования. Все члены общества обязаны вносить взносы в порядке, сроки, размерах и способами, предусмотренными Уставом общества.
Риск возможного несоответствия величины созданного фонда реальным размерам убытков может быть удалена двумя способами:
- за счет дополнительных взносов участников;
- через 3 лиц (например, страхование коммерческих).
Все излишки средств, накопленные за период деятельности общества, в составе участников/членов и может быть:
послал на занижение размера страховых взносов;
- направлены на пополнение страховых резервов;
- зачислено в счет оплаты очередной страховой премии;
распределенных между участниками общества.
Причины возникновения обществ взаимного страхования разнообразны. К ним могут быть отнесены:
· отсутствие предложений на тот или иной тип операций со стороны коммерческих страховщиков вообще или по приемлемой цене;
· желание страховщиков получить страховые услуги по себестоимости или распоряжаться страховой прибылью, точнее превышением поступлений над выплатами по своему усмотрению и без налогообложения.
Общества взаимного страхования различаются:
· географического охвата (международные, национальные, региональные, районные);
· по специализации (занимающиеся несколькими операциями, и, иногда, сочетает в себе имущественное и личное страхование, или только одним видом операций);