Финансовое обеспечение системы здравоохранения в современных условиях.Эффективность использования ресурсов здравоохранения.
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 15.12.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Финансы системы здравоохранения, принципы их функционирования 5
2. Бюджетно-страховая модель финансового обеспечения российского здравоохранения 10
3. Эффективность использования финансовых ресурсов здравоохранения 14
Заключение 21
Список литературы 23
млрд.руб.498,5496,3494,599,2В том числе:Субвенции бюджетам ТФОМСна финансовое обеспечениеорганизации ОМС в субъектахРФ в текущих ценах, млрд.руб.1189,31181,51 174,398,7Субвенции бюджетам ТФОМСна финансовое обеспечениеорганизации ОМС в субъектахРФ в постоянных ценах.млрд.руб.1093,51088,71 086,299,3Нужно понимать, что без решения данного рода базовых проблем никакие иные меры в сфере здравоохранения не будут эффективными.В таблице 3 представлен прогноз состава расходов бюджетной системы РФ на финансирование здравоохранения.Налицо снижение расходов на здравоохранение в постоянных ценах. Отсутствие повышения расходов на здравоохранение в 2015-2017 гг. и нерешенные проблемы здравоохранения приведут к ухудшению показателей здоровья населения.Таблица 3Состав расходов бюджетов бюджетной системы РФ наЗдравоохранение (прогноз)[13]Наименованиепоказателя2015 год (оценка)2016 год2017годТемп роста 2017/2015, %Расходы федеральногобюджета за вычетом дотациина сбалансированность итрансфертов из ФОМС на ВМПв текущих ценах, млрд.руб.401,3195,6311,377,6Расходы федеральногобюджета за вычетом дотациина сбалансированность итрансфертов из ФОМС на ВМПв постоянных ценах, млрд.руб.298,6141,8249,583,62) Из них: Расходы бюджета ФОМСОбщие расходы ФОМС в текущих ценах, млрд.руб.1451,61758,31804,1124,3Общие расходы ФОМС в1364,21467,81445,8105,9постоянных ценах, млрд.руб.Расходы федерального бюджета РФ на здравоохранение в постоянных ценах. млрд.руб.398,4354,9332,483,4В том числе:Субвенции бюджетам ТФОМСна финансовое обеспечениеорганизации ОМС в субъектахРФ в текущих ценах, млрд.руб.1284,31494,01667,6129,8Субвенции бюджетам ТФОМСна финансовое обеспечениеорганизации ОМС в субъектахРФ в постоянных ценах.млрд.руб.1135,91247,21336,4117,7Доказано, что показатели здоровья населения (общий коэффициент смертностиКС и ожидаемая продолжительность жизни) находятся в зависимости от уровня государственного финансового обеспечения здравоохранения. ОКС в РФ в лучшем случае остановится напоказателе 13,1 вместо запланированных 12,1 случаев на 1 тыс. населения в 2017 г., а вхудшем - увеличится до 13,9[9, с.42]. Это может вылиться в дополнительные смерти наших граждан от300 тыс. до 500 тыс. за 2015-2017 гг. Все это приведет к дестабилизации социальной обстановки в стране и не предоставит возможность достичь цели, которая была поставлена в Указе Президента №606 от7 мая 2012, - увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 74 лет к 2018 г.Расходы на здравоохранение рассматриваются в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения» и иного рода непрограммных направлений деятельности. Но при этом сама программа «Развитие здравоохранения» не выступает в качестве ни программы развития всей системы, потому что не предусматривает всех направлений развития отрасли и тем более особо приоритетных (к примеру, развитие кадрового потенциала). Она вместе с тем не является и целевой программой, потому что содержит статьи расходов, которые не являются целевыми. К примеру, в ней содержится только часть расходов за каждый год по «Программе государственных гарантий»,ежегодные затраты на благополучие санитарно-эпидемиологического характера, управление и международную деятельность. Из анализа данной программы также не совсем понятно, какойудельный вес расходов по «Программе государственных гарантий» предусмотрен в рамках данной программы и почему, к примеру, в нее не вошли расходы, которые оплачиваются за счет средств консолидированных бюджетов. Все это делает расходы на государственное здравоохранениенепрозрачнымии делает более трудным проведение иханализа.Эффективность финансирования здравоохранения оценивается следующими показателями эффективности, по России данные представлены в таблице 4.Таблица 4Показатели эффективности финансирования здравоохранению России[14]Показатели2012 год2013 год2014 годТемп роста 2014/2012, (%)Средняя длительность речения пациента (дни)13,112,311,789,3Число работы койки в году (дни)318,2323,0331,0104,0Обеспеченность койками на 10 тыс. населения90,878,168,775,7Заболеваемость населения (случаев на 100 тыс.чел.)160578161242161791100,8Как видно по данным таблицы 4, за рассматриваемый период сокращается длительность лечения пациента при одновременной увеличении числа дней работы койки в году, что свидетельствует о повышении эффективности системы здравоохранения, но при этом это также может свидетельствовать о том, что нехватка койко-мест побуждает медицинский персонал выписывать пациентов раньше срока. Это доказывается снижением обеспеченности койками на 10 тыс. населения и увеличение заболеваемости населения (количество случаев на 100 тыс.чел.). Это может свидетельствовать о недостаточном финансировании необходимого количества койко-мест в медицинских учреждениях и профилактических мер по предупреждению заболеваний.Следовательно, налицо недостаточная эффективность финансирования здравоохранения России.ЗаключениеОсобенность действующей смешанной бюджетно-страховой модели РФ - существенное недофинансирование как из бюджетных источников, так и в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС). В настоящее время общие расходы на здравоохранение в РФ не превышают 6% ВВП. Расходы на здравоохранение из общественных источников составляют 3,4 % ВВП - один из самых низких уровней в Европе и мире. При таком уровне финансового обеспечения практически невозможно добиться удовлетворения в полном объеме даже базовых потребностей населения в медицинских услугах, лекарственных препаратах и медицинских изделиях, не говоря уже о расширении доступа к самым передовым методам лечения и медицинским технологиям. Состав расходов на здравоохранение не является оптимальным. Это следует из того, что вместо срочного решения проблем первоочередного характера по ликвидации дефицита кадров медицинских работников (40% от норматива в первичном звене) и роста их квалификационного уровня (показатели качественного уровня медицинской помощи в 3 раза хуже, чем в развитых государствах), величина расходов по данным статьям в программе государства «Развитие здравоохранения» за рассматриваемый период уменьшается в постоянных ценах. Нужно понимать, что без решения данного рода базовых проблем никакие иные меры в сфере здравоохранения не будут эффективными.Отсутствие повышения расходов на здравоохранение в 2015-2017 гг. и нерешенные проблемы здравоохранения приведут к ухудшению показателей здоровья населения.С целью повышения эффективности финансового обеспечения сферы здравоохранения было рекомендовано следующее:- улучшения взаимодействия с благотворительными фондами;- всей системе здравоохранения с точки зрения рыночных отношений необходим эффективный финансовый менеджмент, отслеживающий порядка финансового обеспечения амбулаторной и стационарной помощи, только на основе данных таких специалистов должны составляться сметы доходов и расходов;- повышение прозрачности системы обязательного медицинского страхования для медицинских учреждений и непосредственно для самих пациентов с целью роста уровня их финансовой заинтересованности в состоянии своего здоровья, в качестве оказания услуг и др.Список литературыФедеральный закон №1499-1 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» от 28.06.1991. // Справочно-правовая система «Гарант».Постановление Правительства РФ «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2015 год» от 05.12.2014. // Справочно-правовая система «Гарант».Засимова, Л.В. Экономика здравоохранения / Л.В. Засимова, Н.Г. Капицына, М.А. Колосницына, Н.Г. Окушко, Н.К. Ракута и др. – М.: ГУ ВШЭ, 2014. – 480с. Петрова, Н.Г. Основы экономической теории. Экономика и управление здравоохранением: Учебное пособие / Н.Г. Петрова, И.В. Додонова, М.В. Полюкова. – М.: СпецЛит, 2015. – 204с. Александрова, О.Ю. Организационно-правовые проблемы реализации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования / О.Ю. Александрова, В.В. Мадьянова, А.П. Столбов // Здравоохранение. – 2013. - №9. –с.17-19. Габуева, Л.А. Разработка финансовой модели деятельности лечебно-профилактических учреждений при переходе к одноканальному финансированию здравоохранения / Л.А. Габуева, Н.Д. Захарченко, В.Н. Мартынов // Экономика здравоохранения. – 2013. - №10. – С.22-24. Климин, В.Г. Теоретические и финансово-организационные основы медицинского страхования / В.Г. Климин, Е.Г. Князева // Известия УрГЭУ. – 2014. - №6. – С.15-19. Комаров, Ю.М. Стратегия развития здравоохранения в РФ / Ю.М. Комаров // Здравоохранение. - 2014. - №3. – С.21-23. Кулькова, В.Ю. Государственные расходы на здравоохранение в ОЭСР и России: потенциал и методика сравнительного анализа / В.Ю. Кулькова // Финансовый журнал. – 2014. - №3. – С.35-46. Соловьев, А.К. Проблемы развития государственного страхования в условиях современной экономики / А.К. Соловьев // Вестник ПФР – 2013. - №2. – С.25-27. Анализ рынка медицинских услуг в России за 2010-2014 гг. - Режим доступа: http://businesstat.ru/images/demo/medicine_russia.pdf. - 32Крестинский, Ю.А. Роль государства в здравоохранении, 2014 [Электронный ресурс] / Ю.А. Крестинский // Институт развития общественного здравоохранения. - Режим доступа: http://www.apteka.ua/wp-content/ uploads/2014/09/5-krestinskiy.pdf. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/12/ poslanie.html. - 37Шаинян Х. 2016-й: конец эпохи здравоохранения? – Режим доступа: http://slon.ru/economics/2016_konets_epohi_zdravoohraneniya-1055737.xhtml.
1. Федеральный закон №1499-1 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» от 28.06.1991. // Справочно-правовая система «Гарант».
2. Постановление Правительства РФ «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2015 год» от 05.12.2014. // Справочно-правовая система «Гарант».
3. Засимова, Л.В. Экономика здравоохранения / Л.В. Засимова, Н.Г. Капицына, М.А. Колосницына, Н.Г. Окушко, Н.К. Ракута и др. – М.: ГУ ВШЭ, 2014. – 480с.
4. Петрова, Н.Г. Основы экономической теории. Экономика и управление здравоохранением: Учебное пособие / Н.Г. Петрова, И.В. Додонова, М.В. Полюкова. – М.: СпецЛит, 2015. – 204с.
5. Александрова, О.Ю. Организационно-правовые проблемы реализации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования / О.Ю. Александрова, В.В. Мадьянова, А.П. Столбов // Здравоохранение. – 2013. - №9. –с.17-19.
6. Габуева, Л.А. Разработка финансовой модели деятельности лечебно-профилактических учреждений при переходе к одноканальному финансированию здравоохранения / Л.А. Габуева, Н.Д. Захарченко, В.Н. Мартынов // Экономика здравоохранения. – 2013. - №10. – С.22-24.
7. Климин, В.Г. Теоретические и финансово-организационные основы медицинского страхования / В.Г. Климин, Е.Г. Князева // Известия УрГЭУ. – 2014. - №6. – С.15-19.
8. Комаров, Ю.М. Стратегия развития здравоохранения в РФ / Ю.М. Комаров // Здравоохранение. - 2014. - №3. – С.21-23.
9. Кулькова, В.Ю. Государственные расходы на здравоохранение в ОЭСР и России: потенциал и методика сравнительного анализа / В.Ю. Кулькова // Финансовый журнал. – 2014. - №3. – С.35-46.
10. Соловьев, А.К. Проблемы развития государственного страхования в условиях современной экономики / А.К. Соловьев // Вестник ПФР – 2013. - №2. – С.25-27.
11. Анализ рынка медицинских услуг в России за 2010-2014 гг. - Режим доступа: http://businesstat.ru/images/demo/medicine_russia.pdf. - 32
12. Крестинский, Ю.А. Роль государства в здравоохранении, 2014 [Электронный ресурс] / Ю.А. Крестинский // Институт развития общественного здравоохранения. - Режим доступа: http://www.apteka.ua/wp-content/ uploads/2014/09/5-krestinskiy.pdf.
13. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/12/ poslanie.html. - 37
14. Шаинян Х. 2016-й: конец эпохи здравоохранения? – Режим доступа: http://slon.ru/economics/2016_konets_epohi_zdravoohraneniya-1055737.xhtml.
Вопрос-ответ:
Каковы принципы функционирования финансовой системы здравоохранения?
Принципы функционирования финансовой системы здравоохранения включают в себя обеспечение доступности и качества медицинской помощи, эффективное использование финансовых ресурсов, а также принципы справедливости и социальной защищенности.
Какая модель финансового обеспечения используется в российском здравоохранении?
В российском здравоохранении используется бюджетно-страховая модель финансового обеспечения. По этой модели, средства на финансирование системы здравоохранения выделяются из бюджета государства и обеспечиваются за счет страховых взносов граждан.
Какова эффективность использования финансовых ресурсов в здравоохранении?
Эффективность использования финансовых ресурсов в здравоохранении оценивается по различным показателям, таким как уровень доступности медицинской помощи, качество предоставляемых услуг, уровень здоровья населения. Она зависит от организации и управления системой здравоохранения, а также от эффективности использования ресурсов.
Какие субвенции предоставляются для финансового обеспечения организации ОМС в субъектах РФ?
Для финансового обеспечения организации обязательного медицинского страхования (ОМС) в субъектах РФ предоставляются субвенции из федерального бюджета. Они направляются на финансирование услуг ОМС для граждан и обеспечивают доступность медицинской помощи.
Каков объем средств, выделяемых на финансовое обеспечение системы здравоохранения?
Объем средств, выделяемых на финансовое обеспечение системы здравоохранения, составляет млрд рублей. Из этой суммы часть выделяется в виде субвенций бюджетам ТФОМС для финансового обеспечения организации ОМС в субъектах РФ.
Какие принципы функционирования характерны для финансов системы здравоохранения?
Принципы функционирования финансов системы здравоохранения включают в себя принцип социальной справедливости, принцип государственного регулирования и контроля, принцип обязательности медицинского страхования, принцип учета медицинских услуг, принцип эффективного использования ресурсов и другие.
Какова структура бюджетно-страховой модели финансового обеспечения российского здравоохранения?
Структура бюджетно-страховой модели финансового обеспечения российского здравоохранения включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС) и другие источники финансирования. В рамках этой модели осуществляется распределение средств на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования (ОМС) в субъектах РФ.
Как оценивается эффективность использования финансовых ресурсов здравоохранения?
Эффективность использования финансовых ресурсов здравоохранения оценивается по различным показателям, таким как качество и доступность медицинской помощи, уровень затрат на здравоохранение, показатели здоровья населения, эффективность использования медицинских технологий и другие. Для оценки используются как количественные, так и качественные методы анализа данных.
Какие источники финансирования используются для обеспечения системы здравоохранения в России?
Для обеспечения системы здравоохранения в России используются следующие источники финансирования: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС), платежи населения за медицинские услуги, субвенции отдельным здравоохранительным учреждениям и другие. Все эти источники позволяют финансировать различные аспекты системы здравоохранения, включая оплату медицинских услуг, закупку необходимого оборудования и медикаментов, содержание медицинских учреждений и другие расходы.
Как финансируется система здравоохранения в современных условиях?
Система здравоохранения в современных условиях финансируется из различных источников. В России основной источник финансирования - это бюджетные средства, выделяемые на здравоохранение из федерального, регионального и муниципального бюджетов. Также значительную роль играют страховые взносы, взимаемые с населения за обязательное медицинское страхование. Кроме того, систему здравоохранения поддерживают источники частного финансирования, такие как платные медицинские услуги и благотворительные организации.
Каковы принципы функционирования финансовой системы здравоохранения?
Принципы функционирования финансовой системы здравоохранения включают в себя следующие аспекты: принцип обязательного медицинского страхования, согласно которому каждый гражданин обязан иметь медицинскую страховку и платить страховые взносы; принцип единого носителя медицинской страховки, согласно которому все граждане попадают под одну систему медицинского страхования; принцип социальной справедливости, согласно которому все граждане имеют право на медицинскую помощь вне зависимости от своего социального статуса или дохода; и принцип целевого финансирования, согласно которому финансовые средства выделяются на конкретные медицинские услуги и программы.