Воспитательный аcпект музыки эпохи Возрождения
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 17.12.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
В эпоху Возрождения произошло значительное расширение состава музыкальных инструментов путем добавления к уже существовавшим тогда струнным и духовым новых разновидностей. Особое место среди них принадлежит виолам – семейству струнных смычковых, которые поражают слушателя своей красотой и благородством звучания. По форме они схожи с инструментами современного скрипичного семейства (скрипкой, альтом, виолончелью) и даже считаются их непосредственными предшественниками. Тем не менее, значительная разница всё же имеется. Виолы обладают системой резонирующих струн; как правило, их количество равно количеству основных (шесть-семь). Благодаря колебанию резонирующих струн, звук виолы приобретает мягкость, бархатистоть, но использование инструментав оркестре затруднено, так как из-за большого числа струн он быстро расстраивается. Семейство виол представлено тремя основными типами [9, с. 175]:1)Виола да браччо(от ит. Braccio – «предплечье»);2) Виола да гамба(от ит. gamba – «колено»)–большой инструмент, который исполнитель ставил вертикально и зажимал с боков ногами;3) Виоль д'амур(фр. viole d'amour – «виола любви»).Довольно длительное время звучание виолы признавалосьобразцом изысканности в музыке.Также детям интересно будет познакомиться с лютней, занимающей главное место среди щипковых инструментов Возрождения.Лютню (отараб «альуд» – «дерево») арабы считалисамым совершенным среди музыкальных инструментов иназывали ее «королева инструментов». Благодаря арабам лютня попала в Европу, при завоевании Испании маврами в VIII веке. Через некоторое время из Испании лютня проникла в Италию, Францию, Германию и другие страны. Лютня господствовала в музыкальной жизни Европы на протяжении многих веков. В XV-XVII веках она звучала повсюду. Лютня использовалась и как сольно, и для сопровождения. На лютнях больших размеров играли музыканты ансамблей и даже оркестров. Применялись лютни с количеством струн от шести до шестнадцати, при этом все онибыли удвоенны в унисон или октаву, за исключением двух самых высоких.XV-XVI столетия отмечены возникновением различных видов клавишных. Основными типами таких инструментов были клавесин, клавикорд, чембало и вёрджинел, онинашли активное использование в музыке Возрождения, но настоящеепризнание они получили позже. Один из самых ранних вариантов клавесина – английскийвёрджинел – являлся любимым инструментом королевы Елизаветы I. Внешне этот инструменткак большая коробка для обуви, которая имела спереди выемку для клавиш. Английскийвёрджинел обладал крохотным диапазоном, чуть больше двух октав. Инструмента имел приятный, но очень тихийхвук.Для общего музыкального образования следует ребятам рассказать про первыйнапечатанныйсборник нот для вёрджинела, которыйиздал вАнглии самый знаменитый вёрджиналист того времени – Уильям Бёрд.С точки зрения эффективности преподавания школьникам музыки эпохи Возрождения необходимо развивать музыкальное восприятие детей в процессе взаимодействия искусств интересуемой эпохи.Существует метафоричная природа психологического механизма перевода музыкального во внемузыкальное, так как метафора – главный механизм художественного выражения во всех видах искусства. Музыкальное восприятие пользуется механизмом метафорического скачка, который способствует нахождению связей между музыкой и культурно-историческим, а также индивидуально-психологическим контекстом, породившим как саму музыку, так и сопутствующие ей художественные явления в других областях искусства. На уроках музыки взаимодействие искусств может осуществляться в рамках полихудожественной деятельности, которая имеет несколько разновидностей: музыкально-изобразительная, музыкально-литературная, музыкально-пластическая. Каждая из разновидностей основана на взаимодействии музыки с другими искусствами. Важно отметить, что в рамках урока музыки необходимо, чтобы ведущая роль всегда оставалась именно за музыкальным искусством, тогда как другие виды искусства в первую очередь должны способствовать более яркому музыкальному восприятию и обогащению образных ассоциаций, возникающих в процессе знакомства с музыкальным произведением. В каждой из разновидностей полихудожественной деятельности можно выделить несколько основных типов заданий, которые могут быть предложены детям на уроках. Музыкально-литературная деятельность предполагает следующие задания: сравнение и полихудожественный анализ музыкальных и литературных произведений, их эмоционального содержания, музыкальных и речевых интонаций; выполнение творческих работ, таких как написание сочинений по теме прослушанного на уроке музыкального произведения или непосредственно в процессе восприятия музыки. В рамках музыкально-изобразительной деятельности детям могут быть предложены такие задания как: сравнение и полихудожественный анализ произведений музыкального и изобразительного искусства, в процессе которого ребенок выявляет общность двух искусств, получает возможность через средства изобразительного искусства объяснить особенности музыкального произведения; выполнение творческих работ – созданий рисунков, поделок и т.д. под впечатлением от музыкального произведения, которое звучало на уроке. Музыкально-пластическая деятельность включает в себя целый спектр различных заданий, среди них: пластическое интонирование звуковысотности и ритмического рисунка мелодии; исполнение музыкально-пластических этюдов; разучивание элементов танцевальных движений; участие в музыкально-дидактических играх с использованием движений; пластическая импровизация. Такие задания способствуют созданию на уроке художественной, творческой атмосферы, которая необходима для более глубокого осмысления искусства в целом и обогащения музыкального восприятия. В процессе взаимодействия искусств решаются очень многие проблемы связанные с анализом музыкального произведения, язык которого для детей часто бывает сложным и непонятным, в силу недостаточной подготовленности [1, с. 80]Человеку интересно то, что ему понятно, а значит, чтобы заинтересовать детей и дать им почувствовать всю красоту музыкального образа, нужно постараться сделать его максимально понятным. Этому часто способствует выявление ассоциативно-образных взаимосвязей между произведениями разных видов искусства. Через взаимодействие искусств решается проблема стиля произведения, эпохи, в которую оно было написано. Например, Прелюдия C dur из Тома I «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха может быть представлена учащимся в сочетании с изображением Сикстинской Мадонны Рафаэля. Использование в данном случае произведения изобразительного искусства, близкого по содержанию и стилю музыке И.С. Баха, дает возможность обогащения музыкального восприятия новыми художественными ассоциациями. Сопоставление двух шедевров великих мастеров способствует более глубокому осмыслению музыкального произведения, позволяет детям прочувствовать колорит, проникнуться духом эпохи, понять общее настроение, особенные интонации творчества композитора. То же можно сказать об использовании взаимосвязей музыкального и пластического искусств. Одним из заданий предложенных детям в рамках музыкально-пластической деятельности может стать исполнение элементов старинных танцев, например, танца менуэт.Применительно к музыке эпохи Возрождения, можно сказать, что она обладает определенным психотерапевтическим воздействием (рок как вариант арт-терапии для подростков). Опыт показал, что такая работа имеет высокую эффективность и по отношению к педагогически запущенным подросткам, которые имеют явные отклонения в поведении.
Вопрос-ответ:
Какие музыкальные инструменты были добавлены к уже существовавшим в эпоху Возрождения?
В эпоху Возрождения произошло значительное расширение состава музыкальных инструментов. К уже существовавшим струнным и духовым инструментам были добавлены новые разновидности. Особое место среди них занимают виолы семейства струнных смычковых, которые поражают слушателя своей красотой и благородством звучания.
Какие инструменты входят в виолы семейства струнных смычковых?
Виолы семейства струнных смычковых включают скрипку, альт и виолончель. По форме они схожи с инструментами современного скрипичного семейства и даже считаются их непосредственными предшественниками.
Чем отличаются струнные смычковые инструменты Возрождения от современных скрипичных инструментов?
Струнные смычковые инструменты эпохи Возрождения по форме схожи с современными скрипичными инструментами, но имеют некоторые отличия. Они поражают слушателя своей красотой и благородством звучания. Виолы семейства струнных смычковых, включающие скрипку, альт и виолончель, считаются предшественниками современных скрипичных инструментов.
Какой воспитательный аспект имеет музыка эпохи Возрождения?
Музыка эпохи Возрождения имеет воспитательный аспект, который проявляется в развитии эстетического вкуса и восприятия красоты через прекрасное звучание музыкальных инструментов. Виолы семейства струнных смычковых в особенности поражают слушателя своей красотой и благородством звучания, что воспитывает художественное восприятие.
Какие инструменты считаются непосредственными предшественниками современных скрипичных инструментов?
Виолы семейства струнных смычковых, включающие скрипку, альт и виолончель, считаются непосредственными предшественниками современных скрипичных инструментов. Они по форме схожи с современными инструментами и поражают слушателя своей красотой и благородством звучания.
Какие инструменты были добавлены к уже существовавшим в эпоху Возрождения?
В эпоху Возрождения произошло значительное расширение состава музыкальных инструментов путем добавления к уже существовавшим струнным и духовым новых разновидностей.
Что выделяет виолы семейства струнных смычковых среди остальных инструментов эпохи Возрождения?
Виолы семейства струнных смычковых выделяются своей красотой и благородством звучания, они поражают слушателя своим особым звуком.
Какими инструментами схожи по форме виолы семейства струнных смычковых?
Виолы семейства струнных смычковых по форме схожи с инструментами современного скрипичного семейства, такими как скрипка, альт и виолончель.
Какой инструмент считается непосредственным предшественником виолы семейства струнных смычковых?
Непосредственным предшественником виолы считается скрипка, которая имеет схожую форму и конструкцию.
Какие качества звучания делают виолы особенными среди других инструментов?
Виолы обладают особым красивым и благородным звучанием, которое отличается от звучания других музыкальных инструментов.
Какие музыкальные инструменты были добавлены в эпоху Возрождения?
В эпоху Возрождения произошло значительное расширение состава музыкальных инструментов, путем добавления к уже существовавшим тогда струнным и духовым новых разновидностей.
Какие особенности имеют виолы, которые были добавлены в эпоху Возрождения?
Виолы, принадлежащие к семейству струнных смычковых инструментов, поражают слушателя своей красотой и благородством звучания. По форме они схожи с инструментами современного скрипичного семейства: скрипкой, альтом, виолончелью и даже считаются их непосредственными предшественниками.