Содержание хореографической подготовки фигуристов-синхронистов.
Заказать уникальную дипломную работу- 86 86 страниц
- 61 + 61 источник
- Добавлена 23.12.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 4
1.1. Хореографическая подготовка в фигурном катании 4
1.2. Дифференциация направлений подготовки в зависимости от подвида фигурного катания и возраста фигуристов 15
1.3. Особенности подготовки фигуристов-синхронистов 18
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Моделирование годичного цикла хореографической подготовки в синхронном фигурном катании на коньках 25
2.2. Составные части общей подготовки фигуристов и их неразрывная связь между собой 39
2.3. Постановка короткой и произвольной программы в синхронном катании. Подбор музыкального сопровождения к ним 44
2.4. Значение психологического микроклимата в команде. Соревнования 62
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 68
3.1. Анализ результатов ежегодных переходных баллов по хореографической подготовке фигуристов 68
3.2. Популяризация синхронного фигурного катания. Показательные выступления 72
ВЫВОДЫ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 86
Следовательно, показатель является бесспорным свидетельством класса команды. Это подтверждается данными таблиц 1 и 2, из которых видно, что у взрослых команд этот показатель выше, чем у юниорских команд. Положительная динамика наблюдается и от 1990 к 1996 году.Одним из специфических элементов синхронного командного фигурного катания являются хваты. На сегодняшний день в арсенале команд существуют 6 базовых типов хватов и 13 их разновидностей [2, 3]. По нашим данным (таблицы 2 и 3) взрослые команды для образования фигур и перестроений применяли от 2 до 9 типов хватов, а юниоры только от 2 до 4 разновидностей хватов. Этот показатель является общепризнанным при определении уровня мастерства команд. Кроме того, разнообразие хватов повышает зрелищность и оригинальность произвольной программы. Результаты наших исследований показали, что здесь еще большой резерв для совершенствования произвольных программ команд всех категорий [21].Уровень владения коньком команды определяется качеством исполнения элементов скольжения и их разнообразием (количеством видов шагов). Это информативный показатель уровня произвольной программы синхронного катания. Анализ данного показателя позволяет проследить его положительную динамику от категории юниоры ко взрослым. По приведенным в таблицах 1 и 2 данным, его значения находятся в пределах 6-10 у юниоров и 8-14 у взрослых. Причем данный показатель не имеет связи с количеством фигуристов в команде. Сложный арсенал шагов команды зависит от уровня технического мастерства каждого участника команды. Чем он выше, тем выше исходный потенциал всей команды. Здесь следует повторить, что речь идет только о перспективах команды в скорости обучения перемещениям на площадке, наборе арсенала шагов для специальных фигур. Естественно, что результат команды зависит от целого комплекса факторов, что не является темой нашей работы. Кроме того, разнообразие шагов во время исполнения фигур и перестроений позволяет создать уникальные фигуры, неповторимый рисунок программы.Особенность технического арсенала синхронного командного фигурного катания заключается в том, что в пределах одного и того же уровня сложности участники могут создавать свои собственные модификации элементов (фигур), так называемые комбинированные фигуры, позволяющие создать неповторимую структуру произвольной программы и решить художественный замысел постановки произвольной программы на более высоком уровне.Музыка как одна из главных составляющих программыФигурное катание часто называют синтезом спорта и искусства. Что дает основание считать фигурное катание искусством? Часто сравнивать его с балетом? Костюмы, хореография, постановки, музыка ... Без всего этого оно действительно немыслимо.Прежде всего, временные ограничения. По правилам ISU (Международного союза конькобежцев) короткая программа длится не более 2 минут 50 секунд, произвольная программа одиночниц - 4 минуты, одиночников и пар - 4 минуты 30 секунд. Произвольную программу разрешено заканчивать в пределах 10 секунд позже или раньше установленного времени. В танцах на льду оригинальный танец длится 2 минуты 30 секунд + / - 10 секунд, а произвольный - 4 минуты плюс-минус 10 секунд. Отсчет времени идет с начала движения фигуриста и заканчивается при полной остановке. Если спортсмен не укладывается в музыку, то есть завершает программу после окончания ее звучание, ему снижают итоговую сумму баллов на один. В оригинальном и произвольном танцах разрешено использование музыки с вокалом. Но самое главное в танцевальных композициях - наличие ритмов, чтобы судьи могли оценить катание танцоров в такт музыке. Еще одной особенностью танцев является то, что каждый сезон выбираются определенные обязательные танцы и ритмы оригинального. На каждый старт происходит жеребьевка обязательного танца из списка. Например, в этом сезоне обязательным танцем на чемпионатах России и Европы был Золотой вальс. Для оригинального выбраны ритмы танго [43].Особенности подбора музыки.Процесс работы с музыкой очень сложный и требует высокой культуры. Без специальных знаний здесь не обойтись. Это сейчас понятно всем ведущим тренерам и фигуристам. Именно поэтому несколько слов мне хотелось бы сказать о собственном опыте работы с музыкой, с музыкальными редакторами, композиторами.Было время, когда мы с большим трудом собирали музыкальные произведения. Аппаратура была примитивной, пластинки быстро заигрывались, квалифицированный монтаж различных отрывков сделать было очень сложно. Но для того, чтобы музыкальная программа заиграла, чтобы она помогала раскрыть фигуристу (и тренеру-постановщику программ) свой дар, свой талант, свое видение фигурного катания и искусства, надо прослушивать различные произведения десятки раз. Находить в них необходимые оттенки, даже отдельные музыкальные фразы, чтобы с их помощью найти эквивалентные пластические художественные решения.Словом, поиск необходимой для программы музыки шел и идет, несмотря на совершенствование аппаратуры для звукозаписи и воспроизведения, и многие недель. И сил и времени для этого нужно никак не меньше, чем на освоение другого сложного элемента фигурного катания.Вернусь еще раз в прошлое. Когда тренеру и фигуристу приходилось самостоятельно заниматься всей этой работой. Помощников у нас практически не было. Композиторы вообще нашей музыкой не интересовались, и только время от времени в прессе резко критиковали нас за подбор произведений случайных, по безвкусную стыковку тех или иных мелодий в одной музыкальной композиции.По мере того как рос интерес к фигурному катанию, повышались наши результаты на международной арене, менялось и отношение к музыке, которую использовали спортсмены и тренеры. Появились на тренировках опытные звукорежиссеры. В конце концов, и композиторы стали писать для нас свои произведения, помогать интереснее использовать ту музыку, которая досталась нам в наследство от классиков, и ту, которая рождается в наши дни.Сегодня музыкальная культура фигуристов и тренеров в целом гораздо выше, чем еще десяток-другой лет назад. Знание основных музыкальных законов, развитый вкус помогают создавать такие композиции, которые получают высокие оценки на международных соревнованиях высшего ранга.Замечательным помощником для меня и моих учеников почти полтора десятилетия является композитор Александр Гольдштейн. За участие в подготовке многих чемпионов мира, Европы, Олимпийских игр ему присвоено звание заслуженного тренера РСФСР.Александр Гольдштейн создал десятки - если не сотни! - Блестящих музыкальных композиций. Они были разными по характеру, но всегда приносили глубокое эстетическое удовольствие и самим исполнителям, и тренерам, и миллионам зрителей. Не сомневаюсь, что и читатели всех возрастов не раз слышали сами композиции А. Гольдштейна в исполнении Л. Пахомовой и А. Горшкова, И. Родниной и А. Зайцева, Н. Линичук и Г. Карпоносова, В. Ковалева, А. Влажинского и А. Свинина, В. Котина и многих других наших лучших фигуристов [62].При составлении программ практически невозможно обойтись без композиции из разных музыкальных произведений. Конечно, бывают случаи, когда спортсмены для программы принимают; одну музыкальную пьесу. На Олимпийских играх 1984 новые чемпионы англичане Джейн Торвилл и Кристофер Дин взяли для произвольного танца «Болеро» Равеля композитора. Танец получился удачным за счет того, что прекрасная музыка продиктовала и соответствующие пластические решения, уникальные постановочные находки. Но такие примеры лишь подтверждают правило.А теперь несколько слов об общих законах подготовки музыкальных программ для фигуристов различных категорий. Одиночники, как известно, используют музыку для демонстрации коротких и произвольных программ, спортивных тоже, а танцоры, синхронисты создают оригинальные танцы и произвольные (к тому же и обязательные танцы они выполняют под обязательную музыку).В коротких программах ввиду их непродолжительность (до двух с половиной минут) и заданности элементов, которые надо выполнять, обычно используют два-три короткие отрывки, разных по темпу.Произвольные программы одиночников и спортивных пар (им дается на выступление четыре или четыре с половиной минуты) всегда разнообразны, они характерны и несколькими изменениями ритма, подбором различных мелодий. То же самое можно сказать и о четырехминутной программе произвольного танца. Как правило, спортсмены составляют его с трех-четырех микротанцев различного характера. И делается это для того, чтобы показать, как фигуристы обладают и классическими, и современными па.2.4. Значение психологического микроклимата в команде. СоревнованияПсихологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личностных качеств спортсмена (твердости характера, уверенности в себе, стремление к достижению эмоциональной устойчивости, самоконтроля), межличностных отношений в различных ситуациях, потребность в общении, хороших социальных отношений между членами тренировочной группы, индивидуальный подход к каждому человеку [59].Развитие интеллекта, способность к анализу, абстрактному мышлению, прием и переработка информации, принятие необходимых решений.Спортивно-важные психические свойства - важнейшее условие высокой результативности и надежности деятельности спортсмена.В спортивной деятельности проявляются и развиваются различные психические свойства: интеллектуальные, обеспечивающие прием и переработку информации, принятие спортсменом необходимых решений; психомоторные, определяющие качество двигательных действий и операций субъекта; эмоциональные, влияющие на энергетику и экспрессивные характеристики деятельности; волевые, обеспечивающие преодоление возникающих в ней препятствий; коммуникативные, направленные на взаимодействие с другими людьми; нравственные, определяющие мотивацию деятельности и соответствие целей, средств, результатов определенным моральным нормам.Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируется высокий уровень соревновательной мотивации: стремление к стрессу и преодоление его, стремление к совершенству, повышение статуса, потребность в коллективном общении, формирование характера.Соревновательные черты характера: уверенность в готовности к соревнованиям, ощущение мобилизационной готовности, умение перевода из долговременной памяти в оперативную.Одним из важных компонентов психологической готовности фигуристов различной квалификации к соревнованиям является самооценка и самоконтроль. Формирование адекватности самооценки и самоконтроля (соответствующих реальным возможностям спортсмена, действительному уровню его подготовленности, объективным результатам его деятельности), отработка соответствующих умений и навыков самооценки в условиях тренировок и соревнований позволяет фигуристам повышать эффективность управления деятельностью в условиях соревновательной борьбы. Адекватная самооценка является необходимым качеством спортивного характера фигуриста, компонентом высшего спортивного мастерства, важным «внутренним» условиям достижения спортивного результата.Эмоции влияют на работоспособность, если спортсмен переживает состояние неуверенности, страха перед соперниками, излишнее волнение, эмоциональное напряжение, то результаты ухудшаются, снижаются показатели скорости реакций, точности и качества движений, ухудшаются показатели ритма двигательной деятельности [18].Влияние отрицательных эмоциональных состояний выражается в следующем:- потеря уверенности в своих силах;- снижение остроты тактического мышления;- возникновение чрезмерного возбуждения или торможения;- затрудненное проявление волевых качеств: смелости, решительности, инициативности, самостоятельности.Морально воспитанные и волевые спортсмены стараются преодолевать возникающие после неудачных действий неприятные эмоции и восстановить потерянную уравновешенность. Усилия при этом прилагаются в следующих направлениях:- самоубеждение в своей готовности;- самоуспокоение, уверенность в своих силах;- отвлечение от неприятных чувств и мыслей о поражении;- анализ причин неудачных действий.Способность управлять своим психическим состоянием развивается в процессе тренировочных занятий и соревнований и неразрывно связано с воспитанием личности спортсмена, отношений к коллективу и спортивной деятельности.Для формирования способности преодолевать отрицательные эмоциональные состояния следует:воспитывать нравственные чувства, чувства ответственности перед коллективом;уметь после неудачи отвлечь свое внимание от мыслей об окончательном поражении;максимально сосредоточить сознание на конкретных задачах деятельности;воспитывать общий оптимистический взгляд на ход действий, закреплять положительные эмоциональные переживания: приятные воспоминания с преодолением больших трудностей;оказывать помощь спортсмену в преодолении неудачи, в восстановлении уверенности в своих силах (дать отдых от активных действий, предоставить возможность совершить удачные действия);вырабатывать установку на самостоятельный анализ собственных действий, самостоятельное выявление причин неудач, отыскивать недостатки своих действий;научить спортсмена умению хорошо владеть собой, управлять своим поведением и эмоциональным состоянием при помощи слова;участвовать в большом количестве соревнований и занятий с элементом состязания, так как это вызывает большую устойчивость к воздействию временных неудач;тренеру тактично вести себя по отношению к спортсмену, совершившего неудачное действие, что в значительной мере снижает негативные проявления.Основа волевых качеств - моральные качества, увлеченность п стремление к намеченной цели, трудолюбие, настойчивость, терпеливость, выдержка и самообладание, решительность, мужество и смелость, уверенность в своих силах, дисциплинированность, самостоятельность и инициативность, воля к победе [16].Правила воспитания волевых качеств:- организованность, порядок, дисциплина и известная программа тренировки;- совместные тренировки с более сильными спортсменами;- использование соревновательных элементов в тренировке;- использование целевых установок;- постановка конкретных задач в тренировочном занятии;• включение упражнений с выполнением в осложненных условиях;- использование сверхсоревновательных упражнений;- проведение тренировочных занятий, прикидки и т.д. в любую погоду.Умение наблюдать за действиями соперника, предугадать его замыслы и действия. Способность предвидеть движения соперника, контролировать его, при необходимости приостановить, действуя с упреждением.Проявление специализированных восприятий (чувство ритма, темпа, времени и т.д.) связаны с объемом и концентрацией внимания.Совершенствование технической регуляции мышечной деятельности за счет синхронизации направления работающих мышц, концентрации внимания на максимальной активности одних мышц при максимальном расслаблении других.В процессе тренировочных занятий следует применять мысленную тренировку, повторяя реальные движения, направляя процесс на акцентированное восприятие выполнения узловых компонентов движения [23].Подготовка к конкретному соревнованию проходит в три этапа:1-й этап — несколько педель до начала соревнований, может сопровождаться признаками нервозности, раздражительности, бессонницей, изменен нем физиологических показателей;2-й этап - от тренировки до соревнования, требует использования мероприятий, которые могут повлиять на мобилизацию спортсмена к выступлению;3-й этап - предстартовое состояние, при рациональной психической настройке эмоциональное возбуждение связано с концентрацией внимания на узловых технико-тактических и функциональных проявлениях.ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ3.1. Анализ результатов ежегодных переходных баллов по хореографической подготовке фигуристовИзучение и совершенствование техники синхронногокатания на коньках [56]Группы учебно-тренировочные (до 2-х лет обучения)ШАГИ: Основной шаг, фонарики, змейки, «цапля», маршевый шаг дуги вперед наружу, вперед внутрь, назад наружу, назад внутрь, тройки, вальсовый шаг, шассе, беговой шаг вперед, назад, двухкратные тройки, кросс-роллы вперед, циркули, остановки, спирали простые, прыжок тройкой.ФИГУРЫ: Круг вперед, прямая линия, параллельные линии, закрытый блок вперед, колесо вперед, «У» проходы вперед, Пересечение в фигуре «восьмерка», «крест», колесо 2 спицы с перемещением, колесо 4 спицы с перемещением, перемещающийся круг, спираль.ХВАТЫ: рука в запястье, за плечо, за руки, за талию, под локоть.Группы учебно-тренировочные свыше 2 x лет обученияШАГИ: совершенствование шагов, включенных в учебный материал групп УТ до 2-х лет обучения. Моухоки, кросс-ролл назад, петли, крюки, выкрюки, чоктау, Комбинации:-из простых шаговскоростныесо сменой скоростинаправленияспиралейКораблики, спираль Ина Бауэр, пистолетики вперед, назад, шаги и повороты на зубцах, перекидной, флипп 0,5 оборота. ФИГУРЫ: Произвольная программа: не менее 10 фигур, в том числе круг (не менее 3 оборотов) спираль ходом назад (свободная нога не ниже 90 градусов), с не менее чем с одной сменой хвата и двумя различными видами шагов, три пересечения хода вперед назад, линия с двумя различными видами шагов и одной сменой хвата, блок ходом вперед назад, два различных колеса ходом вперед и назад с одной сменой хвата. Дальнейшее изучение фигур включенных в учебный материал для групп УТ до 2-х лет обучения. ХВАТЫ: рука в запястье, за плечо, за руки, за талию, за локоть, «корзинное сплетение» скрестный хват.Группы спортивного совершенствования 1 года обученияШАГИ: Дальнейшее изучение шагов, включенных в учебный материал групп УТ до 2-х лет обучения и групп УТ свыше 2-х лет обучения. Сложные комбинации шагов на скорости с включением скобок, крюков, выкрюков, кросс-роллов, моухоков. Сложные комбинации спиралей, отдельные серии шагов из обязательных танцев.ФИГУРЫ: короткая программа: круг, линия, колесо, пересечения (проходы). Произвольная программа: различные круги, блоки, комбинированные фигуры, разнообразные шаги, различные хваты (не менее двух). Дальнейшее совершенствование фигур включенных в учебный материал групп УТ до 2-х лет обучения, групп УТ свыше 2-х лет обучения. Блоки, различные виды кругов, множество кругов, восьмерки, параграфы с пересечениями нескольких линий в одной точке, лучи, линия, параллельные ''линии, блоки, колеса параллельные, колеса 2-3-4 спицы, Колесо «доллар», фигуры с пересечениями, поддержки, прыжки (1-1,5 – 2 оборота).ХВАТЫ: дальнейшее совершенствование хватов, включенных в учебный материал групп УТ до 2-х лет обучения и свыше 2-х лет обучения. Различные типы хватов и их комбинации.Группы спортивного совершенствования свыше года обученияШАГИ: Дальнейшее совершенствование шагов, включенных в учебный материал предыдущих годов обучения. Сложные комбинации шагов, исполняемые раздельно, а так же в фигурах.ФИГУРЫ: Короткая программа: круг, линия, колесо, пересечения (проходы). Произвольная программа: различные круги, блоки, колеса, комбинированные фигуры, разнообразные шаги, разные хваты (не менее двух). Блоки открытые, закрытые, комбинированные круги различных видов, параллельные линии и блоки, проходы в линиях (2-4 линии), «зацепляющиеся колеса», сложные комбинированные, уникальные. Дальнейшее совершенствование фигур, включенных в учебный материал предыдущих годов обучения. Элементы солирования в произвольной программе, прыжки в 1 об., 1,5 и 2 об., поддержки.ХВАТЫ: Дальнейшее совершенствование хватов, включенных в учебный материал предыдущих годов обучения. Различные типы хватов и их комбинации.ПРИМЕЧАНИЕ: В учебный материал могут вноситься дополнительные изменения, обусловленные решениями Международного союза конькобежцев (ИСУ), Технического Комитета ИСУ по синхронному катанию, Федерации фигурного катания на коньках России.Таблица 4.Переходные показатели по синхронному катаниюСИНХРОННОЕ КАТАНИЕ Мастер спорта РоссииКороткая программа2.400,5В соответствии с требованиями ИСУ на данный сезонЧисло членов команды -16-20 человек, достигших 14 лет на 1.07 предшествующего сезонаПроизвольная программа4.30 ±10 с1Различные круги, линии, блоки, колеса, проходы в соответствии с требованиями о сбалансированности программы. Разнообразные движения в изоляции, дорожка шагов (не менее 2-х), хваты (не менее 4-х)Кандидат в мастера спортаКороткая программа2.400,5В соответствии с требованиями ИСУ на данный сезонЧисло членов команды-16-20 человек от 12 до 19 лет на 1.07 предшествующего сезонаПроизвольная программа4.00 ±10 с1Различные круги, линии, блоки, колеса, проходы в соответствии с требованиями о сбалансированности программы. Разнообразные движения в изоляции, дорожка шагов (не менее 2-х), хваты (не менее 3-х)1 разрядПроизвольная программа3.30±10 сРазличные круги, линии, блоки, колеса, проходы в соответствии с требованиями о сбалансированности программы. Разнообразные движения в изоляции, дорожка шагов, хваты (не менее 3-х)Число членов команды-12-20 человек от 10 до 15 лет на 1.07 предшествующего сезонаII разрядПроизвольная программа3.00 ±10 СНе менее 8 различных фигур, включая круг, спираль, линию, пересечение, колесо, блок, комбинированные фигуры, разнообразные шагиТе же, что для I разряда3.2. Популяризация синхронного фигурного катания. Показательные выступленияСегодня фигурное катание является одним из самых ярких и популярных видов спорта во всём мире. С появлением на нашем телевидении различных шоу с известными спортсменами фигурное катание привлекает всё больше и больше людей в России. Действительно, сегодня сложно не отметить явную популяризацию этого яркого и эффектного вида спорта и, соответственно, использование его в маркетинговых и рекламных целях. Проявления этого мы все можем наблюдать в знаменитых на всю страну и не только ледовых шоу, в популярных ледовых телепроектах, и просто в активном внимании к персонам фигуристов. Реклама со звездами фигурного катания, любимые всеми телешоу как «Звездный лед» или «Звезды на льду», выступление на «Евровидении 2008» Евгения Плющенко.Если говорить о популярности синхронного катания в России, то надо признать: россиянам просто не хватает знаний о нем, а полюбить то, что ты не знаешь, очень сложно. Тем не менее в стране за последние четыре года стали появляться команды, количество которых сейчас достигло сотен и обещает продолжать расти. На этом основании запущен механизм планирования первенств и открытых кубков по синхронному катанию.Не каждый может выстроить успешную карьеру фигуриста, а годы, проведенные на льду, полученные знания, привычку к спортивному образу жизни жаль отправлять в небытие. Синхронное катание призвано объединить весь потенциальный резерв фигуристов, из которого вырастут будущие чемпионы в этом виде спорта. Рис.1. Фрагменты выступлений фигуристов-синхронистов.Фигурное катание на коньках! Этот вид спорта ассоциируется у зрителей с яркими выступлениями представителей одиночного катания, покоряющих воображение прыжками в 3 и 4 оборота, с головокружительными поддержками и подкрутками в программах парного катания, с запоминающимися музыкальными образами, создаваемыми танцорами. И если вышеупомянутые виды фигурного катания на коньках достаточно хорошо известны поклонникам фигуристов в нашей стране, то завоевывающее все большую популярность синхронное катание им еще практически не знакомы.PRECISION SKATING (Синхронное катание на коньках или точные линии) придает новые зрелищные качества миру соревновательного фигурного катания. Это динамичный командный спорт, где 12 и более фигуристов, представляют специальные программы под музыку. Как и в других видах фигурного катания техника и художественное впечатление являются ведущими критериями оценки уровня команды.Интерес к синхронному катанию возрастает во всем мире. Широко распространен он в Канаде, США, Швеции, Финляндии, Англии, Франции. Клубы Канады и Америки занимаются этим видом уже более 20 лет. Проводят межклубные, секционные, региональные, международные соревнования. Начиная с 1983 года, в Канаде начали проводиться ежегодные Чемпионаты Канады по Синхронному катанию на коньках (Canadian Precision Skating Championships). А в 1988 году эти соревнования были проведены совместно с соревнованиями по основным видам фигурного катания и привлекли свыше 2000 участников. Значительное количество зрителей собирают и соревнования четверок, где выступают представители парного катания. В Канаде такие соревнования впервые состоялись в 1914 году и регулярно проводились да 1964 года, а возобновились они в 1981. Возрастающий интерес к ним можно объяснить большой популярностью парного и синхронного катания в этой стране. У нас номера подобного рода исполняли пары С. А. Жука на показательных выступлениях.Но следует отметить, что наибольшую популярность в последние годы завоевали соревнования по синхронному катанию. Встал вопрос об их официальном признании. На Конгрессе ИСУ 1991 года начал рассматриваться вопрос о проведении международных соревнований под эгидой ИСУ. И вот, наконец, Конгресс ИСУ 1992 года принял положительное решение.В настоящее время бесспорными «законодателями мод» в этом виде фигурного катания являются канадские и американские команды. Поистине героические усилия им пришлось совершить для признания своего вида.Одним из ведущих центров синхронного катания Северной Америки можно назвать небольшой канадский город Уитби (Whitby) с 53000 населением, расположенный в 55 километрах от Торонто. Успех этого клуба (Whitby Precision Skating Club) феноменален. 11 лет назад там была только одна команда «Ледяной кристалл» (Ice Crystal). Эта команда на своих первых соревнованиях в Лондоне (штат Онтарио) заняла последнее место, а затем в 1985 году выиграла чемпионат Канады среди юниоров (Thunder Bay, Ont) и подтверждала это звание в 1986 (Van Couver) и в 1987 году (Laval, Que). Затем команда вышла иа соревнования среди взрослых и завоевала канадскую корону три раза подряд. Надо отдать должное тренеру этой команды Кати Далтон (Kathy Dalton) и президенту клуба Д. Гибней (D. Gibney), которые прилагают огромные усилия для популяризации своего вида спорта.Стремительный прогресс этого вида в последнее время отмечают многие специалисты. Так тренер-координатор развлекательных программ канадской ассоциации фигурного катания Томпсон (Terrie Lynn Thompson) выделяет два основных направления его развития: соревновательное и развлекательное. Последнее создает широкие возможности для решения возрастных аспектов. Один из специалистов Австралии Тони Джоникис (Tony Jonikis) после поездки в Канаду в 1991 году отметил, что постоянные изменения - характерная черта канадского синхронного катания сегодня. Некоторые традиционные движения уходят в прошлое. Скорость сейчас рассматривают как одно из ведущих направлений. Специалисты Канады ожидают, что команды будут показывать возрастающее техническое мастерство от низшей ступени к высшей, где будут демонстрировать полное использование возможностей техники владения коньком. Т. Джоникис отмечает появление асимметричных движений во время исполнения фигур. Наблюдается возрастающая сложность и абстрактность музыкального сопровождения. А привлечение к постановочной работе таких специалистов как Толлер Кренстон говорит о самых серьезных поисках путей создания интересных образов на льду, что будет предъявлять высокие требования к исполнительскому мастерству. Следует отметить особое место психологической подготовки команд, которая уже применяется на практике. Удельный вес физической подготовки в тренировочном процессе возрастает из-за высоких требований к индивидуальному уровню подготовленности, а также дефицита ледового времени. По нашему мнению лучшие традиции национальных школ будут обогащать и способствовать появлению интересных направлений в развитии стилей синхронного катания на коньках.В России первые всесоюзные соревнования по «Точным линиям» были проведены в 1991 году в городе Москве. На малой спортивной арене в Лужниках выступили 8 команд: пять - из Москвы и три команды из Самары, Липецка, Таллинна. Соревнования проводились по произвольной программе. Победителями этих соревнований стала команда студентов из ГЦОЛИФКа. В 1992 году уже в первенстве СНГ приняли участие 6 команд. От России выступили команды городов Москвы, Липецка, Самары, от Украины - команда Днепропетровска. В отличие от прошлогодних, программа соревнований включала оригинальную и произвольную композиции. Первое место вновь завоевала команда «Фортуна» (ГЦОЛИФК), второе - команда студентов из Самары, третье - молодая команда «Джульетта» компании «Российский цирк», показавшая оригинальный стиль. В международных соревнованиях наши команды по точным линиям участвуют с 1991 года. Так, «Катюша» из АЗЛК впервые выступила в Хельсинки и заняла 4 место. На следующий год в этих соревнованиях участвовала команда «Лужники», которая вышла в серебряный финал. В апреле 1992 года в Таллинне проводился международный турнир «Paks Margareeta», который включал соревнования по одиночному катанию среди юниоров и соревнования команд по синхронному катанию. Для участия на этом турнире были приглашены две команды из Москвы: «Фортуна» и «Лужники-Хамовники». Первое место заняли хозяева турнира. Следует отметить, что соревнования проводились без ограничений в возрасте и количестве фигуристов.Как мы видим, синхронное фигурное катание является одним из наиболее эстетичных в фигурном катании. Именно этот вид имеет сложную пространственную организацию, имеет набор элементов, которые в синхронном выполнении формируют зрелищные выступления. Сложность хореографии и техники повышает ценность этого вида спорта в плане притягательности для зрителя. Поскольку синхронное катание в сравнении с традиционными видами фигурного катания (одиночное, парное и т.д.) появилось относительно недавно, оно привлекает внимание зрителей своей «свежестью», оригинальностью, неординарностью.Зрелищность выступлений может быть использована в качестве популяризации, осуществляемой через показательные выступления, открытые соревнования и кубки, выступления на праздничных спортивных мероприятиях и даже телевидение. Этот вид фигурного катания часто привлекает внимание родителей, размышляющих над тем, как привести ребенка в фигурное катания. Это оправдано тем, что синхронное катание не требует сложных комбинаций прыжков, а красота и элегантность выполнения программ просто потрясает. Таким образом, этот непривычный вид фигурного катания прочно входит в концепцию фигурного катания нашей страны и завоевывает почетное место в сердцах зрителей, что трансформируется в желание научиться кататься на коньках/ отдать ребенка в секцию/ посмотреть показательное выступление. ВЫВОДЫХореографическая подготовка является важным элементом в системе подготовки, поскольку отвечает за эстетику движений фигуриста и за эстетическую композицию программы в целом. Хореографическая подготовка в синхронном фигурном катании включает экзерсис классического, народно-характерного, эстрадно-современного танцев, а также и джаз-класс, и пантомима. Особенности построения хореографической подготовки фигуристов основаны на привлечении основных средств хореографии (классические и др. танцы)для создания определенного рисунка на льду и формировании связей между техническими элементами синхронного катания. Для того, чтобы уровень хореографической подготовленности отвечал требованиям современного фигурного катания на коньках, при подготовке квалифицированных фигуристов следует ориентироваться на специальную разработанную модель.Следует отметить, что хореографическую подготовку фигуриста следует осуществлять в течение всего макроцикла.В работе над составлением произвольных и коротких программ, оригинального и произвольного танцев оптимальные результаты дает совместная работа тренера, хореографа и спортсмена. Ведущая роль, конечно, остается за тренером. Он подбирает элементы, создает из них комбинации, следит, чтобы составленные фрагменты отвечали тактическим требованиям, соответствовали физическим возможностям спортсмена, сложные фигуры располагались в тех местах программы и выполнялись, в те моменты, когда спортсмен находится в состоянии наилучшей готовности.Таким образом, высокое мастерство фигуриста-синхрониста достигается в неразрывной связи с полноценной хореографической подготовкой.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбсалямов Г. М. Планирование, контроль и управление подготовкой спортсменов высокого класса в циклических видах спорта : плавание, гребля на байдарках и каноэ, велоспорт / Абсалямов Т. М. // Научные труды / Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. — М. : ВНИК, 1997.-С. 4-27.Абсалямов Г. М. Роль и место науки в подготовке спортсменов высокого класса — Role and Place of Science in Elite Athletes Training / Абсалямов Т. М. // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 10.— С. 17-19.Абсалямова И. В. Показатели соревновательной нагрузочности произвольных программ фигуристок, выступавших в чемпионате мира 1996 года / Абсалямова И. В. // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 2. —С. 22-23.Абсалямова И.В., Беляева А.Ю., Жгун Е.В. Cинхронное фигурное катание на коньках (точные линии) — М.: ГЦОЛИФК, 1992Абсалямова, И.В. Фигурное катание: комментарий к судейству / И.В. Абсолямова, Е.В. Богданова. — М.: Физкультура и спорт. 1981.— 143 с.Агапова В.В. Учебная программа по фигурному катанию на коньках на учебно-тренировочном этапе. Обл. метод. Совет по физической культуре и спорту Всеволжского р-на, 2004г.Агапова В.В. Физкультурно-спортивная образовательная программа по фигурному катанию на коньках на этапе начальной подготовки. Обл. метод. Совет по физической культуре и спорту Всеволжского р-на, 2003г.Беляева А. Ю. Алгоритм построения соревновательных программ в фигурном катании на коньках / А. Ю. Беляева // Конькобежный спорт и фигурное катание на коньках. — М.: РГАФК, 1997.-С. 82-88.Ванслов, В.В. Взаимосвязь музыки и хореографии в балетном спектакле / В.В. Ванслов // Музыка и хореография современного балета: сб. статей. - Л.: Музыка. 1978. — Вып. 2. — 207 с.Варданян А.Н. «Применение комплекса восстановительных средств в подготовительном периоде юных фигуристов». Восстановительные и гигиенические средства в подготовке спортсменов. М., 1994г.ВиноградоваВ. И. Моделированиефигуристаиегодвигательныхдействийприсозданииначальноговращениявпрыжкахстопорящимдействиемконькаолед = Modelling of Figure Skater and his Motor Actions when Making Initial Rotation in Jumps by Skates Stopping upon Ice / ВиноградоваВ. И. // Теорияипрактикафизическойкультуры. — 1999. — № 5. — С. 34-36.Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.Горбунова Г.М., Гришина М.В., Ляссотович С.И. и др. «О методах и организации отбора в ДЮСШ по фигурному катанию». Метод. письмо, Москва, ВНИИФЕ, 1969г.Гришина М.В. Исследование некоторых факторов мастерства фигуристов-одиночников для совершенствования управления тренировочным процессом». Автореф. канд. дисс., М., 1975г.Гришина М.В. Теоретико-методические основы управления тренировочным процессом в фигурном катании на коньках: Автореф. дис. ... докт. пед. наук.- М., 1991.- 50 с.Гришина М.В.Исследование некоторых факторов мастерства фигуристов одиночного катания для совершенствования управления тренировочным процессом: Автореф. дне. канд. пед. наук. — М. — 1975. — 18с.Жгун Е.В. Исследование структурных элементов произвольных программ фигуристов, специализирующихся в синхронном командном фигурном катании на коньках // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 4. - С. 29-33.Ирошникова Н.И., Жгун Е.. Структура недельного микроцикла на этапе УТГ: Сборник научно-методических статей. – М.: РГАФК, 1995.Коган А.И. Оценка перспектвности юных фигуристов в период начальной специализации. Автореф. канд. дисс. Омск, 1984г.Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года. - ТиПФК №4 М., 2001г.Корешев И.А. Структура тренировочных нагрузок предсоревновательного этапа квалифицированных фигуристов-танцоров.Король С.В., Фадеева Н.А. Программа для спортивно-оздоровительных групп (СОГ) по фигурному катанию на коньках. Пермь. 2000г.Кофман А.Б. «Воспитательная работа с юными спортсменами» В книге «Система подготовки спортивного резерва», м., 1994г.Лосева И.и. «Применение игрового метода тренировки в подготовке юных фигуристов» Вопросы теор. и практ. физ. культ. и спорта. Минск, 1986г.Ляссотович С.И. «Особенности телосложения фигуристов. Тезисный доклад VII межвузовской научной конференции» Омск, 1989г.Матвеев Л. П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки // Теория и практика физической культуры. — 2000. — № 3. — С. 28 — 37.Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов.- К.: Олимпийская литература, 1999.- 320 с.Матвеев. Л.П. Теория и методика физического воспитания: Учсб.для ин-тов физ. культ. / Л.П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт. 1991. - 543 с.Медведева И.М. «Структура и содержание специальной физической подготовки спортсменов на этапе начального обучения в фигурном катании» Автореферат канд. дисс. Киев, 1985г.Медведева И.М. Фигурное катание на коньках. - Киев, Олимпийская литература. — 1998. — 223 с.Медведева И.М. Фигурное катание на коньках.- К.: Олимпийская литература, 1997.- 224 с.Медведева, И.М. Фигурное катание на коньках / И.М. Медведева. — Киев: Олимпийская литература, 1998.-223 с.Мишин А.Н. Прыжки в фигурном катании. - М., Физкультура и спорт. — 1976. — 103 с.Москвина Т.Н.. Москвин И.Б. Произвольная программа парного катания. - М.. ФнС. – 1984Пахомова. Л.А. Хореография и фигурное катание. О спортивных танцах и о себе / Л.А. Пахомова. — М.: Физкультура и спорт. 1980. — 95 с.Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и се практические приложения. — К., Олимпийская литература. — 2004. — 808 с.Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте.- К.: Олимпийская литература, 1997.- 583 с.Поздняков А.В. Внеледовая подготовка фигуристов-парников на этапе начальной специализации. Автореф. канд. дисс. М., 2004г.Разрядные классификационные требования по фигурному катанию на коньках. 2003-2004гг.Рыжкин В.И. Ледовая сюита.- М.: Физкультура и спорт, 1975.- 195 с.Саная М.В., «Самооценка и саморегуляция деятельности фигуриста как факторы эффективности и надежности спортивного результата». Автореф. канд. диссерт. М., 1983г.Скуратова Т.В., Тихомиров А.К. «Критерии оценки физической и спортивно-технической подготовленности фигуристов. Методические рекомендации», Малаховка, 1987г.Смирнов М.Р. Теоретические основы беговой нагрузки. — Новосибирск. Изд-во НГПУ. — 1996. — 217 с.Станиславский. К.С. Моя жизнь в искусстве/ К.С. Станиславский. — М.: Искусство. 1980.— 193 с.Ступень М.П. Нормирование нагрузок и эффективность скоростно-силовых способностей фигуристок 6-12 лет в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах: Автореф. канд. диссерт. Минск: БГИФК, 1988.Тарасов. Н.В. Классический танец/Н.В. Тарасов. —М.: Искусство. 1981. —95 с.Тихомиров А.К. Методическа оценки физической и спортивно-технической подготовленности фигуристов. Метод. рекомендации. М., 1983г.Тихомиров А.К., Кузнецов А.В. Требования к координационным способностям в фигурном катании на коньках. МОГИФК, Малаховка, 1989г.Уилмор Дж.Х., Костил Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности. — К., Олимпийская литература. — 1997. — 502 с.Фигурное катание на коньках / И. В. Абсалямова, Е. В. Жгун, Л. С. Хачатуров. — М., Советский спорт. — 2006.-172 с.Фигурное катание на коньках / Под общ. ред. А.Н. Мишина.- М.: Физкультура и спорт, 1986.- 268 с.Фигурное катание на коньках. Учебник для ин-тов физической культуры. Под общ. ред. А.Б. Гандельсмана. М: ФиС, 1975 г., 183 с.Фигурное катание на коньках: / под общ.ред. А.Н. Мишина. — М.: Советский спорт. 2006. — 132 с.Фигурное катание на коньках: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2006г.- 16 с.Фигурное катание на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ. Под общ. ред. А. Н. Мишина. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 271 с, ил.Чернов К.Л. Принципы управления подготовкой спортсмена. • М., Госкомспорт РСФСР. — 1986. — 68 с.Шкиря. Е.С. Формирование выразительности движений спортсменов в фигурном катании на основе совершенствования их сенсомоторных механизмов // Совершенствование подготовки спортсменов различной спортивной квалификации на современном этапе: сборник научных трудов / Е.С. Шкиря; под ред. В.А. Апарина и И.М. Козлова; СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта. - СПб.: СПбГАФК им. П.ФЛесгафта, 2005. - 74 с.Шторк. К. Система Далькроза / К. Шторк. — Петроград, 1924.— 127 с.ConnaughtonD., BarbelloA. MakingIn-LineSkatingaSaferActivity // Strategies, 1999. - vol. 12(5). - pp. 5-8.LockwoodK.L., Gervais P.J., Mccreary D.R. Skating // Sports Biomechanics, 2006. - vol.5(2). - pp. 231-241.Special regulations and technical rules single and pair skating and dancing / International Skaiting Union, 2012.-169 p.ПРИЛОЖЕНИЯ
Синхронное фигурное катание является относительно молодым видом фигурного катания, однако при этом высокие требования предъявляются к подготовке спортсменов. При изучении проблем подготовки спортсменов в видах спорта со сложно-координационной структурой движений, в том числе и фигурном катании на коньках, специалисты всегда ориентировались на спортивную подготовку как сложную систему. При таком подходе они недооценили хореографическую сторону подготовки спортсменов.
Cинхронное катание на коньках — командный вид спорта, где группа фигуристов представляет специальные программы под музыку. Что же составляет основу этих программ? Прежде всего это элементы скольжения (суть фигурного катания на коньках); различные виды фигур (собственные элементы синхронного катания) и многочисленные типы хватов (с их помощью фигуристы связаны между собой в линиях, а также осуществляют перестроения). Что касается требований к технике скольжения, то они идентичны требованиям в одиночном, парном катании и спортивных танцах на льду. А именно: скольжение должно быть реберным; все элементы его необходимо исполнять на высокой скорости, бесшумно, с наклоном, с хорошей амплитудой, в свободной и естественной манере. Чем выше уровень владения техникой скольжения каждого отдельного спортсмена, тем больше исходных предпосылок для создания команды высокого класса и тем шире возможности и короче путь к овладению техникой исполнения специальных элементов синхронного катания. Все эти элементы должны органично связываться между собой посредством хореографии.
Занятия хореографией является составной частью подготовки фигуриста. Упражнения, выполняемые под музыку, помогают решить ряд важнейших вопросов подготовки. Хореография позволяет развить музыкальность и выразительность, овладеть комплексом двигательных навыков, способствующих повышению координационных возможностей, повысить уровень развития физических качеств, и в первую очередь гибкости, скорости и силы.
В основе успешного использования элементов хореографии в фигурном катании должно лежать умение выбрать из большого количества существующих упражнений те, которые с наибольшей эффективностью способствуют решению конкретной задачи данного этапа подготовки фигуриста.
Целью исследования является определение особенностей хореографической подготовки фигуристов - синхронистов на основе изучения и учета особенностей и тенденций развития вида спорта.
Предметом исследования является хореографическая подготовка в видах спорта со сложно-координационный структурой движений на материале фигурного катания на коньках.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Исследовать комплекс взаимосвязанных факторов, определяющих хореографическую подготовку в синхронном фигурном катании на коньках.
2. Выявить направления хореографической подготовки фигуристов – синхронистов;
3. Определить особенности построения хореографической подготовки фигуристов в подготовительном, предсоревновательном, соревновательном и переходном периоде макроцикла;
Структура работы: работа состоит из введения, трех разделов, списка использованной литературы и приложений и размещена на 89 страницах.
Введение
Синхронное плавание - вид спорта, связанный с выполнением в воде различных форм музыки. Синхронное плавание - один из самых утонченных и элегантных среди всех видов спорта. Однако, несмотря на видимую легкость, он является весьма требовательным - помимо того, что спортсмены, которые испытывают серьезные физические, нужно обладать не только выносливостью, но и гибкостью, изяществом, острым мастерством и исключительным контролем дыхания.
Этот тип парусного совершено в форме выполнения движений, плавание и идеальное выполнение фигур больше или меньше сложности. Так же, как фигурист на льду, спортивное плавание синхронное стремится к эстетическому исполнению труднейших элементов движения. Ритмичность движений должна быть синхронна с ритмом музыкального сопровождения. Каждое сообщение имеет определенную тему, выражаемую музыкой и движением.
В большинстве случаев момент, в разработке речи "музыка", содержание которого определяет необходимые позы, элементы, движения и жесты. Кроме того, суть синхронное плавание-это стационарный изображении на воде определенных рисунков группой спортсменок. Музыка-это для большей выразительности изображаемого. Переход от одного рисунка к другому выполняется в некоторых местах музыкального произведения. Спортсменки изображают на поверхности воды рисунки, сменяющиеся по принципу калейдоскопа. Переход от одного рисунка к другому, спортсмены проводят в положении на спине или под водой.
Довольно специфическая, но очень важное техническое оборудование, позволяет спортсменкам поддерживать иллюзию легкости, хотя порой очень сложно контролировать свои движения и дыхание, находясь под водой вверх ногами в течение нескольких минут. Зажимы на нос охранник синхронисток воды в легких, что позволяет им находиться под водой очень долгое время. Очень большую роль играют подводные динамики - именно они позволяют спортсменкам четко слышать музыку и в то время, когда они находятся под водой, что в значительной мере помогает им достичь максимальной синхронности в действиях.