Особенности организации и функционирования детской цирковой студии.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социально-культурная деятельность
  • 77 77 страниц
  • 51 + 51 источник
  • Добавлена 14.03.2016
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ДЕТСКИЕ ЦИРКОВЫЕ СТУДИИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦИРКОВОГО ИСКУССТВА 5
1.1 Цирковое творчество как вид искусства 5
1.2 Развитие циркового искусства и циркового образования в России 11
1.3 Современные тенденции в развитии и функционировании детских цирковых студий России 31
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКОЙ ЦИРКОВОЙ СТУДИИ 41
2.1 Цирковое творчество как средство развития личности ребенка 41
2.2 Цирковая студия как форма развития детского актерского мастерства 52
2.3 Модель создания детской цирковой студии «Оригетея» 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
Фрагмент для ознакомления

Если приглядеться внимательно, то в этой бессмысленной мешанине, в этом вавилонском столпотворении людей и жанров, животных и реквизита, можно обнаружить определенную систему и понять, что формирование цирковых номеров восходит к трем источникам.
Первым можно считать распад классического конного цирка. Многие его элементы развились в самостоятельные жанры, такие как жонглирование, акробатика, эквилибр. Даже клоуны начинали свою цирковую профессиональную жизнь как акробаты конного цирка.
Как когда-то конный цирк, сейчас на манеже господствуют спортивно-акробатические жанры. Их популярность способствует развитию физкультурной жизни нашей страны, что, в свою очередь, ведет к обогащению трюкового и исполнительского мастерства цирка. Спорт - второй источник, питающий цирковое искусство. Цирковую атлетику, акробатику и гимнастику постоянно пополняют воспитанники спортивных обществ. Обрели новую жизнь на цирковом манеже и многие спортивно-гимнастические снаряды. Сейчас уже трудно представить себе цирковое представление без турника и батуда, без трапеции, колец, параллельных брусьев. Гири, ядра и штанга имеют многовековую цирковую биографию. Завоевывают себе право на жизнь в цирковом искусстве и разновысокие брусья.
Третьим источником формирования цирковых номеров следует признать технику. Столь понятное для любого искусства желание быть созвучным своему времени, в цирке вылилось в пристальное внимание к любым техническим новшествам. Так, например, изобретение велосипеда и рост его популярности распахнули перед велосипедистами барьер циркового манежа. Демонстрируемый первоначально в качестве технической новинки, велосипед постепенно приноравливался к цирковым условиям конструктивно (укрепление рамы, уменьшение передачи), трюково (за образец была взята жокейская работа на лошади и высшая школа верховой езды), а затем и образно (разборный велосипед, моноцикл, различно декорированные машины). Велосипед на манеже постепенно из объекта самодемонстрации превратился в средство создания циркового образного зрелища. Появились велосипедные номера, названия которых красноречиво раскрывают их содержание, - "Баскетбол на велосипедах", "Флирт в спортивном магазине" и тому подобное. Схожий путь на манеж можно проследить у мотоцикла, автомобиля. Было даже время, когда таинственные ящики Кио не выносили или выкатывали, а вывозили в манеж на троллейкарах. Техника принесла в цирк и такое понятие, как "механический аттракцион". Это и вращающиеся пьедесталы, и движущаяся проволока и всевозможные поднимающиеся аппараты, и бесконечные "крутилки", упоминавшиеся выше. Номеров, взращенных на этой основе, развилось столь много, что их в настоящее время возможно выделить в самостоятельный жанр.
Искусство цирка использует для своего роста достижения спорта и техники, но не заимствуя, а ассимилируя их. Поэтому многожанровость, сама являясь специфической чертой циркового искусства, таит в себе еще одну его особенность. Цирк не только широко использует приемы и достижения театра, цирк - искусство, поэтизирующее спорт и технику.
Конечно, цирку свойственно привычное общение артистов друг с другом, выраженное как в словесном действии, так и в трюковой работе. Это партнерство - основа всей спортивно-акробатической, клоунской и гимнастической работы. Специфичность этого вида партнерства в том, что она более остро, чем в театре, ставит вопрос об ансамблевости работы, так как в цирковых условиях это не просто вопрос верного сценического самочувствия, но залог возможности существования номера. Согласованность действий, синхронность работы, равная ответственность за успешное выполнение каждого фрагмента номера, каждого трюка, а в ряде случаев и за жизнь партнера ведет к тому, что партнерство в цирке - это не просто слаженность работы, но и созвучие пластики, характера, индивидуальности артистов.
Своеобразными партнерами артиста в цирке выступают и аппараты. Присущая цирковому искусству способность поэтизировать технику одухотворяет механические конструкции.
И, наконец, своеобразным партнером артиста в цирке постоянно является сам зритель. Этому способствуют и особенности производственного пространства, и структура представления, и композиция ряда номеров, и техника выполнения отдельных трюков. Открытость мастерства цирковых артистов позволяет им открыто вступать в контакт со зрителем, не боясь никаких разоблачений.
Словом, цирк постоянно и разнообразно вовлекает зрителя в свое действие, превращая его пусть из активного, по созерцателя, в непосредственного соучастника, в партнера. Общую для любого искусства мечту об идеальном зрителе цирк, единственный, эксцентрически реализует введением фигуры "подсадки", то есть специального человека в зрительном зале, установленным образом реагирующего и действующего в заранее оговоренный момент развития номера или репризы.
Структура представления, так же как особенности производственного пространства, организует цирковое искусство внешне. Но есть специфические особенности, выполняющие ту же функцию изнутри. В отличие от иллюзорности всех иных искусств, цирк предельно реален. Реальны исполняемые трюки. Реальны дрессированные животные. Реальны поднимаемые тяжести. Реальна высота работы, шаткость аппарата, жесткость манежа. Реальна опасность. Работа циркового артиста складывается из преодоления реальных препятствий, будь то сила притяжения при акробатических и гимнастических упражнениях, жонглировании или образ жизни и хищные инстинкты животных и тому подобное. Если за реальностью театра стоит истина страстей и правдоподобие чувствований в предлагаемых автором и режиссером обстоятельствах пьесы, а затем и спектакля, то есть в первую очередь овладение логикой иного мышления, то цирковая реальность прежде всего во владении артистом своим телом.
Цирк не зря называют храмом физической культуры человеческого тела. Конечно, это деление на внешнее и внутреннее чисто умозрительно и возможно лишь на бумаге. Как в театре каждое действие может быть только психофизическим, так и выполнение любого трюка, его школьность, филигранность, завершенность возможны лишь в едином, слитном напряжении тела и души. И, чем значительней препятствие, которое цирковой артист должен преодолеть, тем цельней и значительней напряжение всего его существа. Предлагаемые обстоятельства цирка, в основном, определяются жанром номера, реквизитом, включенным в работу, количеством исполнителей и характером трюков. То есть обстоятельствами, формирующими зримое мастерство циркового артиста. А так как основная группа препятствий цирка материальна и действительна, то требует затраты именно физических усилий. Но каждое физическое действие, как известно, есть результат определенного внутреннего действия, духовного посыла. И чем тяжелей, ответственней препятствие, тем целенаправленней посыл на его преодоление. Сама суть циркового действия придает реализму цирка небывалую цельность. Он сродни тому "фантастическому реализму", о котором так любил говорить Е. Б. Вахтангов. Именно в цирке "содержание и форма созвучны как аккорд"*. Реализм цирка на редкость спаян и слитен. Реальное преодоление реальных препятствий формирует своеобразие циркового реализма, как реализма действительного.
В дрессуре и в иллюзии работа циркового артиста связана с преодолением, скорее, не физических трудностей, но неожиданностей поведения животных или же дефектов действия секретов аппаратуры. Провозглашенная когда-то МХАТом импровизационная "сиюминутность" спектакля, как нельзя полно воплощается в самой структуре номеров названных жанров. Здесь артистам необходимо владение неизвестной театру выдержкой, мгновенной реакцией, умением оправдать самые немыслимые положения, так как его партнеры - животные и аппараты - способны лишь создать и усугубить критические ситуации, оправдание и выход из которых приходится искать самолично артисту. При всей выверенности каждого иллюзионного трюка, отработанности любой минуты пребывания животного на манеже предвидеть нежелательный поворот действия практически невозможно. Неожиданная реакция животного зависит, например, от непривычной реакции зрительного зала, неотрепетированного изменения света, неожиданного звука или запаха и тысячи иных причин. Все это влияет на состояние животного, сказывается на исполнении трюка и требует немедленной корректуры со стороны дрессировщика. Поэтому цирковые номера, несмотря на свою сделанность, всегда импровизационны. Поэтому каждое действие в цирке естественно. Поэтому еще одной особенностью циркового реализма является его достоверность и подлинность.
Реальная работа требует реального реквизита. Действительность цирковой аппаратуры вызвана именно необходимостью на ней работать. Бутафорией и имитацией при этом не обойдешься. Поэтому аппараты и реквизит в цирке не имитируют образы действительности, а предоставляют реальные возможности для реальной работы. Отсюда их первостепенная функциональность и утилитарность. Отсюда еще одна грань циркового реализма - его вещественность.
Все это и позволяет считать специфически цирковыми чертами подлинность, действительность, обвеществленность реализма.
Пожалуй, ни одно из пространственно-временных искусств, включая кино, столь не концентрировано, как цирк. Максимум впечатлений за минимум времени - эти слова можно взять девизом и к цирковой программе, и к любому номеру, и к манежной жизни каждого артиста. Но привлечение предельного внимания ко всем фрагментам, ко всем слагаемым циркового спектакля возможно лишь при определенной обработке циркового действия. Построение по возрастающей занимательности зрелища, трудности трюков, по все более необычно разрешающей ситуации делают каждое действие в цирке радостным, неожиданным, волнующим сюрпризом. Но, разумеется, не абстрактным сюрпризом вообще, а сюрпризом, имеющим под собой реальную почву.
Алогизм цирка - не отказ от действительности, а утверждение ее в своеобразно решенном действии. Цирк - искусство, утверждающее беспредельность возможностей гармонического человека. Какой бы цирковой номер мы ни взяли, в каждом эта мысль находит свое опосредованное, эксцентрическое выражение. Человек, рожденный ходить в жизни по земле, в цирке летает под самым куполом. Человек, в жизни ждущий полной остановки троллейбуса, чтобы сойти с него, вскакивает в цирке на круп мчащейся во весь опор лошади и т. п.
Искусство цирка, как и каждое искусство, является отражением действительности. Но в приемах и нормах именно этому искусству свойственных. Цирк, в силу своей специфики, не способен к бытовой достоверности. Он несет свою, цирковую логику. Строг в ней и последователен. Алогизм цирковых построений не отказ от действительности, а ее утверждение в специфически цирковой форме.
Как же формируется цирковой эксцентризм? Основным приемом его действенного оформления следует признавать непривычное разрешение обычной ситуации или обычных взаимоотношений.
Эксцентричность взаимоотношений в цирке, как специфически цирковое партнерство, анализировалась выше. Здесь можно добавить, что обычное, "человеческое" партнерство в цирке выражается чаще всего также необычно: через акробатическую поддержку, совместные гимнастические упражнения или через предмет (парное или групповое жонглирование, например).
Эксцентрическим разрешением ситуации является, по сути дела, композиционное построение любого циркового номера, пусть даже не сюжетное. Этому способствует сам факт подмены бытовой логики логикой трюковой комбинации. Трюк, как специфическое цирковое действие, обладает самостоятельной, надбытовой, эксцентрической последовательностью, обоснованностью и закономерностью. Складываясь в трюковые комбинации, он образует как бы монтажные фразы, из столкновения которых и монтируется номер. Более зримым и бытово оправданным предстает эксцентризм в сюжетном номере. При этом костюмами, деталями оформления, поведением артистов создается определенная узнаваемая сюжетная обоснованность, которая тут же эксцентрически разрушается, вернее трансформируется, трюковой работой.
Анализируя методы построения карикатур, как характерное современности, часто выделяют "несоответствие между странностью общей ситуации и "обычностью" поведения внутри нее". Этот прием однозначен второму пути, по которому происходит действенное оформление циркового эксцентризма. Сюда можно отнести большинство номеров с дрессированными животными, особенно с крупными хищниками. Зримая, действительная опасность, практическая неуправляемость хищных инстинктов животных и естественность поведения дрессировщика определяют эксцентричность подобных аттракционов. Так, например, Маргарита Назарова обращается со своими тиграми, как с котятами. Еще одним примером действенного воплощения названного приема был номер Б. А. и Т. Н. Эдер "Медведи-канатоходцы", в котором животные, поднятые на десять метров над манежем, естественно вели себя на непривычной высоте и даже выполняли сложную и интересную трюковую работу. То есть эксцентризм в данном случае был двойным - эксцентрическая (трюковая) работа совершалась в эксцентрических обстоятельствах.
Разрушение привычных связей и представлений и создание специфических обоснований и закономерностей - закон построения циркового действия, циркового номера. Норма проявления эксцентризма в цирке. Цирковой эксцентризм основан на разрушении стереотипа. Цирковой эксцентризм утверждает действительность через алогизм привычному. Цирковой эксцентризм не самоцель, а метод обработки циркового действия.
Что, казалось, может быть общего между работой изящной гимнастки, парящей где-то там, под куполом цирка, и неповоротливым бегемотом на манеже, тяжко оседающем при каждом его шаге? Что общего между встающими дыбом волосами рыжего и ризенвеллем турниста? Между прыжками акробата, танцем на проволоке и распиливанием женщины? И все-таки это общее есть. В нем специфика цирка, его неповторимость и его сила, это - трюк (от англ. "trick" - хитрость, обман), это действительно хитрость посвященных.
Преимущественно физический характер преодолеваемых в цирке препятствий обуславливает преимущественно физический характер трюка. Но рассматриваемый исключительно в данном качестве трюк становится равнозначным спортивному упражнению. Что явно не соответствует действительности.
Действительно, и в цирке, и в спорте материал творчества - само человеческое тело. Но действительно и то, что подход к этому "материалу" существенно разнится у спортсмена и артиста цирка. Ведь если спорт целью своей ставит выработку мастерства, воспитание человеческого тела, то цирк - прежде всего - показ этого мастерства, демонстрацию этих навыков.
В спорте долгие изнурительные тренировки направлены на единовременную победу в состязании. Спорт - это предел напряжения, избранность, рекорд. Для цирка главное в стабильности исполняемых трюков. В той обманчивой легкости, свидетельстве подлинного мастерства, которая словно приглашает каждого зрителя повторить любой трюк.
Физический характер трюка в цирке преимуществен, но не обязателен. Трюк в иллюзии, клоунаде и дрессуре (в той ее части, которая касается взаимоотношений дрессировщика и животного) принимает скорее вид эксцентрического действия. В этом плане равны между собой, скажем, спящая в воздухе девушка, волосы клоуна, встающие дыбом, и танцующий с дрессировщиком медведь. Специфически цирковым здесь является алогизм разрешения заданной ситуации. Тут цирковой трюк родствен кинематографическим "гэгам", которые сам, кстати, и породил. Гистрионы и скоморохи, пантомима, цирковая клоунада, мюзик-холл, немое кино - вот родословная любого гэга, от падения на апельсиновой корке до идейно-образных построений Ч. Чаплина, Г. В. Александрова, Ж. Тати. Неожиданное проявляется в трюке, как антитеза постоянного. Особенное, как утверждение обычного.
За реальностью цирка всегда стоит поэтическая метафора. Ее воссоздает не только сам обособленный трюк, но и то сквозное действие, которое трюки, складываясь в комбинации, выстраивают.
Литературная метафора в цирке материализуется и обвеществляется. Так у клоунов действительно сверкают пятки, горит нос, волосы встают дыбом. Или более частый пример, когда К. А. Берман, "назначенный" директором, в считанные секунды, буквально надуваясь спесью, обзаводился огромным животом, а снятый с этой должности, столь же молниеносно живота лишался, из него, опять же буквально, выходил воздух.
Метафоричность трюка наиболее прямо выражена в работе клоунов. Но и в номерах всех остальных цирковых жанров трюк несет определенную смысловую и эмоциональную окраску. Даже при отсутствии сюжетной выстройки. Ведь не зря бытует мнение, что танец лошадей всегда лиричен, а медведей - комичен. А когда видишь прыжки на батуде, на ум само собой приходит и объяснение - запрыгали от радости. Кстати, именно из-за метафоричности цирковых трюков к ним обратился С. М. Эйзенштейн в своей пролеткультовской постановке "Мудреца". Писавшие об этом спектакле, отвлеченные ошеломляющей новизной приема или же неприятием предложенного опуса, обошли вниманием тот факт, что цирковой трюк использовался в нем не столько для разрушения театральной формы, сколько для метафорического обогащения содержания, заострения его идейно-образной выразительности (съезд по косой проволоке - "скатывание в болото оппортунизма", "угодничество" - клишник, гибкость тела, проход по проволоке - "хождение по волоску" и т. п.). Эту же чуткость к метафоре Эйзенштейн принес и в кинематограф.
Да и вся цирковая программа, по сути дела, является действенным, метафорическим воплощением мечты о гармоничном человеке, которую латинские гуманисты сформулировали кратко, четко, емко: "в здоровом теле - здоровый дух".
Подведем итоги. Если эксцентризм - метод обработки циркового действия, то трюк - способ его выражения. Цирковой трюк это специфическое цирковое действие. Действие надбытовое, завершенное, преимущественно физического характера. Действие алогичное и в разрешении привычных ситуаций и в организации взаимоотношений партнеров. Причем партнерами, наравне с людьми, могут выступать животные, аппараты, реквизит. Являясь выражением и элементом эксцентрической формы, трюк служит воплощению эксцентрического содержания. Следовательно, заключает в своей структуре зерно образного решения. Окончательное свое оформление трюк получает в восприятии зрительного зала, воздействуя на него эксцентричностью своего проявления.
Суммируя, можно сказать, что цирковой  трюк - такое законченное надбытовое действие, преимущественно физического характера, которое своим алогичным разрешением формирует эксцентрические связи комбинаций или целого номера, и, воздействуя на зрителя самим фактом своей реализации, служит построению специфического циркового образа.
Все рассматривавшиеся выше элементы своеобразной специфики цирка - особенности производственного пространства, структура представления, подлинный, действительный, обвеществленный реализм, эксцентризм, как метод обработки, и трюк, основной его выразитель, - служат формальной организации специфического циркового действия, то есть могут быть классифицированы как специфика формы. Но существуют они не сами по себе, разумеется, а как выражение специфики содержания.
А так как любое искусство, по словам В. Г. Белинского, это мышление в образах, то естественно заключить, что все выявленные при анализе специфические особенности организации циркового действия служат формированию художественного образа в цирке.

2.3 Модель создания детской цирковой студии «Оригетея»

Создавая цирковую студию, следует помнить, что одним из важных направлений развития современного циркового искусства должны стать сюжетно-тематические спектакли на основе специально созданных драматургических произведений. Такие постановки не всегда ориентированы на успех у массового зрителя, поэтому могут пользоваться ограниченным спросом. Однако наличие в цирке права на эксперимент является чрезвычайно важным для развития циркового искусства в целом. 
Дальнейшее развитие должен получить жанр дрессуры животных. При этом необходимо принимать во внимание современные тенденции развития взаимоотношений человека и животного, которые предполагают применение в цирке только методов гуманной дрессуры. Цирковые трюки в номерах с животными должны быть основаны на игре, зрелищном показе красоты животного.
Эффективным инструментом повышения художественного уровня цирковых представлений является сохранение и развитие цирковых конкурсов и фестивалей, особенно международных. Необходимо проведение планомерной работы по подготовке номеров для участия в престижных международных конкурсах и фестивалях с последующим их показом на цирковых площадках страны.
Повышение художественного уровня цирковых представлений требует иного качества организации творческо-постановочной работы и, в частности, создания мощного комплексного Центра по подготовке циркового продукта, а также расширения сети постановочных цирков. Более активно нужно привлекать режиссеров и других специалистов из смежных видов искусств и, при необходимости, из-за рубежа, использовать возможности создания копродукции. Повышению качества цирковых представлений будет способствовать разработка и принятие стандартов цирковых программ и номеров. Составной частью стандартов станут соответствующие международным нормам требования к условиям содержания, перевозки и кормления животных, уходу за ними, методам работы. 
Методологической базой детской цирковой студии «Оригетея» является парадигма развивающего вариативного образования, основанная на следующих методологических ориентирах:
- непрерывное образование как принцип планирования и организации образовательного развития личности;
- признание прав ребенка на свободное самоопределение и самореализацию;
- утверждение единства и целостности образования, где обучение, воспитание и развитие есть его составляющие;
- ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
- личностно-смысловое развитие ребёнка;
- практико-деятельностная основа образовательного процесса;
- творческое сотрудничество участников образовательного процесса в совместной продуктивно-разделенной деятельности;
- осознанная системная организация управления учебно-воспитательным процессом на основе стратегии инновационного обучения.
Стратегические результаты осуществления проекта
Магистральным направлением реализации воспитательной системы является превращение детской цирковой студии в целостную открытую социально-педагогическую систему, способную создать комплексное образовательное пространство для развития личности, ее духовно-нравственного становления, формирования культуры самоопределения в различных видах жизнедеятельности.
Предполагаемые результаты
На уровне учреждения:
- создание полноценной социокультурной среды учреждения;
- личностно-ориентированная, практическая, духовно-нравственная направленность образовательной деятельности;
- создание созидательного сообщества детей и взрослых.
На уровне обучающихся
Максимальное приближение к образу выпускника детской цирковой студии, определённому по результатам изучения мнения обучающихся, родителей и педагогов, который сочетает в себе:
- личность с ярко выраженной индивидуальностью, с активной жизненной позицией, способной преобразовывать самого себя и мир;
- личность с выраженным активным творческим началом, сознательно влияющим на свое собственное развитие и позитивно влияющим на других людей;
- личность с определенной устойчивостью в достижении цели, способностью выходить за пределы исходных целей, с умением расширять сферы своей деятельности, а также действовать за границами требований;
- личность, обладающую духовно-нравственным и физическим здоровьем, имеющую высокую адекватную самооценку, чувство собственного достоинства, стремление к свободе и красоте, способности сочувствовать людям;
- качества всесторонне развитого, технологически грамотного, заинтересованного в достижении вершин мастерства в той или иной отрасли науки, искусства, техники, культуры, спорта и т.п., способного организовать сотрудничество увлеченных общим делом людей, интеллигентного, продуктивно-деятельного человека.
На уровне педагогических кадров
Максимальное приближение к образу педагога детской цирковой студии, сочетающего в себе:
- личность высокопрофессиональную, компетентную, состоявшуюся в профессиональной деятельности и общении;
- личность творческую, заинтересованную в достижении вершин педагогического мастерства;
- человека яркого, состоявшегося в своем личностном и индивидуальном самоопределении;
- человека - носителя ценностных традиций и идеалов личности.
Основные способы достижения целей воспитательной системы
Этапы реализации воспитательной системы детской цирковой студии представлены в таблице 1
Таблица 1 - Этапы реализации воспитательной системы детской цирковой студии
Этапы Девиз этапа 1 этап «Оптимальное функционирование»
На уровне учреждения:
анализ инновационных возможностей и ограничений, оценка конкурентных преимуществ, изучение социального заказа;
укрепление традиций, рождение инноваций, стимулирующих процесс творческого личностного роста обучающихся и педагогов;
экономичность, разумность, целесообразность, результативность использования ресурсов;
программно-целевое обеспечение образовательной деятельности.
На уровне обучающихся:
преобладание творчества, субъектности воспитанников в ходе реализации образовательных программ;
сохранность контингента, стабильность детского коллектива, расширение выбора образовательных программ.
На уровне педагогических кадров:
разработка программы профессионально-личностного развития «Коллеги»;
возрастание роли самоуправления в коллективе, стимулирование профессионального роста педагогов.


2 этап «Эффективное движение»
На уровне учреждения:
внедрение инновационных идей, инициатив, творческое обновление основных направлений деятельности;
разрешение проблем кризисных явлений за счет привлечения внебюджетных средств по оказанию платных образовательных услуг;
достижение высокого авторитета учреждения в окружающем социуме, возрастание спроса на дополнительное образование.
На уровне обучающихся:
формирование универсальных (ключевых) компетенций;
высокая результативность образовательной деятельности с учетом достижений в конкурсах, фестивалях;
повышение социально-воспитательной ценности образования, профессиональной подготовки в глазах детей.
На уровне педагогических кадров:
личностный и профессиональный рост педагогов;
научно-методический подход к инновационной деятельности.
3 этап «Инновационное развитие»
На уровне учреждения:
создание развивающего образовательного пространства «Оригетея»;
осуществление взаимодействия с социумом в целях продуктивного творческого сотрудничества и интеграции.
На уровне обучающихся:
достижение положительной динамики проявления приоритетных личностных качеств обучающегося;
осознание необходимости становления самоорганизующейся, созидающей и преобразующейся личности, стремящейся к красоте и гармонии.
На уровне педагогических кадров:
осуществление педагогической деятельности в соответствии с критериями эффективности образовательной системы;
качество организации образовательной деятельности;
практические результаты образовательной деятельности, т.е. реальные достижения обучающихся в различных видах деятельности;
собственно воспитательные результаты;
совершенствование инновационных форм и методов творческого развития и саморазвития педагогов, проектирования и инициирования их поисковой деятельности [2].

Программные мероприятия по реализации воспитательной системы в детской цирковой студии
этап
На уровне учреждения:
Проведение маркетинговых, социологических, мониторинговых исследований в окружающем социуме, среди родителей, педагогов с целью перспективного планирования.
Участие учреждения:
- в авторских мероприятиях для воспитанников;
- в реализации федеральных и региональных программ воспитания.
Организация традиционных досуговых мероприятий для педагогов и родителей («День открытых дверей», «Для Вас, бабушки», «Новый год» и т.д.).
Организация авторских курсов для слушателей курсов циркового искусства для детей
Организация творческих командировок педагогов.
Реализация функционально-целевой модели управления детской цирковой студией и системы управления качеством дополнительного образования.
Использование финансовых средств от платных дополнительных образовательных услуг на укрепление материально-технической базы и ремонт учреждения (приобретение мебели, ремонтные работы, пошив костюмов).
Разработка проектов целевых программ.
На уровне обучающихся:
Участие детей в проведении мониторинговых исследований уровня потребности в познании, социальной ориентации, самоопределения обучающихся (с использованием индивидуальных карт личностного развития).
Расширение участия воспитанников в цирковых конкурсах, фестивалях, соревнованиях в городах России и зарубежья.
Повышение заинтересованности в обучении в детской цирковой студии за счет разработок авторских программ, а также инновационных организационно-массовых мероприятий различного уровня и направленности.
На уровне педагогических кадров:
Разработка программы профессионально-личностного развития по предметно-профессиональной, функционально-организационной, инновационно-творческой деятельности.
Заключение договора о совместной деятельности с ООО Росцирк, проведение психолого-педагогических факультативов для педагогов детской цирковой студии.
Участие педагогов студии в международных, всероссийских, республиканских, городских научно-практических конференциях и соревнованиях.
Разработка системы морального и материального стимулирования педагогических работников.
Участие в республиканском этапе Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям».
этап
На уровне учреждения:
Проведение:
- экспериментальной работы по теме «Формирование социально-ориентированной личности обучающегося в условиях детской цирковой студии»;
- межрегиональной научно-практической конференции «Развитие и саморазвитие личности субъектов образовательной деятельности»;
- Международного конкурса-фестиваля детского циркового искусства.
Расширение участия в международных, всероссийских, республиканских, городских педагогических форумах, научно-практических конференциях, семинарах.
Участие в:
- республиканском конкурсе на лучшую организацию работ по цирковому представлению;
- республиканском конкурсе авторских программ и учебно-методических пособий «50 лучших идей в образовании»;
- республиканском конкурсе «Лучший коллективный договор»;
- в реализации федеральной и региональной программ воспитания.
Издание сборника материалов из опыта инновационной деятельности детской цирковой студии.
Разработка и реализация творческих проектов («Четыре в одном», детские мюзиклы).
Открытие новых объединений («Цирковое ревю», «Скауты», «Автомототехника»).
Увеличение суммы поступлений внебюджетных средств по оказанию дополнительных платных образовательных услуг до 25% от бюджетных ассигнований.
Подготовка к присвоению звания «Образцовый детский коллектив» Министерства образования и науки РФ.
Увеличение количества участников массовых мероприятий до 28 тысяч человек в год.
Проведение авторского концерта детской цирковой студии на крупной цирковой арене страны.
На уровне обучающихся:
Сформированность основ универсальных (ключевых) компетенций как основа непрерывного образования личности через всю жизнь.
Участие детских коллективов в международных и во всероссийских конкурсах в городах: Москва, Санкт-Петербург, Иваново, Геленджик, Самара, Старый Оскол, Курган, Сочи, Оренбург, Йошкар-Ола, Чебоксары, Ижевск и т. д.
Рост достижений обучающихся в конкурсах, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
Рост числа воспитанников, соотносящих самоопределение на данном этапе с выбором своей будущей профессии.
На уровне педагогических кадров:
Личностный и профессиональный рост педагогов:
- повышение количества педагогических работников, имеющих квалификационные категории, с 50 до 80%;
- повышение уровня удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в детской цирковой студии;
- достижение званий лауреатов международных, всероссийских конкурсов;
- награждение ряда педагогических работников нагрудными знаками «Почетный работник общего образования России»;
Организация и проведение межрегиональной научно-практической конференции «Формирование конкурентоспособной личности средствами дополнительного образования».
Публикация статей педагогов в научно-методическом журнале «Теория и практика дополнительного образования» (г. Москва).
Обобщение педагогического опыта в сборнике материалов из опыта инновационной деятельности ЦВР «Системный подход к развитию и саморазвитию личности субъектов образовательной деятельности».
Проведение авторского семинара для руководителей УДО города «Реализация программы «Коллеги» в режиме творческого саморазвития учреждения».
этап
На уровне учреждения:
Участие:
- в международных конкурсах циркового искусства;
- во всероссийских конкурсах циркового искусства.
Обеспечение эффективности решения задач внедрения инновационных технологий образовательной деятельности (компьютерных, проектных, тренинговых, диалоговых, социального самоуправления).
Проектирование инновационных образовательных программ в русле компетентностного, культурологического, гуманистического подходов.
Подготовка объединения «Оригетея» к присвоению звания «Образцовый детский коллектив».
На уровне обучающихся:
Достижение личностного роста обучающихся в соответствии с модельными характеристиками выпускника детской цирковой студии.
Участие обучающихся в зарубежных гастролях, творческих встречах, творческих сменах.
Достижение более высоких результатов в конкурсах, фестивалях республиканского, российского, международного уровней, в том числе в странах: Венгрия, Франция, Польша, Болгария, Литва, Казахстан, Швеция, Финляндия.
Формирование психологической культуры в соответствии с этапами самоопределения обучающихся.
На уровне педагогических кадров:
Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров в соответствии с критериями эффективности педагогической деятельности:
- качество организации образовательной деятельности;
- практические результаты воспитательной деятельности, то есть реальные достижения обучающихся в различных конкретных видах деятельности (трудовой, познавательной, социально-значимой, творческой и т. д.);
- собственно воспитательные результаты, т.е. положительная динамика проявления приоритетных личностных качеств личности обучающегося.
Разработка нового проекта профессионально-личностного развития педагогов с целью формирования позиции воспитателя-демократа, гуманиста, педа- гога-исследователя, профессионала, личности, совершенствующейся через самообразование.
Участие в республиканском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».
Обобщение педагогического опыта в сборнике материалов из опыта инновационной деятельности ЦВР «Воспитательная система как средство социализации и самоопределения».
При организации контроля эффективности процесса воспитания используются результаты мониторинговых исследований, которые проводятся с целью создания условий для развития «Я-концепции», личностного роста, творческого развития субъектов образовательной деятельности и оптимизации воспитательного процесса.
Мониторинг личностного развития включает в себя изучение:
- изменения личностных качеств обучающихся;
- детского коллектива как условия развития личности;
- профессиональной позиции, профессионально-личностного развития педагогов как важнейшего условия развития личности ребенка;
- удовлетворенности родителей жизнедеятельностью детской цирковой студии;
- организационных условий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса.
Перспективы развития детской цирковой студии состоят в создании развивающей образовательной среды. Дополнительное образование в детской цирковой студии должно опережать запросы общества, конструировать воспитательную систему так, чтобы личность получила запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых для адаптации в современных рыночных условиях и активно действовать в меняющихся условиях, направляя их на общую пользу, а также на достижение индивидуальной, профессиональной и личностной состоятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе теоретического анализа поставленной проблемы нами были сформулированы цель и задачи исследования. Для их достижения мы выявили особенности организации и функционирования детской цирковой студии; обосновали и проверили опытным путем особенности организации и функционирования детской цирковой студии, разработали методическое обеспечение данного процесса.
Нами были изучены особенности организации и функционирования детской цирковой студии, что отражено в модели, которая построена на основе интеграции целей, задач и функции каждого структурного компонента цирковой студии и с учетом социального заказа общества, официальных документов, степени разработанности проблемы, совокупности факторов, влияющих на личностное развитие детей, особенностей деятельности детей в детской цирковой студии.
В основу организации и проведения опытной работы были положены принципы целостности, объективности и эффективности, которые в своей совокупности позволили получить объективные данные об особенностях процесса организации и функционирования детской цирковой студии.
Мы считаем, что внедрение разработанной модели детской цирковой студии, включающей комплексную программу, направленную на успешное функционирование цирковой студии, даст толчок к развитию социально-личностных качеств детей, занимающихся в цирковой студии.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Альперов, Д. С. На арене старого цирка. - М., 1956. – 104 с.
Анисимов, М.; Кузинин, С. Дрессировка лошадей в цирке. - М., 1979. – 117 с.
Баринов В. Основы циркового творчества. - М.: МГУКИ, 2004. - 180 с.
Баринов В. Особенности восприятия в цирке. - М.: Техноэдикс, 2006. — 250 с.
Баринов В. Трюк в цирке. - М: Редегир, 2006. - 265 с.
Баринов В. Художественно-образная структура циркового искусства. — М: Момент, 2005. - 192 с.
Басин Е.Я., Крутоус В.П. Философская эстетика и психология искусства. — М: Гардарики, 2007. - 287 с.
Бахтин М.М.Собрание сочинений. - М: Издательство русские словари, 2003. – 452 с.
Брабич В., Г. Плетнев Зрелища Древнего Мира. - Л., 1971. – 158 с.
Вадимов А., Тривас М. От магов древности до иллюзионистов наших дней. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1979. - 271 с.
Выготский Л.С. Психология искусства. - Мн.: Современное Слово, 1998. - 480 с.
Гройсман A.Л. Основы психологии художественного творчества: Учебное пособие. - М: Когито-центр, 2003. - 187 с.
Гуревич З.Б.О жанрах советского цирка. - М., 1977. – 139 с.
Дмитриев Ю.А. Искусство цирка. - М., 1964. – 119 с.
Дмитриев A.B., Сычев A.A. Смех. Социофилософский анализ. - М: Альфа-М, 2005. - 592 с.
Дмитриев Ю.А. Прекрасное искусство цирка. - М.: Искусство, 1996.-528с.
Дмитриев Ю.А. Цирк в России (от истоков до 2000 г.). - М.: РОССПЭН, 2004. – 655 с.
Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. Учебное пособие для вузов. — М: Академический проект, Культура, 2005. – 304 с.
Жандо Д. История мирового цирка. Пер. с фр. - М.: Искусство, 1984. - 192 с.
Искусство клоунады / Под общей редакцией М. Когана. - М.: Искусство, 1963.-325 с.
Карандаш. Над чем смеется клоун. - М.: Искусство, 1987. - 173 с.
Карасев Л.В. Философия смеха. - М: РГГУ, 1996. - 223 с.
Кио Э.Фокусы и фокусники. - М., 1958 – 98 с
Клудский К., Цибула В. Жизнь на манеже. Пер. с чешского. - М.: Искусство, 1981. - 232 с.
Колязин В. От мистерии к карнавалу. - М.: Наука, 2002. - 208 с.
Конев Ф. Полвека под куполом цирка. - М.: Искусство, 1961.-141 с.
Кораблинов В. Браво, Дуров! Воронеж, 1980. – 114 с.
Кривцун О. Психология искусства. - М: Издательство Литературного института им. А.М.Горького, 2000. - 224 с.
Кузнецов Е.М. Цирк. - М: Искусство, 1971. - 415 с.
Кундера Милан. Книга смеха и забвения. - СПб: Азбука-классика, 2003. - 336 с.
Луначарский A.B. О массовых празднествах, эстраде и цирке / Сост. Сим Дрейден. - М.: Искусство, 1981. - 424 с.
Любимый клоун. Юбилейный альманах. Составитель и автор комментариев Леонид Куксо. - М.: Знание, 1997. - 192 с.
Макаров С.М. Клоунада мирового цирка. История и репертуар. - М., РОССПЭН, 2001.-368 с.
Макаров С.М. Театр, эстрада, цирк. - М.: УРСС, 2006. - 272 с.
Макаров С.М. Шаманы, масоны, цирк. Сакральные истоки циркового искусства. - М.: УРСС, 2006. - 280 с.
Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма / Составитель и редакция A.B. Февральский. - М.: Искусство, 1968. - 792 с.
Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. В 2-х т. / Пер. с итальянского, М.: ННБФ «Онтопсихология», 2004. – 325 с.
Местечкин М. С. В театре и в цирке. - М: Искусство, 1976. - 303 с.
Моуди Р. Последний смех / Пер. с англ. - М.: «София», 2005. - 352с.
Никулин Ю.В. Почти серьезно. - М: ТЕРРА, 1994. - 576 с.
Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества. – М.: Академический Проект, 2006. - 489 с.
Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. - М.: Искусство. 1980. - 135 с.
Рюмина М.Т. Эстетика смеха. - М: УРСС, 2003. - 314 с.
Славский Р. Алеша Сергеев, по прозвищу Мусля - клоун милостью божьей. - М: ГРААЛЬ, 2000. - 399 с.
Славский Р. Леонид Енгибаров. - М.: Искусство, 1989. - 303 с.
Теория художественной культуры: Вып. 11 / Отв. ред. Н.А. Хренов. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 376 с.
Фальковский А.П. Художник в цирке. - М., 1978. – 182 с.
Феномен артистизма в современном искусстве / Отв. ред. О.А. Кривцун. - М.: «Индрик», 2008. - 520 с.
Филатов В.А. Медвежий цирк. – М., 1981. – 345 с.
Хренов H.A. Зрелища в эпоху восстания масс. - М.: Наука, 2006. - 646с.
Цирковое искусство России: Энциклопедия / Редкол.: М.Е. Швыдкой, Г.В. Белякова, Н.Д. Гаджинская и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — 480 с.












77



Трюк

Трюк

Пауза

Трюковая комбинация

Игра пауз

Трюк

Трюк

Пауза

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Альперов, Д. С. На арене старого цирка. - М., 1956. – 104 с.
2. Анисимов, М.; Кузинин, С. Дрессировка лошадей в цирке. - М., 1979. – 117 с.
3. Баринов В. Основы циркового творчества. - М.: МГУКИ, 2004. - 180 с.
4. Баринов В. Особенности восприятия в цирке. - М.: Техноэдикс, 2006. — 250 с.
5. Баринов В. Трюк в цирке. - М: Редегир, 2006. - 265 с.
6. Баринов В. Художественно-образная структура циркового искусства. — М: Момент, 2005. - 192 с.
7. Басин Е.Я., Крутоус В.П. Философская эстетика и психология искусства. — М: Гардарики, 2007. - 287 с.
8. Бахтин М.М.Собрание сочинений. - М: Издательство русские словари, 2003. – 452 с.
9. Брабич В., Г. Плетнев Зрелища Древнего Мира. - Л., 1971. – 158 с.
10. Вадимов А., Тривас М. От магов древности до иллюзионистов наших дней. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1979. - 271 с.
11. Выготский Л.С. Психология искусства. - Мн.: Современное Слово, 1998. - 480 с.
12. Гройсман A.Л. Основы психологии художественного творчества: Учебное пособие. - М: Когито-центр, 2003. - 187 с.
13. Гуревич З.Б.О жанрах советского цирка. - М., 1977. – 139 с.
14. Дмитриев Ю.А. Искусство цирка. - М., 1964. – 119 с.
15. Дмитриев A.B., Сычев A.A. Смех. Социофилософский анализ. - М: Альфа-М, 2005. - 592 с.
16. Дмитриев Ю.А. Прекрасное искусство цирка. - М.: Искусство, 1996.-528с.
17. Дмитриев Ю.А. Цирк в России (от истоков до 2000 г.). - М.: РОССПЭН, 2004. – 655 с.
18. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. Учебное пособие для вузов. — М: Академический проект, Культура, 2005. – 304 с.
19. Жандо Д. История мирового цирка. Пер. с фр. - М.: Искусство, 1984. - 192 с.
20. Искусство клоунады / Под общей редакцией М. Когана. - М.: Искусство, 1963.-325 с.
21. Карандаш. Над чем смеется клоун. - М.: Искусство, 1987. - 173 с.
22. Карасев Л.В. Философия смеха. - М: РГГУ, 1996. - 223 с.
23. Кио Э.Фокусы и фокусники. - М., 1958 – 98 с
24. Клудский К., Цибула В. Жизнь на манеже. Пер. с чешского. - М.: Искусство, 1981. - 232 с.
25. Колязин В. От мистерии к карнавалу. - М.: Наука, 2002. - 208 с.
26. Конев Ф. Полвека под куполом цирка. - М.: Искусство, 1961.-141 с.
27. Кораблинов В. Браво, Дуров! Воронеж, 1980. – 114 с.
28. Кривцун О. Психология искусства. - М: Издательство Литературного института им. А.М.Горького, 2000. - 224 с.
29. Кузнецов Е.М. Цирк. - М: Искусство, 1971. - 415 с.
30. Кундера Милан. Книга смеха и забвения. - СПб: Азбука-классика, 2003. - 336 с.
31. Луначарский A.B. О массовых празднествах, эстраде и цирке / Сост. Сим Дрейден. - М.: Искусство, 1981. - 424 с.
32. Любимый клоун. Юбилейный альманах. Составитель и автор комментариев Леонид Куксо. - М.: Знание, 1997. - 192 с.
33. Макаров С.М. Клоунада мирового цирка. История и репертуар. - М., РОССПЭН, 2001.-368 с.
34. Макаров С.М. Театр, эстрада, цирк. - М.: УРСС, 2006. - 272 с.
35. Макаров С.М. Шаманы, масоны, цирк. Сакральные истоки циркового искусства. - М.: УРСС, 2006. - 280 с.
36. Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма / Составитель и редакция A.B. Февральский. - М.: Искусство, 1968. - 792 с.
37. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. В 2-х т. / Пер. с итальянского, М.: ННБФ «Онтопсихология», 2004. – 325 с.
38. Местечкин М. С. В театре и в цирке. - М: Искусство, 1976. - 303 с.
39. Моуди Р. Последний смех / Пер. с англ. - М.: «София», 2005. - 352с.
40. Никулин Ю.В. Почти серьезно. - М: ТЕРРА, 1994. - 576 с.
41. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества. – М.: Академический Проект, 2006. - 489 с.
42. Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. - М.: Искусство. 1980. - 135 с.
43. Рюмина М.Т. Эстетика смеха. - М: УРСС, 2003. - 314 с.
44. Славский Р. Алеша Сергеев, по прозвищу Мусля - клоун милостью божьей. - М: ГРААЛЬ, 2000. - 399 с.
45. Славский Р. Леонид Енгибаров. - М.: Искусство, 1989. - 303 с.
46. Теория художественной культуры: Вып. 11 / Отв. ред. Н.А. Хренов. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 376 с.
47. Фальковский А.П. Художник в цирке. - М., 1978. – 182 с.
48. Феномен артистизма в современном искусстве / Отв. ред. О.А. Кривцун. - М.: «Индрик», 2008. - 520 с.
49. Филатов В.А. Медвежий цирк. – М., 1981. – 345 с.
50. Хренов H.A. Зрелища в эпоху восстания масс. - М.: Наука, 2006. - 646с.
51. Цирковое искусство России: Энциклопедия / Редкол.: М.Е. Швыдкой, Г.В. Белякова, Н.Д. Гаджинская и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — 480 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеет организация и функционирование детской цирковой студии?

Организация и функционирование детской цирковой студии имеет несколько особенностей. Во-первых, такие студии обычно ориентированы на детей и подростков, что означает, что программа занятий должна быть интересной и доступной для молодых участников. Во-вторых, детская цирковая студия должна обеспечивать безопасность участников, так как выполнение акробатических трюков и других цирковых элементов может представлять определенные риски. В-третьих, детская цирковая студия обычно имеет свою особую атмосферу, где дети могут раскрыть свой творческий потенциал и учиться в команде.

Какова история развития циркового искусства и циркового образования в России?

История развития циркового искусства и циркового образования в России богата и интересна. Цирк в России имеет древние корни, и первые циркующие артисты появились в России в XIX веке. Открытие Петербургского Цирка в 1877 году отметило начало организованной деятельности циркового искусства в России. В 1919 году была создана первая детская цирковая студия, что стало отправной точкой для развития циркового образования. В советское время цирковое искусство в России получило огромное развитие, и детские цирковые студии стали популярными местами для детского творчества и развития.

Какие современные тенденции можно наблюдать в развитии и функционировании детских цирковых студий в России?

В современных детских цирковых студиях в России можно наблюдать несколько современных тенденций. Во-первых, студии стараются сочетать традиционные цирковые дисциплины с новыми танцевальными, акробатическими и хореографическими элементами, чтобы привлечь максимальное количество детей и подростков. Во-вторых, организаторы студий активно использовать современные технологии и обучающие программы для развития творческого потенциала детей. В-третьих, студии стараются развивать командный дух и коммуникационные навыки у участников, чтобы процесс обучения был не только интересным, но и полезным для личностного роста детей.

Что такое детская цирковая студия?

Детская цирковая студия - это организация, в которой дети могут заниматься цирковым искусством, развивать свои навыки и творческий потенциал.

Какова историческая предыстория развития детских цирковых студий в России?

История развития детских цирковых студий в России началась в XIX веке с открытия первых детских цирковых школ. В дальнейшем, в XX веке, эти студии стали более популярными и получили официальное признание.

Какие современные тенденции существуют в развитии детских цирковых студий?

В современных детских цирковых студиях активно используются новые технологии и методы обучения, что способствует более эффективному развитию детей. Также студии сотрудничают с профессиональными цирковыми коллективами и организуют выступления и конкурсы для детей.

Как цирковое творчество способствует развитию личности ребенка?

Цирковое творчество развивает физические, психологические и творческие способности ребенка. Оно учит детей быть уверенными в себе, развивает координацию движений, силу, гибкость, а также фантазию и креативное мышление.

Какие возможности предоставляют детским цирковым студиям?

Детские цирковые студии предоставляют возможность детям заниматься цирковым искусством, обучаться различным видам акробатики, жонглированию, экипировке и другим элементам циркового представления. Они также организуют выступления, конкурсы и фестивали, где дети могут продемонстрировать свои достижения.

Какое значение имеет цирковое творчество в развитии детей?

Цирковое творчество играет важную роль в развитии детей, так как оно способствует развитию физических способностей, координации движений, гибкости и выносливости. Оно также способствует развитию творческого мышления, усидчивости, самообладания и самовыражения. Участие в цирковых студиях помогает детям развивать самоуважение, уверенность в себе и коммуникативные навыки.

Как развивается цирковое искусство и цирковое образование в России?

Цирковое искусство и цирковое образование в России развиваются активно. Цирковые школы и студии открыты практически во всех крупных городах страны. В них проводятся разнообразные тренировки и мастер-классы по акробатике, жонглированию, трапеции и другим видам циркового искусства. Российские артисты и цирковые коллективы выступают на международных фестивалях и получают признание за свои высокие навыки и талант.

Какие особенности организации и функционирования детской цирковой студии?

Детские цирковые студии организуются для детей разных возрастных категорий. В них проводятся занятия по различным видам циркового искусства, где дети изучают акробатику, жонглирование, эквилибристику и другие навыки. Дети имеют возможность выступать на различных мероприятиях и фестивалях, что способствует их творческому развитию и самовыражению. Детская цирковая студия также помогает детям развивать командный дух, взаимодействие со сверстниками и самодисциплину.