Правовое регулирование обращения с отходами
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 19 + 19 источников
- Добавлена 20.01.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В СВЕТЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 5
1.1 История становления и развития института обращения с отходами в свете Российского законодательства 5
1.2 Институт обращения с отходами в свете российского законодательства: понятие, особенности, права и обязанности участников 6
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 12
2.1 Российское законодательство, регулирующее институт обращения с отходами 12
2.2 Проблемные аспекты и перспективы развития института правового регулирования обращения с отходами 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Чаще всего под вторичным сырьем мы понимаем лом черных и цветных металлов, ветошь и макулатуру. Правовое нормирование такой деятельности осуществляется следующими законодательными актами: Федеральный закона от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;Постановление Правительства от 25 июня 1992 г. № 431 «О порядке сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней»;Постановление Правительства РФ от 11.05.2001 N 369 (ред. от 12.12.2012) «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения»;Постановление Правительства РФ от 11.05.2001 N 370 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения»;Приказ Минфина от 16 июня 2003 г. № 51н «О специальном учете организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями»;«Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СП 2.1.7.1038-01» (введены в действие Постановлением Минзрава РФ от 30 мая 2001 года №16);«Санитарные правила содержания территорий населенных мест»(СанПиН 42-128-4690-88);«Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03» (введены в действие 15 июня 2003 года). Правила распространяются на объекты по размещению и обработке отходов производства и потребления, включая приемные пункты вторичного сырья, мусороперерабатывающие заводы и мусоросортировочные станции. Правила допускают временное складирование отходов в приемных пунктах сбора вторичного сырья, а также временное складирование отходов IV класса опасности вне территории предприятия.Прочие нормативные правовые документы, составляющие правовую основу деятельности по обращению с отходамиФедеральный закон №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предъявляет санитарные требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления;Федеральный закон №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»к вопросам местного значения поселения относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения муниципального района относит организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К вопросам местного значения городского округа относит организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;В статье 247 Уголовного Кодекса РФ предусмотрена ответственность за производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил;Постановление Правительства РФ № 554 от 24.07.2000 г. «Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации» регламентирует требования к санитарно-эпидемиологическому нормированию сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления;Регулирование отношений между потребителями и исполнителями в сфере услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, в части защиты прав потребителя, осуществляется в соответствии с »Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года №155;Постановление Правительства РФ от 03.09.2010 №681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среды»Нормативные правовые акты субъектов Российской федерации: Постановление Правительства Москвы от 14 октября 2003 г. №865-пп «О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы».Постановления правительства Липецкой области:от 27.12.2013 № 635 «Об утверждении порядка предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на приобретение оборудования и установок для сортировки, использования, переработки, обезвреживания, утилизации, уничтожения, ликвидации отходов в 2014 году»;от 18.10.2010 № 357 «О ведении кадастра отходов производства и потребления Липецкой области»;от 22 мая 2015 г. №262 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на приобретение оборудования и установок для утилизации отходов в 2015 году»;и др.2.2 Проблемные аспекты и перспективы развития института правового регулирования обращения с отходамиНесмотря на такое большое количество нормативных правовых актов, осуществляющее правовое регулирование с отходами, многие положения Федерального закона №89-ФЗдо сих пор остаются чисто декларативными.До сих пор не приняты подзаконные акты, которые конкретизировали бы следующие положения закона №89-ФЗ:порядок самостоятельной утилизации производителями, импортерами отходов от использования товаров;нормативы утилизации отходов от использования товаров;порядок декларирования производителями, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров, в том числе упаковки таких товаров;ставки сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (далее - экологический сбор);порядок предоставления из федерального бюджета субсидий субъектам Российской Федерации из средств, поступивших в счет уплаты экологического сбора, на финансирование работ по обращению с отходами;осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора;ведение учета и осуществление контроля за выполнением установленных нормативов утилизации отходов от использования товаров;порядок создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров;порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов;перечень видов отходов, захоронение которых запрещается;требования при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности;требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами;порядок транспортирования отходов I - IV классов опасности;правила обращения с твердыми коммунальными отходами;правила коммерческого учета объема или массы твердых коммунальных отходов;ценообразование в области обращения с твердыми коммунальными отходами;правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов;перечень организаций, являющихся поставщиками работ или услуг по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания отходов, строительству и оснащению таких объектов;порядок расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, недополученных доходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;порядок проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;основания, при которых цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, порядка проведения таких торгов, в том числе случаев, если условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также порядка этого согласования;стандарты раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами;порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.ЗАКЛЮЧЕНИЕДействующая система правового регулирования обращения с отходами претерпела в последние годы значительные изменения.Появившиеся в начале 70-х – конце 80-х нормативные правовые акты, регулирующие сферу обращения с отходами, впервые вывели проблему экологии из поля санитарного законодательства. Это стало началом формирования природоохранного законодательства.В своей работе мы отследили изменения, происходившие в законодательной базе с 1998 года, когда был принят закон №89-ФЗ, по настоящее время.Не смотря на то, что во многом нормативные документы до сих пор носят лишь декларационный характер, а принятые во исполнение норм закона №89-ФЗ подзаконные акты, вызывают массу споров среди экологов, стоит отметить высокую интеграцию принимаемых законодательных актов с уже действующим законодательством.Деятельность обращения с отходами, особенно с твердыми коммунальными отходам, до сих пор не является инвестиционно-привлекательной.С этой точки зрения стремление законодателей внести значимые изменения вызвано, прежде всего,желаниемпривлечь бизнес к решению вопросов отходоудаления, вторичного использования отходов, а также продолжить реализацию уже действующих и принятию новых программ, позволяющих снизить антропогенную нагрузку, оказываемую отходами.Высказываемая экспертами озабоченность по поводу большого числа не столько санкционированных свалок и полигонов, сколько мест несанкционированного размещения отходов, особенно на землях, занятых государственным лесным фондом, имеет под собой реальную основу. Путем выхода из такого положения может стать введение в субъектах Российской Федерации генеральных схем очистки территорий, разработанных на основе действующего законодательства.Правовое регулирование деятельности с отходами в России осуществляется посредством большого числа нормативных правовых актов. И проанализировав существующее положение, представляется, что перечень законодательных актов будет еще расширен и неоднократно актуализирован.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫURL: http://ria.ru/documents/20120605/662412822.htmlО состоянии окружающей среды и здоровья населения Владимирской области в 2013 году: ежегодный доклад. Вып.21/Администрация Владимирской области, Департамент природопользования и охраны окружающей среды. – Владимир: Транзит-ИКС, 2015. – 120с.Закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред.25.11.2013г.)Закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (действующая редакция)Прохоров И.О. Обращение с отходами: Новая терминология и новая концепция // Справочник эколога. 2015. №2А.Г. Дудникова. От внесенных изменений в ФЗ об отходах изменилось само определение отхода и принципы правового регулирования в сфере обращения с отходами [Электронный ресурс] // Экологический вестник России. URL:http://ecovestnik.ru/index.php/2013-07-07-02-13-50/kommentrij-jurista/2202-ot-vnesennykh-izmenenij-v-fz-ob-otkhodakh-izmenilos-samo-opredelenie-otkhoda-i-printsipy-pravovogo-regulirovaniya-v-sfere-obrashcheniya-s-otkhodamihttp://government.ru/news/15395/Наилучшие доступные технологии: опыт и перспективы / Е.Б.Королева, О.Н.Жигилей, А.М.Кряжев, О.И.Сергиенко, Т.В.Сокорнова. – СПб., 2011. – 123с.: ил.Прохоров И.О. Обращение с отходами: Новая терминология и новая концепция // Справочник эколога. 2015. №2Туктаров Ю.Е., Дубинчина С.В. Экологические проекты: влияние изменений в законодательство об обращении с отходами на развитие концессионных соглашений // Закон. 2015. N 3. С. 37 - 49.«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗФедеральный Закон №96-ФЗ от 4.05.1999 года «Об охране атмосферного воздуха», статья 18Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015г. №903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».Приказ Минприроды России от 29.06.2012 N 191 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора»О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году: Государственный доклад [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минприроды России. URL: http://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/a76/gosdoklad2011.pdf (дата обращения: 05.12.2015)Приступить к ликвидации [Электронный ресурс] // Российская газета. Федеральный выпуск N 5764(91). URL: http://www.rg.ru/2012/04/25/likvidaciya.html (дата обращения: 05.12.2015).«Налоговый кодекс Российской Федерации» от 05.08.2000 N 117-ФЗДепартамент природопользования г.Москвы [Электронный ресурс] URL: http://eco.mos.ru/legislation/lawacts/877950/Управление экологии и природных ресурсов администрации Липецкой области [Электронный ресурс] URL: http://ekolip.ru/npa/10/3/index.php
2. О состоянии окружающей среды и здоровья населения Владимирской области в 2013 году: ежегодный доклад. Вып.21/Администрация Владимирской области, Департамент природопользования и охраны окружающей среды. – Владимир: Транзит-ИКС, 2015. – 120с.
3. Закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред.25.11.2013г.)
4. Закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (действующая редакция)
5. Прохоров И.О. Обращение с отходами: Новая терминология и новая концепция // Справочник эколога. 2015. №2
6. А.Г. Дудникова. От внесенных изменений в ФЗ об отходах изменилось само определение отхода и принципы правового регулирования в сфере обращения с отходами [Электронный ресурс] // Экологический вестник России. URL: http://ecovestnik.ru/index.php/2013-07-07-02-13-50/kommentrij-jurista/2202-ot-vnesennykh-izmenenij-v-fz-ob-otkhodakh-izmenilos-samo-opredelenie-otkhoda-i-printsipy-pravovogo-regulirovaniya-v-sfere-obrashcheniya-s-otkhodami
7. http://government.ru/news/15395/
8. Наилучшие доступные технологии: опыт и перспективы / Е.Б.Королева, О.Н.Жигилей, А.М.Кряжев, О.И.Сергиенко, Т.В.Сокорнова. – СПб., 2011. – 123с.: ил.
9. Прохоров И.О. Обращение с отходами: Новая терминология и новая концепция // Справочник эколога. 2015. №2
10. Туктаров Ю.Е., Дубинчина С.В. Экологические проекты: влияние изменений в законодательство об обращении с отходами на развитие концессионных соглашений // Закон. 2015. N 3. С. 37 - 49.
11. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ
12. Федеральный Закон №96-ФЗ от 4.05.1999 года «Об охране атмосферного воздуха», статья 18
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015г. №903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».
14. Приказ Минприроды России от 29.06.2012 N 191 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора»
15. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году: Государственный доклад [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минприроды России. URL: http://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/a76/gosdoklad2011.pdf (дата обращения: 05.12.2015)
16. Приступить к ликвидации [Электронный ресурс] // Российская газета. Федеральный выпуск N 5764(91). URL: http://www.rg.ru/2012/04/25/likvidaciya.html (дата обращения: 05.12.2015).
17. «Налоговый кодекс Российской Федерации» от 05.08.2000 N 117-ФЗ
18. Департамент природопользования г.Москвы [Электронный ресурс] URL: http://eco.mos.ru/legislation/lawacts/877950/
19. Управление экологии и природных ресурсов администрации Липецкой области [Электронный ресурс] URL: http://ekolip.ru/npa/10/3/index.php
Вопрос-ответ:
Какое правовое регулирование есть в отношении обращения с отходами в России?
В России правовое регулирование обращения с отходами осуществляется на разных уровнях - федеральном, региональном и муниципальном. Главными нормативными актами являются Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и "Правила обращения с отходами".
Каким образом формируются правовые основы в области обращения с отходами в России?
Правовые основы в области обращения с отходами формируются на основе международных договоров, федеральных законов, подзаконных нормативных актов и правовых актов субъектов Российской Федерации. Основные принципы, которыми руководствуется законодательство, включают принципы эколого-экономической целесообразности, приоритета предотвращения образования отходов, ответственности за причинение ущерба окружающей среде и т.д.
Кто является участниками в обращении с отходами в России?
Участниками в обращении с отходами в России являются юридические и физические лица, которые осуществляют генерацию, сбор, транспортировку, хранение, обезвреживание и утилизацию отходов. Также существуют организации, которые имеют специальное разрешение на осуществление деятельности в области обращения с отходами.
Какие основные принципы регулирования обращения с отходами в России?
Основные принципы регулирования обращения с отходами в России включают предотвращение образования отходов, минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, ответственность за причинение ущерба окружающей среде, ответственность для незаконного обращения с отходами и другие. Также принципом является приоритет экологически безопасной утилизации и обезвреживания отходов.
Какие документы нужны для осуществления деятельности в области обращения с отходами в России?
Для осуществления деятельности в области обращения с отходами в России нужны различные документы, включая лицензию на обращение с опасными отходами, разрешение на хранение отходов, разрешение на транспортировку отходов и т.д. Точный перечень необходимых документов зависит от вида деятельности и требований законодательства.
Что такое обращение с отходами и как он регулируется в России?
Обращение с отходами - это процесс сбора, хранения, перевозки, обработки и утилизации отходов. В России это регулируется законодательством, в том числе Федеральным законом "Об обращении с отходами производства и потребления".
Какие основные обязанности участников процесса обращения с отходами?
Участники процесса обращения с отходами, такие как организации и граждане, обязаны правильно сортировать и классифицировать отходы, обеспечивать их безопасное хранение, следить за соблюдением правил транспортировки и утилизации отходов. Также они должны регулярно предоставлять отчеты о своей деятельности в этой области.
Какова история развития и становления института обращения с отходами в России?
История развития института обращения с отходами в России начинается с принятия первых нормативных документов в конце XX века. Со временем законодательство в этой области продолжило развиваться и усиливаться, чтобы более точно регулировать процесс обращения с отходами и обеспечивать безопасность окружающей среды.
Каково общее представление о правовом регулировании института обращения с отходами в России?
Правовое регулирование института обращения с отходами в России является важной и сложной областью. Оно включает в себя множество нормативных актов, законов и постановлений, которые определяют правила и обязанности участников процесса. Законодательство направлено на реализацию принципов экологической безопасности и устойчивого развития, а также на обеспечение соблюдения экологических требований при обращении с отходами в России.