Учебная деятельность.

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Педагогика
  • 11 11 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 11.01.2016
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Общая характеристика и сущность концепции учебной деятельности
2.Структура учебной деятельности и учебные действия
3.Психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности и ведущий вид деятельности
Заключение
Литература
Фрагмент для ознакомления

Также еще одной психолого - педагогической особенностью формирования учебной деятельности является и постепенное усложнение и совершенствование каждого элемента учебной деятельности; усиление мотивации к решению учебных задач и учебных действий вообще. А также превращение ученика в субъекта учебной деятельности. Кроме того формирование учебной деятельности – предполагает наличие в процессе непосредственно фигуры взрослого – родителя, учителя. Именно взрослый управляет процессом становления и формирования учебной деятельности ребенка. Необходимо подчеркнуть также, что процесс формирования учебной деятельности имеет свои этапы, при завершении одного и переходе к следующему видоизменяются её основные характеристики: формы, содержание и характер психологических новообразований у учащегося.
Особо следует остановиться еще на одном важнейшем понятии, - на ведущем виде деятельности. Поскольку у человека происходит на каждом возрастном этапе развитие психики, характеризующееся своими особенностями, не каждый вид деятельности способствует определенному развитию психики. Какие-то виды деятельности способны играть на определенном этапе преобладающую роль в развитии психики. Тогда как другие не настолько значимы. Видом деятельности, определяющим становление сознания человека является труд – и это фундаментальный постулат. Поэтому ведущей деятельностью человека становится та деятельность, которая реализуется на определенном этапе развития. И это та деятельность, которой человек отдает больше всего времени.
У ведущей деятельности есть три основных особенности: появление зачатков новых видов деятельности внутри ведущей; развитие отдельных психических процессов; зависимость формирования личности от ведущего вида деятельности. Каждый из них имеет особую значимость.

Заключение
Психическое развитие человека на всех возрастных ступенях осуществляется в процессе различных видов деятельности. Именно в деятельности он овладевает общественно историческим опытом, накопленным человечеством - усваивает знания, умения и навыки и приобретает свойственные человеку психические свойства и способности.
Учебная деятельность – неоднозначное и сложное понятие, включающее в себя подструктуры и взаимосвязанные элементы. Она имеет определенное предметное содержание, в котором - предмет учебной деятельности, средства, способы, продукт и результат. В концепции учебной деятельности заложены предпосылки для понимания ученика как субъекта познания. Успешной учебная деятельность становится тогда, когда обучающийся на определенном этапе заменяет свою роль на учительскую, что предполагает развитие самоконтроля. Сам образовательный процесс трактуется как развитие познавательных способностей, основных психических новообразований. Структура учебной деятельности определяется характером взаимодействия ее элементов.
Процесс формирования и становления учебной деятельности сложен и обусловлен несколькими этапами - при завершении одного и переходе к следующему видоизменяются её основные характеристики: формы, содержание и характер психологических новообразований у учащегося.
В настоящее время концепция учебной деятельности продолжает находиться в фокусе внимания ученых психологов и педагогов, дорабатывается и обрастает новыми особенностями в свете развития науки и техники современного общества – непосредственно технического прогресса, который инновациями вносит свои коррективы как в учебную деятельность, так и в образовательный процесс.


Литература

Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. - Уфа, 1985.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.- Высшая школа, 2007.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1986.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М., 2001.
Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2009.
Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2007.
Психологические особенности формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски, И. Ломпшера и др.: Пер. с нем. - М., 2011.
Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. - М., 2005.
Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009.
Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко- . Ростов-н/Д., 2007.
Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. - Томск, 1997.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.
Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А. К. Марковой. - М.,2007.
Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2011.








2

1. Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. - Уфа, 1985.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.- Высшая школа, 2007.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1986.
4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М., 2001.
5. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2009.
6. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2007.
7. Психологические особенности формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски, И. Ломпшера и др.: Пер. с нем. - М., 2011.
8. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. - М., 2005.
9. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009.
10. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко- . Ростов-н/Д., 2007.
11. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. - Томск, 1997.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.
13. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А. К. Марковой. - М.,2007.
14. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2011.

Вопрос-ответ:

Какова общая характеристика и сущность концепции учебной деятельности?

Учебная деятельность - это комплексная деятельность учащегося, направленная на получение знаний, умений и навыков. Концепция учебной деятельности представляет собой систему основных принципов, подходов и методов, которые направлены на эффективную организацию и развитие учебного процесса.

Какова структура учебной деятельности и какие учебные действия включает?

Структура учебной деятельности состоит из основных этапов: восприятия, осмысления и применения знаний. Учебные действия включают в себя чтение, анализ текстов, решение задач, выполнение практических работы и т.д.

Какие психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности существуют?

Одной из особенностей является постепенное усложнение и совершенствование каждого элемента учебной деятельности. Также важной особенностью является усиление мотивации к решению учебных задач и действий.

Каков ведущий вид деятельности при формировании учебной деятельности?

Ведущим видом деятельности при формировании учебной деятельности является образовательная деятельность, которая направлена на передачу знаний, развитие умений и навыков, формирование познавательных интересов и мотивации учащихся.

Что можно сказать о литературе по данной теме?

По данной теме существует много научной литературы, которая исследует психолого-педагогические аспекты учебной деятельности. Некоторые известные источники в этой области включают работы А.В. Булатова, В.В. Давыдова, Л.С. Выготского и др.

Что такое учебная деятельность?

Учебная деятельность - это вид деятельности, направленный на получение знаний, умений и навыков, необходимых для успешной учебы.

Каковы основные элементы структуры учебной деятельности?

Основными элементами структуры учебной деятельности являются постановка учебных задач, планирование и организация учебных действий, самостоятельное выполнение задач, контроль и оценивание результатов.

Какие психолого-педагогические особенности сопутствуют формированию учебной деятельности?

Одной из психолого-педагогических особенностей формирования учебной деятельности является постепенное усложнение и совершенствование каждого элемента учебной деятельности. Также усиление мотивации к решению учебных задач и учебных действий играет ведущую роль в формировании учебной деятельности.

Какова сущность концепции учебной деятельности?

Сущность концепции учебной деятельности заключается в том, что учебная деятельность является активным и целенаправленным процессом освоения знаний, умений и навыков, а также развития познавательных и творческих способностей.

Какие учебные действия являются основными в учебной деятельности?

Основными учебными действиями являются поиск информации, анализ и синтез данных, распределение и планирование времени, самоконтроль и самооценка, применение полученных знаний на практике.