Повышение мотивации студентов к изучению иностранного языка
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 17.01.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Мотивация, как эффективный инструмент учебной деятельности 5
1.1Понятие о мотивации. 5
1.2 Учебная мотивация и ее виды 8
Глава 2. Мотивация студентов к изучению иностранного языка 13
2.1 Общие характеристики мотивация студентов к изучению иностранного языка 13
2.2 Мотивация, как субъективный фактор в контексте учебной деятельности 14
Глава 3. Факторы повышения мотивации к изучению иностранного языка 18
3.1. Общие подходы к повышению мотивации к изучению иностранного языка 18
3.2. Некоторые популярные методики повышения мотивации к изучению иностранного языка. 20
Заключение 23
Литература 25
Также определенным стимулирующим фактором могут стать занятия с «языковым» погружением. Например, просмотр фильмов на иностранном языке, музыка, участие в тематических мероприятиях, использование интернет – ресурсов и инструментов[14, с.18]. Если оценивать процесс повышения мотивации под другим углом зрения, то повышение мотивации может реализовываться через качественные составляющие учебного процесса. К ним можно отнести вовлечения студентов в самостоятельную работу, самооценку своей работы, оценку работы товарища. Важно, чтобы уровень поставленной задачи всегда оказывался немного выше возможностей учащихся, и чтобы в его деятельности присутствовал момент креативного решения поставленной задачи. Иными словами должна соблюдаться проблемность заданий и ситуаций. Также необходим своевременный контроль знаний. Также особую значимость приобретает страноведческий материал, он формирует и поддерживает интерес.
Особенно можно подчеркнуть задачу воспитания интереса к изучаемому языку. Для этой цели необходимо обогащать учебный материал дополнительными сведениями из культуры истории изучаемой страны, из сокровищницы литературы и искусства, фольклора, традиций, ритуалов, религии.
Также большое значение имеет безусловная поддержка учащихся, вера в их способности, поощрение и готовность поддержать учебные инициативы.
и, конечно доброжелательное отношение студентов.
Ученые психологи установили, что внутренняя мотивация к определенной деятельности сама вытекает в связи с определенной деятельностью и подпитывается ею и обладает наибольшей побудительной силой. Так, если интерес к обучению иностранному языку продиктован именно академической активностью – когда сам процесс чтения, говорения, восприятия иностранной речи приносит удовлетворение - в этом случае можно говорить о стойкой мотивации и интересе к предмету «иностранный язык». Ив этой ситуации обеспечены условия для достижения определенных успехов.
Этому способствует личностно – ориентированного подход, при котором главным объектом в процессе обучения становится личность студента. Уделяется внимание его индивидуальным способностям, талантам, психологическим особенностям. Именно на личностно ориентированном подходе основываются некоторые техники повышения мотивации к изучению иностранного языка.
3.2. Некоторые популярные методики повышения мотивации к изучению иностранного языка
Итак, среди факторов, способствующих повышению мотивации к изучению иностранного языка можно выделить те, которые направлены на установление позитивного эмоционального контакта с учащимися и на те, которые связаны с методами новейших технологий, вовлекающих использование современных технических средств, а также на те, которые предусматривают некоторые образовательные техники.
К последнему можно отнести метод проектов, или обучение в сотрудничестве. Он предполагает повышение коммуникативной компетентности учащегося. А также повышение лингвострановедческих знаний. Основателями данного метода стали американские педагоги – новаторы Пархерст, Девея, Килпатрика (метод проектов). Данный метод действительно способен повысить мотивацию студентов к изучению иностранного языка так как он предполагает проявление инициативы учащегося, его личностной активности. Партнеры – сотоварищи по заданию интеллектуально соревнуются и сотрудничают одновременно. Открыта свобода для деятельности преподавателя, её цели и задачи наиболее тесно связаны с целями и задачами коммуникативного подхода, где понятия «активность», «деятельность» являются основными. Единственное ограничение, которое предполагает данный метод – это то, что учащиеся должны быть на уровне творчества собственного обучения, то есть быть субъектами своей учебной деятельности.
Метод глобального подражания (создатель – французский ученый Франсис Дебизер) предполагает отказ от учебников и подражательное, разыгранное воплощение межличностных контактов, вокруг проблемной ситуации. Цели данной методики творческое самовыражение учащихся и новизна в учебном процессе. Метод способствует проявлению инициативы и самостоятельности, развитие коммуникативной компетентности и творческого мышления.
Последнему способствует еще один метод, названный специалистами как метод участия в олимпиадах. Любое состязание, особенно интеллектуальное и творческое, требующее самостоятельного принятия решений – сильный стимулятор для личностного роста. Для возможности преодолеть какие-то препятствия и открыть для себя новые горизонты, ее цель - помочь студентам выявить свои способности, выработать убеждение в том, что их успешное участие в олимпиаде – это своеобразный отчёт по овладению иностранным языком. Опыт проведения открытых олимпиад по иностранным языкам убедительно свидетельствуют о том, что подобные олимпиады стимулируют у студентов интерес к иностранным языкам[9, с. 134].
Большое значение для повышения мотивации к изучению иностранного языка приобретает и формирование коммуникативной компетенции. В свою очередь оно неразрывно связано и с социокультурными и страноведческими знаниями, которые сами по себе являются сильным стимуляторов учебной деятельности, ведь представляя образы далеких стран у учащихся формируются определенные цели, например, путешествовать, посетить интересные для них страны (изучаемого языка).
Лингвострановедческий аспект это прежде всего средство обучения иноязычной культуре; он служит для фиксации страноведческих сведений в единицах языка, способствует обогащению предметно – содержательного плана. Лингвострановедение включает в себя два аспекта: обучение языку и сведения о стране. Более частое использование в обучении лингострановедческой информации повышает активность учащихся. На основе социо- культурного компонента обучения иностранного языка учащиеся формируют знания о культуре, религии, духовном наследии и традициях страны, могут включаться в диалог культур. При этом содержание страноведческих текстов должно быть значимым для студентов и иметь актуальность, определённую новизну. Такого рода учебный материал вызывают у студентов потребность в дальнейшем саморазвитии и способствуют росту культурной компетентности.
Еще одним важным фактором на котором бы хотелось особо остановиться – это использование современных технологий для обучения. Логинова А.В. В своей статье «Способы повышения мотивации к изучению иностранного языка» отмечает, что на рост мотивации повлияет: использование инструментов телеконференций и социальных сетей, использование интерактивной доски и других технических приспособлений, использовать гаджеты, а также она обращает внимание на психологические аспекты, например использовать здоровую конкуренцию учащихся или «дать студентам право выбора и возможность контроля над тем, что происходит».
Вероятно, методов повышения мотивации существенно больше рассмотренных в данной работе и в настоящее время также разрабатываются методики на эту тему, тем не менее рассмотренные в рамках данного исследования методы, средства – несомненно являются эффективными и стимулирующими учебный процесс.
Заключение
Современный мир диктует свои реалии, в рамках которых изучение иностранного языка – почти необходимость, так как иностранный язык позволяет современному человеку быть конкурентоспособным и открывает для него новые широкие возможности, особенно в профессиональной деятельности.
В контексте вышесказанного популярность изучения иностранного языка растет, все большее количество абитуриентов претендует на данную дисциплину. Это создает определенную актуальность проблемы повышения мотивации к изучению иностранного языка в процессе учебной деятельности.
Мотивация – динамический процесс, она может усиливаться и ослабевать в зависимости от академических условий (например, от сложности усваемого, от физического и умственного перенапряжения и других факторов).
Для того, чтобы мотивация могла оставаться на высоком уровне требуется личностно- ориентированный подход, где в центр образовательного процесса ставится личность учащегося. Несомненно важен такой фактор, как субъектность - когда в процессе обучения его объект превращается с субъект деятельности (высокий уровень самостоятельности, самоконтроля, эффективность целеполагания и оценка результат).
Проблемой повышения мотивации занимались многие ученые (Безбородова, Васильева, Елухина, Гальскова и многие другие), но оптимальным представляется понимание мотивации, как «стороны субъективного мира студента». Ученые едины во мнении, что мотивация – это «запускной механизм» человеческой деятельности.
Среди факторов, способствующих повышению мотивации к изучению иностранного языка можно выделить те, которые направлены на установление позитивного эмоционального контакта с учащимися и на те, которые связаны с методами новейших технологий, вовлекающих использование современных технических средств (интернет, гаджеты). А также на те, которые предусматривают некоторые отходящие от классических образовательные техники, такие как метод проектов, например[11, с.806].
Таким образом, проблема повышения мотивации к изучению иностранного языка постоянно обогащается новыми идеями. Совершенно очевидно, что с изменениями социо-культурного контекста современного человека будут меняться и дальше подходы к изучению данной неоднозначной тематики.
Литература
Безбородова М.А. Мотивация в обучении английскому языку./Безбородова М.А.// Молодой ученый. – 2009.- № 8.- с.156- 160.
Васильева Е. Н. Использование нетрадиционных форм и приёмов в высшей школе для повышения мотивации к изучению иностранного языка [Текст] / Е. Н. Васильева // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 67-70.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М., Просвещение, 2009.
Готлиб Р. А. Социальная востребованность знания иностранного языка / Р.А.Готлиб / Социологические исследования. - № 2. - 2009. - С. 122–127.
Елухина Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции // ИЯШ. – 2002. - №3. - С.9-13.
Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. - 2008. - № 3. - С.106-107.
Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М.: Просвещение,1998.
Зайцева, М.В. Мотивация и некоторые пути ее повышения [Текст] / М.В. Зайцева // –М.: ИД "Первое сентября", 2010. – с. 23.
Качалов Н. А. – Олимпиада как средство повышения мотивации обучения иностранному языку // ИЯШ. – 2006. - № 6.
Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. - СПб: КАРО, Мн.: «Четыре четверти». – 2005.
Логинова А. В. Цифровое повествование как способ обучения коммуникации на иностранном языке/ А. В. Логинова // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 805–809.
Ломов Б.Ф. — Методологические и теоретические проблемы психологии. – М, 2008.
Леонтьев А. А. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. - М.: Издательство МГУ,2001.
Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку // ИЯШ. – 2000. - №4. - С.10-12. - №5. - С.17-22.
Смирнов С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2010.
Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. – М., Аст – Пресс, 2007.
Интернет- ресурс http://yazik.info/2010-25.php
25
1. Безбородова М.А. Мотивация в обучении английскому языку./Безбородова М.А.// Молодой ученый. – 2009.- № 8.- с.156- 160.
2. Васильева Е. Н. Использование нетрадиционных форм и приёмов в высшей школе для повышения мотивации к изучению иностранного языка [Текст] / Е. Н. Васильева // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 67-70.
3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М., Просвещение, 2009.
4. Готлиб Р. А. Социальная востребованность знания иностранного языка / Р.А.Готлиб / Социологические исследования. - № 2. - 2009. - С. 122–127.
5. Елухина Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции // ИЯШ. – 2002. - №3. - С.9-13.
6. Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. - 2008. - № 3. - С.106-107.
7. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М.: Просвещение,1998.
8. Зайцева, М.В. Мотивация и некоторые пути ее повышения [Текст] / М.В. Зайцева // –М.: ИД "Первое сентября", 2010. – с. 23.
9. Качалов Н. А. – Олимпиада как средство повышения мотивации обучения иностранному языку // ИЯШ. – 2006. - № 6.
10. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. - СПб: КАРО, Мн.: «Четыре четверти». – 2005.
11. Логинова А. В. Цифровое повествование как способ обучения коммуникации на иностранном языке/ А. В. Логинова // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 805–809.
12. Ломов Б.Ф. — Методологические и теоретические проблемы психологии. – М, 2008.
13. Леонтьев А. А. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. - М.: Издательство МГУ,2001.
14. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку // ИЯШ. – 2000. - №4. - С.10-12. - №5. - С.17-22.
15. Смирнов С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2010.
16. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. – М., Аст – Пресс, 2007.
17. Интернет- ресурс http://yazik.info/2010-25.php
Вопрос-ответ:
В чем состоит понятие мотивации?
Мотивация - это процесс, который побуждает человека действовать с целью достижения определенных результатов или удовлетворения своих потребностей. Это внутренняя сила, которая побуждает человека к действию.
Какие виды учебной мотивации существуют?
Существует несколько видов учебной мотивации: интегративная мотивация (связана с желанием стать частью языкового сообщества и принять иностранную культуру), инструментальная мотивация (связана с желанием достичь определенных целей или получить награды), аффективная мотивация (связана с эмоциональными аспектами изучения языка).
Какие особенности мотивации студентов к изучению иностранного языка?
Мотивация студентов к изучению иностранного языка имеет несколько особенностей. Во-первых, она часто зависит от целей, которые студенты ставят перед собой. Во-вторых, мотивация может быть как внутренней, так и внешней, в зависимости от того, что стимулирует студента к изучению языка. В-третьих, мотивация может меняться в течение времени и зависит от различных факторов, таких как уровень удовлетворенности от изучения языка и уровень самооценки студента.
Зачем студентам повышать мотивацию к изучению иностранного языка?
Повышение мотивации к изучению иностранного языка имеет несколько преимуществ. Во-первых, студенты, имеющие высокую мотивацию, обычно достигают лучших результатов в учебе и более успешно справляются с языковыми заданиями. Во-вторых, высокая мотивация помогает студентам находить большее удовольствие от изучения языка и сохранять интерес к нему на длительный срок. В-третьих, мотивация может способствовать развитию положительного отношения к изучению языка и привить студентам уверенность в своих способностях.
Что такое мотивация в контексте учебной деятельности?
Мотивация в контексте учебной деятельности - это совокупность побуждений и стремлений, которые способствуют усердию и настойчивости студентов в изучении предмета или языка.
Какие виды учебной мотивации существуют?
Существуют внешняя и внутренняя мотивация. Внешняя мотивация определяется внешними факторами, такими как похвала или награда, а внутренняя мотивация проистекает из самого студента - его интереса, удовлетворения или стремления к саморазвитию.
Каковы основные характеристики мотивации студентов к изучению иностранного языка?
Основные характеристики мотивации студентов к изучению иностранного языка включают интерес к другой культуре, стремление к успешной коммуникации на иностранном языке, потребность в повышении профессиональной конкурентоспособности и удовлетворение личных амбиций и целей.
Какие факторы могут повысить мотивацию студентов к изучению иностранного языка?
Между факторами, которые могут повысить мотивацию студентов к изучению иностранного языка, можно выделить использование интерактивных методик обучения, создание мотивационного окружения, развитие практических навыков в использовании языка, предоставление возможности для самостоятельного исследования и познания языка и доступность высококачественных учебных материалов.