Формирование и развитие творческих способностей у школьников на уроках в средней школе
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 20.01.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 5
1.1. Сущность понятия творческие способности 5
1.2. Условия способствующие формированию творческих способностей 9
Выводы по первой главе 14
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 15
2.1. Развитие творческих способностей в процессе обучения иностранного языка на среднем этапе 15
2.2. Разработка рекомендаций по использованию упражнений, развивающих творческие способности у школьников в средней школе» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Вполне естественно. что эталон этот порождает общение на иностранном языке, развивая умения детей мыслить на иностранном языке. В исследовании выделены три фазы взаимодействия субъекта эстетического восприятия с объектом: предкоммуникативная, коммуникативная, посткоммуникативная. Данные фазы взаимодействия субъекта с объектами эстетики применимы в работе с детьми любого возраста.Театральная деятельность как особый вид деятельности оказывает огромное влияние на развитие учащихся. Творческая деятельность - это составная часть социально-экономической деятельности любого общества. Театр, возникший еще в античности, в настоящее время становится средством развития ребенка, при этом, не только как развитие при созерцании, но и как практическая деятельность. В театральной деятельности ученик раскрепощается, проявляет свою инициативность. Театральную деятельность в свое время исследовали такие ученые как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.Театральная деятельность - деятельность доступная и понятная ребенку. Она интересна ему не только потому, что в ней учащийся может почувствовать себя кем-то другим, но и потому, что она тесно связана с игрой. А играть человек любит в любом возрасте. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности в иностранном языке; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Из качеств, которые формируются у ученика на занятиях по английскому языку в театральной деятельности, можно выделить воображение, активность и волевые качества. Театральная деятельность, осуществляя чередование роли участника театральной деятельности и зрителя, помогают прочувствовать тоньше специфику актерской игры, максимально развить воображение ребенка. Ученик учится мыслить категориями английского языка, что способствует легкому усвоению языкового воспитания [15]. Театральные игры позволяют настроить речевой аппарат, развить правильность речи. Учащиеся становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.Для курсовой работы был выбран аутентичный текст У. Шекспира "Ромео и Джульетта". Текст этот понятен подросткам, близок и известен. Поэтому инсценировка его будет для них интересна. Стоит взять классическую сцену - сцену на балконеТак как мы имеем дело с урочной формой обучения, в распоряжении нашем будет не так много материалов. Однако, в классе легко можно задействовать импровизированный балкон, драпированный тканью. Свет Луны легко передаст проектор [11]. Идеальным вариантом станут импровизированные костюмы, которые ученики подготовят самостоятельно.Что касается текста, то он предоставлен самим Шекспиром. Мы несколько усекли длинный диалог - детям будет достаточно сложно запомнить большой отрывок аутентичного текста. Приведемотрывок.Ромео.What lights through yonder window breaks?It is the east and Juliet is the sun.It is my lady, o , it is my love.Джульетта.O Romeo Romeo! Why are you Romeo?Deny your father and refuse your name.Ромео.Shall I hear more , or shall I speak at this?Джульетта.This but your name is my enemy;What’s Montague? It is nor hand, nor foot,Nor arm, nor face, nor any other partBelonging to a man. Oh, be some other name.Ромео.I take you at your word.Call me but love, and I’ll be new baptized.And since then I never will be Romeo.Джульетта.Do you love me? I know you’ll say yes and I will take your word.O! Swear not by the moon ? the inconstant moonThat monthly changes in her circled orb.Ромео.What shall I swear by?Джульетта.Do not swear at all.Good night, good night, my Romeo!Кормилица (кричит за сценой). Juliet!Джульетта.I hear some noise within. Dear love, good-bye!Ромео.O, blessed, blessed night I am afraidBeing in night all this is but dream.Джульетта.Three words, dear Romeo, and good night indeed.If that your love be honourableYour purpose marriage, send me word tomorrow.Ромео.My dear!Джульетта.At what o’clock tomorrow shall I send to you?Ромео.At the hour of nine.Джульетта.Good night, good night. Parting is such sweet sorrowThat I shall say good night till ot be morrow.Ромео спускается вниз.После проведения сценки происходит обсуждение ее. Несмотря на то, что в сценке задействованы два человека, от детей требуется понимание текста, что, несомненно, развивает умения в учебной деятельности.2.2. Разработка рекомендаций по использованию упражнений, развивающих творческие способности у школьников в средней школе»Происходит это благодаря тому, что художественное произведение - чаще всего в основу деятельности ложится произведение классический литературы не только знакомит ребенка с новыми явлениями и расширяет круг его представлений; но также позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете, понять его художественный образ. В воображаемых обстоятельствах, в своеобразной форме отражаются жизнь народа, его обычаи, характер деятельности, стремления и идеалы, жизнь животных и природного мира. (В.В. Зеньковский, В.Я. Пропп, К.Г. Юнг).Стоит также отметить, что эстетическое восприятие подростка существенно отличается от восприятия взрослого - он не только прилагает огромное усилие к восприятию театра, но и стремление "пропустить" материал через себя. Учащемуся доступна внутренняя активность содействия, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.С. Славина, Л.Г. Стрелкова и др.). Это позволяет говорить о развитии коммуникации на иностранном языке средствами театральной деятельности. Театральная деятельность - это деятельность необычайно насыщенная. В ней заложены истоки творчества, ученики воспринимают материал и принимают руководство взрослого, не замечая его. Будучи по своему характеру синтетической деятельностью, она обладает широким воспитательным и обучающим потенциалом.Театральная деятельность во многом обусловлена теми же требованиями, что и любой другой вид деятельности. В театральной деятельности огромное значение имеет роль, которой наделяется учащийся. Для того, чтобы обучить учащихся иностранному языку на основании театральной деятельности обязательным условием становится обращение к аутентичному тексту. Принимая во внимание тот факт, что не все ученики обладают театральными задатками, необходимо объяснить учащимся с самого начала, что от них требуется. В противном случае они могут потерять интерес к инсценировке. Алгоритм деятельности при подготовке театрализованного представления выглядит следующим образом:Инициация идеиЦелеполаганиеАнализ базового компонента Государственных программНасыщение базового курса необходимым языковым материаломРазработка сценария (или использование готового)Формирование основного и запасного актерского составаРабота над спектаклемКонтрольный этап – показ спектакляЭтап корректировкиОбобщение накопленного опытаНаиболее сложным, как кажется, является процесс распределения ролей. Режиссер имеет в своем распоряжении большое количество актеров. Учитель исходит из количества учеников, которые ему доступны. Процесс должен быть организован таким образом, чтобы не обидеть подростков, так как каждый захочет исполнять главную роль. В распределении ролей необходимо учитывать как языковые, так и актерские возможности учащихся: одни разучивают реплики на изучаемом языке, другие – пантомимические роли или исполняют песни и танцы, третьи становятся суфлерами и работают со зрительной опорой на текст. Назначаются также оформители, режиссеры постановок. Такая организация работы стимулирует активность всех ее участников.При работе с артистами большое внимание уделяется фонетической отработке материала, четкому произношению и верной интонации. Речь каждого персонажа должна быть выразительной, эмоционально окрашенной, достоверно передавать образ изображаемого персонажа. Многолетний опыт показал, что после ознакомления с пьесой рационально проводить индивидуальную работу с каждым учеником. Когда все ученики могут хорошо прочитать свою роль, на смену индивидуальной работе приходит групповая.Выводы по второй главеАнализ литературных источников по проблеме развития творческих способностейна уроках английского языка показал что, что эта тема актуальна и значима в настоящее время. Проблема развития речи по праву может считаться одной из самых актуальных в педагогике. Развитие речинеобходимо потому, что оно лежит в основе умственных качеств личности, что проявляется впоследствии в развитии ее инициативности и самостоятельности суждений. Современная педагогика все больше выводит на первый план разнообразные методы повышения познавательной активности и познавательного интереса, которые становятся главными условиями для развития умственных способностей. В частности, сюда будет относиться различные развлечения познавательного характера (досуговая деятельность) и средства, необходимые для самообразования школьника.ЗАКЛЮЧЕНИЕТворческая активность выступает фактором, влияющим на успешность человека в любой сфере жизнедеятельности. Динамика изменения личности, развитие ее коммуникативной компетентности происходит в субъект-субъектном взаимодействии.На занятиях по английскому языку важно не столько дать знания по нормам английского языка, сколько обучить применять их на практике. Об это говорят многие специалисты, однако. проблема эта так и остается одной из самых актуальных в языке. Решение проблемы возможно только при создании заинтересованности в предмете. Нами был выбран прием театрализации. Анализ литературных источников по проблеме развития творческой активности у на уроках английского языка показал что, что эта тема актуальна и значима в настоящее время. Современная педагогика все больше выводит на первый план разнообразные методы повышения познавательной активности и познавательного интереса старших дошкольников, которые становятся главными условиями для развития умственных способностей. В частности, сюда будет относиться различные развлечения познавательного характера (досуговая деятельность) и средства, необходимые для самообразования школьника.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлександрова К. Ю. Алгоритм работы над басней в рамках педагогической драматизации // Пссихология и педагогика.. 2012 - с. 63-69Бочарова Е. С. Имитационные технологии и приемы в процессе обучения будущих дизайнеров // Известия ТГУ., 2013. - С. 27 - 28Гальскова, Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам// Н.Д. Гальскова/ ИЯШ, 2005. - № 1. - С. 3 – 8.Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителя/ Н.Д. Гальскова. – М, 2012. - 165 с.Дейкова, Л.А. Культура как аспект иноязычного лингвистического образования/ Л.А. Дейкова// Проблемы системного развития цивилизованного интегрированного общества. Под редакцией Н.Д. Никандрова, Н.И. Калакова. – Ульяновск, 2011. – С. 62 – 101.Ермакова О. Д. Творческий потенциал личчности и его развитие на уроках английского языка//Сборник научных конференций НИЦ Социосфера., 2012 - с. 42 - 43Железняк Е. А. Глоттодидактическая драма: игра в жизнь // Вестник Балтийского Государственного Университета., 2010. - С. 87-89Кумпан М. Б. Об опыте разработки методики формирования иноязычной лексической компетенции учащихся старших классов гимназий посредством театрализованной деятельности // филологические науки., 2014. - с. 112 - 1155Процуто М. В. Методика использования приемов театрализации при обучении иностранному языку //Вестник Санкт-Петербургского Университета МВД России., 2009. - С. 112-116Процуто М. В. Система Станиславского и учебный театр как одна из форм обучения общению на иностранном языке//Вестник Санкт-Петербургского Университета МВД России., 2011. - С. 52-57Солодовникова Ю. Ю. Использование нетрадиционных форм организации занятий в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции социальных работников // Альманах совремеенной науки и образования., 2011. - С. 45-49Тюшева Е. В. Использование метода шести шляп Боно в преподавании английского языка // Языкознание. - С. 21-26Шаяхметова ЛейсанХабировнатехнология драматизации как средство обучения иностранным языкам (на примере внедрения спецкурса на отделении искусств) // Вестник ЧГПУ., 2013. - С. 47 - 51
1. Александрова К. Ю. Алгоритм работы над басней в рамках педагогической драматизации // Пссихология и педагогика.. 2012 - с. 63-69
2. Бочарова Е. С. Имитационные технологии и приемы в процессе обучения будущих дизайнеров // Известия ТГУ., 2013. - С. 27 - 28
3. Гальскова, Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам// Н.Д. Гальскова/ ИЯШ, 2005. - № 1. - С. 3 – 8.
4. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителя/ Н.Д. Гальскова. – М, 2012. - 165 с.
5. Дейкова, Л.А. Культура как аспект иноязычного лингвистического образования/ Л.А. Дейкова// Проблемы системного развития цивилизованного интегрированного общества. Под редакцией Н.Д. Никандрова, Н.И. Калакова. – Ульяновск, 2011. – С. 62 – 101.
6. Ермакова О. Д. Творческий потенциал личчности и его развитие на уроках английского языка//Сборник научных конференций НИЦ Социосфера., 2012 - с. 42 - 43
7. Железняк Е. А. Глоттодидактическая драма: игра в жизнь // Вестник Балтийского Государственного Университета., 2010. - С. 87-89
8. Кумпан М. Б. Об опыте разработки методики формирования иноязычной лексической компетенции учащихся старших классов гимназий посредством театрализованной деятельности // филологические науки., 2014. - с. 112 - 1155
9. Процуто М. В. Методика использования приемов театрализации при обучении иностранному языку //Вестник Санкт-Петербургского Университета МВД России., 2009. - С. 112-116
10. Процуто М. В. Система Станиславского и учебный театр как одна из форм обучения общению на иностранном языке//Вестник Санкт-Петербургского Университета МВД России., 2011. - С. 52-57
11. Солодовникова Ю. Ю. Использование нетрадиционных форм организации занятий в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции социальных работников // Альманах совремеенной науки и образования., 2011. - С. 45-49
12. Тюшева Е. В. Использование метода шести шляп Боно в преподавании английского языка // Языкознание. - С. 21-26
13. Шаяхметова Лейсан Хабировна технология драматизации как средство обучения иностранным языкам (на примере внедрения спецкурса на отделении искусств) // Вестник ЧГПУ., 2013. - С. 47 - 51
Вопрос-ответ:
Что такое творческие способности?
Творческие способности - это врожденные или приобретенные способности человека проявлять оригинальные и нестандартные мысли, идеи и решения проблем.
Какие условия способствуют формированию творческих способностей у школьников?
Формированию творческих способностей у школьников способствуют такие условия, как стимулирующая образовательная среда, активное восприятие информации, развитие критического мышления, свобода и поддержка со стороны преподавателей и родителей.
Как можно развивать творческие способности на уроках иностранного языка в средней школе?
Для развития творческих способностей на уроках иностранного языка в средней школе можно использовать различные методы и техники, такие как ролевые игры, творческое письмо, групповые проекты, дебаты и дискуссии.
Какие рекомендации разработаны по использованию упражнений для развития творческих способностей?
Разработаны рекомендации по использованию упражнений для развития творческих способностей, которые включают в себя такие подходы, как стимулирование воображения, постановка нетипичных задач, поощрение самостоятельного мышления и поиск альтернативных решений.
Зачем нужно развивать творческие способности у школьников?
Развитие творческих способностей у школьников позволяет им освоить навыки самостоятельного мышления, критического анализа, решения проблем, а также способствует развитию личностных качеств, таких как креативность, инновационность, уверенность в себе и самовыражение.
Что такое творческие способности?
Творческие способности - это умение и готовность человека к творческому процессу, проявляющиеся в способности к нестандартному мышлению, поиску необычных решений и созданию нового. Творческие способности обеспечивают индивидуальность и самореализацию личности.
Как развиваются творческие способности в процессе обучения иностранному языку на среднем этапе?
В процессе обучения иностранному языку на среднем этапе развитие творческих способностей осуществляется через использование различных творческих заданий и упражнений. Учащимся предлагаются задания, которые требуют нестандартного мышления, поиска нетрадиционных решений и креативности. Такой подход позволяет развить у школьников способность к самовыражению на иностранном языке, расширить кругозор и стимулировать творческое мышление.
Какие теоретические основы лежат в основе формирования и развития творческих способностей у школьников?
Теоретическими основами формирования и развития творческих способностей у школьников являются сущность понятия "творческие способности" и условия, способствующие их формированию. Сущность понятия "творческие способности" предполагает наличие у человека способности к оригинальному мышлению, креативности, находчивости и готовности к экспериментам. Условия, способствующие формированию творческих способностей, включают создание благоприятной образовательной среды, развитие эмоциональной сферы, доступность разнообразных и интересных учебных материалов, индивидуальный подход к каждому ученику и активное участие учителя в процессе развития творческих способностей.
Каким образом творческие способности школьников развиваются в процессе обучения иностранному языку на среднем этапе?
В процессе обучения иностранному языку на среднем этапе происходит развитие творческих способностей школьников через использование разнообразных методов и приемов. Это может включать игровую форму обучения, групповую работу, использование технологий информатизации и др. Такой подход позволяет развивать у школьников навыки самостоятельной работы, творческого мышления, а также стимулирует интерес к изучению иностранного языка. Важным аспектом развития творческих способностей является также учет индивидуальных особенностей каждого ученика и адаптация учебного материала под их потребности.