Психология обучения: гендерный аспект

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 31 31 страница
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 30.01.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Становление идентичности 4
1.1. Развитие половой идентичности. Био-социальные подходы 4
1.2. Научение. Становление половой идентичности как культурно-социальный процесс 8
1.3. Выводы по главе 12
Глава 2. Гендер в образовании 14
2.1. Гендерные различия на социальном уровне 14
2.2. Гендерные различия на физиологическом уровне, ВНД 18
2.3. Гендерные различия на уровне восприятия, мышления, речи 21
2.4. Систематизация и обобщение гендерных различий в образовании 23
Заключение 28
Список литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Мальчики значимо превосходят женщин в математических способностях. По данным американской исследовательницы К. Бенбоу, среди особо одарённых в математике людей на 13 мужчин приходится лишь одна женщина. Многими психологами доказано, что у мальчиков лучше развито логическое мышление, лучше усваиваются причинно-следственные связи. При этом у девочек лучше развит эмоциональный интеллект.Особенности высшей нервной деятельности, особенности восприятия влияют на формирование и особенности речи. Считается, что вербальный компонент развит больше у девочек, они могут лучше вербализировать и донести свою мысль. При этом, в частности, различия встречаются на уровне лексики женщинам свойственно употребление уменьшительных форм, особенно в разговоре с детьми и животными, использование приблизительных обозначений, тенденция к гиперболизированной экспрессии, высокая концентрация эмоционально оценочных слов – что также подкрепляет развитие эмоционального интеллекта. По мнению Земской, мальчикам свойственно – огрубление речи, тенденция к точности номинации, употребление терминов, использование стилистически нейтральной оценочной лексики, что соотвествует логическому мышлению. Также гендерные различия касаются и словарного состава, семантических полей и ассоциативных рядов. В силу того, что девочка больше мужчины сосредоточена на своем внутреннем мире, в ее словарном запасе встречается и больше слов, описывающих чувства, эмоции, она чаще употребляет глаголы, передающие эмоционально-психологическое состояние человека. А. В. Кирилина утверждает, что женское ассоциативное поле выглядит более обобщенным и «гуманистическим». Пушкарева отмечает, что женщины чаще по сравнению с мужчинами используют инверсии, употребляют восклицательные и вопросительные предложения, для них характерны развернутые, подробные и экспрессивные предложения и тексты. Все это влияет на форму мышления, так как по Выготскому, например, речь и знаки формируют мышление.2.4. Систематизация и обобщение гендерных различий в образованииИтак, на последнем этапе теоретического анализа мы дополним картину знаниями из области ценностей, мотивации, из области скорости усвоения информации мальчиков и девочек, а затем обобщим и систематизируем полученные знания в сводной таблице. Учителю необходимо знать, что мотивация обучения у мальчиков и девочек разная, основная цель мальчиков, когда они ходят в школу – это общение со сверстниками, неосознанно они стремятся к социализации. Цель девочек – это непосредственно обучение и получение знаний. Поэтому учителю придется создавать для мальчиков дополнительную мотивацию, например, создавать условия конкуренции, чтобы мальчик стремился к лидерству за счет повышения оценок. Также не в одной из глав мы не задевали вопрос трудоспособности, так мальчики менее трудоспособны, чем девочки во время занятий. У них меньше врабатываемость, то есть девочки быстрее включаются в работу и понимают ее суть, мальчики входят в работу медленнее, в начале занятия им нужен низкий темп работы. Но затем, после того, как мальчики поняли суть задания, все меняется, их темп значительно увеличивается и становится выше, чем у девочек. Девочкам мешает высокая скорость подачи материала, информация воспринимается не менее эффективно. Мальчикам же нужен быстрый темп, как только начинается повторение, их внимание ослабевает, и они не могут больше включиться в работу.Таблица №1. Сводная таблица выделяемых гендерных различий при обученииКритерий/полмальчикидевочкиВозрастЦель в школеОсновная цель в школе – общение со сверстникамиОсновная цель - обучение (они усидчивы)6-12летМедленное вхождение в работуКороткий период врабатываемостиВесь периодТемп работыВысокий. Как только начинается повторение на уроках – внимание ослабеваетМедленный темп. Скорость мешает. Продуктивнее воспринимают пошаговые технологии обучения.Весь периодСпособ усвоенияСоревнования и игра способствуют продуктивностиСоревнования и игра не способствует продуктивностиКритикаНе обращают значимого внимания на мнение со стороны относительно учебы, не реагируют на критику.Важна оценка со стороны, при критике снижается продуктивность.Характер вопросов на урокахНеобходима поисковая деятельность, мальчики открыватели, они должны сами дойти до сути и решения, поэтому лучше воспринимают открытые опросы. Самостоятельное разрешение проблемы способствует закреплению информации. Лучше воспринимают закрытые вопросы, потому что лучше усваивают информацию, когда присутствует четкий алгоритм, информация уложена в схему. Запоминают порядок решения и действуют по аналогии. Отставание по развитию, проявленияНа 12 месяцев отстают.Хуже развита тонкая моторика и разговорная речь. Из-за недоразвития «большой» моторики – постоянное желание движения и неусидчивость. 6-7лет.Позиция, в которой комфортно усваивать матриалРиск, лидерство, отсутствие авторитетовВедомость, подчинение учителю, сотрудничество. Младшие школьникиПространственное восприятиеПространственное восприятие намного лучше. Хорошо решают геометрические задачи с помощью воображения, наложения фигур. Хуже пространственное восприятие, воображение фигур. Оперируют шаблонами и системой знаков. Обозначение углов буквами, не могут хорошо визуализировать. РаботоспособностьНиже, намного быстрее устают и меньше способны сделатьВыше1-3классЦели и стремленияЖивут ткущими задачами и заданиямиБолее целенаправленны, больше думают о будущем и перспективах 12-17летОформление мыслиЛучше вербализируют, систематизируют и доносят свою мысль. 13-17летСоциальный критерийОбщаются большими группамиОбщаются малыми группами (2-3человека)Приспосабливаются к житейским ситуациямМедленнееБыстрее, лучше адаптируются и переносят на новые ситуации старые шаблоны действийЮностьКонформизм относительно сверстниковБольше ведомы, конформизм.Более самоуверенны, не подвержены конформизмуЮностьФизиологияБольше развито правое полушарие. Больше развито левое полушариеДо 12летобеспечивающее склонность к творчеству, конкретно-образному характеру познавательных процессов, отвечающее за распознавание и анализ зрительных и музыкальных образов, форм и структуры предметов, за сознательную ориентацию в пространстве, что позволяет мыслить абстрактно, формируя понятия, образы.более развито левое полушарие, обеспечивающее склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, оперирующее словами, условными знаками и символами, отвечающее за регуляцию речи, письма, логического мышления.До 12летСоциализацияС психологической стороны у большинства мальчиков преобладает эмоциональная сдержанность, взаимоотношения с людьми поверхностные, конкретные.Внимание большинства девочек привлекает сам человек, его внутренний мир, проблемы человеческих взаимоотношений, ядро их самосознания определяется межличностными отношениями. В дружбе у девочек доминируют диады и триады, которые «закрыты» для посторонних. У девочек способ обращения на себя внимания - кокетство.До 12летМышлениеабстрактностьконкретностьПодход к изучениюДоминирует качественный подход к изучениюДоминирует количественный подход к изучениюОбщениеДискуссия и диалогПовествование и монологПамятьМаленький объем кратковременной памятиБольшой объем кратковременной памятиУтомляемостьБыстрее устает левое полушарие, то есть устает от мышления, логических операцийБыстрее устает правое полушарие, утомляется от излишних эмоций, пространственного мышленияТип мышленияСинтез и обобщение на рациональной основеИнтуитивный. Анализ на эмоциональной основеС помощью учета приведенных выше факторов, можно оптимизировать процесс обучения и выстроить программу обучения таким образом, чтобы мальчики и девочки по - разному, но более эффективно воспринимали учебный материал. Учитель долженприменять знания гендерной психологи в процессе обучения, что способствует наиболее эффективному усвоению информации. Так, для мальчиков, эффективным будет: давать информацию в более свободной абстрактной форме;располагать информацию на доске столбиками для лучшего усвоения;задавать мальчикам в течении урока открытые вопросы;устраивать командные игры в процессе обучения, поддерживать конкурентную среду;при написании диктанта, изложения и т.п. если мальчику что-то не понятно, стоит остановиться, так как в силу физиологии мальчики не могут выполнять несколько дел одновременно;критиковать работу, дискутировать с мальчиками.Для девочек:организовывать работу в диадах и триадах;располагать информацию большими массивами по горизонтали;объяснять решение задачи по ходу процесса решения;давать четки правила и алгоритмы решения, особенно с геометрическими объектами;приукрашивать информацию эмоциональными примерами для лучшего усвоения;чаще хвалить на публике и меньше критиковать и т.д.ЗаключениеГендерное образование, это комплексный процесс, направленный на становление и развитие личности, безболезненное принятие половых ролей, социализацию и улучшение эффективности образовательного процесса, с учетом индивидуальных особенностей. Используя знания о гендерных различиях на физиологическом, когнитивном и эмоциональном уровнях между мальчиками и девочками, учитель, может построить процесс обучения так, чтобы информация воспринималась эффективнее. Но не стоит забывать, что гендерная психология направлена не только на реализацию у детей интеллектуального потенциала. Функциями гендерного образования также являются: Эффективное разрешение кризисов детства. Если поработать с ребенком и объяснить ему, что половые различия не нужно воспринимать как недостаток, то можно избежать некоторых патологий (например: можно проработать комплекс кастрации у девочек, чтобы не было патологической проекции во взрослом возрасте);Работа на гендерном уровне способствует развитию нормальной самооценки (например, при появлении груди у девочки, учитель может способствовать нормальному социальному восприятию этого фактора);Работа на гендерном уровне в сфере образования способствует социализации детей, принятию половых ролей и паттернов поведения. Но при этом, подчеркивается значимость выбора, то есть ребенок должен понимать, что он не заложник своего пола и может выбрать любую профессию и деятельность. На сегодняшний день экспериментально доказано, что мальчики и девочки в процессе обучения различаются по многим параметрам: мелкая и крупная моторика, развитие разных полушарий с точки зрения физиологии, социальная предрасположенность к конформности и подчинению, различия в эмоционально-волевой сфере и т.д. Можно смело сказать, что учетгендерных различий в построении образовательного процесса, это невероятно перспективное и продуктивное направление педагогики. Роль такого образования невозможно переоценить, однако есть и свои сложности, если классы смешанные, то учитель должен строить программу так, чтобы сбалансировать условия для обоих полов. Список литературыАгеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии №2// Москва – 1987, с.154 - 158.Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии №4// Москва – 1991, с.74 – 82.Бандура А. Теория социального научения // - СПб.: Евразия, 2000. - 320с.Бендас Т.В. Гендерная психология// - СПб.: Питер, 2006. - 431 с.Берн Ш. Гендерная психология// Москва.: изд. Олма-Пресс, 2001.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. // Серия «Мастера психологии» - СПб: Питер, 2001. — 352 с.Геодакян С.В. Теория дифференциации полов в проблемах человека / В. А. Геодакян // Человек в системе наук. - М.: Наука, 1989. - 504 с.Головин М.С. Особенности семейно-ролевой идентификации у детей из неполных семей// Психология, социология и педагогика. - Июнь, 2012.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь//АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2008Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины// Санкт-Петербург, изд. Питер-Пресс, 2002.Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ Я у подростков // Вопросы психологии №3// Москва - 1989, с.53 - 62.Клецина И.С. Гендерная социализация. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. - 92 с.Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии №2//Москва – 1981, с.47 - 57.Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопр. психол. №2//Москва -1987,с. 159 - 165.Cуханова, К.Н. Гендерные проблемы эмоций / К.Н. Суханова // Психология XXI века: тезисы междунар. научно-практ. конф. студ. и аспирантов, 12-14 апреля 2001 г.; под ред. А.А. Крылова. – СПб: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2001. – С.257-258.Штылева Л.В. Почему учителю необходимо знать про «гендер» и обладать тендерным измерением в работе с детьми? // Метод.пособие. -Иваново, 2000. - С. 10-18.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис// - Москва.: Прогресс, 1996.Энциклопедия глубинной психологии, том 1, Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. // Пер. с нем. Общ.ред. А. М. Боковикова. — М.: ЗАО МГМенеджмент, 1998. — 800 с.

Список литературы

1. Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии №2// Москва – 1987, с.154 - 158.
2. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии №4// Москва – 1991, с.74 – 82.
3. Бандура А. Теория социального научения // - СПб.: Евразия, 2000. - 320с.
4. Бендас Т.В. Гендерная психология// - СПб.: Питер, 2006. - 431 с.
5. Берн Ш. Гендерная психология// Москва.: изд. Олма-Пресс, 2001.
6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. // Серия «Мастера психологии» - СПб: Питер, 2001. — 352 с.
7. Геодакян С.В. Теория дифференциации полов в проблемах человека / В. А. Геодакян // Человек в системе наук. - М.: Наука, 1989. - 504 с.
8. Головин М.С. Особенности семейно-ролевой идентификации у детей из неполных семей// Психология, социология и педагогика. - Июнь, 2012.
9. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь//АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2008
10. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины// Санкт-Петербург, изд. Питер-Пресс, 2002.
11. Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ Я у подростков // Вопросы психологии №3// Москва - 1989, с.53 - 62.
12. Клецина И.С. Гендерная социализация. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. - 92 с.
13. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии №2//Москва – 1981, с.47 - 57.
14. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопр. психол. №2//Москва -1987, с. 159 - 165.
15. Cуханова, К.Н. Гендерные проблемы эмоций / К.Н. Суханова // Психология XXI века: тезисы междунар. научно-практ. конф. студ. и аспирантов, 12-14 апреля 2001 г.; под ред. А.А. Крылова. – СПб: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2001. – С.257-258.
16. Штылева Л.В. Почему учителю необходимо знать про «гендер» и обладать тендерным измерением в работе с детьми? // Метод.пособие. -Иваново, 2000. - С. 10-18.
17. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис// - Москва.: Прогресс, 1996.
18. Энциклопедия глубинной психологии, том 1, Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. // Пер. с нем. Общ.ред. А. М. Боковикова. — М.: ЗАО МГМенеджмент, 1998. — 800 с.

Вопрос-ответ:

Как развивается половая идентичность с точки зрения био-социального подхода?

Био-социальный подход к развитию половой идентичности предполагает взаимосвязь биологических и социальных факторов. Согласно этому подходу, половая идентичность формируется под влиянием генетических, гормональных и нейрофизиологических факторов, а также в результате социального взаимодействия и воспитания. Изначально, ребенок осознает свой пол и формирует первичную половую идентичность на основе биологических факторов. В дальнейшем, половая идентичность развивается и модифицируется под влиянием социальных норм, стереотипов и ожиданий окружающей среды.

Какие выводы можно сделать по главе о становлении идентичности?

Выводы, сделанные по главе о становлении идентичности, говорят о том, что половая идентичность является сложным культурно-социальным процессом, который включает в себя взаимодействие как биологических, так и социальных факторов. Это означает, что формирование половой идентичности не является единственным результатом генетических и биологических факторов, но и подвержено влиянию социальной среды. Кроме того, становление половой идентичности происходит на разных уровнях развития ребенка и включает в себя процессы осознания своего пола, принятия гендерных ролей и формирования гендерных стереотипов. Важно также отметить, что половая идентичность является динамичной и может меняться под влиянием различных социальных и культурных факторов.

Какие гендерные различия существуют на физиологическом уровне ВНД?

На физиологическом уровне ВНД (центральная нервная система) существуют некоторые гендерные различия. Исследования показывают, что у мужчин и женщин могут быть различия в структуре и функционировании мозга. Например, у женщин размеры некоторых мозговых структур могут быть меньше, чем у мужчин, однако это не обязательно связано с различиями в когнитивных способностях. Также существуют различия в функционировании гормональной системы и реакции на стресс. Однако важно отметить, что гендерные различия на физиологическом уровне ВНД являются весьма индивидуальными и могут варьироваться среди индивидов одного пола.

Как формируется половая идентичность?

Половая идентичность формируется как биологически, так и социально-культурно. С одной стороны, влияют гормональные и генетические факторы, а с другой стороны, роль играют общественные стереотипы, ролевые ожидания и воспитание.

Какие гендерные различия могут существовать в образовании?

Гендерные различия в образовании могут проявляться на социальном, физиологическом и познавательном уровнях. На социальном уровне это может быть связано с неравномерным распределением ролей и возможностей для мальчиков и девочек. На физиологическом уровне могут быть различия в скорости развития и особенностях памяти. На познавательном уровне различия могут проявляться в предпочтениях в выборе предметов и стилях обучения.

Какие подходы объясняют развитие половой идентичности?

Развитие половой идентичности объясняется био-социальными подходами, которые учитывают как биологические, так и социально-культурные факторы. Эти подходы связывают генетическую предрасположенность и гормональные изменения с формированием половой идентичности в результате взаимодействия с окружающей средой.

Какие гендерные различия можно выделить на уровне восприятия и мышления?

На уровне восприятия и мышления эти различия могут проявляться в предпочтениях визуальных или словесных форм коммуникации, стиле речи и использовании пространства. Например, девочки чаще предпочитают коммуникацию на словесном уровне, а мальчики могут проявлять большую активность и использовать пространство более широко.

Какие выводы можно сделать по развитию половой идентичности?

Выводы по развитию половой идентичности указывают на то, что это сложный и многопроцессный процесс, в котором важную роль играют как биологические, так и социально-культурные факторы. Внимательное изучение этой темы может помочь в создании равноправных условий для развития детей и преодоления гендерных стереотипов в образовании.