Институционализация социологии в России.
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 21.01.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Формы институционализации социологии как науки 5
2 Психоневрологический институт и социология 11
Заключение 17
Список использованной литературы 19
В 1914 году в Санкт-Петербургском психоневрологическом институте начитывалось 3100 студентов, то уже в 1915 году количество студентов выросло до 7200. Рост численности студентов открывал возможности все большему числу слушателей изучать социологию.
В 1915–1916 году первокурсникам социологию вел К. М. Тахтарев. После смерти Е. В. Де Роберти в 1915 году его курс начинает читать М. М. Ковалевский. После смерти М. М. Ковалевского в 1916 году начинает преподавание социологических знаний П. А. Сорокин.
Юридически К. М. Тахтарев и П. А. Сорокин избираются преподавателями Санкт-Петербургского психоневрологического института тольков 1916 году. П. А. Сорокин вел семинары, а К. М. Тахтарев читает «Введение в общий курс социологии». Мы наблюдаем смену поколений русских социологов ученых и преподавателей.
Лекции, прочитанные К. М. Тахтаревым в Психоневрологическом институте, были изданы двумя изданиями: «Социология как наука: введение в общий курс социологии, читанный слушателям Психоневрологического института и курсам Лесгафта» и «Социология, ее краткая история, научное значение, основные задачи, система и метод». Содержание курса социологической науки, которое преподавал П. А. Сорокин, раскрыто в рукописях «Социология № 1», «Программа преподавания социологии», «Общедоступный учебник социологии». П. А. Сорокин исходил из того, что, учебный курс социологии состоит из четырех разделов: общего учения об обществе, социальной механики, социальной генетики и социальной политики. Специфика социологических знаний, по мнению П.А.Сорокина, состояла в том. Что социология – есть наука о родовых свойствах и основных закономерностях социально-психологических явлений.
Социология в Психоневрологическом институте преподавалась все время деятельности института. В начале 1917 года Психоневрологический институт остался единственным высшим учебным заведением, где функционировала кафедра социологии со штатными сотрудниками. Лекционные и семинарские занятия по социологии читались на курсах Лесгафта, на Бестужевских курсах, в Кооперативном институте и Народном университете им. А. И. Лагутина Санкт-Петербурга–Петрограда, в Московском городском университете им. Шанявского, преподавателей приглашали из Санкт-Петербургского психоневрологического института.
Десять лет функционирования кафедра социологии Санкт- Петербургского психоневрологического института «внесли достойный и ощутимый вклад в постановку преподавания социологии в России». Кафедра социологии в Психоневрологическом институте сыграла решающую роль не только в формировании социологического знания в России, но и в процессе институциализации русской социологии как науки. В Санкт-Петербургском психоневрологическом институте в 1913–1914 годах издавался первый отраслевой сборник «Новые идеи в социологии» прообраз первого отечественного социологического журнала. Первые русские опыты социологического образовательные заложили основы социологического образования в России. Как отмечает Е. И. Кукушкина, «первые попытки создания в России учебных структур, создававшие возможности свободного преподавания социологии, имели огромное значение для дальнейшей судьбы социологического образования и развития самой науки» [14, С. 16].
Заключение
Проделанная работа по теме «Институционализация социологии в России» позволяет нам сделать следующие выводы.
Социологическая наука в нашей стране носит двусторонний характер: одна сторона - откровенно идеологизированные разработки, вторая сторона - академические исследования. Первая сторона связана с революционными традициями России, вторая - непосредственно только с наукой.
В ретроспективе институционализация социологии начинается в середине 70-х г. девятнадцатого века, в 1900 году в Париже образована и начала функционировать Русская Высшая школа общественных наук; социология представлена в этой школе как обязательный предмет.
В 1908 году царским указом открывается Психоневрологический институт, в структуре которого функционирует кафедра социологии, в 1916 году начинает свою деятельность Русское социологическое общество, носящее имя М.М.Ковалевского.
После Октябрьской революции институционализация социологии развивается биполярно: первые десять лет социология признается советской властью, позже социология становится первой научной жертвой сталинского режима.
Восстановление социологии в своих правах началось в начале 60-х годов прошлого века. В годы хрущевской оттепели функционируют социологические организации, работает Советская социологическая ассоциация. В 1960 году при Институте философии АН ССР был создан сектор исследований новых форм труда и быта. В Ленинграде при ЛГУ организована лаборатория социологических исследований. Хотя и в советское время теоретическая социология объявляется ненужной, оставляя право на существование только прикладной социологии.
В 90-х годах прошлого века социологические исследования получают общественное признание, и социология получает мощный импульс для своего развития.
Таким образом, современное общественно-экономическое развитие невозможно без социологических исследований.
Во второй части контрольной работы мы дали характеристику Санкт-Петербургского психоневрологического института. Десять лет деятельности кафедра социологии Санкт-Петербургского психоневрологического института внесли ощутимый вклад в преподавание социологии в России. Кафедра социологии в Психоневрологическом институте сыграла решающую роль не только в формировании социологического знания в России, но и в процессе институциализации русской социологии как науки.
Список использованной литературы
Акименко, М. А. В. М. Бехтерев и М. М. Ковалевский опыт совместной работы / М.А.Акименко // М. М. Ковалевский и российская общественная мысль. СПб.: Питер, 2013. С. 179
Антология русской классической социологии / под ред. Д. С. Клементьева, Л. Н. Панковой. М.: Изд-во Московского университета, 2015. — 237 с.
Афанасьев, В. В. Русская социология / В.В.Афанасьев. М.: ИНФРА-М, 2010. – 427 с.
Батыгин, Г.С. Преемственность российской социологической традиции / Г. С. Батыгин // Социология в России / под ред. В. А. Ядова. М.: Издательство Института социологии РАН, 20118. С. 23-44.
Бочкарев, Н. И. В.И.Ленин и буржуазная социология в России / Н. И. Бочкарев. М.: Издательство Московского университета, 1973. — 251 с.
Винклер, Р. Л. Становление и развитие марксистско-ленинской социологии в СССР в 20-30-е годы / Р. Л. Винклер, З. Т. Голенкова, Ю. В. Гриднич // История становления советской социологической науки в 20-30-е годы / АН СССР. Институт социологии. М.: Институт социологии, 2012. С. 8 42.
Воронцов, А. В. История социологии ХIХ начала ХХ века: в 2 ч. Ч. 2. Русская социология / А. В. Воронцов, И. А. Громов. М.: ИНФРА-М, 2015. С. 17 21.
Глотов, М.Б. Из истории российской социологии / М.Б.Глотов // Социология науки и технологий. – 2014. – т. 5. - № 2. – С. 23-24.
Де Роберти, Е. В. Задачи социологии. Прочитано на торжественном открытии Психоневрологического института в Петербурге 3 февраля 1908 г. // Де-Роберти Е. В. Новая постановка основных вопросов социологии. Избранные труды / oтв. ред. А. О. Бороноев. СПб.: Питер, 2012. – С. 53 54.
Добреньков, В. И. Социологическое образование в России / В. И. Добреньков, А.И.Кравченко, Д.А.Гутнов. М.: ИНФРА-М, 2011. – 288 с.
Капитонов, Э. А. Социология XX века: История и технология: учебное пособие для студентов вузов / Э. А. Капитонов. Ростов н/Д: Феникс, 2015. 508 с.
Кареев, Н. И. Основы русской социологии / Н.И.Кареев. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2013. 368 с.
Кукушкина, Е. И. История социологии: учебник / Е.И.Кукушкина. М.: Центр, 2011. – 586 с.
Кукушкина, Е. И. Академическая традиция в истории социологии России / Е. И. Кукушкина // Социологические исследования. – 2010. № 4. – С. 16-18.
Миненков, Г. Я. Становление и особенности российской социологии // История социологии: учебное пособие / Г. Я. Миненков / под ред. А. Н. Елсукова. Минск: Выш. шк., 2014. С.265 279.
Новикова, С. С. Социология: история, основы, институционализация в России / С. С.Новикова. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. 464 с.
Новикова, С. С. История развития социологии в России: учебное пособие / С. С.Новикова. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. 288 с.
Социология в России / под ред. В. А. Ядова. М.: Издательство Института социологии РАН, 2014. 694 с.
2
1 Акименко, М. А. В. М. Бехтерев и М. М. Ковалевский опыт совместной работы / М.А.Акименко // М. М. Ковалевский и российская общественная мысль. СПб.: Питер, 2013. С. 179
2 Антология русской классической социологии / под ред. Д. С. Клементьева, Л. Н. Панковой. М.: Изд-во Московского университета, 2015. — 237 с.
3 Афанасьев, В. В. Русская социология / В.В.Афанасьев. М.: ИН-ФРА-М, 2010. – 427 с.
4 Батыгин, Г.С. Преемственность российской социологической тра-диции / Г. С. Батыгин // Социология в России / под ред. В. А. Ядова. М.: Издательство Института социологии РАН, 20118. С. 23-44.
5 Бочкарев, Н. И. В.И.Ленин и буржуазная социология в России / Н. И. Бочкарев. М.: Издательство Московского университета, 1973. — 251 с.
6 Винклер, Р. Л. Становление и развитие марксистско-ленинской социологии в СССР в 20-30-е годы / Р. Л. Винклер, З. Т. Голенкова, Ю. В. Гриднич // История становления советской социологической науки в 20-30-е годы / АН СССР. Институт социологии. М.: Институт социологии, 2012. С. 8 42.
7 Воронцов, А. В. История социологии ХIХ начала ХХ века: в 2 ч. Ч. 2. Русская социология / А. В. Воронцов, И. А. Громов. М.: ИНФРА-М, 2015. С. 17 21.
8 Глотов, М.Б. Из истории российской социологии / М.Б.Глотов // Социология науки и технологий. – 2014. – т. 5. - № 2. – С. 23-24.
9 Де Роберти, Е. В. Задачи социологии. Прочитано на торжественном открытии Психоневрологического института в Петербурге 3 февраля 1908 г. // Де-Роберти Е. В. Новая постановка основных вопросов социологии. Избранные труды / oтв. ред. А. О. Бороноев. СПб.: Питер, 2012. – С. 53 54.
10 Добреньков, В. И. Социологическое образование в России / В. И. Добреньков, А.И.Кравченко, Д.А.Гутнов. М.: ИНФРА-М, 2011. – 288 с.
11 Капитонов, Э. А. Социология XX века: История и технология: учебное пособие для студентов вузов / Э. А. Капитонов. Ростов н/Д: Феникс, 2015. 508 с.
12 Кареев, Н. И. Основы русской социологии / Н.И.Кареев. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2013. 368 с.
13 Кукушкина, Е. И. История социологии: учебник / Е.И.Кукушкина. М.: Центр, 2011. – 586 с.
14 Кукушкина, Е. И. Академическая традиция в истории социологии России / Е. И. Кукушкина // Социологические исследования. – 2010. № 4. – С. 16-18.
15 Миненков, Г. Я. Становление и особенности российской социоло-гии // История социологии: учебное пособие / Г. Я. Миненков / под ред. А. Н. Елсукова. Минск: Выш. шк., 2014. С.265 279.
16 Новикова, С. С. Социология: история, основы, институционализация в России / С. С.Новикова. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. 464 с.
17 Новикова, С. С. История развития социологии в России: учебное пособие / С. С.Новикова. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. 288 с.
18 Социология в России / под ред. В. А. Ядова. М.: Издательство Института социологии РАН, 2014. 694 с.
Вопрос-ответ:
Какие формы институционализации социологии существуют в России?
В России существуют различные формы институционализации социологии, такие как создание специализированных учебных заведений, развитие научных центров, создание научных журналов, проведение конференций и симпозиумов и т. д.
Какую роль играл Психоневрологический институт в развитии социологии в России?
Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге сыграл важную роль в развитии социологии в России. В институте начали преподавать социологию, а число студентов, которые изучали это направление, стремительно возрастал, что позволило все большему числу людей получить знания в области социологии.
Каково было количество студентов, изучавших социологию в Психоневрологическом институте в Санкт-Петербурге в 1914 году?
В 1914 году в Психоневрологическом институте в Санкт-Петербурге количество студентов, изучавших социологию, составляло 3100.
Каким образом рост численности студентов в Психоневрологическом институте влиял на развитие социологии в России?
Рост численности студентов в Психоневрологическом институте открывал возможности для все большего числа слушателей изучать социологию. Благодаря этому, социология стала доступной для большего количества людей, что способствовало ее развитию в России.
Кто преподавал социологию первокурсникам в Психоневрологическом институте в 1915-1916 годах?
В 1915-1916 годах первокурсникам социологию в Психоневрологическом институте вел К. М. Тахтарев.
Какие формы институционализации социологии существуют?
Формы институционализации социологии включают создание учебных заведений, научных институтов и факультетов, разработку учебных программ, обучение студентов и проведение научных исследований в области социологии.
Какая связь между Психоневрологическим институтом и социологией?
В начале 20 века Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге стал местом, где начали проводиться занятия по социологии. Это позволило студентам изучать эту науку и расширить возможности слушателей для изучения социологии.
Сколько студентов изучало социологию в Психоневрологическом институте в 1914 году?
В 1914 году в Психоневрологическом институте в Санкт-Петербурге социологию изучало 3100 студентов.
Каким было количество студентов, изучавших социологию в Психоневрологическом институте в 1915 году?
В 1915 году количество студентов, изучавших социологию в Психоневрологическом институте, выросло до 7200.
За кем первокурсникам социологию вел занятия в 1915-1916 годах?
В 1915-1916 годах первокурсникам социологию вел К М Тахтарев.
Какие формы институционализации социологии существуют в России?
В России существуют различные формы институционализации социологии, такие как создание специальных учебных заведений, проведение научных исследований, организация научных конференций и публикация научных статей.