понятие психолого-педагогической поддержки
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 28.01.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Понятие психолого-педагогической поддержки
Заключение
Список литературы
Разработка плана комплексной помощи (определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов). - Реализация плана по решению проблемы (выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения).Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению. Итогами психолого-педагогического сопровождения ребёнка должны быть: - сформирование у всех участников педагогического процесса понятийного аппарата;- разработка карт индивидуального развития дошкольников; - разработка алгоритма психолого-педагогического сопровождения; - в работе специалистов детского сада и воспитателей разработка схемы взаимодействия; - организация работы ПМП(к), подготовка необходимой документации [3]. Предлагаемая модель сопровождения вводит видоизменения не только в содержании образования, но и организацию всего процесса жизнедеятельности детей охватывает и вопросы управления дошкольным образовательным учреждением. Для комплексной работы и организации целого пространства формирования и воспитания детей значительна совместная работа специалистов дошкольного образовательного учреждения. Это обеспечивает качественное психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех периодах детства, родителей делает поистине равноправными участниками образовательного процесса. Поэтому, целью психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) становится: - установление тесного и неизменного сотрудничества детского сада и семьи, которое позволяет помочь родителям партнерский диалог наладить со своим ребенком на основании принятых знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей; - психолого-педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по раскрытию и анализу истинных и потенциальных проблем у родителя, совместному проектированию вероятного выхода из них [4]. Федеральные государственные образовательные стандарты — это система условий психолого-педагогической поддержки формирования и социализации детей. Введение стандарта порожденаосновной миссией дошкольного образования — наполнить жизнь ребенка положительными переживаниями детства. Поэтому, стандарт индивидуальные потребности ребенка учитывает, которые связаны с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и на то акцентирует внимание, что два социальных института участвуют в образовании ребенка: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле. ЗаключениеПсихолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения осуществлениеследующих принциповпредполагает:Следование за естественным формированием ребенка на данном возрастном периоде его жизненного пути;Сопровождение базиретсяна те психические личностные достижения, которые поистине есть у ребенка и составляют редкий багаж его личности.Психологическая среда в себе воздействие и давлениене должна нести.Позиция педагога должна разрешаь ребенку поистине оценивать обстановку и личное положение в детском саду.Приоритетность целей, ценностей, потребностей формирования внутреннего мира самого ребенка.Ориентация деятельности на основание условий, разрешающих ребенку самостоятельно основать систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значительные положительные жизненные избрания.Позиция педагога в соответствии с этими принципами, разрешает быть рядом с ребенком в трудных, переломных периодах, чутко реагировать на проблемы с учетом видоизменений.В процессе обучения школьников, студентов в школе, вузе, особенно в период их адаптации к образовательному процессу, существенное значениеприобретаетэффективноепедагогического сопровождение личности, учебной группы. Понятие «педагогическое сопровождение» появилось в отечественной науке относительно недавно. Часть специалистов считают, что данной термин тесно связан с педагогической поддержкой, но выступает в качестве самостоятельного педагогического инструмента , другие придерживаются мнения о том, что педагогическое сопровождение выступает в качестве независимого явления . Отмечается, что понятие педагогической поддержки является первичным по отношению к педагогическому сопровождению . В педагогических словарях термин «педагогическая поддержка», определяется, как «деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям (и подросткам) в решении индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, личным и профессиональным самоопределением.В данное время система отечественного образования находится в обстановке трудного многопланового реорганизации, котороеисполняется почти на всех уровнях функционирования образовательных структур и соответствующих образовательных учреждений. В научно-теоретическом плане реорганизация отечественного образования новыми концептуальными идеями обеспечивается, и, одной из наиболее сущтвенных, является идея беспрерывного образования, осуществление которой в образовательной практике предстает чрезмерно трудной проблемой. Постоновление данной проблемы от степени интеграции системы во многом зависит «дошкольное образовательное учреждение - общеобразовательная школа». При этом данная интеграция необходимой образовательной преемственностью должна характеризоваться, при которой переход детей с одной образовательной ступени на следующую по возможности должен быть для личности ребенка плавным, незаметным и естественным. В этом контексте, на начальную ступень обучения переходя дошкольник в школе должен владеть развитыми адаптационными возможностями и соответствующей готовностью к новым образовательным условиям.Особенную трудность при переходе на начальную ступень обучения в школе испытывают дезадаптивные дети. Деструктивные уклонения в интеллектуальной, эмоционально-волевой и поведенческой сфере личности дезадаптивного дошкольника определяют невозможность его удачной адаптации к новым образовательным реалиям, что приводит в результате к психосоматическим уклонениям в здоровье ребенка. Истекая из этого, смысл психолого-педагогической помощи дезадаптивным детям в условиях дошкольного образовательного учреждения невозможно переоценить.aОбобщение вышеизложенного разрешает выделить главные направления психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения:- педагогическая и психологическая диагностика уклонений в психофизическом развитии и раскрытие потребностей в коррекционной помощи;- индивидуальная, групповая, фронтальная коррекнионно- развивающая работа;- развитие адекватной потребностям специальной коррекционно-развивающей среды;- основание индивидуальных и групповых коррекционных программ, которые ориентированы на определнных детей и постоновление соответствующих коррекционных задач;- психотерапевтическая и педагогическая помощь родителям в гармонизации внутрисемейных отношений и оптимизации их состояния;- научное обоснование коррекционных технологий , употребляемых в процессе обучения и воспитания.Широкая сфера употребления психолого-педагогическогосопровождения разрешает рассматривать его как неотъемлемое звено системы образования. Расширение представлений о целях образования, в числе которых введены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей определяет интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения.Список литературыАнтонова Л. Н. Педагогическая поддержка детей группы риска // Вестник Московского гос. обл. ун-та. - Серия : Педагогика. - 2011. - № 1. - С. 14-17.Бондаровская Л. В. Сущность социально-педагогической поддержки как особого вида социально-педагогической деятельности // Омский научный вестник. - 2010. - № 1. - С. 143-145.Прохорова О.. Социально- педагогическая поддержка школьника в трудной ситуации. «Воспитание школьников»- №8/2012 год с.30-35Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Речь.С. - Петербург. 2014.Лысенко Е.М. Возрастная психология. Владос-пресс. Москва 2011Николаева М.В., Севостьянова Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция. Учебное пособие. 2013. ВолгоградМорозова Е.И. Новые подходы к организации помощисемьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста, Дефектология №3, 2013, с 49 – 57Бодрова Е. В., Юдина Е. Г. Проблема творческого мышления в обучении дошкольников // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. — М., 1987.Гаврилушкина О. П., Головчиц Л. А., Егорова М. А. Психологические аспекты специального образования и новых коррекционных программ и технологий. // Психологическая наука и образование. — 2011. — №1.Гречихо Е. В. Социокультурная образовательная среда: определение понятий. // Сборник научных трудов. — Мн., 2012 г.Громыко Н. М., Лапицкая И. В. Проектно-тематический подход к обучению дошкольников. — Мн., 2010.Концепция дошкольного образования Республики Беларусь // Настаўн. газ., 2014. — 22 ліп.— С 1–3.Коростелева.Т. М. Обновление содержания и форм организации дошкольного образования в республике Беларусь. // Пралеска , 2010., №6.Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка; // Ок. 3500 слов. – М.; Рус. яз.,2012. – 704 с.Орлов В. А., Лебедева В. П. // Стандарты и мониторинг. —2010.,— №4.Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Под редакцией Ерофеевой Т. И. // М. Академия, — 2012г.Третьяков П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление образованием по результатам. // М. Новая школа,—2011.Юдина Е. Г. Педагогическая этика и профессиональное самосознание педагога // Человек. — 2010. — №2.Юдина Е. Г. Профессиональное сознание педагога: опыт постановки проблемы в современном образовании.// Психологическая наука и образование — 2011. — №1.
2. Бондаровская Л. В. Сущность социально-педагогической поддержки как особого вида социально-педагогической деятельности // Омский научный вестник. - 2010. - № 1. - С. 143-145.
3. Прохорова О.. Социально- педагогическая поддержка школьника в трудной ситуации. «Воспитание школьников»- №8/2012 год с.30-35
4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Речь.С. - Петербург. 2014.
5. Лысенко Е.М. Возрастная психология. Владос-пресс. Москва 2011
6. Николаева М.В., Севостьянова Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция. Учебное пособие. 2013. Волгоград
7. Морозова Е.И. Новые подходы к организации помощисемьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста, Дефектология №3, 2013, с 49 – 57
8. Бодрова Е. В., Юдина Е. Г. Проблема творческого мышления в обучении дошкольников // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. — М., 1987.
9. Гаврилушкина О. П., Головчиц Л. А., Егорова М. А. Психологические аспекты специального образования и новых коррекционных программ и технологий. // Психологическая наука и образование. — 2011. — №1.
10. Гречихо Е. В. Социокультурная образовательная среда: определение понятий. // Сборник научных трудов. — Мн., 2012 г.
11. Громыко Н. М., Лапицкая И. В. Проектно-тематический подход к обучению дошкольников. — Мн., 2010.
12. Концепция дошкольного образования Республики Беларусь // Настаўн. газ., 2014. — 22 ліп.— С 1–3.
13. Коростелева.Т. М. Обновление содержания и форм организации дошкольного образования в республике Беларусь. // Пралеска , 2010., №6.
14. Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка; // Ок. 3500 слов. – М.; Рус. яз.,2012. – 704 с.
15. Орлов В. А., Лебедева В. П. // Стандарты и мониторинг. —2010.,— №4.
16. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Под редакцией Ерофеевой Т. И. // М. Академия, — 2012г.
17. Третьяков П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление образованием по результатам. // М. Новая школа,—2011.
18. Юдина Е. Г. Педагогическая этика и профессиональное самосознание педагога // Человек. — 2010. — №2.
19. Юдина Е. Г. Профессиональное сознание педагога: опыт постановки проблемы в современном образовании.// Психологическая наука и образование — 2011. — №1.
О психолого-педагогической поддержке студентов первых курсов образовательных учреждений среднего профессионального
О психолого-педагогической поддержке студентов первых курсов образовательных учреждений среднего профессионального
Внедрение концепции личностно-ориентированного образования означает необходимость пересмотра системы организации процесса образования. Тем не менее, многие из преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений, не понимают, что это означает существенное изменение собственной профессиональной позиции, переход к функции передачи и интерпретации знаний психолого-педагогической поддержки в субъектном освоение этих знаний. В этом случае понятие «психолого-педагогическая поддержка студентов» понимается ими чрезмерно заужено, что помощь, оказываемая квалифицированными специалистами тех, кто нуждается в ученики, и только тогда, когда возникает в этом необходимость.
Современные российские и зарубежные исследователи сходятся во мнении, что это гораздо более обширное понятие. Она включает в себя профилактическую и оперативную помощь учителя учебного заведения в решении различных проблем отдельных учащихся. Такие проблемы могут быть связаны с физическое и психическое здоровье учащихся, их социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникации, а также жизни, профессиональным и этическим выбором.
Основные концептуальные положения, представляющие психолого-педагогической поддержки были разработаны Олегом Самойловичем Газманом. Согласно его теории, наиболее успешное развитие личности происходит через гармоничное сосуществование двух сущностно различных процессов - социализации и индивидуализации. Первый процесс способствует усвоению принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование молодежи социально-типичного), а второй становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-лично-конкретного человека).
Последователи О. С. Газмана сделал некоторые коррективы в понятие «психолого-педагогическую», сконцентрировав внимание на педагогической стороне ее реализации:
·в первую очередь, педагогической поддержки не является, в отличие от образования, и в гармонии с ней;