Финансовая безопасность государства как элемент экономической безопасности
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 04.02.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Понятие и структура экономической безопасности государства 5
1.1. Сущность экономической безопасности государства 5
1.2. Основные элементы экономической безопасности 9
Глава 2. Анализ финансовой составляющей экономической безопасности 14
2.1. Сущность и структура финансовой безопасности 14
2.2. Оценка состояния финансовой безопасности 18
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Одним из главных факторов финасовой безопасности страны является также состояние государственных финансов, которое в свою очередь зависит от сбалансированности государственного бюджета. Сбалансированность государственного бюджета определяют как отношение величины бюджетного дефицита к ВВП, национального дохода или же расходов бюджета. Согласно международной практике допустимый уровень бюджетного дефицита представляет 2-3 % от ВВП, 5 % национального дохода и 10 % расходов Государственного бюджета[3].По мнению специалистов нормальным для экономической безопасности является дефицит государственного бюджета в размере 3 % от ВВП[10]. Как свидетельствуют данные статистики, этот показатель в России является значительно более высоким. Основы сложившейся ситуации сформировались еще при распаде СССР. Уровень финансово-экономической безопасности длительное время снижался вследствие несбалансированного роста уровня цен. Экономика России получила в наследство от командно-административной системы СССР инфляционный потенциал, вклады населения в банках не были обеспечены реальными активами. Следует также учитывать избыточную эмиссию денег, которая значительнопревышала товарную массу. По нашему мнению, одним из факторов, который представляет угрозу финансово-экономической безопасности Украины является высокий уровень налоговой нагрузки. Налоговая нагрузка - это мера, степень, уровень экономических ограничений, которые возникают вследствие отчисления денежных средств в уплату налогов, отвлекая их от других возможных направлений использования [7, с. 334].Величина налоговой нагрузки зависит не только от размера налоговых ставок, но и от количества налоговых льгот для определенных субъектов ведения хозяйства. В экономической науке используют несколько подходов к оцениванию уровня налоговой нагрузки, а именно: - как отношение суммы налоговых поступлений в бюджет к величине совокупных доходов частного сектора экономики;- как разница между общей суммой налоговых поступлений и расходами и трансфертами из бюджета на содержание частного сектора экономики; - как часть налоговых бюджетных поступлений в ВВП [6, с. 273]. В условиях мирового экономического кризиса для большинства стран является характерным померная налоговая нагрузка и проведение стимулирующей налоговой политики, направленной на ускорение экономического роста, создание благоприятногоинвестиционного климата для развития хозяйственной деятельности и эффективного решения социальных проблем в государстве. Вместе с тем удельный вес налогов, сборов и обязательных платежей в ВВП многих стран является достаточно существеннымй. Так, он колеблется в пределах 40-50 % в таких европейских странах, как Италия, Австрия, Франция, Бельгия, Норвегия, Финляндия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Дания [12]. По сравнению с большинством стран Европейского Союза уровень налоговой нагрузки в России является средним. Однако следует учитывать, что отечественная экономика все еще находится в состоянии трансформации. При таких условиях даже средние по европейским нормам налоги приводят к негативным последствиям. Одним из таких последствий есть тенизация, которая представляет одну из наибольших угроз для уровня экономической безопасности России. Официальный ВВП России - это лишь половина реально полученных в отечественной экономике доходов. Это значит, с одной стороны, скрытое недофинансирование общественных благ, а с другой - наличие неравномерного распределения налоговых обязательств между предприятиями и домохозяйствами. Еще одной важной проблемой, которая, по нашему мнению, представляет угрозу финансово-экономической безопасности в России есть сложность и неэффективность механизма администрирования налогов. При вычислении налоговой нагрузки следует учитывать расходы, связанные с администрированием налогов (трансакционные расходы). Значение налогового коэффициента с учетом таких расходов было бы намного выше, однако оно бы помогло выявить причины неудовлетворения субъектов ведения хозяйства и домохозяйств. Общеизвестно, что завышенные расходы на администрирование налогов, чрезмерное их количество, запутанность налогового законодательства, чрезмерные сложности, связанные с ведением учета и расчетом налоговых обязательств подавляют уровень деловой активности экономических субъектов.С учетом расходов на администрирование налогов реальный уровень налоговой нагрузки в Украине составляет 70-80% от полученного дохода. Такой уровень налогообложения является значительно выше, чем в развитых странах мира и негативно влияет на экономику нашей страны. Из года в год налоговое давление увеличивается, тем самым вынуждая субъектов ведения хозяйства скрывать свои доходы. Действующая система налогообложения в России загнала в тень почти всю экономику, а объемы теневого сектора и масштабы уклонения от уплаты налогов приобрели угрожающий характер. Еще одной угрозой финансово-экономической безопасности отечественной экономики является неравномерность распределения налоговой нагрузки, что также приводит к тенизации экономики, нарушению принципов равенства и справедливости в налогообложении, замедлению инновационных процессов. Неравномерность налоговой нагрузки вызвана, прежде всеготаким явлением как перемещение налогового груза и несовершенство механизма предоставления налоговых льгот. В России большинство налогов платят юридические лица, однако за счет перемещения налогового груза значительную часть налоговых доходов государства в конечном итоге платят физические лица. Относительно налоговых льгот, то проблемой отечественной налоговой системы является их чрезвычайно большое количество и постоянная сменяемость перечня. Несовершенство системы налоговых льгот в России заключается еще и в том, что она не является действенным стимулирующим рычагом для ускорения развития приоритетных отраслей экономики, депрессивных территорий. Чрезмерное количество таких льгот усиливает неравномерность налогообложения. Таким образом, инструментыфискального регулирования не только не являются действенным средством повышения уровня финасово-экономической безопасности России, но, напротив, порождают ряд угроз для нее.Бюджетное и фискальное регулирование успешно может быть применено в России для усиления финансово-экономической безопасности с помощью таких мероприятий:-уменьшение уровня перераспределения доходов через бюджет и внебюджетные фонды, то есть снижение высокой фискальной нагрузки на бизнес, - повышение эффективности расходов государственного бюджета, - совершенствование долговой политики правительства (ускорение выплат внешних долгов и оптимизация заимствований на внешнем рынке, постепенный перевод внешнего долга во внутренний, привлечение финансовых ресурсов по как можно низшей стоимости и страхование финансовых рисков ради обеспечения стабильности и целостности финансовой системы), - совершенствование системы планирования государственного долга, которая должна предусматривать проектирование будущей задолженности на несколько лет, - совершенствование системы налогового контроля, - улучшение системы начисления и возмещения НДС из государственного бюджета (изменение базы начисления НДС, минимизация льгот для плательщиков НДС и т. п.).Таким образом, на сегодня стратегия экстенсивного развития экономики России себя исчерпала и можно уверенно констатировать, что эта стратегия (или скорее ее отсутствие) привели страну к экономическому тупику. В этой связи страна нуждается в новой концепции развития финансово-экономической системы, которая учитывает условия глобальной рыночной среды, нацелена на повышение уровня экономической безопасности, стойкий экономический рост.ЗаключениеВажной составляющей частью экономической безопасности любой страны является финансово-экономическая безопасность. Финансовая безопасность государства - это такое состояние финансовой, денежно-кредитной, валютной, банковской, бюджетной, налоговой систем, в котором создаются условия постоянного, надежного функционирования финансовой системы государства, что предотвращают возникновение финансового кризиса, дефолта, деструкцию финансовых потоков, нарушения стабильности денежного оборота, и которое характеризуется сбалансированностью, стойкостью к внутренним и внешним негативным угрозам, способностью этой системы обеспечивать эффективное функционирование национальной экономической системы и экономический рост. Цель системы обеспечения экономической безопасности заключается в поддержке надлежащего уровня развития экономики, наращивании технологически-инновационного потенциала, выявлении угроз и употребления адекватных мероприятий относительно их предотвращения и нейтрализации, защите экономических интересов общества и отдельного лица. Теоретическое обоснование понятия финансовой безопасности дает возможность в дальнейших разработках даты современную характеристику механизмам обеспечения надлежащего уровня отдельных составляющих финансовой безопасности и внести конкретные предложения относительно государственного регулирования и реформирования хозяйственной системы на микро-, мезо-и макроуровнях.В дальнейшем исследовании целесообразно, на основе определенной классификации видов финансово-экономической безопасности, провести исследование рисков безопасности (совокупности угроз) и сформировать практические рекомендации относительно минимизации потерь от их влияния.Список использованной литературы1. Арсентьев М. Финансовая безопасность России: [Электронный ресурс] [Текст] / М. Арсентьев. – Режим доступа: www.nasledie.ru.2. Бурцев В. В. Как государство должно обеспечивать свою финансовую безопасность[Текст]/ В. В. Бурцев // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. – 2009. - № 6. – С. 29-32.3. Государственный бюджет[Текст] / Под ред.М.И. Ткачук – Минск: Высшая школа, 2007. – 476 с.4. Гурьянова Л. С.Концептуальные подходы к моделированию финансовой безопасности государства [Текст] / Л. С. Гурьянова,В. В. Непомнящий // Проблемы экономики. - 2012. - № 4. – С. 232-237.5. Кузьменко В. В. Экономическая безопасность и устойчивое развитие: взаимодействие на региональном уровне: дис. канд. экон. наук: 08.00.01[Текст] / В.В. Кузьменко.– Донецк, 2007. – 171с.6. Левченко Н. Систематизация методик оценки налоговой нагрузки насубъектов ведения хозяйства [Текст] / Н. Левченко // Устойчивое развитие экономики. – 2011. – № 6. – С. 270-275.7. Майбуров И. Теория налогообложения [Текст] / И. Майбуров, А. Соколовская. – М.: Юнити-Дана, 2011. – 591 с.8. Мишина И. Г. Экономическая безопасность в условиях рыночных трансформаций: дис. канд. экон. наук: 08.00.01[Текст] /И.Г.Мишина. – Донецк, 2007. – 235 с.9. Моисеенко И. П., Марченко О.М. Управление финансово-экономической безопасностью предприятия [Текст] / И. П. Моисеенко, О. М. Марченко. – Львов, 2011. – 380 с.10. Федосов В. М., Вигивская Ю. П. Влияние государственного долга на финансовую безопасность Украины [Текст] / В. М. Федосов, Ю.П. Вигивская// Сборник научных работ Национального университета государственной налоговой службы Украины. -2012. - № 1. - С. 408-412.11. Экономическая и национальная безопасность[Текст] / Под ред. Е.А. Олейникова. - М., 2004. –768 с.12. Paying Taxes 2013: the global picture. – World Bank Group andPricewaterhouse Coopers: 2014. – November 10. – 128 р.
2. Бурцев В. В. Как государство должно обеспечивать свою финансовую безопасность [Текст] / В. В. Бурцев // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. – 2009. - № 6. – С. 29-32.
3. Государственный бюджет [Текст] / Под ред.М. И. Ткачук – Минск: Высшая школа, 2007. – 476 с.
4. Гурьянова Л. С. Концептуальные подходы к моделированию финансовой безопасности государства [Текст] / Л. С. Гурьянова, В. В. Непомнящий // Проблемы экономики. - 2012. - № 4. – С. 232-237.
5. Кузьменко В. В. Экономическая безопасность и устойчивое развитие: взаимодействие на региональном уровне: дис. канд. экон. наук: 08.00.01 [Текст] / В.В. Кузьменко.– Донецк, 2007. – 171 с.
6. Левченко Н. Систематизация методик оценки налоговой нагрузки на субъектов ведения хозяйства [Текст] / Н. Левченко // Устойчивое развитие экономики. – 2011. – № 6. – С. 270-275.
7. Майбуров И. Теория налогообложения [Текст] / И. Майбуров, А. Соколовская. – М.: Юнити-Дана, 2011. – 591 с.
8. Мишина И. Г. Экономическая безопасность в условиях рыночных трансформаций: дис. канд. экон. наук: 08.00.01 [Текст] / И.Г.Мишина. – Донецк, 2007. – 235 с.
9. Моисеенко И. П., Марченко О. М. Управление финансово-экономической безопасностью предприятия [Текст] / И. П. Моисеенко, О. М. Марченко. – Львов, 2011. – 380 с.
10. Федосов В. М., Вигивская Ю. П. Влияние государственного долга на финансовую безопасность Украины [Текст] / В. М. Федосов, Ю. П. Вигивская // Сборник научных работ Национального университета государственной налоговой службы Украины. - 2012. - № 1. - С. 408-412.
11. Экономическая и национальная безопасность [Текст] / Под ред. Е.А. Олейникова. - М., 2004. – 768 с.
12. Paying Taxes 2013: the global picture. – World Bank Group and Pricewaterhouse Coopers: 2014. – November 10. – 128 р.
Вопрос-ответ:
Что такое финансовая безопасность государства?
Финансовая безопасность государства - это состояние, когда финансовая система страны обеспечивает устойчивое функционирование экономики и защиту национальных интересов в сфере финансов. Она включает в себя меры по обеспечению стабильности финансовой системы, предотвращению и урегулированию кризисных ситуаций, а также защите национальных финансовых ресурсов от внешних и внутренних угроз.
Какие элементы входят в финансовую безопасность государства?
Финансовая безопасность государства включает в себя несколько ключевых элементов. Они включают в себя стабильность финансовой системы, обеспечение финансирования государственных программ и проектов, прогнозирование и мониторинг финансовых показателей, защиту национальной валюты от финансовых рисков, контроль и регулирование финансовых рынков, а также предотвращение и борьбу с финансовыми преступлениями.
Как оценивается состояние финансовой безопасности государства?
Оценка состояния финансовой безопасности государства производится с помощью различных финансовых показателей и индикаторов. Важными факторами для оценки являются уровень государственного долга, бюджетный дефицит, инфляция, валютные резервы, платежный баланс, уровень экспорта и импорта, а также эффективность управления государственными финансами. Анализ этих показателей позволяет определить уровень финансовой устойчивости и риски, которые могут возникнуть в сфере финансов государства.
Как финансовая безопасность государства связана с экономической безопасностью?
Финансовая безопасность государства является одним из важных элементов экономической безопасности. Устойчивость финансовой системы и эффективное управление государственными финансами являются основой для развития экономики и обеспечения стабильности национальной экономической системы. Финансовые ресурсы государства позволяют финансировать различные социальные программы, развивать инфраструктуру и обеспечивать экономический рост. Поэтому обеспечение финансовой безопасности страны является важным условием для достижения экономической стабильности и процветания.
Что такое экономическая безопасность государства и какая роль в ней играет финансовая безопасность?
Экономическая безопасность государства - это состояние, когда экономические процессы в стране обеспечивают устойчивое развитие и защищены от внешних угроз. Финансовая безопасность является одним из важных элементов экономической безопасности и отвечает за стабильность финансовой системы государства, защиту национальной валюты, предотвращение финансовых кризисов и максимизацию доходов государства.
Какие основные элементы включает экономическая безопасность государства?
Основными элементами экономической безопасности государства являются: финансовая безопасность, энергетическая безопасность, транспортная безопасность, экологическая безопасность, информационная безопасность, научно-техническая безопасность и др. Каждый из этих элементов вносит свой вклад в общую экономическую стабильность и защиту страны от внешних и внутренних угроз.
Как оценивается состояние финансовой безопасности государства?
Оценка состояния финансовой безопасности государства осуществляется по ряду показателей, включающих состояние бюджета, уровень государственного долга, уровень инфляции, финансовую стабильность банковской системы и другие факторы. Эти показатели позволяют определить уровень риска и уязвимости финансовой системы государства и принять необходимые меры для ее защиты и укрепления.
Какую роль играет финансовая безопасность в обеспечении стабильности страны?
Финансовая безопасность является одним из главных факторов стабильности страны. Она обеспечивает стабильность финансовой системы, предотвращает финансовые кризисы, способствует росту экономики и защите интересов государства. Финансовая безопасность позволяет эффективно управлять государственными финансами, осуществлять социальные программы и инвестиции, а также устанавливать долгосрочные экономические планы.