Развитие вокальных навыков учащихся младших классов общеобразовательной школы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Музыка
  • 32 32 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 10.02.2016
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты обучения детей младшего школьного возраста 5
1.1. Психологические основы развития детей младшего школьного возраста 5
1.2. Характеристика особенностей детского певческого голоса 10
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Методические основы обучения детей младшего школьного возраста вокалу 16
2.1.Особенности развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста 16
2.2. Особенности развития вокальных навыков детей младшего школьного возраста в хоровом классе 21
Выводы по второй главе 27
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Вокальные способности учащихся младшего школьного возраста (6-8 лет) характеризуются, в первую очередь, узкой динамической амплитудой, обусловленной физическим развитием ребёнка, малым объёмом лёгких, совместно с этим происходитразвитиесоответствующихсвойств певческого голоса, благодарячему тембры детских голосовобязанынепрерывно находиться в центре внимания учителя.Основным индикатором верного методического обучения в певческом исполнительстве является равномерность и чистота вокального интонирования учащегося, это явление подтверждают научные изучения голосовых способностейдетей в домутационном возрасте. Было известно, что качество звуковысотного интонирования тесносоединено с применением голосовых регистров (отвечающих за ровное певческое звучание). В фальцетном регистре достигнуть чистоты интонирования проще, чем в каком-либоином регистре. Внатуральном регистре интонация чище, чем при смешанном голосообразования. Предпосылки фальшивой интонации на отдельных высоких звуках у певцов соединены с регистровой перегрузкой данных звуков. Из приобретенных данных, возможно, сделать вывод, что неумение верно интонировать мелодию, то есть и петь, происходитвследствие злоупотребления грудного механизма голосообразования. Отсюда обязан,строится принцип вокально-тренировочных упражнений (распевание), цель которых добиться сглаженного регистрового звучания. Хорошо приступатьк распеванию с нисходящего постепенного звукоряда (или маленьких попевок в диапазоне б. 3, ч. 5), при этом нужноучесть зону примерных тонов и диапазон детского голоса. Зона пробного звучания у большинства детей младшего школьного возраста f1-a1, с них и рекомендуется приступатьк распеванию. Диапазон детского голосаневозможнополагать возрастным признаком (возрастными способностями), при работе над расширением звуковысотного диапазона целесообразней говорить о методической последовательности его применения в процессе обучения пению, с какого бы возраста не приступатьучиться пению[21, с.43].Характеризуя формирование детского голоса, следует отметить, что изменение его главныхчерт относятся не столько к звуковысотному диапазону, сколько к растущей силе голоса и обогащению тембра. Ширина же звуковысотного диапазона зависит от регистрового механизма и поддаётся управлению. В процессе обучения пению следует идти по пути постепенного расширения голоса, а,следовательно, поэтапного освоения голосовых регистров, в данной связи эффективноприменять вокальные упражнения нисходящего движения (постепенного, по звукам мажорного трезвучия соследующим его наполнением или скачкообразным ходом на любой отрезок в пределах октавы в разных штрихах). При включении в распевочный материал упражнений восходящего движения нужносмотреть за тем, когда грудной регистр добивается предела собственного напряжения, в этот момент слышится «перелом»голоса. Такое лишнееусилиеголоса при пении грудным регистром возникаеттрадиционно за кварту до переходных звуков. Зная это, следует преднамеренно уже при подходе к ним, приблизительно за кварту до переходных тонов, придвидеть звук за счёт ослабления динамики (т. е. уменьшения подскладочного давления) и смягчения атаки звука. Преодоление технически трудных задач обязаноисполняетсявокальным показом хормейстера при этом принципиальнособлюдать рациональные условия для звуковысотного восприятия детей. Иначе говоряпевческий показ хормейстера обязан быть в стиле звучания детского голоса (лёгкое по тембру, в средней и высокой зоне диапазонасравнительно певческого голосадетей, оченьравномерно по динамике, ближе к тихой звучности, в умеренном темпе). В этом случае слуховое восприятие станетболеесовершенным, а итогпозитивным.Уровень вокального развития характеризуется качеством исполнения, заключающимся не лишь в тембре и интонации, но, сначала, безошибочным звукообразованием, артикуляцией, дыханием поющих.Рассмотрим главные приёмы развития вокальных навыков:- вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на известный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;- вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;- при пении восходящих промежутковвысокий звук исполняется в позиции нижнего звука. А при пении нисходящих звуков – наоборот, нижний звук следует пытатьсяисполнять в позиции верхнего звука;- расширение ноздрей при входе (а лучше – до вдоха) и сохранения их в таком состояние при пении, что гарантируетнастоящее звучаниевысоких резонаторов, при этом движении активируется мягкое небо. А эластичные ткани, становятся упругими и наиболеежесткими, что содействует отражению голосовой волны при пении и, следовательно, резанирование звука;- целенаправленное управление дыхательными движениями;- произношение текста функциональным шёпотом, что инициирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;- беззвучная, но функциональная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что инициирует артикуляционный аппарат и способствует восприятию звукового образца;- проговаривание слов песен нараспев на одной возвышенностичуть-чуть возвышенным голосом по отношению к диапазону речевого голоса;- внимание хористов при этом обязано быть ориентировано на стабилизацию расположениягортани с целью постановки речевого голоса;- вариативность заданий при возобновлении упражнений и заучивания песенного материала за счет метода звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т. п.[15, с.47].У детейнужносовершенствовать и дикцию. Формирование хорошей дикции базируется на верно организованной работе над произношением гласных и согласных. Работая над дикцией с хоровым коллективом, необходимообучить певцов, насколько возможно чётче и светлеепроговаривать согласные. Это чрезвычайнопринципиально, потому что конкретночеткость согласных способствует, понять текст произведения. Формирование гласных и произношение их так же нужно. Также нужноучить хор и редуцированию. Редукция – понижение артикуляции звука. Хорошее певческое произношение отличаетсяособенным режимом дыхания.Выводы по второй главеТаким образом, правильное становление и формирования голоса в младшем школьном возрасте зависит от профессионализма музыкального руководителя.Задачи музыкального руководителя:- Приобщить каждого школьника к музыке;- формировать у детей музыкальное восприятие, воспитывать художественный вкус;- Ни в коем случае, не отстранять от занятий учащихся со слабыми музыкальными данными;- Быть примером для детей и требовать правильной дикции в исполнении;- Учитывать индивидуальность каждого ребенка.С самого начала обучения важно обращать внимание детей на качество звука, обучать их различать красивое пение, ценить его, осознано стремиться к правильному исполнению, анализировать и оценивать певческие достоинства и недостатки у себя и у других. Данная способность связана с развитием вокального слуха. Он и становится контролером правильного певческого исполнения во всех его проявленияхЗаключениеТаким, образом, любое творчество, в том числе музыкальное, соединено, в первую очередь, свозможностью эмоционального самовыражения личности ребёнка. Чтобы выражать себя, ребёнок обязанобладать каким-то инвентарем самовыражения. Таким универсальным инвентарем является его голосовой аппарат, который является не лишьинвентаремвоссоздания звука, но и восприятия всех звуковых явлений реальности, тем более восприятия музыки.Чтобы петь, ребёнок обязанэффективно участвовать в учебном процессе. С иной стороны, эффективно участвуя в учебном процессе, ребёнок начинаетдумать категориями и понятиямипредоставленного процесса. То есть, получается, что процесс пения – опосредованный процесс. И опосредован он отношениями с людьми, которые включены в этот процесс: такие же воспитанники, преподаватели, через общение с которыми происходитовладениеданным видом деятельности.Мышление относится к познавательной сфере психологических действий. Как вид психологических способностей мышлениеподразумеваетскоплениеопыта в определённой деятельности, так и вокального мышления не может быть без определённого звукового и практического опыта, на базе которого происходитформирование внутреннего слуха, музыкальных представлений, музыкального мышления. Музыкальные построения тогдапреобразуются в язык, когда они связываются с определёнными явлениями, предметами внешнего мира, с разными состояниями человека, с его переживаниями, когда звуки начинают обозначать данные явления и выступать средством передачи определённого отношения.В итоге развития вокального мышления ученик обязаннаучитьсявоспринимать, каким слуховым и внутренним чувствамподходитверное для окружающих певческое звучание. Но для того, чтобыпедагог пения мог воспитать слуховые и внутренние чувства учащемуся, чувство меры и свойства мышечного натяжения и напряженияобязано быть развито, в первую очередь, у него самого.Таким образом, формирование вокального мышления происходитна протяжении всего периода выработки определённых навыков, скопления вокально-слухового опыта. Поэтому, чем раньше ребёнок начинает заниматься пением, то есть формировать навыки, накапливая тем самым вокально-слуховой опыт, тем скорееразвивается вокальное мышление.Методические приёмы, которые применяются на уроках, помогают в формировании таких вокально-хоровых навыков, как певческая установка, пение в высокой позиции, то есть внедрение головных резонаторов, певческая артикуляция, то есть замена речевого двигательного стереотипа вокальным. В итоге выработки навыков развивается вокальное мышление, что проявляется в восприимчивости к качеству вокального звука: его расценивают, ассоциируютразное звучание голоса.Мы можем резюмировать, что вокальное мышление – это психическая активность, при помощи которой личность(младшийшкольник) приобщается к вокальному искусству через взаимодействие с вокальной (вокально-хоровой) деятельностью и отношения с преподавателями и такими же учениками.Список использованной литературыАбдуллин, Э.Б. Теория и методика преподавания музыки [Текст] / Э.Б. Абдуллин // Музыкальное образование: методическая подготовка учителя музыки.- М.,2001г. – 345с.2. Абдуллин, Э.Б. Музыкально-педагогические технологии учителя музыки: Учебное пособие [Текст] / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: Прометей, 2005. –  232 с.3. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика / Ю.Б. Алиев. - (Библиотека учителя музыки). Просвещение, 2000. – 235 с.4. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие / В.П. Анисимов. – М.: ВЛАДОС, 2004.  – 128 с.5. Бергер, Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке (Голос нот). - Спб.: КАРО, 2004. - 368 с.6. Безбородова, Л.А., Алиев, Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособ. для студ. муз. фак. педвузов – М.: изд. Центр «Академия», 2000. – 416с.7. Венгрус, Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. - С-П.: Музыка, 2000. – 378 с.8. Венгрус, Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». Великий Новгород, 2000. – 245 с.9. Живов, В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. М.: Владос, 2003. – 272 с.10. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие/ Т.А. Затямина. – М.: Глобус, 2007. – 170 с. –  (Уроки мастерства).11. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке [Текст]/Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1–8 классы/под руководством Д.Б. Кабалевского. – М.: Просвещение, 2007. – 224 с. – С. 5 – 18.12. Красильникова, М.С. Программа «К вершинам музыкальногоискусства» [Текст] /М.С.Красильникова //Искусство в школе, №6, 2002.13. Никольская-Береговская, К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003. – 270 с.14. Осеннева, М.С. Методы музыкального воспитания младших школьников. [Текст]/ методическое пособие, М.С. Осеннева, И.А.Безбородова. - М.: Академия, 2001. -368с. 15. Осеннева, М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. Учебное пособие /  М.С. Осеннева, В.А. Самарин, Л.И. Уколова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 223 с.16. Сергеева, Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях [Текст]: учебное пособие/отв. ред. И.В. Пигарева/ Г.П.Сергеева. – М.: Педагогическая академия, 2010. – 176 с.17. Осеннева, М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. - М.: Академия, 2003. – 192 с.18. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика [Текст] / В.И. Петрушин. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1999 – 176 с. – С. 36.19. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. Начальные классы. – М.: «Просвещение», 200220.Усачева, В. О. Примерная программа «Музыкальное искусство». [Текст]/ В.О.Усачёва, Л. В. Школяр, В. А. Школяр., М.: «Вентана-Граф», 2009 г. – 53 с.21.Усачева, В. О. Учебник «Музыка». [Текст]/ В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В. А.Школяр. М.: «Вентана-Граф», 2010 г.- 127 с.  22. Усачева, В.О. Сочинение и импровизация музыки на уроках и во внеурочное время: Опыт исследования проблемы [Текст]/ В.О. Усачева. –  М.: Научтехлитиздат, 2002. – 80 с.23. Шеломов, Б.И. Детское музыкальное творчество на русской народной основе. Методическое пособие для педагогов детских музыкальных школ / Б.И. Шеломов. – СПб.: Композитор, 2008. – 256 с.24.Школяр, Л.В. Теория и методика музыкального образования детей [Текст] // сост. Л.В. Школяр М.С.Красильникова, Е.Д. Критская, В.О. Усачева, В.В. Медушевский, В.А. Школяр. - М.: Флинта - Наука, 2004г. -285с.25. Intel: «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века [Текст] : учеб. пособие. – М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2010. – 168 с.

Список использованной литературы
1. Абдуллин, Э.Б. Теория и методика преподавания музыки [Текст] /
Э.Б. Абдуллин // Музыкальное образование: методическая подготовка учителя музыки.- М.,2001г. – 345с.
2. Абдуллин, Э.Б. Музыкально-педагогические технологии учителя музыки: Учебное пособие [Текст] / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: Прометей, 2005. – 232 с.
3. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика / Ю.Б. Алиев. - (Библиотека учителя музыки). Просвещение, 2000. – 235 с.
4. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие / В.П. Анисимов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
5. Бергер, Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке (Голос нот). - Спб.: КАРО, 2004. - 368 с.
6. Безбородова, Л.А., Алиев, Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособ. для студ. муз. фак. педвузов – М.: изд. Центр «Академия», 2000. – 416с.
7. Венгрус, Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. - С-П.: Музыка, 2000. – 378 с.
8. Венгрус, Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». Великий Новгород, 2000. – 245 с.
9. Живов, В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. М.: Владос, 2003. – 272 с.
10. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие/ Т.А. Затямина. – М.: Глобус, 2007. – 170 с. – (Уроки мастерства).
11. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке [Текст]/Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1–8 классы/под руководством Д.Б. Кабалевского. – М.: Просвещение, 2007. – 224 с. – С. 5 – 18.
12. Красильникова, М.С. Программа «К вершинам музыкального
искусства» [Текст] /М.С.Красильникова //Искусство в школе, №6, 2002.
13. Никольская-Береговская, К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От
древности до XXI в.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003. – 270 с.
14. Осеннева, М.С. Методы музыкального воспитания младших школьников. [Текст]/ методическое пособие, М.С. Осеннева, И.А.Безбородова. - М.: Академия, 2001. -368с.
15. Осеннева, М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. Учебное пособие / М.С. Осеннева, В.А. Самарин, Л.И. Уколова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 223 с.
16. Сергеева, Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях [Текст]: учебное пособие/отв. ред. И.В. Пигарева/ Г.П.Сергеева. – М.: Педагогическая академия, 2010. – 176 с.
17. Осеннева, М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. - М.: Академия, 2003. – 192 с.
18. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика [Текст] / В.И. Петрушин. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1999 – 176 с. – С. 36.
19. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. Начальные классы. – М.: «Просвещение», 2002
20.Усачева, В. О. Примерная программа «Музыкальное искусство». [Текст]/ В.О.Усачёва, Л. В. Школяр, В. А. Школяр., М.: «Вентана-Граф», 2009 г. – 53 с.
21.Усачева, В. О. Учебник «Музыка». [Текст]/ В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В. А.Школяр. М.: «Вентана-Граф», 2010 г.- 127 с.
22. Усачева, В.О. Сочинение и импровизация музыки на уроках и во внеурочное время: Опыт исследования проблемы [Текст]/ В.О. Усачева. – М.: Научтехлитиздат, 2002. – 80 с.
23. Шеломов, Б.И. Детское музыкальное творчество на русской народной основе. Методическое пособие для педагогов детских музыкальных школ / Б.И. Шеломов. – СПб.: Композитор, 2008. – 256 с.
24. Школяр, Л.В. Теория и методика музыкального образования детей [Текст] // сост. Л.В. Школяр М.С.Красильникова, Е.Д. Критская, В.О. Усачева, В.В. Медушевский, В.А. Школяр. - М.: Флинта - Наука, 2004г. -285с.
25. Intel: «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века [Текст] : учеб. пособие. – М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2010. – 168 с.

Вопрос-ответ:

Какие психолого-педагогические аспекты важны при развитии вокальных навыков учащихся младших классов?

При развитии вокальных навыков учащихся младших классов важно учитывать психолого-педагогические аспекты, такие как особенности развития детей младшего школьного возраста, их музыкальные способности и интересы, а также уровень их физического и психического развития.

Какие особенности детского певческого голоса необходимо учитывать при обучении вокалу детей младшего школьного возраста?

При обучении вокалу детей младшего школьного возраста необходимо учитывать особенности их певческого голоса, такие как его устойчивость и гибкость, диапазон, силу и красоту звучания. Также важно обратить внимание на правильную дыхательную технику и артикуляцию при пении.

Какие методические основы следует использовать при обучении вокалу детей младшего школьного возраста?

При обучении вокалу детей младшего школьного возраста следует использовать методические основы, направленные на развитие слуховых и ритмических способностей, а также на формирование правильной дыхательной техники и артикуляции. Важно использовать игровые и развлекательные формы работы для увлечения детей и создания позитивной обстановки.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По первой главе статьи можно сделать выводы о важности учета психолого-педагогических аспектов при развитии вокальных навыков учащихся младших классов, а также о необходимости учитывать особенности детского певческого голоса. Также можно отметить, что успешное обучение вокалу детей младшего школьного возраста требует разнообразных методических подходов и активной игровой работы.

Какие особенности развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста?

Особенности развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста включают укрепление слуховых и ритмических навыков, формирование музыкального словаря и аппарата, а также развитие певческого голоса и общей музыкальной культуры. В этом возрасте дети проявляют большой интерес к музыке и могут успешно осваивать различные элементы вокальной техники.

Какие психолого-педагогические аспекты особенно важны при обучении детей младшего школьного возраста вокалу?

При обучении детей младшего школьного возраста вокалу важно учитывать их психологические особенности, такие как развитие воображения, эмоциональность, способность к имитации, фантазия и т.д. Также необходимо использовать педагогические методы, направленные на развитие музыкальных способностей детей.

Какие особенности характеризуют детский певческий голос?

Детский певческий голос отличается от голоса взрослых уникальными особенностями, такими как высокое положение голоса, тонкий тембр, ограниченный диапазон звуков. Важно учитывать эти особенности при организации голосового образования учащихся младших классов.

Какие методические основы обучения детей младшего школьного возраста вокалу существуют?

При обучении детей младшего школьного возраста вокалу можно использовать методы, основанные на развитии слуха, имитации, артикуляции, дыхания и речи. Также важно применять методы, направленные на развитие музыкальной памяти и творческого мышления учащихся.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

Из первой главы статьи можно сделать вывод, что для успешного развития вокальных навыков учащихся младших классов необходимо учитывать психологические особенности детей данного возраста, такие как развитие воображения, эмоциональность, способность к имитации. Также важно учитывать особенности детского певческого голоса и применять методы, основанные на развитии слуха, имитации, артикуляции, дыхания и речи.

Какие особенности развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста важно учитывать при обучении вокалу?

При обучении детей младшего школьного возраста вокалу важно учитывать особенности их развития музыкальных способностей, такие как развитие слуха, музыкальной памяти, ритма и моторики. Также необходимо создавать условия для развития творческого мышления и самовыражения учащихся.