Организация адаптации детей с ОВЗ к первому классу
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 32 + 32 источника
- Добавлена 19.03.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ 6
1.1. Общие теоретические и методологические подходы к процессу адаптации 6
1.2. Характеристика школьной адаптации и дезадаптации 10
1.3. Особенности школьной адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 14
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ К ПЕРВОМУ КЛАССУ 21
2.1. Организация исследования 21
2.2. Результаты диагностики 23
2.3. Проект программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с НОДА на этапе адаптации к обучению в школе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
Задания на составление целого из частей (фигуры, изображения) и на воссоздание силуэтов из наборов фигур. К ним относятся задания «Составь картинку», «Дорисуй», «Дострой», геометрические мозаики. Эти задания дают развитие у детей сенсорных умений и способностей, аналитического восприятия.Для развития внимания, памяти, логического мышления на уроках вводятся задачи на смекалку.Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активную умственную деятельность. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата задачи на смекалку предполагают материальные действия:Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек, фигур.Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество фигур, палочек.Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании фигур, палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры[11].Обязательно следует использовать игры, способствующие расслаблению, созданию в группе детей дружеской атмосферы, взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом. Например:1. “Танцующие руки” Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования). Закройте глаза, и когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось (2—3 минуты). Игра проводится под музыку.2. “Слепой танец”. Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения. Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет ―слепой. Другой останется ―зрячим и сможет водить ― слепого. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку.В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами. По мере избавления ребенка от тревожных состояний, можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.3. “Кричалки – шепталки - молчалки”. Цель: развитие наблюдательности, волевой регуляции, умения действовать по правилу. Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — ―кричалку можно кричать, сильно шуметь; желтая ладонь ―шепталка — нужно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал ―молчалка — синяя ладонь — дети должны замереть на месте и не шевелиться. Заканчивать игру следует ―молчалками[21].Систематическое использование на уроках заданий, направленных на расслабление, успокоение, развитие внимания, пространственного и логического мышления, основанные на дифференциальной и индивидуальной системе организации обучения, расширяет кругозор младших школьников с двигательными нарушениями и позволяет им более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни. Для развития эмоциональной сферы детей можно использовать следующие упражнения.Игра «Котенок». Цели игры: мышечное расслабление, снятие психоэмоционального напряжения. Ведущий: Представим, как мы превращаемся в котенка. Котенок лежит на коврике и мурлычет свою любимую песенку. Ему тепло и уютно. Встаем на коленки, затем ложимся, свернувшись клубочком. Греемся на солнышке. Котенок просыпается, встает на коленки, ловит «свой хвостик», громко мяукает, выгибает спину.Упражнение «Скульптура». Цель – разогрев, развитие коммуникативных качеств. Стимульный материал: карточки-задания: ребенок, который ничего не боится; который всем доволен; выполнил сложное задание, получил хорошую отметку, получил подарок, выздоровел, победил в соревнованиях.Дети получают задание вылепить скульптуру. Один из ребят - «глина», затем дети меняются ролями. После проведения игры обсуждение с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет.Упражнение «Облако». Цель – релаксация.Ведущий. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на сказочном облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо, ветер овевает твое лицо. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно "увидеть" это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное.Теперь мы снова на своем облаке, и оно везет нас назад. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.Упражнение «Покажи свой гнев». Ребятам предлагается показать свой гнев. Затем свой страх, возникающий у того человека, который видит такой гнев. Затем показать радость и то как может отреагировать злой человек на эту радость.Упражнение «Больница». Ведущий предлагает детям закрыть глаза и представить какое - либо страшное существо, которого обычно боятся все. Затем ведущий сообщает, что у страшного существа очень болят зубы, распухла щека. Каждому ребенку предлагается представить, как ему больно, на его лице страдание (слезы, повязка и т. д.). Затем ведущий рассказывает, что это существо очень боится идти к врачу, оно, так же как и дети, не любит лечить зубы. Ребенку нужно превратиться в доброго и внимательного врача, которого никто не боится, и «вылечить» это страшное существо – и представить его заново, но уже веселым и счастливым. Смотрите, как мы сами можем сделать даже самое страшное чудовище счастливым.Рисование на свободную тему. Цель: релаксация и отреагирование накопленных переживаний.Детям дается задание рисовать все, что им хочется.Упражнение «Избавляемся от эмоций». Все встают в круг. Представьте, что в ваших ладошках лежит комок из неприятных эмоций (у кого какие?) – страх, капризы, упрямость. Соберите в ладошки все свои страхи и неприятности. Этот комок становится все тяжелее и вот уже настолько тяжело, что от него надо избавиться. Давайте выкинем этот комок за круг, собрав при этом все свои силы.Игра «Ветерок». Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, расслабление. Дети ложатся на животики на ковер и закрывают глаза. Один из детей гладит всех остальных по спинке – он ветерок. Затем дети должны открыть глаза и угадать, кто был ветерком. Желательно чтобы каждый из детей побывал в роли ветерка.Упражнение «В магазине зеркал». Цель - развитие спонтанности и снижению эмоционального напряжения ребенка.Выбирается желающий ребенок, который приходит в «магазин зеркал», остальные дети – зеркала. Ребенку предлагается вспомнить, например, веселый праздник, грустную историю, страшную сказку и т. д. и изображать последовательно чувства, которые у него эти воспоминания вызывали. Остальные дети повторяют, «отзеркаливают» его мимические и пантомимические проявления. Каждому желающему предоставляется возможность сходить в «магазин зеркал». Обсуждаем, страшное может стать смешным.Упражнение «Остров». Цель - развитие коммуникабельности, взаимопомощи, уверенности в себе. Для игры необходима газета, которая стелется на пол. Дети «терпят крушение в океане»: после хлопка ведущего они должны быстро запрыгнуть на газету и не упасть в «воду». Затем газета понемногу складывается и становится меньше. Тем, кто «упал в воду» надо оказать помощь. «Утопающих» с каждым разом становится больше. Делаем веревки, лодки, спасательные круги из самих ребят. Обсуждение. Кому было приятнее оказывать помощь, а кому, чтобы помощь оказали ему? А кто ни разу не оказывался в воде? Упражнение «Звучащие краски». Цель – развитие воображения, актуализация ранних психических травм. Звучит классическая музыка. Изобразите при помощи красок на бумаге те образы, которые у вас возникли. Коллективное обсуждение: Как вы думаете, что хотел изобразить автор этого рисунка, что у него на душе?Кроме учебной деятельности необходима включенность детей с нарушениями ОДА в социо- культурную жизнь, при которой дефекты в результате компенсации не препятствуют процессам социального взаимодействия и самореализации. При этом коррекционное и реабилитационное воздействие направлено на изменение личности за счёт оптимизации индивидуального развития ребёнка и гуманизации социально- психологической среды его обитания[23]. Для социально-культурной интеграции детей с ДЦП используются возможности объединения детей с разной степенью дефекта в общее дело и включение их в совместную деятельность со здоровыми детьми через выбор форм, которые интересны и тем, и другим. В результате повышаются возможности социальных контактов детей с ДЦП, что поможет им в дальнейшем в достижении желательных образовательных целей.ЗАКЛЮЧЕНИЕНастоящее исследование было организовано с целью изучения особенностей адаптации первоклассников с ОВЗ в школе. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.В ходе анализа научной литературы было подчеркнуто, что понятие адаптации означает приспособление к условиям среды. Психологическая адаптация рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в себя и принятие индивидом социальной роли. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка: формирование адекватного поведения; установление контактов с обучающимися и учителем; овладение навыками учебной деятельности. Важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем. Трудности приспособления к школе могут быть связаны с учебным процессом или с усвоением правил и норм школьной жизни. Разным детям требуется различное время для того, чтобы освоиться в школе. У младших школьников с ОВЗ и в частности с нарушениями ОДА адаптация к новым социальным условиям школы протекает тяжелее, чем у детей с нормальным развитием. Часто дезадаптация проявляется в преобладании отрицательных эмоций, частой смене настроения, аффективных вспышках, проявлении агрессии к окружающим, конфликтности, раздражительности, тревожности, беспокойства, неуверенности в себе. Динамика адаптации зависит от как от первичного дефекта, так и от степени тяжести нарушений компонентов адаптационных механизмов и их сочетания.Эмпирическое исследование показало, что у первоклассников с НОДА высокий уровень школьной тревожности, характерными тревожащими факторами у младших школьников с НОДА являются ситуации проверки знаний, ситуации, сопряженные с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, низкая сопротивляемость стрессам. У первоклассников с НОДА школьная мотивация не сформирована, у них низкий уровень мотивации, при этом у одного ребенка отмечается школьная дезадаптация, отрицательное отношение к школе. У детей преобладает негативное отношение к школе, негативная самооценка, преобладание отрицательных эмоций в школе.На основе результатов исследования была разработана программа по адаптации первоклассников с НОДА к школе.При обучении в школе большое значение придается коррекции двигательной сферы, слуха, зрения, речи, а также развитию внимания, пространственного, наглядно – образного мышления. При организации лечебно-педагогических мероприятий необходимо участие не только педагогов, но и врачей. При наличии у детей множественных дефектов, в том числе двигательных, речевых, интеллектуальных и так далее, у них ослабляется желание к любому виду деятельности. Поэтому важным и необходимым моментом при коррекционной работе является формирование у таких детей желания к деятельности и развитие при этом познавательных интересов. Систематическое использование на уроках заданий, направленных на расслабление, успокоение, развитие внимания, пространственного и логического мышления, основанные на дифференциальной и индивидуальной системе организации обучения, расширяет кругозор младших школьников с двигательными нарушениями и позволяет им более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни. Кроме того, важно включение детей в социум посредством совместной деятельности со здоровыми детьми.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАдаптация к школе. Виды адаптации [Электронный ресурс] // Детские годы. URL: httр://www.сhild-hооd.ru/index.рhр/getting-reаdу-fоr-sсhооl-рre/1229-аdditiоn-tо-sсhооl-vаrietis-оf-аdарtаtiоn.html.Алферова Г.В., Мухтарова З.М. Социализация и социальная адаптация ребёнка-инвалида в условиях инклюзивного образования // Гуманитарные исследования. 2013. № 4 (48). С. 120 – 126.Анохина И.А. Условия обеспечения социально-эмоционального благополучия детей в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. 2013. №6. С. 3 – 11.Безруких М.М. Трудности адаптации первоклассников к школе // Управление начальной школой. 2011. №8. С.24-31.Бугаева Н.Н. Формирование и развитие навыков межличностного общения среди детей и подростков с ограниченными возможностями // Педагогические науки. 2012. № 11. С. 3 – 9.Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. — СПб., 2015.Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2013. 654 с.Гефеле О.Ф. Социальная адаптация личности в ситуациях неопределенности. СПб.: Питер, 2013. 80с.Горбунов Н.П. Функциональное состояние школьника в процессе адаптации в школьной деятельности. – М.: Педагогика. 2013. Дубровский В.И. Детские церебральные параличи. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. С. 411 – 414.Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Епифанцева Т.О.; 3-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 486с.Комплексная реабилитация и социальная интеграция детей-инвалидов с детским церебральным параличом: методическое пособие / Авторы – составители: Богданова Т.М., Быкова К.В., Камышникова Е.А., Малявко Н.С., Марковская Ю.В. Псков, 2013. 118с.Кондратьева М.В. Подражание в системе поведенческих паттернов взрослого человека // Материалы IV международной научной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Научный потенциал студенчества в ХХI веке». Т.2 Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. С. 211-214. Коновалова Н.Л. Психолого-педагогическое сопровождение адаптогенеза детей с умственной отсталостью. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014.Коротаева Г.С. Адаптация к школе [Электронный ресурс] // Начальная школа. URL: httр://аdаlin.mоsрsу.ru/l_04_05.shtml (Дата обращения: 10.12.15).Коррекционно-развивающее обучение: Нормативные документы, методические рекомендации / Сост. В. В. Пустовалова. Волгоград: Учитель, 2011. 207 с.Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников. М.: Академия, 2012. 176с.Лайтман М. Развитие человека от 0 до 20. М.: НФ «Институт перспективных исследований», 2011. 328 с.Лисина В.Р. Общение педагога с ребенком как средство создания положительного микроклимата в группе детского сада // Дружные ребята / Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. М., 2012. 141 с.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2010. 583с.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2014. 400 с.Наперстак М.А. Методические подходы к диагностике и реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом, Альбом (учебно-методическое пособие). М.:НЦССХ им. А. Н. Бакулева, 2012. 46с.Организация и содержание психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата / сост. А. В. Королева. Сыктывкар: КРИРО, 2015. 63 с.Особенности обучения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации. СПб.: Нестор-История, 2012. 216 с.Петровский В.А. Психология и время. СПб.: Питер, 2010. 368с.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. Самара: Бахрах-М, 2011.Руководство практического психолога / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Знание, 2011. 116 с.Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи // Социс. [Электронный ресурс] // Начальная школа. URL: http://ihtik.lib.ru/2013...sociology/ (Дата обращения: 10.12.15).Социализация и социальная адаптация детей с церебральным параличом : метод.пос. / сост. Г. В. Алферова, Д. Л. Гулич, Ф. М. Досаева, Т. Н. Симонова, С. В. Фаткулаева. Астрахань: Бланк, 2012. 221 c.Таранов Е.В. Коллектив в условиях производственного объединения. М.: Эксмо, 2010. 163с.Фирсанова Е.Ю. Изучение особенностей адаптации к школе у детей с нарушениями речи [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru//Firsanova.shtml (дата обращения: 18.01.2016) Хольц Р. Помощь детям с церебральным параличом.: пер. с нем. М.: Теревинф, 2013. 333с.ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адаптация к школе. Виды адаптации [Электронный ресурс] // Детские годы. URL: httр://www.сhild-hооd.ru/index.рhр/getting-reаdу-fоr-sсhооl-рre/1229-аdditiоn-tо-sсhооl-vаrietis-оf-аdарtаtiоn.html.
2. Алферова Г.В., Мухтарова З.М. Социализация и социальная адаптация ребёнка-инвалида в условиях инклюзивного образования // Гуманитарные исследования. 2013. № 4 (48). С. 120 – 126.
3. Анохина И.А. Условия обеспечения социально-эмоционального благополучия детей в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. 2013. №6. С. 3 – 11.
4. Безруких М.М. Трудности адаптации первоклассников к школе // Управление начальной школой. 2011. №8. С.24-31.
5. Бугаева Н.Н. Формирование и развитие навыков межличностного об-щения среди детей и подростков с ограниченными возможностями // Педагогические науки. 2012. № 11. С. 3 – 9.
6. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. — СПб., 2015.
7. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2013. 654 с.
8. Гефеле О.Ф. Социальная адаптация личности в ситуациях неопреде-ленности. СПб.: Питер, 2013. 80с.
9. Горбунов Н.П. Функциональное состояние школьника в процессе адаптации в школьной деятельности. – М.: Педагогика. 2013.
10. Дубровский В.И. Детские церебральные параличи. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. С. 411 – 414.
11. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Епифанцева Т.О.; 3-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 486с.
12. Комплексная реабилитация и социальная интеграция детей-инвалидов с детским церебральным параличом: методическое пособие / Авторы – составители: Богданова Т.М., Быкова К.В., Камышникова Е.А., Малявко Н.С., Марковская Ю.В. Псков, 2013. 118с.
13. Кондратьева М.В. Подражание в системе поведенческих паттернов взрослого человека // Материалы IV международной научной конфе-ренции студентов, аспирантов, молодых ученых «Научный потенциал студенчества в ХХI веке». Т.2 Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. С. 211-214.
14. Коновалова Н.Л. Психолого-педагогическое сопровождение адаптогенеза детей с умственной отсталостью. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014.
15. Коротаева Г.С. Адаптация к школе [Электронный ресурс] // Начальная школа. URL: httр://аdаlin.mоsрsу.ru/l_04_05.shtml (Дата обращения: 10.12.15).
16. Коррекционно-развивающее обучение: Нормативные документы, методические рекомендации / Сост. В. В. Пустовалова. Волгоград: Учитель, 2011. 207 с.
17. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников. М.: Акаде-мия, 2012. 176с.
18. Лайтман М. Развитие человека от 0 до 20. М.: НФ «Институт перспективных исследований», 2011. 328 с.
19. Лисина В.Р. Общение педагога с ребенком как средство создания по-ложительного микроклимата в группе детского сада // Дружные ребята / Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. М., 2012. 141 с.
20. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2010. 583с.
21. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2014. 400 с.
22. Наперстак М.А. Методические подходы к диагностике и реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом, Альбом (учебно-методическое пособие). М.:НЦССХ им. А. Н. Бакулева, 2012. 46с.
23. Организация и содержание психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата / сост. А. В. Королева. Сыктывкар: КРИРО, 2015. 63 с.
24. Особенности обучения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации. СПб.: Нестор-История, 2012. 216 с.
25. Петровский В.А. Психология и время. СПб.: Питер, 2010. 368с.
26. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. Самара: Бахрах-М, 2011.
27. Руководство практического психолога / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Знание, 2011. 116 с.
28. Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи // Социс. [Электронный ресурс] // Начальная школа. URL: http://ihtik.lib.ru/2013...sociology/ (Дата обращения: 10.12.15).
29. Социализация и социальная адаптация детей с церебральным параличом : метод.пос. / сост. Г. В. Алферова, Д. Л. Гулич, Ф. М. Досаева, Т. Н. Симонова, С. В. Фаткулаева. Астрахань: Бланк, 2012. 221 c.
30. Таранов Е.В. Коллектив в условиях производственного объединения. М.: Эксмо, 2010. 163с.
31. Фирсанова Е.Ю. Изучение особенностей адаптации к школе у детей с нарушениями речи [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru//Firsanova.shtml (дата обращения: 18.01.2016)
32. Хольц Р. Помощь детям с церебральным параличом.: пер. с нем. М.: Теревинф, 2013. 333с.
Вопрос-ответ:
Какие подходы существуют к процессу адаптации детей с ОВЗ к условиям обучения в школе?
Существуют общие теоретические и методологические подходы к процессу адаптации детей с ОВЗ к условиям обучения в школе. Одним из таких подходов является индивидуально-ориентированный подход, основанный на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка и создании специальных условий для его успешной адаптации. Также существует системный подход, который предполагает комплексное рассмотрение всех аспектов адаптации и включает в себя работу педагогов, психологов и других специалистов.
Чем отличается школьная адаптация от дезадаптации?
Школьная адаптация представляет собой процесс приспособления ребенка к новым условиям обучения в школе. В этот период ребенок осваивает школьную программу, учится взаимодействовать со сверстниками и преподавателями, формирует навыки самостоятельности и организации учебной деятельности. Дезадаптация, в свою очередь, означает неудачную адаптацию ребенка к школе, которая может проявляться в виде разных проблем: неуспеваемости, конфликтов с окружающими, психосоматических расстройств и др.
Какие особенности школьной адаптации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата школьная адаптация может быть затруднена из-за физических ограничений и сложностей в двигательной сфере. У них может быть затруднена самообслуживание, передвижение по школьной территории и участие в физкультурных занятиях. Поэтому для успешной адаптации таких детей необходимо организовать специальные адаптивные мероприятия и обеспечить им доступ к образованию и учебной программе.
Какие подходы используются при организации адаптации детей с ОВЗ к условиям обучения в школе?
Организация адаптации детей с ОВЗ к условиям обучения в школе осуществляется с использованием различных подходов, таких как индивидуальный подход с учетом особенностей каждого ребенка, коммуникативный подход, психолого-педагогическое сопровождение и другие.
Какие трудности могут возникнуть при школьной адаптации и дезадаптации?
Школьная адаптация и дезадаптация могут сопровождаться различными трудностями, например, неготовность ребенка к школьному обучению, социальная изоляция, снижение мотивации к учебной деятельности, проблемы с адаптацией к новым правилам и требованиям школьной жизни и другие.
Какие особенности школьной адаптации есть у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут столкнуться с такими особенностями школьной адаптации, как ограниченная подвижность, проблемы со снятием и надеванием одежды, трудности при передвижении по школьной территории, необходимость адаптации рабочего места и другие.
Как организовано исследование адаптации детей с ОВЗ к первому классу?
Исследование адаптации детей с ОВЗ к первому классу проводилось с помощью организации диагностики, которая включала различные этапы, такие как анкетирование родителей и учителей, наблюдение за поведением ребенка, проведение тестирования и т.д.
Какие результаты были получены в ходе диагностики адаптации детей с ОВЗ к первому классу?
В ходе диагностики адаптации детей с ОВЗ к первому классу были получены разнообразные результаты, включающие данные о состоянии здоровья и развитии ребенка, его общении с окружающими, уровне самооценки, поведении в классе и другие аспекты, которые позволяют сделать выводы о процессе адаптации.