Эмоциональная поддержка ребенка

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 22 22 страницы
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 17.12.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Эмоциональный мир ребёнка
2. Артпедагогика как средство формирования и воспитания эмоций
3. Влияние художественного развития на становление эмоциональной сферы ребёнка
3.1. Младенчество и ранний возраст
3.2. Дошкольныйвозраст
3.3. Младший школьный возраст
3.4. Старший школьный возраст
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Интерес у детей вызывают произведения, в которых главные действующие лица – сам ребёнок, животные, где описываются игровые, бытовые ситуации. Эмоциональное выразительное чтение взрослым стихов, сказок, показ иллюстраций к ним, пересказывание понравившегося ребёнку художественного произведения – всё это формирует у малыша речевую активность, стимулирует его повторять отдельные слова, предложения, выражения из стихов и сказок.
Показ в раннем возрасте произведений русского декоративно-прикладного искусства в сочетании с потешкой, пением народной попевки – это первые шаги к интеграции разных видов искусства в художественном развитии ребёнка. Создание атмосферы игры – важный момент в формировании мотивации изобразительной деятельности малышей. Обыгрывание персонажа, который дети создают на занятии, имеет важное значение для эмоционального восприятия.
Итак, приобщая ребёнка к различным видам художественной деятельности и искусству уже с раннего возраста, мы создаём основу формирования художественно-образного восприятия мира.
3.2. Дошкольный возраст

Дошкольный возраст – это время, когда расширяется круг общения ребёнка, он выходит за пределы семьи, начинает взаимодействовать с разными взрослыми, со сверстниками. В этот период продолжается процесс социализации, происходит дальнейшее приобщение ребёнка к культуре и общечеловеческим ценностям.
Задачей художественно-речевой деятельности в этом возрасте, в числе прочих, является формирование умения слушать, понимать содержание художественных произведений и эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям.
Важное значение для развития эмоциональной сферы дошкольников имеет театрализовано-игровая деятельность, организация которой имеет свои этапы. Первый этап направлен на формирование положительного мотивационно-потребностного компонента и интереса к театрализованно-игровой деятельности. Второй этап направлен на обогащение эмоционально-чувственного, художественного опыта, совершенствование восприятия, представлений, развитие образного видения. Третий этап – формирование театрализованно-игровой деятельности.
Восприятие музыки у дошкольников должно развиваться как активная деятельность, где сначала происходит накопление музыкальных впечатлений, а затем их дифференциация и только после этого формирование оценочного отношения к услышанной музыке. Это очень сложная работа, так как она связана с тонкими глубокими переживаниями ребёнка, с умением сопоставлять образы окружающей действительности с музыкальными образами.
Важной задачей в обучении дошкольников изобразительному искусству является воспитание эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусств.
3.3. Младший школьный возраст

Младший школьный возраст – это время познания мира, осуществляемого с помощью учителя и учебников. Вступая в него, ребёнок занимает новое место в системе отношений людей, у него добавляются новые обязанности, связанные с учебной деятельностью. Младший школьник открывает для себя новое социальное пространство.
В процессе формирования основ художественной культуры и художественно-эстетического познания мира у младшего школьника присутствует немаловажный художественно-эмоциональный компонент. Он связан с развитием эмоциональной сферы школьников, проявлением отношения к художественному образу через эмоции и чувства, умением вербально их выразить, формированием осознанности и адекватности эмоциональных реакций детей эмоциональному стилю художественного произведения.
На уроках чтения, а затем и литературы школьники узнают об общих для многих видов искусств понятиях художественного образа, темы, идеи, композиции, сюжета, об особенностях эстетического отношения к действительности. Они учатся выразительному чтению и рассказыванию художественных произведений.
Изобразительное искусство и художественный труд знакомят школьников с художественными ценностями, их ролью в жизни, формируют сенсорную культуру, развивают зрительное восприятие, наблюдательность, фантазию. Изобразительное искусство выполняет задачи формирования у учащихся эстетических чувств, понимания красоты в искусстве и окружающей действительности, накопления художественно-эстетического опыта.
В процессе музыкального воспитания младших школьников решается целый ряд задач, в числе которых – развивать и поддерживать у детей желание слушать музыку, эмоционально на неё откликаться.
3.4. Старший школьный возраст

Старший школьный возраст является периодом выработки мировоззрения и самосознания на основе полученных ранее знаний. Однако знания о ценностных позициях юный человек стремится почерпнуть не только из учебников или уроков, но и в собственном живом опыте в общении со сверстниками, с героями книг и фильмов.
В этом возрасте происходит дальнейшее развитие сознания юношей и девушек: формирование духовных, нравственных, эстетических чувств, потребности активного участия в общественной жизни, которые могут удовлетворяться и с помощью искусства.
В период отрочества в школе происходит сокращение предметов искусства, которые, безусловно, давали бы возможность не только включить старших школьников в сотворчество с педагогом и сверстниками, почувствовать присутствие «искусства в себе», свою социальную значимость, но и помочь скорректировать отклонения в личностном развитии подростков с проблемами. Именно поэтому возникает бездуховность: отсутствие эмпатии, экологического сознания, исторической памяти, творческой инициативы, утилитарное отношение к жизни. Исправить это положение, наполнить учебный процесс старших школьников художественно-эстетическим содержанием можно, только изменив отношение к предметам, дисциплинам, связанным с искусством.
Главная цель формирования основ художественно-эстетической культуры старших школьников состоит в том, что, приобщая детей к специальной области искусства, мы обеспечиваем развитие у них эстетического отношения к жизни. Искусство должно так преподаваться в школе, чтобы в процессе творческой практики и восприятия произведений искусства учащийся мог открывать в себе самом способность эстетического, художественного отношения к миру, ощущать, что культура формируется и в нём, и вокруг него.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под эмоциями в психологии общепризнано понимать своеобразную форму отражения действительности, в которой выражаются субъективные отношения человека к миру и к самому себе. Это такие психические процессы, как, например, удовольствие, страдание, гнев, восторг, любовь, ненависть и т. д. Все эти субъективные состояния составляют неотъемлемую часть жизни человека.
Эмоции сопровождают всю жизнь человека и помогают ему определять полезность и вредность сложившихся в данный момент внешних или внутренних ситуаций. Именно эмоции доставляют человеку величайшую радость или тягостные сомнения и разочарование.
Эмоции в жизни ребенка играют особенно большую роль. Они являются первой формой связи ребенка с окружающей средой, служат выражением его отношения к предметному миру, толкают к познанию, а тем самым способствуют всестороннему развитию, представляют собой одно из средств общения со взрослыми и детьми. Преобладание положительных эмоций является одним из основных условий хорошего физического и психического развития ребенка.
Артпедагогика – это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализовано-игровую).
Артпедагогика решает задачи, которые имеют непосредственное отношение к эмоциональной сфере ребёнка:
обеспечение развития эмоционально-эстетических, нравственных, коммуникативно-рефлексивных основ личности ребёнка с помощью искусства;
осуществление средствами искусства коррекции и профилактики имеющихся отклонений в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой, моторной и личностной сфер.
Формирование и воспитание положительных эмоций – очень важная составляющая артпедагогики. Она может быть обеспечена такими методами и приёмами, как:
показ готового художественного образца;
использование занимательных упражнений;
применение игровых ситуаций;
создание «ситуаций успеха»;
использование специального оборудования и нетрадиционных материалов для занятий художественной деятельностью;
наблюдение культурно-досуговых мероприятий и участие в них;
обогащение детей новыми впечатлениями.
Влияние художественного развития на становление эмоциональной сферы ребёнка зависит от его возраста. В работе мы выделили и рассмотрели применение принципов артпедагогики на четырёх этапах:
младший и ранний возраст;
дошкольный возраст;
младший школьный возраст;
старший школьный возраст.
Каждому из этих этапов соответствуют свои методики и задачи, но общим является гуманистический принцип всестороннего развития ребёнка, в том числе и эмоционального.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл, Академия, 2007. – 544 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 4591 с.
Додонов Б.И. Эмоции как ценность. – М.: Политиздат, 1978. – 272 с.
Копытин А.И. Арт-терапия – новые горизонты. – М.: Когито-Центр, 2006.
Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник. – М.: Академия, 2001. – 248 с.
Модина А.И. Развитие эмоций у детей раннего возраста. – М.: ЦИУВ, 1971. – 32 с.
Позина М.Б. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2001. – 97 с.
Модина А.И. Развитие эмоций у детей раннего возраста. – М.: ЦИУВ, 1971. – С. 3 – 4.
Позина М.Б. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2001. – С. 58.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М.: Директ-Медиа, 2008. – С. 3842.
Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник. – М.: Академия, 2001. – С. 24.












22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл, Академия, 2007. – 544 с.
2.Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 4591 с.
3.Додонов Б.И. Эмоции как ценность. – М.: Политиздат, 1978. – 272 с.
4.Копытин А.И. Арт-терапия – новые горизонты. – М.: Когито-Центр, 2006.
5.Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник. – М.: Академия, 2001. – 248 с.
6.Модина А.И. Развитие эмоций у детей раннего возраста. – М.: ЦИУВ, 1971. – 32 с.
7.Позина М.Б. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2001. – 97 с.

Вопрос-ответ:

Какие принципы эмоциональной поддержки ребенка существуют?

Принципы эмоциональной поддержки ребенка включают в себя: эмоциональную доступность взрослого, активное слушание и понимание чувств ребенка, эмоциональное отражение и подтверждение его эмоций, уважение к эмоциональному опыту и принятие его идентичности.

Как формируется эмоциональный мир ребенка?

Эмоциональный мир ребенка формируется под влиянием генетической предрасположенности и окружающей среды. На формирование его эмоциональной сферы влияют отношения с близкими взрослыми, образцы, которые он видит в семье, воспитательной среде и обществе в целом.

Как артпедагогика помогает формированию и воспитанию эмоций?

Артпедагогика является эффективным средством формирования и воспитания эмоций у детей. Она позволяет ребенку самостоятельно и свободно выражать свои эмоции через творчество, игру и художественную деятельность. Разнообразные художественные задания, игры, рисунки и творческие проекты помогают развивать и укреплять эмоциональную сферу ребенка.

Какое влияние оказывает художественное развитие на становление эмоциональной сферы ребенка?

Художественное развитие способствует развитию эмоциональной сферы ребенка. Оно помогает ему лучше понимать и выражать свои эмоции, развивает эмпатию, способность к саморегуляции и социальным взаимодействиям. Кроме того, художественное развитие позволяет ребенку расширить свои эмоциональные возможности и открыть для себя новые способы выражения и восприятия мира.

Как влияет артпедагогика на формирование и воспитание эмоций у детей?

Артпедагогика, как средство формирования и воспитания эмоций, имеет большое значение. Она позволяет детям выразить свои чувства и эмоции через искусство, что способствует их развитию и осознанию собственных эмоциональных состояний. Через творческую деятельность, дети находят способ коммуникации с окружающим миром, учатся выражать свои мысли и чувства.

Какое влияние оказывает художественное развитие на становление эмоциональной сферы ребенка?

Художественное развитие имеет огромное значение для становления эмоциональной сферы ребенка. Через искусство, дети учатся понимать и интерпретировать разные эмоции, выражать свои чувства и эмоции. Они находят способы коммуникации с окружающим миром, развивают воображение и креативное мышление. Художественные занятия помогают детям осознавать и контролировать свои эмоции, а также способствуют развитию эмпатии и социальных навыков.

Как эмоциональная поддержка помогает детям в разных возрастных группах?

В младенческом и раннем возрасте эмоциональная поддержка играет важную роль. Дети еще не в полной мере могут выразить свои эмоции словами, поэтому важно быть чувствительным к их состояниям и давать им чувство безопасности и любви. В дошкольном возрасте, эмоциональная поддержка помогает детям преодолевать трудности и развивать социальные навыки. В младшем и старшем школьном возрасте, эмоциональная поддержка помогает детям справляться с эмоциональными стрессами, развивать самосознание и эмпатию, а также формировать положительную самооценку.

Какие произведения вызывают наибольший интерес у детей в разных возрастных группах?

У детей в разных возрастных группах вызывают интерес произведения, где главные действующие лица - сами дети или животные. Также детей привлекают произведения, в которых описываются игровые и бытовые ситуации. Эти произведения помогают детям лучше понять и выразить свои эмоции, а также развивают их креативность и воображение.

Как влияет артпедагогика на формирование эмоций у детей?

Артпедагогика является мощным средством формирования и воспитания эмоций у детей. Через художественное творчество, игры и рисование дети могут выразить свои эмоции, развить их осознанность и научиться контролировать свое поведение. Артпедагогические занятия способствуют развитию воображения, творческих навыков и способностей к самовыражению, что помогает детям осознать, понять и управлять своими эмоциями.

В каких возрастных периодах особенно важна эмоциональная поддержка ребенка?

Эмоциональная поддержка ребенка важна на всех этапах его развития. Особенно значима эта поддержка во время младенческого и раннего возраста, когда ребенок только начинает познавать окружающий мир и испытывает большое количество новых эмоций. В дошкольный возраст эмоциональная поддержка помогает ребенку развивать свои эмоциональные навыки, а в школьный возраст важно помочь ребенку осознавать и управлять своими эмоциями в сложных и стрессовых ситуациях.