Развитие мозга ребенка

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Анатомия
  • 21 21 страница
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 17.02.2016
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Развитие соматической нервной системы в эмбриональном периоде 4
2. Развитие спинного мозга у детей 10
3. Развитие вегетативной нервной системы 12
4. Безусловные рефлексы новорожденных 13
5. Развитие пирамидного пути 14
6. Возрастная двигательная активность и ее связь с развитием мозга 15
7. Особенности вегетативной нервной системы у новорожденных 19
Заключение 21
Список литературы 22
Фрагмент для ознакомления

Возникает достаточно зрелое ползания с перекрестным движением рук и ног. Относительно быстро после этого ребенок начинает переворачиваться на живот и с тех пор предпочитает передвигаться в пространстве исключительно на четвереньках. 8 месяцев (с 4 по 8 месяц соотношение бодрости и сна 1,7:1) ребенок начинает стоять в манеже или кровати, держась за перила, при этом постоянно переступает ножками, продвигаясь вдоль барьера. Ребенок при поддержке за руки может встать на ноги. 9 месяцев ребенок понимает обращенную речь и выполняет просьбы взрослых. Активно ищет игрушки, может составлять кубики, горку. 10 месяцев переступает при поддержке за обе руки, потом – за одну руку, а некоторые дети делают попытки ходить самостоятельно. Малыш правильно ориентируется в названиях предметов, повторяет за взрослыми звуки, некоторые слова, может говорить примерно 10 слов. 11 месяцев (с 9 по 12 месяц соотношение бодрости и сна 3,3:1 (это третий пик двигательной активности – связан с началом хождения), ребенок самостоятельно играет, проявляются попытки самостоятельно есть ложкой, пить из чашки. Некоторые дети самостоятельно ходят (но умение ходить зависит от активности ребенка, его темперамента и т. д. 1 год – ходит широко расставив ножки, стопы расставлены в стороны, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах позвоночник в верхней части изогнут вперед, в других отделах –назад. Руки, сначала вытянутые вперед для сокращения расстояния, затем балансируют для сохранения равновесия или согнуты и прижаты к груди для страховки от падения. Ребенок может наклоняться вперед и поднимать предметы с пола. Ребенок знает много предметов, может их точно показать и принести. 2-3 год – продолжается миелинизация спинного мозга, формируется конский хвост. С развитием спинного мозга и двигательных центров головного мозга движения ребенка постепенно становятся неограниченными. У ребенка при ходьбе выравниваются ножки, и ребенок ходит на них практически их не сгибая (ходьба на палочках). 4-5 лет – походка ребенка становится зрелой, с синхронным движением рук. Формируется высокий уровень двигательной активности, который присущ только человеку – это кортикальный уровень, или уровень предметного действия (по расположению в коре головного мозга его еще называют теменно-премоторным). Развиваются точные движения, что дает возможность выполнять чрезвычайно точные движения, которые не могут выполнить никакие животные. Малыш начинает прыгать, бегать, подниматься и сходить по ступенькам, ездить на велосипеде и т.д. У ребенка совершенствуются точные движения, движения пальцев – может писать, рисовать, вязать и т.д. Внешний мир воспринимает в виде игры, именно в этот период закладывается интеллект ребенка. 6-7 лет – заканчивается дифференцировка клеток мозга и установление связей между ними, образуются условия для высших форм аналитико-синтетической функции мозга В 6-7 лет наблюдаются новые увеличение темпов роста опорно-двигательной системы – с 8-9 лет у девочек и с 10-11 лет у мальчиков. У детей младшего школьного возраста костная система отличается слабостью развитие моторики зависит не только от состояния костно-мышечного аппарата, но и от уровня развития ЦНС. Несовершенство движений у детей этого возраста обусловлена развитием координационных механизмов в коре головного мозга. Для них присущей является изменчивость нервных процессов, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Этим объясняется изменчивость внимания и быстрая утомляемость. 7. Особенности вегетативной нервной системы у новорожденныхВегетативная нервная система– это условно выделенная часть нервной системы, функция которой – регуляция работы внутренних органов, обмена веществ, приспособление органов к текущим потребностям организма. Вегетативная нервная система иннервирует гладкую мускулатуру внутренних органов, кровеносных сосудов и кожи, сердечную мышцу и железы. Волокна ВНС подходят и к скелетным мышцам, но при их возбуждении сокращения мышц не происходит, а только повышается в них обмен веществ и стимулируется их работоспособность. Раздражение симпатической нервной системы восстанавливает работоспособность уставшей мышцы, что позволяет говорить об адаптационно-трофической функции симпатической нервной системы. Симпатическая нервная система способствует интенсивной деятельности организма, особенно в экстремальных условиях, когда есть необходимость напрячь все силы организма (за счет симпатико-адреналовой системы), поэтому ее называют "системой напряжения". Парасимпатическая часть ВНС – это система "отбой", она способствует восстановлению утраченных организмом ресурсов. Как система, которая обеспечивает существование жизненно важных функций, ВСН зреет на ранних этапах развития. Однако, на момент рождения влияние симпатической и парасимпатической нервных систем еще недостаточно сбалансировано. Наблюдается повышенная активность симпатической части, что приводит к частому пульсу новорожденного. В процессе развития ребенка усиливается влияние высших отделов нервной системы, в соответствии совершенствуется адаптивный регулирующий характер влияния ВНС на деятельность внутренних органов. Гематоэнцефалический барьер — это физиологический механизм, который избирательно регулирует обмен веществ между кровью, ликвором и ЦНС и обеспечивает постоянство внутренней среды головного и спинного мозга. Он выполняет защитную функцию, предотвращает проникновение в мозг некоторых чужеродных веществ, которые попадают в кровь и токсичных веществ, которые накапливаются в крови при патологических процессах в организме. Доказано, что гематоэнцефалический барьер плода и новорожденных более проницаемый, чем у взрослых людей, имеет большое значение для образа жизни беременной женщины доказано, что никотин, наркотики, алкоголь и другие нейротоксические вещества легко проникают через этот барьер и негативно влияют на развитие плода (особенно его нервной системы). Также через этот и плацентарный барьер могут проникать некоторые лекарства, инфекционные возбудители и их токсины (например, вирус краснухи), что надо учитывать при лечении больных беременных женщин и ведении беременности у женщин, перенесших некоторые инфекционные болезни, которые вызывают формирование врожденных пороков у ребенка. Морфологическим субстратом барьера являются анатомические элементы, расположенные между кровью и нервными клетками. Глиальные клетки являются каналами, которые способны избирательно поглощать из крови вещества, которые необходимы для питания нервных клеток, и возвращать в кровь продукты их обмена. Кроме того, существует ферментативный барьер в стенках капилляров мозга и сосудистых сплетениях, которые способны нейтрализовать и разрушать вещества, которые поступили из крови. Этот барьер меняется с возрастом и при патологических состояниях. Проницаемость гематоэнцефалического барьера в различных отделах мозга неодинакова и выборочная для различных веществ. ЗаключениеРазвитие мозга ребенка отражает ход эволюции нервной системы человека.В онтогенезе различные отделы нервной системы интегрируются в единую функциональную систему, деятельность которой с возрастом совершенствуется и усложняется. Наиболее интенсивное развитие происходит у детей раннего возраста.В эмбриональном периоде происходит увеличение числа клеток, которые постепенно дифференцируются в зачатки всех типов тканей. В течение второго месяца внутриутробного развития образуются органы; в основных чертах формируются части тела: голова, шея, туловище и конечности. С 3-го месяца начинается интенсивный рост и развитие тела плода продолжается и после рождения ребенка.С момента рождения начинается процесс самостоятельной жизни индивидуума и его адаптация к окружающей среде. Вновь приобретенные признаки наслаиваются на переданные по наследству, в результате чего в организме происходят сложные преобразования. Физическое развитие индивидуума характеризуется весом, ростом и размерами отдельных частей тела. Эти показатели в течение жизни изменяются неравномерно.Различные структуры мозга достигают зрелости на разных стадиях онтогенеза (индивидуального развития от зачатия до конца жизни), поэтому для каждого возрастного периода характерны специфические нейроусловия формирования и развития психических функций. В свою очередь, каждый ребенок имеет индивидуальные особенности развития и обучения.Список литературыАфонькин С.Ю. Анатомия человека: Школьный путеводитель / С.Ю. Афонькин; Ил. Т.В. Канивец. - СПб.: БКК, 2012. - 96 c.Билич Г.Л. Анатомия человека: Медицинский атлас / Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. - М.: Эксмо, 2012. - 224 c.Боянович Ю.В. Анатомия человека: Атлас / Ю.В. Боянович, Н.П. Балакирев. - Рн/Д: Феникс, 2011. - 736 c.Буссальи М. Тело человека. Анатомия и символика / М. Буссальи; Пер. с ит. А.Г. Кавтаскин. - М.: Омега, 2011. - 384 c.Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 496 c.Горелова Л.В. Анатомия в схемах и таблицах: Учебное пособие / Л.В. Горелова, И.М. Таюрская. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 573 c.Гуровец Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей: Учебник для вузов / Г.В. Гуровец; Под ред. В.И. Селиверстов. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 431 c.Дробинская А.О. Анатомия и возврастная физиология: Учебник для бакалавров / А.О. Дробинская. - М.: Юрайт, 2012. - 527 c.

1. Афонькин С.Ю. Анатомия человека: Школьный путеводитель / С.Ю. Афонькин; Ил. Т.В. Канивец. - СПб.: БКК, 2012. - 96 c.
2. Билич Г.Л. Анатомия человека: Медицинский атлас / Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. - М.: Эксмо, 2012. - 224 c.
3. Боянович Ю.В. Анатомия человека: Атлас / Ю.В. Боянович, Н.П. Балакирев. - Рн/Д: Феникс, 2011. - 736 c.
4. Буссальи М. Тело человека. Анатомия и символика / М. Буссальи; Пер. с ит. А.Г. Кавтаскин. - М.: Омега, 2011. - 384 c.
5. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 496 c.
6. Горелова Л.В. Анатомия в схемах и таблицах: Учебное пособие / Л.В. Горелова, И.М. Таюрская. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 573 c.
7. Гуровец Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей: Учебник для вузов / Г.В. Гуровец; Под ред. В.И. Селиверстов. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 431 c.
8. Дробинская А.О. Анатомия и возврастная физиология: Учебник для бакалавров / А.О. Дробинская. - М.: Юрайт, 2012. - 527 c.

Вопрос-ответ:

Как развивается соматическая нервная система плода?

Соматическая нервная система плода развивается в эмбриональном периоде. Она формируется из нейральной трубки, которая далее превращается в спинной мозг и головной мозг. Нервные клетки в этой системе начинают дифференцироваться и специализироваться, образуя нервные пути и нервные связи.

Как происходит развитие спинного мозга у детей?

Развитие спинного мозга у детей происходит со временем. Когда ребенок растет, спинной мозг становится все более разветвленным и сложным. Нервные клетки в спинном мозге формируют нервные связи с различными частями тела, что позволяет ребенку контролировать движения своего тела.

Как развивается вегетативная нервная система?

Вегетативная нервная система развивается в эмбриональном периоде и происходит путем формирования нервных связей между головным мозгом и внутренними органами. Эта система контролирует автоматические функции организма, такие как дыхание, сердечный ритм, пищеварение и другие.

Какие безусловные рефлексы есть у новорожденных?

У новорожденных есть несколько безусловных рефлексов, например, рефлекс сосания, который возникает при прикосновении к губам ребенка. Еще один известный рефлекс - рефлекс ходьбы, когда ребенок, имеющий опору под подмышками, автоматически двигает ногами, совершая шаги.

Как развивается пирамидный путь?

Пирамидный путь развивается у ребенка в процессе его роста и развития. Этот путь представляет собой совокупность нервных волокон, которые соединяют мозг и мышцы тела. С возрастом ребенка пирамидный путь становится все более сложным и позволяет ребенку управлять своими движениями и координировать их.

Какие системы развиваются в эмбриональном периоде?

В эмбриональном периоде развивается соматическая нервная система и вегетативная нервная система.

Какие рефлексы появляются у новорожденных?

У новорожденных появляются безусловные рефлексы, такие как сосательный, глотательный, моро и т.д.

Как развивается спинной мозг у детей?

Спинной мозг у детей развивается постепенно, начиная с эмбрионального периода, и продолжается в течение детского развития. В этот период происходят формирование и укрепление нервных соединений, что задает основу для дальнейшего развития мозга и нервной системы.