Статус непризнанных территориальных образований
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 19.02.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Основная часть. Понятие и правовой статус непризнанной территории. 6
1.1. Понятие и признаки непризнанной территории. Правовой статус непризнанных территорий 6
1.2.Правовой статус постсоветских непризнанных территорий 16
Заключение 21
Список литературы 24
В статусе непризнанного государственного образования НКР просуществовала уже более 20 лет, а это создает принципиально иную ситуацию, чем до начала конфликта или в первые его годы, поскольку тогда основным являлся вопрос о присоединении Карабаха к Армении, а сейчас - о самостоятельном государственном статусе самого непризнанного государственного образования НКР. Следует, безусловно, учитывать, что арцахи (армяне Нагорного Карабаха) являются субэтнической группой, которая существенно отличается по обычаям и поведению от армян, проживающих в самой Армении.
НКР (как и другие непризнанные государственные образования постсоветского пространства) обладает многими признаками, характерными для реальной государственности: имеет собственную Конституцию и законодательство, армию, собственную экономику и т. п. НКР активно контактирует со многими государствами мира, функционирует даже МИД НКР, непризнанная территория располагает шестью представительствами за рубежом: в Армении, России, США, Ливане, Франции и Австралии. Конгрессом США выделяется финансовая помощь жителям НКР.
Нагорный Карабах сумел создать после прекращения активной вооруженной стадии конфликта и поддерживать свою собственную экономику, которая, однако, не могла бы существовать без помощи союзных государств, армянской диаспоры.
Таким образом, ситуация вокруг НКР на сегодняшний день может быть названа патовой. Ни один из акторов не готов сегодня к компромиссу. Азербайджан не поступится своей территориальной целостностью, Армения не согласится оставить Нагорный Карабах без своей военной, экономической и дипломатической помощи. Сама НКР, сформировавшаяся как относительно самостоятельный актор в регионе Южного Кавказа, не готова отказаться от своей независимости в пользу каких-либо других решений, даже принятых международным сообществом совместно с Азербайджаном и Арменией.
Заключение
Исторически государство занимает приоритетное место в системе международных отношений, являясь определяющим фактором их универсального развития. Однако, помимо признанных государств, существует ряд политико-территориальных образований, которые близки по внутреннему устройству государству, но не признаны в качестве таковых, а потому не имеют возможности быть полноправными участниками международно-правовых отношений.
В ходе проведенного курсового исследования мной выяснено, что «непризнанные государственные образования» («непризнанные территории», «спорные территории», «непризнанные государства») можно отнести к определенной переходной стадии формирования новой государственности, возникающий в процессе сецессии или ирредентизма различных территорий, распада государств.
Непризнанные государства европейской периферии (так называемого постсоветского пространства) и пограничных с ней территорий в последние годы находятся в центре повышенного внимания политиков и ученых. Это связано прежде всего с невозможностью окончательно решить «косовский вопрос», распространить его в качестве прецедента, который бы индуцировал находящиеся в относительно спокойной стадии развития конфликты в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и Карабахе.
В международно-политической практике проблема непризнанных государств существует достаточно давно. Некоторые современные государства переживают периоды непризнания, иногда длившиеся годами, и основной причиной этого является отсутствие международной нормативно-правовой базы для решения такого рода конфликтов.
Непризнанные государственные образования имеют разные перспективы, которые зависят от многих факторов, политического, экономического и даже идеологического свойства.
Они могут стать полноценными независимыми государствами (как, например, Бангладеш), могут быть окончательно поглощены метрополией после определенного периода независимости в ходе силовой операции (например, Ичкерия, Аджария), могут присоединиться к этнически родственному или союзному государству (например, регион Саарланд, предпринявший сецессию/ирреденту в период между двумя мировыми войнами и являющийся сегодня частью Германии), а могут надолго сохранять свой переходный статус (как, например, Северный Кипр или Нагорный Карабах).
Непризнанные государственные (государствоподобные) образования являются тем феноменом, который, несмотря на многочисленность публикаций, пока не получил должного освещения в научной литературе. Сам этот термин не является устоявшимся и общепринятым, несет во многом характер публицистический, как бы полученный в наследство он конфликтов, в которых возникают новые государства.
На основе анализа материалов, посвященных изучаемой проблеме, эмпирических данных, логики политологического исследования, мне представляется целесообразным выделить следующие параметры, необходимые для комплексного рассмотрения феномена непризнанного государственного образования:
1. Необходимо объективно изучить историю возникновения конфликта, приведшего к появлению конкретного непризнанного государственного образования, описание этнического конфликта и основных этапов его развития;
2. Оценить эффективность переговорного процесса, посредничества, планов мирного урегулирования;
3. Проанализировать степень формирования государственности и экономики непризнанных государственных образований;
4. Выявить степень демократичности установленного политического порядка на территории непризнанных государственных образований;
5. Изучить наличие либо отсутствие возможности возвращения непризнанного государственного образования в состав метрополии или возможностей для его существования в качестве независимого государства;
6. Учесть заинтересованность и возможность мировых и региональных игроков в изменении или сохранении статуса данного непризнанногого сударственного образования.
При анализе совокупности всех данных параметров в их взаимосвязи можно рассчитывать на достаточно полное эмпирическое и теоретическое отражение феномена непризнанного государственного образования и оценить перспективу возможного перехода непризнанного образования в статус полноценного государства.
Список литературы
Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент: Учеб. пособ. М.: Дело, 2005. – 178 с.
Абдулаев, М. Проблемы теории государства и права: учебник / М. Абдулаев. - М.: Статут, 2009. - 200 с.
Бжезински З. Великая шахматная доска [Электронный ресурс]. [2009].
Большаков А. Г. Непризнанные государства европейской периферии и пограничья // Международные процессы. 2007. № 3. С. 83-88.
Большаков А. Г. Институционализация этнических вооруженных конфликтов как механизм формирования государственной состоятельности на постсоветском пространстве (на примере региона Южный Кавказ) / А. Г. Большаков // Политическая наука : науч. журн. /[ред. кол.: Е. Ю. Мелешкина (гл. ред.) и др.]. – М., 2011. – № 2. Государственная состоятельность в политической науке и политической практике / ред.-сост. М. В. Ильин, Е. Ю. Мелешкина. – С. 105–124.
Большаков А. Г. Этнические вооруженные конфликты в посткоммунистических государствах европейской периферии / А. Г. Большаков. – Казань : Казанский государственный университет, 2009. – 466 С.
Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / А.Б. Венгеров. - М.: Юриспруденция, 2010. - 390 с.
Государственный суверенитет vs. Право наций на самоопределение : сб. науч. ст. / Гос. ун-т – Высшая школа экономики ; отв. ред. А. Л. Рябинин ; ред.-сост. Г. В. Лукьянов. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011. – 250 с.
Европеизация и разрешение конфликтов: конкретные исследования европейской периферии. – М.: Весь Мир, 2005. – 312 с.
Индексы развития государств мира : справочник /О. Т. Гаспарян [и др.] ; под ред. Ю. А. Нисневича. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. – 247 с.
Ильин М. В., Мелешкина Е. Ю., Мельвиль А. Ю. Формирование новых государств: внешние и внутренние факторы консолидации // Полис. 2010. № 3. С. 26-39
Кузнецова, Е.Н. Лекции по теории государства и права: конспект лекций / Е.Н. Кузнецова. - М.: БЕК, 2010. - 460 с.
Кузнецов, Ю. Теория государства и права: учебник / Ю. Кузнецов. - М.: Знание, 2009. - 451 с.
Маркедонов С. Д. Де факто образования постсоветского пространства : двадцать лет государственного строительства / С. Маркедонов ; науч. ред. А. Искандарян. Аналитические доклады Института Кавказа. – 2012. – № 5 (январь). – 180 с.
Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права: в 2 т.: учебник / М.Н. Марченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2009. - 490 с.
Методология исследования конфликтов на постсоветском пространстве : очерки / под ред. А. Г. Большакова ; Казанский (Приволжский) федеральный университет. – Казань : Казанский университет, 2013. – 284 с.
Мелешкина Е. Ю. Формирование новых государств в Восточной Европе: монография / Е. Ю. Мелешкина. – М. : ИНИОН РАН, 2012. – 252 с.
Материалы дискуссии российских политиков, ученых и аналитиков «Что гарантирует Основной закон Нагорному Карабаху?» на сайте ИА «Росбалт. Россия, Санкт-Петербург. Документ: http://www.rosbalt.ru/2015/01/19/278126.html.
Никитин А. И. Конфликты, терроризм, миротворчество / А. И. Никитин. – М. : Навона, 2009. – 232 с.
Никитина Ю. А. ОДКБ и ШОС : модели регионализма в сфере безопасности / Ю. А. Никитина. – М. :Навона, 2009. – 200 с.
Непризнанные государства: возможности и вызовы XXI века // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – № 12. – С. 64–81.
Пряхин В.Ф. Региональные конфликты на постсоветском пространстве (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Таджикистан). – М.: ООО «Изд-во ГНОМ и Д», 2002. – 344 с.
Отечественная история новейшего времени: 1985–2005 гг.: Учебник/Отв. ред. А.Б. Безбородов. М.: РГГУ, 2007.
Постсоветские конфликты // Pro et Contra. – 2006. – № 5–6 (34).
Рытов А. Кипр: на пути к объединению. – М.: Икар, 2005. – 68 с.
Серебрякова Н. В. Шанхайская организация сотрудничества : многосторонний компромисс в Центральной Азии / Н. В. Серебрякова. – М. : ИнфоРос, 2011. – 206 с.
Силаева З.В. Признание независимости спорных государств в современной мировой политике. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2011/7-1/34.html. Источник: Журнал Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 7 (13): в 3-х ч. Ч. I. C. 134-138.
Территориальный вопрос в афро-азиатском мире / под ред. Д. В. Стрельникова. – М. : Аспект-Пресс, 2013. – 319 с.
Теория государства и права / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 1998.
Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учеб. пособ. М.: Гардарика, 2004.
2 Бжезински З. Великая шахматная доска [Электронный ресурс]. [2009].
Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учеб. пособ. М.: Гардарика, 2004.
См.: Отечественная история новейшего времени: 1985–2005 гг.: Учебник/Отв. ред. А.Б. Безбородов. М.: РГГУ, 2007.
Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент: Учеб. пособ. М.: Дело, 2005.
2
1. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент: Учеб. пособ. М.: Дело, 2005. – 178 с.
2. Абдулаев, М. Проблемы теории государства и права: учебник / М. Абдулаев. - М.: Статут, 2009. - 200 с.
3. Бжезински З. Великая шахматная доска [Электронный ресурс]. [2009].
4. Большаков А. Г. Непризнанные государства европейской периферии и пограничья // Международные процессы. 2007. № 3. С. 83-88.
5. Большаков А. Г. Институционализация этнических вооруженных конфликтов как механизм формирования государственной состоятельности на постсоветском пространстве (на примере региона Южный Кавказ) / А. Г. Большаков // Политическая наука : науч. журн. /[ред. кол.: Е. Ю. Мелешкина (гл. ред.) и др.]. – М., 2011. – № 2. Государственная состоятельность в политической науке и политической практике / ред.-сост. М. В. Ильин, Е. Ю. Мелешкина. – С. 105–124.
6. Большаков А. Г. Этнические вооруженные конфликты в посткоммунистических государствах европейской периферии / А. Г. Большаков. – Казань : Казанский государственный университет, 2009. – 466 С.
7. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / А.Б. Венгеров. - М.: Юриспруденция, 2010. - 390 с.
8. Государственный суверенитет vs. Право наций на самоопределение : сб. науч. ст. / Гос. ун-т – Высшая школа экономики ; отв. ред. А. Л. Рябинин ; ред.-сост. Г. В. Лукьянов. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011. – 250 с.
9. Европеизация и разрешение конфликтов: конкретные исследования европейской периферии. – М.: Весь Мир, 2005. – 312 с.
10. Индексы развития государств мира : справочник /О. Т. Гаспарян [и др.] ; под ред. Ю. А. Нисневича. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. – 247 с.
11. Ильин М. В., Мелешкина Е. Ю., Мельвиль А. Ю. Формирование новых государств: внешние и внутренние факторы консолидации // Полис. 2010. № 3. С. 26-39
12. Кузнецова, Е.Н. Лекции по теории государства и права: конспект лекций / Е.Н. Кузнецова. - М.: БЕК, 2010. - 460 с.
13. Кузнецов, Ю. Теория государства и права: учебник / Ю. Кузнецов. - М.: Знание, 2009. - 451 с.
14. Маркедонов С. Д. Де факто образования постсоветского пространства : двадцать лет государственного строительства / С. Маркедонов ; науч. ред. А. Искандарян. Аналитические доклады Института Кавказа. – 2012. – № 5 (январь). – 180 с.
15. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права: в 2 т.: учебник / М.Н. Марченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2009. - 490 с.
16. Методология исследования конфликтов на постсоветском пространстве : очерки / под ред. А. Г. Большакова ; Казанский (Приволжский) федеральный университет. – Казань : Казанский университет, 2013. – 284 с.
17. Мелешкина Е. Ю. Формирование новых государств в Восточной Европе: монография / Е. Ю. Мелешкина. – М. : ИНИОН РАН, 2012. – 252 с.
18. Материалы дискуссии российских политиков, ученых и аналитиков «Что гарантирует Основной закон Нагорному Карабаху?» на сайте ИА «Росбалт. Россия, Санкт-Петербург. Документ: http://www.rosbalt.ru/2015/01/19/278126.html.
19. Никитин А. И. Конфликты, терроризм, миротворчество / А. И. Никитин. – М. : Навона, 2009. – 232 с.
20. Никитина Ю. А. ОДКБ и ШОС : модели регионализма в сфере безопасности / Ю. А. Никитина. – М. :Навона, 2009. – 200 с.
21. Непризнанные государства: возможности и вызовы XXI века // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – № 12. – С. 64–81.
22. Пряхин В.Ф. Региональные конфликты на постсоветском пространстве (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Таджикистан). – М.: ООО «Изд-во ГНОМ и Д», 2002. – 344 с.
23. Отечественная история новейшего времени: 1985–2005 гг.: Учебник/Отв. ред. А.Б. Безбородов. М.: РГГУ, 2007.
24. Постсоветские конфликты // Pro et Contra. – 2006. – № 5–6 (34).
25. Рытов А. Кипр: на пути к объединению. – М.: Икар, 2005. – 68 с.
26. Серебрякова Н. В. Шанхайская организация сотрудничества : многосторонний компромисс в Центральной Азии / Н. В. Серебрякова. – М. : ИнфоРос, 2011. – 206 с.
27. Силаева З.В. Признание независимости спорных государств в современной мировой политике. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2011/7-1/34.html. Источник: Журнал Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 7 (13): в 3-х ч. Ч. I. C. 134-138.
28. Территориальный вопрос в афро-азиатском мире / под ред. Д. В. Стрельникова. – М. : Аспект-Пресс, 2013. – 319 с.
29. Теория государства и права / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 1998.
30. Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учеб. пособ. М.: Гардарика, 2004.
Вопрос-ответ:
Как определяется статус непризнанных территориальных образований?
Статус непризнанных территориальных образований определяется отсутствием международного признания со стороны других государств, что делает их положение особенным и неопределенным.
Какие признаки имеет непризнанная территория?
Непризнанная территория характеризуется отсутствием полного контроля над своей территорией, нежеланием признавать жителей данной территории гражданами и отсутствием дипломатических отношений с другими государствами.
Какой правовой статус имеют непризнанные территории?
Непризнанные территории не имеют явного правового статуса, так как их независимость и суверенитет не признаны международным сообществом. Однако некоторые непризнанные территории могут иметь ограниченную автономию или специальные международные соглашения.
Какой правовой статус имеют непризнанные территории, возникшие после распада СССР?
Непризнанные территории, возникшие после распада СССР, обычно имеют статус автономных республик или регионов, но их независимость не признана международным сообществом. Эти территории могут иметь свои правительства и символику, но не имеют полной суверенности и независимости.
Как долго продолжает существовать непризнанное государственное образование Нагорно-Карабахская Республика (НКР)?
Непризнанное государственное образование Нагорно-Карабахская Республика (НКР) существует уже более 20 лет. Несмотря на это, ее статус и независимость не признаны международным сообществом и она продолжает оставаться в состоянии конфликта с Азербайджаном.
Каковы основные признаки непризнанной территории?
Основными признаками непризнанной территории являются отсутствие международного признания и неустановленный правовой статус. Такие территории находятся в состоянии политического и правового неопределенности.
Каков правовой статус непризнанных территорий?
Правовой статус непризнанных территорий может быть разным. Он может варьироваться от временной оккупации или аннексии государством-агрессором до причастности к определенному государству на основании исторических и культурных связей. Непризнанные территории могут также претендовать на полную независимость и стремиться к получению международного признания.
Каков правовой статус постсоветских непризнанных территорий?
Постсоветские непризнанные территории обычно возникли в результате распада Советского Союза. Их правовой статус часто сложен и подвержен влиянию международных сил. Некоторые из этих территорий образовали свои собственные непризнанные государства, такие как Приднестровская Молдавская Республика и Республика Абхазия. Другие территории, например Крым, были аннексированы другими государствами.