Михаил Васильевич Ломоносов - ученый энциклопедист
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 20.02.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Эпоха М.В. Ломоносова и историческая обстановка в России XVIII века 3
Михаил Васильевич Ломоносов – первый энциклопедист России 5
Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова 5
Работы ученого в области естественных наук 8
Работы ученого в области литературы и языкознания 13
Деятельность М.В.Ломоносова в народном просвещении 18
Энциклопедичность М.В.Ломоносова как результат труда и пример служения своей родине 21
Заключение 24
Список литературы 27
Ломоносовский период в педагогике и просвещении называют новым периодом русской образованности.Энциклопедичность М.В.Ломоносова как результат труда и пример служения своей родинеВ апреле 1765 года Михаил Васильевич скончался у себя дома на Мойке. Его похоронили на Лазаревском кладбище Александро- Невской лавры. Свою деятельность Ломоносов понимал как продолжение дела образования в России, начатого Петром I. Ломоносов писал: «За то терплю, что стараюсь защитить дело Петра Великого, чтобы научились Россияне, чтобы показали свое достоинство».Замечательный трактат «О сохранении и размножении российского народа» (1761), имеющий общественно-политический характер, по нашему мнению, актуален и в наше непростое время. В нем Ломоносов предложил ряд законодательных и общественных мероприятий, направленных на увеличение народонаселения России путем повышения рождаемости, сохранения родившихся и так далее. Среди обстоятельств, уменьшающих рождаемость, Ломоносов назвал «неравное» (когда в деревнях «малых ребят женят на девках взрослых») и «насильное» («где любви нет») супружество. «Сохранению рожденных» наносят непоправимый вред полное отсутствие медицинского обслуживания, церковный обряд крещения младенцев зимой в холодной воде, совершаемый «невеждами-попами». С иронией описывает Ломоносов церковные праздники, которые принуждают чередовать неумеренное обжорство с изнурительной голодовкой, а также неумеренное пьянство уносят «великое множество человеческих жизней». Много гибло народа от стихийных бедствий. Нес потери российский народ и «живыми покойниками» (так ученый называл крестьян, бежавших в другие государства). Сейчас в двадцать первом веке все происходит по-другому, но проблема демографии стоит не менее остро. Очень не хватает современному обществу М.В.Ломоносова, который вскрыл бы глубокие социальные корни. Михаил Васильевич Ломоносов был крупнейшим и первым истинно русским историком, его исторические взгляды формировались в острой борьбе против норманнской теории, которая отрицала самостоятельное развитие русского народа. Выдвинутая Ломоносовым теория славяно-чудского происхождения Древней Руси была принята и подтверждена позднейшей историографией.М.В.Ломоносов выделял в русской истории периоды становления, роста, упадка и нового, более высокого подъёма и делил историю на шесть периодов. Особый интерес, в свете теории славяно-чудского происхождения Древней Руси представляет первая часть «Древней Российской истории», под названием «О России прежде Рурика».Она состоит из десяти глав.Думая о вкладе в историю ученого-энциклопедиста М.В.Ломоносова, не надо забывать, что его «Древняя Российская история» долгое время оставалась единственным учебником русской истории.Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность, энциклопедичность сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры.Одно перечисление родов занятий великого учёного впечатляет:− химия и физика;− металлургия и горное дело;− астрономия:− география и этнография;− народное просвещение;− история;− языкознание;− ораторское искусство и поэзия;− экономика и социология;− организация науки и производства.Во всех этих направлениях деятельности М.В. Ломоносов проявил выдающиеся знания и способности, что с полным основанием позволяет назвать его «универсальным гением» и «ученым-энциклопедистом».Первый памятник Ломоносову был сооружен ещё в конце XVIII века. Друг и соратник А. Н. Радищева П. И. Челищев вскоре после выхода в свет «Путешествие из Петербурга в Москву» и ссылки Радищева в Сибирь путешествовал по Северу России. Во время поездки он установил на родине учёного деревянный памятник Ломоносову.Профессор Б.И.Бояринцев в своем труде «Великий М.В.Ломоносов: так начиналась русская наука» указывает, что ежегодно Академия наук присуждает две Большие золотые медали имени М.В.Ломоносова. Одну - российскому и другую– зарубежному учёному за выдающиеся достижения в области естественных и гуманитарных наук.Заключение В творчестве Ломоносова с огромной силой и выразительностью раскрылись характерные черты ученого-энциклопедиста: широта взглядов, смелость в подходе к сложным научным проблемам и их осуществлению, в тоже время простота в нем, необыкновенная реальность поставленных целей, большой круг и исключительная значимость решаемых задач.Одним из важных изобретений Ломоносова в области оптики была «ночезрительная труба» (1756-58), которая помогала в темноте отчетливее различать предметы. Михаила Васильевича интересовали также астрономия и геофизика. 26 мая 1761 Ломоносов открыл существование у Венеры атмосферы.Ученый работал с маятником. Он разработал такую конструкцию, которая позволила обнаруживать очень малые изменения направления и амплитуды качаний маятника, тем самым ученый осуществил длительные исследования земного притяжения.Ломоносов уделял значительное внимание развитию в России геологии и минералогии и лично сам произвел большое количество анализов горных пород. Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря. В своем «Слове о рождении металлов от трясения Земли» и в работе «О слоях земных» он проводил идею о закономерной эволюции природы. Затем ученый применил метод, который потом последствие получил в геологии название актуализма. «...Напрасно многие думают, что все, как видим, сначала Творцом создано, — писал Ломоносов, — ...Таковые рассуждения весьма вредны приращению всех наук...»В этой самой работе Ломоносов доказывал существование материка на Южном полюсе Земли – Антарктиду.Ломоносов придавал большое значение развитию российского металлургического производства. Тогда XVIII в металлургия России занимала одно из ведущих мест в мире. В 1763г.Ломоносов опубликовал руководство «Первые основания металлургии или рудных дел». В нем он рассмотрел свойства различных металлов, рассказал о возможных способах их проявления. Наряду с этим Ломоносов занимался физическими условиями «вольного» движения воздуха под землей, в рудниках. Затем он применил результаты этого анализа к процессам, которые происходят в печах, работающих без принудительного дутья. Ученый много сделал для увеличения добычи полезных ископаемых.В 1758г. Ломоносову было поручено «смотрение» за Историческим собранием за Географическим департаментом, Университетом и Академической гимназией при Академии наук. Основной задачей Географического департамента было составление «Атласа Российского». Михаил Васильевич разработал большой план получения физико-географических и экономико-географических данных для составления «Атласа». Способствовали составлению «Атласа» организованные Ломоносовым географические экспедиции. Также он обрабатывал ответы на специальные анкеты, которые были разосланы им в различные уголки страны. В «Рассуждениях о большой точности морского пути» (1759 г.) Ломоносов предложил несколько новых приборов и новых методов для определения долготы и широты данного пункта. В своем сочинении он первый внес предложение организовать международную Мореплавательскую академию для общего решения самых важных научно-технических проблем, возникающих в мореплавании. Ломоносов исследовал льды северных морей и сделал впервые их классификацию. Он многократно подчеркивал политическую и хозяйственную важность для России освоения Северного морского пути. В 1762-63 годах Ломоносов написал «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», а в 1764 — «прибавление» к этой работе «О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану», ученый сопроводил его инструкцией «морским командующим офицерам». Ломоносов предвидел, что «России могущество будет прирастать Сибирью».В области русской словесности существенная заслуга Ломоносова — усовершенствование русского литературного, прозаического и стихотворного языка («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739, «О пользе книг церковных в российском языке», 1755-57). Ломоносов написал грамматику русского языка (1755) и первую риторику на русском языке (краткую, 1748, и пространную, 1748), дал образцы красноречия и поэзии в разных родах и формах (похвальные слова: похвальное слово Елизавете, 1749, Петру Великому, 1755, и др.; оды, духовные, похвальные надписи; стихотворения: экспромты, послания к императрицам Елизавете, Екатеринеи вельможам; эпическая поэма «Петр Великий»; трагедии: «Тамира и Селим», «Демофонт»).Всю жизнь Ломоносов трудился не покладая рук, для пользы и величия Отечества. Обращаясь уже к истории и к будущему, говорил: «Восстани и ходи; восстани и ходи, Россия. Отряси свои сомнения и страхи, и радости, и надежды сполна, красуйся, ликуй, возвышайся!» Как сейчас не хватает этой ломоносовской атмосферы в научных кругах. Культура и воспитание молодежи оставляют желать лучшего. Следует заметить, что смелость, любопытство и доступность информации у современных юношей и девушек направлены не в сторону науки. Михаил Васильевич Ломоносов может служить примером для молодых ученых России 21 века. О своем значении как истинно русского ученого, который заботится не о своей славе, а о славе российской науки, он прекрасно сказал, обращаясь к соотечественникам: «Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия, Невтона не почитайте. Ежели вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопы, а моя слава падет и с вашею».Список литературыВавилов С.И. Михаил Васильевич Ломоносов. М, 1961.Гуковский Г.А. Очерки по истории русской литературы XVIII в. М.; Л., 1936.Гуковский Г.А. Тредиаковский как теоретик литературы // XVIII век. М.; Л. 1964. Сб. 6.Коровин Г.М. Библиотека Ломоносова. М.; Л., 1961.Кузнецов Б.Г. Творческий путь Ломоносова. М., 1952.Лебедев Е. Огонь — его родитель. М., 1976.Летопись жизни и творчества М.В. Ломоносова. М.; Л., 1961.Литературное творчество М.В. Ломоносова, М.; Л., 1962.Ломоносов М.В. Соч. М., 1987.Ломоносов: Сб. статей и материалов. М.; Л., 1940—1961. Т. 1—5.М.В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. М.; Л., 1962. Меншуткин Б.Н. Жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова. М.; Л.. 1947.Морозов А.А. Ломоносов: Путь к зрелости. 1711—1741. М.; Л., 1962. Морозов А.А. М.В. Ломоносов. 1711—1765. Л., 1955. Пояснительная запискаКурсовая работа состоит из трех основных частей, заключения и списка литературы. Основное внимание в работе уделяется личности Михаила Васильевича Ломоносова с точки зрения его учености и энциклопедичности, рассматриваются его заслуги и достижения в различных областях наук. В первой части курсовой работы раскрыта тема эпохи жизни великого ученого. Та среда, в которой он становился как научный человек, оказалась периодом петровских преобразований. Наука, благодаря ученому-энциклопедисту, стала «подниматься». Вторая часть состоит из четырех параграфов, каждый из которых раскрывает определенную грань деятельности М.В.Ломоносова. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова открывает эту основную часть. Все известно о невероятном поступке молодого человека, пришедшего пешком из Холмогор в столицу учиться. Второй параграф «Работы ученого в области естественных наук» систематизирует сведения о работах М.В.Ломоносова в биологии, физике, химии, астрономии. Непросто было ученому публиковать и выполнять задуманное: домашний арест, группы иностранцев в Академии наук. Работы ученого в области литературы и языкознания – третий параграф в основной работе. Имеющийся материал, который доказал гений великого ученого, был обширен и глубок. Анализ его работ в области языка и литературы показал то, что Ломоносов глубоко исследовал грамматику русского языка. Он издал «Российскую грамматику». Первым стал писать оды, одними из главных тем которых стал образ Петра Первого. Ученый занимался риторикой, издал «Краткое руководство к красноречию». Помог настоящим и будущим поэтам, создав «Письмо о правилах русского стихотворства». В четвертом параграфе говорится о деятельности М.В.Ломоносова в народном просвещении. Ученый-энциклопедист М.В.Ломоносов с помощью Шувалова основал Московский университет по западному образцу. В 1761 г написал трактат «О сохранении и размножении российского народа», где выявил проблемы в социальной среде русского народа. Энциклопедичность М.В.Ломоносова как результат труда и пример служения своей родине – заключительная часть нашего исследования. Разнообразный материал работ Ломоносова регулярно доказывал, что личность этого человека уникальна. В этой части отмечается важность энциклопедичности ученого, который многое сделал для нашей страны. Отсюда следует вывод - личность этого человека была фундаментальной. Конец курсовой работы сводится к заключению и списку литературы.
Вавилов С.И. Михаил Васильевич Ломоносов. М, 1961.
Гуковский Г.А. Очерки по истории русской литературы XVIII в. М.; Л., 1936.
Гуковский Г.А. Тредиаковский как теоретик литературы // XVIII век. М.; Л. 1964. Сб. 6.
Коровин Г.М. Библиотека Ломоносова. М.; Л., 1961.
Кузнецов Б.Г. Творческий путь Ломоносова. М., 1952.
Лебедев Е. Огонь — его родитель. М., 1976.
Летопись жизни и творчества М.В. Ломоносова. М.; Л., 1961.
Литературное творчество М.В. Ломоносова, М.; Л., 1962.
Ломоносов М.В. Соч. М., 1987.
Ломоносов: Сб. статей и материалов. М.; Л., 1940—1961. Т. 1—5.
М.В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. М.; Л., 1962.
Меншуткин Б.Н. Жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова. М.; Л.. 1947.
Морозов А.А. Ломоносов: Путь к зрелости. 1711—1741. М.; Л., 1962.
Морозов А.А. М.В. Ломоносов. 1711—1765. Л., 1955.
Вопрос-ответ:
Какая эпоха и историческая обстановка были в России в XVIII веке?
В XVIII веке в России была эпоха просвещения, которая характеризовалась усилением роли науки, образования и культуры. В это время происходили ряд важных исторических событий, таких как реформы Петра I, Екатерины II, Пугачевское восстание, создание Российской империи и др.
Какая была жизнь и деятельность Михаила Васильевича Ломоносова?
Михаил Васильевич Ломоносов был выдающимся российским ученым, поэтом, химиком, физиком, астрономом, геологом, историком и лингвистом. Он родился в 1711 году в деревне в Архангельской губернии и прошел сложный путь от крестьянского сына до академика и организатора научного образования в России. Ломоносов оставил огромный научный наследие и внес значительный вклад в развитие различных областей науки и культуры.
Какие работы Михаила Васильевича Ломоносова были связаны с естественными науками?
Михаил Васильевич Ломоносов сделал значительные открытия и исследования в области химии, физики, астрономии и геологии. Он внес важный вклад в развитие химической науки, открыл закон сохранения массы при химических реакциях, разработал методы анализа и определения химических элементов. Также он проводил исследования в области физики, в том числе изучал свойства света и тепла. В астрономии он занимался изучением движения планет и звезд, а в геологии изучал структуру Земли и происхождение горных пород.
Какая была деятельность Михаила Васильевича Ломоносова в народном просвещении?
Михаил Васильевич Ломоносов активно участвовал в народном просвещении и распространении знаний. Он основал Московский университет, который стал центром научного и культурного развития в стране. Ломоносов разрабатывал программы обучения, создавал новые учебники, внедрял современные методы преподавания. Он также стремился сделать науку и образование доступным для широких масс населения, проводил популярные лекции и организовывал научные экспедиции.
Кто такой Михаил Васильевич Ломоносов?
Михаил Васильевич Ломоносов был русским ученым-энциклопедистом XVIII века. Он был известен своими работами в области естественных наук, литературы и языкознания. Также он активно занимался народным просвещением и считается первым энциклопедистом России.
Какая была обстановка в России XVIII века, когда жил Михаил Васильевич Ломоносов?
В XVIII веке Россия прошла через множество изменений и реформ. В это время Российская империя стала активно развиваться, проводились множество просветительских и научных мероприятий. В этих условиях Михаил Васильевич Ломоносов нашел свое место и смог сделать значительный вклад в развитие науки и культуры России.
Какую роль сыграл Михаил Васильевич Ломоносов в развитии науки в России?
Михаил Васильевич Ломоносов внес огромный вклад в развитие науки в России. Он провел множество исследований и экспериментов в области естественных наук, основал первую российскую академию наук и разработал систему высшего образования. Его работы по физике, химии, астрономии и геологии стали основой для развития этих наук в России.
Что Михаил Васильевич Ломоносов сделал в области литературы и языкознания?
Михаил Васильевич Ломоносов был не только ученым, но и писателем и поэтом. Он написал множество стихотворений и произведений прозы, а также занимался изучением русского языка и языкознанием. Его работы в области литературы и языкознания оказали значительное влияние на развитие русской культуры.
Как Михаил Васильевич Ломоносов просветительский и народный просветитель?
Михаил Васильевич Ломоносов считал народное просвещение одной из своих основных задач. Он основал первые печатные лаборатории в России, где печатались учебники и научные работы на русском языке. Он также активно занимался организацией народных университетов и школ, чтобы распространить знания среди народа и повысить культурный уровень страны.
Кто был Михаил Васильевич Ломоносов?
Михаил Васильевич Ломоносов был известным российским ученым и энциклопедистом XVIII века. Он был первым энциклопедистом России и внес значительный вклад в различные области науки и культуры.
Какова была историческая обстановка в России в XVIII веке?
В XVIII веке Россия прошла через множество значимых событий и изменений. Это было время правления Петра I, который провел ряд реформ и сделал акцент на модернизации страны. Также в то время происходили внутренние и внешние войны, росли влияние России на международной арене и т.д. Эта эпоха была важной для развития науки и культуры.