Развитие мозга ребенка
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 02.03.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Формирование головного и спинного мозга в пренатальном периоде 4
2. Постнатальный период онтогенеза головного и спинного мозга 6
2.1 Онтогенез спинного мозга 6
2.2 Морфологическое и функциональное развитие продолговатого мозга и моста 12
2.3 Морфологическое и функциональное развитие мозжечка 14
2.4 Онтогенез среднего мозга 16
2.5 Онтогенез промежуточного мозга и базальных ядер 17
2.6 Морфологические и функциональные особенности развития коры больших полушарий 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..22
У младенца масса среднего мозга составляет 2,5 г, а егостроение и форма такие же, как и у взрослого. Красное ядро и ядро глазодвигательного нерва хорошо развиты.Часть красного ядра, обеспечивающая передачу импульсов от мозжечка к мотонейронам спинного мозга, развивается раньше, чем мелкоклеточная, через которую передается возбуждение от мозжечка к подкорковым образованиям мозга и к коре больших полушарий. С 2-летнего возраста начинается пигментация красного ядра. Заканчивается этот процесс к 4 годам [5].У младенца черная субстанция представляет собой хорошо выраженное образование, клетки которого дифференцированы и их отростки миелинизированы. Миелинизированы и волокна, которые связывают черную субстанцию с красным ядром. Но в большей части клеток черной субстанции отсутствует характерный пигмент (меланин), появляющийся с 6 месяцев жизни. Он достигает максимального развития к 16 годам. Ряд рефлексов, которые осуществляются при участии среднего мозга, формируется в период внутриутробного развития. Уже на ранних этапах эмбрионального развития отмечены тонические и лабиринтные рефлексы, оборонительные и другие двигательные реакции в ответ на разные раздражения [3].В течение первого года жизни большие полушария оказывают все большее влияние на деятельность других отделов центральной нервной системы. В связи с этим с 4-5 месяцев проявляются произвольные движения, которые контролируются корковыми центрами и осуществляются через пирамидные пути. Движения в это время мало заторможены и проявляются сильнее, чем в следующий период. Торможение, которое появляется, связывают с развитием полосатых тел и коры больших полушарий [1].2.5 Онтогенез промежуточного мозга и базальных ядерКаждая из формаций промежуточного мозга имеет свой темп развития.К 2 меспренатального развития происходит закладка зрительного бугра. К 3 мес различаются таламус и гипоталамус. Между ядрами таламуса на 4-5 мес образуются светлые прослойки развивающихся нервных волокон. Кклетки в это время имеют еще слабую дифференцировку.К 6 месстановятся заметными клетки ретикулярной формации зрительного бугра. Другие ядра зрительного бугра формируются с 6 мес пренатального развития, к 9 месони выражены хорошо. Немного позже происходит их дальнейшая дифференциация. К 4 годам отмечается усиленный рост зрительного бугра, к 13 годамего размеры достигают размеров, как у [2].К 2-3 годам созревают ядра гипоталамуса. К моменту рождения структуры серого бугра еще полностью не дифференцированы, что обусловливает у младенцев и детей первого года жизни несовершенство теплорегуляции. Дифференциация клеточных элементов серого бугра заканчивается позже всего — к 13-17 годам.В процессе развития промежуточного мозга число клеток на единицу площади уменьшается, а размер отдельных клеток и количествопроводящих путей, наоборот, увеличивается [5].По сравнению с корой больших полушарий отмечают более быстрые темпы формирования гипоталамуса. Сроки и темпы его развития близки к срокам и темпам развития ретикулярной формации.О готовности ядер промежуточного мозга к деятельности свидетельствует наличие рефлекторных реакций у младенца на тактильные, вкусовые, обонятельные, температурные и болевые раздражения [2].Развитие базальных ядер.Базальные ядра развиваются интенсивнее, чем зрительные бугры. Бледное ядро (паллидум) миелинизируется ранее полосатого тела (стриатум) и коры больших полушарий. Этот процесс заканчивается до 8 месяцев развития плода. В структурах полосатого тела миелинизация заканчивается только к 11 месяцам жизни. Хвостатое тело в течение первых 2 годов жизни увеличивается в 2 раза, что связывают с развитием у ребенка автоматических двигательных актов [3].Двигательная активность младенца в значительной степени связана с бледным ядром, импульсы от которого вызывают некоординированные движения головы, туловища и конечностей.У младенца паллидум уже имеет множественные связи со зрительным бугром, гипоталамусом и черной субстанцией. Связь паллидума со стриатумом развивается позже, часть стриапалидарных волокон миелинизированы на первом месяце жизни, а другая часть –только к 5 месяцам и позже.Развитие полосатого тела определяет появление мимических движений, позже – умение сидеть и стоять. Так как стриатум влияет на паллидум, то создается постепенное разделение движений. Движения ребенка становятся менее обобщенными и более координированными по мере роста и развития всех отделов головного мозга и коры больших полушарий.Только к концу дошкольного периода устанавливается определенное равновесие корковых и подкорковых двигательных механизмов [1].2.6 Морфологические и функциональные особенности развития коры больших полушарийК моменту рождения конечный мозг является наименее развитым отделом головного мозга. Вследствие этого все жизненные процессы у маленьких детей регулируются главным образом подкорковыми центрами.Поверхность больших полушарий до 4-го месяца развития плода гладкая. На ней отмечается только вдавливание будущей боковой борозды, окончательно формирующейся только к рождению. К образованию складок и бороздприводит рост внешнего коркового слоя, который развивается быстрее внутреннего. В 5 месяцевпренатального развития формируются основные борозды: в начале – боковая борозда, затем – центральная, мозолистая, теменно-затылочная и шпорная. После 6 месяцев – начинают формироваться вторичные борозды.На момент рождения и первичные и вторичные борозды уже хорошо выражены; кора больших полушарий такого же типа строения, как и у взрослого. Но развитие формы и величины борозд и извилин, формирование мелких новых (третичных) борозд и извилиндлится и после рождения. До 5-недельного возраста рисунок коры можно считать завершенным, но полного развития борозды достигают до 6 месяцев [5].У детей с возрастом меняется соотношение между поверхностью мозга и его массой (масса мозга растет быстрее, чем поверхность), между спрятанной (которая находится внутри борозд и извилин) и свободной (которая находится сверху) поверхностью коры больших полушарий. Поверхность ее у взрослого человека составляет 2200-2600 см2, из них1/3составляет свободная и2/3– спрятанная поверхность. У младенца свободная поверхность лобовой части относительно небольшая, она увеличивается с возрастом. Напротив, поверхность височной и затылочной частей сравнительно большая, с возрастом она относительно уменьшается (развитие идет за счет увеличения спрятанной поверхности) [2].На момент рождения у младенцев кора больших полушарий имеет такое же количество нервных клеток (14-46 млрд.), как и у взрослого, хотя по строению они незрелые (имеют простую веретенообразную форму с малым количеством отростков).Серое вещество коры больших полушарий плохо дифференцировано от белого. Кора больших полушарий более тонкая, чем у взрослого; корковые слои слабо дифференцированы, а корковые центры недостаточно сформированы.К 4 месяцам соотношение серого и белого веществ такое же, как иу взрослого.К 9 месяцам миелинизация в большинстве волокон коры больших полушарий достигает значительного развития, за исключением коротких ассоциативных волокон в лобовой части. Становятся более выразительными первые три слоя коры [1].Миелинизация волокон, размещение слоев коры, дифференцировка нервных клеток завершается к 3 годам.Увеличение ассоциативных волокон и образование новых связей между нейронами интенсивно продолжается в младшем школьном возрасте и в период полового созревания. В развитии коры больших полушарий сохраняется общий принцип: сначала формируются филогенетически более древние структуры, а потом более молодые: лобная, нижнетеменная, височно-теменная и теменно-затылочная.Функциональное развитие коры больших полушарий связано с возрастными особенностями формирования условных связей [5].ЗАКЛЮЧЕНИЕУ ребенка головной мозг развивается позже спинного, но его рост и дифференциация продолжаются к юношескому возрасту. Наиболее активно развитие спинного мозганаблюдается у детей в первые 10 летс момента рождения. На протяжении всего периодаразвития эфферентные нейроны развиваются раньше, чем афферентные. Именно поэтому детям легче копировать движения других, чем производить собственные.У детей к моменту рождения кора больших полушарий имеет сходное строение с таковой у взрослых, ноее поверхность с развитием ребенка увеличивается за счет формирования мелких извилин и борозд, которое завершается к 14-15 годам. В первые месяцы жизни кора полушарий растет очень быстро, созревают нейроны, идет интенсивная миелинизация нервных отростков. Миелин выполняет изоляционную функцию и способствует росту скорости проведения нервных импульсов, потому миелинизация оболочек нервных отростков способствует повышению точности и локализации проведения тех возбуждений, которые попадают в мозг, или команд, которые идут на периферию. Процессы миелинизации наиболее активно протекают в первые 2 года жизни. Разные корковые зоны мозга у детей созревают неравномерно, а именно: сенсорные зоны завершают дозревание к 3-4 годам, тогда как ассоциативные зоны лишь с 7 лет начинают интенсивно развиваться и этот процесс длится до 14-15 лет. Наиболее поздно дозревают лобные доли коры, ответственные за процессы мышления и интеллекта.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫВоронова Н. В. Анатомия центральной нервной системы: Учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Воронова,Н. М. Климова, А. М. Менджерицкий – М. : Аспект Пресс, 2006. – 128 с.Прищепа И. М. Возрастная анатомия и физиология / И. М. Прищепа. – Минск: Новое знание, 2006. – 416 с.Котова Г. С. Возрастная анатомия и физиология человека / Г. С. Котова, О. В. Бессчетнова. – Балашов: Изд-во «Фомичев», 2006. – 220 с.Безруких М. М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер –М.: Академия, 2002. – 416 с.Боярчук О. Д. Анатомия и эволюция нервной системы / О. Д. Боярчук. – Луганск: ЛНУ им. Шевченко, 2014. – 399 с.
2. Прищепа И. М. Возрастная анатомия и физиология / И. М. Прищепа. – Минск: Новое знание, 2006. – 416 с.
3. Котова Г. С. Возрастная анатомия и физиология человека / Г. С. Котова, О. В. Бессчетнова. – Балашов: Изд-во «Фомичев», 2006. – 220 с.
4. Безруких М. М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер – М.: Академия, 2002. – 416 с.
5. Боярчук О. Д. Анатомия и эволюция нервной системы / О. Д. Боярчук. – Луганск: ЛНУ им. Шевченко, 2014. – 399 с.
Вопрос-ответ:
Какая роль головного и спинного мозга в пренатальном периоде развития ребенка?
Головной и спинной мозг играют важную роль в пренатальном периоде развития ребенка. Головной мозг формируется первым, затем развивается спинной мозг. Вместе они обеспечивают функционирование нервной системы и контролируют все важные процессы в организме ребенка.
Как происходит развитие спинного мозга в постнатальном периоде онтогенеза?
В постнатальном периоде развития спинной мозг продолжает свое формирование. Происходит укрепление и улучшение связей нервных клеток, что позволяет спинному мозгу более эффективно выполнять свои функции. Этот процесс продолжается в течение всего детства и подросткового периода.
Какие особенности развития можно выделить у моста и продолговатого мозга?
Морфологическое и функциональное развитие моста и продолговатого мозга происходит параллельно. Вместе они контролируют такие важные функции, как дыхание, сердечная деятельность, координация движений и многие другие. У них также происходит укрепление нервных связей и формирование определенных структур, что позволяет им более эффективно функционировать.
Какие особенности развития можно выделить у мозжечка?
Мозжечок является одной из самых важных структур головного мозга. В процессе своего развития он претерпевает значительные изменения. Формируются нервные связи, укрепляются межнейронные контакты, развиваются функции, связанные с координацией движений, поддержанием равновесия и управлением мышечным тонусом.
Как происходит онтогенез промежуточного мозга и базальных ядер?
Онтогенез промежуточного мозга и базальных ядер происходит в период пренатального и постнатального развития ребенка. В этот период происходит формирование нервных связей, укрепление межнейронных контактов и развитие функций, связанных с управлением двигательной активностью и обработкой информации.
Как формируется головной и спинной мозг у плода?
Формирование головного и спинного мозга начинается в пренатальном периоде развития ребенка. Головной мозг формируется из нейральной трубки, из которой затем образуются различные отделы мозга, такие как кора головного мозга, гипоталамус, гиппокамп и другие. Спинной мозг формируется из нейралной гребешка и состоит из спинного мозга и спинного нерва, которые играют важную роль в передаче сигналов между мозгом и остальными частями тела.
Что происходит с головным и спинным мозгом после рождения?
После рождения начинается постнатальный период развития головного и спинного мозга. В этот период происходит усиление и дифференциация нейронных связей, а также рост и созревание отдельных отделов мозга. Головной мозг продолжает формироваться и развиваться в течение детского и подросткового возраста, а спинной мозг претерпевает изменения, связанные с развитием двигательных навыков и координации.
Как развивается мозжечок?
Мозжечок является одним из важных отделов головного мозга и его развитие происходит в течение постнатального периода. Постепенно формируются его субструктуры и устанавливаются связи между ними. Развитие мозжечка связано с координацией движений, равновесием, планированием и контролем над ними. Важно обеспечивать стимуляцию и активизацию мозжечка через разнообразные двигательные активности и игры.