Особенности педагогической работы после кохлеарной имплантации
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 19.03.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ 4
1.1. Характеристика особых образовательных потребностей детей с нарушением слуха 4
1.2. Кохлеарная имплантация и ее особенности 8
1.3. Образовательный потенциал детей с кохлеарными имплантатами 16
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧИ У НЕСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ 25
2.1. Речь имплантированных учащихся на начало обучения в школе 25
2.2. Включение учащихся с кохлеарным имплантом в речевую деятельность 29
2.3. Основные направления работы по формированию устной речи имплантированных учащихся 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Читает слова, предложения и короткие учебные тексты, составленные из знакомого речевого материала. Плохо понимает прочитанное. Отвечает на вопросы по тексту. Выполняет рисунки к тексту. С помощью педагога пишет и читает авторские книги. Умеет набирать текст на компьютере. Математическими навыками владеет удовлетворительно. Решает примеры на сложение и вычитание в пределах 100. Считает медленно. Часто использует счётный материал. Решает простые задачи на сложение и вычитание, увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Текст задачи понимает плохо, испытывает трудности при определении типа задачи, находит и записывает решение. Сравнивает числа с помощью знаков. Считает в прямом и обратном порядке. Знает основные геометрические фигуры, умеет их чертить. Умеет измерять отрезки с точностью до сантиметра, чертить отрезки заданной длины. Знает денежные единицы с точностью до рубля. Считает деньги. Определяет время по часам с точностью до часа. Знакома с действиями «умножение» и «деление». Умеет решать простые примеры на умножение и деление, задачи на умножение и деление. При решении задач испытывает трудности. Знает числа в календаре, дни недели, времена года, их последовательность. Плохо знает название месяцев и их последовательность. Контрольные работы выполняет самостоятельно. Знаниями об окружающей действительности владеет удовлетворительно. Предмет обследует целенаправленно, знания использует в практической деятельности, предметы называет устно, классифицирует предметы, картинки, таблички. Путает обобщающие слова по темам. Различает предметы по форме, цвету, величине. Память слухо – зрительная. Материал заучивает осмысленно, но не достаточно быстро и прочно. Мышление наглядно – действенное, формируется наглядно – образное. Информацию перерабатывает медленно. Значение употребляемых слов понимает, сравнивает и обобщает медленно, с помощью педагога. Внимание произвольное, достаточно устойчивое, привлекается легко. Воображение пассивное. При выполнении творческих заданий, рисунков и поделок девочка часто копирует работы детей группы, затрудняется придумать что-либо самостоятельно.С программой обучения справляется удовлетворительно. Рекомендации- продолжать обучение по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида 2 отделения 2 класса К.Г. Коровина, А. Г. Зикеева, …- продолжать работу над внятностью устной речи и РСВ;- поддерживать интерес к выполнению трудовых поручений;- рекомендовать занятия по развитию мелкой моторики;- развивать творческое воображение;- привлекать к участию в музыкальном коллективе.Саша, 11 лет.На начало обучения в школе самостоятельная речь учащихся с кохлеарным имплантом была не сформирована, отсутствовало или было затруднено понимание обращенной речи, не развита слухоречевая память. В речи присутствовали односложные простые слова (да, нет), Саша пытался имитировать «контур» слов, но словарный запас был значительно снижен. До операции Саша владел дактильной формой речи и на начальном этапе она ему помогала, но постепенно необходимость в ней отпала. Поступившие в 1 класс имплантированные дети - безречевые, с крайне ограниченным словарным запасом и отсутствием простой фразы, с низким уровнем речевого развития.2.2. Включение учащихся с кохлеарным имплантом в речевую деятельностьРеализуя личностно-ориентированный подход в коррекционно-педагогической работе сначала педагоги углубленно изучили эмоциональные, речевые и когнитивные особенности детей. Технологию работы по формированию речи отрабатывали при совместном планировании всех педагогов, работающих с этими детьми. Подключали к работе родителей, которые продолжали работу дома в выходные, праздничные и каникулярные дни. Чтобы пополнять словарный запас на начальном этапе включили такие важные темы, как «Моя семья», « Мой класс», «Времена года», «Учебная деятельность». В школе постоянно осуществляется преемственность в работе между педагогами: учителя – дефектологи помогают воспитателям проводить коррекционную работу во внеклассное время. Речевой материал, который отрабатывает учитель – дефектолог на занятии, на уроках учитель закрепляет и вводит в самостоятельную речь, а воспитатель во внеурочное время и мама дома в игровой и трудовой деятельности закрепляют речевые умения.На начальном этапе работы по формированию речевых умений было важно наладить контакт с детьми, выработать потребность в речевом общении, активно работать над развитием понимания речи. Так как имплантированные дети сначала не хотели вступать в контакт, они пытались изолироваться, оказались в «коммуникационном вакууме», любая стимуляция к речи вызывала у них негатив, педагоги искали пути и средства для создания мотивации к использованию речи: работали над формированием речевых штампов, «оречевлением» желаний, потребностей. Включали имплантированных детей в речевую деятельность на фронтальных занятиях, организовывали ситуации общения с одноклассниками в свободной обстановке.Постепенно в ситуации коллективной деятельности: трудовой (например: ремонт книг в библиотеке), а особенно игровой: на переменах произошел перелом в речевом поведении имплантированных воспитанников. На переменах были организованы подвижные игры с речевым сопровождением: «У медведя во бору», «Море волнуется» и другие. Имплантированные дети стали принимать участие в играх, их выбирали ведущими, им приходилось оречевлять свои действия,адекватно реагировать на речевые инструкции, они вынуждены были обращаться к слышащим сверстникам, а педагоги постоянно оказывали помощь при построении высказывания. На начальном этапе включения детей в речевую деятельность педагогу и детям с сохранным слухом приходилось неоднократно повторять инструкцию, медленно проговаривая слова, постепенно понимание обращенной речи стало развиваться, у имплантированных учащихся накапливался слухоречевой словарь. Работа по формированию речевой активности имплантированных учащихся в коррекционной школе интегрированного типа осуществляется в течение всего времени обучения и носит систематический характер. Во внеклассное время также соблюдается речевой режим, воспитатели контролируют речь ребенка, включают их в речевое общение со слышащими сверстниками. Учителя - дефектологи помогают воспитателям проводить коррекционную работу во внеклассное время, наладить естественное общение с имплантированными воспитанниками.2.3. Основные направления работы по формированию устной речи имплантированных учащихсяОсновными направлениями коррекционной работы по формированию речи имплантированных детей является:выработка потребности в речевом общении;работа над развитием слухового восприятия;формирование звуко-слоговой структуры слова;развитие импрессивного и экспрессивного словаря;развитие слухоречевой памяти;овладение грамматической стороной речи.Работа по формированию произношения и развитию слухового восприятия, осуществляемая на индивидуальных занятиях в 1 классе, включает в себя:работу над восприятием просодики речевых стимулов (сила, высота, ритм, словесное ударение, интонация).работу по восприятию звуков русской речи; развитие навыков обнаружения и локализации звуков в пространстве, различения и опознавания окружающих звуков и речи.различение и опознавание на слух: простых предложений, предложений с однородными членами (подлежащим или дополнением); словосочетаний - существительные, местоимения, числительные, союзы (и,а), частицы (еще); слов, работу по восприятию слов: длина слова, идентификация слов при закрытом и открытом выборе; усложнение структуры предложения; воспроизведение ритмического рисунка фраз – заучивание рифмовок; работу над восприятием текстов: восприятие на слух незнакомых текстов, состоящих из 6-7 коротких предложений; работу над диалогической речью;работу по восприятию шепотной речи с расстояния 2-х метров; занятия по телефону. Необходимо сначала изучить индивидуальные речевые особенности имплантированных учащихся и строить работу, осуществляя индивидуальный подход. Работа по формированию устной речи имплантированных учащихся на индивидуальных занятиях начинается с планирования речевого материала.Опираясь на программы I и II видов, отбирается речевой материал для слуховой тренировки из таких тем, как: «Учебная деятельность», «Организация занятий», «Моя семья», «Мой класс», «Времена года», «Одежда», «Овощи-фрукты», «Пища», «Домашние и дикие животные», «Посуда», «Мебель», «Кухня» и другие. Тема «Учебная деятельность» может включать в себя фразы, например:Ø ЗдравствуйØ До свиданияØ Как тебя зовут?Ø Как твоя фамилия?Ø Сколько тебе лет?Ø Как зовут твою учительницу?Можно спланировать работу по развитию речевого слуха по дням, например: вторник – слушание сказок, среда – слушание музыки, четверг – разговор по телефону с мамой. Начинать надо с воспитания внимания к телефонному звонку, учить слушать сигнал телефона, затем отвечать, когда есть речевой сигнал. На начальном этапе диалоги могут состоять из простых фраз, например:- Мама, привет! - Как дела? - У меня тоже - Я учусь - ПокаЗатем постепенно речевой материал усложняется. Важно учить ребенка вслушиваться в речь мамы. Сначала необходимо отработать фразы по табличкам: в той последовательности, в которой они записаны, вразбивку, вразбивку в ином порядке, а потом включать новую фразу.Структура индивидуального занятия с имплантированными учащимися может быть такой: пример индивидуального занятия, проведенного с учеником 2 класса Сашей К.Тема: Автоматизация звука «Ш». «Одежда», «Зимние забавы».Цели: автоматизировать звук «Ш» в разных позициях в слогах, словах, фразах на материале РСВ. Работать над развитием ритмико-интонационной структуры речи. Упражнять в умении воспринимать, различать на слух новый речевой материал, опознавать знакомый речевой материал, работать над восприятием на слух текста.Ход занятия:I Орг.момент+Здравствуй, Саша У: здравствуйте+ Как дела? У: отлично, а у Вас?+ Хорошо+ Что мы будем делать? У: будем слушать и говорить - Говори все звуки, следи за голосом У: я постараюсьII Работа над дыханием и голосом - Говори гласные звуки кратко У: а о у э и - Скажи слитно У: а______о______у_____э_____и - Повтори слоги со звуком «п» 2 раза У: папапопопупупипипепеIII Тренировка узнавания гласных - Послушай, повтори (шепотом)+ пап, тот, поп, тут, пуп, тит, пип, татIV. – Послушай и узнай звук+Ш_____________ - Послушай, повтори+ШАШОШУ+ШОШОШУ+ШАШОША+Будем играть? У: Да, а как? +Возьми конверт У: А где взять?+ На окне (шепотом) (достает конверт) - Слушай, повторяй, выкладывай+ПА-па-па +па-ПА +па-ПА-па - Послушай слова, подбери ритм, отхлопай+ шапка, шарф, штаны, снежки, варежкиУ: верно? - Это лишняя - Продолжи предложение +Шапка, шуба, шарф – это…. У: одеждаV. Ты хочешь играть? (чудесный мешочек, в мешке шапка, шарф, варежки)У: Что там? + (шепотом) шапка (достаю) - Чья? У: моя - Чей шарф? У: мой? - Чьи варежки? У: не мои, а Ваши - Надень шапку и шарфVI.Физминутка - Ты устал? - Давай отдохнем (выполняют упражнения с движениями)Шли, шли, шлиМы пирог нашли,Сели, поелиИ дальше пошлиVII. Работа над ритмико - интонационной структурой предложения+ Пришла, осень? У: нет, зима+ Зима пришла? У: Да, зима пришла! - А ты любишь зиму? Почему? - Будем работать с текстом, вспоминай ( рассыпной текст) - Послушай, выбери табличку.+Пришла зима (находит табличку, показывает на аппликации)+ На дворе большие сугробы.+Малыши играют в снежки.+ Ребята катаются на санках.+Всем весело! - А ты любишь кататься на санках? У: Я люблю кататься на санках. (убрать таблички) - Послушай текст, повтори (пробует повторить)VIII. Разговор по телефону. (звонит мама) - Алло! - Мама, привет! - Отлично. - Я учусь. Когда ты приедешь? - Хорошо, я тебя люблю, пока.IX – Послушай, повтори слова (шепотом)+зима, снег, снежки, в снежки, шапка, пушистый снег, играют, пришла зима. - Занятие окончено, до свидания.Обучение в классе со слышащими сверстниками, где созданы все необходимые условия для развития речевого слуха и формирования устной речи, а также есть практика речевого общения, дало положительную динамику в формировании устной речи и развитии речевого слуха имплантированных детей. У них постепенно накапливается активный словарь, развивается речевая коммуникация, появляется опыт непосредственного общения и дальнейшей социализации. Мы стали отмечать, что у имплантированных детей появилась речевая активность. А дополнительная коррекционная помощь, которая осуществляется в комплексе, дает положительные результаты в речевом развитии ребенка. Мы радуемся малейшим достижениям наших воспитанников, хвалим за любую попытку оречевить то или иное действие.Организация педагогического сотрудничества включает в себя:изучение индивидуальных, речевых, когнитивных особенностей детей с КИ;совместное планирование речевого материала: учитель – дефектолог/учитель класса/воспитатель; осуществление преемственности в работе между педагогами; активное включение родителей в процесс формирования речи; включение имплантированных учащихся в активную деятельность: учебную, игровую, трудовую.Таким образом, с имплантированными учащимися необходимо вести интенсивную коррекционно-педагогическую работу. Такая работа способна привести к положительным результатам, пробудить у детей желание использовать в общении устную речь. Это позволит детям интегрироваться в речевую среду и социально адаптироваться в общество.Кохлеарная имплантация – это, возможно, единственный шанс для глухого ребенка максимально приблизиться к нормально слышащим сверстникам, пусть не сразу, через несколько лет, но так, чтобы практически ничем не отличаться от них.ЗАКЛЮЧЕНИЕКохлеарная имплантация является эффективным средством реабилитации детей и взрослых с глубокой степенью тугоухости и полной глухотой. Современные модели кохлеарных имплантатов обеспечивают хорошее восприятия устной речи и тем самымполную социальную реабилитацию. Пациенты после кохлеарной имплантации способны воспринимать звуки нормальной громкости и ориентироваться в звуковой среде. Результаты речевой реабилитации зависят от возраста, в котором выполнена операция, индивидуальных особенностей больного. Наиболее перспективным является использование кохлеарных имплантатов у маленьких детей.Таким образом, для грамотной организации образования ребенка с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имнлантом, специалисты должны:- знать особенности слухоречевого развития конкретного ученика и с их учетом уметь видоизменять задания и инструкции;- знать специфические трудности, возникающие у ребенка с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имнлантом, при обучении в условиях общего среднего образования, и уметь адаптировать учебный материал, используемые методы и приемы обучения.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫГилевич, И.М. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе / И.М. Шилевич, Л.И. Тигранова. – Дефектология. – 1995. – № 3. – С. 13 – 17.Зикеев, А.Г. Специальная педагогика: развитие речи учащихся / А.Г. Зикеев, М.: Издательский центр «академия», 2005. – 200 с.Зонтова, О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации / О.В. Зонтова. – СПб : СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2008. – 78 с.Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых. Учебно-методическое пособие. – Каро, 2009. - 192 с.Королева И.В. Учусь слушать и говорить. Комплект пособий Каро 2014 304 с.Королева И.В., Пудов В.И., Жукова О.С. Кохлеарная имплантация -новое направление реабилитации глухих //Дефектология. - 2001. * № 1. - С. 17 -20.Королева И.В., Янн П.А. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов. - Каро, 2013. - 240с.Королева, И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых/ И.В. Королева. - СПб: Каро, 2008. - 752 с.Королева, И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых / И.В. Королева. – СПб: КАРО, 2013. – 752 с.Леве, А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности / А. Леве. - М.: Академия, 2003. - 224 с.Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать!: опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард. 2009 144 с.Носкова Л.П. Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для ВУЗов. - ВЛАДОС, 2004. - 344 с.Соловьева, Т.А. Образование учащихся с нарушением слуха в условиях массовой школы / Т.А.Соловьева. – Альманах ИКП РАО. – 2007. – № 11.Сухова, В.Б. Обучение математике в подготовительном – 4 классах для глухих и слабослышащих детей / В.Б. Сухова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с. Феклистова, С.Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха / С.Н. Феклистова, Л.В. Михайловская, Т.И. Обухова. – Минск: БГПУ, 2011.- 216 с.Шипицына, Л.М. Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе / Л.М. Шипицына. – С-Пб.: Речь. – 203 с.Янн П. Значение и возможности обучения слуховому восприятию после кохлеарной имплантации // Актуальные вопросы логопатологии. Сб. статей. / Под ред. И.В. Королевой. - СПб., 2004. - с.119,121.
2. Зикеев, А.Г. Специальная педагогика: развитие речи учащихся / А.Г. Зикеев, М.: Издательский центр «академия», 2005. – 200 с.
3. Зонтова, О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации / О.В. Зонтова. – СПб : СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2008. – 78 с.
4. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых. Учебно-методическое пособие. – Каро, 2009. - 192 с.
5. Королева И.В. Учусь слушать и говорить. Комплект пособий Каро 2014 304 с.
6. Королева И.В., Пудов В.И., Жукова О.С. Кохлеарная имплантация - новое направление реабилитации глухих //Дефектология. - 2001. * № 1. - С. 17 -20.
7. Королева И.В., Янн П.А. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов. - Каро, 2013. - 240с.
8. Королева, И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых/ И.В. Королева. - СПб: Каро, 2008. - 752 с.
9. Королева, И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых / И.В. Королева. – СПб: КАРО, 2013. – 752 с.
10. Леве, А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности / А. Леве. - М.: Академия, 2003. - 224 с.
11. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать!: опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард. 2009 144 с.
12. Носкова Л.П. Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для ВУЗов. - ВЛАДОС, 2004. - 344 с.
13. Соловьева, Т.А. Образование учащихся с нарушением слуха в условиях массовой школы / Т.А.Соловьева. – Альманах ИКП РАО. – 2007. – № 11.
14. Сухова, В.Б. Обучение математике в подготовительном – 4 классах для глухих и слабослышащих детей / В.Б. Сухова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
15. Феклистова, С.Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха / С.Н. Феклистова, Л.В. Михайловская, Т.И. Обухова. – Минск: БГПУ, 2011.- 216 с.
16. Шипицына, Л.М. Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе / Л.М. Шипицына. – С-Пб.: Речь. – 203 с.
17. Янн П. Значение и возможности обучения слуховому восприятию после кохлеарной имплантации // Актуальные вопросы логопатологии. Сб. статей. / Под ред. И.В. Королевой. - СПб., 2004. - с.119,121.
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеет образовательный процесс у детей с кохлеарными имплантатами?
У детей с кохлеарными имплантатами есть особенности в образовательном процессе, так как им необходим особый подход и методика работы, чтобы они могли успешно учиться и развиваться. Кохлеарная имплантация позволяет восстановить или улучшить слух у детей с нарушением слуха, но это не означает, что они могут нормально слышать как здоровые дети. Поэтому для эффективного обучения им необходима поддержка специалистов и специальные методы обучения, направленные на развитие и совершенствование речи.
Что такое кохлеарная имплантация и чем она особенна?
Кохлеарная имплантация – это хирургическая процедура, при которой установляются электроды внутри уха, которые помогают восстановить или улучшить слух у детей с нарушением слуха. Основное отличие кохлеарных имплантатов от слуховых аппаратов заключается в том, что они напрямую стимулируют слуховой нерв, передавая звуковые сигналы в мозг. Это позволяет детям с имплантатами слышать и воспринимать звуки, что дает им возможность развивать и совершенствовать свою речь.
Какие особенности имеет образовательный потенциал детей с кохлеарными имплантатами?
Дети с кохлеарными имплантатами имеют большой образовательный потенциал, так как им удалось восстановить или улучшить свой слух. Они могут научиться слышать и различать звуки, что является основой для развития речи и коммуникации. С помощью специальной поддержки и работой с речевыми специалистами эти дети могут достичь высоких результатов в развитии своего образовательного потенциала и успешно учиться наравне с другими детьми.
Какие особенности имеет образовательный процесс у детей с кохлеарными имплантами?
Образовательный процесс у детей с кохлеарными имплантами имеет свои особенности. Дети с кохлеарными имплантами нуждаются в специальной педагогической поддержке и технологии обучения, которые учитывают их слуховые потребности и особенности. Они могут использовать слуховой аппарат для восприятия звуков и речи, но иногда им все еще требуется дополнительная помощь и оказывается аудиологическая реабилитация. Образование детей с кохлеарными имплантами должно быть индивидуально ориентированным и предоставлять разнообразные возможности для развития и обучения.
Какова характеристика особых образовательных потребностей детей с кохлеарными имплантами?
Дети с кохлеарными имплантами имеют особые образовательные потребности. Они нуждаются в индивидуализированном подходе к образованию, который учитывает их слуховые потребности. Они могут иметь различные уровни слуховой потери и разные уровни языкового развития. Для обеспечения оптимального образования дети с кохлеарными имплантами часто требуют специальных программ и методик обучения, которые помогут им развить и усовершенствовать свои навыки восприятия речи и коммуникации.
Что такое кохлеарная имплантация и в чем ее особенности?
Кохлеарная имплантация - это хирургическая процедура, при которой внутренний слуховой аппарат заменяется специальным устройством, которое помогает людям с полной или частичной потерей слуха воспринимать звуки и речь. Особенностью кохлеарной имплантации является то, что она восстанавливает слуховую функцию у людей, которые ранее не могли услышать звуки или речь. Кохлеарный имплант состоит из внутренней и внешней части, которые работают вместе для передачи звуковых сигналов во внутренний слуховой аппарат и стимуляции слухового нерва.
Какие особенности образовательного процесса у детей с кохлеарными имплантатами?
Дети с кохлеарными имплантатами имеют особенности восприятия речи и языка, что требует специальных подходов в образовательном процессе. Они нуждаются в дополнительной поддержке и ресурсах для развития речевых навыков и социальной адаптации.
Что такое кохлеарная имплантация и какие особенности она имеет?
Кохлеарная имплантация - это хирургическая процедура, при которой электроды внедряются во внутреннее ухо для стимуляции слуховых нервов. Она позволяет детям с тяжелыми нарушениями слуха получить доступ к звуковым сигналам. Однако имплантация не является гарантией полного восстановления слуха, и дети все равно нуждаются в специальной поддержке для развития речи и коммуникации.