Средства стимулирования учебной деятельности ученика
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 23.03.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Средства и методы стимулирования учебной деятельности учащегося 5
2. Средства активизации учения школьников 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
Задача учителя заключается в том, чтобы обеспечивать не общую активность в познавательной деятельности, а их активность, которая направлена на овладение основными знаниями и способами деятельности.Активизация учащегося есть, самое главное, организация действий учащихся, которые направлены на осознание и решение определенных учебных проблем.Под проблемой понимают всегда знание о незнании, то есть осознание недостаточности знаний для удовлетворения появившейся познавательной потребности.Признаки, которые характеризуют самостоятельнуюработу:присутствие цели самостоятельной работы,присутствие определенного задания,четкое определение формы выражения итога самостоятельной работы,определение формы проверки итога самостоятельной работы,обязательность исполнения работы каждым учащимся, который получил задание.Главным требования к содержательно-логической (внутренней) стороне самостоятельной работы:Содержание заданий должно строго отвечать определенным дидактическим целям обучения и воспитания;Содержание и методический аппарат заданий должны обеспечивать учебно-познавательную деятельность всех степеней познавательной самостоятельности;В работах должны применяться все возможности для введения вариативных заданий, обеспечивающие максимально успешное протекание самостоятельных работ любого ученика.Задача учителя – не только сообщать знания (преподавание), но и управлять процессом их усвоения, воспитывать и содействовать развитию учащегося, формировать у него необходимые личностные качества.Задача ученика – учить и путем самовоспитания совершенствоваться, развивать у себя ценные черты характера иличности.Н.А.Менчинскаявыделяет в управлении процессом учения две формы, отличающиеся степенью активности учащихся.Первая из них подразумевает жесткую регламентацию деятельности учеников, подается ему в готовом виде. Сюда относится обучение на основании алгоритмов.Другая форма управления – направление учащихся не решение поисковых задач, постановки перед ними задач проблемного типа.Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учеников, но и является средством поисковых задач, которое порождает у них интерес и тем самым необходимуюучебную мотивацию.Анализ путей стимулирования познавательной активности в современной школе, разрешил выделить несколько направлений:- становление ученика, как субъекта учебной деятельности;- диалогизация учебного процесса;- личностно-ориентированное взаимодействие;- индивидуализация и дифференциация обучения;- показ ценностии значимости содержания учебного материала;- установление меж - и внутри предметных связей;- привлечение занимательности; применение методов проблемного обучения;- самостоятельная работа учеников;- связь с их личным опытом; организация доброжелательной обстановки в классе; организация ситуации успеха;- педагогический оптимизм, вера учителя в познавательные возможности своих учеников.Более дифференцированы уровни познавательной деятельности и намечены пути ее активизации в исследовании Е.В.Коротаевой. Для учеников, которые имеют нулевой уровень познавательной активности – пассивны, с трудом включаются в работу, привычны к постоянному давлению со стороны педагога, нужно создатьдоброжелательную атмосферу, снять страх перед неправильным ответом.Относительно – активный уровень характеризуется проявлением заинтересованности только в определенных ситуациях, связанных с привлекательностью содержания материала иди формы преподавания. В обучении школьников, имеющих исполнительно–активный уровень, целесообразно применять проблемные задачи, ролевые игры, стимулирующие их активность. Высшим уровнем проявления активности в познавательной деятельности является творческий.Однако, возможности целенаправленного освоения операций мыслительной деятельности в современныхусловиях реализуются не полностью. Главная причина заключается в том, что достижение определенных результатовв обучении не всегда оказывает достаточное влияние на умственное развитие школьников. Учащиеся накапливают определенный запас знаний и навыков, но не умеютпродуктивно их использовать. Соответственно, необходимы дальнейшие исследования для получения количественных данных о позитивном влиянии изучения гуманитарных дисциплин на умственное развитие, активизации познавательной деятельности учащихся.То есть, элементами познавательной деятельности, которые ведут к ее активизации, являются: эмоциональная деятельность на уровне восприятия событий и формирования представлений; мыслительная деятельность, на уровне теоретического осмысления ими явлений и фактов.Познавательная деятельность в дидактике представляется в виде следующего алгоритма: интерес –воля –внимание –мысль –поиск, конечным элементов которого является поискучащимся оптимального метода овладения знаниями. Познавательная деятельность по линии мысль– поиск требует разработки конкретных методических средств, которые направлены на формирование приемовмыслительной деятельности учащихся.На современном этапе в исследованиях сочетаются два основных подхода: дидактический, в котором основное внимание обращено кизучению деятельности учителя и роли методических средств, и психологический, в котором исследуется познавательная деятельность самих учащихся с учетом их психолого-педагогических особенностей. Современная психолого–педагогическая теория считает познавательную деятельность ядром дидактики. Под организацией познавательной деятельности понимается система упорядоченных и последовательных действий учителя и учеников, обеспечивающих создание дидактических условий, выполнения учебной работы и целенаправленное руководство этим процессом.ЗАКЛЮЧЕНИЕСредства и методы стимулирования учебной деятельности выделены в самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях:во-первых, процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности;во-вторых, многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, назначение которых состоит в стимулировании и мотивации учения при одновременном обеспечении усвоения нового материала (учебно-познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования).К кому, как не к своему старшему товарищу, педагогу, обратится ученик за помощью? Чтобы снискать у своих учеников авторитет и уважение, нужно хорошо понимать своих ребят, видеть в них не только будущих мастеров, которым передаешь свой опыт, а прежде всего в каждом - Человека, Личность. Если удастся завоевать уважение, авторитет у своих воспитанников, это большое счастье для педагога .В контексте данной работы педагогическое стимулирование понимается, как интегральное образование системы объективных и субъективных стимулов, побуждающих и направляющих последовательный процесс развития лидерского потенциала старшеклассника, включающий интеллектуальные, эмоциональные и мотивационные структуры личности. В нашем исследовании средства педагогического стимулирования развития духовно-интеллектуального потенциала подростка представлены комплексом стимулирующих ситуаций как совокупности взаимодополняющих методов и приёмов стимулирования, закономерно связанных друг с другом и обеспечивающих достижение педагогических целей, что позволяет классифицировать их как стимулирующие педагогические ситуации.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫВаргас Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости.-М.: Оперант, 2015.-480сГриценко Л.И. Педагогика и психология.-М.: Планета, 2012.-272сЕсина Е. Педагогическая психология.-М.: Научная книга, 2008Инякина И. В. Средства педагогического стимулирования // Молодой ученый. — 2009. — №12. — 371сИсаев Е.И. Педагогическая психология.-М.: Юрайт, 2015.-348сМакаров Ю.А. Введение в педагогическую психологию.-М.: 2015.-96сМолодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии.-СПб.: Питер, 2009Самойлов В.Д. Педагогика и психология.-М.: Юнити-Дана, 2013.-207сСтоляренко Л.Д. Основы педагогики и психологии.-М.: Юрайт, 2015.-134сСударчикова Л.Г. Педагогическая психология.-М.: Флинта, 2015.-320с
1. Варгас Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости.-М.: Оперант, 2015.-480с
2. Гриценко Л.И. Педагогика и психология.-М.: Планета, 2012.-272с
3. Есина Е. Педагогическая психология.-М.: Научная книга, 2008
4. Инякина И. В. Средства педагогического стимулирования // Молодой ученый. — 2009. — №12. — 371с
5. Исаев Е.И. Педагогическая психология.-М.: Юрайт, 2015.-348с
6. Макаров Ю.А. Введение в педагогическую психологию.-М.: 2015.-96с
7. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии.-СПб.: Питер, 2009
8. Самойлов В.Д. Педагогика и психология.-М.: Юнити-Дана, 2013.-207с
9. Столяренко Л.Д. Основы педагогики и психологии.-М.: Юрайт, 2015.-134с
10. Сударчикова Л.Г. Педагогическая психология.-М.: Флинта, 2015.-320с
Вопрос-ответ:
Какие средства можно использовать для стимулирования учебной деятельности ученика?
Для стимулирования учебной деятельности ученика можно использовать различные средства, такие как похвала, награды, система поощрений, интересные методики и игры, использование информационных технологий и интерактивных учебных материалов.
Какие методы можно применить для активизации учения школьников?
Для активизации учения школьников можно применить такие методы, как групповая работа, дискуссии, проектная деятельность, использование внешних ресурсов, индивидуальный подход к каждому ученику, практические задания и эксперименты.
Какую роль играют средства и методы стимулирования учебной деятельности учащегося?
Средства и методы стимулирования учебной деятельности учащегося играют важную роль в образовательном процессе. Они помогают заинтересовать учеников, мотивировать их к учению, развивать их творческие способности и активизировать процесс обучения.
Какой задачей является основная задача учителя в активизации учебной деятельности учащихся?
Основной задачей учителя в активизации учебной деятельности учащихся является обеспечение не только общей активности, но и активности, которая направлена на овладение основными знаниями и способами деятельности.
В чем заключается активизация учащегося и почему она так важна в образовательном процессе?
Активизация учащегося заключается в организации действий учащихся, которые направлены на осознание и решение определенных задач. Она важна, потому что позволяет ученикам активно участвовать в учебном процессе, развивать свои познавательные способности и интерес к учению.
Какие существуют средства стимулирования учебной деятельности ученика?
Средства стимулирования учебной деятельности ученика могут быть различными: похвала и поощрение, игровые элементы, использование интересных материалов и технологий, создание соревновательной атмосферы, разнообразие методов обучения и дифференциация заданий.
Что является главной задачей учителя в стимулировании учебной деятельности ученика?
Главная задача учителя - обеспечить активность учеников в учебе, которая была бы направлена на осознание и решение определенных задач по овладению необходимыми знаниями и умениями.
Какие средства можно использовать для активизации учения школьников?
Для активизации учения школьников можно использовать различные средства: например, интерактивные уроки, работу в парах или группах, использование технологий, игровые элементы, проведение соревнований и т.д.
Какие методы можно применять для активизации учебной деятельности школьников?
Для активизации учебной деятельности школьников можно применять различные методы, такие как: метод проблемного обучения, метод проектов, метод исследования, метод обратной связи, метод коллективного обсуждения и т.д.
Почему активизация учащегося является самым главным в организации учебной деятельности?
Активизация учащегося является самым главным, так как позволяет осуществить организацию действий учащихся, направленных на осознание и решение определенных задач, не только создавая общую активность, но и стимулируя овладение основными знаниями и способами деятельности.
Какими методами можно стимулировать учебную деятельность ученика?
Существует множество методов стимулирования учебной деятельности ученика. Один из них - создание интересного и разнообразного учебного материала, который привлекает внимание ученика и помогает ему лучше усвоить информацию. Другой метод - поощрение и похвала за хорошие результаты и усилия в учебе. Также можно использовать индивидуальные задания и проекты, которые помогут ученику проявить свои таланты и интересы.
Что делать, если ученик не проявляет достаточную активность при изучении материала?
Если ученик не проявляет достаточную активность при изучении материала, важно выяснить причину его неинтереса или пассивности. Возможно, ему не хватает понимания или подходящих методов обучения. В этом случае можно попробовать различные интерактивные методы, такие как игры, дискуссии, групповые проекты. Также полезно установить с учеником индивидуальные цели и сделать учебный процесс более персонализированным и интересным для него.