Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях образовательной интеграции
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 29.03.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА I ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) 6
1.1 Задержки психического развития у детей и принципы их коррекции 6
1.2 Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья как психолого-педагогическая проблема 12
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 16
ГЛАВА II ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ 17
2.1 Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса 17
2.2 Модель социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья 22
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА: 33
Образовательная интеграция и как принцип, регулирующий познание окружающего мира и формирование способности ребенка системно мыслить при решении практических задач. Также они может выступать и как тенденция, формирующая обновленное содержание образования и психолого-педагогическое сопровождение процесса. И в том, и в другом случае основной задачей образовательной интеграции будет выбор основных научных оснований и совершенствование ее функций, рычагов и механизмов.Объектами направлений образовательной интеграции могут выступать знания, идеи, модели, теории, законы, в том числе и сопровождение. Учреждения, которые стали своеобразной экспериментальной площадкой социально-образовательной интеграции, активно используют в своей деятельности принцип открытости и организуют свою деятельность совместно с психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК), осуществляя на этой основе мониторинг состояния здоровья детей с задержкой в развитии психических функций и другими отклонениями. Необходимо упомянуть, что на данный момент процесс социально-образовательной интеграции еще на том уровне, когда ему требуются научно-теоретические обоснования и практическая экспериментальная деятельность. Однако, не смотря на это, уже достаточно накоплен отечественный опыт в данном направлении. Среди такого внедренческого опыта можно упомянуть Е. П. Кузьмичеву, Е. А. Стребелеву, Э. И. Леонгард, М. Л. Любимова и многих других.За последнее десятилетие в таких регионах Российской Федерации как Московском, Лениградском, Красноярском, Челябинском, Нижегородском и Читинском педагоги-новаторы определили наиболее эффективные модели социально-образовательной интеграции. Среди них выделяют интернальную и эксетернальную интеграции.Под интернальной интеграцией понимают интегрированность внутри системы специального образования. При интернальной интеграции считают возможным совместное обучение детей с нарушениями слуха, зрения и интеллекта. Под экстернальной же интеграцией принято подразумевать взаимодействие систем специального и общего образования. Такая модель образовательной интеграции была опробована при совместном обучении обычных детей и детей с задержкой психического развития. Такой опыт в образвании данных категорий детей позволил выделить следующие формы интегрированного обучения:комбинированное (то есть ученик с отклонениями в психической развитии способен обучаться в среде обычных детей, параллельно получая систематическую комплексную помощь со стороны дефектолога, логопеда и психолога);частичное (то есть, когда дети с задержкой психического развития не смогу полностью совместно обучаться со здоровыми детьми по одной образовательной программе, поэтому часть обучения проходит в специализированных средах, а часть – в обычной образовательной среде);временное (то есть дети, которые обучаются в специализированной образовательной среде, и дети, обучающиеся в обычной среде, могу проводить вместе время только в рамках праздников, массовых мероприятий, соревнованиях и т.п.);полное (то есть, когда дети с задержкой психического развития в количестве 1-2-х человек включаются всецело в социально-образовательные процессы среди обычных детей).При полной интеграции дети более мене соответствуют уровню развития обычных детей и с точки зрения созревания психических и психофизиологических функций готовы к такому совместному обучению. В этом случае коррекционно-развивающее сопровождение они получают дома или по месту обучения. Если же ребенок проживает на базе образовательного учреждения, то н в полном объеме должен иметь возможность получать образовательные услуги самых различных направлений (этот перечень должен быт определен, согласован и утвержден на межведомственном уровне). Так же очень важно, чтобы на законодательном уровне перечень этих услуг был закреплен за данным ребенком независимо от образовательного учреждения, в котором обучается ребенок с ЗПР.Бывает, и очень часто, что родители (или законные представители) делают выбор в пользу семейного обучения и воспитания. Тогда, в данном случае оформляется договор с реабилитационным центром или ППМС-центром. При таком обучении специалисты этих центров совместно с педагогами ПСПК разрабатывают для такого ребенка коррекционно-образовательный маршрут, согласовывают его с родителями (законными представителями) и ведут совместную коррекционно-развивающую деятельность.Конечно же в рассмотренных выше случаях практической реализации социально-образовательной интеграции огромное значение от водится психолого-педагогическому сопровождению детей с задержкой психического развития.Идея, цели и задачи такого психолого-педагогического сопровождения имеют ряд особенностей, которые опираются на модель коррекционно-развивающей работы в условиях образовательной среды. На основе этих идей, цели и задач формулируют принципы регулирования коррекционной деятельности, определяют содержание психолого-педагогического сопровождения, аспект позиции психолога в отношении различных участников воспитательно-образовательного процесса, а также пути оценки эффективности деятельности.В ракурсе таких подходов к организации деятельности можно выделить следующие концетп-следствия психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития в условиях социально-образовательной интеграции:Непрерывное систематическое наблюдение статуса ребенка и поступательной динамики его психического совершенствования в процессе воспитательно-образовательного процесса; для осуществления данной задачи используется собранная и конфиденциально хранящаяся в образовательном учреждении информация о жизни ребенка, динамике его психического развития и других сторонах его деятельности; получение и анализ данной информации диктует психолого-педагогическому сопровождению ответственный подход в выборе методов медико-психологической, психологической и педагогической диагностики; в процессе такой деятельности у наблюдающего психолога должны быть четко сформированы представления о том, на каких этапах социально- образовательной интеграции диагностическое тестирование и обследование необходимо и какими средствам оно должно быть осуществлено (необходим также учет правовых, этических аспектов в данной деятельности).Формирование социально-адаптационных и комфортных психологических условий в процессе коррекционно-развивающей деятельности с целью развития личности и успешности обучающихся, включенных в интегрированное образовательное пространство; в связи с эти, на основании данных диагностического тестирования и обследования необходима разработка индивидуальных, а также дифференцированных программ психического развития детей с ЗПР и оптимального психологического развития обычных детей, включенных в воспитательно-образовательный процесс; реализация решения этой задачи психолого-педагогического сопровождения предполагает, что воспитательно-образовательный и коррекционно-развивающий процессы должны строиться по открытым гибким схемам и алгоритмам, а также, в зависимости от психических и психологических особенностей детей, будут возможны их трансформации; Гибкость самого психолого-педагогического сопровождения, которая подразумевает гибкие подходы в деятельности педагогов, дефектологов, логопедов и психологов; их представление должно быть ориентировано не на определенный заданный идеал, а фокусироваться на конкретную личность ребенка с его реальными возможностями и потребностями.Таким образом, мы видим, что тот результат, который призвано обеспечить психолого-педагогическое сопровождение в условиях образовательной интеграции детей с задержками в психическом развитии, а именно психическое здоровье ребенка, должен отражать полноценную коррекционно-развивающую деятельность на всех этапах онтогенеза. Создание социально-психологических и педагогических условий в образовательной среде для каждого ребенка с ЗПР с учетом его личностных особенностей, способных обеспечить успешность его развития, является главной целью психолого-педагогического сопровождения в условиях социально-образовательной интеграции.ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕСопровождение ребенка с задержкой психического развития - это значит идти с ним параллельно, внимательно наблюдая поступательную динамику его психического развития и образовательный способностей. Помимо нужно постоянно предлагать ему осмыслить всевозможные пути этого развития, учитывая его потребности, желания, трудности, с которыми он сталкивается. Необходимо научить ребенка принимать себя таким, какой он есть относиться к себе с любовью и вниманием. Взрослые, окружающие ребенка с ЗПР на всем его коррекционно-развивающем пути должны быть готовы всегда предложить ему оптимальный имеющийся шаблон решения практических ситуаций и подтолкнуть к осмыслению и ответственности самостоятельного выбора за данное принятое решение. Именно в таком психолого-педагогическом сопровождении ребенка с ЗПР в условиях образовательной интеграции на всех этапах воспитательно-образовательного процесса усматривается идея и цель психолого-педагогической поддержки.При осуществлении интегративных процессов в системе образования необходимо различать такие понятия как «интеграция» и «инклюзия». В психолого-педагогической теории и практике ни достаточно близки по сущности и содержанию, но различаются по глубине интеграционных процессов. Под интеграцией принято понимать выборочное включение ребенка с задержкой психического развития в общеобразовательную среду или создание специальной образовательной среды, что подразумевает одновременное или частично одновременное обучение и воспитание детей с ЗПР и обычных сверстников. Инклюзия же предполагает глубокое погружение ребенка в специальную адаптированную образовательную среду, на фоне функционирования всевозможных поддерживающих услуг. Главным отличием инклюзивных подходов является особое специфическое качество воспиательно-образовательной и социально-педагогической среды при максимальной их готовности к личностным, а затем и профессиональным изменениям потребностно-мотивационной сферы и интересов детей данной категории.Необходимы специальные социально-психологические условия для осуществления корекционно0развивающей деятельности по отношению к детям с задержкой психического развития; это направление ориентировано на таких детей с целью определения и корректировки при социальной адаптации к образовательной среде, успешности усвоения знаний и формирования необходимых умений и навыков, предусмотренных программами обучения, а также усвоения ими форм поведения, общения на фоне благоприятного психического статуса и психологического благополучия; в связи с этим должна быть продумана определенная система психолого-педагогических действий, средств и приемов, которые позволяют в полной мере решать задачи коррекционно-развивающей и социально-адаптационной направленности.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ настоящее время проблема интегрированного образования сложна и дискуссионна. Основная ее идея лежит, как в плоскости проблем коррекционно-развивающей и социально-адаптационной деятельности в отношении детей с задержкой психического развития, так и формировании толерантного отношения в современном социуме к лица с ограниченными возможностями здоровья.Эта проблема является поистине проблемой социального характера, так как подразумевает соприкосновение с судьбами и интересами большого количества людей, включенных в различные социальные группы. Особое внимание в решении данной проблемы притягиваю, конечно же, дети. Дети составляют основу будущего общества, поэтому их физическое, психическое и социальное здоровье очень важно для нации. Современное российское общество должно предоставить любому маленькому гражданину право на соответствующее образование, зависящее от его интересов возможностей и потребностей. Такой подход лежит в основе того, насколько быстро и оптимально может быть преодолена дифференциация внутри системы образования, насколько эффективно, экономично и результативно система сможет перейти к внедрению интеграционных технологий в полном и масштабном их использовании.Очень важно в отношении детей в задержкой в психической развитии при условии включения их в интегрированную образовательную среду своевременное выявление онтогенетических отклонений и практической реализации коррекционно-развивающих и социально-адаптационных программ с соответствующим психолого-педагогической сопровождением. Необходима четкая государственная политика, поддерживающая эти поистине революционные трансформации в отечественной системе образования, позволяющая осуществлять полноценную психолого-медико-педагогическую и социальную поддержку данной категории юных граждан их семьям.Ну пути институционного становления образовательного интеграционного направления перед обществом встает еще одна важная задача, заключающаяся в трансформировании отношения обычных граждан к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Эта проблема на пути своего решения, конечно же, имеет как положительный, так и отрицательный опыт. Поэтому данная проблема, стоящая перед обществом и государством, до настоящего времени не теряет своей актуальности.ЛИТЕРАТУРА:Алферова, Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими ДЦП // Дефектология. 2001. №3. С. 10.Гилевич, И.М., Тигранова, Л.И. Если ребенок со сниженным слухом учиться в массовой школе // Дефектология. 1995. №3. С. 39.Гараненко, А. Власти составили прайс-лист московских школьников / Известия от 12 января 2006 года, московский выпуск № 03 / 27044, // Интернет-ресурс: http://izvestiya.ru/moscow/3051575_print (дата обращения: 28.02.2016г.).Громова, О. А. Образовательная сегрегация // Русский журнал / 23.08.2001 // Интернет-ресурс: www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20010823_ (дата обращения: 28.02.2016 г.).Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор. Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ, 2001.Сводина, В.Н. Интегрированное воспитание дошкольников с нарушением слуха // Дефектология. 1998. №6. С. 38.Шевченко, С.Г. Организация специальной помощи детям с трудностями в обучении в условиях дошкольных учреждений, комплексов «Начальная школа – детский сад» // Дефектология. 2000. №6. С. 37.Щербакова, А.М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1996. № 4. С. 24.Щеголь В.И. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ГИМНАЗИИ // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 9. – С. 89-91 // Интернет-ресурс: URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3752 (дата обращения: 27.02.2016).Ярская, В.Н. Стратегии модернизации российского образования // Образование и молодежная политика в современной России. Мат-лы. Всероссийской конференции. СПб. 2002. С. 155-159; она же. Социальная политика в контексте глобализации // Статьи российских социологов для участников русского форума на ХV всемирном конгрессе социологов в Брисбейне, Австралия, 7-13 июля. РИЦ ИСПИРАН. М. 2002. С. 140-145.
1. Алферова, Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими ДЦП // Дефектология. 2001. №3. С. 10.
2. Гилевич, И.М., Тигранова, Л.И. Если ребенок со сниженным слухом учиться в массовой школе // Дефектология. 1995. №3. С. 39.
3. Гараненко, А. Власти составили прайс-лист московских школьников / Известия от 12 января 2006 года, московский выпуск № 03 / 27044, // Интернет-ресурс: http://izvestiya.ru/moscow/3051575_print (дата обращения: 28.02.2016г.).
4. Громова, О. А. Образовательная сегрегация // Русский журнал / 23.08.2001 // Интернет-ресурс: www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20010823_ (дата обращения: 28.02.2016 г.).
5. Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор. Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ, 2001.
6. Сводина, В.Н. Интегрированное воспитание дошкольников с нарушением слуха // Дефектология. 1998. №6. С. 38.
7. Шевченко, С.Г. Организация специальной помощи детям с трудностями в обучении в условиях дошкольных учреждений, комплексов «Начальная школа – детский сад» // Дефектология. 2000. №6. С. 37.
8. Щербакова, А.М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1996. № 4. С. 24.
9. Щеголь В.И. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ГИМНАЗИИ // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 9. – С. 89-91 // Интернет-ресурс: URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3752 (дата обращения: 27.02.2016).
10. Ярская, В.Н. Стратегии модернизации российского образования // Образование и молодежная политика в современной России. Мат-лы. Всероссийской конференции. СПб. 2002. С. 155-159; она же. Социальная политика в контексте глобализации // Статьи российских социологов для участников русского форума на ХV всемирном конгрессе социологов в Брисбейне, Австралия, 7-13 июля. РИЦ ИСПИРАН. М. 2002. С. 140-145.
Вопрос-ответ:
Какие задержки психического развития могут возникать у детей?
У детей могут возникать различные задержки психического развития, такие как задержка речи, задержка мышления, задержка эмоционально-личностного развития и другие.
Какие принципы коррекции задержек психического развития у детей?
Принципы коррекции задержек психического развития у детей включают индивидуальный подход, использование игровых методов, систематичность и постепенность обучения, привлечение родителей к процессу коррекции.
В чем заключается образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья?
Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в включении таких детей в общий образовательный процесс, чтобы они могли получить доступ к образованию, социализироваться и развиваться вместе с остальными детьми.
В чем состоит психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития?
Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития включает в себя оценку потребностей и возможностей ребенка, планирование индивидуальной программы развития, поддержку и помощь в образовательном процессе, сотрудничество с родителями и другими специалистами.
Какие проблемы возникают при организации образовательной интеграции детей с задержкой психического развития?
При организации образовательной интеграции детей с задержкой психического развития возникают проблемы в области организации образовательного процесса, поддержки и сопровождения этих детей, а также взаимодействия с родителями и другими специалистами.
Какие задержки психического развития могут быть у детей?
У детей могут быть различные задержки психического развития, например, задержка в речевом развитии, задержка в когнитивном развитии, задержка в социально-эмоциональном развитии и т.д.
Какие принципы коррекции задержек психического развития применяются?
Один из принципов коррекции задержек психического развития - индивидуальный подход. То есть, каждому ребенку необходимо разработать индивидуальную программу, учитывающую его особенности и потребности. Еще одним принципом является комплексность коррекционной работы, которая включает в себя различные методы и приемы, направленные на развитие всех аспектов психической деятельности ребенка.
Что такое образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья?
Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья - это процесс, который предполагает обучение таких детей вместе с их сверстниками в обычных образовательных учреждениях. Основная цель образовательной интеграции - обеспечить равные возможности для развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.